Парламентские выборы в Беларуси в 2019 году

Парламентские выборы в Беларуси в 2019 году

Владимир Лысенко, член Совета Российского фонда свободных выборов, доктор юридических наук

05 ноября, 2019

Совет Республики (верхняя палата парламента) – косвенные выборы – 7 ноября (четверг).

Палата представителей (нижняя палата) – всеобщие и прямые выборы – 17 ноября (воскресенье).

В Беларуси Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь состоит из двух палат – Палаты представителей (нижняя палата, 
110 депутатов) и Совет Республики (верхняя палата).

Депутаты Палаты представителей избираются на всеобщих и прямых выборах, члены Совета Республики – на косвенных выборах.

В соответствии со статьей 91 Конституции Республики Беларусь состав Палаты представителей – 110 депутатов: избрание депутатов Палаты представителей осуществляется в соответствии с законом на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании; Совет Республики является палатой территориального представительства; от каждой области и города Минска тайным голосованием избираются на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня каждой области и города Минска по восемь членов Совета Республики; восемь членов Совета Республики назначаются Президентом Республики Беларусь; выборы нового состава палат Парламента назначаются не позднее четырех месяцев и проводятся не позднее 30 дней до окончания полномочий палат действующего созыва; внеочередные выборы палат Парламента проводятся в течение трех месяцев со дня досрочного прекращения полномочий палат Парламента.

Косвенные выборы 64 членов Совета Республики. Совет Республики (верхняя палата, 64 члена) формируется на косвенных выборах (56 членов) и посредством назначения Президентом Беларуси – главой государства (восемь членов) сроком на четыре года.

Пассивное избирательное право на выборах членов Совета Республики – с 30 лет.

Очередное формирование состава Совета Республики – 7 ноября (четверг) 2019 года: голосование по кандидатурам в состав Совета Республики (64 членов верхней палаты парламента) проводится на заседаниях соответствующих местных Советов.

В соответствии с законодательством с 9 сентября по 8 октября проводилось выдвижение кандидатов в состав Совета Республики.

Выдвижение кандидатов производилось на заседаниях Президиумов местных Советов депутатов и исполнительных комитетов местных Советов депутатов так называемого базового территориального уровня: шести областных Советов депутатов и Минского городского Совета депутатов (всего – семи местных Советов депутатов).

В период с 9 по 13 октября проводилась регистрация кандидатов в члены Совета Республики.

День голосования на косвенных выборах членов Совета Республики – 7 ноября; голосование по зарегистрированным кандидатам производится на заседаниях депутатов (сессии) местных Советов депутатов базового уровня в каждой из 6 областей и Минского городского совета депутатов.

Заседания местных Советом депутатов по избранию членов Совета Республики должны проводиться открыто и гласно, на них вправе присутствовать представители средств массовой информации.

В соответствии с разъяснениями, принятыми Центральной комиссией Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов (далее – ЦИК Беларуси), право осуществлять наблюдение при проведении указанных выборов вправе только члены Совета Республики, которые не баллотируются на новый срок, а также не принимающие участие в голосовании депутаты местных Советов депутатов базового территориального уровня.

Законодательством не предусмотрено осуществление наблюдения за процедурой избрания членов Совета Республики со стороны общественных организаций; кроме того, международное наблюдение также не охватывает проведение указанной процедуры избрания (в связи с косвенным характером выборов).

В соответствии с законодательством до 22 ноября должно состоятся установление итогов голосования и определение результатов выборов¸ а также регистрация избранных членов Совета Республики.

ЦИК Беларуси приняла решение об установлении итогов голосования и определение результатов выборов на своем заседании, которое состоится 12 ноября.

Всеобщие и прямые выборы 110 депутатов Палаты представителей. Срок полномочий Палаты представителей – четыре года.

Активное избирательное право на выборах депутатов Палаты представителей – с 18 лет, пассивное – с 21 года.

В соответствии с Конституцией и Избирательным кодексом Беларуси Президент Беларуси назначает выборы 110 депутатов Палаты представителей.

Досрочные парламентские выборы проводятся 17 ноября (воскресенье) 2019 года: Указ Президента Беларуси о назначении выборов в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь был принят 5 августа 2019 года (в связи с необходимостью «разведения» сроков проведения очередных президентских и парламентских выборов, которые должны были быть проведены в 2020 году, т.е. почти за год до даты проведения очередных парламентских выборов).

Основные характеристики избирательного процесса на выборах палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь седьмого созыва:

- выборы 110 депутатов Палаты представителей являются всеобщими и прямыми, 64 членов Совета Республики – косвенными и производятся местными Советами;

- выборы депутатов Палаты представителей проводятся по мажоритарной избирательной системе относительного большинства при необходимости участия в голосовании не менее 50% зарегистрированных избирателей по соответствующему одномандатному избирательному округу;

- выборы проводит четырехуровневая система избирательных комиссий (ЦИК Беларуси, 7 территориальных (6 областных и Минская городская) избирательные комиссии, 110 окружных избирательных комиссий 5.381 участковая избирательная комиссия, в том числе 46 зарубежных участковых избирательных комиссий);

- списки избирателей не предоставляются для всеобщего ознакомления, а только для индивидуального ознакомления соответствующим избирателем;

- кандидаты выдвигаются группами избирателей, трудовыми коллективами, а также политическими партиями с последующим сбором группами избирателей, а также лицами, выдвинувшими свою кандидатуру в порядке самовыдвижения, в поддержку выдвижения подписи не менее чем 1.000 избирателей соответствующего избирательного округа (всего было выдвинуто 703 кандидата, зарегистрировано – 560, остальным отказано в связи с недостаточным количеством действительных подписей избирателей в поддержку выдвижения);

