Ответственность за оскорбление и клевету: зарубежный электоральный опыт

Ответственность за оскорбление и клевету: зарубежный электоральный опыт

Владимир Лысенко, член Совета Российского фонда свободных выборов, доктор юридических наук

28 июня, 2018

Институт ответственности за оскорбление и клевету при проведении выборов конституционно и законодательно закреплен в ряде государств – участников ОБСЕ.

В некоторых государствах такой институт является компонентом системы уголовно ответственности, в других – гражданско-правовой (гражданско-процессуальной) ответственности.

В ряде государств – участников ОБСЕ за оскорбление и клевету, в том числе в ходе проведения выборов, наступает уголовная ответственность (например, Азербайджан, Албания, Беларусь, Болгария, Босния и Герцеговина, Великобритания, Венгрия, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Латвия, Мальта, Монако, Нидерланды, Польша, Словакия, Таджикистан, Туркменистан, Турция, Узбекистан, Франция, Хорватия).

В некоторых государствах региона ОБСЕ уголовная ответственность за данные виды преступлений является диверсифицированной – от наложения уголовного штрафа (например, Албания) до лишения свободы на срок до трех лет (например, Венгрия, Польша) либо до пяти лет (например, Таджикистан), либо до шести лет (например, Италия), либо с учетом статуса главы государства (например, Азербайджан; до пяти лет) или членов монаршей семьи (например, Монако; от шести месяцев до пяти лет тюремного заключения).
Кроме того, в некоторых государствах введена уголовная ответственность за указанные преступления, совершенные и в сети Интернет (например, Азербайджан).

В некоторых государствах региона ОБСЕ приняты специальные законодательные акты об ответственности средств массовой информации, в том числе в сети Интернет, за допущенные в пределах информационного поля нарушения, в том числе оскорбляющего и клеветнического характера (например, Азербайджан, Дания, Казахстан).

В ряде государств используются саморегулирующие инструменты этического проведения избирательной кампании, в частности, в формате кодексов поведения (например, Кыргызстан) (См. Примечание *).

При этом в основных международно-правовых документах ряда международных организаций содержатся положения о необходимости декриминализации институт ответственности за оскорбления и клевету при проведении выборов.

В частности, в параграфе 47 Замечания общего порядка Комитета ООН по правам человека 2011 года № 34 к статье 19 Международного Пакта о гражданских и политических правах (МПГПП) говорится, что «необходимо тщательно подходить к разработке законов, касающихся клеветы, а также не допускать, чтобы они на практике использовались для ограничения права на свободное выражение мнений... Государствам-участникам следует рассмотреть возможность исключения клеветы из разряда преступлений, но в любом случае уголовное законодательство должно применяться лишь в связи с наиболее серьезными случаями, а лишение свободы ни при каких условиях не должно считаться адекватной мерой наказания».

В ряде решений Европейского Суда по правам человека содержится правовая позиция о том, что свобода слова и политической критики должны превалировать над положениями о защите чести и достоинства при проведении парламентских выборов (См. Примечание **).

Как известно, в рамках деятельности по обеспечению терпимого отношения и недискриминации БДИПЧ ОБСЕ оказывает поддержку государствам-участникам по повышению эффективности реагирования на преступления на почве ненависти и проявления расизма, ксенофобии, антисемитизма и других форм нетерпимости.

Деятельность БДИПЧ в сфере терпимости и недискриминации сфокусирована на следующих направлениях: законодательство; обучение сотрудников правоохранительных органов; мониторинг, отчётность и отслеживание реагирования на преступления и случаи проявления ненависти; образовательная деятельность по популяризации терпимости, уважения и взаимопонимания.

В Обзоре БДИПЧ ОБСЕ избирательного законодательства и практики государств – участников ОБСЕ (2013 год) отмечается, что «…Демократические выборы не представляются возможными в условиях, когда власти предотвращают или подавляют агитационные выступления или свободу слова. Недостаточные конституционные и/или правовые гарантии свободы слова, допускавшие необоснованные ограничения, были отмечены, например, в Таджикистане, Туркменистане и Узбекистане.

В Турции законодательство о средствах массовой информации (СМИ) не полностью соответствовало конституционным гарантиям свободы слова и, соответственно, был рекомендован его пересмотр.
Криминализация диффамации (оскорбления) и/или клеветы представляет собой проблему поскольку уголовное наказание может серьезно ограничить свободу СМИ, а также привести к самоцензуре.

Пункт 47 Замечания общего порядка № 34 Комитет по правам человека ООН рекомендует государствам рассмотреть возможность декриминализации диффамации. Озабоченность в этом отношении была высказана в случае Албании, Беларуси 2010, Болгарии, Франции, Казахстана, Кыргызстана, Латвии, Литвы, Монако, Польши и Сан-Марино.

Проблемы на практике были отмечены в Беларуси 2012 г. в связи со случаями запугивания, задержаний и судебных исков, и в Кыргызстане в связи с практикой самоцензуры.

С положительной стороны, в случае Армении и России 2012 г., отмечены шаги в направлении декриминализации диффамации…».

В Рекомендациях для международных наблюдателей от Содружества Независимых Государств по наблюдению за выборами и референдумами (Новая редакция) от 16 мая 2011 года отмечается, что «…Средствам массовой информации должны быть обеспечены возможность собирать и без затруднений предоставлять объективную информацию и гарантии того, что не будет допускаться произвольное либо дискриминирующее давление или цензура в отношении информационного освещения избирательной кампании (кампании референдума). В свою очередь, средства массовой информации могут руководствоваться разработанным ими кодексом профессиональной этики журналистов, провозглашающим в качестве основных правил распространение точных и сбалансированных сообщений, исправление недостоверной информации, четкое отделение распространяемой информации от комментариев, недопущение распространения клеветнических утверждений, уважение права на неприкосновенность личной жизни и на справедливое судебное разбирательство…» (п.4.9.3).

В рамках Межпарламентской Ассамблеи государств – участников Содружества Независимых Государств постановлением от 25 ноября 
2016 года № 45-12 был одобрен Модельный закон «Об основах регулирования Интернета» (новая редакция), в ряде статей которого регулируются вопросы ответственности Интернет-субъектов за распространение запрещенной информации.

