Игорь Богданов

Игорь Богданов  

Игорь Богданов,

исполнительный директор НО «Российский фонд свободных выборов»,

председатель КС НПО по защите избирательных прав граждан,

член ОНМКС при ЦИК России

 

В 2015 году НО «Российский фонд свободных выборов» (далее НО «РФСВ» или Фонд) продолжает реализовывать долгосрочную программу «Организация общественного наблюдения (контроля) за выборами в Российской Федерации» (далее Программа). В основу работы, начатой ещё в 2007 году, положена технология общественной «горячей линии» связи с избирателями. В разное время пункты общественной «горячей линии» функционировали в 80 регионах России. За весь период на них было принято и обработано более 89 тыс. обращений граждан.

С 1 марта 2015 года долгосрочная программа «Организация общественного наблюдения (контроля) за выборами в Российской Федерации» продолжает реализовываться Фондом преимущественно на волонтерской основе и за счет собственных средств. Российский фонд свободных выборов во взаимодействии с Общественными палатами (советами) в субъектах РФ, как и прежде, осуществляет обеспечение развертывания и функционирования сети пунктов общественной «горячей линии» связи с избирателями в период подготовки и проведения избирательных кампаний по выборам в субъектах РФ в единый день голосования 13 сентября 2015 года. Постепенно, начиная с 17 августа, в работу в сети включаются разные регионы. За неделю до дня голосования уже активно функционирует 20 региональных и центральный (г. Москва) пункты. Предположительно на предстоящих выборах работа call-центров «горячей линии» Фонда запланирована в 37 регионах России. Поступающая информация в регионах будет фиксироваться и при необходимости передаваться на центральный пункт для принятия мер реагирования на самом высоком уровне в ЦИК России. Специалисты НО «РФСВ» и эксперты Координационного совета НПО по защите избирательных прав граждан обеспечат контроль за разрешением возникших на местах проблем, связанных с соблюдением избирательных прав и свобод граждан.

Проводимая в рамках реализуемой программы работа выступает значимым этапом в организации работы сети общественной «горячей линии» для ее работы в период подготовки и проведения избирательных кампаний по выборам депутатов Государственной Думы ФС РФ в 2016 году и Президента России в 2018 году.

Содержанием реализуемого проекта выступает организация работы сети пунктов общественной «горячей линии», с одной стороны с целью оказания информационных услуг и коммуникативной поддержки гражданам, оказавшимся в силу определенных причин не способными использовать существующую коммуникативную среду (Интернет и др. формы интерактивных коммуникаций), в социальной и избирательной сферах. С другой - получение от них информации, позволяющей сформировать объективную картину о состоянии дел на местах, в регионах в избирательной и социальной сферах.

Основу разворачиваемой сети пунктов (call-центров) общественной «горячей линии» составляют ее основные элементы, в качестве которых выделяются: центральный пункт «горячей линии» (ЦПГЛ) – разворачивается НО «РФСВ» при поддержке КС НПО по защите избирательных прав граждан. Функционирует постоянно (по рабочим дням с 10:00 до 18:00; время московское), принимая обращения граждан из любой точки России и из заграницы, с целью организации взаимодействия по ним с представителями властных структур, организаторами выборов и другими организациями и учреждениями на федеральном и региональном уровнях (ЦИК России и избирательные комиссии регионов, Общественная палата РФ и Общественные палаты субъектов РФ, администрации регионов, министерства, ведомства и СМИ федерального уровня и т.д.) по вопросам обеспечения полноты реализации прав и свобод граждан; региональные пункты «горячей линии» (РПГЛ) – разворачиваются на основе достигнутых договоренностей с партнерами НО «РФСВ» в субъектах РФ (региональные Общественные палаты, политически неангажированные НКО, учреждения и организации различных форм собственности). Функционируют постоянно (по рабочим дням с 10:00 до 18:00; время местное), принимая обращения от граждан своего региона, с целью организации взаимодействия по ним с представителями властных структур, организаторами выборов и другими организациями и учреждениями на региональном и местном уровнях (избирательные комиссии всех уровней, Общественная палата, администрации региона и представители органов местного самоуправления, министерства, ведомства и СМИ регионального уровня и т.д.) по вопросам обеспечения полноты реализации прав и свобод граждан своего региона. К решению организационных вопросов по открытию пункта общественной «горячей линии» могут привлекаться некоммерческие (НКО, НПО) организации, научно-образовательные учреждения, а в исключительных случаях – производственные или коммерческие структуры, на базе которых возможно организовать работу по приему обращений от граждан региона.

