Количество конституционных сроков полномочий глав государств региона ОБСЕ

Количество конституционных сроков полномочий глав государств региона ОБСЕ

Владимир Лысенко, член Совета Российского фонда свободных выборов, доктор юридических наук

13 марта, 2020

Из 33 государств региона ОБСЕ, где проводятся всеобщие прямые президентские выборы, в 30 государствах предусмотрена выборная должность индивидуального главы государства (президента), в двух государствах – модель тандема должности Президента и должности Вице-президента (Болгария, США1), в Боснии и Герцеговины – модель коллективного главы государства в формате полиэтнического Президиума Боснии и Герцеговины в составе трех человек (босняка, хорвата и серба)2.

Срок президентских полномочий в государствах региона ОБСЕ, где проводятся всеобщие и прямые выборы главы государства, различен – от четырех до семи лет.

В шести государствах (Босния и Герцеговина, Исландия, Молдова, Монголия, Словакия, США) срок полномочий главы государства является наименьшим и составляет четыре года.

В 18 государствах (Беларусь, Болгария, Казахстан, Кипр, Литва, Македония¸ Польша, Португалия, Румыния, Сербия, Словения, Турция, Узбекистан, Украина, Франция, Хорватия, Черногория, Чехия) срок полномочий главы государства составляет пять лет.

В пяти государствах (Австрия, Грузия (с 2017 года), Кыргызстан, Российская Федерация, Финляндия) срок полномочий главы государства составляет шесть лет.

В четырех государствах (Азербайджан, Ирландия, Таджикистан, Туркменистан) срок полномочий главы государства является наибольшим и составляет семь лет.

За последние годы в некоторых государствах региона ОБСЕ был осуществлен переход от косвенных к всеобщим президентским выборам (Молдова, Турция, Чехия)3, при этом в Армении (с 2018 года) и Грузии (с 2024 года) – наоборот, от всеобщих к косвенным выборам главы государства4.

Конституции и законодательство государств региона ОБСЕ по-разному закрепляют количество сроков, на которые одно и то же лицо может быть избрано на должность главы государства (см. Приложение).

В ряде государств региона ОБСЕ закрепляется модель кратного (как правило, двукратного подряд) конституционного срока занятия одним и тем же лицом должности главы государства, при этом после конституционного перерыва, равного сроку полномочий главы государства, или при большем временном интервале, лицо, ранее дважды занимавшее должность главы государства, вновь приобретает право баллотироваться на президентских выборах, в том числе на очередные два конституционных срока.

Так, конституционно и законодательно закрепляется положение о том, что одно и то же лицо может быть избрано на должность главы государства не более двух сроков подряд (например, Грузия (до 2024 года), Казахстан, Литва, Молдова, Российская Федерация, Словакия, Словения, Узбекистан, Украина, Финляндия, Франция, Чехия).

В некоторых других государствах региона ОБСЕ также закрепляется модель кратного (как правило, двукратного подряд) конституционного срока занятия одним и тем же лицом должности главы государства, при этом в случае проведения досрочных президентских выборов фактический срок полномочий главы государства, в течение которого лицо, занимавшее должность главы государства, исполнял свои полномочия, не включается в двукратный подсчет количества конституционных сроков, и фактически лицо может исполнять обязанности главы государства более двух конституционных сроков подряд (например, Турция), либо модель как двукратного количества конституционных сроков полномочий одним и тем же лицом должности главы государства, так и в течение определенного календарного срока после истечения второго подряд конституционного срока полномочий (например, Босния и Герцеговина, Португалия).

В отдельных государствах региона ОБСЕ закрепляется модель исключительно двукратного совокупного конституционного срока занятия одним и тем же лицом должности главы государства (например, Австрия, Болгария, Ирландия, Северная Республика Македония, Монголия, Польша, Румыния. Сербия, США, Хорватия, Черногория).

В отдельных государствах региона ОБСЕ закрепляется модель однократного избрания одного и того же лица на должность главы государства (например, Кыргызстан).

В некоторых государствах региона ОБСЕ закрепляется модель неограниченного количества конституционного срока полномочий, в рамках которой не предусматриваются какие-либо ограничения по количеству сроков, на которые одно и то же лицо может быть избрано на должность главы государства (например, Азербайджан, Беларусь, Исландия, Кипр, Таджикистан, Туркменистан).

В некоторых государствах региона ОБСЕ в ходе проведении конституционных реформ вводились новые модели конституционных сроков полномочий глав государств и их количества, предусматривающие, в частности, с одной стороны, отмену либо инициирование отмены (модифицирование) ранее предусмотренных жестких конституционных ограничений на количество сроков (например, Азербайджан), либо, с другой стороны, введение ограничений на количество таких сроков (например, Франция)

Так, в рамках так называемой либеральной модели регулирования количества конституционных сроков занятия одним и тем же лицом должности главы государства в Азербайджане Президент как глава государства избирается по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства без увязки, как это было ранее (до 2018 года), с явкой избирателей в качестве условия признания президентских выборов состоявшимися; при этом в соответствии с конституционными изменениями, утвержденными на референдуме 2009 года, были сняты ограничения на количество сроков избирания одного и того же лица на должность Президента Азербайджана (ранее – не более двух раз) и в настоящее время одно и то же лицо может быть избрано на должность Президента Азербайджана неограниченное количество сроков.

