Владимир Чуров

Владимир Чуров  

Материалы к видеолекции Председателя ЦИК России В.Е. Чурова на тему: «Современная избирательная система Российской Федерации», 25 декабря 2015 года



Владимир Чуров,

председатель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации



В Конституции Российской Федерации и избирательном законодательстве определены гарантии реализации права российских граждан избирать и быть избранными в органы власти, принимать участие в референдуме – как высшем непосредственном выражении власти народа. Российская Федерация исходит из того, что свободные демократические выборы являются нормой общественной жизни страны.

За прошедшие более чем 20 лет была разработана современная правовая база и сформирован устойчивый механизм проведения выборов.

Нормативно-правовая база проведения выборов, референдумов. В России создан обширный массив законодательства о выборах, референдумах. В качестве этапов развития избирательного и связанного с ним законодательства можно выделить даты принятия важнейших нормативных актов:

первый этап – 1993-1997 годы (принятие Конституции Российской Федерации, федеральных законов «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации», «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», «О выборах Президента Российской Федерации», а также «Об общественных объединениях»;

второй этапм начинается с принятия в 1997 году Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в 1999 году – нового Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», в 2001 году – Федерального закона «О политических партиях»;

третий этап связан с принятием в 2002 году новой редакции Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в 2003-2005 годах – новых редакций федеральных законов «О выборах Президента Российской Федерации», «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», «О референдуме Российской Федерации», «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы».

В дальнейшем изменения коснулись электоральной формулы проведения выборов депутатов федерального парламента, порядка проведения выборов высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов субъектов Российской Федерации), либерализации требований к политическим партиям, отдельных избирательных действий и правовых институтов (открепительные удостоверения, голосование против всех, досрочное голосование и ряда иных); проверки сведений о кандидатах, финансовых потоков и других позиций. Например, депутаты Государственной Думы избирались по смешанной избирательной системе, потом по пропорциональной, теперь – вновь по смешанной системе. Обновление исполнительной власти субъектов Российской Федерации в лице высших должностных лиц субъектов Российской Федерации прошло этапы от прямых выборов к их назначению и вновь к выборам, включая как непосредственно выборы, так и выборы их депутатским корпусом региональных законодательных собраний.

В законодательном обеспечении выборов участвуют Президент и Правительство Российской Федерации, Государственная Дума и Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, юридическое и экспертное сообщество России, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, избирательные комиссии ряда субъектов Российской Федерации, обладающие правом законодательной инициативы. Избирательное законодательство совершенствуется, в том числе на основе обобщения правоприменительной практики Центральной избирательной комиссией Российской Федерации и нижестоящими избирательными комиссиями.

Все избирательные кампании, кампании референдума, проходящие на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, обеспечены соответствующими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. Законодательство о выборах структурировано. Определены:

основные принципы и гарантии реализации активного и пассивного избирательного права граждан;

порядок организации и проведения выборов, в том числе правила информационного обеспечения выборов, финансирования избирательных кампаний, порядок голосования, подсчета голосов избирателей и определения результатов выборов;

порядок разрешения избирательных споров, юридической ответственности организаторов выборов и участников избирательного процесса;

порядок защиты и восстановления нарушенного избирательного права и ряд других.

В 17 субъектах Российской Федерации законодательные акты кодифицированы.

Масштабы проводимых в России выборов. Избирательные комиссии проводят выборы, референдумы в 85 субъектах Российской Федерации на территории в 17 млн. кв. км с численностью избирателей более 110 млн человек. В том числе с 2014 года выборы проводятся в двух новых субъектах Российской Федерации – Республике Крым и городе федерального значения Севастополе.

Начиная с весны 2006 года, для проведения выборов и референдумов были установлены единые дни голосования в субъектах Российской Федерации – ежегодно во второе воскресенье марта и второе воскресенье октября. С 2012 года установлен один единый день голосования – второе воскресенье сентября. В 2016 году досрочные выборы депутатов Государственной Думы пройдут в третье воскресенье сентября (18 сентября) в единый день голосования одновременно с региональными и муниципальными выборами.