- в целом из первоначально 560 зарегистрированных кандидатов 367 кандидатов выдвинуты 12 политическими партиями (65,5%) и 193 – в качестве независимых (беспартийных) кандидатов (34,5%);

- финансирование выборов и предвыборной агитации участников парламентских выборов производится за счет средств государственного бюджета, а также добровольных пожертвований физических и юридических лиц в избирательные фонды кандидатов, открываемые в соответствующих банковских учреждениях с последующим представлением кандидатами в соответствующие окружные избирательные комиссии одного промежуточного финансового отчета и итогового финансового отчета;

- в избирательном бюллетене имеется строка «Против всех»;

- законодательством предусмотрено досрочное голосование избирателей (с 12 по 16 ноября), а также голосование избирателей на дому в день общего голосования;

- законодательство предусматривает общественное и международное наблюдение на выборах, при этом наблюдение на выборах является общественным, тогда как непосредственные участники парламентских выборов – кандидаты – не имеют права назначения наблюдателей (за исключением уполномоченных представителей, объем правомочий которых меньше, чем у наблюдателей).

Законодательство о выборах. Парламентский избирательный процесс регулируется положениями Конституции Республики Беларусь 1994 года (с изменениями, в частности, 2004 года), Избирательного кодекса Республики Беларусь, который был принят 11 февраля 2000 года (с последующими изменениями и дополнениями, в частности, 2015 года), Закона о политических партиях, иными законодательными актами, а также решениями Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов (далее – ЦИК Беларуси).

Избирательный кодекс регулирует все виды выборов, референдумов и отзыва депутатов Палаты представителей, депутатов местных советов депутатов.

Кодекс состоит из 10 разделов, 29 глав и 156 статей.

РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ, ПРОВЕДЕНИЯ РЕФЕРЕНДУМА (НАРОДНОГО ГОЛОСОВАНИЯ)

РАЗДЕЛ II. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ОКРУГА, УЧАСТКИ ДЛЯ ГОЛОСОВАНИЯ. СПИСКИ ГРАЖДАН, ИМЕЮЩИХ ПРАВО УЧАСТВОВАТЬ В ВЫБОРАХ, РЕФЕРЕНДУМЕ, ГОЛОСОВАНИИ ОБ ОТЗЫВЕ ДЕПУТАТА

РАЗДЕЛ III. ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ В ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ ВЫБОРОВ, РЕФЕРЕНДУМА, ОТЗЫВА ДЕПУТАТА, ЧЛЕНА СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ. СИСТЕМА И ПОЛНОМОЧИЯ КОМИССИЙ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ВЫБОРОВ, РЕФЕРЕНДУМА, ГОЛОСОВАНИЯ ОБ ОТЗЫВЕ ДЕПУТАТА

РАЗДЕЛ IV. ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ, АГИТАЦИЯ ПО РЕФЕРЕНДУМУ, ОТЗЫВУ ДЕПУТАТА, ЧЛЕНА СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ. ФИНАНСИРОВАНИЕ ВЫБОРОВ, РЕФЕРЕНДУМА, ОТЗЫВА ДЕПУТАТА, ЧЛЕНА СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ВЫБОРАХ, РЕФЕРЕНДУМЕ, ОТЗЫВЕ ДЕПУТАТА, ЧЛЕНА СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ

РАЗДЕЛ V. ВЫБОРЫ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, ДЕПУТАТОВ ПАЛАТЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ, ДЕПУТАТОВ МЕСТНЫХ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ

РАЗДЕЛ VI. ВЫБОРЫ ЧЛЕНОВ СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ

РАЗДЕЛ VII. РЕФЕРЕНДУМ

РАЗДЕЛ VIII. ПОРЯДОК ОТЗЫВА ДЕПУТАТА ПАЛАТЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ, ДЕПУТАТА МЕСТНОГО СОВЕТА ДЕПУТАТОВ

РАЗДЕЛ IX. ПОРЯДОК ОТЗЫВА ЧЛЕНА СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ

РАЗДЕЛ X. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Беларусь является участником Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах – участниках Содружества Независимых Государств от 7 октября 2002 года1.

Кроме того, Беларусь в ноябре 2016 года ратифицировала Конвенцию ООН о правах инвалидов.

После проведения в 2016 году парламентских выборов в законодательство были внесены некоторые изменения, связанные, в том числе с реализацией конституционного права на собрания.

В 2018 году были внесены изменения в законодательство о средствах массовой информации, о массовых мероприятиях, а также в Административный кодекс Республики Беларусь.

В частности, законодательно детализирован порядок подачи заявлений о проведении массовых публичных мероприятий, в том числе в период избирательной кампании; кроме того, частично декриминализирована (в УК Беларуси) деятельность незарегистрированных общественных организаций, при этом, однако, в Административном кодексе Беларуси по-прежнему сохраняются положения о наложении штрафов на указанные общественные организации за осуществление ими своей общественной деятельности.

Парламентская избирательная система. Выборы 110 депутатов Палаты представителей проводятся по мажоритарной избирательной системе относительного большинства, т.е. в один тур голосования: избранным признается кандидат, который получил более голосов избирателей, чем любой другой кандидат, баллотирующийся по данному одномандатному избирательному округу.

При этом для признания выборов состоявшимися в голосовании должно принять участие не менее 50% зарегистрированных избирателей по соответствующему одномандатному избирательному округу.

Для проведения выборов депутатов Палаты представителей образуется 110 одномандатных избирательных округов.

Частичное изменение границ избирательных округов в связи с изменением численности зарегистрированных их территории граждан было проведено в 2019 году.