В рамках так называемой консервативной модели регулирования количества конституционных сроков занятия одним и тем же лицом должности главы государства в США Конгрессом 21 марта 1947 года была принята конституционная поправка XXII, которая была ратифицирована необходимым числом штатов и вступила в силу 27 февраля 1951 года.

Указанная конституционная поправка, как реакция на четырехкратное занятием Франклином Делано Рузвельтом должности Президента США (32-й Президент США, который избирался на четыре подряд конституционных сроков полномочий в период с 4 марта 1933 года до 12 апреля 1945 года), предусматривает, что ни одно лицо не может быть избрано на должность Президента более чем два раза, и ни одно лицо, если оно занимало должность Президента либо исполняло обязанности Президента в течение более двух лет, замещая лицо, избранное Президентом, не может быть избрано на должность Президента более одного раза.

Во Франции в соответствии с конституционными поправками, принятыми в 2008 году, одно и то же лицо не может осуществлять полномочия Президента Франции более двух пятилетних конституционных сроков полномочий подряд.

На этой основе в статье 5 Конституции Франции закреплено, что никто не может осуществлять более двух президентских мандатов подряд.

В ряде государства региона ОБСЕ, в которых проводятся косвенные выборы главы государства, законодательно закреплено положение о том, что одно и то же лицо может быть избрано на должность главы государства только однократно (например, Армения)5 либо не более чем два раза (например, Албания. Венгрия, Греция, Грузия (с 2024 года), Латвия, Мальта6, Эстония)7 либо с интервальным пропуском конституционного срока полномочий (например, Сан-Марино)8.

Таким образом, в государствах региона ОБСЕ при решении вопроса о количестве конституционных сроков, на которые одно и то же лицо может быть избрано на должность главы государства, в том числе при проведении косвенных президентских выборов, применяются различные конституционно-правовые модели.

1. Модель «двух конституционных сроков подряд»

В 12 государствах региона ОБСЕ при проведении всеобщих и прямых президентских выборов закрепляется модель кратного (двукратного подряд) конституционного срока занятия одним и тем же лицом должности главы государства, при этом после конституционного перерыва, равного сроку полномочий главы государства, или при большем временном интервале, лицо, ранее дважды занимавшее должность главы государства, вновь приобретает право баллотироваться на президентских выборах, в том числе на очередные два конституционных срока.

Так, конституционно и законодательно закрепляется положение о том, что одно и то же лицо может быть избрано на должность главы государства не более двух конституционных сроков подряд (например, Грузия (до 2024 года), Казахстан, Литва, Молдова, Российская Федерация9, Словакия, Словения, Узбекистан, Украина, Финляндия, Франция, Чехия).

В Грузии в соответствии с прежней редакцией Конституции срок полномочий Президента Грузии, избираемого на всеобщих и прямых выборах по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства, составляет шесть лет (ранее – пять лет), при этом конституционно было закреплено положение о том, что одно и то же лицо может быть избрано Президентом Грузии только дважды подряд10.

В Казахстане Президент является главой государства.

В соответствии с Конституцией при проведении президентских выборов Президент Казахстана избирается на пятилетний срок по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства в первом туре голосования и относительного большинства – во втором туре голосования.

Существует конституционное ограничение на не более чем два последовательных срока (т.е. два срока подряд), в течение которых одно и то же лицо может находиться в должности главы государства.

В Литве Президент является главой государства.

В соответствии с Конституцией при проведении президентских выборов Президент Литвы избирается сроком на пять лет по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства.

В соответствии со статьей 78 Конституции Литвы одно и то же лицо может избираться Президентом Литвы не более двух раз подряд.

В Молдове Президент является главой государства.

В соответствии со статьей 80 Конституцией Президент Молдовы избирается на четырехлетний срок и вступает в должность со дня принесения присяги.

Президент Молдовы исполняет свои полномочия до принесения присяги вновь избранным Президентом Молдовы.

Срок полномочий Президента Молдовы может быть продлен органическим законом в случае войны или катастрофы.

Президентские выборы проводятся по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства с увязкой с явкой избирателей (не менее 33% зарегистрированных избирателей в первом туре голосования) в качестве условия признания президентских выборов состоявшимися; во втором туре голосования явка избирателей не имеет юридического значения.

В соответствии с Конституцией Молдовы одно и то же лицо может занимать должность Президента Молдовы не более двух сроков подряд.

