Выборы на Американском континенте в 2019 году

Выборы на Американском континенте в 2019 году

Владимир Лысенко, член Совета Российского фонда свободных выборов, доктор юридических наук

24 января, 2020

В 2019 году в ряде государств Американского континента, являющихся участниками Организации американских государств, проводились всеобщие и прямые президентские и иные выборы (например, Аргентина, Боливия, Гватемала, Панама, Сальвадор, Уругвай), парламентские выборы (например, Канада), косвенные президентские выборы (например, Куба).

В Гайане в 2019 году также должны были быть проведены досрочные всеобщие выборы (конституционный срок полномочий парламента истекал 8 сентября 2019 года), однако 25 сентября Премьер-министром Гайаны их проведение было назначено на 2 марта (понедельник) 2020 года.

В Аргентине и Сальвадоре на всеобщих и прямых президентских выборах избирались только главы указанных государств; при этом в некоторых государствах одновременно с главой государства (Президентом) избирался Вице-президент (например, Боливия, Гватемала, Панама, Уругвай), тогда как в других – вице-президентом по должности являлся руководитель одной из палат парламента (например, Аргентина).

В некоторых из указанных государств одноврменно с президентскими выборами проводились парламентские и (или) иные виды выборов (например, Аргентина (27 октября, воскресенье), Боливия (20 октября, воскресенье), Гватемала (16 июня, воскресенье), Панама (5 мая, воскресенье), Уругвай (27 октября, воскресенье), тогда как в Сальвадоре проводились только президентские выборы (3 февраля, воскресенье), в Канаде – парламентские выборы (21 октября, понедельник).

В соответствии с законодательством в трех государствах (Аргентина, Боливия, Уругвай) в преддверии президентских выборов проводились так называемые президентские праймериз, своеобразный народный кандидатский фильтр, по результатам которых определялись кандидаты, которые подлежали включению в избирательный бюллетень в день основного голосования на президентских выборах.

Конституции и законодательство предусматривают различное количество сроков, на которые одно и то же лицо может быть избрано на должность главы государства и диапазон их установления чрезвычайно широк: от отсутствия каких-либо ограничений по количеству сроков пребывания в должности главы государства (например, Сальвадор) до одного срока с возможностью последующего избрания по истечении одного конституционного срока президентских полномочий (например, Гватемала, Уругвай), либо не более двух сроков подряд с возможностью последующего избрания по истечении одного конституционного срока президентских полномочий (например, Боливия, Панама).

Президентские выборы проводятся по мажоритарной избирательной системе относительного большинства (например, Панама) либо абсолютного большинства (например, Гватемала, Сальвадор, Уругвай) либо модификаций указанной избирательной системы (например, Аргентина, Боливия), либо смешанной парламентско-президентской избирательной системе (например, Гайана).

Так, в Аргентине для избрания на должность главы государства кандидат должен получить не менее 40% действительных голосов избирателей и одновременно на 10% действительных голосов избирателей больше, чем другой кандидат либо не менее 45% действительных голосов избирателей; в противном случае должен быть проведен второй тур голосования и избранным на должность Президента Аргентины будет признан кандидат, получивший больше действительных голосов избирателей, чем другой кандидат.

При проведении президентских выборов в избирательные бюллетени было включено различное число кандидатов на должность главы государства (в Аргентине, Боливии, Сальвадоре также на должность вице-президента).

Так, в Гватемале было зарегистрировано 19 кандидатов на должность главы государства, Уругвае – 11, Боливии – 8 пар кандидатов на должность Президента и Вице-президента Боливии, Панаме – 7, Аргентине – 6 пар кандидатов на должность Президента и Вице-президента Аргентины, Сальвадоре – 4 кандидата.

В некоторых государства голосование избирателей является добровольным, т.е. правом избирателя (Гватемала, Канада, Панама, Сальвадор), тогда как в Аргентине, Боливии, Уругвае – голосование избирателей является обязательным.

Так, в Аргентине голосование избирателей является обязательным для избирателей в возрасте от 18 до 70 лет, тогда как для избирателей в возрасте с 16 до 18 лет участие в голосовании является добровольным.

В целом явка избирателей составила от 40,39% избирателей (например, Гватемала) до 90,12% избирателей от общего числа зарегистрированных избирателей, включенных в списки избирателей (например, Уругвай).

Так, в Уругвае в голосовании приняло участие 90.135 (первый тур голосования, голосование является добровольным) и 90,12% (второй тур голосования; голосование является обязательным), Боливии – 88,31% избирателей (голосование является обязательным), Аргентине – 76,35% избирателей (голосование является обязательным), Панаме – 73% (голосование является добровольным), Сальвадоре – 51,88% (голосование является добровольным), Гватемале – 62.12% (первый тур голосования, голосование является добровольным) и 40,39% (второй тур голосования).

В некоторых государствах Американского континента главы государств были избраны в первом туре голосования (например, Аргентина, Боливия1, Панама, Сальвадор), в других – в два тура голосования – Гватемала, Уругвай.

При этом в Гватемале и Уругвае главой государства во втором туре голосования был избран кандидат, который по итогам первого тура голосования был вторым.

В целом разрыв в действительных голосах избирателей, поданных за избранного главу государства, и вторым кандидатом составляет от 1.58% до 21.38%.

Так, в Уругвае такой «разрыв» составил 1.58% (второй тур голосования), Панаме – 2.14% (первый тур голосования), Аргентине – 7.3% (первый тур голосования), Боливии – 10.57% (первый тур голосования), Гватемале – 15.9% (второй тур голосования), Сальвадоре – 21.38% (первый тур голосования).

Во всех государствах, за исключением Боливии, президентские выборы были признаны состоявшимися и действительными; в Боливии результаты президентских выборов были признаны недействительными и на 3 мая 
2020 года назначено проведение новых президентских и парламентских выборов.

В некоторых государствах Американского континента, в которых проводятся косвенные выборы президента страны, законодательно не закрепляются ограничения на количество сроков избрания одного и того же лица на должность президента страны (например, Тринидад и Тобаго) либо, наоборот, закрепляются ограничения на количество конституционных сроков полномочий главы государства (например, Куба).

Так, на Кубе новая Конституция, принятая в 2019 году, среди прочих, впервые создала институт президентства с ограничением срока пребывания одного и того же лица в должности Президента Кубы не более двух последовательных пятилетних сроков (до этого Председатель Государственного совета Кубы, который неофициально именовался Президентом Кубы, избирался на неограниченное количество сроков).

В некоторых государствах Американского континента выборы главы государства проводятся в рамках парламентских выборов (например, Гайана).

Так, в .Гайане при проведении парламентских выборов каждая из политических партий вправе в своем списке кандидатов обозначить одного кандидата как кандидата на должность Президента Гайаны; избранным на должность Президента Гайаны считается кандидат, включенный в список кандидатов политической партии, который получил больше депутатских мандатов, чем любой другой партийный список кандидатов.