О масштабах проводимых в Российской Федерации выборов свидетельствует, например, единый день голосования 13 сентября 2015 года: голосование проводилось на более чем 57 тысячах избирательных участков; состоялось более 10,7 тысячи избирательных кампаний по выборам в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, а также местных референдумов и иных  голосований; выдвигалось около 207 тысяч кандидатов, из которых было зарегистрировано почти 190 тысяч; замещено 92 тысячи депутатских мандатов и выборных должностей. Фактически единый день голосования по объему голосований в субъектах Российской Федерации – это квазифедеральная избирательная кампания.

Обеспечение организации выборов. За прошедшие годы избирательной системой страны проведено шесть парламентских и столько же президентских избирательных кампаний; в связи с истечением сроков полномочий обновлялся состав исполнительных и законодательных органов  государственной власти всех субъектов Российской Федерации; проводились многочисленные выборы в органы местного самоуправления; состоялось 11 объединительных референдумов, а  также местные референдумы и иные голосования.

В зависимости от уровня и вида проводимых выборов (референдумов) в России действуют следующие избирательные комиссии: Центральная избирательная комиссия Российской Федерации; избирательные комиссии 85 субъектов Российской Федерации; избирательные комиссии муниципальных образований; окружные избирательные комиссии (на выборах в представительные органы власти); более 2700 территориальных избирательных комиссий; 95 тысяч участковых избирательных комиссий.

Избирательные комиссии различаются по полномочиям, территориальным масштабам деятельности, порядку формирования и юридической силе принимаемых ими решений. На паритетных началах, по пять членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации назначаются Президентом Российской Федерации, Государственной Думой, Советом Федерации. Комиссии в пределах своих полномочий независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления. Деятельность избирательных комиссий осуществляется коллегиально. Срок полномочий постоянно действующих избирательных комиссий составляет пять лет.

В 2013 году были впервые сформированы участковые избирательные комиссии сроком на 5 лет, в том числе резерв составов участковых комиссий. Члены комиссий с правом решающего голоса были назначены по предложениям 48 из 62 российских политических партий, прошедших на тот момент регистрацию в Минюсте России. Формирование участковых избирательных комиссий и резерва составов участковых комиссий включило более чем 1,4 млн. человек.

Избирательные действия и процедуры при подготовке выборов, а также в день голосования, при подведении итогов голосования регламентируются в законодательстве и проводятся в соответствии с установленными сроками.

Реализация указанных и иных принципов проведения выборов в Российской Федерации страхуется юридическими механизмами: назначением в установленном порядке и соответствующие сроки, а при отсутствии таких своевременных действий – определением судом срока, не позднее которого выборы должны быть назначены уполномоченным органом или должностным лицом.

Избирательная кампания строго ограничена временными рамками: обозначено ее начало и завершение, что позволяет предусмотреть конкретные сроки реализации мероприятий. Решение о назначении выборов, например, в федеральный орган государственной власти, должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования, в орган государственной власти субъекта Российской Федерации – соответственно 100 и 90 дней до дня голосования, в орган местного самоуправления – 90 и 80 дней.

Назначение выборов как юридический акт приводит в активное «движение» избирательную систему и всех участников избирательного процесса. Утверждение в органах власти, соответствующих уровню проведения выборов, финансового отчета о расходовании средств бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов, служит сигналом того, что избирательная кампания завершена.

В соответствии с установленной компетенцией и полномочиями избирательные комиссии определяют схему одномандатных избирательных округов для проведения выборов; участвуют в формировании нижестоящих избирательных комиссий; проводят работу со списками избирателей;  по согласованию с главами муниципалитетов образуют единые для всех выборов, проводимых на соответствующей территории, избирательные участки, участки референдума, осуществляют иные избирательные действия.

Подготовка, тиражирование и передача в нижестоящие комиссии избирательной документации (например, бюллетеней для голосования, открепительных удостоверений) и информационных материалов также входят в функции соответствующих избирательных комиссий. Избирательные комиссии обеспечивают сохранность избирательной документации (до истечения сроков ее хранения).

