Владимир Лысенко о зарубежном опыте вице-президентства (часть 2)

Владимир Лысенко о зарубежном опыте вице-президентства (часть 2)

Первая часть данного материала, автором которого является Владимир Лысенко, член Совета Российского фонда свободных выборов, доктор юридических наук, опубликована на нашем сайте в разделе «Просвещение» http://www.rfsv.ru/education/informirovanie.

13 июня, 2018

2. АМЕРИКАНСКИЙ КОНТИНЕТ (СЕВЕРНАЯ, ЦЕНТРАЛЬНАЯ И ЮЖНАЯ АМЕРИКА)

Вице-президенты

Характерной особенностью института президентства является конституционное закрепление должностей президента и вице-президента (вице-президентов) в 20 государствах (Аргентина, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Гайана, Гватемала, Гондурас, Доминиканская Республика, Колумбия, Коста-Рика, Куба, Никарагуа, Панама, Парагвай, Перу, Сальвадор, Суринам, США, Уругвай, Эквадор) из 24 государств с президентской формой правления, за исключением Гаити, Доминики, Тринидада и Тобаго (в частности, в связи с тем, что Президент Тринидада и Тобаго избирается в ходе косвенных выборов депутатами национального парламента), Чили.

В одних случаях вице-президенты избираются вместе с президентом, в других – назначаются президентом.

В 15 государствах предусмотрена должность одного вице-президента, избираемого одновременно с президентом (Аргентина, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Гватемала, Доминиканская Республика, Колумбия, Никарагуа, Парагвай, Сальвадор, Суринам, США, Уругвай, Эквадор), в пяти государствах – первого и второго вице-президента (Коста-Рика, Перу), в Гондурасе – трех вице-президентов, в Гайане четыре вице-президента являются таковыми по должности и (или) назначаются Президентом Гайаны), на Кубе имеется должность Первого заместителя Председателя Государственного Совета Кубы и нескольких заместителей Председателя Государственного Совета Кубы.

Конституции государств – участников ОАГ закрепляют различный статус и объем полномочий вице-президентов, в том числе основания замещения (совмещения) должностей с иными государственными должностями.

В государствах, в которых конституционно закреплена модель «один президент – один вице-президент», предусмотрены основания для замещения вице-президентом должности президента.

Так, в Аргентине Председатель Сената занимает должность Вице-президента Аргентины, при этом Конституция Аргентины не предусматривает возможности отстранения от должности Вице-президента Аргентины, в Боливии Вице-президент Боливии занимает должности Президента Национального конгресса и Сената (верхней палаты парламента), в Уругвае – Председателя Сената Генеральной ассамблеи Уругвая (национального парламента).

Вице-президент замещает Президента Бразилии в случае, когда имеются препятствия к исполнению последним своих обязанностей, и занимает его должность, когда она становится вакантной, при этом помимо иных полномочий, которые ему предоставляются дополняющим законом, Вице-президент оказывает помощь Президенту Бразилии, когда последний ему поручает миссии специального характера (статья 79 Конституции Бразилии).

Вице-президент исполнительной ветви власти Венесуэлы является органом, прямо и непосредственно помогающим Президенту Венесуэлы в осуществлении его полномочий в качестве главы национального исполнительного органа власти; на период временного отсутствия Президента Венесуэлы его замещает Вице-президент исполнительной ветви власти на срок до 90 дней, который может быть продлен по решению Национальной ассамблеи еще на 90 дней.

Согласно статье 98 Конституции Суринама Вице-президент Суринама исполняет обязанности Президента Суринама в случае, когда Президент признан не в состоянии осуществлять свои полномочия, временно складывает с себя свои полномочия; должность Президента не заполнена или Президент отсутствует; либо в отношении Президента Суринама начата процедура судебного преследования, предусмотренная статьей 140 Конституции Суринама.

Конституция Гайаны учреждает должность Вице-президента Гайаны, которую может установить Парламент или Президент Гайаны с учетом положений актов Парламента.

