Некоторые аспекты информационного обеспечения парламентских выборов в Канаде, Польше, Португалии, Швейцарии, проводимых в октябре 2019 года

Некоторые аспекты информационного обеспечения парламентских выборов в Канаде, Польше, Португалии, Швейцарии, проводимых в октябре 2019 года

Владимир Лысенко, член Совета Российского фонда свободных выборов, доктор юридических наук

26 сентября, 2019

1.

В октябре 2019 года в четырех государствах региона ОБСЕ проводятся очередные парламентские выборы (Португалия (6 октября (воскресенье), Польша (13 октября (воскресенье), Швейцария (20 октября (воскресенье), Канада (21 октября (понедельник).

В указанных государствах законодательство, как правило, закрепляет положения об обеспечении равного доступа кандидатов, политических партий, политических коалиций, избирательных комитетов граждан к средствам массовой информации в качестве одного из условий проведения свободных и демократических выборов, о финансировании предвыборной агитации, о порядке разрешения информационных споров.

При этом некоторые государства практически (за некоторым исключением) не регулируют вопросы информационного обеспечения парламентских выборов, проведения и финансирования предвыборной агитации (например, Швейцария).

На современном информационном треке при проведении парламентских выборов появляются новые информационно-технологические механизмы и электоральные информационные технологии и процедуры:

Канада – законодательное введение понятия «предагитационный период» в части проведения электорально-политической агитации до начала официального агитационного периода1,

Польша – отмена ограничений (санкций) на софинансирование так называемыми «третьими» организациями2 проведения предвыборной агитации непосредственными участниками парламентских выборов,

Швейцария – порядок заблаговременной подачи заявок на проведение массовых агитационных мероприятий, в том числе в части обеспечения общественного порядка и безопасности,

Португалия – введение запретов на проведение предвыборной агитации в сети Интернет до дня официального начала агитационного периода, на проведение пропагандистских и агитационных мероприятий в части восхваления государственных институтов со стороны государственных служащих или средств массовой информации (за исключением случаев чрезвычайной общественной необходимости) в традиционных средствах массовой информации и социальных сетях со дня официального обнародования решения о назначении парламентских выборов.

В соответствии с законодательством общая продолжительность агитационного периода в рассматриваемых государствах является различной.

Так, если в Португалии общая продолжительность агитационного периода является предельно краткой – 14 календарных дней, то в Канаде, с учетом введения, наряду с агитационным периодом, так называемого «предагитационного периода», общая продолжительность периода проведения предвыборной агитации составляет 51 календарный день; при этом в Польше агитационный период и его продолжительность являются индивидуальными для каждого участника парламентских выборов, и начинается со дня регистрации соответствующих участников парламентских выборов (избирательных комитетов политических партий, политических коалиций, групп граждан).

В Швейцарии федеральное законодательство обходит молчанием календарные сроки проведения участниками парламентских выборов предвыборной агитации.

При этом законодательство Канады, Польши, Португалии и Швейцарии предусматривает день «электоральной тишины» (фактически два таких дня), который начинается за день до дня голосования избирателей на парламентских выборах и заканчивается после официального завершения времени голосования избирателей на парламентских выборах.

Законодательство некоторых государств не предусматривает проведение участниками парламентских выборов предвыборной агитации в новейших информационно-коммуникационных системах, в частности, в сети Интернет (например, Португалия – введен законодательный запрет), в других – предусматривает, но с учетом введения ряда повышенных требований к проведению Интернет-агитации (например, Канада, Швейцария).

Так, в Канаде в соответствии с Актом о модернизации избирательного процесса, принятом в декабре 2018 года, электронные средства массовой информации, имеющие свои Интернет-версии, а также провайдеры или собственники социальных сетей должны с 13 июня 2019 года (при проведении парламентских выборов 21 октября 2019 года) в онлайн режиме вести реестр учета трансляции платных агитационных материалов участников парламентских выборов, если их аудитория охватывает определенную численность Интернет-пользователей на территории Канады.

Такая регистрация (ведение реестра) производится, если указанные информационные средства в течение 12 месяцев, предшествующих дню голосования на парламентских выборах, имеют аудиторию не менее 3 млн. пользователей в месяц (для англоязычной версии вещания), 1 млн. – для франкоязычной версии вещания и 100.000 – для вещания на других языках.

В указанный реестр должны вноситься сведения о том, кто приобрел за плату эфирное время или рекламное место (пространство) на платформе соответствующей социальной сети для размещения платного агитационного материала, конкретный размер оплаты; кроме того, к указанным сведениям должна в обязательном порядке прилагаться копия транслируемого агитационного материала или электорального сообщения, с размещением на нем фамилии и имя заказчика.

В Швейцарии законодательство предусматривает, что политическая (электоральная) реклама разрешена только в печатных, но не в электронных, средствах массовой информации, а также в социальных сетях.

В некоторых их указанных государств законодательство не предусматривает возможность приобретения участниками парламентских выборов эфирного времени и (или) печатной площади за плату.

Так, в Португалии законодательство не допускает получение политическими партиями, политическими коалициями эфирного времени или печатных площадей за плату для проведения своей предвыборной агитации.

При этом в Швейцарии политические партии и кандидаты могут приобрести за плату эфирное время только для размещения (трансляции) ранее записанного интервью.

Законодательство указанных государств предусматривает проведение теледебатов, при этом формат их проведения, в том числе определение состава участников, в отдельных государствах является прерогативой руководителей средств массовой информации.

Так, в Португалии в соответствии с законодательными поправками 2015 года руководители телеканалов самостоятельно определяют формат проведения теледебатов и состав участников теледебатов: телевизионные дебаты могут проводиться между лидерами всех парламентских политических партий и отдельно – между лидерами непарламентских политических партий, либо в иных форматах (некоторые участники парламентских выборов заявляют, что дебаты, организованные некоторыми частными средствами массовой информации, как правило, не допускают участия представителей малых или недавно образованных политических партий в таких теледебатах); в отличие от прошлых парламентских выборов, трансляция теледебатов при проведении 6 октября 2019 года парламентских выборов сопровождается сурдопереводом).

В Швейцарии при проведении 20 октября 2019 года парламентских выборов на национальном телевидении планируется организация теледебатов с участием представителей политических партий и самих кандидатов (при проведении в 2015 году парламентских выборов теледебаты не проводились).

В Канаде и Польше законодательство в определенном объеме регулирует вопросы проведения дебатов между участниками парламентских выборов.

При этом в Канаде в октябре 2018 года образована специальная Комиссия по вопросам проведения дебатов лидеров политических партий (The Leaders’Debates Commission).

Комиссия должна также организовать и провести два лингвистических сеанса теледебатов: один сеанс – на английском языке, другой сеанс – на французском языке (дебаты на английском языке должны быть проведены 7 октября, на французском языке – 10 октября).

Законодательство некоторых из указанных государств предусматривает возможность привлечения к ответственности за нарушение положений законодательства в части информационного обеспечения парламентских выборов только после проведения указанных выборов.

