Количество сроков полномочий депутатов национальных парламентов: зарубежный опыт

Количество сроков полномочий депутатов национальных парламентов: зарубежный опыт

Владимир Лысенко, член Совета Российского фонда свободных выборов, доктор юридических наук

10 декабря, 2020

По состоянию на 1 января 2020 года из 214 государств и территорий 193 государства являются членами ООН1, остальные – самоуправляемые или зависимые (протекторатные) территории, либо иные по своему статусу территориальные образования.

В 193 государствах 114 национальных парламентов являются однопалатными (58,9%) и 79 – двухпалатными (41,1%), т.е. в совокупности имеется 293 парламентских палаты, в состав которых избрано (назначено) свыше 46.000 выборных (назначенных) парламентариев, среди которых 24,9% женщин и 28,1% лиц в возрасте до 45 лет.

В 30 парламентах численность парламентариев составляет до 49 человек, в 37 – от 50 до 99 человек, в 62 – от 100 до 199 человек, в 21 – от 200 до 299 человек, в 25 – от 300 до 499 человек, в 16 – свыше 500 человек.

С 2000 года во всех странах мира, кроме 11 государств и территорий (в частности, в Саудовской Аравии), проводятся парламентские выборы на основе всеобщего и прямого избирательного права (по крайней мере, в одну из палат парламента) и использования соответствующих избирательных систем.

При этом членами Межпарламентского Союза, старейшей межпарламентской организации, являются парламенты 179 государств.

Конституции и законодательство ряда зарубежных государств предусматривают ограничение возможности бессменного пребывания политических деятелей в составе депутатского корпуса национального парламента либо в одной из его палат (например, Алжир (в связи с результатами конституционного референдума, проведенного 1 ноября 2020 года), Боливия, Венесуэла, Коста-Рика, Малайзия, Мексика, Палау, Перу, Того, Филиппины, Эквадор) (См. Приложение)2.

При этом используются различные модели конституционно-правового закрепления таких ограничений пассивного избирательного права при замещении выборных должностей парламентариев.

Так, в одних государствах применяется модель кратного избрания депутатов и (или) сенаторов парламента (двух, трех или четырехкратного) (например, Алжир, Боливия, Венесуэла, Малайзия, Мексика, Палау, Перу, Того, Филиппины, Эквадор), в других – модели так называемого интервального (пропуска после первого конституционного срока) избрания (например, Коста-Рика), либо неоднократного (неограниченного) избрания одного и того же лица парламентарием (например, Австралия, Бельгия, Бразилия, Венгрия, Гаити, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Пакистан, Польша, Сальвадор, США, Таиланд, Уганда, Франция, ФРГ, Швейцария, ЮАР, Япония).

Так, в рамках модели кратного избрания депутатов и (или) сенаторов парламента в шести государствах предусмотрена возможность двухкратного избрания одного и того же лица на выборную должность парламентария (например, Алжир, Боливия, Венесуэла, Малайзия – для членов верхней палаты, Того, Филиппины – для членов верхней палаты, Эквадор), в двух государствах – трехкратного (например, Палау, Филиппины – для депутатов нижней палаты), в Мексике – четырехкратного.

В некоторых государствах в соответствии с законодательством членом парламента нового созыва автоматически становится руководитель (председатель) палаты прежнего созыва (т.е. в силу занимаемой им ранее парламентской должности) и на этой основе одно и то же лицо, замещающее должность председателя палаты, может наделяться статусом парламентария неограниченного количество раз (например, Ирландия).

В ряде государств члены верхних палат парламентов не избираются в ходе проведения всеобщих и прямых парламентских выборов, а назначаются, в частности, монархом или его уполномоченным представителем пожизненно (например, Великобритания) либо до достижения предельного возраста парламентария – 75 лет (например, Канада) и, следовательно, на них не распространяются положения о количестве сроков замещения должности парламентария3.

В тех же государствах, где члены верхней палаты избираются при проведении всеобщих и прямых выборов, на членов указанной палаты, как и на депутатов нижней палаты парламента, могут распространяться ограничения по количеству сроков замещения одним и тем же лицом выборной должности членов нижней и верхней палаты национального парламента (например, Боливия, Мексика, Палау, Филиппины), либо только верхней палаты (например, Малайзия).

В отдельных государствах в рамках проведения конституционной или электоральной реформы, а также в порядке общественной инициативы рассматривались (рассматриваются) или были разрешены вопросы о введении конституционного ограничения по количеству сроков избрания лица парламентарием (например, Австралия, Буркина Фасо, Великобритания, Канада, Палау, Таиланд, Того, Уганда, Франция, Швейцария).

Такая модель реформирования парламентского депутатского корпуса была связана, в частности, с необходимостью недопущения формирования политической монополии так называемой застойной (несменяемой) политической элиты, стремлением к разумному и ротационному омоложению состава депутатского корпуса.

Так, в некоторых государствах по вышеуказанным вопросам проводились конституционные референдумы (например, Алжир, Палау, Перу) или предполагается проведение конституционных референдумов (например, Буркина Фасо: 22 ноября 2020 года – одновременно с проведением президентских и парламентских выборов должен был быть проведен конституционный референдум по вопросу о переходе к полупрезидентской модели республики и изменению статуса депутатов парламента: однако, в конечном счете, конституционный референдум не проводился).

В некоторых государствах конституционное или законодательное ограничение количества сроков (не более двух сроков подряд) замещения одним и тем же лицом выборной должности члена регионального парламента (представительного органа государственной власти) закреплено на национальном и региональном уровне (например, Боливия, Филиппины, Эквадор), либо только на региональном и (или) местном уровне (например, США – отдельные штаты, а также муниципалитеты, Южная Корея4).

В Великобритании в 2009 году в рамках политической дискуссии вносилось, в том числе представителями одного из комитетов Палаты общин, предложение о введении ограничений для депутатов Палаты общин в части замещения одним и тем же лицом должности депутата не более четырех сроков (в том числе в связи с необходимостью гендерного, молодежного обновления депутатского корпуса нижней палаты парламента, избрания в состав палаты представителей национальных меньшинств).

В мае 2017 года инициаторы собирали подписи 10.000 избирателей в поддержку общественной петиции о введении запрета на замещение одним и тем же лицом выборной должности парламентария более двух пятилетних сроков (двух электоральных циклов) (по состоянию на 3 мая были собраны подписи семи избирателей и дальнейший сбор подписей был прекращен в связи с назначением на 8 июня 2017 года досрочных выборов депутатов Палаты общин).