В Словакии Президент является главой государства.

В соответствии с Конституцией при проведении президентских выборов Президент Словакии избирается сроком на пять лет по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства.

Если на должность Президента Словакии претендует только один кандидат, голосование проводится только по его кандидатуре; Президент Словакии считается избранным, если кандидат получит более половины действительных голосов избирателей, участвующих в президентских выборах.

В соответствии с Конституцией Словакии одно и то же лицо может быть избрано на должность Президента Словакии не более двух сроков подряд.

В Словении президентская форма правления была введена 23 декабря 1991 года в связи с принятием Конституции Словении.

В соответствии с Конституцией Президент Словении избирается на всеобщих и прямых выборах сроком на пять лет в рамках мажоритарной избирательной системы абсолютного большинства.

Если срок полномочий Президента Словении истекает во время войны или в период действия чрезвычайного положения, то он продлевается и истекает через шесть месяцев после окончания войны или отмены чрезвычайного положения.

В соответствии со статьей 103 Конституции Словении Президент Словении избирается не более чем на два конституционных срока подряд.

В Узбекистане Президент является главой государства.

В соответствии с Конституцией при проведении президентских выборов Президент Узбекистана избирается на пять лет.

В соответствии со статьей 90 Конституции Узбекистана одно и то же лицо может быть избрано на должность Президента Узбекистана не более двух конституционных сроков подряд.

В Украине Президент является главой государства.

В соответствии с Конституцией при проведении президентских выборов Президент Украины избирается на пятилетний срок по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства.

В соответствии с Конституцией Украины одно и то же лицо может быть избрано на должность Президента Украины не более двух сроков подряд, при этом лицо может вновь баллотироваться на должность главы государства после истечения указанного пятилетнего конституционного срока полномочий Президента Украины либо при проведении досрочных президентских выборов.

В Финляндии Президент является главой государства.

В соответствии с Конституцией при проведении президентских выборов Президент Финляндии избирается на 6 лет в рамках мажоритарной избирательной системы абсолютного большинства.

В соответствии со статьей 54 Конституции Финляндии одно и то же лицо не может избираться на должность Президента Финляндии более двух сроков полномочий подряд.

Во Франции президентская система была введена в 1848 году в результате политического развития после французской революции 1830 года.

Президент Франции является главой государства.

В соответствии с Конституцией Франции, вступившей в силу в 1959 году, при проведении президентских выборов11 Президент Франции с 1965 года избирается на всеобщих и прямых выборах сроком на пять лет (до 2002 года – на семь лет) по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства (при необходимости в два тура голосования).

В соответствии с конституционными поправками, принятыми в 2008 году, одно и то же лицо не может осуществлять полномочия Президента Франции более двух пятилетних конституционных сроков полномочий.

На этой основе в статье 5 Конституции Франции закреплено положением о том, что никто не может осуществлять более двух президентских мандатов подряд.

На практике только Франсуа Миттеран был избран Президентом Франции на два семилетних конституционных срока (с 1981 го 1995 годы).

В Чехии 8 февраля 2012 года на основе внесенных в Конституцию Чехии поправок был осуществлен переход от косвенных выборов Президента Чехии двухпалатным Парламентом Чехии к всеобщим прямым президентским выборам на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании по правилам мажоритарной избирательной системы абсолютного большинства. 11–12 января 2013 года были проведены первые в политической и электоральной истории Чехии всеобщие прямые выборы Президента Чехии.

Президент Чехии является главой государства.

Конституционный срок полномочий – пять лет; исчисляется со дня принесения Президентом Чехии присяги.

В соответствии с Конституцией Чехии одно и то же лицо не может быть избрано Президентом Чехии более двух раз подряд.

2. Модели «двух конституционных сроков подряд с некоторыми исключениями»

В трех государствах региона ОБСЕ при проведении всеобщих и прямых президентских выборов закрепляется также модель кратного (двукратного подряд) количества конституционного срока занятия одним и тем же лицом должности главы государства, при этом в случае проведения досрочных президентских выборов фактический срок полномочий главы государства, в течение которого лицо, занимавшее должность главы государства исполнял свои полномочия, не включается в подсчет количества сроков, и фактически лицо может исполнять обязанности главы государства более двух сроков подряд (например, Турция) либо), либо модель как двукратного количества конституционных сроков полномочий одним и тем же лицом должности главы государства, так и в течение определенного календарного срока после истечения второго подряд конституционного срока полномочий (например, Босния и Герцеговина, Португалия).

В Боснии и Герцеговине в соответствии с Конституцией три члена (босняк, хорват, серб) этнического Президиума Боснии и Герцеговины – коллективного главы государства избираются сроком на четыре года с ротацией Председателя Президиума каждые восемь месяцев.

