Конституционный референдум в Армении 5 апреля 2020 года

Конституционный референдум в Армении 5 апреля 2020 года

Владимир Лысенко, член Совета Российского фонда свободных выборов, доктор юридических наук

07 марта, 2020

6 февраля (четверг) 2020 года Национальное собрание – однопалатный парламент Армении, в состав которого на всеобщих и прямых парламентских выборов избирают 131 депутата, во время внеочередного заседания принял решение о проведении всенародного конституционного референдума по вопросу о досрочной отставке Председателя и членов Конституционного суда Армении1.

За принятие указанного решения проголосовало 88 депутатов парламента, против – 15 (против вынесения вопроса на конституционный референдум проголосовала парламентская фракция «Просвещенная Армения» (арм. – «Лусавор Айастан»), воздержавшихся не было (в голосовании не принимали участие депутаты от парламентской фракции политической парти «Процветающая Армения»).

В соответствии с законопроектом, разработанным правящей парламентской партийной фракцией «Мой шаг» (указанная парламентская фракция представляет в парламенте, среди других, политическую партию «Гражданский договор»), полномочия Председателя и большинства членов Конституционного суда Армении должны быть прекращены в связи с тем, что между полномочиями членов Суда, назначенными до внесения в 2015 году в Конституцию Армении соответствующих поправок, и членами Суда, назначенными после внесения указанных конституционных поправок, имеется существенное конституционно-правовое различие; кроме того, по мнению парламентской партийной фракции «Мой шаг», Председатель Конституционного суда Армении Грайр Товмасян был назначен на указанную должность с нарушением положений законодательства.

Законопроект предлагает изложить в новой редакции статью 213 Конституции Армении от 6 декабря 2015 года в следующем виде: «Пребывание в должностях председателя и членов Конституционного суда прекращается до вступления в силу 7-й главы Конституции»2 (7 глава Конституции Армении вступила в силу 9 апреля 2018 года и после этого членами (судьями) Конституционного суда Армении были назначены только Армен Диланян и Ваге Григорян); остальные семь членов Суда были назначены до указанной календарной даты.

Как известно, в соответствии с конституционными поправками от 6 декабря 2015 года, члены Конституционного суда Армении назначаются сроком на 12 лет, тогда как в соответствии с конституционными положениями 1995 года и 27 ноября 2005 года председатель и члены Суда могли занимать свои должности до достижения предельного возраста пребывания в должности соответственно 65 (Конституция Армении 1995 года) и 70 лет (Конституция Армении 2005 года).

На этой основе, по мнению парламентской фракции «Мой шаг», одни члены Суда фактически могут занимать судейскую должность 33 года (с 1996 года по 2029 год), тогда как другие – всего лишь 12 лет: в этих условиях под конституционные поправки об отзыве не подпадают только двое из девяти членов Конституционного суда Армении, назначенные после 2015 года, тогда как семь членов, в том числе Председатель Конституционного суда Армении, назначенные в состав Суда в соответствии с положениями Конституции Армении в редакции 1995 года и 2005 года, подлежат отзыву.

Согласно подготовленному конституционному законопроекту, полномочия Председателя и членов Конституционного суда Армении, которые были назначены до принятия 7 главы Конституции Армении, должны быть приостановлены; вместо них в состав Суда должны быть назначены лица, кандидатуры которых представляются Кабинетом министров Армении, Президентом Армении и Общим собранием судей (на этой основе, по мнению правящей парламентской партийной фракции «Мой шаг», может быть разрешен текущий конституционно-судебный кризис)3.

Порядок подготовки и проведения референдума регулируется Конституцией Армении от 6 декабря 2015 года, Конституционным законом «О референдуме» от 23 марта 2018 года, Избирательным кодексом Армении от 29 октября 2016 года, другими законодательными актами, решениями Центральной избирательной комиссии Армении.

9 февраля в соответствии с Конституцией Президент Армении подписал Указ о проведении 5 апреля (воскресенье) 2020 года конституционного референдума по вопросу о досрочном прекращении полномочий Председателя и семи членов (судей) Конституционного суда Армении (в современной политической истории Армении это шестой по счету конституционный референдум)4.