При проведении парламентских выборов в Канаде правящая Либеральная партия, лидером которой является действующий Премьер-министр Канады Джастин Трюдо, получила 37,5% действительных голосов избирателей и 157 депутатских мандатов в нижней палате парламента (потеряв, по сравнению с выборами 2015 года парламентское большинство, необходимое для самостоятельного формирования правительства), главный ее политический оппонент – Консервативная партия (лидер – Эндрю Шин) – получила 31,1% действительных голосов избирателей и 121 депутатский мандат.

Для формирования правительства парламентского большинства Либеральной партии необходимо было образование парламентской политической коалиции; в конечном счете, Либеральная партия сформировала миноритарное правительство (правительство парламентского меньшинства) во главе с Джастином Трюдо.

1. Всеобщие и прямые президентские выборы

1.1. В Аргентине в соответствии с Конституцией Президент Аргентины – глава государства и правительства, избираемый непосредственно гражданами (избирателями).

Конституционный срок полномочий Президента Аргентины составляет пять лет (ранее – после совершения в 1966 году военного переворота – четыре года; в соответствии с Конституцией Аргентины 1853 года срок полномочий Президента Аргентины составлял шесть лет без права одного и того же лица на последующее переизбрание2); на такой же срок избирается и Вице-президент Аргентины (в соответствии с конституционными поправками 1994 года).

Вице-президентом Аргентины по должности является Председатель Сената – верхней палаты парламента; при этом Конституция Аргентины не предусматривает возможности отстранения от должности Вице-президента Аргентины.

Президент и Вице-президент Аргентины могут быть переизбраны или взаимно поменяться местами при повторном избрании на указанные должности на один непосредственно следующий конституционный срок полномочий.

В случае переизбрания или взаимной смены должностей указанные лица не могут быть избраны ни на одну из этих должностей раньше, чем истечет период времени, равный конституционному сроку соответствующих полномочий (статья 90 Конституции Аргентины).

В преддверии проведения 27 октября (воскресенье) 2019 года очередных президентских выборов 11 августа были проведены президентские праймериз, в которых приняло участие свыше 32 млн. избирателей.

Кандидаты, которые при проведении президентских праймериз, своеобразного народного кандидатского фильтра, получили более 1,5% действительных голосов избирателей, включаются в избирательный бюллетень для участия в основных президентских выборах, голосование избирателей на которых состоится 27 октября 2019 года.

Для участия в президентских выборах в избирательный бюллетень было включено шесть пар кандидатов на должность Президента и Вице-президента Аргентины.

При проведении голосования избирателей 27 октября для избрания на должность Президента Аргентины кандидат должен получить не менее 40% действительных голосов избирателей и одновременно на 10% действительных голосов избирателей больше, чем другой кандидат либо не менее 45% действительных голосов избирателей; в противном случае 24 ноября должен быть проведен второй тур голосования и избранным на должность Президента Аргентины будет признан кандидат, получивший больше действительных голосов избирателей, чем другой кандидат.

Одновременно с президентским выборами проводились выборы половины конгрессменов (130 депутатов (из 260) и 24 сенатора (из 48)

В списки избирателей было включено 32.890.049 избирателей, в голосовании приняло участие 26.595.460 избирателей (76,35%).

Голосование избирателей является обязательным для избирателей в возрасте от 18 до 70 лет, для избирателей в возрасте с 16 до 18 лет – добровольное.

Президентом Аргентины в первом туре голосования был избран Альберто Фернандес, представитель Всеобщего фронта, который получил 12.473. 709 действительных голосов избирателей (48,1%).

Альберто Фернандес победил действующего Президента Аргентины Маурисио Макри, представителя Республиканского предложения, баллотирующегося на второй срок, который набрал 10.470.607 действительных голосов избирателей (40,4%); остальные четыре пары кандидатов на должность Президента и Вице-президента Аргентины получили от 1,47% до 6,16% действительных голосов избирателей.

Таким образом, избранный Президент Аргентины Альберто Фернандес получил на 7.3% действительных голосов избирателей больше, чем второй кандидат.

Вице-президентом Аргентины была избрана Кристина Киршнер (бывший Президент Аргентины с 10 декабря 2007 года по 10 декабря 2011 года и с 10 декабря 2011 года по 10 декабря 2015 года).

Против всех было подано 399.751 голос избирателей, недействительными было признано 264.145 избирательных бюллетеней.

1.2. В Боливии соответствии с Конституцией Президент Боливии – глава государства и глава правительства; осуществляет исполнительную власть совместно с государственными министрами.

Президент Боливии избирается прямым голосованием сроком на пять лет в ходе всеобщих и прямых выборов.

Одновременно с ним и таким же образом избирается Вице-президент Боливии.

При проведении 20 октября (воскресенье) 2019 года очередных президентских выборов выдвижение и избрание кандидатов на должность Президента Боливии и Вице-президента Боливии проводится в два этапа: в ходе первичного этапа – так называемого президентского праймериз (проводимого в январе 2019 года), и затем – основного – этапа (проводимого в октябре 2019 года).

Так, действующий Президент Боливии Эво Моралес как один из кандидатов на должность Президента Боливии при проведении 20 октября 2019 года очередных президентских выборов, занимает должность Президента Боливии фактически третий срок подряд.

При этом действующие Президент Боливии Эво Моралес и Вице-президент Боливии Альваро Гарсия Линер получили разрешение Высшего избирательного суда Боливии, принятого 5 декабря 2018 года, баллотироваться на должность главы государства фактически четвертый раз подряд (впервые

Эво Моралес был избран на должность Президента Боливии в декабре 2005 года, вступил в должность в январе 2006 года).

В связи с принятием в 2009 году новой Политической Конституции Боливии первый президентский срок полномочий Эво Моралеса юридически «обнулился».

В ноябре 2009 года (после принятия новой Политической Конституции Боливии) Эво Моралес как действующий Президент Боливии был «вновь» избран на должность Президента Боливии юридически на первый срок президентских полномочий, фактически – на второй.

В 2014 году на очередных президентских выборах действующий Президент Боливии Эво Моралес был вновь избран на должность главы государства (юридически – на второй срок, фактически – на третий).

В сентябре 2015 года парламент Боливии принял закон, согласно которому действующий Президент Боливии мог баллотироваться на новый срок, но его вступление в силу было поставлено в зависимость от результатов проведения конституционного референдума.

21 февраля 2016 года был проведен конституционный референдум по внесению изменений в Политическую Конституцию Боливии: противники внесения изменений в Конституцию Боливии набрали 51,3% голосов участников конституционного референдума, сторонники внесения поправок – 48,7%3.

В этих условиях лидер политической партии «Движение к социализму» и действующий Президент Боливии Эво Моралес заявил, что признает итоги волеизъявления участников конституционного референдума, однако позже охарактеризовал референдум как «победу лжи» и «происки оппозиции», которой удалось раскопать «пикантные» факты личной жизни боливийского «отца народа».

28 ноября 2017 года Конституционный суд Боливии разрешил Эво Моралесу принимать участие в очередных президентских выборах: Суд отменил ограничения Конституции Боливии о невозможности переизбрания действующего Президента Боливии на четвертый срок (конституционное положение «не боле двух сроков подряд) было пересмотрено в сентябре 

2017 года по просьбе правящей политической партии «Движение к социализму» («Movimiento al Socialismo»), которая ссылалась на нарушения данным ограничением прав человека (решение Суда являлось окончательным и обжалованию не подлежало).