Так, в Португалии в соответствии со статьей 2 Закона о выборах Ассамблеи Республики в период проведения избирательной кампании на средства массовой информации какие-либо санкции за нарушение положений законодательства о выборах не могут быть применены, соответствующие санкции могут быть наложены только после окончания парламентских выборов.

2.

В Португалии проведение парламентских выборов регулируется положениями Конституции Португалии 1976 года, Закона о парламентских выборах 1979 года (с изменениями, в частности, 2018 года), Закона об информационном освещении выборов 1975 года, Закона о политической кампании 1988 года, Закона о политической нейтральности государственных органов при проведении выборов 1999 года, Закона об опросах общественного мнения 2000 года, Закона о политических партиях 2003 года, Закона о финансировании политических партий и предвыборной агитации 2003 года, Закона об организации и деятельности специального органа по контролю за финансированием и отчетностью политических партий 
2005 года.

Особенностью португальской конституционной процедуры роспуска парламента и назначения новых парламентских выборов является то, что в соответствии с законодательством Президент Португалии вправе распустить парламент по своему усмотрению, при этом, в отличие от других государств региона ОБСЕ, Президент Португалии может отказать в роспуске парламента и назначении новых парламентских выборов как по представлению Премьер-министра Португалии или парламента в целом, так и по представлению всех политических партий, представленных в парламенте.

При проведении 6 октября (воскресенье) 2019 года очередных парламентских выборов в соответствии со статьей 40 Конституции политические партии3 имеют право в зависимости от их парламентской представительности и в соответствии с объективными критериями, определяемыми законом, на получение времени в эфире, предоставляемого государственными радио- и телевизионными службами.

Политические партии, представленные в Ассамблее Республики – парламенте Португалии и не участвующие в формировании Правительства, имеют право в соответствии с законом на выход в эфир через государственные радио- и телевизионные службы с распределением времени между ними пропорционально их парламентского представительства, а также право на ответ и на политическое заявление в эфире в связи с политическими выступлениями Правительства, причем с той же продолжительностью и на ту же тему, что и декларации Правительства, при этом такие же права предоставляются на областном уровне политическим партиям, представленным в соответствующих областных ассамблеях.

В период проведения парламентских выборов политические соперники (политические партии) имеют право на равное и регулярно предоставляемое эфирное время на теле- и радиостанциях национального и регионального уровней в рамках закона.

В соответствии со статьей 113 Конституции Португалии избирательные кампании строятся на следующих принципах свободы пропаганды, равенства возможностей и одинакового отношение ко всем кандидатам, беспристрастности публичных учреждений по отношению к различным кандидатам, открытости и контроля за расходами на избирательную кампанию.

В соответствии с законодательством агитационный период при проведении парламентских выборов составляет 14 календарных дней и заканчивается за день до дня голосования на выборах (т.е. законодательство предусматривает «день электоральной тишины»).

Законодательно запрещено проведение предвыборной агитации до наступления официального начала агитационного периода, а также в день электоральной тишины и до окончания официального времени голосования на парламентских выборах.

Указанный запрет распространяется также на проведение предвыборной агитации в сети Интернет.

При этом политические партии до дня начала официального агитационного периода вправе проводить соответствующие агитационные мероприятия, в частности, посредством распространения агитационных печатных материалов, проведения массовых публичных агитационных мероприятий.

В соответствии с законодательством приходские органы местного самоуправления (приходские советы и мэры) обеспечивают выделение мест для размещения на равной основе агитационных материалов участников парламентских выборов.

Законодательство запрещает размещение на определенных общественных и религиозных зданиях и сооружениях каких-либо агитационных материалов.

Участие в проведении предвыборной агитации государственных (публичных) служащих и юридических лиц законодательно запрещено, в том числе законодательно запрещен в течение 60 дней до дня голосования на парламентских выборах торжественный ввод («перерезывание красных ленточек») в эксплуатацию каких-либо общественных зданий, сооружений, работ.

Кроме того, законодательно запрещена институциональная публичность (пропаганда и агитация за государственные институты со стороны государственных служащих или средств массовой информации – за исключением случаев чрезвычайной общественной необходимости – в традиционных средствах массовой информации и социальных сетях со дня официального обнародования решения о назначении парламентских выборов).

Национальная избирательная комиссия Португалии наделена полномочиями по рассмотрению жалоб вышеуказанной категории, при этом (на практике) самостоятельно не осуществляет какой-либо мониторинг по данному вопросу.

Некоторые участники парламентских выборов указывали, что положения от запрете пропаганды и агитации государственных институтов со стороны государственных служащих или средств массовой информации в период проведения предвыборной агитации требуют своего дальнейшего законодательного раскрытия (уточнения).

При этом Конституционный суд Португалии указал, что указанный запрет должен применяться на специальной основе (an ad hoc basis), при этом некоторые политические партии после проведения парламентских выборов намерены внести предложения об изменении вышеуказанного законодательного положения.

За нарушение вышеуказанных законодательных положений предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере от 15.000 до 75.000 евро.

Законодательство о выборах предусматривает предоставление политическим партиям для проведения предвыборной агитации бесплатного эфирного времени и печатных площадей в общественных и частных средствах массовой информации на равной основе при условии, что ими выдвинуты кандидаты на замещение не менее чем 25% депутатских мандатов и кандидаты от политической партии баллотируются не менее чем в 25% избирательных округов, образованных на территории страны, включая территории двух автономных областей, а также двух зарубежных избирательных округов.

Бесплатное эфирное время в национальных средствах массовой информации распределяется на пропорциональной основе в соответствии с числом выдвинутых (зарегистрированных) кандидатов от соответствующих политических партий, в региональных средствах массовой информации – на равной основе между всеми зарегистрированными по соответствующему избирательному округу кандидатами.

Законодательство о выборах не допускает получение политическими партиями, политическими коалициями эфирного времени или печатных площадей за плату для проведения своей предвыборной агитации.

В соответствии с законодательными поправками 2015 года руководители телеканалов самостоятельно определяют формат проведения теледебатов: телевизионные дебаты могут проводиться между лидерами всех парламентских политических партий и отдельно – между лидерами непарламентских политических партий, либо в иных форматах.

Некоторые участники парламентских выборов заявляют, что дебаты, организованные некоторыми частными средствами массовой информации, как правило, не допускают участия представителей малых или недавно образованных политических партий в таких теледебатах.
В отличие от прошлых парламентских выборов, трансляция теледебатов при проведении настоящих парламентских выборов сопровождается сурдопереводом.

Теледебаты проводятся 2 и 3, 5 – 7, 9, 11 – 16, 18 и 23 сентября 2019 года; теледебаты проводят 10 телеканалов, некоторые из них проводят теледебаты совместно.

Законодательство, в частности, Закон об опросах общественного мнения, предусматривает проведение опросов общественного мнения и обнародование их результатов.

Законодательные поправки, внесенные в феврале 2018 года в Уголовный кодекс Португалии, рассматривают угрозы в адрес журналистов или физическое воздействие на них как тяжкое преступление и предусматривают суровые меры ответственности.

