К вопросу о лишенцах пассивного избирательного права в государствах региона ОБСЕ

К вопросу о лишенцах пассивного избирательного права в государствах региона ОБСЕ

Владимир Лысенко, член Совета Российского фонда свободных выборов, доктор юридических наук

25 июня, 2021

1. Количественные параметры лишенцев пассивного избирательного права предопределяются набором (узким или широким) критериев ограничения права быть избранным, т.е. пассивного избирательного права, предусмотренных законодательством соответствующего государства.

Законодательство государств региона ОБСЕ содержит как «позитивный», так и «негативный» перечень оснований для реализации лицом пассивного избирательного права (права быть избранным) при проведении парламентских и президентских выборов.

К «позитивным» основаниям относится, в частности, достижение лицом установленного законодательством возраста для реализации пассивного избирательного права (Австрия – 18, Болгария – 21, Греция – 25, США – 30 (Сенат), наличие гражданства государства проведения выборов1, владение государственным языком, обладание активным избирательным правом.

К «негативным» основаниям относятся, в частности, те, при наличии которых лицо не может быть избрано на выборную должность – отбывание наказания в виде лишения свободы, в том числе за электоральные преступления, наличие неснятой или непогашенной судимости, отсутствие другого гражданства, занятие определенных публичных или иных должностей или выполнение определенных профессиональных обязанностей, наличие каких-либо обязательств перед другими государствами.

В ряде государств в перечень таких оснований включаются так называемые конституционно-правовые основания (например, Испания, Кипр, Литва, Монголия, Польша, Хорватия), а также финансово-экономические основания (например, Канада, Мальта, Монголия, Польша).

Так, в рамках модели конституционно-правовых оснований ограничения пассивного избирательного права в Испании в соответствии с законодательством при проведении парламентских выборов не могут баллотироваться лица, в отношении которых вынесено решение суда о запрете занимать выборные должности, а также лица, осужденные за участие в мятеже, террористической деятельности или в совершении преступлений против государства (порядка управления).

На Кипре не могут баллотироваться на парламентских выборах лица, лишенные избирательных прав в судебном порядке за совершенные электоральные правонарушения.

В Литве в соответствии с законодательством лицо, лишенное статуса выборного должностного лица, либо статуса депутата, либо отстраненное от занимаемой выборной должности в результате применения процедуры импичмента, пожизненно лишается пассивного избирательного права.

В Монголии в соответствии с обновленным законодательством не могут быть выдвинуты в качестве кандидата лица, утратившие доверие при исполнении своих служебных обязанностей.

В Польше не могут быть выдвинуты кандидатами на парламентских выборах лица, подпадающие под законодательство о люстрации в связи с деятельностью специальных служб в период с 1944 по 1990 годы.

В Хорватии в соответствии с законодательством при проведении парламентских выборов не могут быть избраны лица, которые не реабилитированы за совершение преступлений против человечности или массовых убийств.

В рамках модели финансово-экономических оснований ограничения пассивного избирательного права в Канаде не могут баллотироваться на парламентских выборах лица, которые были зарегистрированы кандидатами на последних парламентских выборах, но не представили в соответствии с законодательством итоговые финансовые отчеты.

На Мальте в соответствии с законодательством при проведении парламентских выборов не может баллотироваться в качестве кандидата, частности, лицо, объявленное банкротом.

В Монголии при проведении президентских выборов Кроме того, кандидат не должен иметь крупных долговых обязательств, в том числе кредитных, а также налоговых задолженностей, превосходящих его доходы (как определяется решением суда).

В Польше не могут быть выдвинуты кандидатами на парламентских выборах лица, отбывающие наказание по вступившему в силу приговору суда за совершение налоговых преступлений.

В некоторых государствах основанием для участия лица в качестве кандидата на парламентских и (или) президентских выборах является факт рождения на территории страны (например, Монголия, США), а также не лишение лица гражданства (не выход из него) (например, ФРГ).

Ряд государств региона ОБСЕ в качестве одного из оснований для регистрации в качестве кандидата на парламентских выборах предусматривают обязательное проживание на территории страны в течение установленного законодательством срока до дня проведения голосования на соответствующих выборах (например, Монголия, Таджикистан – 5 лет, Украина, Грузия, Казахстан, Туркмения – 10 лет, США – 14 лет).

В законодательстве отдельных государств региона ОБСЕ имеются своеобразные (экзотические) основания ограничения пассивного избирательного права (например, Люксембург, Узбекистан).

Так, в Люксембурге законодательно закреплено, что не могут одновременно баллотироваться на парламентских выборах лица, находящиеся во второй степени родства по крови, вступлению в брак или партнерстве.

В Узбекистане в соответствии с законодательством при проведении парламентских выборов не могут в качестве кандидатов баллотироваться служители религиозного культа.

В некоторых государствах региона ОБСЕ реализация пассивного избирательного права является не правом, а, фактически, обязанностью (например, Норвегия, Швеция – до 2018 года).

Так, в Норвегии в соответствии с Конституцией и законодательством при проведении парламентских выборов лицо имеет конституционную обязанность принять свое выдвижение в составе списка кандидатов политической партии даже в случае, если первоначально не было получено его согласия на такое выдвижение2.

Лицо может отказаться от выдвижения его кандидатуры только в случае, если оно принадлежит к другой политической партии или не является жителем соответствующего избирательного округа.

В этих условиях пассивное избирательное право фактически является уже не правом, а конституционно-правовой обязанностью, гражданским долгом, т.е. обязательным пассивным избирательным правом.

В отдельных государствах региона ОБСЕ закон может ограничить пассивное избирательное право определенных категорий лиц (например, ФРГ).

Так, в ФРГ согласно части 1 статьи 137 Основного Закона ФРГ пассивное избирательное право чиновников, государственных служащих, профессиональных военных и солдат, служащих по найму, а также судей Федерации, земель и общин может быть ограничено законом.

В одних государствах региона ОБСЕ он (т.е. перечень) является фактическим минимальным, и связанным только с обладанием лицом активным избирательным правом (например, Дания, Лихтенштейн) либо «двойным» гражданством (например, Нидерланды), в других – предельно широким (например, Монголия).

Подавляющее большинство государств региона ОБСЕ предусматривает ограничение пассивного избирательного права в связи, в частности, с совершением уголовного преступления, наличием неснятой или непогашенной судимости, занятием лицом должности, несовместимой со статусом депутата, наличием другого гражданства, коррупции (например, Азербайджан, Албания, Андорра, Болгария, Великобритания, Ирландия, Казахстан, Канада, Кыргызстан, Нидерланды, Словакия).