Так, Указ Президента Армении гласит, в частности: руководствуясь статьей 206 Конституции Армении, а также частью 1 статьи 12 Конституционного закона «О референдуме», принимая за основу решение Национального собрания Армении от 6 февраля 2020 года «О вынесении на референдум вопроса о проекте изменений в Конституции Республики Армения» референдум по конституционным изменениям назначить на 5 апреля 2020 года; настоящий Указ вступает в силу на следующий день после его официального опубликования.
Вопрос конституционного референдума предполагает одобрение новой редакции статьи 213 Конституции Армении в следующем виде: «Пребывание в должностях председателя и членов Конституционного суда прекращается до вступления в силу 7-й главы Конституции»5.

На этой основе продолжительность референдумного периода со дня официального обнародования решения Президента Армении о назначении даты проведения конституционного референдума до дня голосования на указанном конституционном референдуме составляет 55 календарных дней.

На проведении конституционного референдума из государственного бюджета правительством Армении от 20 февраля 2020 года выделяется около 3,477 млрд. армянских драмов (около 7,1 млн. долларов США), примерно столько, сколько было выделено бюджетных средств при проведении в декабре 2018 года парламентских выборов; из указанных средств МВД Армении выделено 234 млн. драмов для информирования участников референдума о порядке регистрации и уточнения списков участников конституционного референдума (список участников конституционного референдума, имеющих право на участие в референдуме, в разрезе участков референдума, размещается на сайте МВД Армении в сети Интернет: www.police.am), ЦИК Армении – 2,533 млрд. драмов для организации и проведения конституционного референдума6, при этом для обеспечения видеотрансляции в режиме реального времени в сети Интернет голосования участников конституционного референдума из помещений для голосования участков референдума выделено 660 млн. драмов.

В соответствии со статьей 11 Конституционного закона «О референдуме» организацию референдума обеспечивает Центральная избирательная комиссия Армении, а проведение референдума обеспечивают территориальные избирательные комиссии и участковые избирательные комиссии, сформированные согласно Конституции, Конституционного закона «О референдуме», Избирательного кодекса Армении.

Организация и проведение конституционного референдума 5 апреля 2020 года возлагается на Центральную избирательную комиссию Армении в составе семи человек (председатель7, заместитель председателя, секретарь и четыре членам Комиссии), 38 территориальных избирательных комиссий, а также 2.010 участковую комиссию референдума.

Заседания ЦИК Армении транслируются в онлайн режиме на сайте Комиссии в сети Интернет.

В соответствии с законодательством не позднее чем за 45 дней до дня голосования должны быть образованы участки для голосования на конституционном референдуме, т.е. до 20 февраля.

Всего образовано 2.010 участков референдума, при этом «вариативность» количества участков референдума, образованных на территории 38 избирательных округов страны для проведения голосования участников конституционного референдума, составляет от 19 участков референдума до 76 участков референдума (при проведении в декабре 2018 года парламентских выборов было образовано 2.100 избирательных участков).

Участковые комиссии референдума должны быть образованы главой соответствующего муниципалитета не позднее чем за 43 дня до дня голосования на конституционном референдуме, т.е. до 22 февраля.

ЦИК Армении должна была распределить должности председателей и секретарей 2.010 участковых комиссий референдума между зарегистрированными агитационными группами «Да» и «Нет» (решение ЦИК Армении о таком распределении размещено на сайте Комиссии в сети Интернет).

В соответствии с законодательством не позднее трех дней со дня официального обнародования решения о назначении конституционного референдума (т.е. до 13 февраля) в ЦИК Армении должны были быть представлены сведения о зарегистрированных на соответствующих территориях страны избирателей (участников конституционного референдума).

При подготовке к проведению конституционного референдума сотрудники полиции Армении после обнародования предварительных списков участников конституционного референдума и вплоть до дня голосования на конституционном референдуме будут посещать дома (квартиры) граждан для уточнения списков участников конституционного референдума.

Так, предварительные списки участников конституционного референдума в электронном виде 24 февраля 2020 года, не позднее чем за 41 день до дня голосования на конституционном референдуме, ЦИК Армении разместила на своем сайте в сети Интернет (в разделе в разделе «Регистр избирателей Республики Армения» (https://www.elections.am/votersreg/) с поисковой системой, т.е. разместила регистр избирателей с указанием участков референдума, оснащенный поисковой системой.

