6 ноября 2018 года – Единый день голосования на выборах в США

6 ноября 2018 года – Единый день голосования на выборах в США

Владимир Лысенко, член Совета Российского фонда свободных выборов, доктор юридических наук

25 октября, 2018

В Преамбуле к Конституции Соединенных Штатов Америки от 17 сентября 1787 года провозглашается: «Мы, народ Соединенных Штатов, с целью образовать более совершенный союз, установить правосудие, гарантировать внутреннее спокойствие, обеспечить совместную оборону, содействовать всеобщему благоденствию и закрепить блага свободы за нами и потомством нашим провозглашаем и устанавливаем настоящую Конституцию для Соединенных Штатов Америки».

Государственно-территориальное деление США – 50 штатов и Федеральный округ Колумбия (г. Вашингтон).

Под юрисдикцией США находятся также пять основных самоуправляемых территорий: Виргинские острова, Американское Самоа, Гуам, Содружество Северных Марианских островов, «свободно присоединившееся государство» Пуэрто-Рико (6 ноября 2012 года в Пуэрто-Рико проводился референдум о преобразовании в новый 51-й штат США; окончательное решение не принято), а также несколько иных территориальных образований.

Большинство штатов (за исключением Род-Айленда и Коннектикута) делятся на графства. Всего в США более 3000 графств.

6 ноября 2018 года проводятся очередные выборы Палаты представителей – нижнюю палату Конгресса США, в ходе которых замещению подлежат все 435 депутатских мандата, а также промежуточные (ротационные) выборы части состава Сената – верхней палаты, в ходе проведения которых замещению подлежат 35 (из 100) сенаторских мандатов (33 мандата Класса 1 и 2 мандата Класса 2).
Два сенаторских мандата от штатов Миннесота и Миссисипи должны быть замещены при проведении дополнительных выборов.

Всего замещению в Конгрессе США подлежит 470 мандатов (435 мандатов в Палате представителей и 35 мандатов в Сенате).

Кроме того, проводятся выборы в исполнительные органы 39 штатов и территории (36 штатов и трех территорий), мэра Федерального округа Колумбия (г. Вашингтон), значительного числа местных юрисдикций.

Также выборы проводятся выборы депутатов 87 палат (из 99) однопалатных и двухпалатных законодательных органов штатов, депутатов шести (из девяти) территориальных законодательных палат.
В четырех штатах (Луизиана, Миссисипи, Нью-Джерси, Виргиния) в 2018 году выборы всего состава законодательного органа штата не проводятся.

Территория Пуэрто-Рико проводит выборы всего состава законодательного и исполнительного органа государственной власти только в год проведения выборов Президента США.

В четырех штатах (Канзас, Южная Каролина, Миннесота, Нью-Мексико) и одной территории (Американское Самоа) проводятся выборы только депутатов нижней палаты законодательного органа штата (выборы верхней палаты в 2018 году не проводятся); при этом в некоторых из указанных штатов проводятся только промежуточные (ротационные) выборы депутатов нижних палат.

В 34 штатах также проводятся референдумы, на которые вынесено 157 вопросов, в том числе вопросы об избирательных правах отдельных категорий избирателей, об изменении границ избирательных округов.

Выборы проводятся 6 ноября, во вторник, который является рабочим днем.

1. Законодательство о выборах

В США как федеративном государстве в соответствии с Конституцией США на федеральном уровне осуществляется определенный объем правового регулирования выборов в Конгресс США, законодательные и исполнительные органы штатов, органы местного самоуправления.

Так, Конституция США 1787 года является одной из старейших из ныне действующих конституций и наиболее «жестких»: за 200 лет в нее было внесено всего 27 поправок, 10 из которых вступили в силу в 1791 году. Конституция США была разработана Филадельфийским конвентом, состоявшим из 55 делегатов от 13 существовавших тогда штатов, принята 17 сентября 1787 года, вступила в силу 21 июня 1788 года после ратификации Конвентом штата Нью-Гэмпшир (заменила принятые в 1781 году и не действовавшие «Статьи конфедерации»). Конституция США состоит из Преамбулы, 7 статей и 27 поправок, не входящих в основной конституционный нормативный текст. Конституционные поправки принимаются Конгрессом США двумя третями голосов конгрессменов или специально созываемым Конституционным конвентом, после чего должны получить одобрение трех четвертей законодательных собраний или конвентов штатов. Первые десять принятых поправок, вступивших в силу в 1791 году, известны как Билль о правах.

Свод Законов США содержит, в частности, соответствующие разделы и главы, в том числе главу «Избирательное право», которые регулируют некоторые аспекты проведения федеральных выборов;
Акт об избирательных правах 1965 года гарантирует и обеспечивает реализацию избирательных прав представителей расовых и языковых меньшинств посредством закрепления, в частности, положения о том, что изменение определенных параметров избирательной системы в некоторых штатах возможно только при одобрении со стороны Конгресса США, а также положения об обеспечении двуязычия при проведении выборов на определенных территориях, и др. (действие указанного Акта в 2006 году было продлено Конгрессом США еще на 25 лет – до 2031 года);

Акт о федеральных избирательных кампаниях 1971 года и Акт о реформе двухпартийной избирательной кампании 2002 года регулируют вопросы финансирования избирательных кампаний, представления финансовой отчетности о произведенных расходах на проведение предвыборной агитации;

Акт о голосовании зарубежных избирателей 1986 года регулирует, в  частности, вопросы организации голосования зарубежных американских избирателей в период проведения федеральных выборов и их участия в голосовании на основе открепительных удостоверений и иных средств голосования, в том числе электронных;

Акт о голосовании американских военнослужащих 2009 года регулирует, в  частности, деятельность Министерства обороны США по оказанию необходимого содействия избирателям-военнослужащим в реализации их избирательных прав в случае нахождения за пределами территории США в период проведения федеральных выборов и их участия в голосовании на основе открепительных удостоверений и иных средств голосования, в том числе электронных;

Акт об оказании содействия лицам с ограниченными физическими возможностями и лиц преклонного возраста 1984 года и Акт об участии в голосовании лиц с ограниченными физическими возможностями 1990 года регулируют вопросы создания безбарьерной электоральной среды для участия в голосовании лиц с ограниченными физическими возможностями и лиц преклонного возраста;
Акт о регистрации избирателей 1993 года облегчил процедуру регистрации избирателей;

Закон «Помоги Америке проголосовать» 2002 года регулирует решение ряда электоральных проблем, которые возникли при проведении выборов Президента и Вице-президента США в 2000 году, в частности, минимальные федеральные стандарты для систем голосования, использования «условных избирательных бюллетеней», баз данных об избирателях на уровне штата, доступ к голосованию для инвалидов и др.;

прецедентные решения Верховного Суда США обеспечивают судебное регулирование избирательного процесса.

При этом основной объем правового регулирования и правоприменения на федеральных президентских, парламентских и иных выборов осуществляется на уровне штатов.

В целом законодательство в США является децентрализованным и вариативным от штата к штату.