Таким образом, конституционное положение об ограничении избрания одного и того же лица двумя сроками президентских полномочий было отменено.

На этой основе в 2018 году и в соответствии с законодательством действующий Президент Боливии Эво Моралес обратился в Высший избирательный суд Многонационального Государства Боливия с прошением о его допуске в качестве кандидата на должность Президента Боливии к участию в предстоящих в октябре 2019 года очередных президентских выборах: Суд 5 декабря 2018 года разрешил действующему Президенту Боливии выдвинуть свою кандидатуру фактически в четвертый раз для участия в качестве кандидата на должность Президента Боливии на указанных выборах4.

Таким образом, при подготовке к проведению в октябре 2019 года очередных президентских выборов Президент Боливии Эво Моралес в 
2018 году (в связи с решением Высшего избирательного суда Боливии от 

5 декабря 2018 года) во второй раз «обошел» – но уже с помощью Конституционного суда Боливии – Политическую Конституцию Боливии, принятую в 2009 году, согласно которой одно и то же лицо может быть избрано на должность Президента Боливии не более чем два раза, при этом каждый президентский срок ограничивается пятилетним периодом.

В этих условиях – в связи с допуском к участию в них действующего Президента Боливии Эво Моралеса – часть оппозиционных политиков призвала к бойкотированию президентских выборов 2019 года.

При проведении указанных президентских выборов Эво Моралес был бы юридически избран только на второй конституционный срок президентских полномочий (с учетом того, что первый срок его президентских полномочий приходился на действие вышеуказанного конституционного ограничения).

При подготовке к проведению президентских выборов10 политических партий выдвинули по одному кандидату для участия в первичных президентских выборах.

Высший избирательный суд Боливии в общей сложности одобрил 10 заявок о выдвижении кандидатов на должность Президента Боливии, поданных для участия в президентских праймериз 27 января 2019 года: 4 декабря 2018 года Национальным избирательным судом Боливии были зарегистрированы 10 кандидатов, принимающие участие в указанных выборах.

При подготовке к проведению в октябре 2019 года очередных президентских выборов и при проведении в январе 2019 года партийных праймериз правящей политической партии «Движение к социализму» Эво Моралес (в качестве кандидата на должность Президента Боливии) и Альваро Гарсия

Линер (в качестве кандидата на должность Вице-президента Боливии) получили 89,7% голосов участников партийных праймериз.

При проведении первичных президентских выборы, которые состоялись 27 января 2019 года, для проведения выдвижения кандидатов создаются два вида специальных избирательных комиссий: первая – многопартийная, принимающая регистрацию более чем одной политической партии и ее кандидата, и вторая – однопартийная, регистрирующая одну политическую партию и ее членов согласно законодательным положениям.

В девяти департаментах страны было образовано 7.387 участковых избирательных комиссий на территории 3.751 избирательного участка.

Так, количество участковых избирательных комиссий (7.387) и избирательных участков (3.751) в девяти департаментах страны было следующее: в Ла-Пасе – 1.865 избирательных комиссий и 885 избирательных участков, в Чукисака – 493 избирательных комиссии и 336 избирательных участков, в Кочабамбе – 1.302 избирательных комиссий и 577 избирательных участков, в Потоси – 601 избирательная комиссия и 426 избирательных участков, в Оруро – 407 избирательных комиссий и 247 избирательных участков, в Тарихе – 460 избирательных комиссий и 251 избирательный участок, в Бени – 370 избирательных комиссий и 178 избирательных участков, в Санта-Крус – 1.760 избирательных комиссий и 759 избирательных участков, в Пандо – 129 избирательных комиссий и 92 избирательных участка.

В списки избирателей на территории каждой участковой избирательной комиссии должно было быть включено не менее 50 и не более 343 зарегистрированных избирателей.

Голосование избирателей проводилось с 08:00 до 16:00, т.е. продолжительность голосования составляла восемь часов.

При широком присутствии международных наблюдателей Президент Боливии Эво Моралес получил 36,54% и стал первым зарегистрированным кандидатом на должность Президента Боливии по результатам проведения первичных президентских выборов.

Ближайший кандидат на должность Президента Боливии Вирджинио Лемма получил 7,1% от общего числа поданных голосов избирателей.

В соответствии с законодательством согласие Высшего избирательного суда Боливии на участие в президентских выборах в качестве кандидатов на должность Президента Боливии наряду с действующим Президентом Боливии Эво Моралесом получили еще восемь кандидатов.

В целом, для участия в проведении 20 октября 2019 года основного этапа президентских выборов 9 кандидатов (из 10)на должность Президента Боливии получили согласие Высшего избирательного суда Боливии.

Затем одному из кандидатов было отказано в участии в президентских выборах6.

Среди восьми пар кандидатов на должность Президента Боливии и Вице-президента Боливии:

  • соответственно Хуан Эво Моралес Айма (59 лет, действующий Президент Боливии) и Альваро Гарсия Линер (56 лет, действующий Вице-президент Боливии; оба являются представителями правящей политической партии «Движение к социализму»);
  • Хаиме Пас Самора и Паола Баригга (представители Христианско-демократической партии);
  • Оскар Ортис и Эдвин Родригес (представитель политического альянса (коалиции) «Боливия говорит: «Нет»»);
  • Феликс Патзи Пако и Люсила Мендиета Перес (представители политического движения «Третье системное движение»);
  • Вирджинио Лема и Фернандо Унтоха (представители политического движения «Революционное националистическое движение»);
  • Рута Нина и Леопольдо Ричард Чуй (представители политической партии «Боливийское национальная партия действия»);
  • Виктор Уго Карденас и Эрик Пейнадо (представители политического движения «Движение гражданской солидарности»);
  • Карлос Меса (бывший Президент Боливии) и Густаво Педрес (представители политической партии «Гражданское сообщество»).

Среди кандидатов на должность Президента Боливии – одна женщина (Рута Нина) и семь мужчин.

При этом среди кандидатов были два бывших Президента Боливии – Хаиме Пас Самора (с 1989 года по 1993 года) и Карлос Месса (с 2003 года по 2005 год), а также бывший Вице-президент Боливии – Виктор Уго Карденас (с 1993 года по 1997 год).

В целом правые политические партии и политические движения не смогли выдвинуть на президентских выборах новых лидеров-популистов или сформировать устойчивые политические коалиции для того, чтобы противостоять действующему Президенту Боливии Эво Моралесу на предстоящих президентских выборах.

При проведении президентских выборов (Президента и Вице-президента Боливии) применяется мажоритарная избирательная система абсолютного большинства (в два тура голосования).

В рамках мажоритарной избирательной системы абсолютного большинства на выборах Президента Боливии для избрания в первом туре голосования кандидату необходимо получить не менее 50% голосов избирателей либо получить не менее 40% действительных голосов избирателей и одновременно на 10% действительных голосов избирателей больше, чем другой кандидат; если ни один из кандидатов не получил в первом туре голосования необходимого числа голосов избирателей, проводится повторное голосование (второй тур голосования) между двумя кандидатами, получившими наибольшее число голосов избирателей в первом туре голосования.

