Игорь Богданов

Игорь Богданов  

Игорь Богданов,

исполнительный директор НО «Российский фонд свободных выборов»,

председатель КС НПО по защите избирательных прав граждан,

член ОНМКС при ЦИК России

 

В 2015 году НО «Российский фонд свободных выборов» (далее НО «РФСВ» или Фонд) продолжает реализовывать долгосрочную программу «Организация общественного наблюдения (контроля) за выборами в Российской Федерации» (далее Программа). В основу работы, начатой ещё в 2007 году, положена технология общественной «горячей линии» связи с избирателями. В разное время пункты общественной «горячей линии» функционировали в 80 регионах России. За весь период на них было принято и обработано более 89 тыс. обращений граждан.

С 1 марта 2015 года долгосрочная программа «Организация общественного наблюдения (контроля) за выборами в Российской Федерации» продолжает реализовываться Фондом преимущественно на волонтерской основе и за счет собственных средств. Российский фонд свободных выборов во взаимодействии с Общественными палатами (советами) в субъектах РФ, как и прежде, осуществляет обеспечение развертывания и функционирования сети пунктов общественной «горячей линии» связи с избирателями в период подготовки и проведения избирательных кампаний по выборам в субъектах РФ в единый день голосования 13 сентября 2015 года. Постепенно, начиная с 17 августа, в работу в сети включаются разные регионы. За неделю до дня голосования уже активно функционирует 20 региональных и центральный (г. Москва) пункты. Предположительно на предстоящих выборах работа call-центров «горячей линии» Фонда запланирована в 37 регионах России. Поступающая информация в регионах будет фиксироваться и при необходимости передаваться на центральный пункт для принятия мер реагирования на самом высоком уровне в ЦИК России. Специалисты НО «РФСВ» и эксперты Координационного совета НПО по защите избирательных прав граждан обеспечат контроль за разрешением возникших на местах проблем, связанных с соблюдением избирательных прав и свобод граждан.

Проводимая в рамках реализуемой программы работа выступает значимым этапом в организации работы сети общественной «горячей линии» для ее работы в период подготовки и проведения избирательных кампаний по выборам депутатов Государственной Думы ФС РФ в 2016 году и Президента России в 2018 году.

Содержанием реализуемого проекта выступает организация работы сети пунктов общественной «горячей линии», с одной стороны с целью оказания информационных услуг и коммуникативной поддержки гражданам, оказавшимся в силу определенных причин не способными использовать существующую коммуникативную среду (Интернет и др. формы интерактивных коммуникаций), в социальной и избирательной сферах. С другой - получение от них информации, позволяющей сформировать объективную картину о состоянии дел на местах, в регионах в избирательной и социальной сферах.

Основу разворачиваемой сети пунктов (call-центров) общественной «горячей линии» составляют ее основные элементы, в качестве которых выделяются: центральный пункт «горячей линии» (ЦПГЛ) – разворачивается НО «РФСВ» при поддержке КС НПО по защите избирательных прав граждан. Функционирует постоянно (по рабочим дням с 10:00 до 18:00; время московское), принимая обращения граждан из любой точки России и из заграницы, с целью организации взаимодействия по ним с представителями властных структур, организаторами выборов и другими организациями и учреждениями на федеральном и региональном уровнях (ЦИК России и избирательные комиссии регионов, Общественная палата РФ и Общественные палаты субъектов РФ, администрации регионов, министерства, ведомства и СМИ федерального уровня и т.д.) по вопросам обеспечения полноты реализации прав и свобод граждан; региональные пункты «горячей линии» (РПГЛ) – разворачиваются на основе достигнутых договоренностей с партнерами НО «РФСВ» в субъектах РФ (региональные Общественные палаты, политически неангажированные НКО, учреждения и организации различных форм собственности). Функционируют постоянно (по рабочим дням с 10:00 до 18:00; время местное), принимая обращения от граждан своего региона, с целью организации взаимодействия по ним с представителями властных структур, организаторами выборов и другими организациями и учреждениями на региональном и местном уровнях (избирательные комиссии всех уровней, Общественная палата, администрации региона и представители органов местного самоуправления, министерства, ведомства и СМИ регионального уровня и т.д.) по вопросам обеспечения полноты реализации прав и свобод граждан своего региона. К решению организационных вопросов по открытию пункта общественной «горячей линии» могут привлекаться некоммерческие (НКО, НПО) организации, научно-образовательные учреждения, а в исключительных случаях – производственные или коммерческие структуры, на базе которых возможно организовать работу по приему обращений от граждан региона.