При этом ряд государств увязывают реализацию права быть избранным с обладанием лицом права избирать (например, Армения, Болгария, Ирландия, Италия, Канада, Лихтенштейн, Сербия, Хорватия, Черногория).

В отдельных государствах, как уже отмечалось, не могут быть избраны лица, подпадающие под действие законодательства о люстрации (например, Польша).

В Боснии и Герцеговине законодательство о выборах предусматривает этнические ограничения для выдвижения кандидатов в рамках федеративного устройства Боснии и Герцеговины.

Так, лица, не идентифицировавшие себя в качестве босняка, хорвата или серба, не могут быть выдвинуты кандидатами при проведении федеральных парламентских выборов.

В ряде государств региона ОБСЕ ограничения пассивного избирательного права носят отложенный характер.

В частности, в случае отпадения обстоятельств, препятствующих занятию лицом выборной должности путем избрания на всеобщих и прямых выборах, пассивное избирательное право восстанавливается в полном объеме.

Так, в соответствии с законодательством лица, занимающие публичные должности не могут баллотироваться на выборах, если не уйдут в отставку дня выдвижения либо до дня голосования на соответствующих выборах, либо непосредственно после дня голосования в случае избрания (например, Азербайджан, Албания, Андорра, Армения, Великобритания, Греция, Исландия, Италия, Канада, Кипр, Литва, Люксембург, Мальта, Монако, Монголия, Португалия, Сан-Марино, Таджикистан, Финляндия, Швейцарии).

В частности, в Андорре депутаты общинных советов, члены Высшего суда справедливости Андорры, Избирательного совета Андорры, Прокуратуры Андорры, а также судьи могут быть выдвинуты кандидатами только в случае ухода в отставку.

В Монголии в соответствии с законодательством государственные служащие, намеревающиеся выдвинуть свою кандидатуру на президентских выборах, должны уйти в отставку с занимаемой должности не позднее января месяца года проведения президентских выборов, т.е. за несколько месяцев до периода выдвижения кандидатов на должность Президента Монголии.

В Финляндии в соответствии с законодательством при проведении парламентских выборов не могут быть избраны определенные категории (пяти категорий) государственных служащих и лиц, занимающих государственные должности, если они не ушли в отставку.

В отдельных государствах региона ОБСЕ законодательные ограничения пассивного избирательного права (т.е. права быть избранным) носят, практически, абсолютный характер.

Так, в США в 11 штатах заключенные и лица, отбывшие тюремное заключение, пожизненно лишаются избирательных прав, если не помилованы губернатором штата.

При этом только около 6.1 млн. американских граждан лишены активного и пассивного избирательного права в связи с совершением ими преступлений и осуждением к лишению свободы на срок более одного года, в том числе 3.1 млн. избирателей, отбывших срок лишения свобод,

В целом наибольшее число граждан, ограниченных в реализации избирательных прав, в том числе пассивного избирательного права – в США – более 11 млн. человек (по состоянию на 1 января 2021 года), наименьшее – в Лихтенштейне.

Кроме того, в США только в 2021 году 18 штатов с доминированием в законодательных органах представителей Республиканской партии, были приняты еще 30 законодательных актов, ставших известными под названием «Против избирателей» (AntiVoters), ограничивающие избирательные права определенных категорий избирателей, в том числе потенциальных кандидатов на выборные должности, которые совокупно ограничивают избирательные права около 36 млн. граждан США или 15% избирательного корпуса США.

2. В Австрии пассивное избирательное право при проведении парламентских выборов – с 18 лет.

При этом не могут быть избраны лица, если они совершили определенные виды умышленных уголовных преступлений: в случае лишении свободы по приговору суда на срок свыше шести месяцев либо лишения свободы на срок не менее одного года с отсрочкой исполнения приговора.

В Азербайджане активное и пассивное избирательное право предоставляется гражданам Азербайджана с 18 лет (при этом ранее пассивное избирательное право предоставлялось с 25 лет (при проведении в 2016 году конституционного референдума минимальный возраст для реализации пассивного избирательного права был понижен с 25 лет до 18 лет и, таким образом, в настоящее время он совпадает с минимальным возрастом для реализации активного избирательного права (18 лет).

В соответствии с законодательством при проведении парламентских выборов кандидат не должен иметь «двойного» гражданства, либо каких-либо обязательств перед другими государствами, либо судимости за тяжкие преступления.

Кроме того, Избирательный кодекс Азербайджана перечисляет категории должностных лиц, которые для участия в парламентских выборах должны до дня регистрации в качестве кандидата сложить с себя несовместимые со статусом кандидата должностные или служебные полномочия (в частности, к таким категориям должностных лиц относятся военнослужащие, судьи, государственные служащие, служители религиозных культов).

В Албании при проведении парламентских выборов кандидатом может быть выдвинуто лицо в возрасте 18 лет и старше, имеющее активное избирательное право, за исключением лиц, находящихся в местах лишения свободы по приговору суда, а также с неснятой или непогашенной судимостью за совершение определенных категорий преступлений.

Кроме того, Конституция Албании перечисляет категории должностных и иных лиц, чья деятельность несовместима с участием в парламентских выборах в качестве кандидатов3.

В Андорре активное и пассивное избирательное право на выборах депутатов Генерального совета – с 18 лет, за исключением лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы по приговору суда.

При этом депутаты общинных советов, члены Высшего Суда справедливости Андорры, Избирательного совета Андорры, Прокуратуры Андорры, а также судьи могут быть выдвинуты кандидатами только в случае ухода в отставку.

В Армении в соответствии с Конституцией и Избирательным кодексом кандидатом на выборах в Национальное собрание Армении может быть гражданин Армении, не имеющий гражданства другого государства, достигший возраста 25 лет и обладающий активным избирательным правом, проживающий на территории Армении в течение четырех лет, предшествующих парламентским выборам, свободно владеющий армянским языком4.

При этом судьи, прокуроры, военнослужащие, сотрудники правоохранительных органов, а также некоторые категории государственных служащих, члены избирательных комиссий не могут баллотироваться на парламентских выборах.

В Беларуси при проведении выборов депутатов Палаты представителей – нижней палаты парламента не может баллотироваться лицо с неснятой и непогашенной судимостью.