В частности, в статье 13 «Противодействие использованию Интернета в противоправных целях» указанного Модельного закона закреплено, в частности, что государство устанавливает ответственность пользователей Интернета и операторов услуг Интернета за распространение запрещенной информации и (или) нарушение установленного порядка ограничения доступа к такой информации.

В некоторых государствах региона ОБСЕ в последние годы, в том числе на основе рекомендаций БДИПЧ ОБСЕ, положений международных документов, проводится работа по декриминализации ответственности (в том числе отдельных видов уголовного наказания) за диффамационные и клеветнические преступления (например, Армения, Грузия, Кыргызстан, Македония, Молдова, Монголия, Украина, Черногория), переводу института ответственности за указанные правонарушения в русло гражданско-процессуальной ответственности.

При этом в некоторых государствах действует половинчатая модель ответственности за оскорбление и клевету при проведении выборов: в одних случаях институт ответственности за клевету декриминализирован, тогда как за оскорбление – нет (например, Литва).

1. Модель уголовной ответственности за электоральные оскорбления и клевету

В ряде государств – участников ОБСЕ за оскорбление и клевету, в том числе в ходе проведения выборов, наступает уголовная ответственность (например, Азербайджан, Албания, Беларусь, Болгария, Босния и Герцеговина, Великобритания, Венгрия, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Кипр, Латвия, Мальта, Монако, Нидерланды, Польша, Португалия, Словакия, Таджикистан, Туркменистан, Турция, Узбекистан, Франция, Хорватия, Чехия).

В некоторых государствах региона ОБСЕ уголовная ответственность за данные виды преступлений является диверсифицированной – от наложения уголовного штрафа (например, Албания) до лишения свободы на срок до трех лет (например, Венгрия, Польша) либо до пяти лет (например, Таджикистан), либо до шести лет (например, Италия), либо с учетом статуса главы государства (например, Азербайджан; до пяти лет) или членов монаршей семьи (например, Монако; от шести месяцев до пяти лет тюремного заключения).

Кроме того, в некоторых государствах введена уголовная ответственность за указанные преступления, совершенные и в сети Интернет (например, Азербайджан).
Так, в Азербайджане при проведении 11 апреля 2018 года досрочных президентских выборов по-прежнему сохранялась криминализация оскорбления (включая лишение лица свободы по приговору суда), в том числе в ходе избирательной кампани.и

В частности, предусмотрено лишение лиц, виновных в оскорблении и клевете, свободы на срок до трех лет.

При этом в соответствии с законодательными поправками 2016 года указанные положения применимы в отношении лиц, которые совершили указанные правонарушения и в сети Интернет.

Помимо этого, предусмотрено, что честь и достоинство Президента Азербайджана также защищается Конституцией и Уголовным кодексом Азербайджана.

В соответствии с законодательными поправками 2016 года положения об уголовной ответственности за оскорбление или клевету в адрес Президента Азербайджана применимы также в отношении лиц, которые совершили указанные правонарушения в сети Интернет.

За оскорбление или клевету в адрес Президента Азербайджана предусмотрено лишение лиц, виновных в оскорблении и клевете, свободы на срок до пяти лет.

В Албании при проведении 23 июня 2013 года парламентских выборов законодатели в 2012 году декриминализовали оскорбление и клевету в части отмены лишения свободы за указанные преступления; при этом, однако, оскорбление и клевета по-прежнему остаются уголовным преступлением, за которые может быть наложен высокий размер уголовных штрафов.

Миссия БДИПЧ ОБСЕ в своем Итоговом отчете рекомендовала албанским властям полностью декриминализовать оскорбление и клевету, в полном объеме перевести их в разряд гражданско-процессуального судопроизводства.

В Беларуси при проведении 11 октября 2015 года президентских выборов в Итоговом отчете БДИПЧ ОБСЕ отмечалось, что «…В дополнение к существующим положениям, согласно которым клевета и оскорбления относятся к уголовным и административным правонарушениям, свобода слова была дополнительно ограничена запретом на призывы и действия, побуждающие к срыву, отмене или переносу сроков выборов. Такие несоразмерные и необоснованные правовые ограничения не гарантируют свободу воли избирателей и противоречат положениям Копенгагенского документа ОБСЕ 1990 года, Общему комментарию № 25 Комитета ООН по правам человека 1996 года Международного пакта о гражданских и политических правах (МПГПП) и другим международным обязательствам и стандартам…».

При проведении 11 сентября 2016 года парламентских выборов в Итоговом отчете БДИПЧ ОБСЕ также отмечалось, что «…Существование уголовной ответственности за дискредитацию, клевету и оскорбление, а также запрет на призывы к бойкоту выборов, распространяющиеся, в том числе, и на Интернет-ресурсы, противоречат международным стандартам и подрывают основы свободы слова…

…Уголовный кодекс по-прежнему содержит широкие положения о дискредитации, клевете и оскорблении, а также запрет на призыв к бойкоту выборов…

…Помимо этого, нормативно-правовая база содержит необоснованные ограничения основных свобод объединений, слова и собраний, а также других гражданских и политических прав.

Ограничения включают … уголовную и административную ответственность за дискредитацию, клевету и оскорбление, а также призывы или действия, направленные на срыв, отмену или перенос выборов;…

…Все соответствующие законы и декреты следует дополнить таким образом, чтобы любые ограничения базовых прав и свобод носили характер исключений, применялись только в случае необходимости в условиях демократического общества, соответствовали легитимной цели и не применялись в произвольном порядке либо излишне ограничительным способом…

…Следует провести реформирование законодательной базы для СМИ, которое позволит полностью реализовать принцип свободы слова и прессы, как печатной, так и в Интернете. Клевета должна быть декриминализирована...»

В Болгарии оскорбление и клевета законодательно декриминализированы еще в 1999 году (в части того, что законодательство больше не предусматривает лишение свободы за указанные правонарушения), при этом в качестве уголовного наказания за совершенное преступление осталось наложение штрафа в размере 15000 болгарских левов.

При проведении 26 марта 2017 года досрочных парламентских выборов в Итоговом отчете БДИПЧ ОБСЕ отмечается, что необходимо перевести ответственность за оскорбление и клевету из разряда уголовно-наказуемых деяний в сферу гражданско-процессуальной ответственности.