В некоторых штатах действуют избирательные кодексы (например, Айова, Алабама, Иллинойс, Калифорния, Оклахома, Техас, Флорида, Юта).

Законодательством отдельных штатов для допуска кандидата к участию в праймериз может быть предусмотрено внесение избирательного залога.

В частности, в соответствии с Избирательным кодексом Калифорнии избирательный залог составляет 2% (Сенат) и 1% (Палата представителей) от совокупного дохода кандидата за год, предшествовавший году выборов.

После проведения 8 ноября 2016 года президентских и иных выборов какие-либо изменения в федеральное законодательство не вносились, при этом некоторые изменения были внесены в законодательство о выборах на уровне штатов, главным образом, в части идентификации и регистрации избирателей, избирательных прав лиц, содержащихся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда, нарезки избирательных округов, досрочного голосования избирателей, а также некоторых иных избирательных процедур.

 

Вместе с тем, в январе 2017 года электоральная инфраструктура была определена как составная часть обеспечения национальной безопасности (в связи с якобы имевшими место при проведении в ноябре 2016 года президентских выборов кибератаками на демократический избирательный процесс), что повлекло принятие на федеральном и штатном уровнях ряда мер по обеспечению координации деятельности и противодействию кибератакам и иностранному вмешательству.

В частности, Конгресс США выделил штатам 380 млн. долларов для обеспечения технологической безопасности избирательного процесса, организации и деятельности избирательной администрации, в том числе избирательных органов.

Кроме того, в мае 2017 года Президентом США была образована специальная Комиссия по вопросам совершенствования федерального избирательного процесса, однако она с момента своего образования не обнародовала каких-либо результатов своей деятельности (кроме того, после нескольких демаршей, в том числе судебных исков со стороны ряда штатов, Президент США в марте 2018 года пока приостановил ее деятельность).

В целом, как отмечалось в Отчете миссии БДИПЧ ОБСЕ по оценке потребностей, находившейся в стране с 21 по 25 мая 2018 года, законодательство является многоуровневым и сложным.
При этом некоторые участники выборов высказывали озабоченность в связи с недостаточностью электоральных организационно-правовых механизмов, призванных обеспечить полную и эффективную реализацию положений Акта об избирательных правах 1965 года, в частности, в отношении «электорально ущемленных» категорий избирателей, а также недостаточными усилиями Министерства юстиции США в части обеспечения реализации положений федерального избирательного законодательства при проведении выборов.

2. Выборы в Конгресс США: избирательные системы

В соответствии с Конституцией США учрежден двухпалатный парламент (Конгресс США) – Палата представителей (нижняя палата) и Сенат (верхняя палата).

В Палате представителей каждый штат должен быть представлен, как минимум, одним депутатом, при этом общее число депутатов от штата определяется пропорционально численности населения, зарегистрированного на территории штата.

В Конституции США имеется положение о том, что на один депутатский мандат должно приходиться не более 30.000 человек и в этих условиях Конгресс США вправе определять количество мандатов, которые должны быть замещены в Палате представителей.

На этой основе Конгресс США вправе определять общую численность депутатского корпуса палаты.

Активное избирательное право на выборах депутатов Палаты представителей – с 18 лет, пассивное – с 25 лет.

В состав Палаты представителей на всеобщих и прямых выборах избирается 435 депутатов; кроме того, имеется еще шесть неголосующих представителей – делегатов от ряда территорий: пять делегатов – по одному делегату от Федерального округа Колумбия, Виргинских островов, Американского Самоа, Гуама, Содружества Северных Марианских островов) и один постоянный представитель (комиссар) от Пуэрто-Рико.

Каждые два года проводятся промежуточные (ротационные) выборы по замещению одной трети депутатских мандатов.

Количественный состав Палаты представителей является «плавающим»: каждый депутат должен представлять примерно равное число избирателей, при условии, что, как минимум, каждый штат имеет одного депутата.

Для проведения выборов депутатов Палаты представителей образуется 435 одномандатных избирательных округов.

Избирательные округа были образованы после проведения в 2010 году национальной переписи населения (очередная перепись населения – 2020 год).

В связи с тем, что некоторые избирательные округа были образованы с использованием принципа джерримендеринга, в том числе с использованием принципа партийного предпочтения, при проведении 6 ноября 2018 года выборов в Палату представителей эти избирательные округа являются предметом судебного обжалования и рассмотрения, в том числе в преддверии указанных выборов.

БДИПЧ ОБСЕ в свих прежних рекомендациях исходила из необходимости учреждения специальной непартийной комиссии по вопросам образования избирательных округов, однако, до сих пор данная рекомендации в целом не выполнена.

При этом, однако, необходимо отметить, что такие комиссии созданы в ряде штатов (например, Айдахо, Аризона, Гавайи, Калифорния, Монтана, Нью-Джерси, Вашингтон).

При проведении выборов в Палату представителей во всех штатах, за исключением Джорджии, применяется мажоритарная избирательная система относительного большинства.

Так, в штате Луизиана в 2006 году был принят Закон № 560, вступивший в силу 1 января 2007 года, в соответствии с которым при проведении выборов депутатов в Палату представителей применяется мажоритарная избирательная система не абсолютного, как это было раньше, а относительного большинства.

При этом в штате Джорджия при проведении выборов депутатов в Палату представителей, а также в Сенат в первом туре голосования применяется мажоритарная избирательная система не относительного, а абсолютного большинства, в соответствии с которой кандидат должен для избрания депутатом получить не менее 50% голосов избирателей в соответствующем избирательном округе, в противном случае проводится повторное голосование (второй тур голосования) по двум кандидатам, набравшим наибольшее число голосов избирателей.

В соответствии с календарным планом проведение второго тура голосования запланировано (в случае необходимости) на 9 января 2019 года.

Кандидат в Палату представителей должен быть в возрасте 25 лет и старше, а также в течение 7 лет быть гражданином США и, кроме того, быть гражданином штата, на территории которого он баллотируется.

Кандидаты выдвигаются, как правило, по результатам проведения первичных выборов – партийных «праймериз», а также в порядке самовыдвижения в качестве независимых (непартийных) кандидатов.
Проведение праймериз регулируется законодательством штатов.

Для регистрации в качестве кандидата в соответствии с законодательством штатов в поддержку выдвижения кандидата необходимо собрать подписи избирателей соответствующего избирательного округа, а также внести избирательный залог (данное положение распространяется на малые политические партии, а также независимых кандидатов).

В некоторых штатах в соответствии с законодательством кандидаты в поддержку своего выдвижения должны собрать подписи более 1% избирателей.

При этом законодательство большинства штатов предусматривает право избирателей вписать в день голосования в избирательный бюллетень любого кандидата, в том числе не прошедшего регистрацию в избирательном органе, и не исключает возможность его избрания в случае получения достаточного количества голосов избирателей (т.е. тех, кто вписал его фамилию в избирательные бюллетени).

Законодательство ряда штатов закрепляет возможность регистрации по избирательному округу одного кандидата, т.е. допускает, в конечном счете, проведение безальтернативных выборов.