Президент Гайаны может назначить вице-президентов Гайаны для оказания ему помощи при исполнении своих полномочий; если Премьер-министр не занимает должность Вице-президента Гайаны по другим основаниям, он является Вице-президентом Гайаны по должности и обладает более высоким положением, нежели другие вице-президенты Гайаны.

В случае временного или постоянного отсутствия Президента Гватемалы его замещает Вице-президент, при этом если отсутствие является постоянным, Вице-президент исполняет обязанности Президента Гватемалы до окончания конституционного срока; в случае постоянного отсутствия обоих, обязанности Президента Гватемалы до конца текущего срока исполняет лицо, назначаемое Конгрессом (парламентом) двумя третями голосов от общего количества депутатов (статья 189 Политической Конституции Гватемалы).

В соответствии со статьей 190 Политической Конституции Гватемалы Вице-президент пользуется таким же, как Президент Гватемалы, иммунитетом и занимает в иерархической структуре государства ближайшую нижестоящую ступень по отношению к Президенту Гватемалы.

В случае постоянного отсутствия или отставки Вице-президента Гватемалы его замещает лицо, назначенное Конгрессом, избранное из числа трех кандидатов, предложенных Президентом Гватемалы; в этих случаях лицо, замещающее Вице-президента, замещает его до конца срока с теми же обязанностями и функциями.

В случае возникновения препятствий к осуществлению полномочий или временного или постоянного отсутствия Президента Парагвая его немедленно замещает Вице-президент, наделенный всеми полномочиями Президента Парагвая (статья 227 Конституции Парагвая).

В государствах, в которых конституционно закреплена модель «один президент – два и более вице-президента», конституции предусматривают порядок замещения должности президента одним из вице-президентов.

Так, в Коста-Рике два вице-президента избираются сроком на четыре года в ходе всеобщих прямых выборов и замещают в порядке должностного первенства Президента Коста-Рики в случае его постоянного отсутствия или недееспособности (статья 135 Конституции Коста-Рики).

При этом на период своего временного отсутствия Президент Коста-Рики может призвать любого из вице-президентов для своего замещения.

Когда ни один из вице-президентов не может временно или постоянно заменить Президента Коста-Рики, эту должность занимает Председатель Законодательной ассамблеи.

В Панаме одновременно с Президентом в таком же порядке и на такой же срок избираются Первый и Второй вице-президенты, заменяющие Президента Панамы в его отсутствие согласно положениям статей 182–184 Конституции Панамы.

Так, в случае постоянного отсутствия Президента Панамы на оставшийся срок должность Президента занимает Первый Вице-президент, в отсутствие последнего – Второй Вице-президент.

В случае, когда Первый Вице-президент приступает к исполнению обязанностей Президента, Второй Вице-президент переходит на должность Первого Вице-президента Панамы.

В Перу, где также конституционно предусмотрены должности двух вице-президентов, при возникновении постоянных или временных препятствий к исполнению Президентом Перу своих функций их принимает на себя Первый Вице-президент, а в его отсутствие – Второй Вице-президент, при наличии препятствий в отношении их обоих – Председатель Конгресса.

Возникновение препятствий постоянного характера обязывает Председателя Конгресса к немедленному назначению выборов.

Когда Президент Перу выезжает за пределы государственной территории, выполнение его функций принимает на себя Первый Вице-президент, в его отсутствие – Второй Вице-президент Перу.

В Гондурасе три вице-президента избираются вместе с Президентом Гондураса. Исполнительная власть осуществляется Президентом Гондураса во благо народа, который он представляет, в отсутствие Президента Гондураса – Вице-президентом.

В Гайане четыре вице-президента назначаются Президентом Гайаны (Первый Вице-президент одновременно является Премьер-министром).

В течение периода, когда должность Президента Гайаны является вакантной, его обязанности исполняет Премьер-министр либо иное лицо в порядке, указанном в Конституции Гайаны.

На Кубе предусмотрены должности Первого Заместителя Председателя Государственного совета Кубы и несколько должностей заместителей Председателя Государственного совета Кубы.

3. АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ РЕГИОН

Вице-президенты

Характерной особенностью института президентства является одновременное конституционное закрепление должностей президента и вице-президента (либо нескольких вице-президентов или приравненных по статусу высших государственных должностей) в 15 государствах (государственных образованиях) Азиатско-Тихоокеанского региона (Вьетнам, Индия, Индонезия, Кирибати, Китай, КНДР, Лаос, Мальдивская Республика, Микронезия, Мьянма, Непал, Палау, Тайвань, Фиджи, Филиппины).

В одних случаях вице-президенты избираются вместе с президентом, в других – назначаются президентом, в третьих – наделяются соответствующими полномочиями в ином порядке.

В 10 государствах (Вьетнам, Индия, Индонезия, Лаос, Мальдивская Республика, Микронезия, Непал, Палау, Фиджи, Филиппины) предусмотрена должность одного вице-президента, избираемого одновременно с президентом либо в ином порядке, в Мьянме – двух вице-президентов.

Конституции государств Азиатско-Тихоокеанского региона закрепляют различный порядок избрания вице-президентов, в том числе путем проведения косвенных выборов, статус и объем полномочий вице-президентов, включая основания замещения должностей и совмещения с иными государственными должностями.

Конституционно-правовая модель «президент и вице-президент»

В государствах, в которых конституционно закреплена модель «один президент – один вице-президент», устанавливается порядок избрания вице-президента с учетом применяемой избирательной системы и особенностей порядка избрания президента (путем проведения всеобщих выборов либо косвенных выборов из числа членов парламента и др.).

В рамках конституционной модели прямых выборов кандидат на должность вице-президента избирается одновременно с президентом путем проведения всеобщих выборов (Индонезия, Мальдивская Республика, Палау, Филиппины).

Так, в соответствии со статьей 6А Конституции Индонезии Президент и Вице-президент Индонезии избираются единым списком непосредственно народом. Кандидаты на должность Президента и Вице-президента Индонезии, набравшие более 50% голосов избирателей, участвующих во всеобщих выборах, а кроме того не менее 20% голосов избирателей более чем в половине провинций Индонезии, объявляются избранными Президентом и Вице-президентом Индонезии.

Если ни один список кандидатов на должность Президента и Вице-президента Индонезии не наберет указанного большинства голосов, проводятся дополнительные всеобщие выборы, на которых народ выбирает между теми двумя списками кандидатов, которые набрали наибольшее число голосов; и те кандидаты, которые получат наибольшее число голосов, объявляются избранными Президентом и Вице-президентом Индонезии (т.е. если в первом туре голосования применяется мажоритарная избирательная система абсолютного большинства, то во втором туре – относительного большинства).

Президент и Вице-президент Палау избираются путем проведения всеобщих прямых выборов по правилам мажоритарной избирательной системы абсолютного большинства, т.е. в рамках двухтурового голосования, если в первом туре голосования кандидат на должность Президента Палау не получил более 50% голосов избирателей.

В соответствии с разделом 4 статьи VII Конституции Филиппин Президент и Вице-президент Филиппин избираются путем прямого голосования граждан на шестилетний срок.

Каждый кандидат на должность Президента Мальдивской Республики публично объявляет имя Вице-президента Мальдивской Республики, который вместе с ним станет осуществлять служебные обязанности. Квалификационные требования к должности Вице-президента являются такими же, как и к должности Президента. В тех случаях, когда должность Президента по каким бы то ни было причинам становится вакантной, преемником Президента является Вице-президент (в случае открытия вакансии на должность Президента данную должность занимает Вице-президент, при этом срок исполнения им обязанностей Президента может рассматриваться в качестве срока полномочий, только если на момент занятия должности Вице-президентом от действующего срока полномочий остается по меньшей мере два года, в противном случае для Вице-президента оставшийся срок исполнения им президентских полномочий не может рассматриваться в качестве полноценного срока при решении вопроса о кратности исполнения им полномочий Президента при проведении новых всеобщих прямых президентских выборов и его намерении принять участие в них).