В Канаде в последнее время в рамках политической дискуссии вносилось предложения о введении законодательных ограничений по количеству сроков для депутатов Палаты общин в части замещения одним и тем же лицом должности депутата.

Кроме того, вносились предложения о том, чтобы политические партии в рамках внутрипартийных электоральных процедур, не выдвигали в качестве кандидатов лиц, которые уже замещали должности парламентария три и более раз.

Во Франции в рамках совершенствования законодательства в настоящее время рассматривается вопрос о возможности введения ограничения тремя конституционными сроками замещение одним и тем же лицом выборной должности парламентария.

В Швейцарии еще в 2009 году в рамках общественного обсуждения было отклонено предложение о введении ограничения двумя конституционными сроками замещение одним и тем же лицом выборной должности парламентария.

В некоторых государствах ограничение на замещение одним и тем же лицом выборной должности парламентария вводится в инициативном порядке некоторыми политическими партиями (например, Италия).

Так, в Италии политическое движение «5 звезд» в рамках внутрипартийного регулирования электоральных процедур (в кодексе поведения) предусматривает невозможность, хотя юридически и необязательную, выдвижения кандидатом на парламентских выборах в палаты парламента (Палату депутатов – нижнюю палату и Сенат – верхнюю палату) на новый – третий – конституционный срок лица, которое дважды уже было избрано парламентарием от данного политического движения.

1. Модель кратного избрания парламентарием

В некоторых государствах закреплена конституционно-правовая модель кратного (двух, трех или четырехкратного) избрания депутатов и (или) сенаторов парламента, в том числе модифицированного кратного избрания (например, Алжир, Боливия, Венесуэла, Малайзия, Мексика, Палау, Того, Филиппины, Эквадор).

В отдельных государствах положения о количестве сроков, в течение которых одно и то же лицо может замещать выборных парламентский мандат, различается в зависимости от структуры парламента (однопалатный или двухпалатный парламент) (например, Филиппины), при этом в некоторых государствах ограничения по количеству конституционных сроков распространяются только на парламентариев одной из палат парламента (например, Малайзия).

При этом в Алжире, Палау, Того были проведены конституционные референдумы по вопросу о количестве сроков замещения одним и тем же лицом выборной должности парламентария, в Буркина Фасо планировалось проведение конституционного референдума осенью 2020 года одновременно с проведением президентских выборов.

Так, в Алжире учрежден однопалатный парламент в составе 462 парламентариев.

Выборы проводятся по пропорциональной избирательной системе по 48-мандатным избирательным округам, образуемым в административно-территориальных границах провинций страны.

Конституционный срок полномочий парламента составляет пять лет.

Ранее в соответствии с Конституцией Алжира и законодательством одно и то же лицо могло быть избрано парламентарием не более двух пятилетних конституционных сроков.

1 ноября (воскресенье) 2020 года был проведен конституционный референдум, на который был вынесен, в частности, вопрос о количестве конституционных сроков полномочии избрания парламентариев.

В списки участников конституционного референдума было включено 24.475.310 человек; в голосовании приняло участие 5.636.173 участников конституционного референдума или 23,03% (законодательством порог явки участников референдума для признания референдума состоявшимся, не установлен).

«За» вопрос о введении конституционного положения о том, что одно и то же лицо может быть избрано в парламент в целом не более двух конституционных сроков, проголосовало 66,68% участников конституционного референдума, против – 33,32%

Таким образом, в соответствии с конституционной поправкой Конституция Алжира закрепляет положение о том, что одно и то же лицо может занимать выборную должность депутата парламента в целом не более двух конституционных сроков.

В Боливии учрежден двухпалатный парламент в составе 157 парламентариев: Палата депутатов (нижняя палата) – 130 депутатов и Сенат (верхняя палата) – 27 сенаторов.

В целом парламентские выборы проводятся по правилам смешанной избирательной системы: 68 депутатов (из 130) избираются по правилам мажоритарной избирательной системы относительного большинства; 

52 депутата избираются по спискам политических партий по правилам пропорциональной избирательной системы с использованием метода двойных квот.

Конституционный срок полномочий составляет пять лет.

В соответствии с Конституцией Боливии и законодательством одно и то же лицо может быть избрано парламентарием не более двух пятилетних конституционных сроков.

Кроме того, указанное конституционное ограничение количества сроков подряд распространяется также на членов региональных представительных органов государственной власти.

В Венесуэле учрежден однопалатный парламент – Парламент Венесуэлы в составе 167 парламентариев.

В целом парламентские выборы проводятся по правилам смешанной избирательной системы: 113 депутатов (из 167) избираются по правилам мажоритарной избирательной системы относительного большинства; 51 депутат избирается по спискам политических партий по правилам пропорциональной избирательной системы, три депутата – в рамках квотного представительства коренных народов Венесуэлы.

Конституционный срок полномочий составляет пять лет.

В соответствии с Конституцией Венесуэлы и законодательством одно и то же лицо может быть избрано парламентарием не более двух пятилетних конституционных сроков.

В Малайзии учрежден двухпалатный парламент в составе 291 парламентария: Палата представителей (нижняя палата) – 222 депутатов и Сенат (верхняя палата) – 69 сенаторов.

Конституционный срок Палаты представителей – пять лет.

Срок полномочий члена Сената составляет три года и не прерывается роспуском Парламента.

Выборы 222 депутатов Палаты представителей проводятся по одномандатным избирательным округам и мажоритарной избирательной системе относительного большинства.

В соответствии со статьей 45 Конституции Малайзии в состав Сената 26 его членов избираются на косвенных выборах и 43 члена – назначаются главой государства.

В соответствии с Конституцией Малайзии и законодательством член Сената не может занимать свой мандат более двух сроков подряд или иначе, при том условии, что лицо, у которого закончились два или более срока полномочий члена Сената непосредственно перед вступлением в силу данного положения, может оставаться членом Сената до окончания срока его полномочий.

Таким образом, ограничительный подход к количеству сроков замещения одним и тем же лицом выборной должности парламентария используется только в отношении сенаторов как членов верхней палаты парламента в рамках конституционно-правовой конструкции о том, что срок полномочий Сената увязан с ротационным обновлением состава постоянно действующей палаты парламента; при этом каждый сенатор может осуществлять свои полномочия не более чем в течение двух трехлетних конституционных сроков.