В Боснии и Герцеговине при проведении 3 октября 2010 года парламентских и иных выборов на одного из кандидатов боснийской политической партии трижды был наложен административный штраф (суммарно в размере 6250 евро) за допущенные им при выступлении на телевидении незаконные высказывания в адрес другого участника выборов.

В целом электоральные преступления расследуются органами прокуратуры, однако, как отмечалось в Итоговом отчете БДИПЧ ОБСЕ при проведении 12 октября 2014 года парламентских и иных выборов, процессуальные сроки расследования и привлечения к ответственности виновных лиц являются неопределенными.

В Великобритании в соответствии с законодательством – Актом о народном представительстве 1983 года, установлена уголовная ответственность за подготовку или обнародование (опубликование) клеветнической информации в отношении кандидата (кандидатов) при проведении парламентских выборов.

Указанные положения применяются в период проведения избирательной кампании: со дня официального обнародования решения о назначении выборов в Палату общин – нижнюю палату парламента (т.е. с даты роспуска палаты либо иного временного параметра, выраженного в намерении британского монарха распустить палату) до дня обнародования результатов выборов.

В соответствии со статьей 106 Акта о народном представительстве суд может наложить на виновное физическое лицо уголовный штраф в размере 
5000 английских фунтов (в частности, в 1992 году и в 2006 году судами были приняты соответствующие решения в отношении отдельных (двух) физических лиц, которые, в частности, клеветнически обвиняли соответственно Майкла Строу в ненависти к мусульманам, а кандидата от Либеральной партии – в педофилии).

Если же информацию клеветнического характера обнародовало юридическое лицо руководитель (руководители) данного юридического лица может (могут) быть осуждено (осуждены) в судебном порядке.

При этом в порядке гражданско-процессуального судопроизводства также сохраняется возможность привлечения к гражданско-правовой ответственности лицо, совершившее вышеуказанные действия.

В Венгрии 5 ноября 2013 года в Уголовный кодекс Венгрии были внесены изменения, связанные с усилением уголовной ответственности за аудио- и видеоклевету при проведении выборов: предусмотрено лишение свободы на срок до трех лет.

При проведении 8 апреля 2018 года парламентских выборов, несмотря на прежние рекомендации БДИПЧ ОБСЕ, по-прежнему сохранялась криминализация оскорбления (включая лишение лица свободы по приговору суда), в том числе в ходе избирательной кампании.

В Ирландии при проведении 26 февраля 2016 года досрочных парламентских выборов в Итоговом отчете БДИПЧ ОБСЕ отмечалось, что некоторыми участниками выборов была выражена обеспокоенность сохраняющейся возможностью привлечения к ответственность за оскорбление и клевету при проведении выборов, предусмотренной законодательством, и большими размерами финансовых санкций за их совершение, что, в свою очередь, могло косвенно повлиять на участие средств массовой информации в информационном обеспечении выборов.

В Испании при проведении 20 декабря 2015 года парламентских выборов по-прежнему сохранялась криминализация оскорбления (включая лишение лица свободы по приговору суда), в том числе в ходе избирательной кампании.

В Италии при проведении 4 марта 2018 года парламентских выборов по-прежнему сохранялась криминализация оскорбления (включая лишение лица свободы по приговору суда), в том числе в ходе избирательной кампании.

В частности, законодательством предусмотрена уголовная ответственность за оскорбление и клевету в виде лишения свободы на срок до шести лет.

Представитель ОБСЕ по вопросам свободы средств массовой информации, а также представитель Совета по правам человек ООН призывали итальянские власти к декриминализации оскорбления и клеветы, переводу указанных правонарушений в рамки гражданского судопроизводства.

В Канаде при проведении 19 октября 2015 года парламентских выборов Итоговом отчете БДИПЧ ОБСЕ отмечалось, что в соответствии с законодательством о выборах все электоральные правонарушения, даже самые незначительные, классифицируются как уголовно-наказуемые и преследуются в уголовном, а не в административном порядке.

Суд может наложить на виновное лицо уголовный штраф или приговорить виновное лицо к лишению свободы, либо принять решение об одновременном наложении уголовного штрафа и лишении свободы.

В последние годы законодательно был увеличен размер уголовного штрафа за электоральные правонарушения, в частности, при совершении умышленного электорального правонарушения – с 5000 до 50000 канадских долларов, т.е. в 10 раз.

На Кипре при проведении 28 января 2018 года президентских выборов в Итоговом отчете БДИПЧ ОБСЕ отмечалось, что в соответствии с законодательством не может быть выдвинут кандидатом на должность Президента Кипра лицо, ранее осужденное по решению суда за правонарушение, связанное с бесчестным поведением, либо привлекавшееся к судебной ответственности за любое электоральное правонарушение.

В Латвии при проведении 4 октября 2014 года парламентских выборов, как отмечалось в Итоговом отчете БДИПЧ ОБСЕ, несмотря на прежние рекомендации, по-прежнему сохранялись законодательные положения об уголовной ответственности за клевету.

Среди очередных рекомендаций БДИПЧ ОБСЕ – необходимость декриминализации оскорбления при проведении парламентских выборов.

На Мальте при проведении 3 июня 2017 года парламентских выборов, несмотря на прежние рекомендации БДИПЧ ОБСЕ, уголовная ответственность за клевету не была декриминализирована.

В Монако законодательно предусмотрена уголовная ответственность за клевету и оскорбление великокняжеской семьи.

Так, за клевету или оскорбление княжеской семьи предусмотрена уголовная ответственность в виде лишения свободы на срок от шести месяцев до пяти лет.

Представители средств массовой информации и участники парламентских выборов неукоснительно соблюдают указанный уголовно-правовой запрет.

В Итоговом отчете БДИПЧ ОБСЕ при проведении 10 февраля  2013 года парламентских выборов содержится рекомендация о декриминализации уголовной ответственности за клевету и оскорбление.

В Нидерландах при проведении 15 марта 2017 года парламентских выборов 9 декабря 2016 года суд признал Герта Вилдерса, лидера Партии свободы, виновным в клевете и возбуждении расовой дискриминации в отношении голландских марокканцев и изложении в своих выступлениях и предвыборной программе дискриминационных положений.

