Количество сроков полномочий глав государств ближневосточного региона

Количество сроков полномочий глав государств ближневосточного региона

Владимир Лысенко, член Совета Российского фонда свободных выборов, доктор юридических наук

21 августа, 2020

Институт президентства как главы государства (в ряде случаев наделенного дополнительными конституционными и политико-правовыми характеристиками лидера нации, символа единства отечества, символа национального единства либо являющегося одновременно и главой исполнительной власти) предусмотрен в конституциях и законодательстве восьми государств Ближневосточного региона (например, Израиль, Ирак, Иран, Йемен, Ливан, Объединенные Арабские Эмираты, Палестина, Сирия).

В трех государствах (из 8) президент государства избирается на всеобщих и прямых президентских выборах (например, Иран, Йемен, Сирия); в пяти государствах президент избирается на косвенных президентских выборах (например, Израиль, Ирак, Ливан, Объединенные Арабские Эмираты, Палестина).

При этом в двух государствах, где проводятся всеобщие и прямые президентские выборы, президент является главой государства (например, Йемен, Сирия), тогда как в Иране президент является только главой исполнительной власти1.

В пяти государствах, где проводятся косвенные выборы, президент является главой государства.

В государствах, где президент страны избирается путем проведения всеобщих и прямых выборов, президентские выборы проводятся с использованием, как правило, мажоритарной избирательной системы абсолютного большинства (в первом туре голосования) и относительного большинства (во втором туре голосования).

Необходимо отметить, что в указанных государствах президентские избирательные системы в обязательном порядке предполагают альтернативность выборов, т.е. наличие двух и более кандидатов на должность главы государства.

Так, в рамках модели «всеобщие и прямые президентские выборы» в Иране в соответствии со статьей 117 Конституции Президент выбирается абсолютным большинством голосов избирателей по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства.

Если в первом туре голосования никто из кандидатов не набирает такого большинства голосов, в пятницу на следующей неделе проводится повторное голосование.

Во втором туре голосования участвуют только два кандидата, набравшие наибольшее количество голосов в первом туре.

Если же кандидаты, набравшие наибольшее количество голосов, откажутся от участия во втором туре голосования, в нем примут участие два других кандидата, опередивших в первом туре голосования остальных претендентов по количеству голосов избирателей.

Избранным на должность Президента Ирана признается кандидат, набравший больше голосов избирателей, чем второй кандидат.

В Йемене Президент избирается согласно Конституции (статья 106 Конституции Йемена).

Всеобщие и прямые выборы Президента Йемена проводятся (с 1999 года) по смешанной (косвенно-прямой) избирательной процедуре.

Так, в соответствии со статьей 108 Конституции Йемена выдвижение кандидата и выборы Президента Йемена осуществляются в следующем порядке:

- заявление о выдвижении в качестве кандидата на должность Президента Йемена представляется Спикеру Палаты представителей;

- заявление проверяется совместно президиумом Палаты представителей и Консультативным советом (Маджилис аль-шура) для обеспечения того, чтобы кандидат на должность Президента Йемена соответствовал требованиям Конституции Йемена;

- имена кандидатов, отвечающих конституционным требованиям, рассматриваются для одобрения на объединенном заседании Палаты представителей и Консультативного совета; кандидатура одобряется, если обеспечит поддержку по меньшей мере пяти процентов лиц, присутствующих на объединенном заседании палат; подтверждение о выдвижении принимается путем прямого и тайного голосования;

- объединенное заседание Палаты представителей и Консультативного совета выдвигает последовательно по меньшей мере трех кандидатов на должность Президента Йемена до представления кандидатов народу в целях свободных и альтернативных выборов; число кандидатов для президентских выборов не может быть менее двух;

- выборы Президента Йемена проводятся путем прямого голосования народа в ходе состязательных выборов;

- кандидат, получивший абсолютное большинство голосов избирателей, считается избранным Президентом Йемена; если ни один из кандидатов не получает абсолютного большинства, назначаются перевыборы (т.е. повторное голосование) по вышеуказанной процедуре; только два кандидата, получившие наибольшее число поданных голосов, участвуют в перевыборах.