В городе Минске образуется 20 одномандатных избирательных округов, в Гомельской и Минской областях – по 17, в Брестской области – 16, в Витебской области – 14, в Гродненской и Могилевской областях – по 13 одномандатных избирательных округов.

Избирательные комиссии. В соответствии с Конституцией проведение выборов обеспечивают избирательные комиссии, если иное не предусмотрено Конституцией.

Подготовка и проведение парламентских выборов осуществлялись четырехуровневой системой избирательных комиссий, включающей Центральную комиссию Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов, 7 территориальных избирательных комиссий (6 областных и одна Минская городская избирательная комиссия), 110 окружных избирательных комиссий, 5.831 участковая избирательная комиссия (УИК), а также зарубежные УИК (46).

Кандидатуры в состав избирательных комиссий выдвигаются политическими партиями, общественными организациями2, трудовыми коллективами, группами избирателей.

1. Центральная комиссия Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов (ЦИК Беларуси) является постоянно действующим коллегиальным органом, организующим проведение выборов и референдумов.

Состав ЦИК Беларуси – 12 человек: шесть членов Комиссии назначаются Президентом Беларуси, в том числе Председатель Комиссии, шесть членов избираются Советом Республики – верхней палатой парламента из числа кандидатур, рекомендованных совместными решениями областных и Минского городского советов депутатов и исполнительных комитетов.

Срок полномочий ЦИК Беларуси – пять лет.

Состав Комиссии был назначен в декабре 2016 года.

Законодательство не предусматривает гендерных квот при формировании ЦИК Беларуси.

Фактически в составе Комиссии из 12 человек шесть женщин, в том числе Председатель Комиссии.

2. Территориальные (областные и Минская городская) избирательные комиссии (ТИК) образуются на период подготовки и проведения выборов, т.е. являются временными электоральными органами, и формируются совместным решением областных и Минского городского советов депутатов и исполнительных комитетов.

Не менее одной трети членов ТИК должны быть выдвинуты политическими партиями и общественными объединениями, государственные служащие могут составлять не более одной трети членов ТИК, при этом в состав каждой ТИК может входить не более одного представителя от каждой выдвигающей организации; законодательство запрещает председателям местных исполнительных и административных органов быть членами ТИК.

Предложения по кандидатурам в состав окружных избирательных комиссий должны были быть поданы не позднее 30 августа 2019 года; не позднее 2 сентября указанные избирательные комиссии должны были быть образованы ми сформированы.

Составы указанных комиссий были сформированы 2 сентября 2019 года.

Указанные ТИК в качестве вышестоящих избирательных комиссий осуществляют, в частности, контроль за деятельностью окружных и участковых избирательных комиссий, рассматривают жалобы на решения, действия (бездействие) окружных избирательных комиссий, осуществляют контроль за финансированием, в том числе предвыборной агитации.

3. Окружные избирательные комиссии (ОИК) – 110; образуются в каждом одномандатном избирательном округе.

Как отмечалось, в городе Минске образуется 20 одномандатных избирательных округов, в Гомельской и Минской областях – по 17, в Брестской области – 16, в Витебской области – 14, в Гродненской и Могилевской областях – по 13 одномандатных избирательных округов.

Составы окружных избирательных комиссий были сформированы 2 сентября 2019 года.

В соответствии с законодательством ОИК осуществляют, в частности, регистрацию кандидатов в соответствующих одномандатных избирательных округах, контроль за финансированием, в том числе предвыборной агитации, составляют и передают в УИК списки избирателей, устанавливают результаты выборов по соответствующему одномандатному избирательному округу.

4. Участковые избирательные комиссии (УИК) формируются решением областных или городских комиссий или местных органов власти.

Не менее одной трети членов УИК должны быть выдвинуты политическими партиями и общественными объединениями, государственные служащие могут составлять не более одной трети членов УИК, при этом в состав каждой УИК может входить не более одного представителя от каждой выдвигающей организации.

Законодательство запрещает председателям местных исполнительных и административных органов быть членами избирательных комиссий.

В целом законодательство не предусматривает гендерных квот при формировании избирательных органов.

В соответствии с законодательством и Календарным планом организационных мероприятий по подготовке и проведению выборов депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь седьмого созыва (далее – Календарный план), утвержденным постановлением ЦИК Беларуси 26 августа 2019 года  № 19, избирательные участки должны были быть образованы до 15 сентября 2019 года: до 29 сентября – выдвижение представителей в состав участковых избирательных комиссий; до 2 октября – образование и формирование участковых избирательных комиссий.

В соответствии с решением ЦИК Беларуси от 6 августа 2019 года № 28 не позднее 15 сентября должны быть также образованы зарубежные избирательные участки из расчета не менее 20 и не более 3.000 зарубежных белорусских избирателей, а также сформированы участковые избирательные комиссии.

В целом было образовано 5.381 участковая избирательная комиссия, в том числе в санаториях, профилакториях, домах отдыхах, больницах и других организациях здравоохранения, оказывающих помощь в стационарных условиях – 238, в воинских частях – 17, за пределами территории Беларуси –.46.

Наименьшее число участковых избирательных комиссий образовано в Гродненской области (669), наибольшее – в Гомельской области (1.009).

В целом некоторые участники парламентских выборов по-прежнему выражают недоверие беспристрастной работе избирательных комиссий, в том числе при проведении досрочного голосования, а также в день проведения общего голосования.

Регистрация избирателей. Граждане, которым исполнилось 18 лет по состоянию на день голосования, имеют право голосовать на избирательном участке по месту жительства.

Лица, признанные судом недееспособными, не имеют права голоса.

Гражданам, отбывающим тюремные сроки, запрещено голосовать независимо от степени тяжести преступления и срока наказания.