В то же самое время суд не наложил на него никакого штрафа, заявляя, что признание его виновным в совершении указанного правонарушения само по себе является наказанием.

В Польше еще при проведении 9 октября 2011 года парламентских выборов по-прежнему сохранялась криминализация оскорбления (включая лишение лица свободы по приговору суда), в том числе в ходе избирательной кампании.

В Отчете БДИПЧ ОБСЕ отмечалось, что данное положение потенциально ограничивает свободу слова, особенно в период проведения выборов.

Так, статьи 133, 135, 212 и 226 Уголовного кодекса Польши предусматривают ответственность за оскорбление и клевету на Президента Польши, а также на другие государственные институты и вводят наказание в виде лишения свободы на срок до трех лет.

Отмечалось, что за последние 10 лет существенно возросло количество уголовных дел данной категории (только в 2010 году таких дел было 195 и в 51 уголовном деле фигурировали журналисты).

При этом Конституционный Суд Польши в своем решении от 6 июня 2011 года отметил, что статья 135(2) Уголовного кодекса Польши, предусматривающая уголовную ответственность за оскорбление Президента Польши в виде лишения свободы на срок до трех лет, соответствует конституционным положениям.

Представитель ОБСЕ по вопросам свободы средств массовой информации призывал польские власти к декриминализации оскорбления и клеветы, переводу указанных правонарушений в рамки гражданского судопроизводства.
Миссия БДИПЧ ОБСЕ в своем Отчете рекомендовала польским властям полностью декриминализовать диффамацию и клевету, перевести их в разряд гражданского судопроизводства.

В Португалии при проведении 27 сентября 2009 года парламентских выборов, как отмечалось в Итоговом отчете БДИПЧ ОБСЕ, законодательство предусматривало наложение на виновное лицо штрафа за совершение соответствующего электорального правонарушения, при этом размеры штрафа за некоторые виды электоральных правонарушений не превышали 2,5 евро.

При этом за соответствующие правонарушения предусматривалось лишение свободы.

В Сан-Марино законодательно предусмотрена уголовная ответственность за клевету при проведении парламентских выборов.

При этом сформировавшаяся судебная практика исходит из того, что свобода слова и политической критики должны превалировать над положениями о защите чести и достоинства при проведении парламентских выборов.

Данная позиция сан-маринской судебной власти основана на позиции Европейского Суда по правам человека.

При этом международные организации и органы призывают власти Сан-Марино декриминализовать положения об уголовной ответственности за клевету и оскорбления при проведении выборов.

В Словакии при проведении 5 марта 2016 года парламентских выборов в Итоговом отчете БДИПЧ ОБСЕ отмечалось, что на представителей средств массовой информации неоправданно сдерживающий эффект оказывают положения о высоких издержках рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства дел об оскорблениях и клевете, в том числе в ходе избирательной кампании.

В частности, отмечалось, что в одном из судебных дел размер компенсационных выплат составил 150000 евро, при этом большинство таких споров было инициировано представителями правоохранительных органов, судьями, а также политическими деятелями.

Миссия БДИПЧ ОБСЕ рекомендовала словацким властям с целью избежания чрезмерной самоцензуры представителей средств массовой информации и снижения финансового гнета в связи с судебными решениями, декриминализовать диффамацию и, в конечном счете, существенно понизить финансовые санкции за данный вид правонарушений.

В Таджикистане при проведении 1 марта 2015 года парламентских выборов, как отмечалось в Итоговом отчете БДИПЧ ОБСЕ, «…Оскорбление или клевета в отношении высших должностных лиц, включая тех, кто выступает в роли кандидата, остается уголовным преступлением, и в среде журналистов преобладает самоцензура…

…Конституция Таджикистана закрепляет свободы выражений и информации и запрещает цензуру, в то время как Закон «О телевидении и радиовещании» 1996 года и Закон «О периодической печати и других средствах массовой информации» 2013 года запрещают вмешательство государства, цензуру и преследование за критику.

Однако, этим принципам противоречат статьи Уголовного кодекса Таджикистана, в которых оскорбление или клевета на Президента Таджикистана и оскорбление других должностных лиц считается преступлением и влечет за собой серьезное наказание…

…Публичное оскорбление или клевета на Президента Таджикистана в средствах массовой информации подлежат наказанию до пяти лет лишения свободы; публичное оскорбление должностного лица в средствах массовой информации ведет к наказанию до двух лет…

…Закон «О выборах Президента Таджикистана» запрещает публиковать материалы «дискредитирующие честь, достоинство или деловую репутацию кандидата», независимо от того, являются ли эти комментарии действительно правильными.

Нарушение этого требования может привести к отмене регистрации кандидата или списка кандидатов.

Эти ограничения свободы выражения противоречат параграфу 7.8 Копенгагенского документа ОБСЕ 1990 года и имеют потенциал подавить желание докладывать о правительстве, а у кандидатов – комментировать своих политических соперников…

…Следует исключить из законодательной базы необоснованные ограничения свободы выражения. В частности, гражданам следует дать возможность свободно комментировать о Президенте и других должностных лицах без страха тюремного заключения. Кандидатам следует дать право комментировать о других кандидатах без неоправданного риска отмены из регистрации…»

В Туркменистане при проведении 12 февраля 2017 года президентских выборов в Итоговом отчете БДИПЧ ОБСЕ констатировалось, что «…Представитель ОБСЕ по свободе СМИ выразила обеспокоенность тем, что закон содержит ограничительные нормы, в том числе непропорциональные ограничения в отношении онлайн-контента, такие как установление ответственности пользователей за достоверность всей информации, размещаемой ими…»

В Турции законодательно предусмотрена уголовная ответственность за клевету и оскорбление турецкой нации и государства, действующего Президента Турции и должностных лиц.

Кроме того, предусмотрена уголовная ответственность не только за клевету, но также и оскорбление турецкой нации.

При проведении 7 июня 2015 года парламентских выборов, как отмечалось в Итоговом отчете БДИПЧ ОБСЕ, на основании двух судебных решений (приговоров), принятых в середине мая, были удалены агитационные материалы (плакаты) ряда оппозиционных политических партий, оскорбляющие честь и достоинство действующего Президента Турции.