В Бельгии в соответствии с законодательством при проведении парламентских выборов лицо, достигшее возраста 18 лет, проживающее на территории Бельгии и обладающее политическими и гражданскими правами, может баллотироваться на выборах в качестве кандидата в Палату представителей – нижнюю палату парламента.

В Болгарии при проведении парламентских выборов кандидатом может быть выдвинуто лицо в возрасте 21 года и старше, имеющее активное избирательное право и не обладающее гражданством другого государства.

В Боснии и Герцеговине законодательство о выборах предусматривает этнические ограничения для выдвижения кандидатов в рамках федеративного устройства Боснии и Герцеговины.

Так, лица, не идентифицировавшие себя в качестве босняка, хорвата или серба, не могут быть выдвинуты кандидатами при проведении федеральных парламентских выборов.

В Великобритании в качестве кандидата в Палату Общин – нижнюю палату парламента не могут быть выдвинуты лица, содержащиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда (в стране около 8.000 заключенных), гражданские служащие, сотрудники правоохранительных органов, а также военнослужащие (должны уходить в отставку).

В Венгрии в соответствии с законодательством при проведении парламентских выборов не может быть избрано лицо, отбывающее наказание в виде лишения свободы по приговору суда.

В Греции при проведении выборов 300 депутатов парламента лицо должно достичь возраста 25 лет и обладать активным избирательным правом.

При этом не могут быть избраны лица, принадлежащие к определенным профессиям, включая лиц, находящихся на оплачиваемой государственной службе, военнослужащими, губернаторами и мэрами, председателями органов управления государственных корпораций, лица, имеющие контракты с государственными органами, являющиеся собственниками средств массовой информации (должны уходить в отставку).

В Грузии при проведении парламентских выборов в соответствии с законодательством лицо должно быть в возрасте 25 лет и проживать на территории страны не менее 10 лет.

В Дании законодательно предусмотрено, что активное и пассивное избирательное право является единым – с 18 лет.

В соответствии с законодательством при проведении парламентских выборов лицо, обладающее активным избирательным правом, вправе баллотироваться на выборах в качестве кандидата.

В Ирландии гражданин Ирландии, достигший возраста 21 года, обладающий правоспособностью и активным избирательным правом, может баллотироваться на парламентских выборах, за исключением лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы на срок более шести месяцев, либо ограниченных в праве занимать определенные публичные должности.

В Исландии законодательно предусмотрено, что активное и пассивное избирательное право на выборах депутатов Альтинга – с 18 лет.

Гражданин Исландии, достигший возраста 18 лет, обладающий активным избирательным правом, может баллотироваться на парламентских выборах, за исключением судей Верховного суда Исландии, парламентского Омбудсмена, лиц, осужденных к лишению свободы на срок не менее четырех месяцев, либо находящихся в соответствующем медицинском учреждении на принудительном лечении.

В Испании активное и пассивное избирательное право на выборах депутатов Генеральных кортесов и членов Сената – с 18 лет.

В соответствии с законодательством при проведении парламентских выборов лицо должно обладать активным избирательным правом.

Не могут баллотироваться лица, в отношении которых вынесено решение суда о запрете занимать выборные должности, а также лица, осужденные за участие в мятеже, террористической деятельности или в совершении преступлений против государства (порядка управления).

В Италии в соответствии с законодательством при проведении парламентских выборов кандидатом может быть выдвинуто лицо в возрасте 25 года и старше Палата депутатов) и 40 лет (Сенат), имеющее активное избирательное право.

Не могут быть избраны лица, занимающие определенные государственные и муниципальные должности.

В Казахстане при проведении 10 января (воскресенье) 2021 года очередных парламентских выборов граждане Казахстана, в возрасте 25 лет и старше, имеющие право голоса (активное избирательное право), постоянно проживавшие на территории Казахстана не менее 10 лет до дня голосования на указанных парламентских выборах, имели право быть выдвинутыми в составе списка кандидатов соответствующей политической партии при условии, они являлись членами этой политической партии (т.е. законодательство не допускает включение в список кандидатов политической партии иных лиц, не являющихся членами данной политической партии).

В соответствии с законодательством не могут быть включены в список кандидатов политической партии лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость, а также лица, признанные виновными в совершении коррупционных преступлений.

В Канаде в соответствии с законодательством при проведении выборов в Палату Общин – нижнюю палату парламента кандидатом может быть выдвинуто лицо, имеющее право голосовать на парламентских выборах, за исключением лиц, которые отбывают наказание в виде лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда, в том числе за совершение электоральных преступлений, лиц, которые были зарегистрированы кандидатами на последних парламентских выборах, но не представили в соответствии с законодательством итоговые финансовые отчеты, а также лиц, занимающих определенные государственные должности.

При этом лица, занимающие определенные государственные должности, для участия в парламентских выборах в качестве кандидатов должны сложить с себя служебные и должностные полномочия в период со дня выдвижения в качестве кандидатов до дня регистрации их в качестве кандидатов.

На Кипре при проведении парламентских выборов кандидатом может быть выдвинуто лицо в возрасте не менее 21 года, имеющее активное избирательное право и не обладающее гражданством другого государства.

В соответствии с Конституцией Кипра должность депутата несовместима с должностью министра, члена Общинного собрания или муниципального Совета, включая должность мэра, с положением служащего в Вооруженных Силах и силах безопасности Кипра или с любым другим государственным постом или должностью, а когда речь идет о депутате-турке – и с функцией религиозного деятеля.

Кроме того, не могут быть выдвинуты в качестве кандидата лица, признанные в судебном порядке недееспособными, а также лица, лишенные избирательных прав в судебном порядке за совершенные электоральные правонарушения.

В Кыргызстане в соответствии с законодательством при проведении парламентских выборов пассивное избирательное право предоставлялось гражданину Кыргызстана, достигшему возраста 21 года, не имеющему неснятой или непогашенной судимости, а также признанные недееспособными по решению суда.

В Латвии при проведении парламентских выборов лицо, достигшее возраста 21 гола, свободно владеющее государственным (латышским) языком, может баллотироваться в качестве кандидата.

В соответствии с законодательством не могут быть выдвинуты в качестве кандидатов на парламентских выборах лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы по приговору суда, лица, ранее совершившие умышленные преступления, а также находящиеся под надзором по решению суда.

В Литве в соответствии с законодательством при проведении парламентских выборов лица, достигшие возраста 25 лет и старше, официально зарегистрированные (проживающие) на территории Литвы, могут быть выдвинуты кандидатами на парламентских выборах5.