При проведении выборов членов Президиума Боснии и Герцеговины применяется мажоритарная избирательная система относительного большинства.

В соответствии со статьей V Конституции Боснии и Герцеговины члены Президиума Боснии и Герцеговины могут избираться повторно один раз, после чего они не могут избираться в течение четырех лет.

В Португалии Президент является главой исполнительной власти.

Президент Португалии избирается по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства (при необходимости при проведении второго тура голосования).

В соответствии со статьей 128 Конституции срок полномочий Президента Португалии составляет пять лет и истекает в момент вступления в должность нового Президента Португалии.

Конституционный срок полномочий Президента Португалии, избранного в случае открытия вакансии, начинает исчисляться заново.

В соответствии со статьей 123 Конституции не допускается переизбрание ни на три срока подряд, ни в течение пяти лет после окончания второго подряд конституционного срока нахождения лица на посту.

Если Президент Португалии отказался от своего поста, то он не может выдвигаться кандидатом на должность Президента Португалии ни на следующих выборах, ни на выборах, которые могут состояться в течение пяти лет после отказа от поста.

В современной электоральной истории Португалии все действующие Президенты Португалии, баллотировавшие на второй конституционный срок полномочий, были избраны на второй срок.

В Турции при проведении президентских выборов Президент Турции избирается по мажоритарной избирательной систем абсолютного большинства сроком на пять лет.

В соответствии с Конституцией Турции одно и то же лицо может быть избрано на должность Президента Турции не более двух сроков подряд, при этом в случае, если во время пребывания лица в должности Президента Турции назначаются досрочные президентские выборы, действующий

Президент Турции вправе принять участие в досрочных президентских выборах и, таким образом, фактически лицо может исполнять обязанности главы государства более двух сроков подряд – в частности, почти двух пятилетних сроков и еще одного полного пятилетнего срока.

3. Модель «двух конституционных сроков»

В 12 государствах региона ОБСЕ при проведении всеобщих и прямых президентских выборов закрепляется модель исключительно совокупного двукратного занятия одним и тем же лицом должности главы государства (например, Австрия, Болгария, Ирландия, Северная Республика Македония, Монголия, Польша, Румыния. Сербия, США, Хорватия, Черногория).

В Австрии президентская система была введена Конституцией Австрии от 1 октября 1920 года.

В соответствии с Конституцией Федеральный президент Австрии является главой государства.

Федеральный президент Австрии избирается на основе всеобщего прямого и равного избирательного права путем лично осуществляемого тайного голосования сроком на шесть лет.

При проведении выборов Федерального президента Австрии применяется мажоритарная избирательная система абсолютного большинства в первом туре голосования и относительного большинства – во втором туре голосования, который проводится через четыре недели.

Конституция Австрии допускает повторное избрание на должность Президента Австрии одного и того же лица.

Так, в соответствии со статьей 60 Конституции Австрии повторное избрание на шестилетний конституционный срок, непосредственно следующий за предыдущим избранием, допускается только один раз.

Таким образом, одно и то же лицо может быть избрано на должность Федерального президента Австрии на суммарный 12-летний срок.

В электоральной практике Австрии все действующие Федеральные президенты, принимавшие участие в баллотировании на второй конституционный срок полномочий, были избраны.

В Болгарии в соответствии с Конституцией Президент Болгарии является главой государства.

Президент и Вице-президент Болгарии избираются на пятилетний срок.

В соответствии со статьей 94 Конституции Болгарии Вице-президент Болгарии избирается одновременно и в одном списке с Президентом Болгарии на условиях и в порядке, установленных для избрания Президента Болгарии.

В соответствии с обновленным Избирательным кодексом Болгарии выборы проводятся по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства в увязке с участием в голосовании не менее 

50% зарегистрированных избирателей для признания президентских выборов состоявшимися.

Президент и вице-президент Болгарии избираются на должности в случае, если в первом туре голосования за них было подано не менее 50% действительных голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

В соответствии со статьей 95 Конституции Президент и Вице-президент Болгарии могут быть переизбраны на эти же должности только еще на один конституционный срок.

В Ирландии президентская система правления была учреждена Конституцией Ирландии 1937 года, в соответствии с которой Президент Ирландии является главой государства.

В соответствии с Конституцией и Законом о выборах Президента Ирландии 1993 года (с изменениями) глава государства избирается на семилетний срок полномочий на всеобщих и прямых выборах в рамках избирательной системы единственного передаваемого голоса.

При этом в соответствии с законодательством, при участии в президентских выборах только одного зарегистрированного кандидата на должность Президента Ирландии голосование избирателей не проводится, и кандидат считается избранным на должность Президента Ирландии (в электоральной практике Ирландии такое «избрание-назначение» кандидата на должность Президента Ирландии без голосования избирателей было в шести случаях).

