СПЕЦИАЛЬНЫЙ ДОКЛАД «Молодежь. Выборы. Власть»

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ДОКЛАД «Молодежь. Выборы. Власть»

10 -11 декабря 2018 года в Москве состоялся Общероссийский форум молодежных избирательных комиссий.

18 декабря, 2018

Специальный доклад «Молодежь. Выборы. Власть» составлен межрегиональной рабочей группой по итогам Общероссийского форума молодежных избирательных комиссий (10 -11 декабря 2018 года, Москва).  Авторами доклада сформулирован ряд важных гражданских инициатив и предложений в электоральной и молодежной сферах внутренней политики. 

Среди выводов и предложений, содержащихся в докладе, помимо прочего, декларируется необходимость  ускорить работу над законопроектом «О молодежи и государственной молодежной политике в Российской Федерации», заявляется о целесообразности проведения выборов в молодежные парламенты, иные органы молодежного и школьного самоуправления силами молодежных избирательных комиссий соответствующего уровня, а также говорится о недопустимости вмешательства в электоральную сферу посредством манипулятивных технологий программирования сознания молодых пользователей информационных сетей.

Кроме того, в докладе обосновывается необходимость координации молодежных избирательных комиссий, успешно работающих в 75 регионах России, путем создания молодежного совещательно-консультационного органа при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

«…Сейчас многое меняется. Основная задача у нас ‒ возродить доверие граждан к избирательному процессу. Выборы должны быть свободными, открытыми и прозрачными. Поэтому так важна работа избирательных комиссий любого уровня, и поэтому то, что вы делаете – это очень нужно и важно. Скажу больше, я очень рассчитываю на вашу помощь. Я вижу, что впереди у нас может быть очень масштабная работа, и вы стоите у её истоков, создавая мощную сеть молодежных избирательных комиссий по всей нашей стране. Вам нужно научиться работать без бюрократической волокиты и формализма – быстро, динамично,  творчески, инициативно. А мы готовы в этом вам всеми силами помочь и поддержать…»

Из выступления Председателя ЦИК России Эллы Александровны Памфиловой на Общероссийском форуме молодежных избирательных комиссий.

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ДОКЛАД «Молодежь. Выборы. Власть»

Судьба судьбой, но выбор всегда за тобой!

КТО, ЕСЛИ НЕ МЫ?

Нас почти 36 миллионов. Мы – молодые граждане России. Это наш Дом, нам его строить и оберегать. Это наша Семья, нам ее создавать и защищать. Это наше Отечество, нам ВЫБИРАТЬ, каким будет наше общее Будущее. Мы имеем на это право. За это право отдали жизнь наши отцы и деды. Ради этого стоит жить!

Участие в управлении делами государства – политическое право, которое принадлежит каждому из нас от рождения, но лишь формы его реализации определяются с возрастом. Сегодня каждый из нас, каждый представитель молодежи, имеет реальные возможности для определения не только своего собственного будущего, но и своей малой Родины, региона и даже государства.

Создание условий для развития созидательной активности молодых граждан крайне важно для реализации личностного потенциала. Механизмом реализации данного потенциала могут выступить молодежные избирательные комиссии. Движение молодежных избиркомов стремительно возрождается и набирает обороты на региональном и всероссийском уровнях при поддержке Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации и Российского фонда свободных выборов!

На сегодняшний день в большинстве субъектов Российской Федерации созданы и успешно функционируют молодежные избирательные комиссии при избирательных комиссиях 74 субъектов Российской Федерации. В их состав, по самым скромным подсчетам, входит около 10 тысяч молодых людей с активной гражданской позицией, юридическими навыками и практическим опытом работы в качестве общественных наблюдателей и членов участковых избирательных комиссий.

Главная ценность нашего движения в том, что молодежные избирательные комиссии помогают учиться выбирать свободно, выбирать честно, выбирать достойно. На площадках молодежных избирательных комиссий происходит реальный диалог между поколениями с целью поиска новых смыслов нашего общего будущего.

Изменение отношения молодежи к политике возможно только тогда, когда она сможет почувствовать себя реальным участником и субъектом всех процессов, происходящих в государстве.

Выборы касаются всех. Даже тех, кто еще не родился. Именно на выборах решается настоящее и будущее поколений. Важно понимать, что выборы – это не однодневное мероприятие в день голосования. Выборы – результат ежедневной работы по регулированию управленческих отношений в обществе. Российская молодежь готова стать достойным участником общественно значимой деятельности, связанной с организацией и проведением избирательных кампаний.

МИССИЯ МОЛОДЕЖНЫХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ РОССИИ

Молодежные избирательные комиссии в России сегодня – это сплоченное сообщество активных, неравнодушных, желающих трудиться на благо своей страны молодых граждан, проживающих в различных регионах.

Укрепилось единое внутреннее убеждение, что главнейшей миссией в деятельности молодежных избирательных комиссий является общественная защита избирательных прав молодежи и ее вовлечение в электоральную сферу.

Молодежная избирательная комиссия - постоянно действующий совещательный и консультативный орган при региональной, муниципальной или территориальной избирательной комиссии. Основная задача - содействие избирательной комиссии в деятельности по повышению правовой культуры молодых и будущих избирателей, а также укрепление высокопрофессионального кадрового резерва организаторов выборов.

Все сформированные молодежные избирательные комиссии осуществляют свою деятельность на общественных началах, не являются юридическими лицами.

Молодежный избирком формируется на основе соответствующего постановления комиссии.

Как правило, в компетенцию молодежных избирательных комиссий входят следующие направления деятельности:

  • оказание содействия избирательным комиссиям в вопросах планирования и реализации мероприятий, связанных с повышением правовой культуры и подготовкой кадрового резерва;
  • участие в организации и проведении выборов в органы самоуправления среди молодежи;
  • обеспечение взаимодействия молодежи и молодежных общественных организаций с избирательными комиссиями;
  • проведение мониторинга электоральной активности молодежи.

