Парламентские выборы на Кипре 30 мая 2021 года

Парламентские выборы на Кипре 30 мая 2021 года

Владимир Лысенко, член Совета Российского фонда свободных выборов, доктор юридических наук

21 мая, 2021

Конституционно Кипр является унитарным государством, однако его территория с 1974 года разделена на две части – греческую и турецкую (непризнанная Турецкая Республика Северного Кипра, провозглашенная в одностороннем порядке 15 ноября 1983 года)1.

Кипр является президентской республикой.

Президент Кипра – глава государства и исполнительной власти.

В соответствии со статьей 1 Конституции Кипра, принятой в 1960 году, кипрское государство является независимой и суверенной республикой президентского типа. Президентом Кипра является грек, а Вице-президентом Кипра – турок, избираемые, соответственно, греческой и турецкой Общинами Кипра в порядке, устанавливаемом Конституцией Кипра.

Президент Кипра избирается на пятилетний срок на всеобщих и прямых выборах2.

На Кипре – в условиях территориального разделения прежде единого государства на две территориально обособленные национальные общины – киприотов-греков и киприотов-турок с управлением Турцией северной частью Кипра, населенной преимущественно киприотами-турками и на этой основе провозглашенной Турецкой Республикой Северного Кипра – в соответствии с Конституцией Кипра Палата представителей – однопалатный парламент – является законодательным органом государственной власти, в состав которого избирается 80 депутатов (56 депутатов от киприотов-греков и 24 депутата от киприотов-турок).

Первоначально Конституция Кипра устанавливала численность депутатского корпуса парламента в составе 50 депутатов, при этом 35 депутатских мандатов (70%) подлежало замещению киприотами-греками и 15 (30%) – киприотами-турками, затем, в 1985 года, решением парламента численность депутатского корпуса была увеличена до 80 депутатов.

Конституционное парламентское большинство составляет 41 депутатский мандат (при конституционно 80 депутатских мандатах) и 29 – при фактически 56 депутатских мандатах.

Конституционный срок полномочий Палаты представителей составляет пять лет.

Выборы 56 депутатов-киприотов греческой части Кипра Палаты представителей проводятся по пропорциональной избирательной системе (24 депутатских мандата зарезервированы для киприотов-турок, которые с 1964 года участия в парламентских выборах не принимают).

Уходящий состав Палаты представителей продолжает осуществление своих функций до начала работы Палаты представителей нового состава.

В соответствии со статьей 66 Конституции Кипра всеобщие выборы в Палату представителей проводятся во второе воскресенье того месяца, который непосредственно предшествует месяцу, в котором завершаются полномочия предыдущего состава Палаты представителей3.

Парламентские выборы проводятся 30 мая (воскресенье) 2021 года4.

Логотип парламентских выборов 30 мая 2021 года на Кипре

Прошлые парламентские выборы были проведены 25 мая (воскресенье) 2016 года5.

Все прошедшие с 1996 года парламентские выборы были очередными выборами (26 мая (воскресенье) 1996 года, 27 мая (воскресенье) 2001 года, 21 мая (воскресенье) 2006 года, 22 мая (воскресенье) 2011 года, 22 мая (воскресенье) 2016 года).

В соответствии со статьей 74 Конституции Кипра Палата представителей собирается на очередную сессию без дополнительного указания на пятнадцатый день после всеобщих выборов.

В соответствии со статьями 46–50 Конституции Кипра исполнительная власть осуществляется Президентом и Вице-президентом Кипра.

Президент и Вице-президент Кипра в целях обеспечения исполнительной власти имеют в своем распоряжении Совет министров в составе семи министров-греков и трех министров-турок (в настоящее время в состав Совета министров входит 13 человек).

Конституцией Кипра должность Премьер-министра Кипра не предусмотрена.

В административно-территориальном отношении Кипр состоит из шести округов (Кирения (полностью управляется Турецкой Республикой Северного Кипра), Ларнака (небольшая часть управляется Турецкой Республикой Северного Кипра), Лимасол, Никосия (небольшая часть управляется Турецкой Республикой Северного Кипра), Пафос, Фамагуста (большая северная часть управляется Турецкой Республикой Северного Кипра).

Районы подразделяются на муниципалитеты и общины; представительными органами муниципалитетов являются муниципальные советы, общин – общинные собрания.

В соответствии со статьей 21 Конституции Кипра в стране функционирует многопартийная политическая система; зарегистрированные в установленном порядке политические партии принимают участие в выборах.

Основными политическими партиями и политическими движениями являются: Демократическое объединение, Прогрессивная партия трудового народа, Демократическая партия, Движение социал-демократов (ЭДЕК), Европейская партия, Движение в защиту экологии и окружающей среды («Зеленые»).

В целом зарегистрировано 27 политических партий, в том числе в 2021 году – шесть новых политических партий.

Официальные языки – греческий и турецкий (статья 3 Конституции Кипра).

К основным особенностям конституционно-правового регулирования организации и проведения настоящих парламентских выборов можно отнести, в частности, следующие:

1. Выборы 80 депутатов Палаты представителей проводятся по пропорциональной избирательной системе и преференциальному голосованию избирателей в рамках шести многомандатных избирательных округов, в том числе в турецкой части территории острова.

2. Активное избирательное право на выборах депутатов Палаты представителей – с 18 лет, пассивное – с 21 года.
Участие в голосовании является добровольным и правом избирателя (до 31 мая 2017 года участие в голосовании являлось для избирателя обязательным).