В соответствии с Конституцией Ирландии одно и то же лицо может быть избрано на должность Президента Ирландии не более двух конституционных сроков подряд, а именно: в соответствии со статьей 12 Конституции Ирландии лицо, которое занимает или которое занимало должность Президента Ирландии, может один раз, причем только один раз, претендовать на избрание на эту должность.

В Северной Македонии в соответствии со статьей 80 Конституции Президент Северной Македонии избирается на всеобщих и прямых выборах путем тайного голосования сроком на пять лет по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства.

При этом при проведении второго тура голосования кандидат, получивший больше голосов избирателей, чем другой кандидат, признается избранным в случае, если в голосовании приняло участие не менее 
40% зарегистрированных избирателей.

В противном случае назначаются новые президентские выборы.

В соответствии с Конституцией Северной Македонии  одно и то же лицо может быть избрано Президентом Северной Македонии не более двух раз.

В Монголии в соответствии с Конституцией Президент Монголии избирается сроком на четыре года в рамках мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства в первом и во втором турах голосования при участии в голосовании не менее 50% зарегистрированных избирателей при проведении повторного голосования на тех избирательных участках, на которых явка избирателей была менее 50%.

В соответствии с частью 7 статьи 31 Конституции Монголии Президент Монголии может быть переизбран лишь один раз, т.е. одно и то же лицо может быть избрано на должность Президента Монголии только на два конституционного срока.

В Польше Президент является главой государства.

Президентские выборы проводятся по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства в первом туре голосования и относительного большинства – во втором туре голосования.

В соответствии со статьей 127 Конституции Президент Польши избирается на пятилетний срок полномочий, который начинается со дня вступления его в должность, и повторно может быть избран только один раз.

В Румынии Президент является главой государства, который избирается по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства (статья 81 Конституции Румынии).

В соответствии со статьей 83 Конституции срок мандата Президента Румынии длится пять лет и осуществляется со дня принесения присяги.

В соответствии с частью 4 статьи 81 Конституции Румынии никакое лицо не может осуществлять функцию Президента Румынии более двух сроков мандата. Сроки могут быть и последовательными.

В Сербии Президент является главой государства.

В соответствии с Конституцией срок полномочий Президента Сербии составляет пять лет и начинается со дня принесения присяги перед Национальной Ассамблеей (Скупщиной).

При проведении президентских выборов применяется мажоритарная избирательная система абсолютного большинства.

Никто не может избираться на должность Президента Сербии больше, чем два раза.

В США выборы Президента и Вице-президента США проводятся в рамках смешанного порядка на основе сочетания проведения первоначально всеобщих и прямых выборов избирателями 50 штатов и Федерального округа Колумбия (г. Вашингтон) и затем избрания членами Коллегии выборщиков, состоящей из 538 выборщиков12.

В соответствии с Конституцией Президент и Вице-президент США избираются на четырехлетний срок полномочий.

При этом одно и то же лицо может быть избрано на должность Президента США не более двух раз (Поправка XXII к Конституции США)13.

При этом в случае если Вице-президент США исполнял обязанности Президента США в течение не более двух полных лет (т.е. менее двух лет), то он сохраняет право на занятие должности Президента США на два полных четырехлетних конституционных срока полномочий и, таким образом, суммарно общий конституционный срок исполнения одним и тем же лицом полномочий Президента США может составлять 10 лет.

В Хорватии Президент является главой государства.

Конституционный срок полномочий Президента Хорватии составляет пять лет.

Президентские выборы проводятся по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства в первом туре голосования и относительного большинства – во втором туре голосования, который проводится через 14 дней со дня проведения первого тура голосования.

В соответствии с Конституцией и законодательством никто не может избираться Президентом Хорватии более двух раз, т.е. одно и то же лицо может быть избрано на должность Президента Хорватии максимум на два срока.

В Черногории Президент является главой государства.

Конституционный срок полномочий Президента Черногории составляет пять лет.

Президентские выборы проводятся по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства.

В соответствии с Конституцией и законодательством никто не может избираться Президентом Черногории более двух раз, т.е. одно и то же лицо может быть избрано на должность Президента Черногории только на два конституционного срока.

4. Модель «однократного избрания на должность главы государства»

В отдельных государствах региона ОБСЕ при проведении всеобщих и прямых президентских выборов закрепляется модель жесткого однократного избрания одного и того же лица на должность главы государства (например, Кыргызстан).

Так, в Кыргызстане в соответствии со статьей 61 Конституции Президент Кыргызстана избирается на шесть лет по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства без увязки, как это было ранее, с явкой избирателей в качестве условия признания президентских выборов состоявшимися.

Полномочия Президента Кыргызстан прекращаются с момента вступления в должность вновь избранного Президента Кыргызстана.

В соответствии с Конституцией Кыргызстана одно и то же лицо не может быть избрано Президентом Кыргызстана дважды (пункт 2 статьи 61 Конституции Кыргызстана).