Команда региональных молодежных избирательных комиссий организует и проводит для молодежи, проживающей даже в дальних регионах и отдаленных муниципальных образованиях нашей страны, различные обучающие, интерактивные мероприятия и акции. Молодежь самостоятельно информирует о выборах, избирательном законодательстве и государственном устройстве простым, понятным и доступным языком для молодых людей. Особенно ценно, что используются передовые образовательные технологии в области организации работы с молодежью.

Постановка проблемы участия молодежи в избирательном процессе и в жизни страны происходит не с далеких и чуждых трибун, а, напротив, от своих сверстников, друзей и единомышленников по убеждениям. В молодежной среде зарождается интерес к обсуждению важных тем, поиску ответов и решений, желание на собственном опыте узнать о том, как в нашей стране существуют и развиваются институты демократии.

Потребность молодежи быть не только услышанной, но и включенной в реальные дела страны, определяет особенно актуальное и важное направление деятельности молодежных избирательных комиссий – непосредственное вовлечение молодых граждан в избирательный процесс. Эффективно применяются следующие формы участия: осуществление общественного наблюдения, работа в средствах массовой информации и избирательных комиссиях различного уровня.

Формирование политического сознания и правовой культуры молодых граждан в условиях стремительного развития мира, в котором увеличивается значение глобального пространства и информационных платформ, стремительно сменяются интересы и потребности молодежи, становится все более сложной и актуальной задачей, требующей системного подхода.

Особое внимание необходимо уделять формированию культуры осознанного выбора до момента фактического получения молодыми гражданами электоральных прав. В целях решения данной задачи накоплен и систематизирован богатый опыт организации и проведения молодежными избирательными комиссиями выборов в органы ученического, студенческого, молодежного самоуправления. Трансляция лучших практик и преемственность опыта задает импульс осознанного вовлечения молодежи в избирательный процесс.

УСПЕШНЫЕ РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ МОЛОДЕЖНЫХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ РОССИИ

Сегодня во многих субъектах Российской Федерации используются различные формы взаимодействия с молодежью.

С 28 декабря 2007 года под эгидой Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в третье воскресенье февраля во всероссийском масштабе проводятся Дни молодого избирателя, в подготовке и проведении которых активно участвуют молодежные избирательные комиссии.

Дни молодого избирателя на всей территории Российской Федерации проводятся избирательными комиссиями, молодежными избирательными комиссиями при поддержке надежных организаций-партнеров, заинтересованных в повышении уровня правовой культуры молодых граждан. Важно отметить, что в рамках организации событий используются различные форматы, адаптированные под конкретные целевые аудитории, а именно: форумы и научно-практические конференции, интерактивные игры и квесты, скайп-семинары и тренинги, олимпиады по избирательному праву и викторины, деловые игры и конкурсы. Для молодежи, голосующей впервые, проводятся торжественные церемонии «посвящения в избиратели», вручаются памятные сувениры.

В преддверии выборов Президента Российской Федерации особый акцент был сделан на работу с избирателями, достигшими 18-летнего возраста. Обусловлено это тем, что необходимо было осведомить молодых избирателей о новациях избирательного законодательства, которые предоставляют возможность голосования по месту нахождения.

В преддверии выборов главы государства одним из важнейших направлений работы молодежных избиркомов стало участие в обучении наблюдателей от общественных палат субъектов Российской Федерации. Ярким примером служит участие членов молодежных избирательных комиссий 4 субъектов Российской Федерации (Архангельская область, Иркутская область, Свердловская область, Томская область) в обучении наблюдателей от Общественной палаты города Москвы, которое состоялось с 26 февраля по 7 марта 2018 года на базе Московской городской Думы.

Нельзя не упомянуть образовательный проект Молодежной избирательной комиссии Свердловской области «Академия избирательных технологий», направленный на обучение молодежи в качестве специалистов широкого профиля – от наблюдателей и до кандидатов. В рамках данного проекта подготовлены к работе на выборах десятки человек.

Участников молодежных избирательных комиссий не случайно называют кадровым резервом избирательных комиссий всех уровней. К примеру, только весной этого года в состав избирательных комиссий разного уровня было включено более 160 человек, имеющих опыт работы в молодежных избирательных комиссиях. Лидирующие позиции занимают: Свердловская область (27 человек), Краснодарский край (25 человек), Архангельская область (19  человек), Челябинская область (23 человека), Тульская область (15 человек),  Республика Мордовия (7 человек).

В отдельных субъектах России (например, в Краснодарском крае и Ульяновской области) успешно созданы молодежные УИКи, полностью состоящие из представителей молодежи.

ПЛОЩАДКИ РАСШИРЕННОГО ФОРМАТА И ОТКРЫТОГО ДИАЛОГА

Наибольшую популярность в молодежной среде на протяжении последних лет сохраняют всероссийские и региональные масштабные образовательные форумы, семинары и научные конференции. Формат создания и моделирования дискуссионной площадки для обсуждения вопросов повышения уровня правовой культуры и электоральной активности, совершенствования и кодификации избирательного законодательства, развития и внедрения технологических новаций в избирательном процессе как накануне голосования, так и в межвыборный сезон позволяет осуществлять взаимное обучение участников, обмен опытом и лучшими практиками. Данные форматы предполагают открытость и предметность общения с ведущими экспертами в электоральной сфере.

Форум молодых и будущих организаторов выборов в Краснодарском крае, организуемый более 20 лет подряд в формате заседания политического клуба, можно привести в качестве примера такой работы. Форум проходит в три этапа: муниципальный, зональный, краевой. В 2018 году в финальном этапе Форума приняли участие шестнадцать команд активных, талантливых, целеустремленных молодых людей, прошедших отборочные этапы на территории своих родных городов и станиц.