Электронная версия списка участников конституционного референдума включает основные персональные сведения: фамилию, имя и отчество участника конституционного референдума, а также число, месяц и год рождения.

Так, в рамках поисковой технологии, указав номер участка референдума, образованного на территории соответствующей электоральной территории страны, гражданин Армении может найти его на карте, а также адрес местонахождения участка референдума.

Окончательные списки участников конституционного референдума должны быть уточнены и составлены не позднее чем за 10 дней до дня голосования, т.е. до 25 марта.

Списки для голосования участников конституционного референдума передаются в соответствующие участковые комиссии референдума должны быть вывешены в помещении для голосования участка для голосования не позднее чем за два дня до дня голосования.

Граждане Армении, находящиеся в местах временного пребывания, вправе не позднее чем за 10 дней до дня голосования на конституционном референдуме (до 26 марта) подать уполномоченному органу либо главе муниципального образования заявление о включении в список участников конституционного референдума участка референдума по месту своего временного (фактического) нахождения.

Члены участковых комиссий референдума могут принять участие в голосовании на том участке референдума, членами участковой комиссии референдума они являются, подав не позднее чем до 14:00 по местному времени за 10 дней до дня голосования соответствующее заявление уполномоченному органу либо главе соответствующего муниципального образования.

ЦИК Армении 11 февраля 2020 года утвердил Календарный план основных мероприятий по подготовке и проведению конституционного референдума, состоящий из 104 позиций (мероприятий) (размещен на сайте Комиссии в сети Интернет).

Законодательство предусматривает формирование инициативных агитационных групп (агитационные стороны «да» и «Нет») как сторонников, так и противников конституционных реформ, т.е. вопросов, выносимых на конституционный референдум.

Начиная с 8 февраля в ЦИК Армении можно было подавать заявки для регистрации соответствующей инициативной агитационной группы граждан.

В соответствии с законодательством инициативные агитационные группы вправе воспользоваться публичными средствами осуществления агитации на конституционном референдуме, в частности, бесплатным и платным эфирным временем на общественном телевидении и радио8, размещением на внешних рекламных щитах агитационных плакатов и постеров площадью более 5 кв.м., бесплатными залами (помещениями) для организации встреч с участниками конституционного референдума в городе Ереване и областях Армении9.

Кроме того, в соответствии с законодательством инициативные агитационные группы вправе назначить двух своих представителей в состав каждой участковой комиссии референдума.

В соответствии с законодательством для формирования группы граждан для проведения агитационной кампании по вопросу, выносимому на конституционный референдум, в том числе за или против вопроса, вынесенного на конституционный референдум, достаточно вхождение в ее состав не менее 50 граждан Армении.

ЦИК Армении должен принять решение по вопросу о регистрации либо об отказе в регистрации инициативной агитационной группы в течение трех дней со дня подачи соответствующей заявки.

Зарегистрированы две инициативные агитационные группы, одна группа – «Да», другая – «Нет» (совокупно в состав двух инициативных агитационных групп входит 105 человек: с состав инициативной агитационной группы «Да» входит 44 человека, инициативной агитационной группы «Нет» – 44 человека).

В частности, инициативную агитационную группу «Да» (44 человека) возглавляет Сурен Папикян, являющийся Министром территориального управления и инфраструктур Армении10.

Инициативная группа граждан «Нет» сформирована из числа правоведов и правозащитников, изначально выступивших против проведения указанного конституционного референдума (61 человек).

В частности, Рубен Меликян, руководитель правозащитной организации «Правовой путь» и бывший заместитель Министра юстиции Армении заявил, что, сформировав инициативную группу, он хотел бы предоставлять агитационную площадку политическим и общественным силам для проведения агитации, а также обеспечить общественный контроль за ходом голосования участников конституционного референдума посредством, в частности, предложения кандидатур для назначения в состав комиссий референдума, а также назначения доверенных лиц.

Для финансирования агитационной деятельности необходимо открыть в банковском учреждении (Центральном банке Армении) специальный счет соответствующей инициативной агитационной группы.