Суть деятельности каждого разворачиваемого пункта общественной «горячей линии».  и всей сети заключается в удовлетворении потребности граждан в информации особого рода (избирательная сфера) и скорейшей маршрутизации претензий от них в социальной и избирательной сферах к представителям органов государственной власти и местного самоуправления, от принятия решений которыми зависит устранение проблем и конфликтов. В значительно степени именно коммуникативная функция, реализуемая в проекте, выступает основным содержанием правозащитной деятельности.

Бесперебойное и эффективное по времени функционирование пункта общественной «горячей линии» возможно только на основе специально разработанного программного обеспечения «СПО-HotLine-2014», при помощи которого операторы регистрируют и обрабатывают обращения граждан в полуавтоматическом режиме. Данное программное обеспечение разработано сотрудниками НО «РФСВ» и успешно внедрено в практику работы общественной «горячей линии» в ходе прошедшего в 2011-2012 годах федерального цикла избирательных кампаний. Установка этого программного обеспечения на рабочий компьютер оператора пункта «горячей линии» является необходимым условием функционирования «горячей линии».

Эффективное функционирование общественной «горячей линии», разворачиваемой в рамках проекта, обусловлено наличием заранее выстроенной системы конструктивного взаимодействия представителей гражданского общества с органами государственной власти и местного самоуправления, организаторами выборов и их активными участниками, правоохранительными органами, общественностью и СМИ. Наличие таких коммуникационных каналов превращают общественную «горячую линию» в действенный инструмент правозащитной деятельности и оказания существенной помощи граждан. Именно наличие заранее выстраиваемой системы конструктивного взаимодействия «горячей линии» с значимыми субъектами принятия управленческих решений в социальной и избирательной сферах выступает в качестве особенности разворачиваемой «горячей линии» и существенно отличают её от других порталов сбора информации.

Разворачиваемая сеть общественной «горячей линии» способна стать значимым средством расширения возможностей обеспечения прав и свобод граждан, а информация, полученная от них, может быть положена в основу выстраивания публичного общественного рейтинга регионов в вопросах эффективности удовлетворения запросов граждан и решения их проблем в социальной и избирательной сферах (электоральный рейтинг регионов и избирательных кампаний).

Предлагаемая классификация электоральный рейтинг регионов (избирательных кампаний) – позиция региона (избирательной кампании) по сравнению с другими, зависящая от оценки электоратом избирательного процесса, процедуры голосования и ощущения своей релевантности в них. Расчёт электорального рейтинга проводится при равенстве определенных условий, главным из которых является функционирование на выборах регионального пункта общественной «горячей линии» связи с избирателями НО «РФСВ». Наличие в регионе на выборах функционирующего пункта общественной «горячей линии» выступает значимым фактором предотвращения нарушений избирательного законодательства, действенным механизмом обеспечения прав, свобод граждан и неоспоримым свидетельством готовности представителей власти, организаторов выборов взаимодействовать с гражданским обществом, обеспечивая чистоту и прозрачность выборов.

В основу построения электорального рейтинга положены следующие принципы:

систематические и свободные выборы признаются наиболее демократичной системой замещения руководящих постов в любых общностях людей;

процедура выборов базируется на основных законах сообщества, применяющего её (конституция и избирательное законодательство: федеральное и региональное);

избиратель – главное действующее лицо на выборах. Его оценка происходящего – наиболее верный инструмент познания истинного положения дел в избирательной сфере и главный ориентир в работе активных участников избирательного процесса.

Цифровое выражение рейтинга, рассчитывается на основе информации, полученной от избирателей, и объективных сведений избирательных комиссий: а) объективные данные: количество избирателей, количество участковых избирательных комиссий (УИК), явка избирателей в долях от единицы; б) сведения с общественной «горячей линии»: количество обращений за информацией в сфере выборов, количество сигналов и претензий в избирательной сфере, количество сигналов и претензий в социально-бытовой сфере, законодательные инициативы и другие вопросы, общее количество принятых обращений.