В ходе конкурсной программы участникам была предоставлена возможность продемонстрировать свои интеллектуальные и творческие способности. В первых двух конкурсах политразминка и викторина, команды проверяли свои знания по основам федерального и регионального избирательного законодательства. В творческом конкурсе участники показали свои таланты посредством ярких музыкальных выступлений, в которых продемонстрировали юмор и искусство перевоплощения. Данный форум ежегодно привлекает несколько тысяч молодых и активных жителей Кубани, вовлекая их в избирательный процесс с неформальной стороны.

Еще одной площадкой открытого диалога является Фестиваль молодых избирателей «Будущее за молодежью!», проводимый ежегодно с 2007 года в Иркутской области. Опыт, приобретенный организаторами за одиннадцать лет существования Фестиваля, достаточно обширен и позволяет сделать вывод об успешности самого формата мероприятия.

В основе программы Фестиваля заложен игровой формат, представленный интеллектуальными квестами на тему выборов. Данный формат позволяет участникам применить знания, полученные на мероприятиях образовательного формата. Конкурсные и развлекательные этапы при этом выступают связующим элементом, решающим задачи быстрой адаптации участников, знакомства в новых составах команд.

Всероссийский юридический форум «ЮрВолга – 2018» в Ульяновской области – это площадка для самореализации молодых людей, изучающих право. Форум запомнился динамической игрой «Электоральный квест» и дискуссией «Эффективность нового института общественных наблюдателей» с ведущими электоральными спикерами страны. Ключевым вопросом дискуссии стала проблема доверия к институту выборов.

На протяжении всего форума проводилась избирательная кампания по выборам президента молодежного юридического форума «ЮрВолга – 2018». Выборы были организованы в модельных условиях, но при этом максимально приближены к настоящим выборам. В день голосования на избирательном участке работали участковая избирательная комиссия и наблюдатели. Голосование осуществлялось с использованием комплекса обработки избирательных бюллетеней нового образца. После окончания времени голосования избирательной комиссией был произведен подсчет голосов избирателей. Явка составила 86%. Большинство голосов набрал доброволец Российского Фонда Свободных Выборов, который стал президентом форума.

Учитывая богатую региональную практику, особую роль приобретают мероприятия общероссийского формата. Наиболее ярким событием 2018 года в молодежной электоральной системе России стало проведение общероссийского форума «ПОЛЕМИКА» в Челябинской области.

По итогам форума участниками была единогласно принята резолюция, объединившая все идеи и предложения, направлено обращение в адрес Председателя ЦИК России Э.А. Памфиловой с предложением о создании консультативного органа при ЦИК России, главной целью которого может стать организация выборов в органы молодежного самоуправления по всей стране и координация усилий молодежных избирательных комиссий по развитию правовой культуры.

ПРОВЕДЕНИЕ ВЫБОРОВ В ОРГАНЫ МОЛОДЕЖНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Молодежные избирательные комиссии оказывают всестороннюю поддержку в развитии органов молодежного самоуправления, привлекая активную часть молодых граждан к электоральным процессам. Одним из актуальных трендов в деятельности органов молодежного самоуправления в России являются выборы, в организации которых принимают участие молодежные избирательные комиссии.

Существует потребность в установлении единого дня голосования в органы молодежного самоуправления на территории всей страны, что, безусловно, положительно скажется на развитии института молодежного самоуправления в России. Качественные выборы в органы молодежного самоуправления – это не миф, а свершившийся факт и реалии сегодняшнего дня, которые наглядно демонстрируют молодежные избирательные комиссии.

Состоявшийся в этом году единый день голосования на выборах в молодежные парламенты Московской области практически полностью ориентирован на настоящий единый день голосования, который проходит по всей стране во второе воскресенье сентября. Молодежь Московской области получила реальный опыт, смогла апробировать электоральные механизмы на практике и почувствовать их работу в реальности на самом простом и доступном уровне организации голосования. На территории Московской области были организованы избирательные участки, на которых молодые люди в возрасте от 14 до 35 лет могли принять участие в голосовании. В этот день порядка 80 помещений для голосования были открыты для молодых избирателей.

Примечательно, что на каждом избирательном участке работала молодежная избирательная комиссия, сформированная при соответствующей территориальной избирательной комиссии. Члены молодежных избиркомов области традиционно ведут списки избирателей, регистрируют прибывающих на участки молодых людей, выдают бюллетени, подсчитывают голоса и заполняют вполне реальные протоколы. Помощь юным коллегам оказывали представители областной и территориальных избирательных комиссий.

Избирательный процесс на выборах в молодежные парламенты приближен к реальной процедуре выборов. Молодежь ориентирована на мирное, спокойное и осознанное участие в выборах, не стремясь сломить привычные правила и установившийся порядок – именно это показали выборы в молодежные парламенты. Кроме того, об этом свидетельствует отсутствие жалоб в области на процедуру проведения выборов и подсчет голосов.

В октябре 2018 года прошли очередные выборы молодежного парламента Республики Северная Осетия – Алания пятого созыва.  В них приняло участие более 2 тысяч человек. Для вовлечения молодежи в избирательные процессы при территориальных комиссиях были созданы временные молодежные избирательные комиссии, в которые вошли обучающиеся школ. В ходе работы члены молодежных избиркомов зарегистрировали кандидатов и их программы, следили за порядком проведения предвыборной агитации, изготовили списки избирателей и избирательные бюллетени, провели голосование и осуществили подсчет голосов.

