Юлия Дубровина о влиянии политической рекламы в Интернете на электоральный выбор молодежи

Юлия Дубровина о влиянии политической рекламы  в Интернете на электоральный  выбор  молодежи

Политическая реклама как способ осуществления предвыборной агитации сегодня выступает одним наиболее распространенных видов коммуникативной деятельности. Наиболее ярко это видно в период проведения предвыборной агитации.

12 марта, 2019

С помощью рекламы в кратчайшие сроки можно создать яркий, запоминающийся образ политического лидера или партии, внушить человеку различные идеи, мнения, убедить в выборе того или иного кандидата. Сталкиваясь с рекламой, человек оценивает ее, встраивает полученную информацию в свою жизнь, содержание рекламных сообщений их количество, тональность формируют отношение к самой рекламе, к кандидатам, к политической ситуации в стране1.

Сегодня трудно безоговорочно верить рекламе. Использование приемов «черного пиара», «кричащих лозунгов», обещающих решить все проблемы, распространение недобросовестной, ложной информации, в том числе о своих конкурентах, - все это способствует формированию негативного отношения к рекламе. 

По степени воздействия политическая интернет–реклама представляет собой наиболее сильную разновидность воздействия, характеризуется обильным использованием эмоциональных средств, наличием специальной цели -  целенаправленное и политически мотивированное регулятивное психологическое воздействие на целевую аудиторию2.  

Для оценки отношения молодежи к политической рекламе и ее влияния на формирования у них электорального выбора, нами было проведено количественное исследование3. В его ходе участникам политической смены Всероссийского молодежного образовательного форума «Территория смыслов» на Клязьме было предложено пройти анкету и ответить на несколько вопросов. Таким образом, объектом исследования выступили школьники, студенты, рабочая молодежь от 17 до 30 лет, являющаяся активными пользователями Интернета. 

На первый вопрос: «Что молодежь понимает под политической рекламой в Интернете?», наибольшее число респондентов ответили следующее: «Политическая реклама в интернете - это информационный контент, распространяющийся через сеть Интернет, тематика которого непосредственно связано с политикой, целью которого является привлечение рядовых граждан к участию в политике, участию в деятельности политических партий и иных объединений, участию в выборах и других политических акциях». 

На вопрос о необходимости увеличения  количества политической рекламы в Интернете большинство молодых людей, а именно 38,3 % ответили отказом. Кроме того опрошенные согласились и с низким качеством распространяемой политической рекламы в Интернете (28,3%). В ходе исследования также выяснилось, что наиболее эффективным для политического пиара является площадка YuoTube (45%), второе место заняло приложение Vkontakte (28%) и 3 место - Instagram (27%). Из проведенного опроса видно, что молодежь отрицательно относится к распространяемой политической рекламе, отмечает невысокое качество демонстрируемых материалов, однако в ходе исследования респонденты предложили следующие возможные методы повышения эффективности политической рекламы в интернете:  разработка и уточнение правового регулирования политической рекламы, акцент на ее качестве, а не на количестве, повышение активности политических деятелей в социальных сетях. 

Таким образом, на основании проведенного анкетирования можно сделать следующие выводы:

Во-первых,  это детальное правовое регулирование политической рекламы и агитации и сети Интернет. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»4  не дает четкого понятия агитации, политической рекламы, требований, предъявляемых к ней,  не содержит исчерпывающего перечня способов осуществления предвыборной агитации. Кроме того в ст. 49 указанного Федерального закона указано, что предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума на каналах организаций телерадиовещания, в периодических печатных изданиях и в сетевых изданиях проводится в период, который начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования, однако в данной норме ничего не говорится об агитации в сети Интернет. Возникает вопрос: «Возможно ли осуществление агитации на иных интернет-площадках, социальных сетях, проведение онлайн–трансляций и прочего в день голосования?». Вопрос остается открытым.

Во-вторых, из проведенного исследования явно видна проблема низкого качества распространяемой политической рекламы. Современная молодежь заинтересована в изучении законодательства и повышении образовательных навыков. В связи с чем, возможны новые форматы распространения политической рекламы – это организация качественных образовательных вебинаров с участием политических лидеров, запуск игровых, обучающих мобильных приложений, которые бы рассказывали молодым людям об организации и проведении выборов, избирательном процессе, а также организация и проведение квестов и флешмобов политической направленности. 

На наш взгляд, политическая реклама, а особенно - распространенная в Интернете, способна оказать огромное влияние на формирование электорального выбора. В связи с чем необходимо более детальное правовое регулирование этого вопроса. Автором был разработан проект Федерального закона «О политической рекламе», в котором даются четкие дефиниции «политической рекламы», «агитации», «информирования», указываются требования к политической рекламе, режимы ее распространения. Кроме того, считаем необходимым закрепить в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» положения, регулирующие агитацию в сети Интернет. 



Примечания:

1. См.: Быльева Д. С. Роль политической рекламы в современном обществе // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. №70. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-politicheskoy-reklamy-v-sovremennom-obschestve (дата обращения: 16.02.2019).

2. См.: Руберт Ирина Борисовна, Морозова Ольга Николаевна Политическая интернет-реклама как регулятивный тип дискурса // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2012. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/politicheskaya-internet-reklama-kak-regulyativnyy-tip-diskursa (дата обращения: 16.02.2019). 

3. См.: Исследование проведено группой участников Всероссийского молодежного образовательного форума «Территория смыслов», 2018 год. 

4. См.: См.: Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67 – ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в ред. от 12 декабря 2018 г. № 550 – ФЗ) // СЗ РФ. 2002, № 24, ст. 2253, 2018. № 53 (часть I), ст. 8476.