В рамках конституционной модели косвенных выборов кандидат на должность вице-президента избирается в ходе проведения голосования членов соответствующего национального органа (парламента, совета вождей), в том числе в ротационном порядке (Вьетнам, Индия, Лаос, Микронезия, Непал, Фиджи).

Так, Президент Вьетнама избирается Национальным собранием из состава депутатов Национального собрания путем проведения косвенных выборов. При этом в соответствии со статьей 103 Конституции Президент Вьетнама вносит в Национальное собрание предложения о назначении, освобождении и отзыве Вице-президента Вьетнама.

Вице-президент Вьетнама избирается Национальным собранием из состава депутатов Национального собрания (статья 107 Конституции Вьетнама).

В Индии Вице-президент также избирается путем проведения косвенных выборов членами избирательной коллегии, состоящей из членов обеих палат Парламента Индии в соответствии с системой пропорционального представительства на основе единственного передаваемого голоса.

При этом, в отличие от Вьетнама и Непала, Вице-президент Индии не может быть членом какой-либо из палат Парламента Индии или какой-либо палаты легислатуры какого-либо штата; если член одной из палат Парламента Индии или какой-либо палаты легислатуры какого-либо штата избран Вице-президентом Индии, то он считается выбывшим из состава членов этой палаты со дня вступления в должность Вице-президента Индии.

В Китае имеется должность заместителя Председателя Китайской Народной Республики.

Председатель Китайской Народной Республики – Синь Цзипинь.

Заместитель Председателя Китайской Народной Республики – Вань Ци Шань (с марта 2018 года)

В Лаосе в соответствии со статьей 68 Конституции Лаоса Президент Лаоса может иметь Вице-президента, избираемого Национальным собранием по решению, принятому более чем половиной депутатов, присутствующих на сессии, т.е. для избрания Вице-президентом Лаоса необходимо получение кандидатом не менее 34 голосов депутатов (сессии Национального собрания проводятся только при наличии кворума – более половины от общего числа депутатов Национального собрания, т.е. при наличии 67 депутатов из 132).

В Микронезии Президент и Вице-президент избираются путем проведения косвенных выборов сенаторами Национального конгресса из числа четырех сенаторов Национального конгресса, избранных от всей территории Микронезии, а именно: четырех государствообразующих штатов Яп, Чуук, Понпеи, Косрае. Должности Президента и Вице-президента Микронезии являются ротационными для каждого из четырех штатов и их представителя, избранного в состав четырех сенаторов.

В Непале в соответствии со статьей 36В Конституции Учредительное собрание Непала избирает Президента Непала на основе политического консенсуса из числа членов Учредительного собрания Непала; в случае если консенсус не был достигнут, избранным на должность Президента Непала считается кандидат, получивший большинство голосов от общего числа лиц, присутствующих на заседании Учредительного собрания Непала.

Положения, касающиеся избирательной процедуры при проведении выборов Вице-президента Непала, аналогичны требованиям, предъявляемым к Президенту Непала. Таким образом, при проведении выборов Президента и Вице-президента используется – первоначально – консенсусная модель избрания (согласие всех членов Учредительного собрания), а в случае его отсутствия – мажоритарная избирательная система абсолютного большинства (большинства голосов от общего числа лиц, присутствующих на заседании Учредительного собрания; в состав Учредительного собрания входит 601 депутат).

Президент Фиджи избирается путем проведения косвенных выборов членами Большого совета вождей Фиджи по совету Премьер-министра сроком на пять лет (статьи 90 и 91 Конституции Фиджи).

Вице-президент Фиджи также избирается путем проведения косвенных выборов членами Большого совета вождей Фиджи по совету Премьер-министра сроком на пять лет.

В случае если должность Вице-президента Фиджи становится вакантной, Президент Фиджи вправе по своему усмотрению назначить Вице-президента Фиджи из числа лиц, которые отвечают требованиям, предъявляемым к назначению на эту должность, при этом указанное лицо наделяется полномочиями Вице-президента только в том случае, если решение Президента о его назначении получило поддержку членов Большого совета вождей (статья 92 Конституции Фиджи).