При этом по-прежнему сохраняется законодательная криминализация клеветы и оскорбления (в виде наложения уголовного штрафа), в том числе в ходе избирательной кампании.

Контроль за соблюдением средствами массовой информации законодательства об информационном обеспечении парламентских выборов осуществляет национальный медиарегулятор (Совет национального медиарегулятора).

Совет национального медиарегулятора как специальный орган состоит и пяти человек: четырех членов Совета назначает парламент, пятый член – председатель национального медиарегулятора – определяется его членами.

Совет осуществляет мониторинг средств массовой информации, вправе инициировать соответствующие расследования.

При этом регулирующие акты национального медиарегулятора являются всего лишь рекомендательными актами, не имеющими обязательного характера.

Законодательство не устанавливает конкретных сроков для подачи и разрешения информационных жалоб, за исключением установления календарного запрета на наложение санкций за информационные электоральные правонарушения в течение определенного периода до дня голосования на парламентских выборах.

Национальная избирательная комиссия Португалии направляет в адрес национального медиарегулятора получаемые Комиссией информационные жалобы для рассмотрения и принятия мер реагирования.

Совет национального медиарегулятора вправе, в частности, отзывать лицензии, налагать штрафы в случае нарушения положений законодательства.

Решения Совета могут быть обжалованы в соответствующий административный суд, при этом процессуальные (календарные) сроки рассмотрения жалоб в котором при проведении парламентских выборов законодательством не определены.

В соответствии с законодательством Совет национального медиарегулятора не может налагать какие-либо санкции в течение 14-дневного календарного периода проведения предвыборной агитации.

Так, в соответствии со статьей 2 Закона о выборах Ассамблеи Республики в период проведения избирательной кампании на средства массовой информации какие-либо санкции за нарушение положений законодательства о выборах не могут быть применены, соответствующие санкции могут быть наложены только после окончания парламентских выборов.

В парламентских выборах принимает участие 21 политическая партия (в избирательном бюллетене содержатся следующие сведения о политических партиях: полное наименование политической партии; справа – краткое наименование политической партии; затем эмблема политической партии; пустой квадрат для проставления отметки избирателя).

В Польше 13 октября (воскресенье) 2019 года в соответствии с Указом Президента Польши от 5 августа 2019 года проводятся очередные выборы по замещению 560 мандатов в двухпалатном парламенте (выборы 460 депутатов Сейма – нижней палаты парламента и 100 членов Сената – верхней палаты).

В соответствии с Конституцией Польши дата проведения парламентских выборов должна быть назначена не позднее чем за 90 дней до дня истечения четырехлетнего конституционного срока полномочий парламента и голосование должно быть проведено в нерабочий день – в воскресенье или в национальный выходной в пределах 30 календарных дней до дня истечения вышеуказанного четырехлетнего конституционного срока полномочий парламента (первая сессия палат действующего состава парламента начала свою работу 12 ноября 2015 года).

Дата проведения парламентских выборов предварительно была согласована с Государственной избирательной комиссией Польши.

В соответствии с законодательством парламентская избирательная кампания начинается со дня официального опубликования Указа Президента Польши о назначении выборов в Сейм и Сенат в официальном печатном органе – «Журнале законов» (Указ вступил в силу 9 августа в день его официального опубликования).

Вопросы участия средств массовой информации в информационном обеспечении парламентских выборов регулируются Избирательным кодексом Польши, другими законодательными актами, в частности, Законом о собраниях 1990 года (с изменениями, в частности, 2016 года), Законом о политических партиях 1997 года (с изменениями, в частности, 2015 года), Законом о телерадиовещании 1992 года (с изменениями, в частности, 2015 года), Законом о печатных средствах массовой информации 1984 года (с изменениями, в частности, 2013 года), Уголовным кодексом Польши, другими законодательными актами, а также нормативными актами Государственной избирательной комиссии Польши.

Кроме того, в 2016 году был принят закон, учреждающий Национальный совет по средствам массовой информации.

В состав данного Совета входят так называемые «политические назначенцы», прежде всего назначенные правящей политической партией «Право и справедливость» (при этом два члена Совета назначаются Президентом Польши по предложению оппозиционных парламентских политических партий, три члена Совета назначаются непосредственно Сеймом).

Национальный совет по средствам массовой информации вправе, в частности, назначать и освобождать от занимаемой должности руководителей национальных и местных телерадиовещательных компаний.

В начале 2018 года в законодательство о выборах в ускоренном порядке, без проведения широких общественных консультаций, были внесены изменения, вступившие в силу, связанные, в частности, с институтом общественного наблюдения на выборах, порядком опубликования протоколов об итогах голосования и результатах парламентских выборов, порядком обжалования решений избирательных органов, прежде всего расширением перечня обжалуемых актов и решений Государственной избирательной комиссии Польши.

Кроме того, были внесены изменения, связанные с порядком формирования состава Государственной избирательной комиссии Польши (вступают в силу после проведения 13 октября 2019 года очередных парламентских выборов), назначения руководителя Национального избирательного бюро – главы аппарата Государственной избирательной комиссии Польши, ограничением масштаба проведения голосования избирателей по почте, отменой ограничений (санкций) на софинансирование так называемыми «третьими» организациями предвыборной агитации участников парламентских выборов, расширением перечня добровольных пожертвований в натуральном виде в избирательные фонды участников парламентских выборов (политических партий, политических коалиций, групп граждан), снятием ограничений на участие сотрудников избирательных органов в проведении предвыборной агитации.

При этом ранее внесенные в 2017 году для рассмотрения законодательные поправки, связанные с возможностью организации веб-трансляции из помещений для голосования участковых избирательных органов, были отменены, в частности, в связи с большими материально-финансовыми затратами и административной негибкостью системы избирательных органов.

В целом в законодательстве Польши закреплены положения об обеспечении равного доступа участников парламентских выборов к средствам массовой информации в качестве одного из условий проведения свободных и демократических выборов.

При проведении указанных парламентских выборов политическая и электоральная ситуация, в том числе в части информационного обеспечения выборов, предельно поляризована, в связи с предвзятостью информационного освещения и злоупотреблением административным ресурсом.

В соответствии с законодательством парламентская избирательная кампания начинается со дня официального обнародования решения о назначении парламентских выборов, тогда как агитационный период и его продолжительность являются индивидуальными для каждого участника парламентских выборов, и начинается со дня регистрации соответствующих участников парламентских выборов (избирательных комитетов политических партий, политических коалиций, групп граждан).

Период так называемой «электоральной тишины» составляет 24 часа и начинается за сутки до дня голосования на парламентских выборах.

В соответствии с законодательством обнародование результатов опросов общественного мнения не допускается только в указанный период электоральной тишины, т.е. за сутки до дня голосования избирателей на выборах, а также в день голосования до окончания официального времени голосования избирателей.

Законодательство запрещает проведение агитационной деятельности в государственных и иных публичных (общественных) учреждениях, в школах, при этом определяет специальные места для размещения участниками парламентских выборов печатных агитационных материалов: муниципалитеты осуществляют регулирование вопросов бесплатного выделения участникам парламентских выборов мест для размещения указанных печатных агитационных материалов.