При этом в соответствии с решением ЦИК Беларуси активное избирательное право сохраняется у граждан, находящихся под арестом на срок до трех месяцев.

Процесс регистрации избирателей пассивный и осуществляется на местном уровне.

В стране не существует единого списка избирателей, что исключает возможность перекрестных проверок с целью предупреждения многократной регистрации избирателей.

Списки избирателей составляются соответствующим местным органом власти для каждого избирательного участка и уточняются УИК.

Списки избирателей не предоставляются для общественного контроля по соображениям защиты личных данных.

Вместе с тем при проведении указанных выборов списки избирателей доступны на избирательных участках для голосования для проверки избирателями личных данных и внесения необходимых изменений.

Избиратели могут быть включены в списки как до, так и непосредственно в день голосования при предъявлении паспорта с подтверждением проживания по указанному месту.

При проведении 17 ноября 2019 года выборов депутатов Палаты представителей в списки избирателей включено 6.880.605 избирателей, в том числе 3.682 зарубежных белорусских избирателя.
Наименьшее число избирателей зарегистрировано в Могилевской области (805.898 избирателей), наибольшее – в городе Минске (1.278.713 избирателей).

Порядок выдвижения кандидатов. Кандидаты выдвигаются политическими партиями, трудовыми коллективами (численностью не менее 300 человек), группами избирателей, а также в порядке самовыдвижении.

В целом используется разновидность модели регистрации кандидатов, в рамках которой сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов производится группами избирателей, а также лица, выдвинувшие свою кандидатуру в порядке самовыдвижения, и не производится политическими партиями и трудовыми коллективами, т.е. указанные субъекты политической системы освобождены от сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов для последующей их регистрации в качестве кандидатов.

Группы избирателей, а также лица, выдвинувшие свою кандидатуру в порядке самовыдвижения, должны собрать в поддержку выдвижения подписи не менее чем 1.000 избирателей соответствующего избирательного округа.

В соответствии с Избирательным кодексом избиратель имеет право подписаться в поддержку лица, предлагаемого для выдвижения кандидатом, только один раз3

В подписном листе в отношении избирателя, поддерживающего лицо, предлагаемое для выдвижения кандидатом, указываются фамилия, имя и отчество, дата рождения, место жительства, серия и номер паспорта избирателя или реквизиты иного документа, определяемого Центральной комиссией Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов.

Данные об избирателе вносятся в подписной лист рукописным способом: избиратель собственноручно ставит в подписном листе дату подписи и расписывается; подписи в подписном листе нумеруются.

Недостоверными подписями считаются, в частности, подписи избирателей, если данные о них внесены в подписной лист нерукописным способом или карандашом, а также подписи, даты внесения которых выполнены избирателями несобственноручно.

До 26 августа ЦИК Беларуси определила перечень мест, где не допускался сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов.

Выдвижение кандидатов производилось с 8 сентября по 7 октября 2019 года, в течение 30 календарных дней.

В Беларуси по состоянию на 6 августа 2019 года Министерством юстиции Республики Беларусь зарегистрировано 15 политических партий; при этом в целом в выборах могли принять участие более 20 коллективных субъектов политической системы страны.

Старейшей из зарегистрированных политических партий является Белорусская партия левых «Справедливый мир» (26 мая 1992 года), самой молодой является Консервативно-Христианская Партия – БНФ (28 февраля 2000 года).

До 12 сентября должны были быть поданы документы о регистрации инициативных групп по выдвижению кандидатов.

До 7 октября должны были быть поданы в соответствующие избирательные комиссии документы о выдвижении кандидатов для их регистрации.

В целом субъектами права выдвижения кандидатов в депутаты Палаты представителей было выдвинуто 703 кандидата.

В период с 8 по 17 октября должна была состояться регистрация кандидатов.

8 октября 2019 года завершилась регистрация кандидатов в депутаты Палаты представителей: всего 110 окружными избирательными комиссиями первоначально было зарегистрировано 560 кандидатов.

Таким образом, на один депутатский мандат претендуют пять кандидатов.

В регистрации в качестве кандидата было отказано (по различным причинам) более 150 кандидатам, в том числе двум действующим оппозиционным депутатам (Анне Конопацкой и Елене Анисим в связи с допущенными нарушениями при сборе подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов и фальсификациями).

Среди 558 зарегистрированных кандидатов – 32 действующих депутата Палаты представителей (в этих условиях потенциально состав Палаты представителей может обновиться на 71 %); 27 % зарегистрированных кандидатов составляют женщины; большинство оппозиционных кандидатов, которые были зарегистрированы, выдвинуты соответствующими политическими партиями, при этом многие из оппозиционных кандидатов, выдвигавшиеся в качестве независимых кандидатов, не были зарегистрированы в связи с недостаточным количеством действительных подписей избирателей. 

При этом 444 зарегистрированных кандидатов (из 660), выдвинутых одним субъектом права выдвижения, избирателями путем сбора подписей в поддержку выдвижения кандидатов был выдвинут 81 кандидат, трудовыми коллективами – 38, политическими партиями – 325.

Двумя субъектами права выдвижения было выдвинуто 115 зарегистрированных кандидатов, в том числе избирателями и трудовыми коллективами – 84 кандидата, избирателями и политическим партиями – 31 кандидат.

Тремя субъектами права выдвижения (избирателями, трудовыми коллективами, политическим партиями) был выдвинут и зарегистрирован 1 кандидат.

В целом в городе Минске зарегистрировано 123 кандидата, в том числе 23 независимых (беспартийны) кандидата, в Брестской области – соответственно 79/47, в Витебской – 78/48, в Гомельской – 75/53, в Гродненской – 66/37, в Минской – 73/43, в Могилевской – 66/40.