Таким образом, Президент Йемена избирается на всеобщих и прямых выборах по правилам мажоритарной избирательной системы абсолютного большинства из числа не менее двух кандидатов, предварительно одобренных Парламентом Йемена.

В случае если ни один из кандидатов на должность Президента Йемена не получил абсолютное большинство голосов избирателей (50% и более), проводится второй тур голосования, в который выходят два кандидата, получившие в первом туре голосования больше голосов избирателей, чем остальные кандидаты.

Избранным на должность Президента Йемена признается кандидат, получивший больше голосов избирателей, чем другой кандидат.

В Сирии до 3 июня 2014 года Президент избирался на косвенных выборах 250 депутатами Народного совета – однопалатного парламента Сирии с последующим вынесением парламентского решения об избрании лица Президентом Сирии на национальный референдум для его одобрения, и только на указанной основе вступало в силу решение Народного совета об избрании лица на должность Президента Сирии.

В соответствии с новой Конституцией Сирии, принятой на национальном референдуме 26 февраля 2014 года, всеобщие и прямые президентские выборы могут быть проведены при наличии не менее двух кандидатов на должность Президента.

При проведении 3 июня 2014 года первых после принятия новой Конституции всеобщих и прямых выборов Президента Сирии применялась мажоритарная избирательная система абсолютного большинства; в случае, если ни один из кандидатов на должность Президента Сирии не получил абсолютное большинство действительных голосов избирателей (50% плюс один голос), в соответствии со статьей 86 Конституции и законодательством о выборах через 10 дней после дня голосования проводится второй тур голосования, в который выходят два кандидата, получившие наибольшее число голосов избирателей в первом туре голосования.

При проведении второго тура голосования избранным на должность Президента Сирии признается кандидат, получивший больше голосов избирателей, чем другой кандидат.

Итоги голосования и результаты выборов Президента Сирии официально оглашаются Председателем Народного совета.

Конституции и законодательство государств Ближневосточного региона закрепляют различный срок полномочий президента страны, избираемого в ходе проведения всеобщих и прямых президентских выборов, а также возможность избрания лица на эту должность определенное количество раз, при этом применяются различные конституционно-правовые модели регулирования указанных вопросов.

Так, конституционный срок полномочий президента (главы государства), избираемого на всеобщих и прямых выборах, составляет четыре года (например, Иран), в двух государствах – семь лет (например, Йемен, Сирия).

В некоторых из указанных государств проводились конституционные реформы, предусматривающие изменение конституционного срока полномочий президента в сторону его уменьшения (например, Иран) либо в сторону его увеличения (например, Йемен).

Так, в Иране конституционный срок полномочий Президента Ирана составляет четыре года, тогда как ранее – пять лет, т.е. конституционный срок президентских полномочий был уменьшен на один года.

В Йемене срок полномочий Президента Йемена составляет семь лет. При этом до 2006 года конституционный срок полномочий главы государства составлял пять лет; на конституционном референдуме, состоявшемся 20 февраля 2001 года, срок полномочий Президента Йемена был увеличен на два года – с пяти до семи лет.

В соответствии со статьей 112 Конституции Йемена официальный срок для Президента Йемена – семь лет с даты принесения президентской присяги о верности Конституции Йемена.

Конституционный срок полномочий президента, избираемого на косвенных выборах, составляет четыре года в двух государствах (например, Ирак, Палестина), в Объединенных Арабских Эмиратах – пять лет, в Ливане – шесть лет, в Израиле – семь лет.

При этом, в частности, в Израиле срок полномочий Президента Израиля составлял ранее пять лет (с 1949 года по 2000 год); в Палестине конституционный срок полномочий Президента Государства Палестина составляет четыре года (ранее – пять лет).