В Мексике учрежден двухпалатный парламент в составе 628 парламентариев: Палата депутатов (нижняя палата) – 500 депутатов и Сенат (верхняя палата) – 128 сенаторов.
Выборы Палаты депутатов и Сената проводятся по смешанной (мажоритарно-пропорциональной) избирательной системе.

Конституционный срок полномочий парламента составляет шесть лет.

До 2014 года сенаторы и депутаты двухпалатного Национального конгресса – парламента не могли быть избраны на непосредственно следующий срок (статья 59 Конституции Мексики).

Таким образом, конституционно была предусмотрена возможность интервального, по истечении однократного конституционного срока полномочий парламента, избрания одного и того же лица депутатов или сенатором парламента.

10 февраля 2014 года Национальный конгресс – двухпалатный парламент Мексики принял конституционную поправку, в соответствии с которой предусматривается, что одно и то же лицо может замещать выборную должность парламентария не более четырех шестилетних конституционных сроков, т.е. в совокупности не более 24 лет.

В Палау до 2004 года был учрежден двухпалатный парламент – Национальный конгресс Палау: Палата представителей (нижняя палата) и Сенат (верхняя палата).

Конституционный срок полномочий парламента составляет четыре года.

2 ноября 2004 года одноврменно с парламентскими, президентским и местными выборами был проведен конституционный референдум.

Среди шести вопросов, вынесенных на референдум, был вопрос об ограничении тремя конституционными сроками полномочий избрания одного и того же лица парламентарием (в случае если лицо было избрано в парламент при проведении дополнительных выборов для замещения вакантного депутатского мандата, данный укороченный срок не являлся полным и лицо сохраняло право на последующее трехкратное замещение депутатского мандата), а также вопрос о переходе от двухпалатного к однопалатному парламенту.

В списки участников конституционного референдума был внесен 13.191 избиратель.

«За» вопрос о переходе от двухпалатного к однопалатному парламенту проголосовало 5.086 участников конституционного референдума (55,99%) и 11 штатов страны (из 16), против – 3.997 (44,017%) и пять штатов страны.

Решение о переходе от двухпалатного к однопалатному парламенту было принято.

«За» вопрос об ограничении тремя конституционными сроками полномочий избрания одного и того же лица парламентарием проголосовало 5.601 участник конституционного референдума (60,3%) и 13 штатов страны (из 16), против – 3.667 (39,57%) и три штата страны.

Решение об ограничении тремя конституционными сроками полномочий избрания одного и того же лица парламентарием было принято.

Таким образом, в соответствии с решением конституционного референдума одно и то же лицо может быть избрано парламентарием в целом не более чем на три конституционных срока.

В Того учрежден однопалатный парламент – Национальное собрание Того в составе 91 парламентария.

Парламентские выборы проводятся по пропорциональной избирательной системе в 30 многомандатных избирательных округах (для замещения от трех до 10 депутатских мандатов) с использованием «жестких» списков кандидатов политических партий без использования заградительного барьера для допуска политических партий к распределению депутатских мандатов.

В соответствии с конституционными поправками, принятыми в мае 2019 года, срок полномочий парламента составляет шесть лет (ранее – пять лет).

При этом обновленное конституционное регулирование закрепило положение о том, что одно и то же лицо может быть избрано депутатом парламента не более двух шестилетних конституционных сроков подряд, т.е. совокупно на 12 лет (ранее – одно и то же лицо могло быть избрано депутатом парламента неограниченное количество раз).

На Филиппинах учрежден двухпалатный парламент в составе 316 парламентариев: Палата представителей (нижняя палата) – 292 депутата и Сенат (верхняя палата) – 24 сенатора.

В соответствии с разделом 4 статьи VI Конституции срок полномочий сенаторов – членов верхней палаты парламента составляет шесть лет и начинается в полдень 30 июня года проведения очередных выборов, если законом не будет предусмотрена другая дата.

Сенаторы избираются по мажоритарной избирательной системе относительного большинства по единому общенациональному избирательному округу.

Каждые три года происходит ротация 1/2 состава Сената (12 сенаторов из 24).

Сенатор не может находиться в должности более двух последующих сроков, т.е. ни один из сенаторов не может быть избран в состав Сената более чем на два шестилетних срока полномочий подряд.

Добровольная отставка сенатора со своего поста в любой период времени не рассматривается как прерывание продолжительности его мандата на весь период срока, на который он был избран.

В соответствии с разделом 7 статьи VI Конституции депутаты (члены) Палаты представителей избираются сроком на три года, который начинается в полдень 30 июня года проведения очередных выборов, если законом не будет предусмотрена другая дата.

Депутаты (члены) Палаты представителей не могут находиться в должности более трех последующих сроков.

Добровольная отставка со своего поста в любой период времени не рассматривается как прерывание продолжительности депутатского мандата на весь период срока, на который он был избран.

Таким образом, если сенатор – член Сената (верхней палаты) не может находиться в должности более двух последующих конституционных сроков, то депутат (член) Палаты представителей (нижней палаты) – более трех последующих сроков.

Кроме того, указанное конституционное ограничение количества сроков подряд распространяется также на членов региональных представительных органов государственной власти.

В Эквадоре учрежден однопалатный парламент – Национальное собрание Эквадора в составе 137 парламентариев.

Конституционный срок полномочий составляет четыре года.

В соответствии с Конституцией Эквадора и законодательством одно и то же лицо может быть избрано парламентарием не более двух четырехлетних конституционных сроков.

Кроме того, указанное конституционное ограничение количества сроков подряд распространяется также на членов региональных представительных органов государственной власти.

В отдельных государствах в рамках проведения конституционной реформы рассматривались вопросы о введении конституционного ограничения на количество конституционных сроков избрания лица парламентарием (например, Буркина Фасо).

Так, в Буркина Фасо учрежден однопалатный парламент – Национальное собрание Буркина Фасо в составе 127 парламентариев.

Выборы 111 депутатов (из 127) проводятся по пропорциональной избирательной системе в 45 многомандатных избирательных округах (для замещения от двух до девяти депутатских мандатов); кроме того, выборы 16 депутатов проводятся в рамках единого (национального) избирательного округа.

Конституционный срок полномочий составляет пять лет.

В 2015 году глава государства – Президент Буркина Фасо Рок Марк Кристиан Каборе предложил разработать и принять новую Конституцию Буркина Фасо.