Законодательство исчерпывающим образом не регулирует вопросы участия государственных и иных публичных служащих в проведении предвыборной агитации, при этом, однако, имеются законодательные положения, допускающие участие указанных лиц в проведении предвыборной агитации в свободное от исполнение служебных или должностных обязанностей время, в том числе в формате ухода в отпуск.

При проведении настоящих парламентских выборов некоторые их участники использовали служебные автотранспортные средства для размещения агитационных материалов, либо использования их для проведения различных агитационных мероприятий, что является одной из разновидностей злоупотребления административным ресурсом.

Законодательством декриминализирована ответственность за разжигание гендерного неравенства, в том числе при проведении парламентских выборов.

При этом по-прежнему сохраняется законодательная криминализация клеветы и оскорбления (включая лишение лица свободы по приговору суда), в том числе в ходе избирательной кампании.

Так, статьи 133, 135, 212 и 226 Уголовного кодекса Польши предусматривают ответственность за оскорбление и клевету и вводят наказание в виде лишения свободы на срок до одного года, либо до трех лет – за оскорбление или клевету на польское государство или главу государства (Президента Польши), либо на основе религиозной принадлежности.

В прошлых Итоговых отчетах БДИПЧ ОБСЕ по результатам наблюдения на парламентских и президентских выборах отмечалось, что за последние годы существенно возросло количество уголовных дел данной категории (так, только в 2010 году таких дел было 195 и в 51 уголовном деле фигурировали журналисты).

Представитель ОБСЕ по вопросам свободы средств массовой информации призывал польские власти к декриминализации оскорбления и клеветы, переводу указанных правонарушений в рамки гражданского судопроизводства.

В Польше два национальных средства массовой информации – телекомпания «Польское телевидение» (семь национальных каналов и несколько региональных каналов) и радиокомпания «Польское радио» (восемь национальных радиостанций и около 20 местных радиостанций); кроме того, имеется около 200 частных телерадиокомпаний.

При проведении указанных парламентских выборов Национальный совет по средствам массовой информации не осуществляет мониторинг деятельности средств массовой информации в части информационного обеспечения парламентских выборов.

При проведении выборов в Сейм законодательство предусматривает выделение избирательным комитетам политических партий, политических коалиций, групп граждан, которые зарегистрировали списки кандидатов не менее чем в половине избирательных округов, для проведения предвыборной агитации 15 часов бесплатного эфирного времени на национальном телевидении и 30 часов – на национальном радио.

При проведении выборов в Сенат законодательство предусматривает выделение избирательным комитетам политических партий, политических коалиций, групп граждан, которые зарегистрировали списки кандидатов не менее чем в половине избирательных округов, для проведения предвыборной агитации уменьшенного в три раза по сравнению с выборами в Сейм бесплатного эфирного времени, а именно: 5 часов бесплатного эфирного времени на национальном телевидении и 10 часов – на национальном радио.

Кроме того, законодательство предусматривает выделение участникам парламентских выборов бесплатного эфирного времени на местных телерадиовещательных кампаниях.

В соответствии с законодательством частные средства массовой информации должны предоставлять участникам парламентских выборов за плату вышеуказанные объемы эфирного времени для проведения предвыборной агитации.

Все средства массовой информации должны информировать Национальный совет по средства массовой информации о предоставлении участникам парламентских выборов эфирного времени для проведения предвыборной агитации.

При проведении 23 октября 2019 года парламентских выборов предусматривается возможность проведения теледебатов между участниками парламентских выборов, основными темами которых могут быть вопросы социального обеспечения, вопросы экологии, прав ЛГБТ-меньшинства, энергетической безопасности страны4.

При этом теледебаты могут проводиться в соответствии с положениями, предусмотренными Избирательным кодексом Польши, либо Законом о телерадиовещании (в последнем случае их проведение рассматривается как журналистское мероприятие, не связанное с предписаниями Избирательного кодекса в части организации и проведения теледебатов).

В указанных парламентских выборах принимают участие четыре ведущие политические группировки страны: правящая политическая партия «Право и справедливость», основная оппозиционная политическая коалиция «Гражданская коалиция», политическая коалиция объединенных левых сил, а также либеральная политическая коалиция; кроме того, в парламентских выборах принимают участие и другие политические партии.

В Швейцарии при проведении 20 октября (воскресенье) 2019 года очередных парламентских выборов 200 депутатов Национального совета – нижней палаты федерального парламента и 46 членов Совета кантонов – верхней палаты от 25 (из 26) кантонов страны5 законодательство практически (за некоторым исключением) и детально не регулирует порядок проведения предвыборной агитации.

При этом некоторые виды агитационной деятельности допускаются только в некоторых средствах массовой информации.

Так, законодательство предусматривает, что печатные агитационные материалы (плакаты) могут изготавливаться и распространяться участниками парламентских выборов, при этом политическая (электоральная) реклама разрешена только в печатных, но не в электронных, средствах массовой информации, а также в социальных сетях.

В соответствии с Конституцией Швейцарии гарантируется свобода собраний, при этом законодательство кантона Женева, принятое в 2016 году, предусматривает, что для организации массового электорального мероприятия, предусматривающего задействование крупных полицейских сил для обеспечения порядка и безопасности при его проведении, необходимо подача соответствующими участниками парламентских выборов заявки не менее чем за три месяца до дня проведения указанного массового агитационного мероприятия, в которой (т.е. в заявке) также указывается наименование юридического лица, которое будет обеспечивать общественный порядок при проведении массового агитационного мероприятия.

В соответствии с законодательством за организацию и проведение несанкционированного массового агитационного мероприятия может быть наложен штраф в размере до 100.000 швейцарских франков.

Политические партии и кандидаты могут приобрести за плату эфирное время только для размещения (трансляции) ранее записанного интервью.

При проведении указанных выборов на национальном телевидении планируется организация теледебатов с участием представителей политических партий и самих кандидатов (при проведении в 2015 году парламентских выборов теледебаты не проводились).

Участники парламентских выборов при проведении предвыборной агитации используют в основном печатные агитационные материалы, встречи с избирателями, а также во все большем объеме – Интернет и социальные сети.

В соответствии с законодательством клевета по-прежнему является уголовным преступлением (с наложением финансовых санкций и лишением свободы на срок до трех лет).

Законодательство практически не регулирует вопросы участия средств массовой информации при проведении парламентских выборов, за исключением некоторых положений Федерального закона о телерадиовещании, который предусматривает обязанность электронных средств массовой информации по объективному, равному и разнообразному освещению парламентской избирательной кампании.

При проведении указанных выборов федеральное законодательство не регулирует вопросы финансирования участниками выборов проведения предвыборной агитации.

Некоторые кантоны, в частности, кантон Женева, Фрибург, Вале, предусматривают, в частности, частичное возмещение политическим партиям понесенных ими расходов на проведение предвыборной агитации.

При этом указанные два кантона приняли специальное законодательство о политических партиях и финансировании предвыборной агитации.