Суды издали приказ в адрес всех губернаторов и Руководителя полиции Турции провинций об удалении указанных агитационных материалов.

2 июня 2015 года Президент Турции подал в суд иск к одному из лидеров политической партии о защите своей чести и достоинства (в части высказываний, прозвучавших во время одного из агитационных мероприятий оппозиционной политической партии).

При проведении 1 ноября 2015 года досрочных парламентских выборов ряд участников парламентских выборов, в том числе несколько кандидатов, были задержаны и привлечены к ответственности за клевету и оскорбление действующего Президента Турции и турецкой нации.

В марте 2018 года в законодательство о средствах массовой информации были внесены изменения, усиливающие государственный контроль за информационным Интернет-пространством, в том числе за сайтами СМИ в сети Интернет, в части противодействия, в частности, террористической деятельности.

В преддверии проведения 24 июня 2018 года досрочных президентских и парламентских выборов в законодательство были внесены изменения, направленные на ужесточение регулирования деятельности сетевых изданий (форматов) электронных и печатных средств массовой информации.

Так, по сообщениям Министерства внутренних дел Турции в период с 28 мая по 11 июня 2018 года 1199 пользователей социальных сетей были идентифицированы как распространители или восхвалители либо как отождествляющие себя с террористическими организациями или антигосударственной деятельностью, из которых 643 были привлечены к ответственности в соответствии с решениями судебных органов.

Государственному органу в области осуществления контроля за деятельностью средств массовой информации было предоставлено право блокировать сайты СМИ в сети Интернет, в том числе в социальных сетях, без соответствующего решения суда.

При проведении 24 июня 2018 года досрочных президентских и парламентских выборов действующий Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган инициировал, в частности, возбуждение уголовного и гражданско-правового преследования ряда кандидатов от парламентской Народно-республиканской партии по обвинению в клевете, озвученной в ходе проведения ими агитационных мероприятий.

В свою очередь 9 июня 2018 года один из кандидатов от Народно-республиканской партии выдвинул в отношении Президента Турции обвинения в грубой клевете, а также требование о возмещении морального ущерба (в соответствии с Конституцией и законодательством ответственность Президента Турции как главы государства носит ограниченный характер).

В целом указанные досрочные выборы проводились в условиях действия чрезвычайного положения, введенного в июле 2016 года после неудачной попытки государственного (военного) переворота; действие чрезвычайного положения заканчивается в 01:00 по местному времени 19 июля 2018 года.

В Узбекистане при проведении 4 декабря 2016 года досрочных президентских выборов, как отмечалось в Итоговом отчете БДИПЧ ОБСЕ, «…Права на доступ к информации и свободу выражения, хотя и защищены Конституцией Узбекистана, чрезмерно ограничиваются первичным законодательством, в котором содержатся пространные определения уголовных правонарушений, в том числе таких, как клевета и диффамация.

Данные определения распространяются также и на онлайн контент.

На СМИ возлагается ответственность за «достоверность» распространяемой информации, что может препятствовать полному и подлинному освещению избирательной кампании.

Более того, законодательство возлагает ответственность и на посредников – за контент, размещенный третьими лицами на их платформах. Это противоречит адресованным государствам-участникам рекомендациям Представителя ОБСЕ по вопросам свободы СМИ.

Уголовная ответственность за клевету, направленная на защиту репутации кандидатов в ходе выборов, а также общие положения законодательства в отношении оскорбления, клеветы, распространения ложной информации должны быть отменены и замены разумными и соразмерными административными санкциями…»

Во Франции при проведении 10 июня 2012 года парламентских выборов, как отмечалось в Итоговом отчете БДИПЧ ОБСЕ, в Законе о печати 1881 года (одном из старейших европейских законов о средствах массовой информации) предусмотрена уголовная ответственность за клевету при проведении выборов.

При этом указанный Закон устанавливает ряд дополнительных анти-клеветнических и анти-оскорбительных гарантий для отдельных категорий должностных лиц, а также вводит некоторые ограничения (для ответчика) в части публичного обнародования по делам об обвинениях в клевете и оскорблении.

Ряд международных организаций и должностных лиц, в том числе Парламентская Ассамблея Совета Европы и Представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ, призывали Францию декриминализовать уголовную ответственность за клевету и оскорбление при проведении выборов, внести соответствующие изменения в Закон о печати, обеспечить свободу проведения независимых журналистских расследований.

В Хорватии законодательно предусмотрена уголовная ответственность за клевету и оскорбление при проведении выборов.

При этом в 2011 году в Уголовный кодекс Хорватии было включение положение о так называемом «позорящем преступлении».

При этом законодательные определения преступления клеветнического и позорящего характера не являются четкими и однозначными, что не порождает единообразную судебную и иную правоприменительную практику.

При проведении 8 ноября 2015 года парламентских выборов в Итоговом отчете БДИПЧ ОБСЕ содержатся рекомендации о декриминализации уголовной ответственности за клевету и оскорбление при проведении выборов, исключении из Уголовного кодекса Хорватии «позорящих преступлений».

В Чехии при проведении 20–21 октября 2017 года парламентских выборов в Итоговом отчете БДИПЧ ОБСЕ отмечалось, что законодательно была установлена уголовная ответственность за клевету, в том числе при проведении выборов.

БДИПЧ ОБСЕ рекомендовала чешским властям, в частности, декриминализовать институт уголовной ответственности за клевету при проведении выборов, в полном объеме перевести данный институт в плоскость гражданско-процессуального судопроизводства.

2. Модель декриминализации ответственности за электоральные оскорбления и клевету

В некоторых государствах региона ОБСЕ в последние годы, в том числе на основе рекомендаций БДИПЧ ОБСЕ, положений международных документов, проводится работа по декриминализации ответственности (в том числе отдельных видов уголовного наказания) за диффамационные и клеветнические преступления (например, Армения, Грузия, Дания, Кыргызстан, Македония, Молдова, Монголия, Румыния, Украина, ФРГ, Черногория), переводу института ответственности за указанные правонарушения в русло гражданско-процессуальной ответственности.