Не могут быть выдвинуты в качестве кандидатов лица, являющиеся судьями, военнослужащими, отбывающие наказание в виде лишения свободы по приговору суда, имеющие двойное гражданство, а также занимающие определенные должности государственных (публичных) служащих.

Кроме того, в соответствии с законодательством лицо, лишенное статуса выборного должностного лица, либо статуса депутата, либо отстраненное от занимаемой выборной должности в результате применения процедуры импичмента, пожизненно лишается пассивного избирательного права6.

В Лихтенштейне в соответствии с законодательством активное и пассивное избирательное право на выборах депутатов Ландтага – однопалатного парламента является единым – с 18 лет.

На этой основе лица, обладающие активным избирательным правом, вправе быть избранны депутатом парламента.

В Люксембурге при проведении выборов 60 депутатов однопалатного парламента – Палаты депутатов на пятилетний срок в соответствии с законодательством лицо должно обладать активным избирательным правом и проживать на территории страны.

Не могут быть избраны депутатами лица, занимающие определенные публичные должности, в частности, лица, находящиеся на государственной службе, судьи, аудиторы, военнослужащие.

Кроме того, не могут одновременно баллотироваться на парламентских выборах лица, находящиеся во второй степени родства по крови, вступлению в брак или партнерстве.

В Македонии при проведении парламентских выборов в соответствии с законодательством лицо, обладающее активным избирательным правом, может баллотироваться на выборах в качестве кандидата.

Не могут быть избраны лица, осужденные к лишению свободы на срок более шести месяцев до окончания срока отбытия наказания.

На Мальте в соответствии с законодательством при проведении парламентских выборов лицо, обладающее активным избирательным правом, может баллотироваться на выборах в качестве кандидата.

Не может баллотироваться в качестве кандидата лицо, занимающее публичную должность, либо находящееся на военной службе, либо имеющее другое гражданство, либо занимающее должность в организации, имеющей контракт с государством, либо объявленное банкротом, либо совершившее умышленное преступление, связанное с лишением свободы.

В Молдове при проведении парламентских выборов в соответствии с Кодексом о выборах для выдвижения в качестве кандидата лицо должно быть в возрасте 18 лет и старше, за исключением лиц, находящихся на военной службе, отбывающих наказание в виде лишения свободы, а также лиц с неснятой и непогашенной судимостью за умышленные преступления.

В Монако в соответствии с законодательством при проведении парламентских выборов не могут быть избраны лица, занимающие определенные публичные должности.

В Монголии при проведении президентских выборов в соответствии с законодательством кандидатом на должность Президента Монголии может быть выдвинуто лицо, рожденное от монгольских родителей, проживающее на территории Монголии в течение последних пяти лет, предшествующих проведению соответствующих президентских выборов.

Кроме того, кандидат не должен иметь крупных долговых обязательств, в том числе кредитных, а также налоговых задолженностей, превосходящих его доходы (как определяется решением суда).

При этом обновленное законодательство исключило прежние ограничения пассивного избирательного права, связанные с неснятой либо непогашенной судимостью, уклонением от воинской службы,

В соответствии с законодательством государственные служащие, намеревающиеся выдвинуть свою кандидатуру на президентских выборах, должны уйти в отставку с занимаемой должности не позднее января месяца года проведения президентских выборов, т.е. за несколько месяцев до периода выдвижения кандидатов на должность Президента Монголии.

В соответствии с обновленным законодательством не могут быть выдвинуты в качестве кандидата лица, признанные в судебном порядке недееспособными, лица, лишенные избирательных прав в судебном порядке за совершенные преступления, а также лица, обвиненные в коррупционной деятельности либо утратившие доверие при исполнении своих служебных обязанностей.

В Нидерландах в соответствии с законодательством активное и пассивное избирательно право при проведении выборов Палаты представителей – 18 лет (за исключением случаев вынесения в отношении лица судебного приговора за совершение серьезных преступлений).

Кроме того, лицо, имеющее «двойное» или множественное гражданство, не может быть выдвинуто кандидатом на парламентских выборах.

В Норвегии в соответствии с Конституцией и законодательством при проведении парламентских выборов лицо имеет конституционную обязанность принять свое выдвижение в составе списка кандидатов политической партии даже в случае, если первоначально не было получено его согласия на такое выдвижение7.

Лицо может отказаться от выдвижения его кандидатуры только в случае, если оно принадлежит к другой политической партии или не является жителем соответствующего избирательного округа.

В этих условиях пассивное избирательное право фактически является уже не правом, а конституционно-правовой обязанностью, гражданским долгом, т.е. обязательным пассивным избирательным правом.

В Польше в соответствии с законодательством не могут быть выдвинуты кандидатами на парламентских выборах лица, признанные судом недееспособными вследствие психических расстройств, лица, отбывающие наказание по вступившему в силу приговору суда за совершение определенных категорий умышленных преступлений, а также налоговых преступлений.

Кроме того, не могут быть выдвинуты кандидатами на парламентских выборах лица, подпадающие под законодательство о люстрации в связи с деятельностью специальных служб в период с 1944 по 1990 годы.

В Португалии при проведении парламентских выборов в соответствии с законодательством в качестве кандидатов не могут быть выдвинуты действующий Президент Португалии, судьи, члены Национальной избирательной комиссии Португалии, военнослужащие, а также лица, находящиеся на дипломатической службе.

В Румынии в соответствии с законодательством при проведении парламентских выборов для выдвижения в качестве кандидата лицо должно обладать активным избирательным правом и достичь возраста соответственно 23 лет (Палата депутатов – нижняя палата парламента) и 33 лет (Сенат – верхняя палата).

В Сан-Марино законодательство предусматривает участие в парламентских выборах в качестве кандидатов определенных категорий государственных служащих и иных лиц при условии их отставки с занимаемой должности.

При этом все потенциальные кандидаты должны объявить об отсутствии своего членства в каких-либо тайных организациях.

В Сербии в соответствии с законодательством при проведении парламентских выборов для участия в выборах в качестве кандидата лицо должно обладать активным избирательным правом (с 18 лет).

В Словакии при проведении парламентских выборов в соответствии с законодательством не могут быть выдвинуты кандидатами в депутаты лица, не имеющие постоянного места жительства на территории Словакии, отбывающие наказание в виде лишения свободы за совершение тяжких преступлений, а также лица, признанные недееспособными по решению суда.