Так, на выборах в 2006 году такие примеры были (34 безальтернативных кандидата, и некоторые из них были избраны), в том числе связанные с нарезкой избирательных округов применительно к «желательному» кандидату (данное положение подвергалось критике со стороны миссии международных наблюдателей БДИПЧ ОБСЕ).

Вакантные депутатские мандаты в Палате представителей замещаются посредством проведения дополнительных выборов в соответствующем избирательном округе.

При проведении 8 ноября 2016 года промежуточных выборов депутатов Палаты представителей только две политические партии зарегистрировали своих кандидатов во всех 50 штатах и шести территориях США – Демократическая партия и Республиканская партия; при этом в целом было зарегистрировано 1168 кандидатов, в том числе 204 женщины (17,46%) в качестве кандидатов от Демократической и Республиканской партии (Cм. Примечание *), ряда малых политических партий, а также в качестве независимых кандидатов.

При проведении указанных выборов в 28 избирательных округах было зарегистрировано 28 безальтернативных кандидатов (6,43% от общего состава депутатского корпуса палаты).

Депутатами был избран 241 кандидат от Республиканской партии и 194 кандидата от Демократической партии.

Депутатами было избрано 83 женщины (19,08% от общего числа членов палаты – 435 депутатов).

При подготовке к проведению 6 ноября 2018 года выборов в федеральное законодательство не было внесено никаких изменений, при этом в ряде штатов соответствующие изменения были внесены в законодательство о выборах, связанные, в частности, с регистрацией избирателей, избирательными правами заключенных, а также досрочным голосованием избирателей.

При подготовке указанных выборов в федеральное законодательство не было внесено никаких изменений, при этом в ряде штатов соответствующие изменения были внесены в законодательство о выборах, связанные, в частности, с регистрацией избирателей, избирательными правами заключенных, а также досрочным голосованием избирателей.

Вместе с тем, в январе 2017 года электоральная инфраструктура была определена как составная часть обеспечения национальной безопасности (в связи с якобы имевшими место при проведении в ноябре 2016 года президентских выборов кибератаками на демократический избирательный процесс), что повлекло принятие на федеральном и штатном уровнях ряда мер по обеспечению координации деятельности и противодействию кибератакам и иностранному вмешательству.

В частности, Конгресс США выделил штатам 380 млн. долларов для обеспечения технологической безопасности избирательного процесса, организации и деятельности избирательной администрации, в том числе избирательных органов.

Кроме того, в мае 2017 года Президентом США была образована специальная комиссия по вопросам регистрации избирателей, совершенствования федерального избирательного процесса, однако она пока не обнародовала каких-либо результатов своей деятельности (после нескольких демаршей, в том числе судебных исков со стороны ряда штатов, Президент США в марте 2018 года пока приостановил ее деятельность).

При этом в связи с выбытием в марте 2018 года из состава Комиссии по содействию выборам, осуществляющей, в частности, координацию электоральной деятельности местных юрисдикций (муниципалитетов) одного члена Комиссия (из трех фактических членов Комиссии, которые работают в ее составе в течение последних трех лет) Комиссия утратила кворумность своего состава для принятия решений (в Комиссии осталось всего два члена (из юридически – четырех, фактически – трех) и в этих условиях ее работа парализована до назначения в ее состав нового члена Комиссии (назначение Сенатом членов Комиссии в календарном плане является пока неопределенным).

В целом организацию и проведение указанных выборов также осуществляли 10.500 местных юрисдикций (графств, муниципалитетов и др.); кроме того, образуется около 185.000 участковых избирательных органов.

Сенат (верхняя палата) Конгресса США состоит из 100 сенаторов.

В соответствии с Поправкой XVII к Конституции США в состав Сената входят по два сенатора от каждого штата, избираемых его народом на шесть лет, и каждый сенатор имеет один голос. Избиратели в каждом из штатов должны соответствовать требованиям, предъявляемым к избирателям наиболее многочисленной палаты легислатуры штата.

Срок полномочий сенаторов составляет шесть лет, при этом ни в одном штате два сенатора не могут быть избраны одновременно в один и тот же электоральный год (на этой основе каждые два года проводятся ротационные выборы по замещению одной трети от общего состава Сената).

Активное избирательное право на выборах членов Сената – с 18 лет, пассивное – с 30 лет.

Образуется 50 двухмандатных избирательных округов в пределах административных границ каждого из 50 штатов.

При проведении выборов членов Сената применяется мажоритарная избирательная система относительного большинства, при этом каждые два года 1/3 сенаторов переизбирается.

При этом в штате Джорджия при проведении выборов в Сенат применяется мажоритарная избирательная система абсолютного большинства, в соответствии с которой кандидат должен для избрания сенатором получить не менее 50% голосов избирателей в двухмандатном избирательном округе, в противном случае проводится повторное голосование по двум кандидатам, набравшим наибольшее число голосов избирателей.

В штате Луизиана в 2006 году был принят Закон № 560, который вступил в силу 1 января 2007 года, в соответствии с которым при проведении выборов сенаторов в Сенат применяется мажоритарная избирательная система не абсолютного, как это было раньше, а относительного большинства.

Кандидат в Сенат должен быть в возрасте 30 лет и старше, а также в течение девяти лет быть гражданином США и, кроме того, быть гражданином штата, на территории которого он баллотируется.
Когда в представительстве какого-либо штата в Сенате появятся вакансии, исполнительная власть такого штата в лице губернатора издает приказ о проведении выборов для заполнения этих вакансий при условии, что легислатура штата может уполномочить исполнительную власть произвести временные назначения до проведения выборов и избрания на вакантные места в том порядке, который может быть установлен легислатурой.

Эта поправка не должна толковаться таким образом, что ее действие распространится на избрание или на срок полномочий сенатора, избранного до того, как поправка вступит в силу как часть Конституции США.

В целом вакантные сенаторские мандаты в 49 штатах (из 50) могут быть замещены посредством временного назначения сенатором кандидата, назначенного губернатором штата для балансировки срока полномочий либо до очередных промежуточных или общих выборов в Сенат (в зависимости от законодательных положений штата).

При этом в штате Орегон предусмотрено, что замещение вакантного сенаторского мандата должно быть произведено только в ходе специальных (дополнительных) выборов.

При проведении 6 ноября 2016 года выборов Сената было зарегистрировано 180 кандидатов, в том числе 30 женщин (16,66%).

Членами Сената являются 51 республиканец, 47 демократов и два независимых сенатора, которые при голосовании поддерживают, как правило, сенаторов-демократов.

В целом, по состоянию на 24 октября 2018 года кандидатами в Палату представителей и Сенат являются 2.657 человек: 1.118 кандидатов-демократов, 1.036 кандидатов-республиканцев, 433 кандидата, принадлежащих к третьим (другим) политическим партиям.

 

3. Система регистрации избирателей

В США применяется заявительная (активная) система регистрации избирателей, в том числе на основе проводимой каждые десять лет национальной переписи населения, и осуществляется на децентрализованной основе, т.е. на уровне штатов.

В выборах вправе принимать участие граждане США, достигшие возраста 18 лет и старше на день голосования, имеющие постоянное место жительства на территории соответствующего штата.