3. В соответствии с законодательством регистрация избирателей является активной и обязательной (как и участие в голосовании), а также этнической и территориально привязанной.

В случае неисполнения возложенной на него законодательством указанной обязанности, в том числе в части информирования об изменении места жительства, к избирателю могут применяться меры ответственности, а именно: наложение штрафа в размере 340 евро или лишение свободы на срок до шести месяцев, либо одновременно указанные виды наказания (за неподачу заявления о регистрации в качестве избирателя), а также наложение штрафа в размере 85 евро или лишение свободы на срок до одного месяца, либо одновременно указанные виды наказания (за неподачу сведений об изменении места жительства).

По состоянию на 2 января 2021 года было зарегистрировано 543.804 избирателя.

В конечном счете, в списки избирателей включено 557.589 избирателей (при проведении прошлых парламентских выборов в списки избирателей включено: в 2001 году – 467.543 избирателей, в 2006 году – 501.024, в 2011 году – 531.463, в 2016 году – 542.915 избирателей); таким образом, за последние годы (с 2001 года) наблюдается тенденция постепенного – на 90.046 избирателей – роста численности избирательного корпуса Кипра при проведении парламентских выборов.

4. Подготовка и проведение президентских и парламентских выборов возложена на государственные органы (должностных лиц): МВД Кипра, являющегося основным государственным органом по проведению парламентских выборов, Генерального руководителя выборов Кипра (государственный служащий), окружных руководителей выборов (государственные служащие), участковые избирательные комиссии.

На Кипре отсутствует независимый национальный (центральный) электоральный (избирательный) орган.

5. Участковые избирательные комиссии образуются в пределах границ избирательных участков с численностью 500-600 зарегистрированных на их территории избирателей.

Для образования зарубежных УИК необходимо включение в список избирателей не менее 30 зарубежных киприотских избирателей каждого из шести многомандатных избирательных округов, которые по состоянию на 2 апреля 2021 года обратились с заявлениями о регистрации в качестве зарубежных киприотских избирателей на соответствующем зарубежном избирательном участке (в противном случае голосование зарубежных киприотских избирателей не проводится, т.е. они не могут реализовать свое активное избирательное право).

Образовано 1.160 избирательных участков, в том числе 1.150 избирательных участков на территории страны, и 10 зарубежных избирательных участковых (в Греции – шесть, в Великобритании – шесть); кроме того, для голосования представителей трех религиозных групп (маронитской, армянской и католической общины) образовано 16 отдельных избирательных участков.

6. Кандидаты выдвигаются политическими партиями, политическими коалициями в составе списков кандидатов, а также в порядке самовыдвижения в качестве независимых кандидатов.

Списки кандидатов политических партий, политических коалиций выдвигаются по каждому многомандатному избирательному округу.

В список кандидатов может быть включено столько кандидатов, сколько депутатских мандатов подлежит замещению в соответствующем многомандатном избирательном округе.

Списки кандидатов политических партий, политических коалиций являются «открытыми».

В избирательном бюллетене кандидаты, включенные в список кандидатов политической партии, политической коалиции, размещаются в алфавитном порядке, при этом лидер политической партии, политической коалиции размещается во главе списка кандидатов.

Кандидаты, выдвигаемые политическими партиями, политическими коалициями, либо в порядке самовыдвижения, вносят при регистрации избирательный залог в размере 500 евро каждый; избирательный залог возвращается кандидату, получившему при голосовании не менее одной трети электоральной квоты действительных голосов избирателей.

При проведении настоящих парламентских выборов зарегистрировано рекордное число участников выборов – 15 политических партий: всего 659 кандидатов, в том числе восемь независимых кандидатов, на 56 депутатских мандатов или 12 кандидатов на один депутатский мандат (в 2001 году – 8 политических партий, в том числе одна новая политическая партия, в 2006 году – 11 политических партий, в том числе 5 новых политических партий, в 2011 году – 10 политических партий, в 2016 году 12 политических партий, в том числе 6 новых политических партий: всего 509 кандидатов).

Таким образом, наблюдается определенный рост с последующим падением числа политических партий, принимающих участие в парламентских выборах: 2001 год – 8, 2006 год – 11, 2011 год – 10, 2016 год – 12, 2021 год – 15.

При этом с 2001 года при проведении указанных парламентских выборов ни один независимый кандидат не был избран депутатом, и парламент является исключительно многопартийным.

В соответствии с законодательством, в случае если число выдвинутых кандидатов не превышает число подлежащих замещению депутатских мандатов, голосование избирателей по зарегистрированным кандидатам не проводится, и все зарегистрированные кандидаты признаются избранными, в противном случае – проводится голосование избирателей.

7. В соответствии с законодательством объем информационного освещения участия политических партий в парламентских выборах соотносится с числом действительных голосов избирателей, полученных соответствующей политической партией на прошлых парламентских выборах, т.е. является изначально неравным для всех политических партий, участвующих в парламентских выборах.

При этом законодательство акцентирует внимание средств массовой информации на том, что так называемые малые и новые политические партии не должны быть лишены информационного освещения при проведении парламентских выборов.

В соответствии со сложившейся электоральной практикой средства массовой информации проводят консультации с политическими партиями по вопросам информационного освещения их участия в выборах, в том числе в разрезе агитационной деятельности кандидатов.