Вице-президент Фиджи исполняет свои полномочия до конца оставшегося конституционного срока полномочий, т.е. предусматривается модель наделения лица полномочиями вице-президента – при определенных условиях – не путем проведения косвенных выборов, а посредством назначения президентом (для исполнения вице-президентских полномочий в оставшийся до проведения косвенных выборов срок).

В государствах, в которых конституционно закреплена модель «один президент – два вице-президента», также устанавливается порядок избрания вице-президентов с учетом применяемой избирательной системы и особенностей порядка избрания президента.

Так, в Мьянме при проведении косвенных выборов Президента Мьянмы применяется мажоритарная избирательная система относительного большинства, при этом один из трех кандидатов на должность Президента Мьянмы избирается на должность Президента, а двое других занимают на тот же срок должности двух вице-президентов Мьянмы.

4. БЛИЖНЕВОСТОЧНЫЙ РЕГИОН

Конституционно-правовая модель «президент и вице-президент»

Одной из характерных особенностей института президентства в государствах Ближневосточно-Азиатского региона является конституционное закрепление должностей президента и вице-президента (либо нескольких вице-президентов).

Такой тандемный институт – с разным объемом статуса и полномочий вице-президента (вице-президентов) или иной по наименованию должности (например, заместителя президента – Иран, Объединенные Арабские Эмираты) – закреплен в пяти государствах (Ирак, Иран, Йемен, Объединенные Арабские Эмираты, Сирия) из восьми с президентской формой правления (в Израиле, Ливане и Палестине конституции не предусматривают должности вице-президента (заместителей президента). Конституции закрепляют различный порядок избрания вице-президентов, статус и объем полномочий вице-президентов, включая основания замещения должностей и совмещения с иными государственными должностями.

В двух государствах – Йемене и Объединенных Арабских Эмиратах предусмотрена должность одного вице-президента (заместителя), в Ираке – двух вице-президентов, в Сирии Президент по своему усмотрению может назначить одного или более вице-президентов, в Иране число заместителей Президента конституционно не установлено.

В одних случаях вице-президенты избираются на косвенных выборах вместе с президентом (например, Ирак, Объединенные Арабские Эмираты), в других – назначаются президентом (Иран, Йемен, Сирия).

При этом в Йемене до 2016 года Вице-президент Йемена одновременно являлся и Премьер-министром.

В государствах, в которых конституционно закреплена модель «один президент – один вице-президент» или «один президент – несколько вице-президентов» либо модель «косвенные выборы» или «назначение президентом», устанавливается порядок избрания вице-президента с учетом применяемой избирательной системы и особенностей порядка избрания путем проведения косвенных выборов (Ирак, Объединенные Арабские Эмираты) либо назначения президентом (Йемен).

Так, в Ираке в рамках конституционной модели косвенных президентских выборов два вице-президента (заместители Президента) избираются парламентом, т.е. на косвенных выборах.

В Объединенных Арабских Эмиратах кандидат на должность заместителя Президента Федерации избирается одновременно с Президентом Федерации в ходе проведения голосования членов соответствующего национального государственного органа: Высший совет Федерации выбирает из своего состава Президента Федерации и заместителя Президента Федерации, который исполняет все полномочия Президента Федерации в случае отсутствия последнего по какой-либо причине.

При этом заместитель Президента Федерации, как и Президент Федерации, может быть повторно избран на занимаемый им пост.

В Йемене – в рамках конституционной модели назначения вице-президента непосредственно президентом – Президент назначает Вице-президента (в этом случае положения статей 107, 117, 118 и 129 Конституции применяются к Вице-президенту).

В соответствии со статьей 124 Конституции Вице-президент помогает Президенту в исполнении обязанностей; Президент может делегировать некоторые свои функции Вице-президенту.

В апреле 2016 года на должность Вице-президента декретом Президента был назначен Али Мохсен аль-Ахмар, при этом совмещенная государственная должность Вице-президента и Премьер-министра была разделена на две самостоятельные государственные должности – Вице-президент и Премьер-министр (до апреля 2016 года совмещенную государственную должность Вице-президента – Премьер-министра занимал Халед Бахах; уволен с занимаемых должностей за неспособность правительства провести реформы в экономике, социальной сфере и обеспечении безопасности страны).