Молодые кандидаты из числа обучающихся школ и техникумов Моздока самостоятельно составляли свою предвыборную программу, с публичными выступлениями перемещались по школам. По итогам выборов по одномандатным округам было избрано 11 депутатов по одному от каждой школы, а по партийным спискам депутатские мандаты получили представители двух молодежных партий. Явка на выборах составила почти половину молодых избирателей региона.

Не менее впечатляющие показатели можно наблюдать на выборах в молодежный парламент Свердловской области, которые проводятся с 2011 года. За этот период было проведено 4 избирательных цикла. В 2018 году в выборах приняло участие более 110 тысяч молодых избирателей. Система проведения выборов смешанная. Она представляет собой единый округ на всей территории области и 25 равных одномандатных избирательных округов. Количество избирательных участков с 2010 года сократилось более чем в 2,5 раза и к 2018 году составило 939 мест для голосования. Важным условием борьбы за мандаты стало проведение обязательных дебатов как между избирательными объединениями, так и между кандидатами-одномандатниками.

Следует отметить, что, согласно проведенному добровольцами Российского фонда свободных выборов социологическому исследованию, на выборах процент 14-летних избирателей был достаточно высок и составил около половины от числа принявших участие в голосовании. Это может свидетельствовать о том, что в политику входит поколение электорально активной молодежи, сформировавшееся в новом тысячелетии, в эпоху информационного общества и электронной демократии. Развитие информационных технологий непосредственно влияет на избирательные процессы. Если во “взрослых” выборах технологии электронного голосования еще не применяются, то молодежь России активно тестирует эти системы в своих регионах.

Одни из последних в этом году молодежных региональных выборов - выборы депутатов Молодежного парламента при Саратовской областной думе. Впервые в истории молодежной избирательной комиссии Саратовской области выборы прошли с использованием онлайн-системы голосования. Голосование проходило через систему Polys на личных мобильных устройствах или специальных устройствах, установленных на избирательных участках. В выборах приняли участие более 40 тысяч избирателей, что сделало их крупнейшими в истории онлайн-голосования.

На случай форс-мажорных ситуаций избирком подготовил и бумажные бюллетени, но лишь некоторые участки ими воспользовались. Выборы продлились 7 часов, включая этап подсчета голосов. Результаты огласили сразу по окончании голосования. Общая активность избирателей в ходе электронного голосования составила 36% (14 932 человек).

Преимущество системы Polys в том, что она работает на технологии блокчейн, которая исключает возможность накрутки голосов и фальсификации результатов. В дополнении к этому голоса избирателей шифруются при помощи криптографии таким образом, чтобы никто - будь то злоумышленник, или организатор голосования - не мог узнать личность избирателя и за кого из кандидатов был отдан его голос. Голосование было проведено одновременно в 45 округах. В этот же день был организован и проведен референдум. В его основу лег вопрос о необходимости дальнейшего применения электронного голосования. Более 83% избирателей ответили положительно.

УЧАСТИЕ В РЕГИОНАЛЬНЫХ И ОБЩЕФЕДЕРАЛЬНЫХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КАМПАНИЯХ

Новым этапом работы молодежных избирательных комиссий стало участие в реальном избирательном процессе не только в качестве организаторов или волонтеров на выборах, но и общественных наблюдателей.

При этом, важно отметить, главным делом для нас стало предотвращение возможных нарушений. Выборы на участках под нашим наблюдением проходили в строгом соответствии с действующим законодательством и в атмосфере конструктивного сотрудничества всех участников избирательного процесса.

Представителям молодежных избирательных комиссий из разных регионов страны в течение 2018 года удалось посетить 2 субъекта Российской Федерации с целью осуществления общественного наблюдения на выборах.

При поддержке Российского фонда свободных выборов межрегиональная миссия, состоящая из представителей молодежных избиркомов нескольких российских субъектов, осуществляла общественное наблюдение на выборах Президента Российской Федерации 18 марта 2018 года в городе-герое Севастополе. В мероприятии приняли участие представители 10 регионов.

Благодаря слаженной системе взаимодействия, информация о ходе голосования в режиме онлайн оперативно  поступала в штаб наблюдательской миссии. Было организовано как стационарное наблюдение на избирательных участках, так и мобильное – в составе мониторинговой  рабочей группы под эгидой Уполномоченного по правам человека в Севастополе. По общему мнению, выборы в Севастополе полностью соответствовали «золотому стандарту» общественного наблюдения за выборами, разработанному Общественной палатой Российской Федерации.

Необходимо отметить, что все участники мониторинговой миссии успешно воспользовались новым электоральным механизмом «мобильный избиратель» и проголосовали по месту нахождения.

Позднее команда добровольцев РФСВ успешно реализовала беспрецедентную межрегиональную миссию по общественному наблюдению в единый день голосования 9 сентября 2018 года на территории Псковской области.

Организация межрегионального молодежного общественного наблюдения требовала большой предварительной подготовительной работы и высокого уровня взаимодействия. Более 80 человек из 18 субъектов России участвовали в обучении и наблюдении. На занятиях чередовались теория и практика, разбирались потенциальные нарушения и примеры возможных провокаций. Отдельная тема была посвящена психологическому состоянию наблюдателя в рамках электоральной конфликтологии.

Добровольцы были задействованы не только в самом Пскове, но и на отдаленных избирательных участках Псковской области.

Для координации работы добровольцев был создан ситуационный центр, в который поступала вся информация с избирательных участков. В режиме реального времени кураторы давали консультации и решали текущие задачи. Одновременно с решением основных задач по координации наблюдения, участники ситуационного центра активно работали по информированию граждан о ходе единого дня голосования в регионе.