При этом в некоторых государствах действует половинчатая модель ответственности за оскорбление и клевету при проведении выборов: в одних случаях институт ответственности за клевету декриминализирован, тогда как за оскорбление – нет (например, Литва).

В Армении ответственность за клевету была декриминализирована в 2010 году с одновременным введением в Гражданский кодекс Армении положения о материальном возмещении в размере 2 млн. армянских драмов за клевету.

В соответствии с решением Конституционного Суда Армении 
2011 года об использовании в делах о клевете таких мер нематериального характере как публичное извинение и опровержение судебная практика по таким делам (в части материального возмещения) постепенно сошла не нет.

При этом при проведении 2 апреля 2017 года парламентских выборов, как отмечалось в Итоговом отчете БДИПЧ ОБСЕ, не все участники выборов обращались в судебные и иные органы по данной категории вопросов в связи с невысоким уровнем доверия к существующей системе разрешения избирательных споров.

В Грузии уголовная ответственность за клевету была декриминализирована до проведения 8 октября 2016 года парламентских выборов.

В Дании при проведении 18 июня 2015 года парламентских выборов, как отмечалось в Итоговом отчете БДИПЧ ОБСЕ, дела о клевете подлежат рассмотрению в порядке гражданско-процессуального судопроизводства; однако, на практике, заинтересованные участники выборов предпочитают обращаться непосредственно в средства массовой информации, в которых имеет специальная должность информационного омбудсмена, для разрешение (урегулирования) вопросов информационной клеветы.

В Кыргызстане при проведении 15 октября 2017 года президентских выборов уголовная ответственность за клевету и оскорбление была декриминализирована.

В Литве Конституция рассматривает оскорбление как уголовное преступление.

При проведении 11 мая 2014 года президентских выборов по-прежнему сохранялась криминализация оскорбления (включая лишение лица свободы по приговору суда), в том числе в ходе избирательной кампании.

10 февраля 2014 года представитель ОБСЕ по вопросам свободы средств массовой информации приветствовал внесение в Сейм законопроекта о декриминализации оскорбления в части отмены лишения свободы лица за совершенное преступление, при этом отметил, что сохранение специальных положений об охране репутации государственных (политических) деятелей также должно быть исключено с тем, чтобы не оказывать на средства массовой информации неоправданного сдерживающего эффекта.

Первое чтение законопроекта должно было состояться еще в марте 2014 года.

В конечном счете, в 2015 году клевета была декриминализирована, при этом за оскорбление по-прежнему предусматривалось привлечение к уголовной ответственности.

В Итоговом отчете БДИПЧ ОБСЕ при проведении 9 октября 2016 года парламентских выборов содержалась рекомендация, в частности, о декриминализации институт ответственности за оскорбление при проведении выборов.

В Македонии предусмотрена гражданско-правовая ответственность средств массовой информации за клевету, в том числе при проведении выборов.

В Молдове, как отмечалось в Итоговом отчете БДИПЧ ОБСЕ при проведении 30 ноября 2014 года парламентских выборов «…Клевета была исключена из числа уголовно наказуемых действий в 2004 году, а в 2013 году, были внесены поправки в Уголовный кодекс Молдовы с тем, чтобы создать для журналистов более адекватные условия в отношении цензуры и преднамеренного препятствования деятельности средств массовой информации или запугивания в связи с критикой, что должно быть незаконным.

Закон о свободе информации 2000 года открывает доступ к официальной информации; тем не менее, его исполнение сопряжено с проблемами, в особенности на местном уровне…

…Наблюдалось несколько отдельных случаев использования дискриминационного и оскорбительного языка в ходе кампании.

16 ноября, в Рышкань, кандидат от ПСРМ и лидер этой партии допустил дискриминационное заявление в отношении религиозных меньшинств и лиц гомосексуальной ориентации. 7 ноября, в Каушень, кандидат от PP и лидер этой партии допустил дискриминационные заявления в отношении лиц гомосексуальной ориентации.

Оба случая были отмечены МНВ БДИПЧ ОБСЕ; информация о том были ли приняты какие-либо меры в соответствии с законодательством, не была предоставлена…».

В Монголии в преддверии проведения 26 июня (первый тур голосования) и 7 июля (второй тур голосования) 2017 года президентских выборов с 1 июля вступили в силу положения о декриминализации уголовной ответственности за клевету и оскорбления (данная категория дел была переведена в плоскость гражданско-правовой и гражданско-процессуальной ответственности).

При этом, однако, в новом Законе об административных правонарушениях были сохранены положения о наложении непропорционально высоких размеров штрафов на лиц, виновных в электоральной клевете и оскорблении; к тому же указанные штрафные санкции подлежали применению и в отношении лиц, разместивших соответствующие материалы в сети Интернет.

Вместе с тем, правовые дефиниции указанных административных (электоральных) правонарушений не всегда являлись вполне четкими и однозначными для правоприменительной практики.

В этих условиях ряд организаций средств массовой информации призвали к замене данного правового регулирования – наложения штрафов за клевету и оскорбления – на механизм саморегулирования.

В Румынии при проведении 22 ноября 2009 года президентских выборов некоторые участники выборов повреждали агитационные материалы, в том числе нанося на них информацию клеветнического характера в отношении лидеров ряда политических партий (виновные не были установлены и привлечены к электоральной ответственности).

При этом Постоянное избирательное бюро Румынии, являющийся органов, организующим проведение выборов, выносило решения об удалении агитационных материалов, содержащих информацию клеветнического или оскорбительного характера в отношении действующем Президента Румынии.

В Украине уголовная ответственность за клевету была декриминализирована еще в 2001 году (страна была одним из первых государств региона ОБСЕ, принявшей решение о декриминализации ответственности за клевету).

В 2009 году Верховный Суд Украины «проинструктировал» нижестоящие суды о необходимости следования судебной практике, выработанной Европейским Судом по правам человека, в части допустимости политической критики публичных лиц (участников выборов и политической жизни) и понижении ответственности за электоральные правонарушения клеветнического характера.

В преддверии проведения 28 октября 2012 года парламентских выборов Верховная Рада Украины 18 сентября приняла в первом чтении поправки в Уголовный кодекс Украины о возврате к введению уголовной ответственности за клевету – установлению трехлетнего срока лишения свободы за клевету.