5. Модель «неограниченного количества конституционных сроков»

В шести государствах региона ОБСЕ при проведении всеобщих и прямых президентских выборов закрепляется модель неограниченного количества конституционного срока полномочий, в рамках которой не предусматриваются какие-либо ограничения по количеству сроков, на которые одно и то же лицо может быть избрано на должность главы государства (например, Азербайджан, Беларусь, Исландия, Кипр, Таджикистан, Туркменистан).

В Азербайджане Президент является главой государства.

Конституционный срок полномочий главы государства составляет семь лет.

Президент Азербайджана избирается по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства без увязки, как это было ранее (до2018 года), с явкой избирателей в качестве условия признания президентских выборов состоявшимися.

В соответствии с конституционными изменениями, утвержденными на референдуме 2009 года, были сняты ограничения на количество сроков избирания одного и того же лица на должность Президента Азербайджана (ранее – не более двух раз) и в настоящее время одно и то же лицо может быть избрано на должность Президента Азербайджана неограниченное количество сроков.

В Беларуси Президент является главой государства.

Конституционный срок полномочий главы государства составляет пять лет.

Президент Беларуси избирается по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства: в случае если ни один из кандидатов на должность Президента Беларуси не набирает более 50% действительных голосов избирателей, поданных в первом туре голосования, в течение двух недель проводится второй тур голосования избирателей с участием двух кандидатов, набравших наибольшее количество действительных голосов избирателей; во втором туре голосования один из кандидатов должен набрать более 50% действительных голосов избирателей, чтобы быть избранным.

Кроме того, для признания президентских выборов состоявшимися, необходима явка более 50% избирателей и указанное требование предъявляется к обоим турам голосования.

Конституция Беларуси не предусматривает ограничений по количеству сроков, на которые одно и то же лицо может быть избрано на должность Президента Беларуси, т.е. одно и то же лицо может быть избрано Президентом Беларуси неограниченное количество сроков.

В Исландии Президент является главой государства.

В соответствии с Конституцией Президент Исландии избирается на четырехлетний конституционный срок.

В соответствии со статьей 6 Конституции срок полномочий Президента Исландии начинается 1 августа и заканчивается через четыре года 21 июля.

Президентские выборы проводятся по мажоритарной избирательной системе относительного большинства: при этом, если кандидатов на должность Президента Исландии несколько, законно избранным является получивший большинство действительных голосов избирателей, если же имеется только один кандидат, он считается законно избранным Президентом Исландии без голосования избирателей14.

Каких-либо конституционно-правовых ограничений на количество сроков пребывания одного и того же лица в должности Президента Исландии не установлено, т.е. одно и то же лицо может быть избрано Президентом Исландии неограниченное количество сроков.

На Кипре Президент является главой государства.

При проведении президентских выборов применяется мажоритарная избирательная система абсолютного большинства.

В соответствии со статьей 43 Конституции Кипра срок полномочий Президента и Вице-президента Кипра составляет пять лет, начиная со дня вступления в должность и завершая вступлением нового Президента или Вице-президента Кипра в свои права.

Срок полномочий Президента или Вице-президента Кипра, избранных в результате досрочных выборов, равняется соответствующему неистекшему сроку полномочий Президента или Вице-президента Кипра, на должность которого он избран в результате выборов.

Выборы нового Президента и Вице-президента Кипра проводятся до истечения пятилетнего срока полномочий уходящих Президента и Вице-президента Кипра с тем, чтобы обеспечить возможность вступления в должность новых Президента и Вице-президента Кипра в день истечения срока полномочий.

Конституция Кипра не предусматривает ограничений по количеству сроков, на которые одно и то же лицо может быть избрано на должность Президента и Вице-президента Кипра.

В Таджикистане Президент является главой государства.

В соответствии с Конституцией Президент Таджикистана избирается на семилетний срок.

При проведении президентских выборов применяется мажоритарная избирательная система абсолютного большинства в первом туре голосования и относительного большинства – во втором туре голосования; при этом в голосовании должно принять участие не менее 50% зарегистрированных избирателей.

Таким образом, на выборах Президента Таджикистана избранным считается кандидат, набравший 50% от всех проголосовавших избирателей плюс один голос.

При этом для признания президентских выборов состоявшимися в голосовании должно принять участие не менее 50% зарегистрированных избирателей.

В соответствии с Конституцией Таджикистана одно и то же лицо может быть избрано на должность Президента Таджикистана более двух конституционных сроков подряд (статья 65 Конституции Таджикистана).

В Туркменистане Президент является главой государства.

Президентские выборы проводятся по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства.

В соответствии со статьей 52 Конституции Президент Туркменистана избирается непосредственно народом Туркменистана сроком на пять лет и вступает в должность с момента принесения им присяги.