Инициативные группы и политические партии проводят сбор денежных средств для финансирования проведения агитации по вопросу конституционного референдума, в том числе в рамках сбора средств при проведении благотворительных мероприятий; при этом некоторые инициативные агитационные группы проводят агитацию без привлечения денежных средств.

ЦИК Армении в течение трех дней со дня получения сведений о поступлении денежных средств в фонды инициативных агитационных групп для проведения агитации должна разместить указанные сведения на своем сайте в сети Интернет, а результаты их аудиторской проверки – не позднее семи дней.

В соответствии со статьей 31 Избирательного кодекса Армении от 29 октября 2016 года средства массовой информации со дня официального обнародования решения о назначении конституционного референдума и не позднее чем за 15 дней до дня голосования на указанном референдуме, т.е. с 10 февраля по 23 марта 2020 года, вправе были подать заявки в ЦИК Армении об аккредитации для участия в информационном освещении конституционного референдума.

17 февраля (понедельник) в соответствии с законодательством начался агитационный период, который заканчивается 3 апреля в 24:00 по местному времени (таким образом, продолжительность агитационного периода составляет 48 календарных дней).

В частности, помимо двух парламентских партий (политическая партия «Процветающая Армения», политическая партия «Просвещенная Армения» («Светлая Армения»), некоторые крупные внепарламентские политические партии (в частности, Республиканская партия Армении, Армянская революционная федерация «Дашнакцутюн») призвали граждан бойкотировать предстоящее референдумное голосование, поскольку полагают, что он является антиконституционным (незаконным).

На практике инициативные агитационные группы «Нет», дополняющие агитационную деятельность политических партий, бойкотирующих конституционный референдум, не являются эффективно мобилизующими в части побуждения граждан Армении к неучастию в конституционном референдуме.

С другой стороны («Да»)11 Премьер-министр Армении Никола Пашинян, уйдя в отпуск, принимает личное и непосредственное участие в агитационной деятельности: так, 27 февраля он вышел в центр города Еревана, раздавая буклеты, общаясь и фотографируясь с гражданами; при этом агитационный выход транслировался в прямом эфире на его странице в Facebook.

В целом агитационная кампания проходит в вялотекущем режиме, без проведения массовых публичных мероприятий, использования печатных агитационных материалов, и сводится, в основном, к встречам с потенциальными участниками конституционного референдума, при этом ожидается, что активная фаза агитационной деятельности может начаться после 8 марта.

ЦИК Армении утвердила перечень мест (помещений) с указанием их вместимости и графиком бесплатного предоставления указанных помещений на территории города Еревана и областей страны для проведения агитационных встреч с участниками конституционного референдума.

В частности, на территории города Еревана было определено 27 таких мест, на территории областей – 20.

Кроме того, ЦИК Армении утвердила перечень мест на территории города Еревана и областей страны для бесплатного размещения на территории муниципальных образований, где зарегистрировано более 10.000 участников конституционного референдума, печатных агитационных материалов по вопросу конституционного референдума.

В частности, на территории города Еревана определено 410 таких мест.

В соответствии с законодательством допускается проведение опросов общественного мнения и обнародование их результатов.

Для проведения голосования на конституционном референдуме будут использоваться, как правило, полупрозрачные ящики для голосования.

Форма и текст бюллетеня для голосования на конституционном референдуме должны быть утверждены ЦИК Армении не позднее чем за 10 дней до дня голосования на конституционном референдуме, т.е. до 26 марта.

Бюллетень для голосования на конституционном референдуме будет включать вопрос референдума, а также два пустых квадрата с поднадписью «Да» и «Нет».

В соответствии с законодательством предусмотрено электронное голосование участников конституционного референдума (списки участников электронного голосования должны были быть представлены в ЦИК Армении не позднее чем за 41 день до дня общего голосования участников конституционного референдума, т.е. до 24 февраля).

ЦИК Армении разместила на своем сайте в сети Интернет методическое пособие (руководство) по календарным датам и порядку проведения электронного голосования участников конституционного референдума.