8. В целом законодательство по-разному регулирует календарные рамки участия национальных и частных средств массовой информации в обеспечении равных условий для участников парламентских выборов в проведении предвыборной агитации: так, если для национальных средств массовой информации календарные рамки агитационного периода охватывают шесть месяцев до дня голосования на парламентских выборах, то для частных средств массовой информации – только три месяца, при этом независимые кандидаты подлежат регистрации только за 30 дней до дня голосования на парламентских выборах.

Кроме того, проведение платной предвыборной агитации допускается в любое время, тогда как в течение 40 дней до дня голосования на парламентских выборах – в жестко лимитированных законодательством параметрах.

Так, национальные и частные средства массовой информации вправе предоставлять участникам парламентских выборов эфирное время за плату в любое время для проведения предвыборной агитации, при этом за 40 календарных дней до дня голосования на парламентских выборах законодательство вводит специальный правовой режим регулирования реализации указанного дозволения, т.е. устанавливает предельный и дифференцированный объем проведения платной агитационной электоральной деятельности в электронных средствах массовой информации.

В рамках указанного 40-дневного периода политическая партия, политическая коалиция имеет право на приобретение не более 100 минут эфирного времени совокупно на всех телеканалах и не более 60 минут эфирного времени совокупно на всех радиостанциях, каждый независимый кандидат – соответственно 30 минут и 12 минут.

Все платные агитационные материалы должны быть маркированы «за плату» и расценки на приобретение платного эфирного времени должны быть равными для всех участников парламентских выборов.

9. Негативная агитационная кампания и агитационные материалы законодательно запрещены.

10. В соответствии с законодательством парламентские политические партии имеют право на государственное финансирование: 15% средств государственного финансирования должно распределяться на равной основе между всеми парламентскими политическими партиями, 85% – на основе числа действительных голосов, полученных каждой парламентской политической партией по результатам последних парламентских выборов6.

Непарламентские политические партии вправе получать государственное финансирование в случае, если они получили не менее 3% действительных голосов избирателей при проведении последних парламентских выборов и выдвинули своих кандидатов не менее чем в половине избирательных округов (т.е. в 28 из 56).

Политические партии вправе получать добровольные пожертвования от физических и юридических лиц в денежной форме и в натуральном виде.

Пожертвования политической партии не должны превышать 50.000 евро в течение календарного года.

Предельный размер расходования средств избирательного фонда участников парламентских выборов – 1 млн. евро.

При этом предельный размер расходования средств на каждого кандидата не может превышать 30.000 евро.

В соответствии с законодательством не менее 90% расходов средств избирательного фонда политической партии должно быть оформлено посредством проведения банковских операций.

Политические партии должны обнародовать сведения обо всех поступлениях и расходах на проведение предвыборной агитации, при этом представление политическими партиями промежуточных финансовых отчетов законодательством прямо не предусмотрено.

Уполномоченный представитель кандидата по финансовым вопросам должен представить окружному руководителю выборов итоговый финансовый отчет в течение трех недель со дня официального опубликования результатов парламентских выборов.

Законодательство предусматривает санкции в отношении лиц, виновных в нарушении законодательства о финансировании предвыборной агитации: на виновное лицо может быть наложен штраф в размере до 
20.000 евро.

11. Результаты опросов общественного мнения, связанные с парламентскими выборами, не могут быть обнародованы менее чем за семь дней до дня голосования.

Нарушение указанного законодательного положения является уголовным правонарушением, за которое может быть наложен штраф в размере 850 евро либо виновное лицо лишено свободы на срок до шести месяцев.

12. Верховный суд Кипра в период проведения парламентских выборов является Верховным судом Кипра по избирательным делам, единственной инстанцией по рассмотрению электоральных жалоб (заявлений) о признании недействительными результатов парламентских выборов.

Указанные жалобы (заявления) могут быть поданы Генеральным прокурором Кипра, избирателем, кандидатом, а также любым другим лицом, избирательные права которого (по его мнению) нарушены при проведении парламентских выборов.

В 2015 году в рамках совершенствования порядка рассмотрения избирательных споров с одного до двух месяцев со дня официального обнародования результатов парламентских выборов была увеличена продолжительность периода для подачи жалоб (заявлений) о признании результатов парламентских выборов недействительными.

13. Законодательство предусматривает, что в день голосования избирателей в помещении для голосования избирательного участка могут находиться уполномоченные представители непосредственных участников парламентских выборов – политических партий, политических коалиций, а также кандидатов, которые имеют право получить протокол об итогах голосования.

Однако законодательство не содержит положений о национальных (общественных) и международных наблюдателях7.

При этом, на практике, при проведении парламентских выборов приглашаются международные наблюдатели от ОБСЕ и других международных организаций.

В целом БДИПЧ ОБСЕ организовало работу трех миссий международного наблюдения на парламентских выборах, проводимыми 27 мая 2001 года, 22 мая 2011 года, 22 мая 2016 года.

Конституция и законодательство о парламентских выборах. Проведение парламентских выборов регулируется положениями статей 62 – 72 Конституции Кипра от 16 августа 1960 года, Закона о выборах депутатов Палаты представителей 1979 года, Закона о политических партиях от 
17 декабря 2012 года (заменил аналогичный Закон 2011 года), Закона о регистре населения 2002 года, Закона о теле- и радиовещании 1998 года, Закона о телерадиовещательной организации Кипра 1959 года, других законодательных актов.