В целом, из 560 зарегистрированных кандидатов 367 кандидатов были выдвинуты 12 политическими партиями (65,5%) и 193 – в качестве независимых (беспартийных) кандидатов (34,5%).

Так, 1) Либерально-демократическая партия зарегистрировала 98 кандидатов (17,5%),

2) Коммунистическая партия Беларуси – 50 (8,9%), 

3) Объединенная гражданская партия – 47 (8,4%),

4) Республиканская партия труда и справедливости – 40 (7,1%),

5) Консервативно-Христианская Партия – БНФ – 31 (5,5%),

6) Белорусская социал-демократическая партия (Грамада) – 30 (5,4%),

7) Белорусская партия левых «Справедливый мир» – 27 (4,8%). 

8) Партия «Белорусская социал-демократическая партия (Грамада)» – 14 (2,5%),

9) Белорусская патриотическая партия – 10 (1,8%), 

10) Республиканская партия – 5 (0,9%), 11) Белорусская партия «Зеленые» – 4 (0,7%),

12) Белорусская социально-спортивная партия – 1 (0,2%).

По состоянию на 31 октября число зарегистрированных кандидатов уменьшилось с 560 до 531 кандидата (сокращение – на 29 кандидатов или 5,18%).

Это связано, в частности, с тем, избирательные комиссии отменили регистрацию девяти кандидатов (основная причина – нарушения порядка проведения кандидатами предвыборной агитации, в частности, положений статьи 47 Избирательного кодекса, запрещающей агитацию или пропаганду расовой, национальной, религиозной розни, призывы к свержению конституционного строя, оскорбления высших должностных лиц и других кандидатов в депутаты; остальные 20 кандидатов сняли свои кандидатуры добровольно).

Кроме того, как отмечает ЦИК Беларуси, некоторые кандидаты выпускают и распространяют неустановленную печатную продукцию без выходных данных, проводят пикеты, нарушая положения законодательства.

Так, излишне широко трактуя положения Избирательного кодекса и других законодательных актов, некоторые кандидаты приезжают проводить пикеты на территории избирательных округов других кандидатов (по состоянию на 31 октября Комиссией установлено 11 таких фактов: в случае продолжения подобной противоправной электоральной практики кандидаты, в том числе совершающие указанные действия их доверенные лица, будут предупреждаться Комиссией о недопустимости нарушения положений закона вплоть до отмены решения о регистрации).

Финансирование выборов и предвыборной агитации. При проведении указанных выборов финансирование предвыборной агитации регулируется, в частности, положениями Избирательного кодекса Беларуси.

В соответствии с законодательством до регистрации кандидата не может производиться сбор каких-либо денежных средств и их расходование, в том числе для проведения сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата.

Для финансирования предвыборной агитации в банковском учреждении должен быть открыт специальный счет избирательного фонда.

Кандидаты могут использовать для финансирования предвыборной кампании свои собственные средства, а также добровольные частные пожертвования: физическое лицо имеет право пожертвовать до 5 минимальных месячных размеров заработной платы или около 127,5 белорусских рублей (около 57 евро), а юридическое лицо – до 10 минимальных месячных размеров заработной платы или около 255 белорусских рублей (около 100 евро).

Анонимные пожертвования, пожертвования от государственных органов, религиозных организаций, от организаций, финансируемых за счет средств государственного бюджета, благотворительных организаций, иностранных физических и юридических лиц законодательно запрещены.

Некоторые участники парламентских выборов указывали на возможность оказания давления на физических и юридических лиц не вносить добровольные пожертвования в избирательные фонды тех или иных кандидатов.

Предельный размер расходования средств избирательного фонда в расчете на одного кандидата не может превышать 1.000 минимальных месячных размеров заработной платы (около 25.500 белорусских рублей) и должны производиться из избирательного фонда, открытого в соответствующем банковском учреждении.

Банковские учреждения на еженедельной основе представляют окружным избирательным комиссиям информацию о состоянии специальных счетов избирательных фондов кандидатов, при этом в соответствии с законодательством указанная информация подлежит обнародованию (опубликованию).

Окружные избирательные комиссии осуществляют контроль за финансированием предвыборной агитации; кандидаты должны представлять в указанные избирательные комиссии промежуточный финансовый отчет не позднее чем за 10 дней до дня голосования на указанных выборах, а также итоговый финансовый отчет не позднее пяти дней со дня голосования на указанных парламентских выборах.

Законодательство не предусматривает обязательное обнародование указанных финансовых отчетов либо их независимую аудиторскую проверку.

Как и при проведении прошлых парламентских выборов (в 2016 году) в случае превышения предельного размера расходования средств избирательного фонда более чем на 20%, либо получения средств из незаконных источников, либо расходования средств помимо избирательного фонда регистрация кандидата может быть аннулирована.

Информационное обеспечение выборов и проведение предвыборной агитации. 14 июня 2018 года в законодательство о средствах массовой информации были внесены изменения, предусматривающие, в частности, привлечение к ответственности журналистов за размещение в средствах массовой информации, а также в социальных сетях недостоверной (фейковой) информации, в том числе о выборах.

Так, за размещение в средствах массовой информации, а также в социальных сетях недостоверной (фейковой) информации о выборах на виновное лицо может быть наложен штраф в размере 200 минимальных месячных размеров заработной платы или около 4.900 белорусских рублей.

Агитационный период начинается со дня регистрации кандидатов и заканчивается за день до дня голосования на парламентских выборах (день «электоральной тишины» – 16 ноября; в день голосования избирателей (17 ноября) до окончания официального времени голосования проведение предвыборной агитации также законодательно запрещено).

Избирательным кодексом запрещено бойкотирование выборов.