В 1998 года кантон Тичино принял законодательство, предусматривающее установление предельного размера добровольного пожертвования в избирательный фонд кандидата.

В 1999 году кантон Женева принял законодательство, предусматривающее, что политические партии должны обнародовать источники и общий размер частных добровольных пожертвований; кроме того, законодательно были запрещены анонимные пожертвования.

В целом федеральное и кантональное законодательство не устанавливают предельный размер добровольного пожертвования, а также расходования средств избирательных фондов участников парламентских выборов.

Политические партии вправе получать в неограниченном объеме средства из любых источников, в том числе из иностранных источников, от корпораций, профессиональных союзов, союзов (ассоциаций) работодателей и производителей, физических и юридических лиц, выполняющих государственные контракты, при этом законодательство не предусматривает установление предельных размеров расходования средств на проведение предвыборной агитации.

На практике политические партии получают пожертвования от физических лиц и корпораций (юридических лиц), используют партийные взносы, а также обязательные взносы (пожертвования) от избранных партийных представителей (т.е. депутатов, избранных от политической партии, в том числе баллотирующихся на новый срок).

Некоторые политические партии ввели внутренние ограничения на предельные размеры добровольных пожертвований (взносов); ряд политических партий на добровольной основе и в инициативном порядке обнародуют сведения о поступлениях и расходовании средств на проведение предвыборной агитации.

Некоторые кандидаты финансируют проведение предвыборной агитации за счет собственных средств либо финансируются гражданами (физическими лицами) или лоббистским группами.

Обнародование сведений о финансировании предвыборной агитации законодательством также не предусмотрено (за исключением пяти кантонов (Женева, Невшатель, Тичино, с 2018 года – Фрибург и Швиц), которые законодательно установили требования об обнародования источников и размеров пожертвований); на этой основе, на практике, влияние «теневых» денежных средств на проведение предвыборной агитации и результаты парламентских выборов является вполне предсказуемым (при этом, однако, многие политические партии выступают против обнародования сведений о жертвователях, полагая, что обеспечение сохранения тайны персональных сведений жертвователей является одной из основных ценностей швейцарской модели демократии, отказ от которой приведет, в частности, к неуклонному сокращению финансирования участников парламентских выборов со стороны таких жертвователей).

Несколько общественных инициатив по расширению гласности и открытости финансирования предвыборной агитации участников парламентских выборов не были реализованы.

Среди рекомендаций БДИПЧ ОБСЕ – необходимость введения комплексного механизма открытости и гласности финансирования предвыборной агитации участников парламентских выборов.

После проведения в 2015 году парламентских выборов на федеральном и кантональном уровнях был предпринят ряд безуспешных попыток по введению федерального и кантонального регулирования вопросов финансирования политических партий и проведения предвыборной агитации.

При этом на федеральном уровне Федеральный совет (правительство) рекомендовал парламенту отвергнуть одну из таких федеральных инициатив, которая была внесена в парламент в октябре 2017 года, в связи с тем, что ее реализация не сочетается с особенностями функционирования швейцарской политической системы и традициями «анонимной» политической благотворительности и поддержки.

В частности, указанная инициатива предусматривала обнародование политическими партиями источников добровольных пожертвований, вносимых в течение календарного года в совокупном размере свыше 10.000 швейцарских франков (8.900 евро); при этом политические партии, которые получали на проведение предвыборной агитации от физических лиц и комитетов добровольные пожертвования в размере более 100.000 франков, либо индивидуально более чем 10.000 франков в расчете на одно физическое лицо, должны были бы обнародовать источники пожертвований и общую сумму пожертвований.

На кантональном уровне парламентские и народные финансовые инициативы были реализованы, как уже отмечалось, в 2018 году в кантонах Фрибург и Швиц (об обнародовании сведений о добровольных пожертвованиях).

В целом при проведении 20 октября 2019 года очередных парламентских выборов по-прежнему не имеется соответствующего полноценного федерального регулирования вопросов финансирования политических партий и проведения предвыборной агитации.

Информационные (прежде всего телевизионные) споры разрешаются Омбудсменами в качестве первой инстанции и действующими как медиаторы (посредники).

В случае недостижения соглашения между сторонами информационного спора жалоба может быть подана в Независимый орган по рассмотрению информационных жалоб с последующим обжалованием его решения в Федеральный верховный суд Швейцарии.

В соответствии с законодательными поправками в Федеральный закон о телерадиовещании 2016 года Независимый орган по рассмотрению информационных жалоб вправе осуществлять надзор и контроль за онлайновым контентом Швейцарской национальной телерадиовещательной организацией.

Федеральный офис по вопросам телекоммуникаций осуществляет контроль за рекламной (политической и электоральной) деятельностью в средствах массовой информации, в том числе в части соблюдения законодательного запрета на политическую рекламу в электронных средствах массовой информации.

Совет по печатным средствам массовой информации рассматривает жалобы на печатные средства массовой информации.

В парламентских выборах, проводимых 20 октября 2019 года, принимают участие восемь основных и ряд малых политических партий.

В Канаде, являющейся конституционной монархией с федеральной системой парламентского правления, 21 октября (понедельник) 2019 года проводятся очередные выборы 338 депутатов Палаты Общин – нижней палаты парламента.

Выборы проводятся по мажоритарной избирательной системе относительного большинства по одномандатным избирательным округам.

Кандидаты выдвигаются политическими партиями или в качестве независимых кандидатов.

В Канаде 22 зарегистрированных политические партии: при проведении указанных парламентских выборов в них принимают участие 15 зарегистрированных политических партий, еще 5 политических партий вправе принимать участие в указанных выборах, но не принимают в них участия, еще две политические партии отказались от участия в парламентских выборах; кроме того, две политические партии утратили право быть зарегистрированными в качестве политических партий (в целом с 2004 года в Канаде было ликвидировано 16 политических партий).

При проведении указанных выборов применяются положения Конституционного Акта, Хартии о правах и свободах, Акта о выборах Палаты Общин (с изменениями, в частности, 2018 года), Акта об образовании и границах избирательных округов, Акт о правах человека в Канаде, Акта о честных выборах 2014 года, Акта о телекоммуникациях, Уголовного кодекса Канады, иные законодательные акты, а также нормативные акты Ведомства по выборам Канады.

После проведения в октябре 2015 года парламентских выборов в законодательство были внесены существенные изменения.

Так, в декабре 2018 года был принят Акт о модернизации избирательного процесса, внесший в Акт о выборах Палаты Общин существенные изменения,

В частности, были расширены полномочия Комиссара по выборам Канады, введены дополнительные меры по обеспечению электорального представительства женщин, сняты ограничения на участие в голосовании лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда, реорганизован механизм подбора сотрудников участковых избирательных органов.

Кроме того, указанный Акт также восстановил – для целей идентификации избирателей и получения ими избирательных бюллетеней – ранее применявшиеся (до 2014 года) персональные карточки для приглашения избирателей принять участие в голосовании в качестве одного из документов, удостоверяющих личность избирателя, расширил возможности для участия избирателей в досрочном голосовании, условия участия так называемых «третьих» организаций в финансировании предвыборной агитации.