Одной из задач избирательного процесса в России,  в целях обеспечения гарантий и реализации избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, является ведение регистрации (учета) избирателей, участников референдума – комплекса мер по сбору, систематизации и использованию сведений,  обеспечивающего единый порядок учета с использованием Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы».

Избирательные действия должны гарантировать всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании. Организаторы выборов проводят работу с группами избирателей, имеющую своей целью информирование и создание благоприятных условий для реализации прав избирателей с учетом их мест проживания, возрастных и физических возможностей, специфики профессиональной деятельности.

В Российской Федерации предусмотрены дополнительные гарантии  обеспечения избирательных и права на участие в референдуме отдельных категорий граждан, в том числе за счет организации голосования избирателей вне избирательного участка, досрочного голосования в помещении для голосования, в труднодоступных или отдаленных местностях, голосования по открепительным удостоверениям, голосования граждан, находящихся в местах временного пребывания, голосования иных категорий избирателей. Также используются  специальные средства и техника, применяемые для информирования и голосования избирателей с инвалидностью.

Все более востребованным инструментом информирования становится Интернет. Спектр использования глобальной сети избирательными комиссиями довольно разнообразен – от реализации интернет-сервисов «Найди свой избирательный участок», «Найди себя в списке избирателей», технологий обратной связи (на фоне постоянного информационного наполнения официальных сайтов ЦИК России, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации) до создания своих представительств в социальных сетях, а также создания специальных информационно-обучающих сайтов в сети Интернет. Количество посетителей сайта Центральной избирательной комиссии Российской Федерации во время проведения единого дня голосования 13-14 сентября 2015 года составило более 611 тысяч человек. Сайты региональных избиркомов за это же время посетило 6, 4 млн пользователей.

Российской избирательной системой накоплен значительный опыт обучения участников избирательного процесса, кадров организаторов выборов. В качестве методического центра на федеральном уровне выступает созданный при ЦИК России Российский центр обучения избирательным технологиям, который обладает собственным информационно-обучающим порталом и учебно-методическим кабинетом, где возможно проведение обучения как на автоматизированных рабочих местах, так и в режиме видеоконференцсвязи.

С целью обеспечения реализации и защиты избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации избирательными комиссиями рассматриваются поступившие  к ним обращения о нарушении закона. Например, в ходе подготовки единого дня голосования 13 марта 2015 года в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации поступило 1587 обращений о заявленных нарушениях избирательного законодательства, из которых подтвердилось 170. По итогам единых дней голосования проводится анализ поступивших обращений; формируется так называемая «Зеленая книга», в которой содержатся сведения о принимаемых мерах реагирования.

Подсчет голосов избирателей осуществляется избирательными комиссиями открыто и гласно, начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления его итогов. Протокол, содержащий итоги голосования на соответствующей территории, подписывается всеми членами избирательной комиссии с правом решающего голоса, присутствовавшими на ее итоговом заседании, и представляется для ознакомления. Заверенная копия итогового протокола выдается лицам, перечень которых установлен в законодательстве о выборах. Данные, которые содержатся в протоколах комиссий соответствующего уровня об итогах голосования и результатах выборов, публикуются (обнародуются) в установленные сроки избирательными комиссиями в соответствии с их компетенцией.

Взаимодействие с участниками избирательного процесса. В процесс подготовки и проведения выборов вовлечены десятки миллионов граждан: избиратели, кандидаты и их уполномоченные представители, члены политических партий и их сторонники, члены избирательных комиссий с правом решающего и совещательного голоса, наблюдатели, представители средств массовой информации, представители экспертного и научного сообщества и другие.

Особое значение имеет сотрудничество организаторов выборов с политическими партиями. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации и региональные избирательные комиссии с этой целью создают постоянно действующие структуры и механизмы взаимодействия – экспертные группы, различные дискуссионные площадки, общественные советы.