В ходе заседания избирательной комиссии Псковской области по определению результатов выборов Губернатора Псковской области было объявлено об отсутствии жалоб на процесс голосования и подсчета голосов, а также выражена благодарность коллективу межрегиональной молодежной миссии наблюдателей. Аналогичное мнение было также отражено в официальном письме губернатора Псковской области на имя Председателя ЦИК России Э.А. Памфиловой.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Правовое просвещение в электоральной сфере является приоритетным направлением деятельности молодежных избиркомов, поскольку позволяет транслировать значимую информацию в молодежном пространстве.

В Тульской области важным событием для обучающихся младших классов школ стала учебно-деловая игра «Зачем нужны выборы?», организуемая молодежным избиркомом. Данное мероприятие направлено на повышение электоральной активности родителей обучающихся и повышение правовой грамотности будущих избирателей. Участники в игровой форме узнают: что такое выборы, для чего они необходимы и нужно ли в них принимать участие.

В игровой форме проходит первое в их жизни голосование. Ведущие помогают участникам создать  избирательную комиссию, которая выдает остальным участникам игровые бюллетени, где предлагается ответить на вопрос «Выборы - это интересно?».  Дети, вошедшие в состав избирательной комиссии, подсчитывают голоса, а остальные отвечают на вопросы викторины, подготовленной членами молодежной комиссии. Завершается мероприятие оглашением результатов выборов и вручением памятных сувениров с символикой игры.

Молодежная избирательная комиссия Забайкальского края является инициатором создания Совета школьной молодежи при молодежном избиркоме. Основная цель создания подобных площадок для деятельности неравнодушной молодежи – повышение правовой и политической культуры молодых и будущих избирателей, формирование кадрового резерва молодежных избирательных комиссий, а также выработка осознанного интереса молодежи к выборам.

Электоральный Level-up – яркий пример вовлечения молодых людей в избирательный процесс. В Ульяновской области в формате беседы молодые участники избирательного процесса обсуждали со спикерами вопросы прозрачности и легитимности избирательного процесса, новации в избирательном законодательстве и перспективы развития избирательной системы в целом. Количество участников в 2018 году составило порядка двухсот человек, большая часть из которых была привлечена к участию в выборах в единый день голосования в качестве наблюдателей.

Информационный марафон «Территория возможностей – выбор молодежи» ежегодно проходит в Самарской области с 2013 года. За это время количество участников насчитывает более 50 тысяч человек. Информационные встречи членов молодежного избиркома с ученической и студенческой молодежью в формате личных встреч и презентаций. В ходе встречи участники проводят интерактивную викторину на знание избирательного процесса.

На протяжении нескольких лет молодежной избирательной комиссией Челябинской области реализуется настольная игра «Президент», которая разработана молодежью и наглядно моделирует проведение избирательной кампании по выборам Президента Российской Федерации. Игра прошла несколько этапов доработки, что позволяет ее использовать в актуальной редакции вплоть до настоящего времени. Благодаря игровому формату и элементам неожиданности формируется живой интерес абсолютно у всех категорий молодых людей.

За время реализации данной интерактивно-образовательной программы на территории Челябинской области в игре приняли участие более 12 тысяч человек в рамках проведения отборочных турниров. Ежегодно проводится областной турнир, который собирает молодых участников избирательного процесса со всех муниципальных образований Челябинской области. В заключительном этапе игрового соревнования определяется абсолютный победитель. В будущем году планируется проведение на Южном Урале общероссийского чемпионата по игре "Президент".

Областная олимпиада старшеклассников общеобразовательных учреждений по избирательному законодательству, проводимая в Московской области, позитивно зарекомендовала себя в регионе. Это прекрасная возможность не только повысить уровень собственных правовых знаний, но и уникальный шанс войти в состав молодежных избирательных комиссий Московской области. Олимпиада вызвала большой интерес в молодежной среде. Если в первой олимпиаде, прошедшей в 2014 году, приняли участие более 23 тысяч обучающихся из 58 муниципальных образований Московской области, то в 2018 учебном году в олимпиадное движение включились более 30 тысяч обучающихся из 1106 общеобразовательных учреждений всех муниципальных образований области. Начиная с 2016 года, олимпиада проводится среди обучающихся средних учебных заведений. Многие участники олимпиады входят в составы молодежных избирательных комиссий.

В Томской области олимпиада по избирательному праву проводится ежегодно с 2013 года. Ключевыми организаторами интеллектуальных соревнований выступают Избирательная комиссия Томской области, ОГБУ “Региональный центр развития образования” и молодежная избирательная комиссия. Преимущества данной олимпиады заключаются в том, что организаторы разрешают пользоваться текстом Конституции без комментариев к ней и современными средствами поиска информации, формируя и развивая одновременно несколько ключевых компетенций, необходимых в условиях современного правового общества и государства. Отличие компетентностных заданий состоит в том, что кроме текста Конституции необходимо ориентироваться в других нормативных актах, чтобы ответить на вопросы организаторов.

В олимпиаде участвуют молодые люди, которые уже принимали участие в различных мероприятиях, проводимых в Томской области. Данное событие является «верхушкой» всего комплекса мероприятий политико-правовой направленности, проводимого на территории региона.

Молодежной избирательной комиссией Тамбовской области ежегодно проводятся региональные олимпиады по избирательному праву и избирательному процессу с 2010 года. Избирательная комиссия региона совместно с молодежной комиссией Тамбовской области провела заключительный региональный этап олимпиады, в котором приняли участие около трехсот обучающихся выпускных классов со всего региона.

Участниками всех этапов олимпиады стали более 3 тысяч старшеклассников. Стоит отметить, что участие в олимпиаде дает старшеклассникам дополнительные баллы для личного портфолио обучающегося.