В связи с общественными протестами и реакцией ряда международных организаций данный законопроект, в конечном счете, был отклонен.

В ФРГ при проведении 22 сентября 2013 года выборов в Бундестаг за день до дня голосования многие немецкие политики-иностранцы получили от членов правоэкстремистской Национал-демократической партии Германии (НДПГ) послания с требованием немедленно убираться из страны.

В конвертах, которые разослали по домашним адресам политиков не германского происхождения, находились стилизованные билеты на авиарейс, где пунктом назначения было указано «Родина», а время отправления – «немедленно».

В сопроводительном письме, подписанном членом НДПГ Яном Штурмом, иммигрантов обвиняют в попытках оказать политическое давление на немецкий народ.

Оскорбленные политические деятели обратились в суд с требованием запретить деятельность НДПГ.

В Черногории уголовная ответственность за клевету была декриминализирована в 2011 году, при этом законодательно были установлены предельные размеры штрафов, налагаемые в порядке гражданско-процессуального судопроизводства.

При проведении 14 октября 2012 года досрочных парламентских выборов, как отмечалось в Итоговом отчете БДИП ОБСЕ, был зафиксирован один случай оскорбления в адрес двух представителей средств массовой информации, при этом аналогичные прошлые случаи остались без соответствующего разрешения.

3. Модель специальной ответственности средств массовой информации за электоральные оскорбления и клевету

В некоторых государствах региона ОБСЕ приняты специальные законодательные акты об ответственности средств массовой информации, в том числе в сети Интернет, за допущенные в пределах информационного поля нарушения, в том числе диффамационного и клеветнического характера (например, Азербайджан, Дания, Казахстан, США, Франция).

Так, в Азербайджане при проведении 11 апреля 2018 года досрочных президентских выборов участники выборов использовали при проведении предвыборной агитации сеть Интернет и социальные сети, а также сетевые форматы (издания) электронных средств массовой информации.

Честь и достоинство действующего Президента Азербайджана защищаются в соответствии с положениями Конституции Азербайджана и Уголовного кодекса Азербайджана.

В соответствии с законодательными поправками, внесенными в марте 2017 года в Закон об информации, информационном регулировании и защите информации, наделили Министерство транспорта, коммуникаций и высоких технологий блокировать сайты средств массовой информации, основываясь на их незаконном содержании, в том числе в части клеветы и оскорблений, без предварительного принятия судебного решения.

В Дании, где предвыборная агитация участниками выборов нередко ведется через сеть Интернет, законодательно данный вопрос прямо не регулируется.

При этом использование интернет-изданий как средства предвыборной агитации законодательством о выборах также не регулируется.

Интернет-издания вправе на добровольной основе получить регистрацию (аккредитацию) Совета по вопросам печатных средств массовой информации в качестве субъекта информационного поля, на которого распространяются положения Закона об ответственности средств массовой информации 1998 года (при проведении 15 сентября 2011 года парламентских выборов ряд интернет-изданий получили такую регистрацию).

Как отмечалось, при проведении 18 июня 2015 года парламентских выборов, как отмечалось в Итоговом отчете БДИПЧ ОБСЕ, дела о клевете подлежат рассмотрению в порядке гражданско-процессуального судопроизводства; однако, на практике, заинтересованные участники выборов предпочитают обращаться непосредственно в средства массовой информации, в которых имеет специальная должность информационного омбудсмена, для разрешение (урегулирования) вопросов информационной клеветы.

В Казахстане в 2009 году в Закон о средствах массовой информации были внесены изменения, связанные с классификацией сайтов, включая блоги, чаты, веб-форумы, в сети Интернет и придания им статуса периодических выпусков средств массовой информации.

На этой основе – приравнивания к классическим средствам массовой информации, на интернет-компоненты распространен правовой режим средства массовой информации, в том числе в части мер ответственности.

В 2014 году на основе внесения изменений в Закон о средствах коммуникаций прокурорам было предоставлено право временной приостановки веб-сайтов в случае если они распространяют «вредную» для лица, общества и государства информацию, или содержат призывы к экстремистской деятельности.

К тому же, Закон о выборах обязывает СМИ воздерживаться от публикации информации, «порочащей честь, достоинство и деловую репутацию кандидата», что осложняет озвучивание другими партиями или средствами массовой информации критики в адрес кандидатов.

В США при проведении 2 ноября 2010 года промежуточных выборов в Конгресс США в Итоговом отчете БДИПЧ ОБСЕ отмечалось, что было отмечено несколько случаев использования агитационных материалов клеветнического характера в отношении отдельных кандидатов, при этом средства массовой информации подвергли указанные материалы и такую практику серьезному осуждению и дальнейшей ее недопустимости.

Во Франции, как уже отмечалось, при проведении 10 июня 2012 года парламентских выборов, в Итоговом отчете БДИПЧ ОБСЕ указывалось, что в Законе о печати 1881 года (одном из старейших европейских законов о средствах массовой информации) предусмотрена уголовная ответственность за клевету при проведении выборов.

При этом указанный Закон устанавливает ряд дополнительных анти-клеветнических и анти-оскорбительных гарантий для отдельных категорий должностных лиц, а также вводит некоторые ограничения (для ответчика) в части публичного обнародования по делам об обвинениях в клевете и оскорблении.

Ряд международных организаций и должностных лиц, в том числе Парламентская Ассамблея Совета Европы и Представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ, призывали Францию декриминализовать уголовную ответственность за клевету и оскорбление при проведении выборов, внести соответствующие изменения в Закон о печати, обеспечить свободу проведения независимых журналистских расследований.

ПРИМЕЧАНИЯ

* Так, в Кыргызстане при проведении 4 октября 2015 года парламентских выборов, как отмечалось в Итоговом отчете БДИПЧ ОБСЕ, «…Положительным фактом явилось то, что по инициативе ЦИК Кыргызстана все 14 политических партий, принимавших участие в выборах, подписали Кодекс поведения с обязательством воздерживаться от распространения ложной информации, не применять «грязные» методы агитации и соблюдать общественную безопасность.