В соответствии с законодательством Генеральный прокурор Кипра по запросу правительства Кипра вправе давать разъяснения в форме консультативного заключения по вопросам единообразного применения законодательства8.

После проведения в 2013 году парламентских выборов в законодательство в 2015 году, в 2017 году и в 2019 году были внесен ряд существенных новаций.

Так, в декабре 2015 года в Закон о выборах депутатов Палаты представителей и Закон о политических партиях, за пять месяцев до проведения 22 мая 2016 года прошлых очередных парламентских выборов и практически без проведения широких общественных консультаций, были внесены существенные изменения, связанные с финансированием политических партий и предвыборной агитации, учетом электоральных рекомендаций БДИПЧ ОБСЕ, в дальнейшем в них вносились изменения преимущественно юридико-технического характера.

В частности, обновленным законодательством был повышен с 1.8% до 3.6% действительных голосов избирателей заградительный порог для допуска политических партий, политических коалиций ко второму этапу распределения депутатских мандатов9, к которому, как показала практика проведения выборов 2016 года, допускаются, в основном, крупные политические партии.

В 2017 году в законодательство были внесены новые изменения, отменяющие, в частности, обязательное избирательное право и закрепляющие, что участие гражданина Кипра в голосовании является добровольным и его правом, а не обязанностью; кроме того, законодательство закрепило обязанность представления участниками парламентских выборов итоговых финансовых отчетов не позднее двух месяцев (ранее – одного месяца) со дня официального обнародования результатов парламентских выборов.

В 2019 году был внесен новый пакет законодательных изменений, предусматривающий (в соответствии с решением Верховного суда Кипра), в частности, порядок замещения вакантного депутатского мандата в случае избрания лица одновременно депутатом национального и Европейского парламента и в связи с этим сложившего полномочия депутата национального парламента10.

Кроме того, в 2020 году в преддверии проведения 25 апреля 2021 года очередных парламентских выборов различными политическими силами в парламент было внесено несколько электоральных законопроектов, которые, в конечном счете, не получили парламентской поддержки11.

Парламентская избирательная система. При проведении выборов 56 депутатов Палаты представителей применяется пропорциональная избирательная система, «открытые» списки кандидатов, преференциальное голосование12 в шести многомандатных избирательных округах, в том числе в турецкой (неконтролируемой кипрским правительством) части территории острова.

Указанные многомандатные избирательные округа корреспондируют административным границам шести районов страны.

В соответствии со статьей 61,1 Конституции Кипра 1960 года общая численность депутатского корпуса Палаты представителей составляет 50 депутатов, из которых 35 депутатов (70%) должны были избираться киприотами-греками, а 15 депутатов (30%) – киприотами-турками, однако с тех пор – с 1964 года – в связи с известным политическим расколом страны на две части – греческую и турецкую, киприоты-турки не избирают депутатов в рамках указанной конституционной депутатской квоты.

В 1985 году общая численность депутатского корпуса Палаты представителей была увеличена с 50 до 80 депутатов, из которых 56 депутатских мандатов были зарезервированы для киприотов-греков, а 24 мандата – для киприотов-турок (указанные депутатские мандаты также до сих пор являются вакантными).

В целом избирательная система Кипра является половинчатой, полупредставительной (в связи с позицией киприотов-турок).

Распределение депутатских мандатов по шести многомандатным избирательным округам основывается на численности избирателей, зарегистрированных на их территории (последнее изменение границ (схемы) многомандатных избирательных округов было проведено в 1972 году)..
«Разлет» подлежащих замещению депутатских мандатов в соответствующих многомандатных избирательных округах составляет от трех до 20 депутатских мандатов.

Так, на территории избирательного округа «города Никосия – столица Кипра» замещению подлежало 20 депутатских мандатов, избирательного округа «Лимасол» – 12, избирательного округа «Фамагуста» – 11, избирательного округа «Ларнака» – 6, избирательного округа «Пафос» – 4, избирательного округа «Кирения» – 3.

Избирательные участки образуются с численностью 500-600 избирателей, зарегистрированных на их территории.

Избиратели могут выразить преференции в отношении любого числа кандидатов (но не более четырех), включенных в список кандидатов политической партии, политической коалиции, за которую они голосуют13.

Три конституционно признанные религиозные группы (маронитская, армянская и католическая общины) имеют по одному своему представителю в парламенте, избираемым по единому (национальному) избирательному округу, однако эти представители имеют право не решающего голоса, а только совещательного голоса по вопросам, относящимся к указанным религиозным группам.

Для избрания указанных парламентских представителей образуется так называемый религиозный единый (национальный) избирательный округ.

На этой основе избиратели, принадлежащие к соответствующей религиозной группе, голосуют дважды, а именно: в рамках стандартных многомандатных избирательных округов и в рамках религиозного единого (национального) избирательного округа.

Распределение 56 депутатских мандатов на основе принципа пропорциональности производится в рамках двухэтапной процедуры: в рамках первого этапа распределения депутатских мандатов – получение политическими партиями, политическими коалициями не менее 3,6% действительных голосов избирателей от общего количества действительных голосов избирателей, в рамках второго этапа – получение политической партией одного депутатского мандата или не менее 3,6% от общего количества действительных голосов избирателей, политической коалицией – одного депутатского мандата или не менее 10% действительных голосов избирателей для политических коалиций в составе двух политических партий или 20% действительных голосов избирателей для политических коалиций в составе трех и более политических партий.