Сотрудничество молодежных избирательных комиссий с образовательными организациями стремительно развивается как по вопросам проведения олимпиад и научно-практических конференций, так и по иным направлениям. Интересный опыт проведения дебатов на базе РАНХиГС наблюдается в работе молодежной избирательной комиссии Нижегородской области. В стенах высшего учебного заведения ежегодно проходят дебаты, посвященные институту выборов. Участие в них принимают практически все высшие учебные заведения столицы региона.

Молодежные избиркомы отдельное внимание уделяют обучению молодых общественных наблюдателей. Молодежный общественный совет при избирательной комиссии Краснодарского края стал инициатором образовательного проекта «Молодежная школа правовой и политической культуры». Для региона это первый уникальный образовательный проект такого масштаба. Участниками каждого занятия в Молодежной школе становилось более тысячи молодых избирателей края. За работой Школы молодые люди и все желающие могли наблюдать в режиме видеоконференцсвязи в студиях муниципальных образований, а также в сети интернет на официальных ресурсах краевой избирательной комиссии.

Все мероприятия в рамках проекта прошли в формате «живых» лекций на площадке краевой избирательной комиссии. В течение трех месяцев ребята приняли участие в 7 специально разработанных лекционных занятиях, которые подготовили эксперты и специалисты различных областей регионального и федерального уровней.

После освоения образовательного курса участники проходили тестирование. В случае успешного выполнения заданий ребята получали сертификаты избирательной комиссии Краснодарского края, которые подтверждали их уверенные знания в области избирательного права и процесса и стимулировали к участию в общественном наблюдении. «Отличников», получивших заветный сертификат, оказалось около половины из семисот человек, принявших участие в финальном тестировании. Проект вновь будет запущен в предстоящем году.

Одним из возможных инструментов повышения правовой культуры в молодежном сообществе является Всероссийский тест по основам избирательного права и процесса, который представляется возможным провести с использованием сетевых образовательных ресурсов. Тест позволит участникам узнать об основах избирательного законодательства и привлечь внимание к избирательному процессу.

В Томской области в мае 2018 года был проведен первый тест по основам избирательного права, организаторами которого стали избирательная комиссия Томской области и молодежная избирательная комиссия при организационной и информационной поддержке областного учреждения «Региональный центр развития образования».

Одно из главных преимуществ подобного теста заключается в том, что в нем смогут принять участие все категории граждан, в том числе маломобильные граждане и лица с ограниченными возможностями здоровья, которые смогут ответить на вопросы и закрепить собственные знания в режиме онлайн, не выходя из дома.

Всероссийский тест по основам избирательного права и процесса может стать важным инструментом массового правового просвещения, освоения базовых навыков избирательного законодательства, осознанного вовлечения в избирательный процесс и повышения электоральной активности молодых и будущих избирателей.

Важной работой молодежных комиссий является работа с людьми с ограниченными возможностями здоровья. Молодежная избирательная комиссия Ставропольского края ежегодно, в том числе в преддверии выборов, проводит семинар, посвященный  особенностям участия лиц с ограниченными физическими возможностями в выборах. Участниками традиционно становятся слабовидящие граждане. Представители молодежной комиссии рассказывают о правовых актах, регулирующих участие в выборах граждан Российской Федерации, являющихся инвалидами, о порядке голосования в помещении для голосования и вне помещения для голосования, а также об избирательных участках, на информационных стендах которых размещаются материалы, выполненные крупным шрифтом и с применением рельефно-точечного шрифта Брайля, используются трафареты для голосования.

Данный формат события направлен не только на решение текущих задач в области правового просвещения, но и на достижение перспективных результатов, таких как активное участие граждан в избирательном процессе. Формирование гражданственности и патриотизма у молодежи будет способствовать решению ключевых задач развития нашего общества: сохранение государственной независимости, преодоление мировоззренческого кризиса, возрождение уважения к государству, обществу, отечественному историческому и культурному наследию. В связи с этим считаем возможным и целесообразным транслировать данный опыт в субъектах Российской Федерации.

ЦЕЛОСТНОСТЬ И СИСТЕМНОСТЬ – ВАЖНЕЙШИЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ МОЛОДЕЖНЫХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ

Одной из важнейших проблем, о которой сегодня идет речь в молодежной среде избирательных комиссий, является вопрос отсутствия четкой структуры в системе молодежных избирательных комиссий России.

В настоящий период в 74 субъектах Российской Федерации созданы региональные молодежные избирательные комиссии.

Особенно остро чувствуется потребность в построении целостной общегосударственной системы молодежных избирательных комиссий. Для этого необходимо завершить процесс формирования региональных молодежных избирательных комиссий во всех российских регионах. Особенно перспективным видится работа по формированию столичных молодежных избирательных комиссий в городах федерального значения: Москве и Санкт-Петербурге.

Кроме того, существует реальная потребность в формировании молодежных избирательных комиссий в столицах всех российских регионов. Подобная система позволит оперативно координировать работу с молодежью в избирательной системе, охватывать вниманием выборы различного уровня. Важно отметить, что только в трети из общего количества регионов имеется развитая система молодежных избирательных комиссий на уровне муниципальных и территориальных избиркомов.

Полагаем, имеет смысл основательно подойти к проработке вопроса о необходимости формирования общероссийской организации в среде молодежных избиркомов, которая смогла бы определить и помочь выстроить четкую работу молодежных избирательных комиссий. Таким объединением, имеющим статус юридического лица, мог бы стать Молодежный общественный совет, состоящий из наиболее активных и ответственных региональных представителей молодежных избиркомов разных уровней. Молодежные избирательные комиссии России готовы к самоорганизации и выражают надежду на поддержку инициативы со стороны ЦИК России и Российского фонда свободных выборов.

Работа объединенной молодежной организации позволила бы эффективно аккумулировать молодежные инициативы, курировать проекты и анализировать эффективность отдельных программ. Особенно важна задача будущего молодежного органа в системе избирательных комиссий по актуализации успешных региональных практик работы с молодыми и будущими избирателями.