Для получения избирательного бюллетеня и участия в голосовании избиратели в основном должны быть зарегистрированы: регистрация осуществляется по инициативе самих избирателей не позднее чем за 30 дней до выборов.

Федеральный закон о регистрации избирателей 1993 года содержит требование к руководству штатов обеспечить упрощенную регистрацию избирателей, достигших возраста 18 лет и старше и проживающих на территории соответствующего штата, с помощью использования единообразной службы регистрации в центрах выдачи водительских удостоверений, центрах для инвалидов, школах, библиотеках и почтовых отделениях.

Регистрация избирателей является активной и осуществляется на уровне штатов (федеральные стандарты по вопросу регистрации избирателей являются минимальными).

Избиратель может подать документы о регистрации в качестве избирателя лично, по почте, а также при содействии со стороны так называемых третьих лиц (прежде всего со стороны общественных организаций).

При этом при проведении 6 ноября 2018 года парламентских выборов законодательство штатов приравнивает форму заявления о выдаче водительских прав к форме заявления о регистрации в качестве избирателя (См.Примечание **) (в то же время как на Комиссию по содействию выборам США возложена обязанность по предоставлению штатам федеральной формы регистрации избирателя для участия в голосовании по почте, которую штаты также должны признать в качестве заявительного документа о регистрации в качестве избирателя).

Федеральный закон 2002 года «Help America Vote Act (HAVA) – «Помоги Америке проголосовать» предусматривает, что избиратели, впервые принимающие участие в голосовании и регистрирующиеся в качестве избирателей по почте, должны предъявлять документ, удостоверяющий их личность.

Регистрация избирателей является постоянной (гражданин регистрируется как избиратель один раз и исключается из списков избирателей в случае смерти, утраты правоспособности, по личному заявлению при перемене места жительства) (См. Примечание ***).

Соответствующие регистрационные органы штата осуществляют мониторинг состояния регистрации избирателей и за 90 дней до дня голосовании должны исключать из базы данных об избирателях избирателей, утративших право на участие в голосовании.

Законодательно допускается по истечении указанного календарного периода вносить изменения, связанные с уточнением сведений об избирателях, включая исключение из базы соответствующих данных об избирателях.

Законодательство предписывает корреспондировать базу данных штата об избирателях с другими базами данных федерального и штатного уровня, однако механизм такого взаимодействия не определен.
Регистрация и внесение изменений в списки избирателей могут производиться не позднее чем за 30 дней до дня голосования, при этом в разных штатах имеются различия в установлении конкретных предельных календарных сроков.

В настоящее время законодательство 15 штатов и Федерального округа Колумбия (г. Вашингтон) закрепляют возможность регистрации избирателей непосредственно в день голосования.

Штат Северная Дакота законодательно не требует от избирателей предварительной регистрации в качестве избирателей.

Ранее, на выборах 4 ноября 2008 года, регистрация избирателей продолжалась до дня голосования в штатах Алабама, Коннектикут, Небраска, Вермонт.

При этом восемь штатов допускали регистрацию избирателей непосредственно и в день голосования (Айдахо, Айова, Мэн, Миннесота, Монтана, Нью-Хэмпшир, Висконсин, Вайоминг) и в одном штате (Северная Дакота) предварительная регистрация избирателей вообще законодательством не была предусмотрена.

Всего было зарегистрировано около 187 миллионов избирателей (по состоянию на 17 октября 2008 года), из них приблизительно 10 миллионов новых зарегистрированных избирателей (благодаря, в частности, усилиям неправительственных организаций по содействию в регистрации избирателей).

Регистрация избирателей третьими лицами традиционно осуществляется организациями гражданского общества в целях оказания помощи избирателям, особенно гражданам с небольшими доходами.
В последнее время, однако, все чаще появлялись жалобы на нарушение закона третьими лицами.

В связи с этим некоторые штаты приняли законы, регулирующие регистрацию избирателей третьими лицами.

В некоторых штатах избиратели при регистрации должны заявить о том, какую политическую партию они предпочитают.

Эта информация необходима для проведения первичных выборов (праймериз), на которых избиратели могут голосовать только за заявленную при регистрации политическую партию.

Указанная информация также обычно используется политическими партиями в своей работе с избирателями и для других мероприятий избирательной кампании.

Необходимость для избирателей (зарегистрировавшихся по почте и голосующих впервые) предъявлять для получения избирательных бюллетеней свои удостоверения личности, особенно такие, в которых имеется фотография, в свое время вызвала повсеместную политическую дискуссию.

Это обсуждение происходило и происходит в основном в партийной среде и сконцентрировано на сравнении важности обеспечения прав голоса с необходимостью принятия мер по защите избирательного процесса и целостности избирательных бюллетеней.

Точка зрения республиканцев заключается в том, что требование предъявлять удостоверение личности, в том числе с фотографией, вызвано необходимостью выявления попыток голосования за других избирателей и предотвращения возможности многократного голосования.

Большинство демократов настаивают на том, что такие требования могут побудить граждан воздержаться (в связи с необходимостью расходов избирателей на оплату получения соответствующих документов для участия в голосовании) от голосования (существует мнение, что сторонники Демократической партии составляют большинство избирателей, у которых либо отсутствуют удостоверения личности, либо не имеется возможности их получения).

В частности, решение Верховного Суда США, поддержавшего введение в штате Индиана вышеуказанных законодательных требований к документам, удостоверяющим личность избирателя, предопределяет возможность использования аналогичного подхода в законодательстве других штатов (Верховный Суд США подтвердил законность решения Верховного Суда штата Индиана, которым, в свою очередь, были признаны законными положения о новой форме документа, удостоверяющего личность избирателя (документ должен иметь фото избирателя).

Не все штаты выполнили предписания федерального закона 2002 года «Help America Vote Act (HAVA) – «Помоги Америке проголосовать» в части создания электронной базы данных об избирателях, т.е. электронного регистра избирателей штата (в частности, штат Нью-Йорк).

Имеются некоторые проблемы с созданием и поддержанием электронной базы данных об избирателях в таких штатах, как Алабама, Колорадо, Индиана, Техас, Висконсин.

К тому же пока отсутствуют федеральные стандарты формирования электронной базы данных об избирателях, а также сопоставления указанных баз данных различных штатов (с 2012 года приняты две федеральные программы о создании информационного центра для электронной регистрации избирателей, о взаимной межштатной проверке регистрации избирателей).

Штаты, которые участвуют в указанных программах (30 штатов – о создании информационного центра для электронной регистрации избирателей, 22 штата – о взаимной межштатной проверке регистрации избирателей), могут на основе сопоставления баз данных штатов выявлять множественные регистрации одного и того же лица в качестве избирателя или неточности в сведениях об избирателях.

Штаты обновляют свои программы регистрации избирателей в корреляции с возможностью предотвращения потенциальных кибератак на них.

Вышеуказанный Закон 2002 года устанавливает, что условные избирательные бюллетени должны выдаваться избирателям, которые считали себя зарегистрированными, но по прибытии на участок не обнаружили своего имени в списке избирателей.