В конституциях государств Ближневосточного региона закрепляются различные модели количества сроков пребывания в должности президента как главы государства (например, Израиль, Ирак, Йемен, Ливан, Объединенные Арабские Эмираты, Палестина, Сирия) или главы исполнительной власти (например, Иран).

В одних случаях конституционно закрепляется положение о том, что одно и то же лицо не может избираться президентом более одного срока (например, Израиль), либо более двух конституционных сроков (например, Йемен, Ирак), либо более двух конституционных сроков подряд (например, Иран, Сирия), либо закрепляется положение о том, что одно и то же лицо может быть избрано на должность главы государства без ограничения количества конституционных сроков (например, Ливан, Объединенные Арабские Эмираты, Палестина).

При этом при проведении косвенных президентских выборов используются различные модели переизбрания на новый срок: от так называемой интервальной модели (например, Ливан) до модели кратного замещения одним и тем же лицом должности президента страны (например, Израиль, Ирак, Объединенные Арабские Эмираты, Палестина).

Так, в Израиле в рамках модели однократного замещения одним и тем же лицом должности президента до 1963 года лицо вправе было занимать должность Президента Израиля, на которую оно избиралось на пятилетний срок, без каких-либо ограничений по количеству сроков, с 1964 года по 2000 год лицо также могло быть избрано на пятилетний срок президентских полномочий, но при ограничении на занятие указанной должности не более двух сроков; в настоящее время в соответствии со статьей 3 Основного закона о Президенте Государства Президент Израиля занимает должность только один срок.

В рамках модели кратного замещения одним и тем же лицом должности президента в Ираке Президент является главой государства; конституционный срок полномочий которого составляет четыре года; в соответствии со статьей 69 Конституции

Президент Ирака может быть переизбран не более чем еще на один конституционный срок, т.е. не более чем на два четырехлетних конституционных срока.

В рамках модели неограниченного количества избрания одного и того же лица на должность главы государства в Ливане Президент является главой государства и избирается парламентом на шесть лет; в соответствии со статьей 49 Конституции лицо не может быть переизбрано на должность Президента Ливана иначе как после интервала в шесть лет.

В Объединенных Арабских Эмиратах Президент Федерации является главой государства; конституционный срок полномочий Президента и заместителя Президента (Вице-президента) Федерации составляет пять лет; в соответствии со статьей 52 Конституции Президент Федерации и его заместитель (вице-президент) могут быть неоднократно переизбраны на занимаемые ими посты.

В Палестине конституционный срок полномочий Президента Государства Палестина составляет четыре года; Президент Государства Палестина может быть переизбран на указанную должность неограниченное количество раз.

Одной из особенностей института президентства в государствах Ближневосточного региона является конституционное закрепление должностей президента и вице-президента (либо нескольких вице-президентов) в пяти государствах Ближневосточного региона, в которых выборы главы президента проводятся как в ходе всеобщих и прямых выборов (например, Иран, Йемен, Сирия), так и косвенных выборов (например, Ирак, Объединенные Арабские Эмираты).

В двух государствах конституционно предусмотрена должность одного вице-президента (например, Йемен, Объединенные Арабские Эмираты), при этом в трех государствах – должности двух и более вице-президентов (например, Ирак, Иран, Сирия).

Так, в рамках модели «президент – один вице-президент» в Объединенных Арабских Эмиратах учреждена должность вице-президента Федерации, которую по традиции может занимать правитель эмирата Дубай.

В рамках модели «президент – несколько вице-президентов» в Ираке учреждены должности трех вице-президентов Ирака, в Иране конституционно закреплена должность нескольких вице-президентов (заместителей), в том числе первого вице-президента, в Сирии также конституционно установлена модель «президент – несколько вице-президентов» (т.е. модель сочетания фиксированного (нижнего) и нефиксированного (верхнего) числа должностей вице-президента, в рамках которой Президент Сирии, избранный на всеобщих и прямых выборах, непосредственно назначает по своему усмотрению одного или более вице-президентов.