Суть деятельности каждого разворачиваемого пункта общественной «горячей линии».  и всей сети заключается в удовлетворении потребности граждан в информации особого рода (избирательная сфера) и скорейшей маршрутизации претензий от них в социальной и избирательной сферах к представителям органов государственной власти и местного самоуправления, от принятия решений которыми зависит устранение проблем и конфликтов. В значительно степени именно коммуникативная функция, реализуемая в проекте, выступает основным содержанием правозащитной деятельности.

Бесперебойное и эффективное по времени функционирование пункта общественной «горячей линии» возможно только на основе специально разработанного программного обеспечения «СПО-HotLine-2014», при помощи которого операторы регистрируют и обрабатывают обращения граждан в полуавтоматическом режиме. Данное программное обеспечение разработано сотрудниками НО «РФСВ» и успешно внедрено в практику работы общественной «горячей линии» в ходе прошедшего в 2011-2012 годах федерального цикла избирательных кампаний. Установка этого программного обеспечения на рабочий компьютер оператора пункта «горячей линии» является необходимым условием функционирования «горячей линии».

Эффективное функционирование общественной «горячей линии», разворачиваемой в рамках проекта, обусловлено наличием заранее выстроенной системы конструктивного взаимодействия представителей гражданского общества с органами государственной власти и местного самоуправления, организаторами выборов и их активными участниками, правоохранительными органами, общественностью и СМИ. Наличие таких коммуникационных каналов превращают общественную «горячую линию» в действенный инструмент правозащитной деятельности и оказания существенной помощи граждан. Именно наличие заранее выстраиваемой системы конструктивного взаимодействия «горячей линии» с значимыми субъектами принятия управленческих решений в социальной и избирательной сферах выступает в качестве особенности разворачиваемой «горячей линии» и существенно отличают её от других порталов сбора информации.

Разворачиваемая сеть общественной «горячей линии» способна стать значимым средством расширения возможностей обеспечения прав и свобод граждан, а информация, полученная от них, может быть положена в основу выстраивания публичного общественного рейтинга регионов в вопросах эффективности удовлетворения запросов граждан и решения их проблем в социальной и избирательной сферах (электоральный рейтинг регионов и избирательных кампаний).

Предлагаемая классификация электоральный рейтинг регионов (избирательных кампаний) – позиция региона (избирательной кампании) по сравнению с другими, зависящая от оценки электоратом избирательного процесса, процедуры голосования и ощущения своей релевантности в них. Расчёт электорального рейтинга проводится при равенстве определенных условий, главным из которых является функционирование на выборах регионального пункта общественной «горячей линии» связи с избирателями НО «РФСВ». Наличие в регионе на выборах функционирующего пункта общественной «горячей линии» выступает значимым фактором предотвращения нарушений избирательного законодательства, действенным механизмом обеспечения прав, свобод граждан и неоспоримым свидетельством готовности представителей власти, организаторов выборов взаимодействовать с гражданским обществом, обеспечивая чистоту и прозрачность выборов.

В основу построения электорального рейтинга положены следующие принципы:

систематические и свободные выборы признаются наиболее демократичной системой замещения руководящих постов в любых общностях людей;

процедура выборов базируется на основных законах сообщества, применяющего её (конституция и избирательное законодательство: федеральное и региональное);

избиратель – главное действующее лицо на выборах. Его оценка происходящего – наиболее верный инструмент познания истинного положения дел в избирательной сфере и главный ориентир в работе активных участников избирательного процесса.