В Словении в соответствии с законодательством при проведении парламентских выборов для участия в выборах в качестве кандидата лицо должно обладать активным избирательным правом (с 18 лет), за исключением лиц, ограниченных в реализации пассивного избирательного права соответствующим решением суда.

В США в соответствии со статьей 2 Конституции США при проведении президентских выборов кандидат на должность Президента США должен быть в возрасте 35 лет или старше, рожденным на территории США и проживать на территории США последние 14 лет.

При проведении выборов в Конгресс США кандидат на выборах в Сенат должен быть в возрасте 30 лет или старше, а также быть гражданином США не менее 9 лет, в Палату представителей – 25 лет или старше и быть гражданином США не менее 7 лет.

Конституция США и федеральное законодательство не предоставляют почти 5 млн. американских граждан активного и соответственно пассивного избирательного права при проведении выборов Президента США и членов двухпалатного Конгресса США, в том числе при проведении выборов в Палату представителей Конгресса США от Федерального округа Колумбия (город Вашингтон).

Так, в соответствии с Конституцией США около 600.000 жителей Федерального округа Колумбия имеют право принимать участие в голосовании на выборах Президента США, при этом, однако, они не имеют такого права при проведении выборов в палаты Конгресса США: на этой основе федеральный округ не имеет своего представительства в Сенате, при этом в Палате представителей он имеет только одного представителя (делегата) с правом совещательного (а не решающего) голоса.

Еще около 4 млн. жителей пяти территорий США (Американское Самоа, Виргинские острова, Гуам, Северные Марианские Острова, Пуэрто-Рико), свыше 90% которых составляют представители расовых и этнических меньшинств (национальных меньшинств), также не имеют своего полноценного представительства в Конгрессе США.

Представители 9 заморских территорий США, имеющих статус неинкорпорированных неорганизованных территорий (остров Бейкер, остров Джарвис¸ остров Мидуэй, остров Навасса, остров Хауленд, остров Уэйк, атолл Джонстон, атолл Пальмира, риф Кингмен) также не имею права принимать участия в голосовании на президентских выборах.

Кроме того, отдельные категории граждан США в соответствии с законодательством штатов лишены избирательных прав (ограничены в их реализации).

Так, около 6.1 млн. американских граждан лишены активного и пассивного избирательного права в связи с совершением ими преступлений и осуждением к лишению свободы на срок более одного года, в том числе 3.1 млн. избирателей, отбывших срок лишения свободы.

При этом лишение избирательных прав затрагивает преимущественно представителей афроамериканской части избирательного корпуса: так, лишены избирательных права около 2.2 млн. избирателей (из 6,1 млн.).

Вопросы ограничения избирательных прав заключенных, а также лиц, отбывших тюремное заключение, регулируются законодательством штатов, которое существенно различается от штата к штату.

Так, только в двух штатах (Мэн и Вермонт) указанные категории граждан не лишаются избирательных прав (при условии совершения правонарушений, за которые не наступает уголовная ответственность в виде лишения свободы на срок свыше одного года), тогда как в остальных 48 штатах лишены избирательных прав не только лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы, но также лица, находящиеся в местах содержания под стражей, либо в виде отсрочки исполнения приговора в форме поручительства (передачи на поруки).

В целом в 11 штатах заключенные и лица, отбывшие тюремное заключение, пожизненно лишаются избирательных прав, если не помилованы губернатором штата.

Вместе с тем, некоторые штаты, особенно после проведения 6 ноября 2018 года промежуточных федеральных выборов в Конгресс США, приняли законодательные акты, облегчающие восстановление избирательных прав лиц, отбывших тюремное заключение (штаты Вашингтон, Иллинойс, Колорадо, Невада, Нью-Йорк. Флорида).

При этом, однако, отдельные штаты, наоборот, предприняли попытки усиления ограничений для восстановления избирательных прав лиц, отбывших тюремное наказание.

Так, в штате Флорида законодатель ввел дополнительные требования (условия восстановления избирательных прав), предусматривающие, что указанные лица должны в полном объеме оплатить все наложенные на них ранее штрафные санкции (денежные штрафы); указанное обременение в мае 2020 года было признано федеральным судом не соответствующим федеральному законодательству и, следовательно, не подлежащим применению.

Кроме того, 39 штатов предусматривают ограничение избирательных прав лиц, признанных недееспособными либо находящимися под опекой (около 1,5 млн. граждан США находится под опекой).

В целом около 11 млн. американских граждан (по состоянию на 1 января 2021 года) не имеют (по Конституции США) либо лишены (в соответствии с законодательством) избирательных прав, в том числе права быть избранным, при проведении выборов Президента США, а также членов соответствующих палат Конгресса США; при этом в отдельных штатах лишение избирательных прав отдельных категорий граждан является пожизненным, если они не помилованы губернатором штата.

При этом, как уже отмечалось, только около 6.1 млн. американских граждан (по состоянию на 1 января 2021 года) лишены активного и пассивного избирательного права в связи с совершением ими преступлений и осуждением к лишению свободы на срок более одного года, в том числе 3.1 млн. избирателей, отбывших срок лишения свобод, в 11 штатах заключенные и лица, отбывшие тюремное заключение, пожизненно лишаются избирательных прав, если не помилованы губернатором штата.

Кроме того, только в 2021 году 18 штатов с доминированием в законодательных органах представителей Республиканской партии, были приняты 30 законодательных актов, ставших известными под названием «Против избирателей» (AntiVoters), ограничивающие избирательные права определенных категорий избирателей, в том числе потенциальных кандидатов на выборные должности, которые совокупно ограничивают избирательные права около 36 млн. граждан США или 15% избирательного корпуса США.

В частности, указанные законодательные акты ограничивают доступ избирателей к голосованию по почте, создают новые бюрократические препятствия для регистрации в качестве избирателей, устанавливают новые (повышенные) требования к основным документам, удостоверяющим личность избирателя, расширяют перечень так называемого криминального (электорального) поведения избирателей, сотрудников избирательных органов, так называемых «третьих организаций».

На этой основе принцип всеобщности избирательного права и всеобщих выборов в США практически не применяется; кроме того, существенно ограничены возможности реализации пассивного избирательного права соответствующих категорий граждан США и составных частей территории США.