При проведении голосования ЦИК Армении будет обеспечиваться видеотрансляция в режиме реального времени в сети Интернет голосования участников конституционного референдума из помещений для голосования ряда участков референдума (как отмечалось, из государственного бюджета на эти цели выделено 660 млн. драмов).

Решение об утверждении перечня участков референдума и количестве применяемых средств видеонаблюдения принимает ЦИК Армении.

Участковые комиссии референдума в день голосования начинают свою работу в 07:00 по местному времени.

Голосование участников референдума проводиться с 08:00 до 20:00 по местному времени, т.е. продолжительность голосования составляет 12 часов.

При этом голосование участников конституционного референдума на участках референдума, образованных в медицинских учреждениях, домах для престарелых, местах предварительного содержания под стражей, проводится с 08:00 до 18:00 поместному времени, т.е. продолжительность голосования для указанных категорий участников конституционного референдума составляет 10 часов.

Участковым комиссиям референдума предоставляются технические устройства, регистрирующие граждан, имеющих право на участие в конституционном референдуме.

В техническое устройство внесен электронный список граждан, имеющих право на участие в конституционном референдуме.

По состоянию на 09:00 по местному времени ЦИК Армении должна быть обнародована первая информация о ходе голосования участников конституционного референдума; затем, начиная с 12:00 до 21:00 по местному времени каждые три часа (в 12:00, 15:00, 18:00 и 21:00 (по состоянию на 20:00) также должна обнародоваться информация о ходе голосования участников конституционного референдума, в том числе в разрезе каждой электоральной территории голосования, т.е. четыре раза (всего – с 09:00 – пять раз).

В соответствии с законодательством во время голосования каждый участник конституционного референдума получает по одному бюллетеню для голосования и конверту для голосования.

Бюллетени для голосования на референдуме и конверты для голосования на референдуме изготавливаются таким образом, чтобы очевидно отличались друг от друга.

Конверт для голосования изготавливается из непрозрачной бумаги; форма и размер конверта для голосования устанавливаются ЦИК Армении таким образом, чтобы была возможность наклеить на находящийся в конверте для голосования бюллетень для голосования самоклеющуюся марку (самоклеющаяся марка – это изготовленная с защитными слоями типографским способом марка, на которой указаны год, месяц, число и номер участка референдума; самоклеющаяся марка подлежит особому учету).

При проведении 5 апреля 2020 года предусмотрено проведение (по аналогии с выборами и имеющейся референдумной практикой) электронного голосования (Интернет-голосования) для зарубежных армянских участников конституционного референдума в помещениях дипломатических представительств и консульских учреждений Армении в соответствующих иностранных государствах (по аналогии с электронным голосованием при проведении парламентских и муниципальных выборов в соответствии с положениями Избирательного кодекса Армении)12.

Как известно, впервые в современной электоральной практике Армении электронное голосование зарубежных армянских участников референдума применялось в помещениях дипломатических представительств и консульских учреждений Армении в соответствующих иностранных государствах при проведении 6 декабря 2015 года конституционного референдума по вопросу о внесении изменений в Конституцию Армении.

При проведении 5 апреля 2020 года конституционного референдума также применялось электронное голосование зарубежных армянских граждан.

При этом предварительно составлялся список зарубежных армянских участников конституционного референдума (с одновременным исключением сведений о них из списка избирателей по месту их регистрации на территории Армении), который должен был быть представлен в ЦИК Армении не позднее чем за 41 день до дня общего голосования на конституционном референдуме (т.е. до 24 февраля).

ЦИК Армении не позднее двух дней со дня получения указанного списка (т.е. до 26 февраля) должен был разместить его на своем сайте сети Интернет.

Затем ЦИК Армении не позднее 10 дней со дня получения списка зарубежных армянских участников конституционного референдума (т.е. до 5 марта) должен был передать МИД Армении и Министерству обороны Армении, иным уполномоченным представителям для отправки зарубежным армянским участникам конституционного референдума конверты с вложенными в них персонифицированными кодами доступа к Интернет-голосованию.

В целом в список зарубежных армянских избирателей для участия в электронном голосовании включено 640 избирателей (список зарубежных армянских избирателей размещен на сайте ЦИК Армении и включает порядковый номер, фамилию, имя и отчество избирателя, число, месяц и год его рождения).