При этом, однако, обновленное законодательство по-прежнему не предусматривает возможность международного и общественного наблюдения на выборах, а также определение конкретных сроков рассмотрения избирательных споров и электоральных жалоб.

Указанный Акт установил также фиксированные сроки так называемого «предагитационного периода», условия участия так называемых «третьих» организаций (прежде всего профсоюзов) в финансировании предвыборной агитации, порядок и условия обнародования в онлайн режиме в социальных сетях агитационных материалов участников парламентских выборов, календарных сроков их хранения.

При этом, однако, обновленное законодательство по-прежнему не предусматривает возможность общественного наблюдения на выборах, а также определение конкретных сроков рассмотрения избирательных споров и электоральных жалоб.

В целом если прежнее законодательство не регулировало в преддверии назначения парламентских выборов, т.е. до дня официального обнародования решения о назначении парламентских выборов, вопросы финансирования политическими партиями и так называемыми «третьими» организациями (в частности, профсоюзами) разнообразных и, по сути, агитационных по своему характеру вопросов, в том числе сопряженных с будущими парламентскими выборами, то обновленное законодательство на основе введения нового законодательного понятия «предагитационный период» стало в соответствующем новом формате регулировать эти вопросы.

При фиксированных в законодательстве о парламентских выборах сроках (дате) проведения очередных парламентских выборов такой период начинается с 30 июня года проведения парламентских выборов и заканчивается в день официального роспуска парламента действующего созыва, т.е. фактически в день принятия решения о роспуске парламента и назначении парламентских выборов.

В целом продолжительность указанного «предагитационного периода» составляет 51 календарный день.

При проведении 21 октября 2019 года очередных парламентских выборов указанный «предагитационный период» начался 30 июня и закончился 19 августа 2019 года.

В календарных рамках указанного предагитационного периода законодательство ввело новые правила финансирования политических партий и «третьих» организаций, а также представления ими соответствующей финансовой отчетности.

Законодательство предусматривает содержательное раскрытие перечня видов деятельности, которые охватываются данным календарным периодом, в которых входит, в частности, проведение политической рекламы, опросов общественного мнения, реорганизацию политической деятельности или политической партии.

Законодательство ввело предельные размеры расходования средств, которые политические партии и «третьи» организации могут израсходовать в календарных рамках «предагитационного периода» с учетом предстоящих парламентских выборов.

Так, в рамках «предагитационного периода» политические партии могут израсходовать, в частности, на проведение политической рекламы, опросов общественного мнения, реорганизацию политической деятельности или политической партии не более 2,05 млн. канадских долларов.

В календарных рамках указанного периода «третьи» организации (прежде всего малые политические партии) на регулярной основе должны информировать Ведомство по выборам Канады о расходовании средств на осуществление своей «предагитационной» деятельности, а политические партии – при проведении своей «предагитационной» деятельности должны четко идентифицировать свой партийный статус.

Так, в дополнение к представлению итогового финансового отчета не позднее четырех месяцев со дня проведения парламентских выборов «третьи» (малые) политические партии должны представлять не менее четырех промежуточных финансовых отчетов в случае, если их электорально-ориентированные поступления и расходы превышают 
10.000 канадских долларов: первый финансовый отчет – не позднее 5 дней со дня регистрации малой политической партии как соучастника финансирования предвыборной агитации или электорально-ориентированной деятельности, второй отчет – по состоянию на 15 сентября 2019 года, третий отчет – за 21 день до дня голосования, четвертый отчет – за 7 дней до дня голосования.

В рамках «предагитационного периода» малые политические партии могут израсходовать в национальном масштабе на электоральные цели не более 1.023.400 канадских долларов, при этом не более 10.234 канадских долларов может быть израсходовано в рамках соответствующего избирательного округа.

В агитационных материалах малых политических партий должно быть указано наименование политической партии, почтовый адрес и номер телефона постоянно действующего органа политической партии.

При этом превышение политическими партиями и «третьими» организациями в календарных рамках указанного периода установленных предельных размеров расходования средств может явиться основанием для привлечения политических партий и «третьих» организаций к ответственности.

При проведении парламентских выборов политические партии, кандидаты могут получать, в частности, добровольные пожертвования, а также использовать в определенном размере собственные средства на проведение предвыборной агитации.

Так, кандидаты могут использовать на проведение предвыборной агитации собственные средства в размере, не превышающем 5.000 канадских долларов.

Физическое лицо в течение электорального года может внести в избирательные фонды каждого из участников парламентских выборов (политических партий, независимых кандидатов) пожертвования, не превышающие 1.600 канадских долларов.

При проведении указанных выборов Акт о модернизации избирательного процесса предусмотрел новые предельные размеры расходования средств избирательных фондов непосредственных участников парламентских выборов, а также дополнительные ограничения на участие так называемых «третьих» организации в финансировании предвыборной агитации.

Предельные размеры расходования средств участников парламентских выборов сопряжены с числом избирательных округов, в которых выдвинуты и зарегистрированы кандидаты, а также с численностью избирателей, зарегистрированных в соответствующих избирательных округах.

Так, применительно к проведению предвыборной агитации предельный размер расходования средств составляет 2.046.800 канадских долларов.

После проведения парламентских выборов кандидаты от политических партий имеют право на возмещение средств, понесенных в ходе проведения предвыборной агитации, с учетом количества голосов избирателей, поданных за кандидатов от соответствующие политических партий, а именно: кандидатам – до 60% от предельного размера расходования агитационных расходов по соответствующему избирательному округу, политическим партиям – до 50% от размера оплаченной политическими партиями предвыборной агитации.

При этом законодательство предусматривает повышение участникам парламентских выборов размера возмещения понесенных расходов в отношении отдельных категорий избирателей.

Так, в соответствии с указанным Актом о модернизации парламентской избирательной системы до 90% повышено возмещение кандидатам расходов на информационно-агитационное обеспечение избирателей с ограниченными физическими возможностями.

Право участия в проведении предвыборной агитации предоставлено гражданам, постоянным жителям Канады (в соответствии с положениями Акта об иммигрантах и беженцах), при этом лица без гражданства, а также лица без определенного места жительства не имеют права участвовать в проведении предвыборной агитации.

Минимальная продолжительность агитационного периода при проведении парламентских выборов составляет 36 дней, как это предусмотрено Актом о парламентских выборах для минимальной его продолжительности.

В рамках календарного периода агитационной деятельности (после официального обнародования решения о назначении парламентских выборов), а именно: 36 календарных дней до дня «электоральной тишины» политическая партия может израсходовать не более 28 млн. канадских долларов.

В Канаде около 250 телевизионных станций, 1.200 радиостанций, вещающих на английском и французском языках, в том числе национальная телерадиоорганизация «Канадская телерадиовещательная корпорация».

Офис Тайного совета Канады («The Privy Council Office») издает руководства и материалы о правилах поведения государственных и иных публичных служащих при проведении парламентских выборов, недопущению злоупотребления административным ресурсом.