Электоральные должностные лица и избирательные комиссии. Подготовка и проведение парламентских выборов возложена на государственные органы (должностных лиц): Министерство внутренних дел Кипра (МВД Кипра), являющегося основным государственным органом по проведению парламентских выборов, Генерального руководителя выборов Кипра (государственный служащий), окружных руководителей выборов (государственные служащие), участковые избирательные комиссии.

На Кипре отсутствует независимый национальный (центральный) электоральный (избирательный) орган.

В соответствии с законодательством на МВД Кипра возложены обязанности по организации и проведению парламентских выборов.

Постоянный Секретарь МВД Кипра, назначенный в сентябре 2020 года, является по должности Генеральным руководителем выборов Кипра (назначается после официального обнародования решения о назначении парламентских выборов).

Центральное избирательное бюро МВД Кипра является постоянно действующим органом и осуществляет функции аппарата Генерального руководителя выборов Кипра: в его состав входит четыре человека, две женщины и двое мужчин.

Генеральный руководитель выборов Кипра при проведении парламентских выборов осуществляет, в частности, координацию работы окружных руководителей выборов, рассматривает жалобы на решения, принятые окружными руководителями выборов, а также председателями участковых избирательных комиссий.

Генеральный руководитель выборов Кипра имеет помощника по выборам, назначаемого Министром внутренних дел Кипра.

Руководители каждого из шести административных округов страны являются по должности (назначаются Министром внутренних дел Кипра) окружными руководителями выборов (ОРВ).

ОРВ осуществляют подготовку и проведение парламентских выборов на территории соответствующего административно-территориального многомандатного избирательного округа, образование избирательных участков и участковых избирательных комиссий.

Участковые избирательные комиссии (УИК) организуют проведение голосования и подсчет голосов избирателей.

Участковые избирательные комиссии образуются в пределах границ избирательных участков с численностью 500-600 зарегистрированных на их территории избирателей.

Для образования зарубежных УИК необходимо включение в список избирателей не менее 30 зарубежных киприотских избирателей каждого из шести многомандатных избирательных округов, которые по состоянию на 2 апреля 2021 года обратились с заявлениями о регистрации в качестве зарубежных киприотских избирателей на соответствующем зарубежном избирательном участке (в противном случае голосование зарубежных киприотских избирателей не проводится, т.е. они не могут реализовать свое активное избирательное право).

При проведении настоящих парламентских выборов образовано 1.160 УИК на территории страны и 10 УИК – за пределами территории Кипра (шесть – в Греции и четыре – в Великобритании)14.

Кроме того, на территории Кипра в анклавных районах на территории, неподконтрольной правительству, для участия в голосовании находящихся в данных анклавных районах избирателей-киприотов, было образовано два избирательных участка.

При этом избирательные участки и участковые избирательные комиссии не образуются в медицинских учреждениях, домах для престарелых.

Для голосования представителей трех религиозных групп (армянской и католической общины) образовано 16 отдельных избирательных участков.

Состав УИК – семь человек (председатель и до шести его помощников).

Председатели УИК и их помощники (члены участковых избирательных комиссий) назначаются соответствующими окружными руководителями выборов из числа государственных служащих, в том числе вышедших на пенсию, а также лиц, не имеющих постоянного места работы либо временно неработающих, но имеющих диплом о высшем образовании, в рамках публичной процедуры участия в конкурсе на назначение в состав участковых избирательных комиссий15.

В целом законодательство не предусматривает гендерных квот при формировании УИК.

Электоральные должностные лица и избирательные органы не в полной мере осуществляют свою деятельность на основе принципа гласности и открытости.

Так, заседания Генерального руководителя выборов Кипра и окружных руководителей выборов не являются открытыми для общественности, при этом, однако, информация о принятых решениях размещается на сайте Министерства внутренних дел Кипра; при этом периодически проводятся консультации с политическими партиями по различным аспектам подготовки и проведения парламентских выборов.

Регистрация избирателей. В соответствии с законодательством граждане Кипра в возрасте 18 лет и старше, имеющие постоянное место жительства на территории Кипра в течение не менее шести месяцев до достижения минимального 18-летнего электорального возраста и включенные в списки избирателей, имеют право принимать участие в голосовании на парламентских выборах.

В соответствии с законодательством регистрация избирателей16 является активной и обязательной (до 2017 года обязательным являлось также участие в голосовании).

Кроме того, регистрация в качестве избирателя является также этнической и территориально привязанной.

Так, в соответствии со статьей 63 Конституции все граждане Кипра старше 21 года при выполнении предусмотренных законом соответствующих условий имеют право зарегистрироваться в греческий или турецкий избирательные списки в качестве избирателя, причем члены греческой Общины могут зарегистрироваться только в греческий избирательный список, а члены турецкой Общины – только в турецкий избирательный список; никто не может быть зарегистрирован в качестве избирателя в избирательный список, если он не отвечает установленным избирательным законом требованиям для регистрации.

В соответствии с законодательными поправками, внесенными в 2015 году в Закон о выборах, гармонизированных с положениями Закона о регистрации избирателей, в списки избирателей включаются лица, достигшие возраста 18 лет и старше на день проведения выборов при условии постоянного проживания на территории Кипра в течение шести месяцев, предшествующих наступлению срока наделения активным избирательным правом.