В соответствии с внесенным в 2018 году проектом новой Конституции Буркина Фасо предполагалось, в частности, закрепить положение о том, что одно и то же лицо может быть избрано депутатом парламента совокупно не более чем на три пятилетних конституционных срока, независимо от следования последнего третьего конституционного срока непосредственно за вторым сроком либо любого временного интервала, равного конституционному сроку полномочий парламента.

Таким образом, в соответствии с указанным положением одно и то же лицо могло быть избрано депутатом парламента совокупно не более чем на 15 лет (срок полномочий парламента составляет пять лет).

Конституционный референдум должен был быть проведен 24 марта 2019 года, однако, он пока не проведен: правительство планировало его проведение 22 ноября 2020 года одновременно с президентскими и парламентскими выборами, однако, в конченом счете, конституционный референдум не проводился.

2. Модель интервального избрания парламентарием

В некоторых государствах закреплена конституционная модель интервального избрания депутатом (сенатором) национального парламента (например, Коста-Рика, Перу).

При этом в Перу был проведен конституционный референдум по вопросу о количестве сроков замещения одним и тем же лицом выборной должности парламентария.

Так, в Коста-Рике учрежден однопалатный парламент – Законодательное собрание Коста-Рики в составе 57 парламентариев.

Конституционный срок полномочий Законодательного собрания Коста-Рики составляет четыре года.

Парламентские выборы проводятся по пропорциональной избирательной системе в семи многомандатных избирательных округах, совпадающих с административными границами семи департаментов страны (для замещения от четырех до 19 депутатских мандатов) с использованием «жестких» списков кандидатов политических партий без использования заградительного барьера для допуска политических партий к распределению депутатских мандатов.

Депутаты не могут быть переизбраны на очередной – непосредственно следующий – конституционный срок полномочий, т.е. депутаты действующего состава Законодательного собрания Коста-Рики не могут быть избраны на второй срок подряд, а только после истечения, как минимум, одного четырехлетнего конституционного срока полномочий парламента.

Таким образом, конституционно предусмотрена возможность интервального, по истечении однократного конституционного срока полномочий парламента, избрания одного и того же лица депутатов или сенатором парламента.

В Перу в соответствии с Конституцией учрежден однопалатный парламент – Конгресс Перу в составе 130 парламентариев.

Конституционный срок полномочий парламента составляет пять лет.

Парламентские выборы проводятся по пропорциональной избирательной системе в 26 многомандатных избирательных округах с использованием «открытых» списков кандидатов политических партий с использованием для допуска политических партий к участию в распределении депутатских мандатов 5% заградительного барьера либо получения политической партией не менее семи депутатских мандатов в одном из многомандатных избирательных округов.

В октябре 2018 года парламентом в ходе проведения конституционной реформы и введения модели парламентского бикамерализма предлагалось учредить вторую (верхнюю) палату.

При этом конституционно предлагалось закрепить модель интервального избрания одного и того же лица на соответствующую выборную должность члена национального парламента по истечении очередного конституционного срока полномочий парламента.

Таким образом, в соответствии с парламентскими конституционными поправками депутат нижней палаты и член верхней палаты не мог баллотироваться на новый конституционный срок в соответствующую палату ранее истечения (попуска ими) одного пятилетнего конституционного срока.

Принятые парламентом конституционные поправки были вынесены на конституционный референдум, который состоялся 9 декабря 2018 года.

Первый вопрос конституционного референдума об учреждении верхней палаты парламента был отклонен участниками референдума, тогда как второй вопрос – о количестве конституционных сроков замещения одним и тем же лицом выборной должности парламентария – был одобрен.

3. Модель многократного избрания парламентарием

В некоторых государствах конституционно закреплена модель многократного избрания депутатов (сенаторов) национального парламента (например, Австралия, Великобритания – депутатов нижней палаты, Гаити, Ирландия, Канада – депутатов нижней палаты, Сальвадор, США, Таиланд, Уганда, Франция, Швейцария), либо их пожизненного статуса парламентария в связи с обладанием определенным социальным статусом (например, Великобритания – для членов верхней палаты), либо достижения предельного возраста для замещения должности члена парламента (например, Канада – для членов верхней палаты).

В отдельных государствах в рамках общественных дискуссий или резолюций законодательных органов субъектов государства вносились предложения о введении двух конституционных сроков для замещения одним и тем же лицом должности парламентария, прежде всего в рамках квотного представительства отдельных категорий граждан (например, Австралия, Великобритания, Канада, США – отдельные штаты, Таиланд, Уганда, Франция, Швейцария).

Так, в Австралии учрежден двухпалатный парламент в составе 226 парламентариев: Палата представителей (нижняя палата) – 150 депутатов и Сенат (верхняя палата) – 76 сенаторов.

Палата представителей состоит из 150 депутатов, при этом 148 депутатов избираются по одномандатным территориальным избирательным округам, образованным в границах территории шести штатов, и два депутата избираются от двух территории (Северной и Австралийской столичной) в соответствии с численностью населения.

Количество депутатских мандатов в Палате представителей не является фиксированным и может изменяться.

Так, по результатам парламентских выборов 1993 года в Палате представителей было 147 депутатских мандатов, в 1996 году – 148 депутатских мандатов, а в 2001 году – 150 депутатских мандатов.

Сенат (верхняя палата) – 76 сенаторов (12 сенаторов от каждого из шести штатов и по два сенатора от каждой из двух материковых территорий – Северной и Австралийской столичной); половина Сената избирается каждые три года путем всеобщих прямых выборов на шестилетний срок, в то время как от территорий все четыре сенатора избираются каждые три года.

Срок полномочий депутатов Палаты представителей составляет три года, Сената – шесть лет с ротацией части (одной второй состава) сенаторского корпуса каждые три года, за исключением четырех сенаторов, представляющих федеральные территории, максимальный конституционный срок полномочий которых составляет не шесть лет, а три года.

В соответствии с законодательством одно и то же лицо может замещать должность парламентария неограниченное количество раз.

В последнее время в стране проводились общественные дискуссии по вопросу о введении ограничения на количество сроков избрания одного и того же лица парламентарием.

Так, вносились предложения о введение двух сроков (либо даже одного срока) для замещения одним и тем же лицом должности парламентария при одновременном увеличении с трех до четырех лет срока полномочий Палаты представителей.

В Гаити учрежден двухпалатный парламент в составе 149 парламентариев: Палата депутатов (нижняя палата) – 119 депутатов и Сенат (верхняя палата) – 30 сенаторов.