Повторное голосование (второй тур голосования) проводится через две недели после дня проведения первого тура голосования (при проведении 20 октября 2019 года первого тура голосования на президентских выборах – 3 ноября (воскресенье).

20 октября в голосовании приняло участие более 6 млн. избирателей (88,31%) в связи, в частности, с тем, что голосование является обязательным.

Действующий Президент Боливии Эво Моралес получил 2.889.359 голосов избирателей (47,08%), основной его оппонент Карлос Месса – 2.240.920 голосов избирателей (36,51).

В соответствии с законодательством и на этой основе – с разрывом в 10,57% избранным был признан Эво Моралес, который получил не менее 40% действительных голосов избирателей и одновременно на 10% действительных голосов избирателей больше, чем другой кандидат.

Все 130 депутатов и 36 сенаторов также были избраны.

После объявления результатов президентских выборов в страны и отчета миссии международных наблюдателей Организации американских государств (ОАГ), в котором сообщалось о массовых и грубых фальсификациях при проведении президентских выборов, которые были определены как нечестные, вспыхнули массовые общественные протесты7, которые, в конечном счете, привели к доставке Президента Боливии Эво Моралеса (который получил политическое убежище в Мексике), временному возложению (с 13 ноября 2019 года) исполнения президентских полномочий на второго Вице-спикера Сента Жанин Авьес Чавеси принятию 10 ноября решения о необходимости проведения новых президентских выборов, формирования нового состава Высшего избирательного суда Боливии9.

Конституционный суд Боливии подтвердил законность передачи президентских полномочий второго Вице-спикера Сената Жанин Авьес Чавес (в этих условиях Жаннин Авьес является первой в политической истории женщиной, возглавляющей Многонациональное Государство Боливия (официальное название Боливии).

В соответствии со статьей 169 Конституции Боливии, дата проведения досрочных президентских выборов должна быть назначена в 90-дневный срок с момента вступления в должность временно исполняющего обязанности Президента Боливии Сента Жанин Авьес Чавес, которая была провозглашена главой государства 13 ноября 2019 года.

23 ноября 2019 года палаты парламента (первоначально Сенат, затем Палата депутатов) приняли закон о проведении всеобщих выборов (Закон «Об исключительном и переходном режиме проведения всеобщих выборов»), подписанный затем 24 ноября временно исполняющим обязанности Президента Боливии, и который (т.е. Закон), в частности, аннулировал результаты президентских выборов, проведенных 20 октября 2019 года, законодательно запретил Эво Моралесу баллотироваться в качестве кандидата на должность Президента Боливии (так, Закон запрещает участие в выборах кандидатам, которые уже были в должности Президента Боливии два срока подряд).

В конце декабря 2019 года парламентом были назначены шесть новых членов Высшего избирательного суда Боливии, седьмой член Трибунала был назначен исполняющим обязанности Президента Боливии Жанин Авьес; Трибунал должен был до 3 января 2020 года определить дату проведения досрочных президентских выборов, которые, в свою очередь, должны быть проведены в течение 120 дней со дня принятия решения о назначении даты их проведения.

В течение указанных 120 дней должны пройти первый тур голосования, второй тур голосования (при необходимости), окончательный подсчет голосов избирателей и выдача удостоверения об избрании Президентом Боливии.

В конечном счете, Высший избирательный трибунал Боливии 6 января 2020 года официально принял решение, что первый тур голосования на новых президентских выборах должен состояться 3 мая (воскресенье) 2020 года.

Одновременно с президентскими выборами проводятся также парламентские выборы.

Фактически при проведении всеобщих (президентских и парламентских) выборов избирательная кампания началась 8 декабря 2019 года10.

Во всеобщих выборах вправе принимать участие все зарегистрированные политические партии.

По состоянию на 5 января 2020 года официально выдвинули свои кандидатуры на должность Президента и вице-президента Боливии четыре пары кандидатов; 19 января своего кандидата на должность Президента Боливии выдвинула политическая партия «Движение к социализму» («Movimiento al Socialismo»).

Предельный срок для регистрации кандидатов на должность Президента и Вице-президента Боливии – 3 февраля.

1.3. В Гватемале в соответствии с Конституцией, принятой в 1985 году (с изменениями, в частности, 1993 года), Президент Гватемалы – глава государства и осуществляет функции органа исполнительной власти по мандату народа.

Конституционный срок полномочий Президента Гватемалы составляет четыре года.

Одно и то же лицо может быть избрано на должность Президента Гватемалы только на один срок.

В этих условиях действующий Президент Гватемалы Джимми Моралес не мог баллотироваться на второй срок.

В соответствии со статьей 136 Политической Конституции Гватемалы правом и обязанностью граждан является, в частности, защищать принцип чередования при переизбрании на должность Президента Гватемалы.

16 июня (воскресенье) 2019 года состоялись президентские выборы, в ходе которых избирался Президент и Вице-президент Гватемалы.

Одновременно с президентскими выборами проводились выборы 160 депутатов Конгресса – парламента Гватемалы, 340 мэров.

Для участия в президентских выборах в избирательный бюллетень было включено 19 кандидатов на должность Президента Гватемалы.

В списки избирателей было включено 8.150.221 избиратель.

Голосование избирателей является добровольным.

В первом туре голосования явка избирателей составила 62,12%; в голосовании приняло участие 5.062.867 избирателей.

Кандидат на должность Президента Гватемалы Сандра Торрес, представитель Национального союза надежды, бывшая Первая Леди, получила 1.122.630 действительных голосов избирателей (25,54%), другой кандидат Алехандро Джаматтеи, представитель политической партии «Вперед», набрал 613.302 действительных голосов избирателей (13,95%); остальные 17 кандидатов на должность Президента Гватемалы получили от 0,48% до 11,21% действительных голосов избирателей.

Второй тур голосования состоялся 11 августа, в котором принимали участие два кандидата на должность Президента Гватемалы: Сандра Торрес и Алехандро Джаматтеи.

Во втором туре в голосовании приняло участие 5.062.867 избирателей (40,39%), т.е. на 21,73% меньше, чем при проведении первого тура голосования.

Президентом Гватемалы был избран Алехандро Джаматтеи, который получил 1.907.696 действительных голосов избирателей (57.95%) (в первом туре голосования он был вторым), другой кандидат – Сандра Торрес набрала 1.384.005 действительных голосов избирателей (42.05%), т.е. на 
15.9% действительных голосов избирателей меньше (в первом туре голосования она была первой).

Новый Президент Гватемалы вступил в должность 14 января 2020 года.

1.4. В Панаме в соответствии с Конституцией Президент – глава государства и правительства.

Президент Панамы избирается в ходе всеобщих и прямых выборов.

Конституционный срок полномочий Президента Панамы составляет четыре года.

В соответствии с Конституцией Панамы одно и то же лицо может быть избрано на должность Президента Панамы на два срока подряд; вместе с тем, одно и то же лицо может быть вновь избрано на должность Президента Панамы (после двух конституционных сроков полномочий) только после проведения так называемых интервальных президентских выборов после окончания указанных двух подряд конституционных сроков президентских полномочий, т.е. с сохранением возможности последующего избрания на должность главы государства по истечении одного четырехлетнего конституционного срока президентских полномочий).