В Таджикистане в соответствии с обновленным законодательством в качестве кандидатов на парламентских выборах могут быть выдвинуты граждане Таджикистана, имеющие среднее образование, владеющие государственным (таджикским) языком и проживающие на территории Таджикистана в течение не менее 5 лет до дня голосования на парламентских выборах.

Военнослужащие, сотрудники правоохранительных органов, служители религиозных культур не имеют права баллотироваться на выборах в качестве кандидатов.

Несмотря на прежние рекомендации БДИПЧ ОБСЕ не имеют права баллотироваться лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость, либо находящиеся под следствием за совершение тяжких преступлений.

Кроме того, в качестве кандидатов не вправе баллотироваться лица, имеющие «двойное» или множественное гражданство.

В Туркменистане при проведении парламентских выборов в соответствии с законодательством кандидатом в депутаты Меджлиса – парламента может быть только гражданин Туркменистана старше 25 лет, который постоянно проживает в стране последние 10 лет.

При этом граждане Туркменистана с непогашенной или неснятой судимостью не могут баллотироваться в парламент.

По мнению БДИПЧ ОБСЕ при проведении 25 марта 2018 года очередных парламентских выборов ограничения, основанные с длительностью проживания, можно рассматривать как чрезмерные, а запрет для имеющих судимость, независимо от тяжести совершенного преступления, как непропорциональный; на этой основе БДИПЧ ОБСЕ рекомендует пересмотреть ограничение права баллотироваться по причине наличия судимости, чтобы привести его в соответствие с принципом пропорциональности; при этом следует также рассмотреть снижение или устранение требования к кандидатам в отношении длительности их места проживания.

В Турции при проведении парламентских выборов в соответствии с законодательством лица, достигшие возраста 18 лет, обладающие правоспособностью, а также имеющее неполное среднее образование, могут баллотироваться на выборах в парламент.

При проведении президентских выборов лицо должно достичь возраста 40 лет и иметь высшее образование.

Не могут баллотироваться лица, лишенные правоспособности, лица, осужденные к лишению свободы за соответствующие преступления, в том числе незначительные, а также помилованные за указанные преступления, лица, ограниченные в занятии публичных должностей, лица, находящиеся на военной службе либо не завершившие срок ее прохождения.

В Узбекистане в соответствии с законодательством при проведении парламентских выборов не могут в качестве кандидатов баллотироваться лица с неснятой или непогашенной судимостью за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, военнослужащие, сотрудники специальных служб, служители религиозного культа.

На Украине при проведении выборов в Верховную Раду Украины не могут в качестве кандидатов баллотироваться лица с неснятой или непогашенной судимостью за совершение умышленных преступлений, лица, не проживавшие на территории страны в течение пяти лет до дня голосования на парламентских выборах.

В Финляндии в соответствии с законодательством при проведении парламентских выборов не могут быть избраными лица, находящиеся под опекой, а также находящиеся на действительной военной службе; кроме того, не могут быть избраными определенные категории (пяти категорий) государственных служащих и лиц, занимающих государственные должности, если они не ушли в отставку.

В ФРГ при проведении выборов депутатов Бундестага – нижней палаты парламента пассивным избирательным правом не обладают лица, лишенные активного избирательного права, лишенные в силу решения суда пассивного избирательного права или права занимать государственные и общественные должности, являющиеся немцами в смысле части 1 статьи 116 Основного закона ФРГ, но не являющиеся гражданами ФРГ в связи с отказом от немецкого гражданства.

Кроме того, согласно части 1 статьи 137 Основного Закона ФРГ пассивное избирательное право чиновников, государственных служащих, профессиональных военных и солдат, служащих по найму, а также судей Федерации, земель и общин может быть ограничено законом.

В Хорватии в соответствии с законодательством при проведении парламентских выборов лицо, обладающее активным избирательным правом, может баллотироваться на выборах в качестве кандидата.

Не могут быть избраны лица, в отношении которых вынесен приговор суда о лишении свободы на срок не менее 6 месяцев с даты официального обнародования решения о назначении парламентских выборов, либо которые не реабилитированы за совершение преступлений против человечности или массовых убийств.

В Черногории при проведении парламентских выборов в соответствии с законодательством лицо, обладающее активным избирательным правом (с 18 лет), может баллотироваться на выборах в качестве кандидата.

В Чехии при проведении парламентских выборов в соответствии с законодательством лицо, достигшее возраста 21 года на второй день голосования, может баллотироваться в качестве кандидата.

При проведении президентских выборов лицо должно достичь возраста 40 лет на второй день голосования, не иметь другого гражданства и не лишено правоспособности.

В Швейцарии при проведении федеральных парламентских выборов в соответствии с законодательством лицо, обладающее активным избирательным правом (с 18 лет), может баллотироваться на выборах в качестве кандидата.

Не могут быть избраны лица, если не уйдут в отставку, члены федерального правительства, федеральные судьи, федеральные государственные служащие, а также высшие военнослужащие.

В Швеции в соответствии с законодательством при проведении парламентских выборов лицо, обладающее активным избирательным правом (с 18 лет), может баллотироваться на выборах в качестве кандидата в Ригсдаг – однопалатный парламент Швеции.

В Эстонии в соответствии с законодательством при проведении парламентских выборов кандидат должен соответствовать всем требованиям для права голосования, т.е. обладать активным избирательным правом.

При этом действующие военнослужащие баллотироваться не могут.

3. Ограничение пассивного избирательного права в связи с наличием у лица судимости.

В 19 (из 35) государствах – участников ОБСЕ, включая Афганистан и Тунис как государства – партнеры ОБСЕ по сотрудничеству, в которых проводятся всеобщие и прямые выборы главы государства (президента), выдвижение и регистрация кандидатов на президентских выборах производится с учетом, в частности, наличия у лица судимости (см. Приложение).

При этом в Румынии в конституции и законодательстве о выборах установлены некоторые иные ограничения на участие в президентских выборах: к участию в президентских выборах не допускаются лица, которым запрещено быть членами политических партий.

В целом почти в половине государств региона ОБСЕ (в 15 из 35), в которых предусмотрено проведение всеобщих и прямых выборов главы государства, в конституциях и законодательстве предусмотрено ограничение права быть избранным для лиц, которые имеют непогашенную или неснятую судимость, либо были осуждены за совершение преступлений, в том числе тяжких, особо тяжких или военных преступлений.

В целом в государствах региона ОБСЕ используются различные модели несовместимости кандидата на должность главы государства с наличием у него судимости.