Системе молодежных избирательных комиссий России сложно функционировать слаженно и эффективно при отсутствии логично выстроенной целостной структуры, поэтому указанный вопрос является приоритетным на ближайшую перспективу.

НАШИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ

Мы предлагаем следующие основные направления успешного развития системы молодежных избирательных комиссий России:

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ

- расширение взаимодействия с молодежными парламентами всех уровней, активизация работы по выборам в органы ученического, студенческого и общественного молодежного самоуправления;

- разработка концепции «МИК 2020» – комплексный план работы каждой молодежной избирательной комиссии субъекта Российской Федерации на 2019 год, предусматривающий планомерное повышение эффективности, объема полномочий и статуса молодежных избиркомов к 2020 году;

- качественный анализ и обобщение всех региональных практик работы по федеральным округам в Российской Федерации, транслирование лучших из них на общефедеральный уровень;

- регулярное издание специальных докладов, отражающих состояние молодежных практик и инициатив в электоральной сфере;

- ежегодное проведение Общероссийского форума молодежных избирательных комиссий, посвященного анализу наиболее успешных региональных практик молодежных избиркомов;

- развитие рабочих связей с общественными организациями, в частности Российским Союзом Молодежи;

- оформление руководящего органа системы молодежных избирательных комиссий в качестве юридического лица, имеющего статус некоммерческой организации для участия в грантовых и проектных конкурсах;

- формирование «научной роты» в корпусе молодежных избирательных комиссий для проведения общественно-молодежной экспертизы нормативных актов и законопроектов, затрагивающих молодежную и электоральную сферы, выработки отдельных предложений по кодификации избирательного законодательства.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ

- расширение перечня мероприятий, проводимых в Дни молодого избирателя, их проведение на межрегиональном и общефедеральном уровнях;

- распространение программ тестирования по вопросам избирательного права и процесса среди молодежи;

- организация и проведение всероссийского электорального диктанта;

- проведение Всероссийской олимпиады по основам избирательного права и процесса;

- разработка иллюстративных обучающих материалов по основам избирательного права и процесса для обучающихся с целью использования в ходе образовательного процесса.

ОБУЧАЮЩИЕ

- периодическое проведение межрегиональных образовательно-обучающих мероприятий (мастер-классов, семинаров, тренингов) на территории различных субъектов Российской Федерации;

- создание обучающих центров по подготовке молодых общественных наблюдателей на базе молодежных избирательных комиссий субъектов Российской Федерации;

- проведение очных и заочных мероприятий по дополнительному обучению членов молодежных избирательных комиссий.

ПУБЛИЧНЫЕ

- расширение информационной деятельности Союза молодежных избирательных комиссий России с акцентом на социальные сети;

- укрепление доверия к работе молодежных избирательных комиссий в субъектах Российской Федерации путем повышения гласности, публичности и дебюрократизации;

- формирование мотивации в молодежной среде к участию в мероприятиях, проводимых организаторами выборов;

- продолжение стратегии открытого гражданского диалога по вопросам избирательного права и процесса;

- проверка и отладка «социальных лифтов», призванных создать условия для вхождения в состав территориальных, муниципальных и региональных избирательных комиссий актива молодежных избирательных комиссий.

Особую актуальность в нашей работе по повышению уровня правосознания и электоральной культуры российской молодежи придают обострившиеся в последнее время процессы радикализации, вплоть до экстремистских и террористических проявлений.

Как никогда актуальна постановка вопроса о разработке и принятии Федеральной целевой программы повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов в Российской Федерации (аналогично Федеральной целевой программе, действовавшей в 1996-1998 годах на основании Указа Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 года № 228).

Без принятия неотложных системных мер, требующих скоординированных действий Молодежи и Власти, названные негативные процессы предотвратить невозможно, потенциальные последствия угрожают будущему нашей страны.

Важно отметить, что 30 октября Президентом Российской Федерации В.В. Путиным на встрече с председателями избирательных комиссий по случаю 25-летия избирательной системы было заявлено о необходимости расширения практики формирования молодежных представительных органов.

Мы убеждены, что при правильной реализации этой идеи, молодежь может получить эффективную систему «социальных лифтов», поднимающих наших лидеров на уровень общероссийского диалога по острым проблемам молодых и будущих поколений.

Принципиально важно, чтобы продвижение по общественной вертикали молодых лидеров осуществлялось и контролировалось их же сверстниками, наделенными реальным ресурсом доверия и навыками социальной коммуникации.

Только такой подход с ранних лет позволит привить устойчивые навыки электоральной культуры и законопослушного поведения, сформировать установку на легитимность избирательного процесса. Именно поэтому нужно поручить организацию молодежных выборов молодежным избирательным комиссиям.

На региональном уровне уже так и происходит.  Только в столицах и при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации нет молодежных общественных совещательно-консультативных органов.

Предлагаем ЦИК России сделать шаг навстречу молодежи и содействовать созданию молодежного совещательно-консультативного органа при ЦИК России, с помощью которого голос молодежи мог бы быть услышан теми, от кого зависит качество выборов в нашей стране.

Одной из важнейших задач молодежного органа самоуправления в электоральной сфере может стать организация и проведение в общероссийском масштабе выборов в молодежные парламенты и органы школьного и студенческого самоуправления. Задача, конкретно поставленная Президентом России на юбилейной встрече с главами избирательной системы всех уровней, к сожалению, не была трансформирована из стенограммы в прямое поручение тем, кто должен его выполнять в рамках своих полномочий.