Кроме того, условный избирательный бюллетень выдается в случае, если сотрудник избирательной комиссии принимает решение о том, что данный избиратель не имеет права голоса.
Указанный Закон гласит: «…если лицо заявляет о том, что оно является зарегистрированным избирателем в той юрисдикции, где желает голосовать ... то в таком случае этому лицу разрешается проголосовать с помощью условного избирательного бюллетеня».

В то же время подсчет условных избирательных бюллетеней может осуществляться только после завершения дня голосования, когда будет выяснено, находился ли избиратель в правильной «юрисдикции» (законодательство штатов различается по указанному вопросу: как по срокам проверки правоспособности таких избирателя, так и проведению подсчета голосов избирателей).

Вышеуказанный Закон содержит положение о предоставлении избирателю возможности узнать (через систему свободного доступа), был ли учтен его условный избирательный бюллетень при подсчете голосов, и если нет, то по какой причине.

Списки избирателей и сведения об избирателях, содержащиеся в них, являются публичными и могут передаваться политическим партиям для ведения агитационной работы с избирателями.
При подготовке к проведению указанных выборов некоторые штаты облегчили процедуру регистрации избирателей, в том числе на основе введения, в частности, режима онлайн регистрации избирателей 
(37 штатов и Федеральный округ Колумбия), автоматизированной регистрации избирателей (12 штатов и Федеральный округ Колумбия) (в соответствии с Законом об автоматизированной регистрации избирателей).

При этом возросла координация деятельности штатов по вопросам регистрации избирателей и сопряженности баз данных штатов между собой (в частности, базами данных об умерших, о заключенных), а также с федеральными базами данных об избирателях (в частности, базами данных о регистрации транспортных средств, о социальном обеспечении), в частности, с целью недопущения множественного голосования избирателей.

Законодательство 34 штатов закрепляет обязанность избирателей при голосовании предъявлять документ, удостоверяющий их личность, при этом законодательство 17 штатов предусматривает обязанность избирателей при голосовании предъявлять документ, удостоверяющий их личность, содержащий фотографию избирателя (Айдахо, Алабама, Арканзас, Висконсин, Виргиния, Гавайи, Джорджия, Индиана, Канзас, Луизиана, Мичиган, Миссисипи, Род-Айленд, Теннесси, Техас, Флорида, Южная Дакота), четыре штата. предусматривают обязанность избирателей при голосовании предъявлять документ, удостоверяющий их принадлежность к американскому гражданству (Алабама, Аризона, Джорджия, Канзас).

При этом в целом при подготовке к проведению 6 ноября 2018 года парламентских выборов около 4,7 млн. избирателей, проживающих на территории Федерального округа Колумбия (г. Вашингтон) и пяти территорий США, в соответствии с Конституцией США и законодательством о выборах не имеют права принимать участие в выборах депутатов Палаты представителей – нижней палаты Конгресса США и Сената – верхней палаты.

Кроме того, около 6.1 млн. избирателей, в том числе в своем большинстве представителей афроамериканской группы населения США, осужденных к лишению свободы или отбывших уголовное наказание, в соответствии с законодательством не имеют права участвовать в голосовании.

При этом если некоторые штаты в определенной степени облегчили бюрократическую процедуру восстановление избирательных прав в отношении избирателей, отбывших тюремное наказание, то другие штаты, наоборот, усложнили указанную процедуру для данной группы граждан США.

Таким образом, в целом при проведении 6 ноября 2018 года парламентских выборов около 11 млн. избирателей были лишены (по соответствующим конституционно-правовым основаниям) избирательных прав (См. Примечание ****).

 

4. Система избирательных органов

В США не имеется единого федерального избирательного органа, который организует проведение федеральных выборов в целом.

Выборы проводятся в рамках децентрализованной системы избирательных органов при доминирующей роли штатов в избирательном процессе.

Виды избирательных органов в США:

1. на федеральном уровне имеется два центральных избирательных органа – Федеральная избирательная комиссия и Комиссия по содействию выборам, на которые возложены отдельные и ограниченные полномочия по организации федерального избирательного процесса.

Состав указанных комиссий назначается Президентом США с согласия Конгресса США.

При этом Федеральная избирательная комиссия (ФИК) не всеми признается в качестве самостоятельного избирательного органа;

2. органы и учреждения исполнительной власти (Министерство юстиции, Министерство обороны США), на которые допускается возложение ряда полномочий по подготовке и проведению выборов.
В частности, Министерство юстиции вправе назначать своих наблюдателей в избирательные органы для осуществления контроля за соблюдением штатами положений законодательства о равных избирательных правах афроамериканских избирателей, а также некоторых иных категорий избирателей;

3. избирательные комиссии (советы комиссаров) штатов, формируемые в некоторых штатах губернаторами (как правило, на основе паритетного представительства двух основных политических партий). В частности, в штате Мэриленд система избирательных органов включает администратора выборов – секретаря штата (со штатом сотрудников) и 24 администраторов (также со штатом сотрудников), организующих выборы в избирательных округах на территории штата;

4. окружные избирательные комиссии (ОИК), состоящие из представителей политических партий, чиновников штата, судей, членов Конгресса США;

5. участковые избирательные комиссии (УИК; избирательные бюро), состоящие из представителей политических партий с активным привлечением добровольцев.

1. Федеральный уровень:

1.1. Федеральная избирательная комиссия (ФИК) – независимый постоянно действующий орган с ограниченным объемом полномочий, обеспечивающий соблюдение участниками федеральных выборов требований законодательства о финансировании избирательных кампаний кандидатов.

Федеральная избирательная комиссия была образована в 1974 году (приступила к работе в 1975 году).

Состав ФИК – шесть членов, из которых не более трех членов могут представлять одну политическую партию (фактически в состав Комиссии назначаются три представителя Демократической партии и три представителя Республиканской партии), в том числе председатель Комиссии.

Срок полномочий Председателя и заместителя Председателя ФИК – один год с последующей ротацией на представителя другой политической партии.

В феврале 2018 году один из пяти фактических членов Комиссии сложил свои полномочия и, таким образом, из шести членов Комиссии осталось только четыре члена и в этих условиях, по мнению участников выборов, работа Комиссии была фактически парализована.

Для принятия решения требуется не менее четырех голосов членов Комиссии, т.е. в сложившихся кадровых условиях решение Комиссии должно быть принято единогласно.

 

В состав Комиссии входит две женщины, одна из них является Председателем ФИК, а другая – заместителем Председателя Комиссии.

Аппарат ФИК – 350 сотрудников.

Заседания ФИК являются, как правило, открытыми, за исключением специально оговариваемых случаев (за исключением специально оговариваемых случаев – решение кадровых вопросов, принятие решений об обращении в судебные органы и т.д.).

1.2. Комиссия по содействию выборам образована в 2003 году на основе Закона 2002 года «Помоги Америке проголосовать» (HAVA – Help America Vote Act).