Так, законодательное закрепление положений о запрете бойкота (срыва) выборов имеется в главе 12 Избирательного кодекса Беларуси «ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ НАСТОЯЩЕГО КОДЕКСА. РАССМОТРЕНИЕ ОБРАЩЕНИЙ».

В частности, в Кодексе закреплено положение о том, что «…Лица, препятствующие свободному осуществлению гражданином Республики Беларусь права свободно избирать и быть избранным, участвовать в референдуме, голосовании об отзыве депутата, распространяющие призывы, которые побуждают или имеют своей целью побудить к срыву, или отмене, или переносу срока выборов, референдума, к отказу от совершения избирательных действий, препятствующие работе комиссий по выборам Президента Республики Беларусь, избирательных комиссий, комиссий по референдуму, комиссий по проведению голосования об отзыве депутата, занимающиеся агитацией в день выборов, референдума, голосования об отзыве депутата, а также члены комиссий, должностные лица государственных органов и общественных объединений и иные лица, совершившие подлог документов по выборам, референдуму, отзыву депутата, заведомо неправильный подсчет голосов или иное искажение результатов голосования, нарушившие тайну голосования, не представившие комиссиям необходимые документы, или не выполнившие их решения, или допустившие незаконное использование денежных средств и материальных ресурсов при подготовке и проведении выборов, референдума, отзыва депутата, члена Совета Республики либо совершившие другие нарушения требований настоящего Кодекса и иных актов законодательства Республики Беларусь о выборах, референдуме, отзыве депутата и члена Совета Республики, несут ответственность, установленную законодательными актами Республики Беларусь…».

Одной из электоральных новаций является размещение информации о зарегистрированных кандидатах на публичной кадастровой карте Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь: возможность ознакомиться со всеми кандидатами на публичной кадастровой карте появилась впервые (сам способ сделать это является удобным – один клик позволяет перейти от обозначенного на карте места проживания пользователя (избирателя) к информации о кандидатах по соответствующему избирательному округу).

В соответствии с Календарным планом до 4 октября исполнительными комитетами местных Советов должны были быть определены на равной основе места для проведения встреч кандидатов с избирателями.

С 20 октября кандидаты могли выступать в электронных средствах массовой информации, при этом до 27 октября должна была состояться передача в средства массовых информаций предвыборных программ кандидатов.

До 2 ноября исполнительными комитетами местных Советов должны были быть оборудованы стенды с размещенной на них в информацией о кандидатах.

Не позднее 6 ноября должно было состояться публичное оповещение избирателей о месте и времени голосования на выборах депутатов Палаты представителей.

В соответствующие избирательные комиссии были поданы 878 уведомлений на проведение более 23.000 массовых агитационных мероприятий и более 600 заявлений о предоставлении помещений для проведения около 4,3 тыс. встреч кандидатов, их доверенных лиц с избирателями, а также для проведения предвыборных собраний, организуемых избирателями (по состоянию на 31 октября).

Законодательством предусмотрено проведение теледебатов между кандидатами.

Телеканал «Беларусь 3» показало 29 октября в 19:00 первые теледебаты кандидатов.

Теледебаты во всех избирательных округах должны пройти до 14 ноября; их трансляция осуществляется телеканалом «Беларусь 3» в вечерний прайм-тайм – с 19:00 до 20:40 по местному времени; исключение – 5 и 12 ноября, когда эфирное время предоставляется с 19:00 до 19:30 по местному времени, с учетом сетки вещания указанного телеканала.

Для проведения теледебатов требуется участие не менее двух кандидатов, баллотирующихся в соответствующем избирательном округе.

Кандидат вправе уполномочить для участия в теледебатах свое доверенное лицо.

В соответствии с законодательством, одному кандидату, принимающему участие в теледебатах, предоставляется не более 5 минут эфирного времени.

Даты проведения, очередность выступлений участников (путем жеребьевки), а также ведущий (ведущие) определяются Белтелерадиокомпанией.

В частности, от 20 избирательных округов, образованных на территории города Минска, в теледебатах изъявили желание принять 78 кандидатов (по состоянию на 31 октября).

В Могилевской области теледебаты проводятся во всех 13 избирательных округах.

Одна из информационных новаций трансляции теледебатов – бегущая строка (для лиц с ограниченными физическими возможностями).

В соответствии с положениями Избирательного кодекса публикация результатов опросов общественного мнения в последние пять дней до дня голосования запрещена.

На основе результатов социологического опроса, проведенного Институтом социологии Национальной Академии наук, политические партии совокупно имеют поддержку 24 % избирателей; при этом согласно результатам прошлых парламентских выборов, проведенных в 2016 году, еще 9,57 % избирателей поддерживают вариант голосования «Против всех».

Таким образом, при проведении 17 ноября 2019 года парламентских выборов по результатам указанного исследования, около 66,43 % голосов избирателей имеют возможность получить независимые (беспартийные) кандидаты, около 24 % – политические партии, около 9,57 % – протестный электорат.

В совокупности это может послужить одним из возможных основании понижения доли независимых (беспартийных) депутатов (с 67,01 % в 2016 до теоретически 66,43 % в 2019), которые традиционно составляют большинство в нижней палате парламента.

Вместе с тем, объединенный рейтинг политических партий также показывает некоторое незначительное увеличение доли их депутатов по сравнению с 2016 годом (23,42 % в 2016 против теоретически 24% в 2019 году).

Досрочное голосование избирателей, голосование избирателей на дому. Еще при подготовке к проведению 5 мая 2013 года досрочных выборов депутатов Палаты представителей были внесены изменения в нормативно-правовую базу выборов, в частности, введена процедура досрочного голосования избирателей.