Предлагаем ЦИК России свою помощь и поддержку в учреждении и проведении Всероссийской олимпиады по основам избирательного права и процесса. Такая форма правового просвещения наиболее востребована в молодежной среде. Полагаем, что решение на правительственном уровне вопроса о предоставлении дополнительных баллов к основному результату по итогам ЕГЭ победителям всероссийской олимпиады по избирательному праву, проводимой ЦИК России, могло бы существенным образом повысить интерес к этой олимпиаде среди молодежи.

С этой целью целесообразно поручить Министерству просвещения Российской Федерации включить олимпиаду по вопросам избирательного права и избирательного процесса среди обучающихся старших классов образовательных организаций общего образования в официальный перечень олимпиад школьников на предстоящие учебные годы.

Также обращаем внимание ЦИК России на необходимость в целях широкого информирования целевой молодежной аудитории создать на сайте ЦИК России специальный раздел, посвященный работе с молодежью, освещению деятельности молодежных избирательных комиссий. К сожалению, на сегодняшний момент эта информация практически полностью отсутствует на всех сетевых информационных ресурсах Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

Успешный опыт проведения молодежных выборов в подобном формате уже имеется в ряде регионов России, например, в Московской, Свердловской, Челябинской и Новосибирской областях, а также в Краснодарском крае. В середине декабря текущего года состоялись выборы в молодежный парламент на территории Саратовской области, в ходе которых применена система электронного голосования на основе технологии блокчейн. Тем не менее, имеющаяся позитивная практика нуждается в систематизации и переходе от региональной «самодеятельности» к целостной молодежной электоральной политике.

В этой связи мы предлагаем Государственному Совету Российской Федерации рассмотреть вопросы организационно-методического взаимодействия и нормативно-правового обеспечения проведения в общероссийском масштабе единого дня молодежного голосования в органы молодежного школьного и студенческого самоуправления. Проведение единого дня выборов в органы молодежного самоуправления позволит развивать культуру демократических отношений, формировать политическую грамотность, создавать условия для подготовки школьников к участию в политической деятельности, тем самым, воспитывая у подростков понимание того, что многое зависит от них, а они сами могут формировать не только свое будущее, но и будущее своего муниципалитета, региона и страны.

Проблема совершенствования государственной политики в целях защиты избирательных прав молодежи от деструктивного вмешательства в электоральные процессы становится вопросом национальной безопасности, который мог бы стать предметом специального рассмотрения для Совета Безопасности Российской Федерации.

Кроме того, мы предлагаем разработать и подписать Соглашение о сотрудничестве при проведении выборов в молодежные парламенты, иные органы молодежного самоуправления между Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, Министерством просвещения Российской Федерации, Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, Общероссийским общественным объединением «Союз молодежных избирательных комиссий России», Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи» и Российским Фондом Свободных Выборов.

Становлению правовых основ молодежного самоуправления на законодательном уровне способствовало скорейшее завершение работы над законопроектом «О молодежи и государственной молодежной политике в Российской Федерации», давно внесенным в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, а также иными законопроектами (например, о молодежном самоуправлении), годами пылящимися на полках.

На самом деле, а сколько еще Керченских трагедий должно произойти, чтобы народные избранники, наконец-то, задумались всерьез о государственной молодежной политике? И есть еще одно важное обстоятельство, о котором нельзя умолчать. Мы ЗА участие молодежи в управлении страной, но мы ПРОТИВ использования молодежи в политических целях, против манипулирования нами. И это касается всех без исключения! Мы заявляем категорический протест любым попыткам использовать институт молодежных избирательных комиссий в целях какой-либо политической силы, участвующей в выборах.

Мы стоим на страже Закона и интересов всего общества, всего народа. Как известно, высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Наши свободные выборы. Мы их делаем такими…

Мы надеемся, что реализация указанных предложений не только отвечает самым острым вызовам современности, но и вносит свой скромный вклад в будущее избирательной системы нашей страны.

А что думаете и, самое главное, что делаете Вы ради общего блага?! 

Salus populi suprema lex esto Да будет благо народа высшим законом!

Доклад подготовлен редакционной группой
Союза молодежных избирательных комиссий и
Российского фонда свободных выборов
(Илья Пащенко, Григорий Лихолатов, Алексей Песков, 

Вероника Фатхутдинова, Екатерина Федорова)

ОТЗЫВЫ И РЕЦЕНЗИИ

1. В Общественной Палате Российской Федерации внимательно рассмотрен специальный доклад «Молодежь. Выборы. Власть», подготовленный межрегиональной рабочей группой Союза молодежных избирательных комиссий. В официальном отзыве, подписанном членом ОП РФ Максимом Григорьевым, отмечается, что "авторами доклада проделана большая аналитическая работа, представлен на широкое обсуждение ряд важных гражданских инициатив и интересных предложений в электоральной сфере общественной жизни нашей страны. Особую ценность этим идеям придает тот факт, что они не навязаны «сверху», а сформулированы непосредственно молодыми участниками Общероссийского форума молодежных избирательных комиссий".

2. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации дал высокую оценку специальному докладу "Молодежь. Выборы. Власть." Выражена поддержка и надежда на развитие предложений, изложенных в Докладе.

3. Управление Президента Российской Федерации по обеспечению деятельности Государственного Совета Российской Федерации выразило благодарность авторам Доклада и рекомендовало осуществить дальнейшее активное обсуждение и предметную проработку содержащихся в Докладе предложений с учетом позиций организаторов выборов, субъектов законодательного процесса и общественного контроля, заинтересованных общественных объединений.

4. В отзыве Аппарата Совета Безопасности Российской Федерации указывается на то, что "развитие системы молодежных избирательных комиссий и создание молодежных представительных органов позволит повысить уровень правосознания и электоральной культуры молодых людей, а также будет способствовать формированию условий для совершенствования их навыков и проявления лидерских качеств. Работа, которую проводит Российский фонд свободных выборов в сфере молодежной политики, представляется важной и актуальной".