Рассчитываемая величина электорального рейтинга в целом и отдельных его критериев не могут выступать в качестве инструмента оценки деятельности организаторов выборов и их активных участников. В значительной степени электоральный рейтинг отражает уровень активности участников избирательного процесса (избиратели, власть, организаторы выборов, политические партии, избирательные объединения и кандидаты) в вопросах заботы об обеспечении полноты реализации избирательных прав и гражданских свобод избирателей на проходящих выборах.

Более того, некоторые критерии электорального рейтинга (например, индекс доступности информации о работе общественной «горячей линии» (ИД) – количество обращений от 1 тыс. избирателей при наличии функционирующего пункта общественной «горячей линии») являются специфическими и в большей степени характеризуют эффективность информационно-разъяснительной работы организаторов пункта «горячей линии» в регионе (общественной организации, на базе которой развернут пункт «горячей линии»). Так, например, в Санкт-Петербурге благодаря подписанному Соглашению между НО «РФСВ» (И.В. Богданов) и Санкт-Петербургской избирательной комиссией (А.С. Пучнин), после восьми летнего перерыва, на выборах 14 сентября 2014 года общественная «горячая линия» Фонда вновь стала доступна для санкт-петербуржцев. Отсутствие у партнеров НО «РФСВ» (РОО содействия профориентации и занятости молодежи «Правый берег») в этом субъекте Российской Федерации опыта работы по доведению до граждан контактов регионального и центрального пунктов общественной «горячей линии», несмотря на существенную поддержку Санкт-Петербургской избирательной комиссии через свой сайт и Информационный центр, не позволили реализовать потенциал функционировавшего «call-центра» в полном объеме.

Электоральный рейтинг НО «РФСВ» имеет ряд преимуществ, к которым можно отнести возможность проведения общественностью в рамках действующего избирательного законодательства независимого сравнительного анализа регионов и избирательных кампаний в рамках одного единого дня голосования (метод срезов) или в течение определенного временного интервала (лонгитюдный метод). Рейтинг, выстроенный на основе сведений с общественной «горячей линии» и объективных данных избиркомов, может выступать инструментом обратной связи избирателей с организаторами и участниками выборов, а также средством мотивации активных участников избирательного процесса к повышению эффективности своей работы на благо граждан.

Применение на практике разработанного подхода будет и далее реализовываться Фондом в рамках долгосрочной программы «Организации общественного контроля (наблюдения) на выборах в Российской Федерации», когда после каждого единого дня голосования широкой общественности будет представляться электоральный рейтинг регионов. Готовность к участию в этой программе региональной общественности, представителей власти, организаторов выборов и их активных участников, проявляющаяся в открытии и поддержке на выборах своего пункта независимой общественной «горячей линии» в том числе может выступать в качестве меры оценки открытости и прозрачности проходящей избирательной кампании.

Проводимая в рамках проекта работа направлена на дальнейшее развитие диалога между гражданами, институтами гражданского общества и государственными органами, как основы формирования доверия к власти и механизму её избрания.



НО «Российский фонд свободных выборов»

 

 

 
Сергей Румянцев

О наблюдателях, реальных и не очень

 
Сергей Миронов

Видеокамеры на избирательных участках — это не дань моде

 
Джульетто Кьеза

Отравленные стрелы летят в Россию

 
Дмитрий_Орлов
Региональные уровни конкуренции на выборах 14 сентября 2014 года
 
Александр Игнатов

Ведение агитационной кампании не традиционными методами явление для России не новое. Вопрос в том - насколько это противозаконно.

 

Удобен ли избирателю перенос выборов в Госдуму с декабря на сентябрь 2016 года?

 
Игорь Борисов
Международная конференция «Избирательные процессы на пространстве Содружества Независимых Государств»
 
Дмитрий_Орлов
100 ведущих политиков России в декабре 2013 года.
 
Михаил Нейжмаков

Региональные выборы-2015: не «репетиция», а «разведка боем»