5 мая (воскресенье) 2019 года состоялись всеобщие выборы по замещению 1.722 выборных мандатов, в том числе Президента и Вице-президента Панамы, 71 депутата Национального собрания – парламента Панамы, 81 мэра.

Для участия в президентских выборах в избирательный бюллетень было включено 7 кандидатов на должность Президента Панамы.

В списки избирателей было включено 2.750.823 избирателя; в голосовании приняло участие 73% избирателей (2.013.433 избирателя).

Голосование избирателей является добровольным.

Президентские выборы были проведены в один тур голосования: Лаурентио Кортисо. представитель оппозиционной Революционной народной партии получил 633.143 действительных голосов избирателей (33.18%) и был избран Президентом Панамы, другой кандидат, Ромуло Роукс, представитель Партии демократических изменений, получил 592.311 действительных голосов избирателей (31.04%), остальные 5 кандидатов на должность Президента Панамы получили от 0.58% до 19.15% действительных голосов избирателей.

Недействительными были признаны 45.206 избирательных бюллетеней.

Таким образом, избранный Президент Панамы Лаурентио Кортисо получил на 2.14% действительных голосов избирателей больше, чем второй кандидат Ромуло Роукс.

Новый Президент Панамы вступил в должность 1 июля 2019 года.

1.5. В Сальвадоре президентская система была введена Конституцией Сальвадора 1841 года.

В соответствии с Конституцией Президент Сальвадора – глава государства и правительства.

Президент Сальвадора избирается сроком на пять лет в ходе всеобщих и прямых выборов.

Одновременно с Президентом Сальвадора избирается Вице-президент Сальвадора.

Конституционный срок полномочий Президента Сальвадора составляет пять лет.

Срок президентских полномочий начинается и заканчивается 1 июля с тем, чтобы лицо, занимавшее должность Президента Сальвадора, не могло осуществлять свои полномочия ни на один день больше.

В соответствии со статьей 88 Конституции Сальвадора смена лиц, занимающих должность Президента Сальвадора, необходима для поддержания установленной формы правления и политической системы; нарушение этой нормы обязывает к восстанию.

Так, в соответствии с Конституцией Сальвадора одно и то же лицо не может быть избрано на должность Президента Сальвадора на второй срок подряд.

Голосование избирателей является добровольным.

В списки избирателей было включено 5.268.411 избирателей.

3 февраля (воскресенье) 2019 года состоялись президентские выборы, в которых принимали участие 4 пары кандидатов на должность Президента и Вице-президента Сальвадора.

В первом туре голосования, в котором приняло участие 51,88% избирателей (2.733.178 избирателей), Президентом Сальвадора был избран Найиб Букеле, представитель Широкого альянса за национальное единство получивший 1.434.856 действительных голосов избирателей (53.10%), остальные три кандидата набрали соответственно 31,72%, 14,41%, 0,77% действительных голосов избирателей.

Недействительными было признано 31,186 избирательных бюллетеней.

Таким образом, избранный Президент Сальвадора Найиб Букеле получил на 21.38% действительных голосов избирателей больше, чем второй кандидат Карлос Кальеха, представитель Националистического республиканского альянса.

Избранный Президент Сальвадора Найиб Букеле является представителем новой политической коалиции «Широкий альянс за национальное единство», которая прервала политическую монополию на должность главы государства двух основных политических партий (такая электоральная «президентская монополия» по результатам выборов была установлена в 1989 году).

Вице-президентом Сальвадора избран Феликс Ульоа.

1.6. В Уругвае в соответствии с Конституцией Уругвая, принятой в 1967 году, Президент Уругвая является главой исполнительной власти (Председателем Совета министров – правительства Уругвая), Вице-президент Уругвая – Председателем Генеральной ассамблеи и Сената.
Конституционный срок полномочий Президента Уругвая составляет пять лет.

В соответствии с законодательством Президент Уругвая избирается в последнее воскресенье октября на пятилетний конституционный срок полномочий.

Кандидаты могут быть выдвинуты только политическими партиями, при этом каждая политическая партия может выдвинуть только по одной кандидатуре на должность Президента и Вице-президента Уругвая.

Одновременно с кандидатом на должность Президента Уругвая выдвигается кандидат на должность Вице-президента Уругвая и обе кандидатуры включаются в избирательный бюллетень.

Одно и то же лицо может быть избрано на должность Президента Уругвая на один срок; при этом одно и то же лицо может быть вновь избрано на должность Президента Уругвая только после проведения так называемых интервальных президентских выборов, т.е. с сохранением возможности последующего избрания по истечении одного конституционного срока президентских полномочий.

27 октября (воскресенье) 2019 года проводились очередные выборы президента и Вице-президента Уругвая, 99 депутатов Палаты представителей (нижней палаты парламента) и 30 членов Сената (верхней палаты).

В соответствии с Законом «О предвыборной агитации политических партий», принятом в 1998 году, предвыборная агитация по радио и телевидению может начинаться не ранее чем за 30 дней до дня голосования на президентских выборах и не ранее чем за 15 дней до дня проведения второго тура голосования на президентских выборах.

Телевизионные каналы и радиостанции обязаны на бесплатной основе предоставить каждому зарегистрированному кандидату на должность Президента Уругвая по пять минут эфирного времени в рабочие дни в «прайм-тайм» в начале агитационного периода и по 15 минут в конце агитационного периода.

Порядок выступления кандидатов на должность Президента Уругвая устанавливается жеребьевкой.

При проведении второго тура голосования каждому кандидату на должность Президента Уругвая предоставляется по 15 минут эфирного времени.

Голосование избирателей является обязательным (в случае неучастия в голосовании избиратель должен обосновать причину, по которой он не мог принять участие в голосовании; в противном случае на избирателя за неучастие в голосовании без уважительной причины может быть наложен штраф).

Голосование избирателей проводится с 08:00 до 19:30 по местному времени, т.е. продолжительность голосования избирателей составляет 11 часов 30 минут.

По прибытии в помещение для голосования соответствующего избирательного участка, избиратель предъявляет члену участковой избирательной комиссии документ, удостоверяющий его личность; член участковой избирательной комиссии выдает избирателю конверт для последующего вложения в него избирательного бюллетеня, при этом избиратель называет члену участковой избирательной комиссии номер выданного ему конверта для голосования; избиратель проходит в кабину для голосования, в которой он может находиться не более двух минут, заполняет избирательный бюллетень, вкладывает его в конверт, который запечатывает, отрывает от конверта специальную ленту с номером и затем передает ее члену участковой избирательной комиссии; участковая избирательная комиссия проставляет указанный номер конверта в списке избирателей напротив фамилии проголосовавшего избирателя; конверт с вложенным в него избирательным бюллетенем опускается в ящик для голосования, после чего избиратель оставляет отпечаток большого пальца правой руки на специальном идентификационном листе.

После окончания времени голосования участковая избирательная комиссия подсчитывает общее количество конвертов и количество содержащихся в них избирательных бюллетеней (в соответствии с законодательством в каждом конверте должно быть не более одного избирательного бюллетеня; в противном случае все избирательные бюллетени признаются недействительными).