Так, в досрочном голосовании вправе принимать участие четыре категории избирателей: военнослужащие; их супруги; полицейские; их супруги.

Досрочное голосование избирателей начинается не ранее чем через семь дней после завершения процедуры регистрации кандидатов и заканчивается не позднее чем за три дня до дня проведения общего голосования.

Ранее в голосовании по почте, наряду с военнослужащими, вправе были принимать участие государственные служащие, а также студенты дневной формы обучения, обучающиеся за пределами территории страны, а также их супруги.

При проведении в 2016 году парламентских выборов Избирательным кодексом предусмотрено пять дней для досрочного голосования, при этом избиратели могли голосовать досрочно без какого-либо обоснования.

Досрочное голосование проходит со вторника по субботу перед днем голосования, с 10.00–14.00 и 16.00–19.00.

Досрочное голосование осуществляется только двумя членами УИК, а для ящиков для голосования, избирательных бюллетеней и списков избирателей не обеспечивается достаточная безопасность во время перерывов и ночью: ящики для досрочного голосования избирателей оставались на ночь без надлежащей охраны и соответствующих мер безопасности, допускающих возможность и вероятность вброса избирательных бюллетеней.

При проведении 17 ноября 2019 года парламентских выборов досрочное голосование избираталей проводится с 12 по 16 ноября.

Законодательством предусмотрено голосование избирателей на дому в день проведения общего голосования избирателей на парламентских выборах.

Зарубежные белорусские избиратели принимают участие в голосовании в помещениях избирательных участков дипломатических представительств или консульских учреждений Беларуси в соответствующих иностранных государствах.

Ряд общественных организаций проводят работу с избирателями с ограниченными физическими возможностями.

Так, в начале ноября Белорусским республиканским союзом молодежи для 370 волонтеров были проведены обучающие тренинги для работы с маломобильными избирателями на избирательных участках.

Кроме того, Белорусский республиканский союз молодежи инициировал проведение в областных центрах единого дня волонтеров.

В целом в практических тренингах и мастер-классах по безопасному сопровождению избирателей, передвигающихся на инвалидных колясках, по этике общения с избирателями, имеющими нарушения слуха и инвалидами по зрению, а также другими категориями избираталей с ограниченными физическими возможностями приняли участие 270 координаторов волонтерского движения Белорусского республиканского союза молодежи «Доброе сердце» из всех областей страны.

Белорусский республиканский союз молодежи консолидировал свои усилия со специализированными общественными объединениями: Белорусским обществом инвалидов, Белорусским товариществом инвалидов по зрению, Белорусским обществом глухих, советами ветеранов, а также с социальными службами.

Подсчет голосов избирателей. установление итогов голосования и определение результатов парламентских выборов. Избирательным кодексом предусмотрена строка избирательного бюллетеня «Против всех».

Протокол о результатах выборов депутатов Палаты представителей содержит приложение, в котором в разрезе каждого из 110 одномандатных избирательных округов указано количество голосов избираталей, пожданных против всех кандидатов.

До 23 ноября 2019 года ЦИК Беларуси должен установить общие результаты парламентских выборов.

Повторный подсчет голосов. В соответствии со статьей 79 Избирательного кодекса Республики Беларусь при выявлении ошибок, несоответствий в протоколах участковых и окружной избирательных комиссий, а также иных нарушений, допущенных в ходе голосования или при подсчете голосов, областная, Минская городская территориальная избирательная комиссия по своей инициативе или по заявлению кандидата в депутаты вправе принять решение о повторном подсчете голосов соответствующей окружной избирательной комиссией.

Заявление кандидата в депутаты о повторном подсчете голосов подается в областную, Минскую городскую территориальную избирательную комиссию не позднее чем на третий день после дня голосования на парламентских выборов.

Повторный подсчет голосов избирателей проводится окружной избирательной комиссией в присутствии члена (членов) областной, Минской городской территориальной избирательной комиссии, а при необходимости – и участковых избирательных комиссий.

В соответствии с положениями статьи 13 Избирательного кодекса наблюдатель вправе присутствовать при проведении повторного подсчета голосов избирателей.

Порядок подачи жалоб, заявлений и иных обращений участников парламентских выборов. Жалобы, заявления и иные обращения участников парламентских выборов могут быть поданы (за некоторым исключением) в соответствующую вышестоящую избирательную комиссию или в суд.

Так, решения соответствующих территориальных избирательных комиссий могут быть обжалованы в соответствующий областной или городской суд.

Решения ЦИК Беларуси по итогам рассмотрения жалоб на решения окружных избирательных комиссий, а также о результатах парламентских выборов могут быть обжалованы в Верховный суд Беларуси.

Законодательство устанавливает короткие календарные и процессуальные сроки для подачи и рассмотрения электоральных обращений участников парламентских выборов.

Рассмотрение обращений участников выборов является публичным и открытым.

Судебные решения, принятые по жалобам, обнародуются в течение суток со дня их принятия: размещаются в сети Интернет в онлайн режиме.

Вместе с тем, некоторые участники парламентских выборов по-прежнему выражают недоверие беспристрастной работе избирательных комиссий и судов по рассмотрению электоральных жалоб.

Обжалование результатов парламентских выборов. В соответствии со статьей 84 Избирательного кодекса Беларуси Центральная комиссия Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов на основании поступивших решений областных, Минской городской территориальных избирательных комиссий и протоколов окружных избирательных комиссий устанавливает итоги выборов депутатов по избирательным округам, регистрирует избранных депутатов Палаты представителей.

Комиссия может признать выборы недействительными, если в ходе выборов, или при подсчете голосов, или при определении результатов выборов имели место нарушения требований

Избирательного кодекса, повлиявшие на итоги выборов или не позволяющие с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, и отказать в регистрации депутата Палаты представителей.