Избиратель должен подать заявление о регистрации в качестве избирателя окружному руководителю выборов в течение 30 дней со дня наступления возраста приобретения активного избирательного права (т.е. 18 лет)17.

При проведении настоящих парламентских выборов МВД Кипра направило письма-приглашения около 34.000 граждан Кипра, которые приобретают активное избирательное право, о подаче вышеуказанных заявлений о регистрации в качестве избирателей.

Законодательство предусматривает применение к лицу, которое не зарегистрировалось в качестве избирателя либо не внесло уточнений в случае изменения фамилии, имени либо адреса места жительства, мер административной и уголовной ответственности.

Так, в случае неисполнения возложенной на него законодательством указанной обязанности к избирателю могут применяться меры ответственности, а именно: наложение штрафа в размере 340 евро или лишение свободы на срок до шести месяцев, либо одновременно указанные виды наказания (за неподачу заявления о регистрации в качестве избирателя), а также наложение штрафа в размере 85 евро или лишение свободы на срок до одного месяца, либо одновременно указанные виды наказания (за неподачу сведений об изменении места жительства)18.

На МВД Кипра (в лице его Департамента по вопросам регистрации и миграции населения) законодательно возложена обязанность по регистрации избирателей и составлении списков избирателей.

На окружного руководителя выборов возложена обязанность по сбору и проверке сведений об избирателях на окружном уровне.

4 марта 2021 года МВД Кипра обнародовало решение о том, что для участия в парламентских выборах избиратели должны подать не позднее 2 апреля заявления о включении в список избирателей.

Избиратели, которые достигают избирательного возраста 18 лет 30 мая 2021 года, также должны подавать указанное заявление.

После указанной календарной даты (2 апреля 2021 года) включение гражданина Кипра в список избирателей законодательно не допускается.

Форма заявления может быть получена в соответствующих государственных и муниципальных органах, а также в электронном виде на сайте МВД Кипра в сети Интернет www.moi.gov.cy.

В условиях пандемии коронавируса избиратели моложе 25 лет должны подавать указанные заявления, тогда как избиратели других возрастных категорий могут быть зарегистрированы по результатам проведения консультаций с окружным руководителем выборов с предъявлением документа, подтверждающего их шестимесячное постоянное проживание на территории Кипра, а также документа о социальном страховании, подтверждающее их место жительство на территории Кипра, иные документы, подтверждающие адрес их места жительства.

Указанные документы не могут быть представлены в электронном виде (только на исходном бумажном носителе).

МВД Кипра составляет общие списки избирателей, а также отдельные списки избирателей для избирателей, которые находятся в зоне (анклавах), неподконтрольной киприотскому правительству (в турецкой части острова), для избирателей, находящихся в местах лишения свободы по приговору суда (в соответствии с законодательными поправками 2006 года в списки избирателей для участия в голосовании включаются также и лица, находящиеся в местах лишения свободы по приговору суда), для религиозных избирателей (представителей маронитской, армянской и католической общины).

Анклавные избиратели регистрируются по месту своего фактического проживания на территории анклава (т.е. на неподконтрольной правительству Кипра части территории острова), но должны принимать участие в голосовании на территории, подконтрольной киприотскому правительству (т.е. на избирательных участках, специально образованных на греческой части территории острова для их голосования)19.

Списки избирателей обновляются ежеквартально, т.е. каждые три месяца (на второй день каждого очередного квартала).

Зарубежные киприотские избиратели должны не позднее 2 апреля 2021 года подать в электронном виде заявление о включении в список избирателей для участия в голосовании на настоящих парламентских выборах: такие избиратели, которых должно быть не менее 30 человек из каждого из шести многомандатных избирательных округов, включаются в список зарубежных киприотских избирателей только при условии, что они были включены в список избирателей на соответствующем избирательном участке по месту своего постоянного жительства на территории Кипра (в противном случае голосование зарубежных киприотских избирателей не проводится).

Не позднее 23 апреля зарубежные киприотские избиратели, находящиеся, в частности, в Великобритании, могли определить место своего голосования на указанных парламентских выборах и проголосовать на одном из трех избирательных участков, образованных в Лондоне (2) либо в Манчестере (1).

Каждому избирателю выдается персональная карточка избирателя – основной электоральный документ, по предъявлении которого избирателю в день голосования на парламентских выборах участковой избирательной комиссией выдается избирательный бюллетень.

В соответствии с законодательными поправками 2015 года для целей участия в голосовании удостоверение личности гражданина Кипра также является документом, по предъявлению которого избирателю выдается избирательный бюллетень.

Списки избирателей предоставляются для всеобщего ознакомления (в офисе окруженного руководителя выборов, а также в электронном виде) в течение 10 дней20.

По состоянию на 2 января 2021 года (на второй день первого квартала календарного года) было зарегистрировано 543.804 избирателя.

При проведении указанных выборов списки избирателей были обновлены, как это предусмотрено законодательством, по состоянию на 2 апреля 2021 года (на второй день второго квартала календарного года).

При проведении 30 мая (воскресенье) 2021 года очередных парламентских выборов в списки избирателей, в конечном счете, было включено 557.589 избирателей.