Комиссия по содействию выборам является национальным (двухпартийным) консультативным органом, который вырабатывает и принимает рекомендации и руководства, в частности, для сотрудников избирательных органов, в том числе на языках национальных меньшинств, по вопросам реализации Закона 2002 года, а также служит органом, обеспечивающим обмен электоральной информацией.
Комиссия по содействию выборам также распределяет федеральные средства штатам на выполнение предписаний вышеуказанного Закона.

Комиссия по содействию выборам отвечает за работу программы сертификации электронных систем голосования, использующихся на выборах, поддерживает информационную базу для нужд избирательных комиссий (органов, должностных лиц) по всей стране, составляет формуляры, применяемые при голосовании по почте, распределяет фонды, выделяемые в рамках реализации Закона HAVA.

Комиссия по содействию выборам состоит из четырех членов, из них не более двух членов, представляющих одну политическую партию (фактически состоит из представителей Демократической и Республиканской партий).

Срок полномочий Председателя Комиссии по содействию выборам – один год с последующей ротацией на представителя другой политической партии.

В период с 2011 года по январь 2015 года Комиссия по содействию выборам не работала в связи с тем, что не были назначены три представителя от одной из политических партий.

В 2018 году из четырех членов Комиссии назначено только два члена и на этой основе отсутствие кворумных начал в деятельности Комиссии не позволяет ей осуществлять свои полномочия при проведении выборов.

 

В связи с выбытием в марте 2018 года из состава Комиссии по содействию выборам, осуществляющей, в частности, координацию электоральной деятельности местных юрисдикций (муниципалитетов) одного члена Комиссия (из трех фактических членов Комиссии, которые работали в ее составе в течение последних трех лет) Комиссия утратила кворумность своего состава для принятия решений (в Комиссии осталось всего два члена (из юридически – четырех, фактически – трех) и в этих условиях ее работа парализована до назначения в ее состав нового члена Комиссии (назначение Сенатом членов Комиссии в календарном плане является пока неопределенным).

В состав Комиссии по содействию выборам входит женщина, которая является заместителем Председателя Комиссии.

2. Уровень штата и ниже (графства, муниципалитеты и др.):

У каждого штата имеется своя система организации и проведения выборов, которую возглавляет, как правило, Секретарь штата – должностное лицо администрации штата.

Аналогичным образом в каждом штате на более низких административных уровнях могут иметься различные структуры, отвечающие за организацию и проведение выборов.

Разные структуры предусматривают различные уровни двухпартийного представительства, а также осуществления контроля со стороны исполнительной, судебной и законодательной властей штата.
При этом зачастую руководитель органа, несущего прямую ответственность за проведение выборов, сам занимает выборную должность, как правило, на партийной основе.

Существует мнение, что это усиливает подотчетность организации и проведения выборов американскому обществу, а также повышает ответственность руководителя этого органа (придает большее ощущение обладания общественным мандатом).

Однако существующее положение не может не вызывать опасения в связи с тем, что внимание чиновника может быть сосредоточено больше на проведении собственной избирательной кампании и что его роль может оказаться политизированной.

Еще в специальном докладе Картера – Бейкера по вопросу о реформировании федерального избирательного процесса (2005 год) содержалось предложение о переходе к формированию избирательных органов на непартийной основе.

В ряде штатов, например в Виргинии, Колорадо, Массачусетсе, Огайо, Флориде уже приняты законодательные положения, ограничивающие одновременное совмещение статуса организатора выборов и кандидата.

В штатах традиционным является назначение вспомогательных работников на избирательные участки (в составе участковых избирательных органов) от двух основных политических партий, формирование бригад для обработки избирательных бюллетеней от обеих политических партий, а также широкое привлечение электоральных добровольцев.

Федеральное законодательство и законодательство штатов не предусматривают гендерных квот при формировании избирательных органов.

При проведении 8 ноября 2016 года президентских и парламентских выборов в 24 штатах электоральные функции были возложены на секретарей штатов, в других штатах использовалась смешанная модель на основе сочетания назначенных руководителей выборов штатов (графств) и избирательных комиссий как коллегиальных органов.

В большинстве случаев руководителями выборов назначались представители Демократической или Республиканской партий, при этом в ряде штатов они одновременно принимали участие в выборах в качестве кандидатов.

В целом организацию и проведение выборов осуществляют 10.500 местных юрисдикций (графств, муниципалитетов и др.); образуется около 185.000 избирательных участков и участковых избирательных органов.

Состав участковых избирательных органов варьируется от штата к штату.

Так, в одних штатах они формируются из представителей только одной политических партий, в других (20 штатов и Федеральный округ Колумбия) – являются двухпартийными или же полностью непартийными электоральными органами.

5. Выдвижение, регистрация кандидатов и проведение предвыборной агитации

Федеральное избирательное законодательство регулирует основные элементы процедуры выдвижения и регистрации кандидатов, при этом на уровне штатов также имеется определенный дополняющий объем полномочий по регулированию данной электоральной процедуры.

При проведении выборов в Палату представителей кандидат должен быть не моложе 25 лет и в течение не менее 7 лет проживать на территории соответствующего штата, в Сенат – не моложе 30 лет и в течение не менее 9 лет проживать на территории соответствующего штата.

На уровне штатов устанавливаются дополнительные и различающиеся требования к кандидатам.

Так, в одних штатах законодательно закреплено положение о том, что политические партии, получившие на последних выборах в законодательный орган штат определенное число (процент) голосов избирателей, либо собравшие в поддержку выдвижения кандидатов определенное количество подписей избирателей (различающееся от штата к штату) могут принимать участие в выдвижении кандидатов.

Некоторые участники выборов отмечали, что такие дополнительные требования являются обременительными или даже непреодолимыми для так называемых малых политических партий и независимых кандидатов.

При этом необходимо иметь в виду, что большинство штатов законодательно предусматривают возможность вписывания избирателем в день голосования в избирательный бюллетень фамилии лица, которого он хотел бы видеть депутатом (сенатором).

Демократическая и Республиканская партия выдвигают своих кандидатов на праймериз, которые в различных штатах проводятся в различные календарные сроки (проведение праймериз началось в начале марта и завершилось 12 сентября 2018 года).

Все 50 штатов провели праймериз при выдвижении кандидатов на федеральных и иных выборах.

Проведение участниками выборов предвыборной агитации практически законодательно не регулируется.

В США около 1.780 общественных и коммерческих (частных) электронных средств массовой информации, а также более 15.000 радиостанций и около 1.300 печатных средств массовой информации.

Средства массовой информации функционируют на основе положений Конституции США, на началах саморегулирования и  с учетом решений Верховного Суда США в части невозможности ограничения свободы слова и свободы средств массовой информации.

В сентябре 2017 года в Конгресс США был внесен законопроект, предусматривающий обязательное указание всеми Интернет-провайдерами в размещаемых в социальных сетях агитационных Интернет-материалов сведений о том, кто является их заказчиком, кем и из каких источников данные агитационные материалы были оплачены (по аналогии с платными агитационными материалами, размещаемыми в печатных и электронных средствах массовой информации).