Решение Комиссии о признании выборов недействительными может быть обжаловано кандидатом в депутаты в Верховный суд Беларуси в трехдневный срок со дня его принятия.

Повторные выборы. Повторные выборы назначаются ЦИК Беларуси не позднее чем за 3 месяца до дня их проведения.

При проведении указанных выборов применяются все прежние законодательные положения об организации парламентского избирательного процесса.

Национальные и международные наблюдатели. Избирательный кодекс Беларуси предусматривает возможность назначения общественных наблюдателей, а также осуществление международного наблюдения на выборах.

Национальные (общественные) наблюдатели назначаются политическими партиями, общественными организациями4, трудовыми коллективами, группами избирателей.

При этом в соответствии с Избирательным кодексом кандидаты как непосредственные участники парламентских выборов не вправе назначать наблюдателей, однако, они могут назначать своих уполномоченных представителей для присутствия на заседаниях избирательных комиссий, а также в день голосования на избирательных участках.

Таким образом, наблюдение на выборах является общественным, а непосредственные участники парламентских выборов – кандидаты – не имеют права назначения наблюдателей (за исключением уполномоченных представителей, объем правомочий которых значительно меньше, чем у наблюдателей).

Национальные (общественные) наблюдатели осуществляют наблюдение в дни проведения досрочного голосования, а также в день проведения общего голосования избирателей.

В соответствии с обновленным законодательством наблюдатели могут посещать заседания ЦИК Беларуси без заблаговременного письменного уведомления, т.е. при проведении парламентских выборов, проводимых17 ноября 2019 года, могут посещать указанные заседания Комиссии посредством прохождения предварительной электронной регистрации.

Избирательным кодексом предусмотрен институт международного наблюдения на выборах.

В целом БДИПЧ ОБСЕ организовало работу девяти миссий международного наблюдения за парламентскими и президентским выборами: пяти миссий за парламентскими выборами, проводимыми 17 октября 2004 года, 28 сентября 2008 года, 23 сентября 2012 год 11 сентября 2016 года, 17 ноября 2019 года, четырех миссий за президентскими выборами, проводимыми 9 сентября 2001 года, 19 марта 2006 года, 19 декабря 2010 года, 11 октября 2015 года.

В составе миссии СНГ аккредитовано более 450 международных наблюдателей (по состоянию на 31 октября в ЦИК Беларуси поданы документы на аккредитацию 459 международных наблюдателей от СНГ).

В составе мисси СНГ входят как долгосрочные, так и краткосрочные международные наблюдатели.

В целом Избирательный кодекс содержит ряд ограничений для наблюдателей.

Так, наблюдатели не могут близко (визуально) наблюдать за персональными сведениями избирателей¸ содержащимися в списках избирателей (знакомиться с ними), за ящиками для голосования, получать копии проколов участковых и окружных избирательных комиссий об итогах голосования и результатах выборов.

Вместе с тем, ЦИК Беларуси, принимая во внимание обращения общественных организаций, приняла решение, разрешающее наблюдателям использовать фото- и видеоаппаратуру для фиксирования процесса наблюдения в помещениях участковых и окружных избирательных комиссий.

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах – участниках Содружества Независимых Государств, подписанная президентами Армении, Грузии, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Украины на заседании Совета глав государств – участников Содружества Независимых Государств (7 октября 2002 года г. Кишинев), первоначально ратифицированная парламентами трех государств СНГ – Киргизии, России и Таджикистана, по состоянию на 11 ноября 2003 года в соответствии с пунктом 1 статьи 22 Конвенции вступила в силу, о чем Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств уведомил Нотой № 03/1524 от 24 октября 2003 года.

В дальнейшем, 23 июня 2004 года Конвенцию ратифицировала Республика Молдова, 28 февраля 2005 года – Республика Армения.

Таким образом, по состоянию на 15 марта 2005 года Конвенцию ратифицировали пять из семи государств СНГ, подписавших Конвенцию: Киргизия, Россия, Таджикистан, Молдова и Армения.

13 июня 2007 года к Конвенции присоединилась Республика Казахстан, о чем соответствующей Нотой Совета Министров Республики Казахстан был уведомлен Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств.

Таким образом, по состоянию на 1 января 2008 года участниками Конвенции являются шесть государств СНГ: Киргизия, Россия, Таджикистан, Молдавия, Армения, Казахстан. МИД Азербайджана, а в августе 2008 года Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко также выразили намерение своих государств присоединиться к Конвенции (Республика Беларусь присоединилась к Конвенции в августе
2008 года).

В июле 2011 года Конвенция была признана рамочной нормой права в Приднестровской Молдавской Республике постановлением Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики (Дипломатический вестник Приднестровья. № 4/2011).

[2] Так, Белорусским республиканским союзом молодежи (БРСМ) в территориальные избирательные комиссии было включено 6 представителей БРСМ, в окружные избирательные комиссии – 93, в участковые избирательные комиссии – 3,8 тыс.

[3] Так, зарегистрировано 10 кандидатов, являющихся представителями Белорусского республиканского союза молодежи (БРСМ), которые прошли процедуру регистрации на основании сбора подписей избираталей в поддержку выдвижения кандидатов, выдвижение от трудовых коллективов и политических партий.

[4] Так, Белорусским республиканским союзом молодежи (БРСМ) выдвинул своих представителей в «национальную команду наблюдателей», при этом 2..041 представитель БРСМ уже аккредитован в качестве наблюдателей на самых разных уровнях системы избирательных комиссий.

В частности, БРСМ планирует направить на избирательные участки в дни голосования около 3.000 наблюдателей.