Конституция Туркменистана не предусматривает ограничений по количеству сроков, на которые одно и то же лицо может быть избрано на должность Президента Туркменистана.

Вместе с тем, конституционно закреплено право участия в досрочных президентских выборах неограниченного круга лиц, за исключением лица, которое временно исполняло обязанности Президента Туркменистана.

Так, в соответствии со статьей 58 Конституции закреплено, что если Президент Туркменистана по тем или иным причинам не может исполнять свои обязанности, впредь до избрания нового Президента Туркменистана временное исполнение обязанностей Президента Туркменистана на основании решения Государственного совета безопасности Туркменистана возлагается на одного из заместителей Председателя Кабинета Министров; выборы Президента Туркменистана в этом случае должны быть проведены не позднее 60 дней со дня перехода его полномочий к временно исполняющему обязанности Президента Туркменистана; при этом лицо, временно исполняющее обязанности Президента Туркменистана, не может баллотироваться на пост Президента Туркменистана.

Приложение
МОДЕЛИ КОЛИЧЕСТВА СРОКОВ ПОЛНОМОЧИЙ ГЛАВ ГОСУДАРСТВ РЕГИОНА ОБ
СЕ

№ п/п

Государство

Модель

«двух конституционных сроков подряд»

Модели

«двух

конституционных

сроков подряд с некоторыми исключениями»

Модель

«двух конституционных сроков»

 

Модель

«однократного избрания на должность главы государства»

Модель

«неограниченного количества конституционных сроков»

1

Австрия

 

 

Да

 

 

2

Азербайджан

 

 

 

 

Да

3

Албания

 

 

 

 

 

4

Андорра

 

 

 

 

 

5

Армения

 

 

 

 

 

6

Беларусь

 

 

 

 

Да

7

Бельгия

 

 

 

 

 

8

Болгария

 

 

Да

 

 

9

Босния и Герцеговина

 

Да

 

 

 

10

Великобритания

 

 

 

 

 

11

Венгрия

 

 

 

 

 

12

Греция

 

 

 

 

 

13

Грузия

Да (до 2024 года)

 

 

 

 

14

Дания

 

 

 

 

 

15

Ирландия

 

 

Да

 

 

16

Исландия

 

 

 

 

Да

17

Испания

 

 

 

 

 

18

Италия

 

 

 

 

 

19

Казахстан

Да

 

 

 

 

20

Канада

 

 

 

 

 

21

Кипр

 

 

 

 

Да

22

Кыргызстан

 

 

 

Да

 

23

Латвия

 

 

 

 

 

24

Литва

Да

 

 

 

 

25

Лихтенштейн

 

 

 

 

 

26

Люксембург

 

 

 

 

 

27

Северная Республика Македония

 

 

Да

 

 

28

Мальта

 

 

 

 

 

29

Молдова

Да

 

 

 

 

30

Монако

 

 

 

 

 

31

Монголия

 

 

Да

 

 

32

Нидерланды

 

 

 

 

 

33

Норвегия

 

 

 

 

 

34

Польша

 

 

Да

 

 

35

Португалия

 

Да

 

 

 

36

Российская Федерация

Да

 

 

 

 

37

Румыния

 

 

Да

 

 

38

Сан-Марино

 

 

 

 

 

39

Сербия

 

 

Да

 

 

40

Словакия

Да

 

 

 

 

41

Словения

Да

 

 

 

 

42

США

 

 

Да

 

 

43

Таджикистан

 

 

 

 

Да

44

Туркменистан

 

 

 

 

Да

45

Турция

 

Да

 

 

 

46

Узбекистан

Да

 

 

 

 

47

Украина

Да

 

 

 

 

48

Финляндия

Да

 

 

 

 

49

Франция

Да

 

 

 

 

50

ФРГ

 

 

 

 

 

51

Хорватия

 

 

Да

 

 

52

Черногория

 

 

Да

 

 

53

Чехия

Да

 

 

 

 

54

Швейцария

 

 

 

 

 

55

Швеция

 

 

 

 

 

56

Эстония

 

 

 

 

 

 

ИТОГО:

33 государства

12

3

11

1

6

 

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Как известно, выборы Президента и Вице-президента США проводятся в рамках смешанного порядка на основе сочетания проведения первоначально всеобщих и прямых выборов избирателями
50 штатов и Федерального округа Колумбия (г. Вашингтон) и затем избрания членами Коллегии выборщиков, состоящей из 538 выборщиков.

[2] В целом из 56 государств – участников ОБСЕ проведение всеобщих прямых президентских выборов предусмотрено в конституциях и законодательстве, как уже отмечалось, 33 государств,
в 11 государствах предусмотрено проведение косвенных президентских выборов, в 11 государствах институт президентства отсутствует (например, Бельгия, Великобритания, Дания, Испания, Канада, Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Нидерланды, Норвегия, Швеция) и функции главы государства выполняет монарх – король, князь, герцог, либо назначаемый монархом генерал-губернатор (например, Канада), в одном государстве (например, Андорра) в состав коллективного главы государства входят по должности два лица (светское и религиозное).