Электронное голосование зарубежных армянских участников конституционного референдума проводится в течение двух календарных дней (27–29 марта), а именно: начинается за девять календарных дней до дня общего голосования, т.е. 27 марта с 08:00 по ереванскому времени, и заканчивается 29 марта в 20:00 по ереванскому времени.

Итоги электронного Интернет-голосования зарубежных армянских участников конституционного референдума в разрезе соответствующих электоральных территорий страны (территориальных избирательных комиссий) должны обнародоваться ЦИК Армении после 20:00 по местному времени.

Протокол участковой комиссии референдума об итогах голосования на конституционном референдуме должен быть составлен и представлен для всеобщего сведения в помещении для голосования участка референдума не позднее 12 часов со времени официального окончания голосования участников конституционного референдума.

В соответствии с Календарным планом основных мероприятий по подготовке и проведению конституционного референдума, утвержденным ЦИК Армении 11 февраля 2020 года, ввод сведений, содержащихся в протоколах участковых комиссий референдума об итогах голосования, должен быть завершен не позднее 20 часов со времени официального окончания голосования участников конституционного референдума.

Предварительные итоги голосования и результаты конституционного референдума должны быть размещены ЦИК Армении на своем сайте в сети Интернет не позднее 24 часов со времени официального окончания голосования участников конституционного референдума, т.е. не позднее 20:00 по местному времени 6 апреля 2020 года (в пределах одного календарного дня), а также официально оглашены в онлайн режиме по общественному телевидению и общественному радио.

В соответствии с законодательством уполномоченные представители инициативных агитационных групп, члены участковых комиссий референдума могут подать в соответствующие территориальные избирательные комиссии заявления о проведении повторного подсчета голосов участников конституционного референдума в течение двух календарных дней со дня голосования на конституционном референдуме, а именно: на следующий день после дня голосования, т.е. 6 апреля (понедельник), с 12:00 до 18:00 по местному времени (в течение трех часов), а также 7 апреля (вторник), с 09:00 до 11:00 по местному времени (в течение двух часов).

Кроме того, уполномоченный представитель участника референдума, не принимавшего участие в голосовании, а также уполномоченные представители инициативных агитационных групп, члены участковых комиссий референдума могут подать в соответствующую территориальную избирательную комиссию заявления о нарушениях при проведении голосования (при незаконном голосовании одного участника референдума за другого участника референдума) в течение трех календарных дней, а именно: на следующий день после дня голосования, т.е. 6 апреля (понедельник), с 12:00 по местному времени и до 11:00 по местному времени 8 апреля (среда).

Списки участников конституционного референдума с содержащимися в них отметками сканируются и размещаются на сайте ЦИК Армении в сети Интернет не позднее 24 часов со времени начала их сканирования (сканирование указанных списков начинается на следующий день после дня голосования в 12:00 по местному времени и завершается не позднее 24 часов с момента начала их сканирования).

Согласно статье 207 Конституции Армении вынесенный на референдум акт принимается, если за него проголосовало больше половины участников референдума, но не менее чем одна четвертая граждан, имеющих право на участие в референдуме.

В соответствии с законодательством в отличие от парламентских выборов, на которых порог явки избирателей отсутствует, при проведении конституционного референдума в голосовании «за» по вопросу, вынесенному на референдум, должно принять участие не менее 50% участников конституционного референдума, при этом в целом в положительном голосовании должно принять не менее 25% участников референдума, внесенных в списки участников конституционного референдума (т.е. как минимум, одна четвертая часть граждан Армении, имеющих право участия в референдум; в этих условиях положительно должно проголосовать около 645 тыс. человек).

В соответствии с законодательством заявления о признании итогов голосования и результатов конституционного референдума недействительными могут быть только инициативными агитационными группами («Да» и «Нет») поданы в ЦИК Армении не позднее двух календарных дней до дня принятия ЦИК Армении решения об официальном утверждении результатов конституционного референдума, т.е. до 10 апреля (до 18:00 по местному времени).

Протокол ЦИК Армении о результатах конституционного референдума должен быть утвержден не позднее 12 апреля (воскресенье) 2020 года, т.е. не позднее семи календарных дней со дня голосования на конституционном референдуме.