После законодательной новации по упрощению требований к регистрации политических партий возникло более 200 соответствующих организационных комитетов. К середине 2012 года кардинально изменились масштабы и структура российского политического спектра: число партий, имеющих право принимать участие выборах, выросло с 7 в 2011 году до 74 в настоящее время. Из них 14 партий допущены к участию в выборах в Государственную Думу без сбора подписей.

Введенные новации рассматриваются как продолжение поступательного движения к устойчивому и многообразному развитию политической системы страны. В выборах 13 сентября 2015 года принимали участие 49 партий из 55, выдвигавших кандидатов, списки кандидатов, а также кандидаты, выдвигавшиеся в порядке самовыдвижения. Таким образом, прошедшие выборы можно по праву оценить как конкурентные, состязательные.

Большинство российских политических партий обладают необходимыми кадровыми, организационными и финансовыми ресурсами для участия в выборах различных уровней, позиционируют себя в качестве постоянных и авторитетных игроков на политическом поле, стремятся выполнить свое главное предназначение – принимать участие в формировании и обновлении органов власти и достойно представлять в них интересы избирателей.

В этой связи следует упомянуть уникальные издания Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, предоставляющие возможность получить максимум информации о партиях: это справочники «Политические партии в Российской Федерации» (выпуски 1–4), изданные, кроме русского, также и на нескольких иностранных языках; 12 выпусков информационно-аналитического бюллетеня «Региональные выборы: партийная динамика» и ряд иных  материалов, позволяющих оценить роль политических  партий в избирательном процессе.

Одно из направлений деятельности Центральной избирательной комиссии Российской Федерации – международное сотрудничество, в рамках которого Комиссия принимает участие в реализации положений международных договоров Российской Федерации,  подготовке проектов международных документов в области организации и проведения выборов и референдумов, осуществлении международного наблюдения за выборами и референдумами. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации активно взаимодействует с электоральными администрациями зарубежных государств, осуществляет обобщение законодательства о выборах и правоприменительной практики за рубежом, информирует о российском опыте организации и проведения выборов и референдумов.

Так, в 2015 году состоялись рабочие встречи членов ЦИК России с коллегами из стран Африки, Ближнего Востока, Южной Америки; представители Комиссии принимали участие в работе Второй Генеральной ассамблеи Всемирной Ассоциации избирательных комиссий (Доминиканская Республика), 24-ой Ежегодной конференции и Генеральной Ассамблее Ассоциации организаторов выборов стран Европы (Кишинев, Республика Молдова), Обзорном совещании ОБСЕ по рассмотрению выполнения обязательств в области человеческого измерения (Варшава, Республика Польша), семинаре ОБСЕ по электоральной тематике (Вена, Австрийская Республика).

Члены ЦИК России и ведущие работники Аппарата Комиссии, представители Общественного научно-методического консультативного совета при ЦИК России, члены избирательных комиссий субъектов Российской Федерации участвовали в наблюдении за выборами, проводившимися за рубежом: всеобщими выборами в Аргентине и Мьянме, парламентскими выборами в Киргизии, Азербайджане и Венесуэле, президентскими выборами в Белоруссии, а также за проведением  конституционного референдума в Армении.

Техническое обеспечение выборов. Вместе с избирательной системой Российской Федерации активно развивается ее технологическая база. Максимально быстрое и широкое информирование о ходе избирательных кампаний, референдумов, итогах голосования и результатах выборов, сопряженное с решением множества сложных организационных и технологических задач по сбору, обработке, хранению информации, обеспечивается уникальной и мощнейшей общенациональной информационной системой – Государственной автоматизированной системой Российской Федерации «Выборы», начало применения которой было положено в 1995 году.

ГАС «Выборы» – 800 взаимосвязанных и упорядоченных функциональных задач; 14 подсистем, реализующих функционал федерального и регионального законодательства в части избирательного права, среди которых автоматизация избирательных процессов, регистр избирателей (участников референдума), Интернет-портал, контроль финансирования политических партий, обеспечение безопасности, обучение кадров и ряд иных. Доступно более 34 000 нормативных правовых актов регионального уровня.