В соответствии с законодательством телерадиоорганизации должны обеспечить предоставление эфирного времени для политических партий.

Средства массовой информации должны резервировать 390 минут эфирного времени для предоставления эфирного времени за плату для проведения предвыборной агитации; указанное время распределяется между участниками парламентских выборов Арбитром по вопросам телерадиовещания.

В преддверии проведения парламентских выборов правительство Канады заключило соглашения с онлайн-платформами, в частности, Facebook, Google, Microsoft о противодействии и предотвращению распространения фальшивой (фейковой) политической и электоральной информации, в том числе определению недостоверной информации, указанию в информационных материалах субъектов проведения политической рекламы, удалению недостоверной информации.

Политические партии вправе приобрести эфирное время за плату в частных средствах массовой информации для проведения предвыборной агитации.

При этом политическая партия может приобрести платное время в большем объеме, если другие политические партии отказываются от его приобретения.

В соответствии с законодательством агитационные материалы политических партий должен содержать указание на их оплату за счет средств избирательного фонда соответствующего участника парламентских выборов.

Средства массовой информации могут отказать в размещении (трансляции) агитационных материалов, если сочтут, что указанные материалы имеют признаки оскорбительного характера или возбуждают ненависть по отношению к определенным социальным группам.

Законодательство запрещает проведение (трансляцию) агитационных материалов и мероприятий из-за рубежа.

«Третьи» организации, зарегистрированные Ведомством по выборам Канады при проведении парламентских выборов, также могут приобретать эфирное время за плату для проведения предвыборной агитации.

В соответствии с Актом о модернизации избирательного процесса электронные средства массовой информации, имеющие свои Интернет-версии, а также провайдеры или собственники социальных сетей должны с 13 июня 2019 года в онлайн режиме вести реестр учета трансляции платных агитационных материалов, если их аудитория охватывает определенную численность Интернет-пользователей на территории Канады.

Так, такая регистрация (реестр) производится, если указанные информационные средства в течение 12 месяцев, предшествующих дню проведения парламентских выборов, имеют аудиторию (для англоязычной версии вещания) не менее 3 млн. пользователей в месяц, 1 млн. – для франкоязычной версии вещания и 100.000 – для вещания на других языках.

В указанный реестр должны вноситься сведения о том, кто приобрел за плату эфирное время или рекламное место (пространство) на платформе соответствующей социальной сети для размещения агитационного материала, конкретный размер оплаты; кроме того, к указанным сведениям должна в обязательном порядке прилагаться копия транслируемого агитационного материала или электорального сообщения, с размещением на нем фамилии и имя заказчика.

Провайдер или собственник платформы социальной сети может создать единый реестр учета платных агитационных материалов, размещенных на различных сайтах.

В целом реестровые сведения должны быть доступны для всеобщего сведения посредством указания их местонахождения на платформе соответствующей социальной сети.

Сведения об агитационном материале вносятся в реестр в день первой его трансляции.

Акт о парламентских выборах не препятствует размещению в указанном реестре и иной дополнительной информации, определяемой менеджментом самой социальной сетью.

Так, Facebook в инициативном порядке включает в указанные сведения агрегированную информацию о том, сколько в суммарном объеме было приобретено заявителями (заказчиками) за плату эфирного времени и совокупный размер оплаты, а также суммарные сведения о количестве политических партий, иных субъектов политического или избирательного процесса, приобретших за плату эфирное время.

Кроме того, Facebook предоставляет сведения о целевой аудитории таких платных агитационных мероприятий.

Tweeter, наоборот, отказался от предоставления потенциальным участникам парламентских выборов за плату свою платформу для размещения агитационных материалов в так называемый «предагитационный период», но при сохранении предоставления участникам парламентских выборов своих возможностей за плату в рамках официального агитационного периода.

Google вообще отказался предоставлять участникам парламентских выборов свою платформу для размещения агитационных материалов за плату как в рамках «предагитационного», так и агитационного периода.

Агитационный материал, включенный в реестр учета трансляции платных агитационных материалов, должен храниться оператором или собственником операционной платформы в течение двух лет со дня проведения последних парламентских выборов, при этом в реестре сведения об агитационном материале должны сохраняться еще в течение пяти после истечение указанного двухлетнего срока, т.е. сведения об агитационных материалах должны храниться в течение семи лет.

Жалобы на нарушение порядка ведения реестра платных агитационных материалов может быть подана в Офис Комиссара по выборам Канады, который может наложить административный штраф, либо в рамках соглашения с провайдером обязать его внести соответствующие реестровые изменения, либо посредством мер прокурорского реагирования привлечь виновных к уголовной ответственности в зависимости от степени и объема допущенных нарушений (в виде уголовного штрафа и (или) лишения свободы).

В соответствии с законодательством Руководитель по выборам Канады после проведения консультаций с парламентскими политическими партиями назначает специальное должностное лицо – Арбитра по вопросам телерадиовещания – для специализированного регулирования соответствующих информационных вопросов и информационных споров между политическими партиями, кандидатами при проведении очередных парламентских выборов (действующий Арбитр по вопросам телерадиовещания занимает указанную должность с 1992 года).

Арбитр по вопросам телерадиовещания, в частности, распределяет бесплатное и платное эфирное время между политическими партиями, принимающими участие в парламентских выборах, в соответствии с положениями актов о парламентских выборах и о модернизации избирательного процесса, разрешает избирательные информационные споры между участниками выборов.

Законодательство в определенном объеме регулирует вопросы проведения дебатов между участниками парламентских выборов.

В целом, несмотря на прежние рекомендации БДИПЧ ОБСЕ, формат теледебатов и критерии отбора участников законодательно не был ясно и исчерпывающим образом определен.

Так, прежний (до 2019 года) порядок организации и проведения публичных дебатов между участниками парламентских выборов законодательством надлежащим образом не был урегулирован и в этих условиях консорциум средств массовой информации по своему усмотрению организовывал дебаты, являющиеся основным элементом предвыборной агитации кандидатов и политических партий, самостоятельно определял состав участников дебатов.

На практике дебаты проводились в англоязычных и франкоязычных электронных средствах массовой информации.

Консорциум национальных средств массовой информации традиционно проводил два сеанса теледебатов: один сеанс теледебатов – на английском языке, другой сеанс – на французском языке6.

В целом, несмотря на прежние рекомендации БДИПЧ ОБСЕ, формат теледебатов и критерии отбора участников законодательно не был ясно и исчерпывающим образом определен.

В соответствии с обновленным законодательством при проведении 21 октября 2019 года очередных парламентских выборов организация теледебатов между лидерами политических партий, принимающих участие в парламентских выборов, осуществляется не консорциумом национальных средств массовой информации, а возложена на специальную Комиссию по вопросам проведения дебатов лидеров политических партий (The Leaders’Debates Commission).

Указанная Комиссия является независимым органом, который образован в октябре 2018 года.

Состав Комиссии – 9 человек: Руководитель Комиссии, Исполнительный директор Комиссии, а также 7 членов Комиссии.

Комиссия начала свою работу 26 марта 2019 года.