Конституционный срок полномочий Палаты депутатов составляет четыре года.

Каждые два года в отношении одной трети членов Сената (10 сенаторов) проводятся ротационные выборы.

Выборы депутатов Палаты депутатов проводятся по модифицированной мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства, в рамках которой для избрания в первом туре голосования кандидат должен получить не менее 50% действительных голосов избирателей либо не менее чем на 25% действительных голосов избирателей больше, чем другой кандидат; в противном случае проводится второй тур голосования.

Ротационные выборы 10 членов Сента проводятся по 10 одномандатным избирательным округам, совпадающим с административными границами 10 департаментов страны, по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства.

В соответствии с Конституцией Гаити и законодательством депутаты Палаты депутатов могут быть переизбраны неограниченное число раз, т.е. одно и то же лицо может быть избрано депутатом парламента без каких-либо ограничений по количеству конституционных сроков.

В Ирландии учрежден двухпалатный парламент в составе 190 парламентариев: Палата представителей (нижняя палата) – 160 депутатов и Сенат (верхняя палата) – 30 сенаторов.

Выборы депутатов Палаты представителей проводятся по избирательной системе единственного передаваемого голоса.

В соответствии с Конституцией Ирландии и законодательством при проведении выборов Палаты представителей замещению подлежит 160 депутатских мандатов.

При этом в соответствии с законодательством член Палаты представителей, который был ее председателем непосредственно перед роспуском Палаты, автоматически рассматривается как избранный член Палаты представителей на последующих досрочных выборах без проведения голосования по его кандидатуре.

Таким образом, членом Палаты представителей нового созыва автоматически становится руководитель (председатель) палаты прежнего созыва, т.е. в силу занимаемой им ранее парламентской должности и на этой основе одно и то же лицо, замещающее должность председателя палаты, может наделяться статусом парламентария неограниченного количество раз.

11 человек (из 60) членов Сената назначаются Премьер-министром Ирландии, а 49 сенаторов избираются путем непрямых (косвенных) выборов – коллегией выборщиков (университетами и представителями профессий по пропорциональной избирательной системе), из них 43 сенатора избираются из списка кандидатов, а еще по три сенатора избираются Национальным университетом Ирландии и Университетом Дублина.

Для проведения косвенных выборов образуется 41 многомандатный избирательный округ.

Кандидаты выдвигаются при получении поддержки не менее 10 избирателей – представителей соответствующего университета, либо поддержки четырех членов парламента или уполномоченного органа по выдвижению кандидатов в случае их выдвижения в качестве кандидатов общего (т.е. не от соответствующего университета) списка кандидатов.

Выборщики принимают участие в голосовании лично либо по почте.

Законодательство также не предусматривает каких-либо ограничений по количеству сроков для замещения одним и тем же лицом должности сенатора.

В Сальвадоре учрежден однопалатный парламент – Законодательная ассамблея Сальвадора в составе 84 парламентариев.

Конституционный срок полномочий депутатов Законодательной ассамблеи составляет три года.

Конституционный срок полномочий депутатов Законодательной ассамблеи начинается 1 мая года их избрания (статья 124 Конституции Сальвадора).

Парламентские выборы проводятся по пропорциональной избирательной системе в 14 многомандатных избирательных округах, совпадающих с административными границами 14 департаментов страны (для замещения от трех до 16 депутатских мандатов), с использованием «открытых» списков кандидатов политических партий и без использования заградительного барьера для допуска политических партий к распределению депутатских мандатов.

Депутатский состав парламента обновляется каждые три года и действующие депутаты могут быть переизбраны (статья 124 Конституции Сальвадора).

В отдельных государствах в рамках общественных дискуссий вносились предложения (общественные петиции) о введении, в частности, двух конституционных сроков для замещения одним и тем же лицом должности парламентария, прежде всего в рамках квотного представительства отдельных категорий граждан (например, Великобритания, Канада, Таиланд, Уганда, Франция, Швейцария).

Так, в Великобритании учрежден двухпалатный парламент в составе 1.441 парламентария: Палата общин (нижняя палата) – 650 депутатов и Палата лордов (верхняя палата) – 791 член палаты.

Срок полномочий депутатов Палаты Общин – пять лет.

Депутаты Палаты Общин избираются по мажоритарной избирательной системе относительного большинства по одномандатным избирательным округам, когда кандидат, получивший больше действительных голосов избирателей соответствующего одномандатного избирательного округа, чем любой другой кандидат, считается избранным.

Палата лордов – верхняя палата не избирается, право заседать в ней приобретается по наследству, либо по назначению британского монарха.

В начале 1999 года в палате было более 1.200 человек (наследственных и пожизненных пэров, лордов-судей по апелляциям и «духовных лордов» – двух архиепископов и 24 епископа англиканской церкви – высшей апелляционной судебной инстанции).

В октябре 1999 года Палата лордов проголосовала за отмену института наследственных пэров, в результате палату должны были покинуть абсолютное большинство из заседавших в ней 759 графов, герцогов и баронов).

В 2009 году в рамках политической дискуссии вносилось, в том числе представителями одного из комитетов Палаты общин, предложение о введении ограничений для депутатов Палаты общин в части замещения одним и тем же лицом должности депутата не более четырех сроков (в том числе в связи с необходимостью гендерного, молодежного обновления депутатского корпуса нижней палаты парламента, избрания в состав палаты представителей национальных меньшинств).

В мае 2017 года инициаторы собирали подписи 10.000 избирателей в поддержку общественной петиции о введении запрета на замещение одним и тем же лицом должности парламентария более двух пятилетних сроков (двух электоральных циклов) (по состоянию на 3 мая были собраны подписи семи избирателей и дальнейший сбор подписей был прекращен в связи с назначением на 8 июня 2017 года досрочных выборов депутатов Палаты общин).

В Канаде учрежден двухпалатный парламент в составе 443 парламентариев: Палата общин (нижняя палата) – 338 депутатов и Сенат (верхняя палата) – 105 членов Сената.

Срок полномочий Палаты Общин – четыре года.

При проведении выборов депутатов Палаты Общин применяется мажоритарная избирательная система относительного большинства в рамках одномандатных территориальных избирательных округов.

Члены Сената назначаются Генерал-губернатором Канады по рекомендации Премьер-министра Канады.