Кроме того, любые лишние знаки и подписи (надписи) на избирательном бюллетене расцениваются как идентификационные знаки и на этой основе избирательный бюллетень также признается недействительным.

Лицо признается избранным Президентом Уругвая в случае получения 50% + один голосов избирателей, в противном случае проводится второй тур голосования.

Если ни один из кандидатов на должность Президента Уругвая не получил требуемое законодательством число действительных голосов избирателей, то в последнее воскресенье ноября того же года между двумя кандидатами на должность Президента Уругвая, получившими наилучшие результаты в первом туре голосования, проводится второй тур голосования.

В 2019 году Электоральный суд Уругвая для участия в выборах зарегистрировал четыре новые политические партии.

30 июня были проведены открытые президентские праймериз, в которых принимали участие 11 кандидатов.

Избиратели из списка кандидатов политических партий отбирали кандидатов для участия в президентских выборах.

При проведении президентских выборов 27 октября в избирательные бюллетени было включено 11 кандидатов на должность Президента Уругвая.

В списки избирателей было включено 2.433.364 избирателя (первый тур голосования) и 2.433. 196 избирателей (второй тур голосования).

В первом туре в голосовании приняло участие 90.13% избирателей; Даниэль Мартинес, представитель правящей левоцентристской политической коалиции (левого политического движения «Широкий фронт»), получил 949.376 действительных голосов избирателей (40.49%), другой кандидат Луис Лакалье Полу, представитель правоцентристской Национальной партии, – 696.452 действительных голосов избирателей (29,70%).

24 ноября (воскресенье) 2019 года был проведен второй тур голосования, в котором приняло участие 2.433.196 избирателей (90,12%).

Президентом Уругвая был избран Луис Лакалье Полу, который получил 1.189.313 действительных голосов избирателей (50.79%) (в первом туре голосования он был вторым), Даниэль Мартинес – 1.152.271 действительных голосов избирателей (49,21%) (в первом туре голосования он был первым).

Таким образом, избранный Президент Уругвая Луис Лакалье Полу получил на 1.58% действительных голосов избирателей больше, чем второй кандидат Даниэль Мартинес.

Вице-президентом Уругвая была избрана Беатрис Аргимон.

В соответствии с законодательством новый Президент и Вице-президент Уругвая вступают в должность 1 марта года, следующего за годом проведения президентских выборов, т.е. 1 марта 2020 года.

Как отмечалось, одновременно с президентскими выборами проводились выборы в двухпалатный парламент (129 парламентариев).

При проведении парламентских выборов в них принимали участие 11 политических партий, в том числе три новых политических партии.

При проведении выборов 99 депутатов Палаты депутатов (нижняя палата парламента), проводимых по региональной пропорциональной избирательной системе, «жестким спискам кандидатов», 19 многомандатным избирательным округам, совпадающим с административно-территориальными границами 19 департаментов страны, в них принимало участие 11 политических партий, в том числе три новых политических партии.

К распределению депутатских мандатов были допущены представители семи политических партий (при этом ни один представитель новых политических партий не был избран).

При проведении выборов 30 членов Сената (верхняя палата парламента), проводимых по пропорциональной избирательной системе в рамках единого избирательного округа, в них принимало участие также 11 политических партий, в том числе три новых политических партии.

К распределению депутатских мандатов были допущены представители только четырех политических партий (при этом ни один представитель новых политических партий не был избран).

2. Парламентские выборы

В Канаде, являющейся конституционной монархией с федеральной системой парламентского правления, 21 октября (понедельник) 2019 года проводятся очередные выборы 338 депутатов Палаты Общин – нижней палаты парламента.

Выборы проводятся по мажоритарной избирательной системе относительного большинства по одномандатным избирательным округам.

Кандидаты выдвигаются политическими партиями или в качестве независимых кандидатов.

В Канаде 22 зарегистрированных политические партии: при проведении указанных парламентских выборов в них принимают участие 15 зарегистрированных политических партий, еще 5 политических партий вправе принимать участие в указанных выборах, но не принимают в них участия, еще две политические партии отказались от участия в парламентских выборах; кроме того, две политические партии утратили право быть зарегистрированными в качестве политических партий (в целом с 2004 года в Канаде было ликвидировано 16 политических партий).

При проведении указанных выборов применяются положения Конституционного Акта, Хартии о правах и свободах, Акта о выборах Палаты Общин (с изменениями, в частности, 2018 года), Акта об образовании и границах избирательных округов, Акт о правах человека в Канаде, Акта о честных выборах 2014 года, Акта о телекоммуникациях, Уголовного кодекса Канады, иные законодательные акты, а также нормативные акты Ведомства по выборам Канады.

После проведения в октябре 2015 года парламентских выборов в законодательство были внесены существенные изменения.

Так, в декабре 2018 года был принят Акт о модернизации избирательного процесса, внесший в Акт о выборах Палаты Общин существенные изменения,

В частности, были расширены полномочия Комиссара по выборам Канады, введены дополнительные меры по обеспечению электорального представительства женщин, сняты ограничения на участие в голосовании лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда, реорганизован механизм подбора сотрудников участковых избирательных органов.

Кроме того, указанный Акт также восстановил – для целей идентификации избирателей и получения ими избирательных бюллетеней – ранее применявшиеся (до 2014 года) персональные карточки для приглашения избирателей принять участие в голосовании в качестве одного из документов, удостоверяющих личность избирателя, расширил возможности для участия избирателей в досрочном голосовании, условия участия так называемых «третьих» организаций в финансировании предвыборной агитации.

При этом, однако, обновленное законодательство по-прежнему не предусматривает возможность международного и общественного наблюдения на выборах, а также определение конкретных сроков рассмотрения избирательных споров и электоральных жалоб.

Указанный Акт установил также фиксированные сроки так называемого «предагитационного периода», условия участия так называемых «третьих» организаций (прежде всего профсоюзов) в финансировании предвыборной агитации, порядок и условия обнародования в онлайн режиме в социальных сетях агитационных материалов участников парламентских выборов, календарных сроков их хранения.

При этом, однако, обновленное законодательство по-прежнему не предусматривает возможность общественного наблюдения на выборах, а также определение конкретных сроков рассмотрения избирательных споров и электоральных жалоб.

В целом если прежнее законодательство не регулировало в преддверии назначения парламентских выборов, т.е. до дня официального обнародования решения о назначении парламентских выборов, вопросы финансирования политическими партиями и так называемыми «третьими» организациями (в частности, профсоюзами) разнообразных и, по сути, агитационных по своему характеру вопросов, в том числе сопряженных с будущими парламентскими выборами, то обновленное законодательство на основе введения нового законодательного понятия «предагитационный период» стало в соответствующем новом формате регулировать эти вопросы.

В выборах 338 депутатов Палаты Общин принимали участие 2.146 кандидатов, выдвинутые 21 политической партией, в том числе 125 кандидатов, выдвинувших свою кандидатуру в порядке самовыдвижения в качестве независимых кандидатов.

Голосование избирателей является добровольным.