Комиссия должна также организовать и провести два сеанса теледебатов: один сеанс – на английском языке, другой сеанс – на французском языке.

Дебаты на английском языке должны быть проведены 7 октября, на французском языке – 10 октября.

При подготовке к проведению указанных выборов Комиссия определила специализированную телерадиовещательную организацию (Canadian Debate Production Partnership), в состав которой входят представители восьми ведущих средств массовой информации, и на которую Комиссия возложила обязанности по организации и проведению указанных дебатов между участниками парламентских выборов.

Комиссия самостоятельно определяет формат и содержание теледебатов, а также состав участников дебатов при соблюдении некоторых минимальных требований к организации проведения теледебатов, в частности, в части перевода выступлений участников дебатов на другие языки.

В соответствии с критериями, разработанными Комиссией, для участия в дебатах политические партии должны соответствовать, как минимум, двум из трех критериев:

1) быть представленной в парламенте, т.е. иметь не менее одного выборного представителя в парламенте Канады, избранного от политической партии;

2) иметь намерение на текущих парламентских выборах выдвинуть и зарегистрировать кандидатов не менее чем в 90% избирательных округов (в 304 избирательных округах из 338);

3) получить не менее 4% голосов избирателей в национальном масштабе на последних парламентских выборах, либо иметь, по мнению Комиссара по выборам Канады, основанному на результатах проведенных опросов общественного мнения, высокую степень вероятности избрания кандидатов, выдвинутых политической партией, на проводимых парламентских выборах.

Таким образом, указанные критерии основываются как на результатах последних парламентских выборов (критерии 1 и 3 (первая часть), так и на партийном электоральном потенциале на проводимых парламентских выборах (критерии 2 и 3 (вторая часть).

На основе указанных критериев к дебатам не допускаются так называемые малые, а также новые политические партии: данное положение подвергается критике со стороны ряда участников парламентских выборов.

12 августа 2019 года Комиссия пригласила лидеров шести политических партий принять участие в дебатах (с возможным участием в дебатах – при соблюдении требований вышеуказанных критериев – лидера седьмой политической партии).

В соответствии с законодательством клевета и оскорбления являются уголовным преступлением, за совершение которого предусматривается ответственность, в том числе в виде лишения свободы по приговору суда (на практике такие преступления крайне редки).

Законодательно предусмотрен день «электоральной тишины», предшествующий дню голосования.

В парламентских выборах, проводимых 21 октября 2019 года, принимают участие 15 политических партий.

Приложение № 1
КАЛЕНДАРЬ ПРОВЕДЕНИЯ ПАРЛАМЕНТСКИХ ВЫБОРОВ В ГОСУДАРСТВАХ – УЧАСТНИКАХ ОБСЕ В 2019 ГОДУ

 № п/п 

 Государство 

 Календарные сроки проведения парламентских выборов 

 1

 Молдова

 24 февраля 2019 года (очередные парламентские выборы)

 2

 Эстония

 3 марта 2019 года (очередные парламентские выборы)

 3

 Андорра 

 7 апреля 2019 года (очередные парламентские выборы)

4

 Финляндия

 14 апреля 2019 года (очередные парламентские выборы)

 5

 Испания

 28 апреля 2019 года (досрочные парламентские выборы)

 6

 Бельгия

 26 мая 2019 года (очередные парламентские выборы)

 7

 Дания

 17 июня 2019 (очередные парламентские выборы)

 8

 Греция

 7 июля (воскресенье) 2019 года (досрочные парламентские выборы)

 9

 Украина

 21 июля (воскресенье) 2019 года (досрочные парламентские выборы)

 10

 Австрия

 29 сентября (воскресенье) 2019 года (досрочные парламентские выборы)

 11

 Португалия

 6 октября (воскресенье) 2019 года (очередные парламентские выборы)

 12

 Польша

 13 октября (воскресенье) 2019 года (очередные парламентские выборы)

 13

 Швейцария

 20 октября (воскресенье) 2019 года (очередные парламентские выборы)

 14

 Канада

 21 октября (понедельник) 2019 года (очередные парламентские выборы)

 15

 Беларусь

 17 ноября (воскресенье) 2019 года (очередные парламентские выборы)

 16 

 Узбекистан

 декабрь 2019 года (очередные парламентские выборы) - конкретная календарная дата проведения выборов пока не определена: в соответствии со статьей 36 Избирательного кодекса Узбекистана решение о назначении календарной даты проведения парламентских выборов должно быть принято ЦИК Узбекистана не позднее, чем за три месяца до истечения конституционного срока полномочий Законодательной палаты - нижней палаты парламента.

 В соответствии со статьей 117 Конституции Узбекистана выборы проводятся в год истечения конституционного срока полномочий палаты в первое воскресенье третьей декады декабря

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] В Португалии аналогичное положение уже давно закреплено в законодательстве: так. в соответствии с законодательством – Законом о политических партиях и Законом о финансировании политических партий – средства, израсходованные в течение шести месяцев, предшествующих дню официального обнародования решения о назначении парламентских выборов, для достижения электоральных целей, рассматриваются как израсходованные на проведение предвыборной агитации.

[2] В Португалии участие в софинансировании предвыборной агитации со стороны так называемых «третьих» организаций законодательством не регулируется.

[3] По состоянию на 1 сентября 2019 года в Португалии в соответствии с решениями Конституционного суда Португалии зарегистрировано 25 политических партий.

[4] Так, еще при проведении последних парламентских выборов (25 октября 2015 года) на национальном телевидении было организовано проведение двух сеансов теледебатов, а именно: проведение сеанса теледебатов между представителями двух ведущих политических партий, и затем, сеанса теледебатов с участием представителей восьми участников парламентских выборов.

Каждый участник теледебатов имел равное время для выступления, порядок выступления участников теледебатов был определен жребием.

[5] За исключением кантона Аппенцелль-Иннерроден, где федеральные выборы членов Совета кантонов от данного кантона были проведены еще 28 апреля 2019 года.

В ряде кантонов выборы проводятся с использованием двухтуровой мажоритарной избирательной системы с возможным проведением второго тура голосования избирателей в ноябре 2019 года.

В кантонах Юра и Невшатель законодательно допускается участие в голосовании определенных категорий иностранных граждан, в кантоне Гларус – лиц (избирателей) в возрасте 16 и 17 лет.

[6] При проведении в октябре 2015 года парламентских выборов Консервативная партия заявила, что не будет принимать участие в национальных теледебатах; вместо этого лидер консерваторов Джон Харпер намерен был принять участие в пяти независимых теледебатах.

В связи с этим не состоялись, в частности, в прямом эфире теледебаты по вопросам обеспечения равенства прав мужчин и женщин (это должны были быть первыми за последние 30 лет дебаты по гендерному вопросу).

В конечном счете, консорциумом национальных средств массовой информации была достигнута договоренность о проведении пяти теледебатов с участием лидеров трех основных политических партий.

При этом партия «Зеленые» и «Квебекский блок» были приглашены для участия только в двух теледебатах; по этому поводу партия «Зеленые» подала жалобу.