В соответствии с национальными конституциями и законодательство в государствах, в которых проводятся всеобщие и прямые президентские выборы, вице-президенты (заместители президента) назначаются президентом страны (например, Иран, Йемен, Сирия), тогда как в государствах, в которых президенты избираются на косвенных выборах (например, Израиль, Ирак, Ливан, Объединенные Арабские Эмираты, Палестина), вице-президенты избираются на косвенных выборах парламентом (например, Ирак), либо иным высшим государственным органом (например, Объединенные Арабские Эмираты) на срок полномочий главы государства.

При этом вице-президенты подпадают под те же конституционно-правовые ограничения в части количества сроков замещения указанной должности, которые распространяются на главу соответствующего государства.

1. Модель «однократного срока полномочий главы государства»

В отдельных государствах Ближневосточного региона, где проводятся косвенные выборы главы государства, закрепляется модель однократного конституционного срока замещения одним и тем же лицом должности главы государства.

В целом указанная модель – однократного избрания одного и того же лица на должность главы государства – конституционно закреплена только в тех государствах Ближневосточного региона, в которых предусмотрено проведение косвенных президентских выборов (например, Израиль).

Так, в Израиле должность Президента Израиля была учреждена 16 февраля 1949 года.

В соответствии с Основным законом о Президенте Государства от 16 июня 1964 года Президент Израиля является главой государства.

Президент Израиля избирается депутатами Кнессета – парламента Израиля по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства (при необходимости – в два и более тура голосования).

Так, выборы Президента Израиля должны проводиться не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 30 дней до истечения срока полномочий действующего Президента Израиля.

Если должность Президента Израиля становится вакантной до истечения срока его полномочий, выборы должны быть проведены в течение 45 дней с того дня, когда его должность стала вакантной.

Председатель Кнессета после консультаций с заместителем Председателя Кнессета определяет день выборов и уведомляет о нем всех членов Кнессета в письменном виде по крайней мере за 20 дней до их проведения.

Если день выборов не выпадает на день заседаний Кнессета, Председатель Кнессета должен созвать Кнессет для выборов Президента Кнессета.

Когда день выборов определен, группа из любых 10 членов Кнессета может предложить своего кандидата на должность Президента Израиля.

Предложение оформляется в письменном виде и передается Председателю Кнессета вместе с письмом либо телеграммой кандидата, подтверждающими его согласие.

Член Кнессета не может поддерживать предложение более чем одного кандидата на должность Президента Израиля.

Председатель Кнессета уведомляет всех членов Кнессета в письменном виде не позже чем за семь дней до дня проведения выборов о всех предложенных кандидатах на должность Президента Израиля, о тех членах Кнессета, которые поддерживают их, и оглашает список кандидатов на должность Президента Израиля при открытии заседания Кнессета, на котором проводятся выборы.

Выборы Президента Израиля проводятся посредством тайного голосования на заседании Кнессета, которое проводится только с этой целью.

Кандидат на должность Президента Израиля, получивший голоса большинства членов Кнессета, считается избранным (т.е. не менее чем 61 голосами из 120).

Если ни один кандидат не получает такое большинство, проводится второй тур голосования.

Если указанное большинство голосов (не менее чем 61 голос) не набирается и во втором туре голосования, голосование продолжается в следующем порядке: в третьем и в каждом последующем туре голосования кандидат, получивший наименьшее число голосов, исключается из списка кандидатов на должность Президента Израиля.

Кандидат, который в третьем либо в любом из последующих туров голосования наберет большинство голосов членов Кнессета, участвующих в голосовании, считается избранным Президентом Израиля.

Если два кандидата получат равное число голосов, голосование проводится повторно.

Президент Израиля занимает должность по истечении срока полномочий предшествующего Президента Израиля.

Если должность предшествующего Президента Израиль становится вакантной до истечения срока его полномочий, вновь избранный Президент Израиля приносит присягу по возможности в кратчайшие сроки после избрания и приступает к исполнению обязанностей по должности после принесения присяги.

Срок полномочий Президента Израиля составляет семь лет (ранее, с 1949 года по 2000 год, срок полномочий главы государства составлял пять лет).