В голосовании приняло участие около 62% избирателей (в 2015 году – 68%).

К распределению депутатских мандатов были допущены шесть политических партий.

Либеральная партия, лидером которой является действующий Премьер-министр Канады Джастин Трюдо, получила 33,6% действительных голосов избирателей и 157 депутатских мандатов в нижней палате парламента (потеряв, по сравнению с выборами 2015 года парламентское большинство, необходимое для самостоятельного формирования правительства), главный ее политический оппонент – Консервативная партия (лидер – Эндрю Шин) – получила 34,4% действительных голосов избирателей и 121 депутатский мандат.

Со значительным отставанием идут такие политические партии, как Квебекский блок (лидер – Ив-Франсуа Бланше) – 32 депутатских мандата (7.7%), «Новые демократы» (лидер – канадец индийского происхождения Джагмит Сингх) – 24 депутатских мандата (15.92%), партия «Зеленые» (лидер – Элизабет Мэй) – три депутатских мандата (6.49%), один депутатский мандат получил независимый кандидат (0.8%).

В соответствии с законодательством для самостоятельного формирования правительства политическая партия должна получить не менее 170 депутатских мандатов (из 338).

Для формирования правительства парламентского большинства Либеральной партии необходимо было образование парламентской политической коалиции; в конечном счете, Либеральная партия персонально сформировала миноритарное правительство, из 37 членов которого примерно половину составляют женщины.

Первое заседание парламента нового созыва состоялось 5 декабря 2019 года.

3. Парламентско-президентские выборы

В Гайане при проведении 2 марта (понедельник) 2020 года выборов 65 членов (из 90) однопалатного Национального собрания применяется пропорциональная избирательная система с так называемыми «жесткими» списками кандидатов по 40-мандатному избирательному округу, а другие 
25 депутатов избираются по 10 территориальным избирательным округам11.

Дата проведения парламентских выборов Президентом Гайана Дэвидом Грейнджером была согласована с членами Кабинета министров Гайаны и Избирательной комиссией Гайаны.

Одновременно с парламентскими выборами проводятся местные выборы.

При проведении парламентских выборов каждая из политических партий вправе в своем списке кандидатов обозначить одного кандидата как кандидата на должность Президента Гайаны.
Избранным на должность Президента Гайаны считается кандидат, включенный в список кандидатов политической партии, который получил больше депутатских мандатов, чем любой другой партийный список кандидатов.

Кроме того, кандидат на должность Президента Гайаны считается избранным и объявляется таковым Председателем Избирательной комиссии Гайаны:

  • если он является единственным кандидатом на должность Президента Гайаны на выборах;
  • если в случае, когда в выборах принимают участие два и более кандидата на должность Президента Гайаны и каждый из списков кандидатов получил равное число голосов избирателей, или два и более списка кандидатов получили равное число голосов, но большее, чем любые другие списки, Председатель Избирательной комиссии Гайаны в присутствии Премьер-министра Гайаны и общественности путем жеребьевки выбирает один из списков, получивших равное число голосов избирателей, и объявляет кандидата на должность Президента Гайаны из победившего списка законно избранным Президентом Гайаны.

В соответствии с Конституцией Гайаны Президент Гайаны возглавляет правительство (Кабинет министров Гайаны).

Организация и проведение выборов возложено на Избирательную комиссию Гайаны, в состав которой входит семь человек (председатель и шесть членов).

Статус Избирательной комиссий Гайаны был закреплен в мае 2000 года посредством внесения поправок в статью 161 Конституцию Гайаны.

Избирательная комиссия Гайаны является постоянно действующим центральным электоральным органом Гайаны в составе семи человек: председателя и шести членов Комиссии, при этом законодательство не закрепляет конкретного срока полномочий членов Комиссии12.

Председатель Комиссии назначается из числа судей, при этом число кандидатур для назначения на должность Председателя Избирательной комиссии Гайаны должно быть не менее шести человек, предложенных лидером парламентской политической оппозиции после проведения предварительных консультаций с представителями оппозиционных парламентских политических партий.

Председателя Избирательной комиссии Гайны назначает Президент Гайаны.

Три члена Комиссии назначаются Президентом Гайаны по своему усмотрению, еще три члена Комиссии также назначаются Президентом Гайаны по совету лидера парламентской оппозиции, который, в свою очередь, проводит предварительные консультации и представителями оппозиционных парламентских политических партий.

При проведении 2 марта 2020 года всеобщих выборов Избирательная комиссия Гайаны назначила и привела к присяге в девяти административных районах страны, на территории которых образовано 10 избирательных округов, 10 окружных руководителей выборов.

В январе 2020 года в преддверии проведения выборов три оппозиционные политические партии (Партия свободы и справедливости, «Новое движение», «Новая и единая Гайана») приняли решение об образовании политической коалиции и выдвижении единого списка кандидатов13.

В целом в Избирательную комиссию Гайаны до 13 декабря 2019 года подали заявления об участии во всеобщих выборах 19 политических партий, в том числе 14 новых политических партий, которые подали заявления о регистрации их партийных эмблем для участия во всеобщих выборах; при этом четыре политические партии, которые принимали участие во всеобщих выборах, проводимых в 2015 году, приняли решение не участвовать во всеобщих выборах, проводимых 2 марта 2020 года.

4. Косвенные президентские выборы

На Кубе первоначально должность Президента Кубы была введена еще в 1869 году; во время войны за независимость Президент Кубы являлся главой исполнительной ветви власти, наделенный также частью полномочий главы государства; с 1902 года он стал высшим должностным лицом в президентской республике.

После принятия в 1976 году новой Конституции Кубы должность Президента Кубы была упразднена и высшим органом государственной власти стал Государственный совет Кубы, при этом Председатель Государственного совета Кубы стал главой государства.
24 февраля 2019 года был проведен конституционный референдум, на который был вынесен вопрос о народном одобрении проекта новой Конституции Кубы, принятой в июле 2018 года Национальной ассамблей народной власти Кубы14.

Новая Конституция Кубы, среди прочих, впервые создала институт президентства с ограничением срока пребывания одного и того же лица в должности Президента Кубы не более двух последовательных пятилетних сроков (до этого Председатель Государственного совета Кубы, который неофициально именовался Президентом Кубы, избирался на неограниченное количество сроков), восстановила должность Премьер-министра Кубы.

В соответствии с новой Конституцией Кубы Президент Кубы избирается сроком на пять лет.

При этом, однако, Президент и Вице-президент Кубы должны избираться не на всеобщих и прямых выборах, а на косвенных выборах, т.е. избираются из числа депутатов Национальной ассамблеи народной власти Кубы.

Президент и Вице-президент Кубы были избраны на косвенных выборах 10 октября 2019 года в ходе проведения внеочередного заседания Национальной ассамблеи народной власти Кубы – парламента Кубы.

Президентские выборы были альтернативными: на должность Президента Кубы было выдвинуто 18 кандидатов.

В голосовании принимало участие 575 депутатов (из 605) Национальной ассамблеи народной власти Кубы.

Результаты голосования были официально обнародованы Президентом Национального электорального совета Кубы.