В целом при проведении 6 ноября 2018 года выборов в США федеральное регулирование деятельности средств массовой информации основывается на положениях Акта о телерадиовещании 1996 года, а также соответствующих решений Федеральной избирательной комиссии.

В соответствии с законодательством Федеральная избирательная комиссия рассматривает информационные споры между кандидатами и средствами массовой информации, однако не проводит какого-либо систематического мониторинга деятельности средств массовой информации при проведении выборов.

В декабре 2017 года Федеральная избирательная комиссия обжаловала в судебном порядке Акт о порядке использования открытого информационного (Интернет) пространства 2015 года, который запрещает провайдерам блокировать или замедлять доступ пользователей к контенту, а также налагать санкции на пользователей определенного контента.

В этих условиях ряд штатов приняли законодательство, предусматривающее введение режима нейтральности в открытом информационном пространстве на территории штата.

За 60 дней до дня голосования коммерческие средства массовой информации по заявлениям кандидатов должны предоставлять им за плату «разумный доступ» к эфирному времени и печатной площади: кандидаты могут приобрести за наименьшую плату соответствующий объем эфирного времени и печатной площади.

«Агитационное» эфирное время и печатная площадь должны содержать сведения об их оплате, при этом средства массовой информации должны вести публично доступный реестр заказчиков (покупателей) указанного эфирного времени и печатной площади.

В марте 2018 году вышеуказанные положения были распространены на все (а не только на коммерческие) средства массовой информации, в том числе на радио.

При этом Общественная телерадиовещательная корпорация не вправе поддерживать или не поддерживать кандидатов на выборные должности, а также не вправе размещать в своем эфире платные агитационные материалы.

В целом средства массовой информации должны предоставлять эфирное время и печатную площадь на равных условиях кандидатам, принимающим участие в выборах.

В 2014 году Федеральная избирательная комиссия внесла в своею ранее принятое решение уточнение в части, что принцип равных информационных условий распространяется только на кандидатов, а не на их сторонников, принимающих участие в проведении предвыборной агитации за соответствующего кандидата, и распространяется на агитационные информационные материалы кандидатов, если в них используется голос кандидата или его имидж (образ).

На уровне штатов проведение массовых агитационных мероприятий (митингов, собраний и др.) основывается на разрешительном порядке путем подачи соответствующего заявления в соответствующий муниципалитет, сопровождаемого в некоторых штатах внесением организаторами агитационного мероприятия определенной (фиксированной) денежной суммы.

При проведении предвыборной агитации некоторыми кандидатами используется «дискриминационная» риторика по отношению к женщинам и представителям национальных меньшинств.

Проведение предвыборной агитации особенно интенсивно в социальных сетях (Twitter, YouTube, Facebook – в качестве средства персональной коммуникации с избирателями и размещения агитационных материалов) и в онлайн средствах массовой информации (сетевых изданиях электронных и бумажных средств массовой информации в сети Интернет).

Некоторые участники выборов выражают обеспокоенность использованием при проведение предвыборной агитации недостоверной, в том числе фейковой информации, в том числе из иностранных средств массовой информации, а также неполной прозрачностью финансирования предвыборной агитации.

В целом участники выборов отмечают некоторое падение уровня доверия к средствам массовой информации.

Законодательство не запрещает проведение опросов общественного мнения.

Законодательно разрешено проводить опросы общественного мнения (экзитполы) на выходе из помещения для голосования при соблюдении условия обнародования их результатов только после официального окончания времени голосования.

6. Финансирование предвыборной агитации

В соответствии с законодательством физические лица, политические партии, комитеты политического действия, поддерживающие того или иного кандидата, политическую партию (но не могущие координировать свою агитационную деятельность с кандидатами, политическими партиями), могут вносить пожертвования в избирательные фонды кандидатов.

Физическое лицо может внести не более 2.700 долларов в избирательный фонд одного кандидата, не более 10.000 долларов в течение календарного года в избирательный фонд политической партии штата, не более 33.900 долларов в течение календарного года в избирательный фонд федеральной политической партии, не более 5.000 долларов в течение календарного года в избирательный фонд одного комитета политического действия.

Законодательно запрещены анонимные пожертвования и пожертвования из иностранных источников.

Корпорации и профессиональные союзы не вправе вносить пожертвования в избирательные фонды кандидатов и политических партий, но могут вносить пожертвования в избирательные фонды комитетов политического действия, размеры которых подвержены законодательному ограничению.

Какое-либо финансирование из государственного бюджета участия кандидатов, политических партий в выборах в Палату представителей или в Сенат (в отличие от президентских выборов) законодательно не допускается.

Законодательство о выборах предусматривает некоторые ограничения на размеры добровольных финансовых пожертвований кандидатам, однако не устанавливает предельные размеры средств избирательных фондов на проведение предвыборной агитации, в том числе для юридических лиц.

Кандидаты на регулярной основе должны представлять и обнародовать финансовые отчеты.

Кандидаты должны в своих финансовых отчетах указывать пожертвования, превышающие 200 долларов, с одновременным указанием сведений о жертвователе, включая адрес его места жительства, мест работы и нанимаемой должности (выполняемой работы).

Феде6ральная избирательная комиссия в течение 48 часов после получения финансового отчета размещает его для публичного доступа (обнародует).

Некоторые некоммерческие организации, поскольку это не является их уставной деятельностью, не обязаны представлять соответствующие финансовые отчеты в Федеральную избирательную комиссию или Федеральную налоговую службу о поступлениях (пожертвованиях) и расходах на проведение предвыборной агитации.

Федеральная избирательная комиссия в преддверии проведения 6 ноября 2018 года парламентских и иных выборов инициировала проведение 27 июня общественного обсуждения вопроса в части возможного изменения порядка размещения и финансирования агитационных материалов рекламы в социальных сетях и в сетевых изданиях средств массовой информации, участия в финансировании предвыборной агитации некоммерческих организаций, ранее утвержденного Комиссией.

В случае нарушения законодательных положений о финансировании агитационной деятельности Комиссия вправе наложить на виновных соответствующие меры наказания или передать материалы в соответствующий окружной суд.

7. Голосование избирателей

В рамках децентрализованного избирательного процесса время начала и окончания голосования избирателей, а также его продолжительность варьируется по штатам.
В каждом штате свое время начала и окончания голосования.

Как отмечалось в Отчете миссии БДИПЧ ОБСЕ по оценке потребностей, находившейся в стране с 21 по 25 мая 2018 года, все избирательные участки оборудованы для голосования лиц с ограниченными физическими возможностями.

Законодательство всех 50 штатов предусматривает возможность для различных категорий избирателей принимать участие в голосовании по почте, при этом в 27 штатах и Федеральном округе Колумбия (г. Вашингтон) вправе принимать участие в таком голосовании без представления какого-либо обоснования для такого голосования.

При этом в штате Калифорния избиратели впервые могут принимать участие в голосовании по почте; в трех штатах (Вашингтон, Колорадо, Орегон) в соответствии с законодательством все избиратели принимают участие в голосовании только по почте.

Законодательство ряда штатов предусматривает проведение досрочного голосования избирателей: така процедура предусмотрена в законодательстве 34 штатов и Федеральном округе Колумбия 
(г. Вашингтон).