Члены Сената как представители провинций страны назначаются Генерал-губернатором Канады по совету (рекомендации) Премьер-министра Канады и исполняют полномочия сенатора до достижения предельного возраста для замещения должности члена Сената – до 75 лет (полномочия сенатора прекращаются по достижении им возраста 75 лет (данное возрастное ограничение было введено в 1965 году).

В последнее время в рамках политической дискуссии вносилось предложения о введении законодательных ограничений по количеству сроков для депутатов Палаты общин в части замещения одним и тем же лицом должности депутата.

Кроме того, вносились предложения о том, чтобы политические партии в рамках внутрипартийных электоральных процедур, не выдвигали в качестве кандидатов лиц, которые уже замещали должности парламентария три и более раз.

При этом в последнее время проводится также обсуждение вопроса о введении законодательных ограничений по количеству сроков для депутатов и выборных должностных лиц органов местного самоуправления в части замещения одним и тем же лицом должности муниципального депутата или мэра.

Так, при проведении 20–25 марта 2019 года социологической организацией «The Angus Reid Institute» опроса 1.600 респондентов по вопросу «Считаете ли Вы необходимым или ненужным установление количества сроков для замещения одним и тем же лицом выборной должности парламентария?», результаты которого были обнародованы 

17 апреля, 54% респондентов полагали необходимым установление ограничений для замещения одним и тем же лицом выборной должности федерального парламентария, 29% выступали против, 17% – не имели какого-либо определенного мнения относительно установления указанного ограничения.

В США на федеральном уровне не существует каких-либо ограничений для замещения одним и тем же лицом выборной должности члена Конгресса США.

При этом, начиная с 1989 года, рядом законодательных органов штатов в инициативном порядке были приняты резолюции, призывающие Конгресс США инициировать принятие конституционной поправки (по аналогии с президентской поправкой о количестве сроков), предусматривающей введение ограничений для занятия одним и тем же лицом выборной должности члена Конгресса США (например, Айдахо (1992 год), Гавайи (1990 год), Южная Дакота (1989 год), Флорида (2012 год), Юта (1990 год)5.

Кроме того, в 16 штатах приняты законодательные акты, устанавливающие ограничения на количество сроков замещения одним и тем же лицом выборной должности члена законодательного органа штата (например, Аризона, Арканзас, Южная Дакота, Иллинойс, Калифорния, Колорадо, Луизиана, Миссури, Мичиган, Монтана, Мэн, Небраска, Невада, Огайо, Оклахома, Флорида).

Так, в штате Аризона закреплено, что одно и то же лицо не может замещать выборную должность члена соответствующей палаты законодательного органа штата более четырех двухлетних сроков подряд, при этом установление запрета на общее количество сроков (помимо подряд) законодательно не установлено.

В штате Арканзас законодательно установлена 16-летняя общая продолжительность замещения одним и тем же лицом выборной должности члена двухпалатного законодательного органа штата (совокупно в качестве члена нижней и верхней палаты); при этом до 2014 года одно и то же лицо было вправе замещать выборную должность члена нижней палаты в течение трех двухлетних сроков (т.е. в целом в течение шести лет), члена верхней палаты – двух четырехлетних сроков (т.е. в целом в течение восьми лет).

В штате Южная Дакота законодательно закреплено положение о том, что одно и то же лицо не может замещать выборную должность члена соответствующей палаты законодательного органа штата более четырех двухлетних сроков подряд.

В штате Иллинойс закреплено, что председатель (президент) Сената – верхней палаты законодательного органа штата, а также лидер парламентской политической оппозиции (т.е. парламентского меньшинства) не могут замещать указанные должности более 10 лет.

В штате Калифорния закреплено, что одно и то же лицо не может замещать выборную должность члена двухпалатного законодательного органа штата (совокупно в качестве члена нижней и верхней палаты) более 12 лет подряд (т.е. вне зависимости от его избрания в нижнюю палату, либо верхнюю палату); при этом до проведения 5 июня 2012 года выборов законодательного органа штата действовало ограничение, введенное в 
1990 году, предусматривавшее, что член законодательного органа штата не мог замещать более трех двухлетних сроков выборную должность члена нижней палаты (т.е. в целом в течение шести лет) и двух четырехлетних сроков – члена верхней палаты (т.е. в целом в течение восьми лет).

В штате Колорадо одно и то же лицо не вправе замещать выборную должность члена нижней палаты законодательного органа штата в течение четырех двухлетних сроков подряд (т.е. в целом в течение восьми лет), члена верхней палаты – двух четырехлетних сроков (т.е. в целом в течение восьми лет).

В штате Луизиана законодательно закреплено, что одно и то же лицо не может замещать выборную должность члена двухпалатного законодательного органа штата совокупно более трех четырех двухлетних сроков подряд (т.е. в целом в течение 12 лет) вне зависимости от его избрания в нижнюю палату, либо верхнюю палату.

В штате Миссури закреплено, что одно и то же лицо не может замещать выборную должность члена нижней палаты в течение четырех двухлетних сроков подряд (т.е. в целом в течение восьми лет), члена верхней палаты – двух четырехлетних сроков (т.е. в целом в течение восьми лет); при этом члены законодательного органа штата (по достижении указанных предельных сроков) могут быть избраны членом другой палаты, при этом, однако, совокупный срок пребывания в законодательном органе штата для данного лица совокупно не может превышать 16 лет.

В штате Мичиган установлено, что одно и то же лицо не может замещать выборную должность члена нижней палаты в течение трех двухлетних сроков (т.е. в целом в течение шести лет), члена верхней палаты – двух четырехлетних сроков (т.е. в целом в течение восьми лет).

В штате Монтана законодательно закреплено, что одно и то же лицо не может замещать выборную должность члена нижней палаты законодательного органа штата более четырех двухлетних сроков подряд (т.е. в целом в течение восьми лет) в рамках 16-летнего периода, члена верхней палаты – двух четырехлетних сроков (т.е. в целом в течение восьми лет) в рамках 16-летнего периода.

В штате Мэн закреплено, что одно и то же лицо не может замещать выборную должность члена двухпалатного законодательного органа штата совокупно более четырех двухлетних сроков подряд (т.е. в целом в течение восьми лет) вне зависимости от его избрания в нижнюю палату, либо верхнюю палату; при этом установление запрета на общее количество сроков (помимо подряд) законодательно не установлено.