Так, на территории избирательного округа «города Никосия – столица Кипра», где замещению подлежит 20 депутатских мандатов, зарегистрировано 196.194 избирателя, на территории избирательного округа «Лимасол» (12 депутатских мандатов) – 115.002 избирателя, на территории избирательного округа «Фамагуста» (11 депутатских мандатов) – 114.194 избирателя, на территории избирательного округа «Ларнака» (шесть депутатских мандатов) – 58.333 избирателя, на территории избирательного округа «Пафос» (четыре депутатских мандата) – 45.050 избирателей, на территории избирательного округа «Кирения» (три депутатских мандата) – 28.816 избирателей.

В списки избирателей избирательных округов «Фамагуста» и «Киринея» включены также избиратели анклавных территорий; кроме того, право голоса имеют лица, содержащиеся в местах лишения свободы в указанных избирательных округах – соответственно 197 и 50 человек.

В целом в списки избирателей включено также 760 турок-киприотов.

В целом при проведении прошлых парламентских выборов в списки избирателей включено: в 2001 году – 467.543 избирателей, в 2006 году – 501.024, в 2011 году – 531.463, в 2016 году – 542.915 избирателей.

Таким образом, за последние годы (с 2001 года) наблюдается тенденция постепенного – на 90.046 избирателей – роста численности избирательного корпуса Кипра при проведении парламентских выборов.

Выдвижение и регистрация списков кандидатов политических партий, политических коалиций, независимых кандидатов. При проведении парламентских выборов кандидатом может быть выдвинуто лицо в возрасте не менее 21 года, имеющее активное избирательное право и не обладающее гражданством другого государства.

В соответствии с Конституцией Кипра должность депутата несовместима с должностью министра, члена Общинного собрания или муниципального Совета, включая должность мэра, с положением служащего в Вооруженных Силах и силах безопасности Кипра или с любым другим государственным постом или должностью, а когда речь идет о депутате-турке – и с функцией религиозного деятеля.

Кроме того, не могут быть выдвинуты в качестве кандидата лица, признанные в судебном порядке недееспособными, а также лица, лишенные избирательных прав в судебном порядке за совершенные электоральные правонарушения.

Киприоты-турки, проживающие на территории острова, контролируемой правительством Кипра, также имеют право избирать и быть избранными.

Кандидаты выдвигаются политическими партиями, политическими коалициями в составе списков кандидатов, а также в порядке самовыдвижения в качестве независимых кандидатов.

На Кипре зарегистрировано 27 политических партий, в том числе шесть новых политических партий только в 2021 году.

Для участия в настоящих парламентских выборах политические партии могут (по заключению Генерального прокурора Кипра и Министра внутренних дел Кипра) использовать только то свое юридическое наименование, в том числе краткое, под которым они официально были зарегистрированы в реестре политических партий (при этом при проведении прошлых 16 парламентских выборов некоторые политические партии использовали более расширенные – в связи с политической координацией электоральной деятельности с рядом общественных организаций и независимых кандидатов – наименования по аналогии с возможностью политической коалиции самостоятельного выбора своего электорального наименования.

Списки кандидатов политических партий, политических коалиций выдвигаются по каждому многомандатному избирательному округу.

В список кандидатов может быть включено столько кандидатов, сколько депутатских мандатов подлежит замещению в соответствующем многомандатном избирательном округе.

Законодательство не предусматривает гендерные квоты в составе списков кандидатов политических партий, политических коалиций, при этом некоторые политические партии имеют внутрипартийные механизмы и 30–35% гендерные квоты для обеспечения представительства женщин в составе списка кандидатов (в 2016 году указанные добровольные квоты не были заполнены, при этом среди лидеров политических партий также не было ни одной женщины).

Списки кандидатов политических партий, политических коалиций являются «открытыми»21.

В избирательном бюллетене кандидаты, включенные в список кандидатов политической партии, политической коалиции, размещаются в алфавитном порядке, при этом лидер политической партии, политической коалиции размещается во главе соответствующего списка кандидатов.

Кандидаты, выдвигаемые политическими партиями, политическими коалициями, либо в порядке самовыдвижения, вносят при регистрации избирательный залог в размере 500 евро каждый; избирательный залог возвращается кандидату, получившему при голосовании не менее одной трети электоральной квоты действительных голосов избирателей соответствующего многомандатного избирательного округа.

Таким образом, совокупный (предельный) размер избирательного залога политической партии, политической коалиции предопределяется числом депутатских мандатов, подлежащих замещению в соответствующем многомандатном избирательном округе, а в национальном масштабе – является результатом умножения 56 депутатских мандатов, подлежащих замещению, на 500 евро (т.е. на размер избирательного залога, приходящегося на одного кандидата) – или 28.000 евро.

Регистрация списков кандидатов производится соответствующим окружным руководителем выборов, при этом регистрация списков кандидатов трех конституционно признанных религиозных групп (маронитской, армянской и католической общины) производится Генеральным руководителем выборов Кипра.

Документы на регистрацию должны были быть представлены соответствующему окружному руководителю выборов не позднее 12 мая 2021 года, как правило, с 09:00 до 12.30 по местному времени по утвержденному графику для каждой политической партии и независимого кандидата.