В соответствии с законодательством одно и то же лицо не может осуществлять обязанности Президента Израиля более одного семилетнего срока (ранее глава государства мог быть избран на два срока подряд).

2. Модель «двух конституционных сроков»

В отдельных государствах Ближневосточного региона при проведении всеобщих и прямых президентских выборов закрепляется модель исключительно двукратного замещения одним и тем же лицом должности главы государства (например, Йемен).

Кроме того, в отдельных государствах Ближневосточного региона, где проводятся косвенные выборы главы государства, также закрепляется модель двукратного подряд конституционного срока замещения одним и тем же лицом должности главы государства (например, Ирак).

Таким образом, в указанных государствах Ближневосточного региона законодательно закрепляется модель двукратного конституционного срока замещения одним и тем же лицом должности главы государства (например, Ирак, Йемен).

Так, в рамках конституционной модели абсолютного двукратного пребывания в должности главы государства в Йемене конституционно закреплено, что Президент Йемена является высшим должностным лицом государства и главой исполнительной власти2.

Исполнительная власть по поручению народа осуществляется Президентом Йемена и Советом министров в рамках, установленных в Конституции Йемена.

В соответствии со статьей 106 Конституции Йемена Президент Йемена – Президент государства избирается согласно Конституции.

Президент Йемена назначает Вице-президента Йемена (в этом случае положения статей 107, 117, 118 и 129 Конституции Йемена применяются к Вице-президенту Йемена).

В соответствии со статьей 124 Конституции Йемена Вице-президент Йемена помогает Президенту Йемена в исполнении обязанностей. Президент Йемена может делегировать некоторые свои функции Вице-президенту Йемена.

Конституционный срок полномочий Президента Йемена составляет семь лет (до 2006 года – пять лет; на конституционном референдуме, состоявшемся 20 февраля 2001 года, срок полномочий Президента Йемена был увеличен на два года – с пяти до семи лет: таким образом, в соответствии со статьей 112 Конституции Йемена официальный срок для Президента Йемена – семь лет с даты президентской присяги о верности Конституции Йемена.

При этом если срок Палаты представителей – нижней палаты парламента истекает в том же месяце, что и срок Президента Йемена, президентский срок продлевается до парламентских выборов.

В течение 60 дней после первого заседания новой Палаты представителей избирается новый Президент Йемена (статья 113 Конституции Йемена).

В соответствии со статьей 112 Конституции Йемена никто не может занимать должность Президента Йемена более двух раз по семь лет.

В Ираке в рамках конституционной модели двукратного пребывания в должности главы государства проводятся косвенные выборы Президента Ирака.

Должность Президента была учреждена 14 июня 1958 года.

В соответствии с Временной Конституцией Президент Ирака является главой государства.

Президент Ирака избирается голосами не менее двух третей членов Совета представителей – органа, предусмотренного Временной Конституцией Ирака. 

Конституционный срок полномочий Президента Ирака составляет четыре года.

Учреждены также должности трех вице-президентов Ирака.

В соответствии с Временной Конституцией Ирака и законодательством одно и то же лицо не может осуществлять обязанности Президента Израиля более двух конституционных сроков.

3. Модель «двух конституционных сроков подряд»

В двух государствах Ближневосточного региона, где проводятся всеобщие и прямые выборы главы государства, закрепляется модель кратного (как правило, двукратного подряд) конституционного срока замещения одним и тем же лицом должности главы государства (например, Иран, Сирия).

В целом указанная модель – двукратного подряд избрания одного и того же лица на должность главы государства – конституционно закреплена в государствах Ближневосточного региона, в которых предусмотрено проведение всеобщих и прямых президентских выборов (например, Иран, Сирия).

Так, в рамках конституционной модели двукратного подряд пребывания одного и того же лица в должности главы государства в Иране верховная власть в Иране принадлежит Духовному лидеру страны – главе государства.

Духовный лидер страны избирается на указанную должность пожизненно.