Президентом Кубы избран Мигель Диас-Канель Бермудес, представитель Коммунистической партии Кубы (с 10 октября 2019 года)15.

Вице-президентом Кубы избран Сальвадор Антонио Вальдес Меса, который ранее занимал должность Первого заместителя Председателя Государственного совета Кубы.

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] При этом в ноябре 2019 года результаты президентских и парламентских выборов были аннулированы, назначен временно исполняющий обязанности Президента Боливии, а также назначены новые члены Высшего избирательного суда Боливии, и в соответствии с новым законом 3 мая 2020 года будут проведены новые президентские и парламентские выборы.

[2] В 1949 году конституционные поправки предоставили одному и тому же лицу возможность неоднократного избрания на должность Президента и Вице-президента Аргентины, однако, затем, в
1957 году указанное положение было отменено.

[3] В сентябре 2015 года парламент Боливии принял закон, согласно которому действующий Президент Боливии мог баллотироваться на четвертый срок, но его вступление в силу было поставлено в зависимость от результатов проведения конституционного референдума.

[4] 11 декабря 2018 года представители Организации Объединенных Наций заявили, что не намерены оспаривать решение Высшего избирательного суда Боливии, позволяющее действующему Президенту Боливии Эво Моралесу вновь выдвигать свою кандидатуру на должность Президента Боливии.

Постоянный координатор ООН в Боливии Маурисио Рамирес подчеркнул, что ООН будет обеспечивать соблюдение конституционных прав всего населения, в том числе политической оппозиции, протестующей против намерений Эво Моралеса пойти на фактически четвертый президентский срок полномочий: он призвал к «мирным, прозрачным и демократическим выборам» и отметил, что ООН не намерена комментировать или оценивать решение Высшего избирательного суда Боливии, позволившего Эво Моралесу вновь баллотироваться в качестве кандидата на предстоящих президентских выборах.

[5] В удовлетворении одной регистрационной заявки было отказано.

Так, Суд отклонил заявку Исраеля Родригеса, представителя политической партии «Фронт за победу» (полный текст постановления Суда с обоснованием такого решения был опубликован).

[6] Вице-президент Боливии (в соответствии со статьей 53 Политической Конституции Боливии в силу своей должности является Президентом Конгресса и Сената).

[7] Для снижения политической напряженности был проведен, в частности, повторный подсчет голосов избирателей; в отставку ушло руководство Высшего избирательного суда Боливии, однако это не привело к прекращению общественных протестов.

Президент Боливии также согласился с требованием политической оппозиции о проведении новых президентских выборов, однако лидеры политической оппозиции, а также иные общественно-политические силы стали настаивать на сложении Эвой Моралесом своих полномочий и отказу от участия в новых президентских выборах.

В конечном счете, все руководители государственных органов, в том числе правительство Боливии, сложили свои полномочия.

Так, сразу за уходом Эвы Моралеса свои должности оставили Вице-президент Боливии Альваро Гарсиа Линера, Спикер Сената Адриана Сальватьерра, первый Вице-спикер Сената и Спикер Палаты депутатов.

В этих условиях государственная власть перешла (до проведения новых президентских выборов) в руки временных (переходных) государственных органов.

[8] Была избрано на должность второго Вице-спикера Сената в 2019 году.

[9] Полиция по приказу МВД Боливии задержала Президента и Вице-президента Высшего избирательного суда Боливии, а также нескольких руководителей его областных подразделений, которых обвиняют в нарушениях законодательства о выборах, описанных в докладе международных наблюдателей Организации американских государств: в частности, речь идет о подделке избирательных документов, манипулировании информацией, изменении и сокрытии итогов голосования и результатов выборов, избирательных списков, а также злоупотреблении служебным положением.

[10] Эво Моралес находится в Аргентине с 12 декабря 2019 года после первоначального почти двухмесячного пребывания в Мексике; Генеральный прокурор Боливии выдал приказ об аресте Эво Моралеса

29 декабря 2019 года бывший Президент Боливии Эво Моралес призвал своих сторонников, членов возглавляемой им в течение последних 14 лет политической партии «Движение к социализму», собраться и провести в одном из городов провинции Сальта на границе между Аргентиной и Боливией партийный съезд с целью определения кандидатуры для выдвижения на должность Президента Боливии при проведении в марте 2020 года досрочных президентских выборов (правительство Аргентины согласилось обеспечить со своей стороны безопасность проведения указанного мероприятия).

В работе съезда принимали участие делегаты – представители политической партии всех департаментов Боливии.

Кандидатом на должность Президента Боливии от политической партии «Движение к социализму» был выдвинут вице-президент федерации производителей коки Андронико Родригес.

[11] Эво Моралес находится в Аргентине с 12 декабря 2019 года после первоначального почти двухмесячного пребывания в Мексике; Генеральный прокурор Боливии выдал приказ об аресте Эво Моралеса 

29 декабря 2019 года бывший Президент Боливии Эво Моралес призвал своих сторонников, членов возглавляемой им в течение последних 14 лет политической партии «Движение к социализму», собраться и провести в одном из городов провинции Сальта на границе между Аргентиной и Боливией партийный съезд с целью определения кандидатуры для выдвижения на должность Президента Боливии при проведении в марте 2020 года досрочных президентских выборов (правительство Аргентины согласилось обеспечить со своей стороны безопасность проведения указанного мероприятия).

В работе съезда принимали участие делегаты – представители политической партии всех департаментов Боливии.

Кандидатом на должность Президента Боливии от политической партии «Движение к социализму» был выдвинут вице-президент федерации производителей коки Андронико Родригес.Гайаны еще 21 декабря 2018 года не получило вотум доверия в парламенте (33 депутата проголосовали за выражение вотума недоверия, 32 –- против выражения вотума недоверия).

Правительство Гайны обжаловало решение парламента о выражении вотума недоверия в судебном порядке.

Карибский Суд справедливости (находится в Тринидаде и Тобаго), который является высшей судебной инстанцией в Гайане, в июле 2019 года вынес решение, признавшее законным вынесение в декабре 2018 года вотума недоверия коалиционному правительству Гайаны, и призвал все политические партии придерживаться конституционных положений и, в конечном счете, назначить и провести досрочные парламентские выборы (при этом Суд не установил конкретную дату для проведения таких выборов).

В соответствии с Конституцией Гайаны досрочные парламентские выборы должны быть проведены в течение 90 календарных дней со дня принятия решения о выражении вотума недоверия правительству страны.

Вместе с тем Конституция Гайаны допускает продление указанного календарного периода в случае, если за его продление проголосовало не менее двух третей депутатов парламента.

Конституционный срок полномочий парламента истек 18 сентября 2019 года.

[12] В 2019 году был назначен новый Председатель Избирательной комиссии Гайны (женщина) из числа судей в отставке.

[13] В январе 2020 года Избирательная комиссия Гайаны уже зарегистрировала для участия в выборах списки кандидатов 9 политических партий, политических коалиций.

[14] Разработка проекта новой Конституции Кубы началась еще в 2013 году.

[15] Мигель Диас-Канель Бермудес исполнял обязанности Председателя Государственного совета Кубы с 19 апреля 2018 года по 10 октября 2019 года.