[3] Так, в Молдове первые всеобщие прямые президентские выборы состоялись 30 октября 2016 года.

В Турции первые всеобщие прямые президентские выборы состоялись 10 августа 2014 года
(24 июня 2018 года одновременно с парламентскими выборами проводились досрочные президентские выборы).

В Чехии первые всеобщие прямые президентские выборы состоялись 11– 12 января 2013 года.

[4] Так, в Грузии после проведения 28 октября 2018 года всеобщих и прямых президентских выборов и в соответствии с конституционными поправками 2017 года с 2024 года в соответствии со статьей 50 обновленной Конституции Грузии, после истечения шестилетнего конституционного срока полномочий избранного Президента Грузии, вводятся косвенные президентские выборы, в рамках которых глава государства будет избираться коллегией выборщиков в составе 300 человек, из которых 150 человек будут являться депутатами парламента, а еще 150 человек – депутатами местных органов власти.

[5] Так, в Армении в соответствии с конституционными поправками, принятыми на национальном референдуме 6 декабря 2015 года, осуществлен переход от всеобщих прямых выборов к косвенным выборам Президента Армении на заседании Национального собрания – парламента Армении.

В соответствии с новой Конституцией Армении Президент Армении избирается парламентом на один семилетний срок без повторного избрания на указанную должность.

2 марта 2018 года в рамках переходного периода Национальное собрание Армении избрало на должность Президента Армении Армена Саркисяна, который был единственным кандидатом на должность Президента Армении.

[6] В соответствии с Конституцией Мальты, принятой в 1964 году (с изменениями, в частности от 1974 и 1987 годов), Президент Мальты назначается на пятилетний срок решением Палаты представителей и не имеет права занимать указанную должность повторно (ранее – одно и то же лицо могло быть избрано на должность Президента Мальты более чем на три срока).

[7] В соответствии со статьей 10 новой Конституции Венгрии Президента Венгрии можно переизбрать на эту должность не больше, чем один раз.

[8] В Сан-Марино срок полномочий Капитанов-регентов – шесть месяцев.

По истечении конституционного срока полномочий Капитаны-регенты могут быть избраны на эту должность не ранее чем через три года.

[9] В соответствии с частью 3 статьи 81 Конституции Российской Федерации одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.

[10] В соответствии с конституционным референдумом, проведенным в 2017 году, с 2024 года в Грузии будут проводиться косвенные президентские выборы)

[11] На основе результатов национального референдума, проведенного в 1962 году; в 2000 году в соответствии с результатами национального референдума с шести до пяти лет был сокращен конституционный срок полномочий главы государства; в 2008 году при проведении конституционной реформы было введено положение о том, что одно и то же лицо может занимать должность Президента Франции не более двух сроков подряд.

[12] Акт о всеобщих прямых выборах Президента и Вице-президента США принят в 10 штатах и Федеральном округе Колумбия (г. Вашингтон) и находится на рассмотрении в законодательных органах еще 12 штатов (по состоянию на 2017 год).

[13] Указанная конституционная поправка, как реакция на четырехкратное занятием Франклином Делано Рузвельтом должности Президента США (32-й Президент США, избирался четыре раза подряд, с 4 марта 1933 года до 12 апреля 1945 года), предусматривает, что «Раздел 1. Ни одно лицо не может быть избрано на должность Президента более чем два раза, и ни одно лицо, если оно занимало должность Президента либо исполняло обязанности Президента в течение более двух лет, замещая лицо, избранное Президентом, не может быть избрано на должность Президента более одного раза. Но настоящая статья не применяется в отношении лица, которое занимает должность Президента на момент, когда настоящая статья предложена Конгрессом, и не препятствует в течение срока вступления в силу настоящей статьи какому-либо лицу, которое может занимать должность Президента либо исполнять обязанности Президента, занимать должность Президента либо исполнять обязанности Президента в течение оставшегося срока.

Раздел 2. Настоящая статья не вступает в силу, пока она не будет ратифицирована в качестве Поправки к Конституции легислатурами трех четвертей отдельных штатов в течение семи лет после того, как Конгресс представил ее штатам.»

Конституционная поправка XXII, принятая Конгрессом США 21 марта 1947 года, была ратифицирована необходимым числом штатов и вступила в силу 27 февраля 1951 года.

[14] В 2010 году была инициирована конституционная реформа, которая, среди прочего, предусматривала изменение избирательной системы при проведении выборов Президента Исландии с тем, чтобы при большом числе кандидатов на должность Президента Исландии глава государства не был избран незначительным числом голосов избирателей, т.е. предусматривался переход к мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства; однако, указанная реформа не была проведена.