В соответствии со статьей 35 Конституционного закона «О референдуме» заявление по спорам, связанным с результатами референдума, может быть представлено в Конституционный суд Армении на пятый день после официального опубликования результатов референдума – до 18:00 по местному времени.

Изменения в Конституцию Армении, принятые на конституционном референдуме, вступают в силу со дня, следующего за днем опубликования принятого на конституционном референдуме правового акта в «Официальных ведомостях Республики Армения», если принятым на конституционном референдуме актом не предусмотрен более поздний срок.

Опубликование в «Официальных ведомостях Республики Армения» осуществляется на восьмой день после опубликования решения ЦИК Армении о принятии вынесенного на конституционный референдум проекта (вопроса), если решение ЦИК Армении не было обжаловано в Конституционном суде Армении.

Если принятое по результатам конституционного референдума решение ЦИК Армении обжаловано в Конституционном суде Армении, опубликование принятого на конституционном референдуме правового акта в «Официальных ведомостях Республики Армения» осуществляется не позднее чем в пятидневный срок после постановления Конституционного суда Армении об оставлении в силе решения о подведении итогов конституционного референдума (статья 36 Конституционного закона «О референдуме»).

В соответствии с законодательством предусмотрено общественное и международное наблюдение на конституционном референдуме.

В соответствии со статьей 31 Избирательного кодекса Армении политические партии, некоммерческие общественные организации, международные организации, иностранные некоммерческие общественные организации со дня официального обнародования решения о назначении конституционного референдума и не позднее чем за 15 дней до дня голосования на указанном референдуме, т.е. с 10 февраля по 23 марта 2020 года, вправе были подать заявки в ЦИК Армении об аккредитации своих наблюдателей13.

Две основные общественные организации были аккредитованы ЦИК Армении для осуществления национального (общественного) наблюдения на конституционном референдуме, назначив национальных (общественных) наблюдателей (по состоянию на 4 февраля 2020 года).

Так, «Антикоррупционный центр Эмнисти Интернэшнл» назначил 24 национальных наблюдателя, «Армянский центр политических и международных исследований» – пять национальных наблюдателей.

Председатель Национального собрания Армении направил приглашения председателям Парламентской ассамблеи ОБСЕ, Межпарламентской ассамблеи государств – участников Содружества Независимых Государств, Парламентской ассамблеи Совета Европы и Европейского парламента для осуществления миссии по наблюдению за референдумом по изменениям в Конституции Армении.

БДИПЧ ОБСЕ в целом организовал в Армении работу 13 миссий международного наблюдения на парламентских и президентских выборах, а также на конституционных референдумах.

В частности, БДИПЧ ОБСЕ организовало работу миссий международного наблюдения на двух конституционных референдумах, проводимых 27 ноября 2005 года и 6 декабря 2015 года.

Межпарламентская Ассамблея государств – участников Содружества Независимых Государств планирует направить миссию наблюдателей для осуществления наблюдения на референдуме по вопросу внесения изменений в Конституцию Армении.

ПРИМЕЧАНИЯ:

[1] Конституционный суд Армении оказался в центре конституционно-правовых и политических событий в октябре 2019 года, когда парламент потребовали отставки Председателя Суда Грайра Товмасяна.

В частности, по предложению правящей парламентской фракции «Мой шаг» парламент принял решение обратиться в Конституционный суд Армении с предложением объявить импичмент (отставку) Председателю Суда в связи с тем, что, по мнению парламентской фракции, он и еще двое членов Суда не имеют права участвовать в рассмотрении иска бывшего Президента Армении Роберта Кочаряна в связи с их возможным пристрастным отношением к делу; однако, Суд отказался рассматривать указанное парламентское обращение.

[2] Действующая редакция статьи 213 Конституции Армении гласит: «Председатель и члены Конституционного Суда, назначенные до вступления в силу Главы 7 Конституции, продолжают пребывать в должности до истечения срока своих полномочий, установленного изменениями в Конституцию 2005 года. После вступления в силу Главы 7 Конституции выдвижение на вакантные места судей Конституционного Суда производят последовательно Президент Республики, Общее собрание судей и Правительство».