В государствах, в которых конституционно закреплена модель «один президент – несколько вице-президентов» (Иран, Сирия), последние также назначаются президентом.

Так, в Иране в соответствии со статьями 124 и 125 Конституции Президент может иметь заместителей для выполнения его полномочий, предусмотренных законом. При этом Первый вице-президент по согласованию с Президентом направляет деятельность Кабинета министров и других заместителей Президента; кроме того, один из вице-президентов занимается вопросами женщин и семьи.

Президент или его законный представитель – вице-президент – подписывает договоры и соглашения иранского правительства с другими государствами, а также договоры, относящиеся к международным организациям, после их ратификации Меджлисом Исламского совета.

В Сирии Президент Сирии назначает одного или более вице-президентов*.

Таким образом, в количественном плане в Йемене, Объединенных Арабских Эмиратах используется модель введения фиксированного числа должностей вице-президента, а именно: только одного вице-президента, в Ираке – двух вице-президентов, в Иране и Сирии – модель сочетания фиксированного (нижнего) и нефиксированного (верхнего) числа должностей вице-президента, а именно: одного первого вице-президента и других вице-президентов (Иран), одного или более вице-президентов (Сирия).

5. АФРИКАНСКИЙ КОНТИНЕНТ

В 26 государствах Африканского континента также имеется институт вице-президента (Ангола, Ботсвана, Бурунди, Гамбия, Гана, Замбия, Зимбабве, Кения, Коморские острова, Кот-д’Ивуар, Либерия, Ливия, Маврикий, Малави, Намибия, Нигерия, Свазиленд, Сейшельские острова, Сомалиленд, Судан, Сьерра-Леоне, Танзания, Уганда, Экваториальная Гвинея, Южный Судан, ЮАР).

В 22 государствах Африканского континента предусмотрена должность вице-президента (заместителя главы государства), в четырех государствах (Бурунди, Зимбабве, Танзания и Южный Судан) – первого и второго вице-президента главы государства.

Так, в Анголе Вице-президент Анголы назначается Президентом Анголы.

В соответствии с Конституцией и законодательством Анголы кандидаты на должность Президента и Вице-президента Анголы должны обладать пассивным избирательным правом кандидатов в депутаты Национальной ассамблеи.

Выборы Президента Анголы проводятся в рамках парламентских выборов и парламентской пропорциональной избирательной системы: кандидат, включенный в список кандидатов политической партии под первым номером в случае получения списком кандидатов большинства голосов избирателей признается избранным на должность Президента Анголы.

Конституция Анголы 1992 года предусматривала проведение всеобщих прямых президентских выборов, Конституция 2010 года – переход от всеобщих прямых выборов к косвенно-всеобщим президентским выборам в рамках парламентских выборов и парламентской пропорциональной избирательной системы.

В Ботсване Вице-президент Ботсваны избирается на косвенных выборах депутатами парламента – Национальной ассамблеи Ботсваны после проведения парламентских выборов и выборов Президента Ботсваны.

В соответствии с Конституцией Ботсваны Вице-президент должен быть главным помощником Президента в выполнении исполнительных функций и быть ответственным, согласно указаниям Президента, за такие задачи правительства Ботсваны (включая управление любым министерством), которые Президент может ему передать.

В Бурунди предусмотрены должности Первого Вице-президента Бурунди и Второго Вице-президента Бурунди.

В соответствии с результатами конституционного референдума, проведенного в мае 2018 года на территории всех 18 провинций страны, была упразднена должность одного из Вице-президентов Бурунди: таким образом, конституционно предусмотрены должность Президента и Вице-президента Бурунди.

В соответствии с предварительными результатами голосования, обнародованными 22 мая, в голосовании приняло участие 96% участников референдума: 73% поддержали конституционные поправки, 19% были против предложенных конституционных поправок.

В течение девяти календарных дней (не позднее 1 июня) Конституционный Суд Бурунди должен утвердить результаты конституционного референдума.