Цифровое выражение рейтинга, рассчитывается на основе информации, полученной от избирателей, и объективных сведений избирательных комиссий: а) объективные данные: количество избирателей, количество участковых избирательных комиссий (УИК), явка избирателей в долях от единицы; б) сведения с общественной «горячей линии»: количество обращений за информацией в сфере выборов, количество сигналов и претензий в избирательной сфере, количество сигналов и претензий в социально-бытовой сфере, законодательные инициативы и другие вопросы, общее количество принятых обращений.

Рассчитываемая величина электорального рейтинга в целом и отдельных его критериев не могут выступать в качестве инструмента оценки деятельности организаторов выборов и их активных участников. В значительной степени электоральный рейтинг отражает уровень активности участников избирательного процесса (избиратели, власть, организаторы выборов, политические партии, избирательные объединения и кандидаты) в вопросах заботы об обеспечении полноты реализации избирательных прав и гражданских свобод избирателей на проходящих выборах.

Более того, некоторые критерии электорального рейтинга (например, индекс доступности информации о работе общественной «горячей линии» (ИД) – количество обращений от 1 тыс. избирателей при наличии функционирующего пункта общественной «горячей линии») являются специфическими и в большей степени характеризуют эффективность информационно-разъяснительной работы организаторов пункта «горячей линии» в регионе (общественной организации, на базе которой развернут пункт «горячей линии»). Так, например, в Санкт-Петербурге благодаря подписанному Соглашению между НО «РФСВ» (И.В. Богданов) и Санкт-Петербургской избирательной комиссией (А.С. Пучнин), после восьми летнего перерыва, на выборах 14 сентября 2014 года общественная «горячая линия» Фонда вновь стала доступна для санкт-петербуржцев. Отсутствие у партнеров НО «РФСВ» (РОО содействия профориентации и занятости молодежи «Правый берег») в этом субъекте Российской Федерации опыта работы по доведению до граждан контактов регионального и центрального пунктов общественной «горячей линии», несмотря на существенную поддержку Санкт-Петербургской избирательной комиссии через свой сайт и Информационный центр, не позволили реализовать потенциал функционировавшего «call-центра» в полном объеме.

Электоральный рейтинг НО «РФСВ» имеет ряд преимуществ, к которым можно отнести возможность проведения общественностью в рамках действующего избирательного законодательства независимого сравнительного анализа регионов и избирательных кампаний в рамках одного единого дня голосования (метод срезов) или в течение определенного временного интервала (лонгитюдный метод). Рейтинг, выстроенный на основе сведений с общественной «горячей линии» и объективных данных избиркомов, может выступать инструментом обратной связи избирателей с организаторами и участниками выборов, а также средством мотивации активных участников избирательного процесса к повышению эффективности своей работы на благо граждан.

Применение на практике разработанного подхода будет и далее реализовываться Фондом в рамках долгосрочной программы «Организации общественного контроля (наблюдения) на выборах в Российской Федерации», когда после каждого единого дня голосования широкой общественности будет представляться электоральный рейтинг регионов. Готовность к участию в этой программе региональной общественности, представителей власти, организаторов выборов и их активных участников, проявляющаяся в открытии и поддержке на выборах своего пункта независимой общественной «горячей линии» в том числе может выступать в качестве меры оценки открытости и прозрачности проходящей избирательной кампании.

Проводимая в рамках проекта работа направлена на дальнейшее развитие диалога между гражданами, институтами гражданского общества и государственными органами, как основы формирования доверия к власти и механизму её избрания.



НО «Российский фонд свободных выборов»

 

 

 

Заявление Кудрина о выборах президента безответственно

 
Выборы на муниципальном уровне стали условными
 

Экстраординарного от Послания ожидать не стоит, все идет планово

 
Игорь Борисов
Современные вызовы электоральным процессам
 
Сергей Большаков

Об участии представителей гражданского общества в наблюдении на выборах в России и за рубежом.

 
Игорь Борисов
«О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации»
 
В ЦИК выбрали автоматику, которая сделает фальсификации практически невозможными
 

Правила выборов для губернаторов

 
У «досрочников» будут дополнительные плюсы на выборах