В штате Небраска законодательно закреплено положение о том, что одно и то же лицо не может замещать выборную должность члена однопалатного законодательного органа штата более двух четырехлетних сроков подряд (т.е. в целом в течение восьми лет); при этом по истечении четырех лет с момента окончания указанных двух четырехлетних сроков лицо вправе вновь принимать участие в выборах на тех же основаниях и условиях, т.е. законодательно предусмотрена модель так называемого интервального (при пропуске установленного календарного срока) замещения одним и тем же лицом выборной должности члена законодательного органа штата.

В штате Невада закреплено, что одно и то же лицо не может замещать выборную должность члена нижней палаты в течение шести двухлетних сроков (т.е. в целом в течение 12 лет), члена верхней палаты – трех четырехлетних сроков (т.е. в целом в течение 12 лет).

В штате Огайо законодательно закреплено, что одно и то же лицо не может замещать выборную должность члена нижней палаты в течение четырех двухлетних сроков подряд (т.е. в целом в течение восьми лет), члена верхней палаты – двух четырехлетних сроков подряд (т.е. в целом в течение восьми лет).

В штате Оклахома законодательно установлена 12-летняя общая продолжительность замещения одним и тем же лицом выборной должности члена двухпалатного законодательного органа штата (совокупно в качестве члена нижней и верхней палаты); при этом если для лица первое его избрание членом законодательного органа штата производилось при проведении специальных парламентских выборов, то срок его пребывания в указанной выборной должности не учитывается.

В штате Флорида закреплено, что одно и то же лицо не может замещать выборную должность члена законодательного органа штата более восьми лет подряд, при этом установление запрета на общее количество сроков (лет) (помимо подряд) законодательно не установлено.

При этом шесть штатов, первоначально введшие ограничения на замещение одним и тем же лицом выборной должности члена законодательного органа штата, впоследствии отменили указанный запрет (например, Массачусетс – в 1997 году (отменено в судебном порядке), Вашингтон – в 1998 году (в судебном порядке), Орегон – в 2002 году (в судебном порядке как неконституционный), Айдахо – отменено законодателем в 2002 году, Юта – отменено законодателем в 2003 году, Вайоминг – в 2004 году (в судебном порядке как неконституционный).

На муниципальном уровне в некоторых штатах также имеются ограничения на замещение одним и тем же лицом выборной должности органов местного самоуправления (например, Калифорния, Луизиана, Огайо).

В Таиланде в 2016 году была выдвинута общественная петиция о проведении конституционного референдума, предусматривающая введение максимального замещения одним и тем же лицом любой выборной должности не более двух четырехлетних конституционных сроков (не была реализована).

В Уганде учрежден однопалатный парламент – Парламент Уганды.

Численность депутатского корпуса является «плавающей»: так, в 2006 году замещению подлежало 319 депутатских мандатов, 2011 году – 375, в 2016 году – 426 депутатских мандатов, в том числе так называемые прямые депутатские мандаты, гендерные (женские) депутатские мандаты, а также специальные депутатские мандаты (молодежь, военнослужащие, рабочие).

Кроме того. 13 депутатских мандатов замещаются по должности.

В целом в соответствии с законодательством при проведении в 2016 году очередных парламентских выборов замещалось 426 депутатских мандатов, в том числе в рамках разнообразного квотного представительства отдельных социальных категорий.

Так, из 426 депутатов парламента 289 депутатов избиралось по одномандатным избирательным округам, 112 – по так называемым «женским» избирательным округам, 10 – от военнослужащих, 5 – от молодежи, 5 – от лиц с ограниченными физическими возможностями, 5 – от рабочих; кроме того, 13 депутатских мандатов замещалось по должности.

При проведении парламентских выборов применяется мажоритарная избирательная система относительного большинства.

Конституционный срок полномочий депутатов парламента составляет пять лет.

В последнее время вносились предложения по вопросу о введении ограничения на количество сроков избрания одного и того же лица парламентарием в отношении отдельных категорий квотных парламентариев, прежде всего женщин, военнослужащих и лиц с ограниченными физическими возможностями.

Так, вносились предложения о введение двух сроков для замещения одним и тем же лицом должности парламентария, прежде всего в рамках квотного представительства.

Однако, данные предложения были отвергнуты как дискриминационные в отношении отдельных категорий лиц (по отношению ко всем депутатам), которым гарантируется предоставление квотных депутатских мандатов.

Во Франции учрежден двухпалатный парламент в составе 1.015 парламентариев: Национальное собрание (нижняя палата) – 577 депутатов и Сенат (верхняя палата) – 438 членов.

Депутаты Национального собрания избираются по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства в два тура голосования.

Члены Сената избираются на косвенных выборах коллегиями выборщиков по мажоритарной либо пропорциональной части смешанной избирательной системы коллегиями выборщиков, образованными в каждом департаменте страны и иных территориальных образованиях.

Срок полномочий Национального собрания – пять лет.

Срок полномочий Сената – шесть лет.

В рамках совершенствования парламентского и избирательного законодательства в настоящее время рассматривается вопрос о возможности введения ограничения тремя конституционными сроками замещение одним и тем же лицом выборной должности парламентария6.

В Швейцарии учрежден двухпалатный парламент в составе 246 парламентариев: Национальный совет (нижняя палата) – 200 депутатов и Совет кантонов (верхняя палата) – 46 сенаторов.

При проведении выборов 200 депутатов Национального совета применяется смешанная избирательная система с избирательными округами, совпадающими с административными границами кантонов, преференциальным голосованием избирателей по пропорциональной части избирательной системы.

За исключением кантонов Невшатель и Юра, в которых применяется пропорциональная избирательная система, в остальных 24 кантонах используется мажоритарная избирательная система относительного большинства, при этом ряд кантонов с двухсенаторским представительством используют иные методики для распределения мандатов (так, в полукантоне Аппенцелль-Иннерроден член Совета кантонов избирается непосредственно собранием народа кантона).

Срок полномочий Национального совета – четыре года, Совета кантонов – «нефиксированный» (срок полномочий членов палаты определяется кантональным законодательством).

Еще в 2009 году в ходе общественной дискуссии было отклонено предложение о введении ограничения двумя конституционными сроками замещение одним и тем же лицом выборной должности парламентария.

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] 14 июля 2011 года 193-м членом ООН стало новое государство в Африке – Южный Судан; в ноябре 2012 года Генеральная Ассамблея ООН, членами которой являются 193 государства, своей резолюцией признала Палестину государством в статусе наблюдателя.