В одних случаях в конституциях и законодательстве содержится общая отсылка на отсутствие у лица непогашенной судимости (например, Беларусь) либо конституционного импичмента (например, Литва), в других устанавливаются минимальные календарные сроки для сохранения судимости (Кыргызстан – осужденные правонарушители сохраняют судимость на срок до десяти лет после отбывания наказания, в зависимости от тяжести совершенного преступления).

Срок влияния несовершения лицом преступления либо наличия у лица непогашенной или неснятой судимости, препятствующих реализации пассивного избирательного права на президентских выборах, варьируется от шести месяцев (Австрия) до 10 лет (Кыргызстан), либо до отмены запрета на занятие выборной должности, принятого судом (Кипр, Польша), в том числе по результатам процедуры импичмента (Литва), либо пожизненное лишение права быть избранным за совершение преступления (Турция), либо несовершение лицом преступления (Монголия).

4. Законодательство ряда государств региона ОБСЕ запрещает участие в выборах кандидатов с «двойным» или множественным гражданством как на национальном, так и на региональном и местном уровнях.

Такие запреты существуют в 48 (из 57) государствах – участниках ОБСЕ, например, Австрия, Бельгия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, США, Франция, Швеция, Швейцария.

Некоторые государства, хотя и допускают к участию в выборах (как в качестве избирателей, так и кандидатов) лиц с «двойным» гражданством, но делают это с существенными ограничениями.

В Люксембурге в соответствии со статьей 9 Конституции Люксембурга закон может даровать осуществление политических прав нелюксембуржцам.

В 2008 году был принят закон, допускающий «двойное» гражданство и упрощающий процесс натурализации.

На этой основе в стране продолжаются общественные дискуссии о возможности предоставления права участвовать в голосовании на парламентских выборах и нелюксембуржцам.

При проведении 20 октября 2013 года досрочных парламентских выборов нелюксембуржцы составили около 44% населения Люксембурга.

В Португалии лицам с «двойным» гражданством не разрешается участвовать в выборах в качестве кандидата в избирательном округе, образованном на территории государства его «второй» принадлежности.

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] В США при проведении выборов в конгресс США кандидат на выборах в Сенат должен быть в возрасте 30 лет или старше, а также быть гражданином США не менее 9 лет, в Палату представителей – 25 лет или старше и быть гражданином США не менее 7 лет.

[2] До 2018 года аналогичное положение было закреплено в законодательстве Швеции.

[3] В соответствии с Конституцией Албании не могут быть кандидатами и избираться депутатами без ухода со своих должностей: судьи, прокуроры; военные, находящиеся на действительной службе; работники полиции и национальной службы безопасности; дипломатические представители; главы муниципальных советов и коммун, а также префекты в местах, где они руководят; главы и члены избирательных комиссий; Президент Албании и высшие чиновники государственной администрации, определенные законом.

Депутатский мандат, полученный в нарушение вышеуказанных положений, является недействительным.

[4] В частности, в соответствии с законодательством конституционный срок проживания гражданина Армении на территории Армении должен составлять не менее 731 дня в течение последних четырех лет, предшествующих выдвижении его кандидатуры на соответствующих парламентских выборах; кроме того, законодательство устанавливает разумные и объективные критерии для проверки степени владения гражданином Армении государственным (армянским) языком.

При этом рекомендации БДИПЧ ОБСЕ об исключении из перечня требований к кандидатам на парламентских выборах положения о сроке проживания на территории Армении, а также о «двойном» гражданстве национальным законодателем оставляются в течение продолжительного времени без внимания.

[5] 26 августа 2020 года правительство Литвы поддержало законодательную инициативу депутата, лидера оппозиционного Движения либералов и депутата Виктории Чмилите-Нильсен, о внесении изменений в статью 56 Конституцию Литвы в части снижения с 25 лет до 21 одного года минимального возраста гражданина Литвы для осуществления пассивного избирательного права (в случае принятия соответствующего конституционного законопроекта он должен был вступить в силу с 1 января 2021 года).

В настоящее время помимо Литвы только в еще трех государствах региона ОБСЕ минимальный возраст для осуществления гражданином пассивного избирательного права является самым высоким и составляет 25 лет (Греция, Италия, Кипр).

[6] Данное положение противоречит, как отмечается БДИПЧ ОБСЕ, соответствующему решению Европейского суда по правам человека, а также прежним рекомендациям БДИПЧ ОБСЕ, однако, до сих пор Сеймом в течение длительного времени в Конституцию и законодательство Литвы не внесены соответствующие изменения.

[7] До 2018 года аналогичное положение было закреплено в законодательстве Швеции.

Приложение

СУДИМОСТЬ КАК ОСНОВАНИЕ ОТКАЗА В ВЫДВИЖЕНИИ И РЕГИСТРАЦИИ ЛИЦА В КАЧЕСТВЕ КАНДИДАТА НА ВЫБОРАХ ГЛАВЫ ГОСУДАРСТВА В РЕГИОНЕ ОБСЕ


п/п

Государство

Непогашенная или неснятая судимость за совершение преступлений, в том числе тяжких и особо тяжких

Фиксированный срок непогашенной или неснятой судимости за совершение преступлений, в том числе тяжких и особо тяжких

Запрет на избрание лица, отбывающего наказание в виде лишения свободы

1

Австрия

лица, совершившие противоправные деяния, предусмотренные Актом о запрете пропаганды нацизма

в течение шести месяцев после отбытия наказания

лица, осужденные за совершение преступлений и приговорены к лишению свободы на срок более одного года

2

Азербайджан

совершившие тяжкие преступления

 

 

3

Беларусь

непогашенная судимость

 

 

4

Болгария

 

 

лица, осужденные за совершение преступлений и отбывающие наказание в виде лишения свободы

5

Босния и Герцеговина

совершение тяжких преступлений, в том числе преступлений военного характера

 

 

6

Грузия

 

 

 

7

Ирландия

 

 

 

8

Исландия

 

 

правомочный избиратель, не отбывающий наказание в виде лишения свободы сроком более четырех лет

9

Казахстан

лица с непогашенной судимостью, осужденные за преступления или административные правонарушения, включая преступления, связанные с коррупционными действиями

 

лица, отбывающие уголовное наказание

10

Кипр

лицо не было осуждено к моменту вступления в силу Конституции Кипра или позднее этого за бесчестящий или морально позорящий проступок и не был лишен права баллотироваться на выборные должности по решению, вынесенному компетентным судом в связи с любым проступком избирательного законодательства