Использование, эксплуатацию и развитие ГАС «Выборы» обеспечивает Федеральный центр информатизации при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, ее региональных фрагментов – информационные центры субъектов Российской Федерации, в составе которых более 3 тысяч системных администраторов.

При проведении выборов и референдумов в Российской Федерации могут использоваться технические средства подсчета голосов избирателей:

комплексы для электронного голосования  (КЭГ), которые  обеспечивают проведение электронного голосования без использования бумажных бюллетеней; автоматизированный подсчет голосов избирателей, участников референдума; установление итогов голосования;

комплексы обработки избирательных бюллетеней (КОИБ), обеспечивающие автоматизированный подсчет голосов избирателей при проведении выборов и референдумов всех уровней; накопление опущенных бюллетеней; печать итогового протокола участковой избирательной комиссии; прием исходных данных и передачу итогового протокола в вышестоящую избирательную комиссию по каналам телекоммуникаций.

В единый день голосования 13 сентября 2015 года КЭГ применялись в четырех субъектах Российской Федерации на 261 избирательном участке;  КОИБ – в 42 субъектах Российской Федерации на 2609 избирательных участков.

За более чем 20-летний период на различных этапах развития российской избирательной системы ставились следующие инновационные задачи и проводились соответствующие эксперименты: создание автоматизированного рабочего места участковой избирательной комиссии; применение спутниковых систем связи для передачи сведений протоколов об итогах голосования с избирательного участка в вышестоящую комиссию; использование специализированной навигационной информационной системы с применением технологии ГЛОНАСС для контроля за транспортировкой избирательной документации; применение средств видеонаблюдения и трансляции изображения с избирательных участков; дистанционный электронный опрос избирателей с использованием компакт-дисков, социально-платежных карт, мобильного телефона.

Общественное наблюдение за выборами. Участие гражданского общества в референдумах и свободных выборах подразумевает также использование инструментов общественного контроля, выраженного в публичной проверке подготовки и проведения выборов. Одним из показателей взаимодействия избирательной системы и гражданского общества, обеспечения прозрачности и открытости избирательного процесса служит институт наблюдателей, имеющих соответствующий мандат по наблюдению за российскими выборами.

На федеральных выборах 2011-2012 годов число наблюдателей и членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса, также осуществлявших наблюдение, превышала 300 и даже 400 тысяч участников. В недавно прошедший единый день голосования 13 сентября 2015 года их число приблизилось к 108 тысячам. Из них более 49 тысяч были назначены зарегистрированными кандидатами, более 58 тысяч – 23 политическими партиями и иными избирательными объединениями.

На избирательных участках в единый день голосования присутствовали также 4652 представителя из 771 средства массовой информации.

В качестве направлений дальнейшего развития российской избирательной системы можно обозначить:

увеличение общественно-политической базы принятия электоральных решений;

восстановление доверия к избирательной системе и позиционирование избирателя как центральной фигуры избирательного процесса;

укрепление и профессионализацию системы избирательных комиссий;

информационную открытость и прозрачность избирательных процедур;

совершенствование инфраструктуры избирательного процесса.


НО «Российский фонд свободных выборов»

По материалам портала «ЦИК России»


 

 

 
Дмитрий_Орлов
Рейтинг 100 ведущих политиков России в 2014 году
 
Василий Волков

К вопросу о правовых основаниях назначения дополнительных выборов.

 
Игорь Борисов
Современные вызовы электоральным процессам
 
Владимир Чуров
По итогам выборной кампании возбуждено 20 уголовных дел
 
Алексей Кудрин

Под присмотром Комитета гражданских инициатив

 
Валерий Фальков
Голосование «против всех»:  разрушение основ государства или последний оплот демократии?
 
Игорь Богданов

Об организации работы пунктов консультативно-правовой поддержки военнослужащих и членов их семей.

 
Мнение Экспертов
Когда нужен россиянам Единый день голосования?
 
Игорь Богданов
Общественная «горячая линия» в условиях совершенствования избирательного законодательства.