В соответствии со статьей 113 Конституции Ирана после Духовного лидера Президент является высшим официальным лицом страны.

Исполнительная власть осуществляется Президентом Ирана и министрами во всех случаях, кроме тех, которые Конституцией Ирана отнесены к ведению Духовного лидера страны (статья 60 Конституции Ирана)3, т.е. Президент Ирана не является главой государства  (т.е. Президент Ирана выполняет классические представительские функции (в частности, получение верительных грамот послов иностранных государств), а также функции премьер-министра (после упразднения этой должности).

Он отвечает за выполнение Конституции Исламской Республики Иран, стоит во главе исполнительной власти и руководит во всех сферах, кроме тех, что отнесены к непосредственному ведению Духовного лидера страны.

Президент Ирана избирается прямым и всеобщим голосованием народа.

Порядок проведения выборов Президента Ирана определяется законом.

Президент Ирана должен выбираться из религиозно-политических деятелей, отвечающих следующим требованиям: иранское происхождение, гражданство Ирана, распорядительность и организационные способности, достойная биография и набожность, религиозность, вера в основы Исламской Республики и исповедование официальной религии страны.

В октябре 2012 года в Закон о выборах Президента Ирана были внесены изменения, предусматривающие, что кандидат на должность Президента Ирана должен быть не моложе 45 и не старше 75 лет, иметь, по меньшей мере, степень магистра либо эквивалентную ей степень традиционных исламских школ высшего образования.

В соответствии со статьями 124 и 125 Конституции Ирана Президент Ирана может иметь заместителей для выполнения его полномочий, предусмотренных законом.

Первый вице-президент по согласованию с Президентом Ирана направляет деятельность Кабинета министров и других заместителей Президента Ирана.

В случае смерти, отстранения от должности, отставки, отсутствия или болезни Президента Ирана в течение срока, большего, чем два месяца, либо в случае, когда срок полномочий Президента Ирана истек, а новый Президент Ирана по каким-либо причинам еще не выбран, а также в других подобных случаях первый вице-президент с согласия Духовного лидера страны принимает на себя полномочия Президента Ирана, а Совет, состоящий из Председателя Меджлиса, главы судебной власти и первого вице-президента, обязан в течение 50 дней организовать выборы нового Президента Ирана.

В случае смерти первого вице-президента либо в других случаях, когда он не может принять на себя эти обязанности, а также если при Президенте Ирана нет должности первого вице-президента, лидер страны назначает вместо него другое лицо (статья 131 Конституции Ирана).

В то время, когда первый вице-президент или назначенное вместо него другое лицо исполняют обязанности Президента Ирана, запрещается отзывать министров и выносить им вотум недоверия, а также предпринимать действия, направленные на пересмотр Конституции или проведение референдума.

Президент Ирана может быть избран на всеобщих и прямых выборах членом Собрания экспертов по выборам лидера страны и, таким образом, совмещать две выборные должности – Президента Ирана и члена Собрания экспертов по выборам лидера страны4.

Конституционный срок полномочий Президента Ирана составляет четыре года (ранее – пять лет).

Так, в соответствии со статьей 114 Конституции Ирана Президент Ирана избирается на четыре года прямым голосованием народа.

Президент Ирана может избираться только на два срока подряд (статья 114 Конституции Ирана)5.

В Сирии в соответствии со статьей 83 новой Конституции Сирии, принятой на национальном референдуме 16 февраля 2014 года, Президент Сирии и Премьер-министр осуществляют исполнительную власть от имени народа и в пределах, предусмотренных Конституцией Сирии.

Впервые должность Президента Сирии была введена 17 апреля 1946 года.

Президент Сирии как глава государства занимает центральное место в государственном механизме страны, наделен решающими властными полномочиями и фактически стоит над всеми другими ветвями государственной власти.

Президент Сирии избирается на всеобщих и прямых выборах (с 3 июня 2014 года).