** В частности, в решении Европейского суда по правам человека от 26 сентября 1995 года по делу Фогт (Vogt) против Германии отмечается, в частности,

«…3. «Необходимо в демократическом обществе»

(а) Общие принципы

52. Суд вновь повторил основные принципы, изложенные в его решениях, касающихся статьи 10:

(i) Свобода слова представляет собой одну из главных опор демократического общества и является основополагающим условием, служащим его прогрессу и самореализации каждого индивида. При соблюдении требований статьи 10 п. 2 она применима не только к «информации» или «идеям», которые встречают благоприятный прием или рассматриваются как безобидные либо безразличные, но также и к таким, которые оскорбляют, шокируют или внушают беспокойство. Так требуют плюрализм, терпимость и открытость, без которых нет «демократического общества». Свобода слова в том виде, как она воплощена в статье 10, подвержена многочисленным исключениям, которые, однако, должны толковаться ограничительно, а необходимость любых ограничений должна быть убедительно подтверждена (см. следующие решения: по делу Хэндисайд против Соединенного Королевства от 7 декабря 1976 г. Серия А, т. 24, с. 23, п. 49; Лингенс против Австрии от 8 июля 1986 г. Серия А, т. 103, с. 26, п. 41; Йерсилд против Дании от 23 сентября 1994 г. Серия А, т. 298, с. 26, п. 37)».

Приложение
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ОСКОРБЛЕНИЕ И КЛЕВЕТУ: ЭЛЕКТОРАЛЬНЫЙ ОПЫТ ГОСУДАРСТВ РЕГИОНА ОБСЕ

№ п/п Государство

Модель уголовной  ответственности за электоральные оскорбления и клевету

Модель декриминализации ответственности за электоральные оскорбления  и клевету

Модель специальной ответственности средств массовой информации за электоральные оскорбления и клевету

1 Австрия   Да  
2 Азербайджан Да   Да
3 Албания Да    
4 Андорра   Да  
5 Армения   Да  
6 Беларусь Да    
7 Бельгия     Да
8 Болгария Да    
9 Босния и Герцеговина Да    
10 Великобритания Да    
11 Венгрия Да    
12 Греция   Да  
13 Грузия   Да  
14 Дания   Да Да
15 Ирландия Да    
16 Исландия   Да  
17 Испания Да    
18 Италия Да    
19 Казахстан   Да Да
20 Канада Да    
21 Кипр Да    
22 Кыргызстан   Да  
23 Латвия Да    
24 Литва Да, за исключением клеветы Да, за исключением оскорбления  
25 Люксембург   Да  
26 Лихтенштейн    Да  
27 Македония   Да  
28 Мальта Да    
29 Молдова   Да  
30 Монако Да    
31 Монголия   Да  
32 Нидерланды Да    
33 Норвегия   Да  
34 Польша Да    
35 Португалия   Да  
36 Российская Федерация Да    
37 Румыния    Да  
38 Сан-Марино Да    
39 Сербия    Да  
40 Словакия Да    
41 Словения   Да  
42 США    Да  
43 Таджикистан Да    
44 Туркменистан  Да    
45 Турция Да    
46 Узбекистан Да    
47 Украина   Да  
48 Финляндия    Да  
49 Франция Да    
50 ФРГ   Да  
51 Хорватия  Да    
52 Черногория   Да  
53 Чехия Да    
54 Швейцария   Да  
55 Швеция   Да  
56 Эстония   Да  


Справочно: Необходимо отметить, что в некоторых государствах Американского континента и Азиатско-Тихоокеанского региона декриминализованы или предпринимаются попытки декриминализовать некоторые виды сопряженных с оскорблением и клеветой правонарушений, например, карикатуризм, шаржирование и сатиру в отношении кандидатов на выборные должности.

Так, в Бразилии в преддверии проведения в октябре 2018 года президентских выборов Верховный Суд Бразилии в конце июня 2018 года признал недействительным законодательный акт, предусматривавший ответственность за публичный карикатуризм, шаржирование и сатиру в отношении кандидатов на должность Президента Бразилии.

Отмененный законодательный акт, принятый в 2009 году, запрещал публичный карикатуризм, шаржирование и сатиру в отношении кандидатов на выборные должности в электронных средствах массовой информации и на радио в течение трех месяцев, предшествующих дню голосования на выборах.

В 2010 году действие указанного законодательного акта было приостановлено, а в конце июня 2018 года в судебном порядке он признан недействительным и утратившим силу. 11 судей Верховного Суда Бразилии единогласно постановили, что лицо, решившее участвовать в публичной политической деятельности, в том числе баллотироваться на какую-либо выборную должность, в силу публичного характера выборной политической должности не должно «бояться» разнообразных форм обсуждения его политических качеств, в том числе в форме публичного карикатуризма, шаржирования и сатиры.

В Пакистане в преддверии проведения 25 июля 2018 года парламентских выборов одна из политических партий (лидером которой был бывший Премьер-министр Пакистана Наваз Шариф) выступила за отмену принятого еще в 1980 году закона, предусматривающего смертную казнь за оскорбление религии (ислама).

В Камбодже, наоборот, в феврале 2018 года был принят закон об уголовной ответственности за оскорбление главы государства – Короля Камбоджи и одной из первых его «жертв» стал Сам Ренси, бывший лидер запрещенной в 2017 году оппозиционный политической партии (Национальной партии спасения), проживающий в настоящее время во Франции, в отношении которого возбуждено уголовное дело, связанное с его заявлением, размещенном 
6 июня 2018 года в социальной сети Facebook, в котором под сомнение была поставлена аутентичность письменного обращения Короля Камбоджи к народу с призывом принять участие в выборах (такое обращение было расценено им как подлог). В случае вынесения судебного приговора Сам Ренси может быть приговорен к лишению свободы на срок до пяти лет.

Ранее в отношении трех человек также были вынесены судебные приговоры за оскорбление Короля Камбоджи Нородома Сиамони в социальных сетях.

В преддверии проведения 29 июля 2018 года парламентских выборов Премьер-министр Камбоджи Хун Сен призвал всех участников выборов не допускать оскорбительных и клеветнических выпадов в адрес друг друга, соблюдать кодекс этического поведения, излагать по-существу положения своих предвыборных программ.