[2] Ни в одном из 57 государств – участников ОБСЕ национальные конституции и законодательство не предусматривают какие-либо ограничения по количеству сроков для замещения одним и тем же лицом выборной должности парламентария (за исключением назначаемых членов верхних палат в отдельных государствах (например, Великобритания, Канада).

На Американском континенте национальные конституции и законодательство 6 государств предусматривают ограничения по количеству сроков для замещения одним и тем же лицом выборной должности парламентария (например, Боливия, Венесуэла, Коста-Рика, Мексика, Перу, Эквадор).

В Азиатско-Тихоокеанском регионе национальные конституции и законодательство трех государств предусматривают ограничения по количеству сроков для замещения одним и тем же лицом выборной должности парламентария, либо члена только одной из палат парламента (например, Малайзия, Филиппины, Палау).

В Ближневосточном регионе ни одно из государств в национальных конституциях и законодательстве не предусматривает ограничений по количеству сроков для замещения одним и тем же лицом выборной должности парламентария.

На Африканском континенте только в Того конституция и законодательство предусматривает ограничение по количеству сроков для замещения одним и тем же лицом выборной должности парламентария; при этом еще в одном государстве – в Буркина Фасо в рамках проведения в конце 2020 года одновременно с всеобщими выборами конституционного референдума предполагается введение соответствующих ограничений по количеству сроков для парламентариев.

Таким образом, в целом в 10 государствах конституционно и законодательно предусмотрены ограничения по количеству сроков замещения одним и тем же лицом выборной должности парламентария (например, Боливия, Венесуэла, Коста-Рика, Малайзия, Мексика, Палау, Перу, Того, Филиппины, Эквадор).

[3] В целом, в 22 государствах региона ОБСЕ (из 56) имеются двухпалатные парламенты, из них в 15 государствах формирование составов верхних палат парламентов осуществляется на основе косвенных выборов и (или) назначения (например, Австрия, Беларусь, Бельгия, Босния и Герцеговина, Великобритания, Ирландия, Казахстан, Канада, Нидерланды, Российская Федерации, Словения, Таджикистан, Узбекистан, Франция, ФРГ), в двух государствах – в рамках смешанного порядка на основе сочетания всеобщих и прямых выборов по соответствующей избирательной системе и косвенных выборов (например, Испания, Италия), в четырех государствах – в рамках мажоритарной избирательной системы (например, Польша, США, Чехия, часть канонов Швейцарии), в двух государствах – в рамках пропорциональной избирательной системы (например, Румыния, один из кантонов Швейцарии).

[4] Местные представительные органы подали петицию в Конституционный суд Южной Кореи о признании указанного ограничения неконституционным и противоречащим Акту о местной автономии, однако, в конечном счете, Суд оставил петицию без удовлетворения.

[5] В целом, как показывают опросы общественного мнения, около 82% американцев поддерживают идею об установлении для членов Конгресса США ограничения количества сроков замещения одним и тем же лицом выборной должности федерального парламентария.

[6] Кроме того, в соответствии с предложениями, подготовленными в 2019 году в рамках подготовки к проведению конституционной реформы, предполагается сократить численность депутатского корпуса нижней палаты и сенаторского корпуса верхней палаты парламента.

Приложение
КОЛИЧЕСТВО СРОКОВ ПОЛНОМОЧИЙ ДЕПУТАТОВ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПАРЛАМЕНТОВ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

п/п

Государство

Модель кратного количества сроков избрания парламентарием

Модель интервального избрания парламентарием

Модель многократного избрания парламентарием (неограниченного количества сроков)

1

Австралия

 

 

Да

2

Алжир

Да

 

 

3

Боливия

Да

 

 

4

Буркина Фасо

 

 

Да

5

Великобритания

 

 

Да

6

Венесуэла

Да

 

 

7

Гаити

 

 

Да

8

Ирландия

 

 

Да

9

Канада

 

 

Да

10

Коста-Рика

 

Да

 

1

Малайзия

Да

 

 

12

Мексика

Да

 

 

13

Палау

Да

 

 

14

Перу

 

Да

 

15

Сальвадор

 

 

Да

16

США

Да (15 штатов)

Да (штат Небраска)

Да (34 штата)

17

Таиланд

 

 

Да

18

Того

Да

 

 

19

Уганда

 

 

Да

20

Филиппины

Да

 

 

21

Франция

 

 

Да

22

Швейцария

 

 

Да

23

Эквадор

Да

 

 

 

ИТОГО:

10

3

12

 

Примечание: В отдельных государствах в рамках проведения конституционной или электоральной реформы рассматривались (рассматриваются) или были разрешены вопросы о введении конституционного ограничения по количеству сроков избрания лица парламентарием (например, Австралия, Алжир, Буркина Фасо, Великобритания, Канада, Палау, США, Таиланд, Того, Уганда, Франция, Швейцария).

Так, в США, начиная с 1989 года, рядом законодательных органов штатов были приняты резолюции, призывающие Конгресс США инициировать принятие конституционной поправки (по аналогии с президентской поправкой о количестве сроков), предусматривающей введение ограничений для занятия одним и тем же лицом выборной должности члена Конгресса США (например, штаты Айдахо, Гавайи, Южная Дакота, Флорида, Юта).

При этом в 16 штатах приняты законодательные акты, устанавливающие ограничения на количество сроков замещения одним и тем же лицом выборной должности члена однопалатного или двухпалатного законодательного органа штата (например, Аризона, Арканзас, Южная Дакота, Иллинойс, Калифорния, Колорадо, Луизиана, Миссури, Мичиган, Монтана, Мэн, Небраска, Невада, Огайо, Оклахома, Флорида).

В Того в соответствии с конституционными поправками, принятыми в мае 2019 года, обновленное конституционное регулирование закрепило положение о том, что одно и то же лицо может быть избрано депутатом парламента не более двух шестилетних конституционных сроков подряд, т.е. совокупно на 12 лет (ранее – одно и то же лицо могло быть избрано депутатом парламента неограниченное количество раз).

В Буркина Фасо 22 ноября 2020 года одновременно с президентскими и парламентскими выборами планировалось проведение конституционного референдума по вопросу о том, что одно и то же лицо может быть избрано депутатом парламента совокупно не более чем на три пятилетних конституционных срока, независимо от следования последнего третьего конституционного срока непосредственно за вторым сроком либо любого временного интервала, равного конституционному сроку полномочий парламента; однако, в конечном счете, конституционный референдум не был проведен.