При этом период проведения досрочного голосования варьируется от 4 до 45 календарных дней до дня общего голосования избирателей на выборах.

В целом при проведении 6 ноября 2018 года выборов более одной трети зарегистрированных избирателей были намерены принять участие голосовании по почте или в досрочном голосовании, в том числе за пределами территории США.

Как отмечается, досрочное голосование пользуется широкой общественной поддержкой.

Большинство штатов законодательно дозволяют голосование в электронной форме (электронное голосование) для зарубежных американских избирателей (Cм.Примечание *****).

При этом законодательство 34 штатов не закрепляет положений об обеспечении тайны голосования, т.е. невозможности последующей идентификации избирателя и результатов его волеизъявления.
На этой основе заполненные электронные избирательные бюллетени с атрибутивной персонифицированной информацией об отправителе исключают сохранение тайны голосования избирателя, что, как отмечается в указанном Отчете БДИПЧ ОБСЕ, признается федеральным и штатными законодателями и организаторами выборов.

 

При проведении голосования избирателей большинство штатов предусматривают использование технических средств подсчета голосов.

При этом некоторые штаты используют технические средств подсчета голосов – сканеры и бумажные избирательные бюллетени (КОИБ), другие – электронные средства голосования (комплексы для электронного голосования или КЭГ) (30 штатов), при этом в 12 штатах КЭГ не имеют бумажного подтверждения волеизъявления избирателя, 18 штатов – имеют такое подтверждение.
Некоторые участники выборов выражают сомнение в надежности технических средств подсчета голосов и достоверности обработки ими итогов голосования.

Федеральный стандарт порога явки избирателей отсутствует: в каждом штате своя предусмотренная законодательством явка избирателей.

Выборы могут быть признаны недействительными вследствие допущенных в ходе их проведения нарушений, влекущих необходимость пересчета голосов.

Соответствующее заявление подается в Палату представителей Конгресса США на федеральных выборах; на выборах в штатах данная процедура регулируется по-разному в законодательстве разных штатов.

8. Общественное и международное наблюдение на выборах

На федеральном уровне Национальная ассоциация секретарей штатов, как правило, приглашает представителей ОБСЕ принять участие в наблюдении на выборах и обращается с просьбой к организаторам выборов на уровне штатов оказывать им содействие в осуществлении такого наблюдения.

Наблюдение на выборах регулируется законодательством штатов.

Некоторые штаты не предусматривают возможность общественного и международного наблюдения на выборах, в том числе при проведении голосования или подсчета голосов избирателей.

В 2016 году в 17 штатах (Алабама, Аляска, Аризона, Вайоминг, Западная Виргиния, Коннектикут, Делавэр, Северная Каролина, Луизиана, Миссисипи, Нью-Джерси, Огайо, Оклахома, Пенсильвания, Теннесси, Техас, Флорида) были приняты законодательные акты запрещающие проведение общественного и иного наблюдения на выборах.

При этом три штата и Федеральный округ Колумбия (г. Вашингтон) законодательно предусматривают институт международного наблюдения на выборах, при этом большинство штатом хранит «законодательное молчание» по данному вопросу, отсылая его решение на усмотрение электоральных чиновников (организаторов выборов).

При этом ряд штатов приняли, однако, некоторые дополнительные меры по расширению сферы проведения общественного наблюдения со стороны институтов гражданского общества (общественных организаций) и непосредственных участников выборов (кандидатов и их уполномоченных представителей).

Общественные организации в качестве наблюдателей назначают, среди прочих, юристов, которые в случае необходимости могут незамедлительно подать жалобу на нарушение избирательных прав, а также иных лиц, которые могут оказать избирателям соответствующую электоральную помощь.

В соответствии с законодательством Министерство юстиции США вправе назначать наблюдателей (мониторов) для осуществления контроля за обеспечением реализации положений федерального избирательного законодательства при проведении выборов, соответствия законодательства штатов федеральному законодательству.

Примечания:

* Впервые от одной из основных политических партий в качестве кандидатов были зарегистрированы две женщины-трансгендеры.

** В июне 2017 года Министерство юстиции США и штат Нью-Йорк подписали Меморандум о взаимопонимании, предусматривающий, в частности, при проведении федеральных выборов проведение регистрации в качестве избирателей при обращении избирателей за выдачей или продлением водительских прав.

При этом в настоящее время (2018 год) имеются судебные споры о том, вправе ли Комиссия по содействию выборам США разрешить штатам «добавить» к регистрационной форме голосования избирателей по почте требование о наличии у избирателя американского гражданства.

*** При этом в июне 2018 года в Верховном Суде США рассматривалось дело, в частности, по штату Огайо, о возможности исключения избирателей из списков избирателей в случае, если они не принимали участие в голосования в течение определенного календарного периода.

**** В соответствии с положениями законодательства при проведении в 2008 году президентских выборов около 5,3 млн. правонарушителей (отбывших или отбывающих срок наказания) не имели права участвовать в выборах, в том числе в связи с необходимостью выполнения бюрократической процедуры восстановления в избирательных правах.

***** В США имеются специальные законодательные акты об организации голосования зарубежных американских избирателей, в частности, Акт о голосовании зарубежных избирателей 1986 года, в соответствии с которым, в частности, Министерство обороны США оказывает необходимое содействие избирателям-военнослужащим в реализации их избирательных прав в случае нахождения за пределами территории США в период проведения федеральных выборов, а также акт о совершенствовании организации голосования военнослужащих, находящихся за пределами территории страны (MOVE Act, 2009 год).

Принята специальная федеральная программа, предусматривающая совместные усилия Министерства обороны США и администрации штатов в части регистрации зарубежных американских избирателей, направления им избирательных бюллетеней, их получения и установления итогов голосования.

Для участия в голосовании на выборах, проводимых в соответствующем календарном году, зарубежный американский избиратель должен до начала каждого очередного календарного года или не позднее 45 дней до дня общего голосования на выборах направить в соответствующий (местный – штата) уполномоченный орган заявление (по новой форме – заявление в форме федеральной почтовой карточки) о регистрации в качестве зарубежного избирателя и получения открепительного избирательного бюллетеня.

Такие избиратели получают избирательный бюллетень по кодированному каналу (сайту) в сети Интернет.

В случае неполучения открепительного избирательного бюллетеня, который должен был быть направлен избирательной администрацией его штата, избиратель может самостоятельно распечатать бланковый избирательный бюллетень, размещенный в сети Интернет, и, вписав в него кандидата (кандидатов) по своему усмотрению, отправить его в избирательную администрацию своего штата.

При этом часть находящихся за рубежом граждан США имеет возможность вернуть заполненный открепительный избирательный бюллетень, послав его по электронной почте в виде прикрепленного файла или зайдя на защищенный интернет-портал.

Заполненный избирательный бюллетень избиратель должен возвратить до времени окончания голосования на территории США.
В соответствии с федеральным избирательным законодательством все 50 штатов и 5 территорий США обязаны организовать голосование для зарубежных американских избирателей.