 

 

11

Кыргызстан

 

судимость сохраняется на срок до десяти лет после отбывания наказания в зависимости от тяжести совершенного преступления

 

12

Литва

в случае отстранения от должности в рамках конституционно-правовой процедуры импичмента

 

 

 

13

Македония

 

 

 

14

Молдова

непогашенная (активная) судимость или утратившие через суд право занимать руководящие должности

 

лица, отбывающие наказание

15

Монголия

не иметь совершенных преступлений

 

 

16

Польша

лица, осужденные за умышленные уголовные преступления или международные налоговые преступления, а также лишенные по суду избирательных прав в соответствии с Законом о люстрации (в отношении лиц, сотрудничавших с соответствующими службами социалистической Польской Народной Республики)

 

 

17

Португалия

 

избирательные права лица могут быть ограничены решением суда в качестве составной части наказания за совершение преступления

 

18

Российская Федерация*

см. сноску

см. сноску

см. сноску

19

Румыния

к участию в президентских выборов не допускаются лица, которым запрещено быть членами политических партий

 

 

20

Сербия

 

 

 

21

Словакия

 

 

 

22

Словения

в 2015 году парламентом был отклонен законопроект о непогашенной и неснятой судимости

 

 

23

США

 

 

 

24

Таджикистан

непогашенная судимость

 

 

25

Туркменистан

 

 

Граждане, достигшие 18-летнего возраста ко дню выборов, имеют право голосовать, кроме, в частности, отбывающих наказание, независимо от тяжести преступления.

Это, также означает, что такие лица не могут осуществлять и пассивное избирательное право.

25

Турция

пожизненное лишение лица пассивного избирательного права, которое по решению суда было осуждено за совершение преступления

 

 

27

Узбекистан

 

 

лица, осужденные за преднамеренные преступления, а также обвиняемые по уголовным делам

28

Украина

положение о непогашенной судимости было отменено в 2014 году

 

 

29

Финляндия

 

 

 

30

Франция

 

 

 

31

Хорватия

 

 

 

32

Черногория

 

 

 

33

Чехия

 

 

 

34

Афганистан

лицо не должно быть осуждено судом за совершение преступлений против человечества, уголовных преступлений или лишено гражданских прав

 

 

35

Тунис

 

 

 

 

ИТОГО

18

3

7

 

* В Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации не имеют права быть избранными, в частности, граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

В соответствии с Федеральными законами «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и «О выборах Президента Российской Федерации» не имеют права быть избранными также:

- граждане, осужденные к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;

- граждане, осужденные к лишению свободы за совершение тяжких преступлений, судимость которых снята или погашена, – до истечения десяти лет со дня снятия или погашения судимости;

- граждане, осужденные к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений, судимость которых снята или погашена, – до истечения пятнадцати лет со дня снятия или погашения судимости;

- граждане, осужденные к лишению свободы за совершение преступлений экстремистской направленности, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления, если на таких лиц не распространяется действие соответствующих ограничительных календарных сроков после снятия или погашения судимости;

- граждане, подвергнутые административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 20.3 и 20.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если голосование на выборах состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;

- граждане, в отношении которых вступившим в законную силу приговором суда установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», либо совершения действий, предусмотренных подпунктом «ж» пункта 7 и подпунктом «ж» пункта 8 статьи 76 указанного Федерального закона, если указанные нарушения либо действия совершены до дня голосования на выборах в течение установленного законом срока полномочий органа государственной власти или местного самоуправления, в которые назначены выборы, либо должностного лица, для избрания которого назначены выборы;

- если срок действия ограничений пассивного избирательного права истекает в период избирательной кампании до дня голосования на выборах, гражданин, пассивное избирательное право которого было ограничено, вправе в установленном законом порядке быть выдвинутым кандидатом на этих выборах;

- если деяние, за совершение которого был осужден гражданин, в соответствии с новым уголовным законом не признается тяжким или особо тяжким преступлением, действие ограничений пассивного избирательного права прекращается со дня вступления в силу этого уголовного закона;

- если тяжкое преступление, за совершение которого был осужден гражданин, в соответствии с новым уголовным законом признается особо тяжким преступлением или если особо тяжкое преступление, за совершение которого был осужден гражданин, в соответствии с новым уголовным законом признается тяжким преступлением, ограничения пассивного избирательного права действуют до истечения десяти лет со дня снятия или погашения судимости;

- при наличии в отношении гражданина Российской Федерации вступившего в силу решения суда о лишении его права занимать государственные и (или) муниципальные должности в течение определенного срока этот гражданин не может быть зарегистрирован в качестве кандидата, если голосование на выборах в органы государственной власти, органы местного самоуправления состоится до истечения указанного срока.

В 2021 году указанный перечень расширен, в частности, за счет действий (деяний) экстремистской и террористической направленности: в соответствии с законодательными поправками лидеры и все причастные к деятельности экстремистских и террористических организаций не могут быть избраны в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и другие выборные органы государственной власти и местного самоуправления.

Для руководства таких организаций срок такого запрета составит пять лет со дня вступления в силу решения суда о ликвидации или запрете деятельности такой организации, а для участников и работников – три года.

При этом причастность участников, членов, работников и иных лиц к деятельности экстремистской или террористической организации должна будет устанавливаться решением суда.

В отношении учредителей таких организаций, руководителей и их замов не будет требоваться судебное решение о причастности.

Под запрет могут подпасть и те, кто перечисляет пожертвования таким организациям, а также предоставляет им консультации и иную помощь.

Также поддержкой будет считаться публичное высказывание одобрением деятельности или отдельных мероприятий подобных организаций, в том числе в Интернете.

В целом в 18 (из 35) государствах – участников ОБСЕ, включая Афганистан и Тунис как государства – партнеры ОБСЕ по сотрудничеству, в которых проводятся всеобщие и прямые выборы главы государства (президента), выдвижение и регистрация кандидатов на президентских выборах производится с учетом, в частности, наличия у лица судимости.

В 17 государстве региона ОБСЕ в конституциях и законодательстве о выборах не прямо не содержатся положения о судимости как основание невозможности избрания лица на должность главы государства (например, Грузия, Ирландия, Исландия, Македония, Португалия, Румыния, Сербия, Словакия, Словения, США, Туркменистан, Украина, Финляндия, Франция, Хорватия, Черногория, Чехия, Тунис).