[3] Мнение Венецианской комиссии «За демократию через право» Совета Европы по конституционному законопроекту парламентом не запрашивалось

[4] В современной политической истории Армении было проведено пять национальных референдума (1991 год, 1995 год, 2003 год, 2005 год, 2015 год), из которых все пять референдумов были конституционными референдумами, т.е. референдумами о внесении изменений в Конституцию Армении.

[5] Некоторые политики, в частности бывший Премьер-министра Армении Грант Багратян, призвал отменить проведение конституционного референдума в связи с выявленного в Армении коронавируса.

Так, Армении 1 марта был выявлен первый случай заражения коронавирусом.

[6] Около 80% указанных денежных средств предназначается для оплаты труда членов комиссий референдума.

[7] Председателем ЦИК Армении является Тигран Мукучян.

В состав ЦИК Армении назначено три женщины, одна из них является заместителем Председателя ЦИК Армении.

В состав аппарата ЦИК Армении входит семь управлений, в том числе Управление информационных технологий и информационного анализа.

Сайт ЦИК Армении в сети Интернет www.elections.am.

[8] Так, обнародованные 32 средствами массовой информации расценки на предоставление инициативным агитационным группам платного эфирного времени для проведения агитации на конституционном референдуме варьируются от 1.000 драмов до 100.000 драмов (в зависимости от электронного средства массовой информации и других компонентов предоставления платного эфирного времени).

[9] ЦИК Армении распределила между инициативными агитационными группами «Да» и «Нет» 1.094 места для размещения на внешних рекламных щитах агитационных плакатов и постеров площадью более 5 кв.м. (перечень указанных мест размещен на сайте ЦИК Армении в сети Интернет).

Список залов (помещений), выделенных на бесплатной основе инициативным агитационным группам в городе Ереване и областях страны, также размещен на сайте ЦИК Армении в сети Интернет.

[10] Поддерживают проведение конституционного референдума, в частности, такие политические партии, политические коалиции и политические движения, как правящая парламентская политическая фракция «Мой шаг» (в состав которой входит, в частности, политическая партия «Гражданский договор»), Социал-демократическая партия «Решение гражданина», Армянский национальный конгресс, Народная партия Армении.

[11] При этом логотип агитационной кампании «Да», разработанный парламентской партией «Гражданский договор», ядром правящей парламентской партийной фракции «Мой шаг», фактически совпадает с логотипом, который был разработан еще в преддверии проведения в 1991 году референдума о государственной независимости Армении и был опубликован в газете «Вечерний Ереван» от 23 сентября 1991 года.

[12] Так, статья 62 Избирательного кодекса Армении гласит, что избиратели, проходящие службу в дипломатических или консульских представительствах Армении, и обладающие избирательным правом члены их семей, проживающие вместе с ними за рубежом, в случае их нахождения вне пределов территории Армении в день голосования могут участвовать в выборах в Национальное собрание, голосуя электронным способом в порядке и сроки, установленные Центральной избирательной комиссией Армении.

Центральная избирательная комиссия Армении обязана устанавливать такие условия, которые обеспечили бы возможность свободного волеизъявления и тайну голосования лиц, голосующих электронным способом.

Избиратели, голосующие электронным способом, отдают свои голоса только участвующим в выборах политическим партиям.

Голосование электронным способом может осуществляться после окончания срока, установленного для регистрации избирательных списков участвующих в выборах политических партий, но не позднее чем за 5 дней до дня голосования.

Вышеуказанные положения распространяются также на военнослужащих, находящихся в длительной служебной командировке или на обучении в иностранных государствах, а также на обладающих избирательным правом сотрудников представительств, зарегистрированных в Армении юридических лиц (независимо от формы собственности), расположенных за рубежом, и на обладающих избирательным правом членов их семей, проживающих вместе с ними за рубежом.

[13] В Совете Европы, как 3 марта 2020 года в ходе визита в Армению на встрече с Председателем Национального собрания Армении Араратом Мирзояном отметил руководитель Генерального директората по правам человека и верховенству права Совета Европы Христос Якумопулос, понимают важность предстоящего в Армении референдума.