Ранее Президент Сирии избирался всенародным референдумом, а именно: кандидат на должность Президента Сирии выдвигался Народным советом – парламентом Сирии по рекомендации регионального руководства правящей Партии арабского социалистического возрождения и представлялся

Народным советом на утверждение национального референдума.

Президент Сирии назначает одного или более вице-президентов Сирии6.

В соответствии со статьей 88 Конституции Сирии срок полномочий Президента Сирии составляет семь лет.

В соответствии с Конституцией Сирии одно и то же лицо не может осуществлять обязанности Президента Сирии более двух семилетних сроков подряд.

Действующий Президент Сирии Башар Асад был избран на первых всеобщих и прямых президентских выборах, состоявшихся 3 июня 2014 года7.

4. Модель «неограниченного количества конституционных сроков»

В трех государствах Ближневосточного региона, где проводятся косвенные выборы главы государства, применяется модель избрания одного и того же лица на должность главы государства неограниченное количество раз (например, Объединенные Арабские Эмираты, Палестина), в том числе при условии пропуска лицом, замещающем должность главы государства, как минимум, одного интервального конституционного срока  (например, Ливан).

В целом указанная модель – избрания одного и того же лица на должность главы государства – конституционно закреплена только в государствах Ближневосточного региона, в которых предусмотрено проведение косвенных президентских выборов.

Так, в Объединенных Арабских Эмиратах должность Президента Федерации была учреждена 2 декабря 1971 года.

Президент Федерации является главой государства.

Президент Федерации избирается членами Высшего совета Федерации, который является высшим органом власти Федерации, состоящим из правителей семи эмиратов, входящих в Федерацию, либо из лиц, замещающих правителей эмиратов в случае их отсутствия или в случае, когда последние были освобождены от присутствия в Совете.

Каждый из эмиратов имеет один голос при обсуждении вопросов в Совете (статья 46 Конституции Объединенных Арабских Эмиратов).

Высший совет Федерации избирает из своего состава Президента и заместителя Президента Федерации сроком на пять лет.

Заместитель Президента Федерации исполняет все полномочия Президента Федерации в случае отсутствия последнего по какой-либо причине.

Должность Президента Федерации по традиции занимает правитель эмирата Абу-Даби.

Должность Вице-президента Федерации по традиции занимает правитель эмирата Дубай.

В случае образования вакансии поста Президента Федерации или его заместителя (вице-президента Федерации) по причине смерти или ухода с должности либо по причине того, что один из них перестал в силу каких-либо обстоятельств быть правителем своего эмирата, Высший совет Федерации подлежит созыву на заседание в течение одного месяца с этой даты с целью избрания его преемника для замещения образовавшейся вакансии на пятилетний срок, указанный в статье 52 Конституции Объединенных Арабских Эмиратов.

Президент Федерации и его заместитель могут быть избраны на занимаемые ими посты неограниченного количество раз.

В Палестине Президент Государства Палестина является главой государства.

Должность Президента Палестины учреждена 2 апреля 1989 года.

Срок полномочий Президента Государства Палестина составляет четыре года.

Президент Государства Палестина избирается депутатами законодательного совета Палестины (при этом в соответствии с Законом о выборах 2005 года Президент Палестины и депутаты Палестинского законодательного совета должны избираться на всеобщих прямых свободных выборах при тайном голосовании и в один и тот же день голосования, т.е. на совмещенных выборах; но пока, на практике, глава государства избирается на косвенных выборах).

В соответствии с законодательством одно и то же лицо может быть избрано на должность главы государства без ограничения количества сроков.

В Ливане в соответствии со статьей 49 Конституции Ливана Президент Ливана является главой государства и символом единства Отечества.

Должность Президента Ливана была учреждена 23 мая 1926 года.

Президентом Ливана может быть избран только представитель христиан-маронитов.

Конституционный срок полномочий Президента Ливана составляет шесть лет.

Президент Ливана избирается на косвенных выборах депутатами Палаты депутатов – однопалатного парламента Ливана.