В Гане Вице-президент Ганы избирается одновременно с Президентом Ганы и депутатами парламента Ганы.

Срок полномочий Президента и Вице-президента Ганы – четыре года.

Президент Ганы – Нана Акуфо-Аддо.

Вице-президент Ганы – Махамуду Бавумиа (вступил в должность 7 января 2017 года).

В соответствии со статьей 62 Конституции Ганы 1962 года Вице-президентом Ганы может быть избран гражданин Ганы по рождению, достигший возраста 35 лет, обладает пассивным избирательным правом на парламентских выборах, и в отношении которого не применялись некоторые конституционные процедуры (в частности, был помилован Президентом Ганы).

В Замбии Президент Замбии является главой государства и правительства.

Президент Замбии назначает и освобождает от должности Кабинет министров, а также Вице-президента Замбии, созывает Национальную ассамблею – парламент Замбии, накладывает вето на законопроекты, принятые парламентом.

В Зимбабве предусмотрены должности Первого Вице-президента Зимбабве и Второго Вице-президента Зимбабве.

В Кении Вице-президент Кении (заместитель Президента Кении) избирается на всеобщих прямых выборах в тандеме с кандидатом на должность Президента Кении. Срок полномочий Президента Кении и Вице-президента Кении – пять лет.

Президент Кении – Ухуру Кениата (с 9 апреля 2013 года (переизбран 8 августа 2017 года); представитель племени кикуйю, сын первого Президента Кении; лидер партии «Юбилейная коалиция Кении»).

Вице-президент Кении – Уильям Руто (с 9 апреля 2013 года (переизбран 8 августа 2017 года); представитель племени календжин).

Одно и то же лицо не может избираться Президентом и Вице-президентом Кении более двух сроков подряд.

В преддверии президентских, парламентских и местных выборов, проводимых 8 августа 2017 года, в марте 2017 было объявлено и в июле принято решение о понижении размера заработной платы и пособий государственным служащим, в том числе Президента Кении и депутатам парламента, что даст ежегодную экономию в размере 8,5 млрд.шиллингов (81,9 млн. американских долларов).

В 2013 году законодатели повысили свою заработную плату в 130 раз (по отношению к минимальному размеру заработной платы в стране).

После снижения размера заработной платы законодатели будут ежемесячно получать 621.250 шиллингов (ранее – 710 000 шиллингов).

Ежемесячный размер заработной платы Президента Кении снижен с 1,65 млн. до 1,44 млн. шиллингов, Вице-президента Президента Кении – с 1,4 млн. до 1,23 млн. шиллингов.

В Кот-д’Ивуаре должность вице-президента является первой должностью, конституционно предусмотренной на Африканском континенте.

Должность Вице-президента Кот-д’Ивуара предусмотрена Конституцией Кот-д’Ивуара, которая была принята на референдуме и вступила в силу в ноябре 2016 года). Вице-президент Кот-д’Ивуара назначается Президентом Кот-д’Ивуара по своему усмотрению Вице-президент Кот-д’Ивуара помогает Президенту Кот-д’Ивуара в осуществлении его полномочий и временно исполняет полномочия Президента Кот-д’Ивуара в случае смерти или стойкой утраты трудоспособности последнего.

В Маврикии в соответствии с Конституцией Маврикия Вице-президент Маврикия оказывает помощь Президенту Маврикия.

Срок полномочий Вице-президента Маврикия – пять лет.

Одно и то же лицо может быть избрано на должность Вице-президента Маврикия без каких-либо ограничений по количеству сроков замещения указанной выборной должности.

В Нигерии должность Вице-президента Нигерии введена 16 января 1966 года.

Избирается вместе с Президентом Нигерии на всеобщих прямых выборах. Перед вступлением в должность произносит присягу Председателю Верховного Суда Нигерии. Вице-президент замещает Президента Нигерии в случае невозможности исполнения последним своих обязанностей, и занимает его пост, пока он вакантен. После вступления в должность в обязанности Вице-президента Нигерии как заместителя главы государства входят:

- участие в работе Правительства Нигерии;

- постоянное членство в Совете безопасности и Совете обороны Нигерии;

- председательство в Национальном экономическом совете;

- иные функции, предусмотренные распоряжениями Президента Нигерии.