Президент Ливана избирается в первом туре тайным голосованием большинством в две трети членов Палаты депутатов; в следующих турах голосования для избрания достаточно абсолютного большинства голосов членов Палаты депутатов.

В соответствии с Конституцией Ливана и законодательством одно и то же лицо может быть переизбран иначе как после интервала в шесть лет.

МОДЕЛИ КОЛИЧЕСТВА СРОКОВ ПОЛНОМОЧИЙ ГЛАВ ГОСУДАРСТВ БЛИЖНЕВОСТОЧНОГО РЕГИОНА

п/п

Государство

Виды президентских выборов

Модель 

однократного срока

Модель двух 

конституционных сроков

Модель двух 

конституционных сроков подряд

Модель неоднократного количества

 конституционных сроков

1

Израиль

косвенные выборы

Да

 

 

 

2

Ирак

косвенные выборы

 

Да

 

 

3

Иран

всеобщие и прямые выборы

 

 

Да

 

4

Йемен

всеобщие и прямые выборы

 

Да

 

 

5

Ливан

косвенные выборы

 

 

 

Да

6

Объединенные Арабские Эмираты

косвенные выборы

 

 

 

Да

7

Палестина

косвенные выборы

 

 

 

Да

8

Сирия

всеобщие и прямые выборы

 

 

Да

 

 

ИТОГО:

 

1

2

2

3

 

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Президент Ирана выполняет классические представительские функции (например, получение верительных грамот послов), а также функции премьер-министра (после упразднения этой должности).

[2] Должность Президента Йемена была введена 22 мая 1990 года.

Первые всеобщие и прямые президентские выборы были проведены в 1999 году (в 1994 году на косвенных выборах депутатами парламента первым Президентом Йемена был избран Али Абдалла Салех).

[3] Должность Президента Ирана введена 4 февраля 1980 года после того, как Иран стал республикой в результате свержения монархии в 1979 году.

[4] Так, при проведении 25 октября 2015 года одновременно выборов 290 депутатов Меджлиса десятого созыва и выборов 88 членов Собрания экспертов по выборам лидера страны действующий Президент Ирана Хасан Роухани был избран членом Собрания экспертов по выборам лидера страны (конституционный срок полномочий Собрания экспертов по выборам лидера страны составляет восемь лет).

[5] Действующие Президенты Ирана, как правило, переизбирались на второй срок полномочий, за исключением первого Президента Ирана Абольхасана Бонисадра (с 25 января 1980 года по 21 июня 1981 года; снят с должности) и его преемника – Мухаммеда Али Раджаи (со 2 по 30 августа 1981 года; убит).

Бывший Президент Ирана – Али Хаменеи (со 2 октября 1981 года по 2 августа 1989 года; два срока полномочий).

Бывший Президент Ирана – Али-Акбар Хашеми-Рафсаджани (с 3 августа 1989 года по 2 августа 1997 года; два срока полномочий; умер 8 января 2017 года).

Бывший Президент Ирана – Мохаммад Хатами (с 3 августа 1997 года по 2 августа 2005 года; два срока полномочий).

Бывший Президент Ирана – Махмуд Ахмадинежад (избран 3 августа 2005 года, в 2009 году переизбран; срок окончания конституционных полномочий – 2 августа 2013 года).

Президент Ирана – Хасан Роухани (с 3 августа 2013 года; переизбран на второй срок 19 мая 2017 года).

[6] Вице-президент Сирии – Наджах аль-Аттар (женщина) (23 марта 2006 года Наджах аль-Аттар была назначена Вице-президентом Сирии по вопросам культуры, став первой женщиной в арабском мире, назначенной на должность Вице-президента государства).

[7] Башар Асад занимает должность Президента Сирии с 17 июля 2000 года; 10 мая 2007 года он был повторно избран Президентом Сирии на заседании Народного совета – парламента Сирии; 27 мая 2007 года на национальном референдуме решение Народного совета об избрании Президента Сирии было одобрено более 97% участников референдума; 3 июня 2014 года избран Президентом Сирии на первых всеобщих прямых выборах.