В Сомалиленде государство представляет собой гибридную систему правления: Конституция страны совмещает в себе традиции местных обычаев и западноевропейские элементы государственного управления.

В организационно-правовом плане посредством проведения межклановых собраний, Бурамской конференции 1993 года была создана система государственно-общественного управления «кабил», состоящая из трех ветвей государственной власти: институтов исполнительной власти в лице президента, вице-президента, совета министров, законодательной власти – двухпалатного парламента, и независимой судебной системы.

Традиционный для Сомали совет старейшин был превращен в структуру исполнительной власти, на которую возложена обязанность по выборам Президента страны, а также за решение внутренних конфликтов Сомалиленда.

Правительство является основой коалиции главенствующих кланов Сомалиленда, с соответствующими местами в верхней и нижней палатах, распределенными на равной основе между кланами в соответствии с определенной формулой.

В 2002 году после нескольких модификаций системы государственного управления, Сомалиленд перешел к многопартийной демократической форме правления, включающего выборы Районного совета, состоящего из представителей шести политических партий.

Президент Сомалиленда – глава самопровозглашенного государства.

Избирается на всеобщих прямых выборах сроком на пять лет вместе с кандидатом на должность Вице-президента Сомалиленда.

Первые всеобщие прямые президентские выборы были проведены 14 апреля 2003 года.

При проведении президентских выборов кандидат на должность Президента Сомалиленда избирается вместе с кандидатом на должность Вице-президента Сомалиленда. При проведении президентских выборов применяется мажоритарная избирательная система относительного большинства.

Так, при проведении 14 апреля 2003 года первых президентских выборов в соответствии с положениями Конституции Свазиленда было зарегистрировано три кандидата на должность Президента Сомалиленда.

Дахир Риял Кахин, представитель Партии единства, демократии и независимости, набрал 205595 голосов избирателей (41,23%) и был избран на должность Президента Сомалиленда.

При проведении 26 июня 2010 года президентских выборов также было зарегистрировано три кандидата на должность Президента Сомалиленда.

Ахмед Силаньо, представитель Партии мира, единства и развития, получил 266096 голосов избирателей (49,59%) и был избран на должность Президента Сомалиленда, став четвертым главой государства в политической истории Сомалиленда.

В Судане предусмотрены должности Первого Вице-президента Судана и Второго Вице-президента Судана.

В Южном Судане предусмотрены должности Первого Вице-президента Южного Судана и Второго Вице-президента Южного Судана.

В ЮАР с 10 мая 1994 года имеется должность помощника Президента ЮАР.

Срок полномочий Помощника Президента ЮАР – как правило, пять лет.

Помощник Президента ЮАР является депутатом парламента и членом правительства.

В соответствии со статьей 90 Конституции ЮАР когда Президент ЮАР отсутствует в стране либо по другой причине не может выполнять обязанности Президента ЮАР, либо во время существования вакансии на должность Президента ЮАР, исполняющим обязанности Президента ЮАР являются следующие лица в отмеченном порядке:

(а) Помощник Президента ЮАР;

(b) Министр, определенный Президентом ЮАР;

(c) Министр, определенный другими членами Кабинета;

(d) Спикер, пока Национальное Собрание не определит другого представителя из своих членов;

(e) Исполняющий обязанности Президента ЮАР несет ответственность, полномочия и функции Президента ЮАР.

Помощник Президента должен помогать Президенту в осуществлении правительственных функции (статья 91).

Помощник Президента и министры несут ответственность за полномочия и функции исполнительной власти, которые были закреплены за ними Президентом ЮАР (статья 92 Конституции ЮАР).

Помощник Президента ЮАР – Давид Мабуза (с 27 февраля 2018 года).

Очередные президентские выборы должны состояться в 2019 году.

Владимир Лысенко, член Совета Российского фонда свободных выборов, доктор юридических наук