При проведении настоящих парламентских выборов было зарегистрировано рекордное число участников выборов – 15 политических партий: всего 659 кандидатов, в том числе восемь независимых кандидатов, на 56 депутатских мандатов или 12 кандидатов на один депутатский мандат22 (в 2001 году – 8 политических партий, в том числе одна новая политическая партия, в 2006 году – 11 политических партий, в том числе 5 новых политических партий, в 2011 году – 10 политических партий, в 2016 году 
12 политических партий, в том числе 6 новых политических партий: всего 509 кандидатов (всего было зарегистрировано 493 кандидата).

Таким образом, наблюдается первоначальный рост с последующим падением числа политических партий, принимающих участие в парламентских выборах: 2001 год – 8, 2006 год – 11, 2011 год – 10, 2016 год – 12, 2021 год – 15.

В соответствии с законодательством, в случае если до 12 мая 2021 года число выдвинутых кандидатов не превышает число подлежащих замещению депутатских мандатов, голосование избирателей по зарегистрированным кандидатам не проводится, и все зарегистрированные кандидаты признаются избранными, в противном случае – проводится голосование избирателей.

12 мая политические партии официально обнародовали списки своих кандидатов на парламентских выборах по соответствующим многомандатным избирательным округам.

В целом на территории избирательного округа «города Никосия – столица Кипра», где замещению подлежит 20 депутатских мандатов, зарегистрировано 244 кандидата, в том числе 241 кандидат от 

15 политических партий, а также три независимых кандидата, на территории избирательного округа «Лимасол» (12 депутатских мандатов) – 141 кандидата, в том числе 138 кандидатов от 15 политических партий, а также три независимых кандидата, на территории избирательного округа «Фамагуста» (11 депутатских мандатов) – 128 кандидатов, в том числе 127 кандидатов от 15 политических партий, а также один независимый кандидат, на территории избирательного округа «Ларнака» (шесть депутатских мандатов) – 68 кандидатов, в том числе 67 кандидатов от 15 политических партий, а также один независимый кандидат, на территории избирательного округа «Пафос» (четыре депутатских мандата) – 45 кандидатов от 14 политических партий, на территории избирательного округа «Кирения» (три депутатских мандата) – 33 кандидата от 15 политических партий.

При этом такие новые политические партии, как Партия животных (The Animal Party) выдвинула в избирательных округах 21 кандидата, политическая партия «Фамагуста за Кипр» включила в свой список кандидатов молодых кандидатов и 50% женщин.

Кроме того, три религиозные группы (маронитская, армянская и католическая общины) зарегистрировали шестерых кандидатов (соответственно трех, одного23 и двух кандидатов).

Предвыборная агитация и ее финансирование. В соответствии с законодательными поправками 2015 года агитационный период начинается за три месяца до дня голосования на парламентских выборах и заканчивается за 31 час (в 2016 году – за 55 часов) до начала времени голосования избирателей в день проведения голосования на парламентских выборах.

Таким образом, агитационный период начался 1 марта и должен закончиться в 00:00 по местному времени 29 мая 2021 года.

В соответствии с законодательством продолжительность периода «электоральной» тишины составляет 31 час (до 00:00 по местному времени 29 мая 2021 года) с обратным отсчетом от времени начала голосования избирателей в день проведения парламентских выборов (07:00 по местному времени 30 мая 2021 года).

При этом до наступления времени периода «электоральной» тишины все агитационные материалы должны быть удалены.

Законодательство по-разному регулирует календарные рамки участия национальных и частных средств массовой информации в обеспечении равных условий для участия участников парламентских выборов в проведении предвыборной агитации: так, если для национальных средств массовой информации календарные рамки агитационного периода охватывают шесть месяцев до дня голосования на парламентских выборах, то для частных средств массовой информации – только три месяца, при этом независимые кандидаты подлежат регистрации только за 30 дней до дня голосования на парламентских выборах.

Кроме того, проведение платной предвыборной агитации допускается в любое время, тогда как в течение 40 дней до дня голосования на парламентских выборах – в жестко лимитированных законодательством параметрах.

В соответствии с законодательством национальные, а также лицензированные электронные средства массовой информации должны освещать парламентские выборы в соответствии с принципами объективности и равенства24.

Законодательство о телерадиовещательной организации Кипра, о радио и телевидении, дополняемое рекомендациями национального медиарегулятора – Совета по электронным средствам массовой информации Кипра регулирует деятельность электронных средств массовой информации, в частности, национальной телерадиовещательной организации – телерадиовещательная организация Кипра (Cyprus Broadcasting Corporation) при проведении парламентских выборов.

При проведении настоящих парламентских выборов, как и при проведении выборов в 2016 году, телерадиовещательная организация Кипра разработала кодекс информационного освещения выборов и направила его политическим партиям, принимающим участие в выборах.

В соответствии с законодательством объем информационного освещения участия политических партий в парламентских выборах соотносится с числом действительных голосов избирателей, полученных соответствующей политической партией на прошлых парламентских выборах, т.е. является изначально неравным для всех политических партий, участвующих в парламентских выборах.

При этом законодательство акцентирует внимание средств массовой информации на том, что так называемые малые и новые политические партии не должны быть лишены информационного освещения при проведении парламентских выборов.

В соответствии со сложившейся электоральной практикой средства массовой информации проводят консультации с политическими партиями по вопросам информационного освещения их участия в выборах, в том числе в разрезе агитационной деятельности кандидатов.

Законодательство не регулирует деятельность печатных средств массовой информации при проведении парламентских выборов, которые осуществляют свою деятельность на началах саморегулирования.

Законодательство по-разному регулирует календарные рамки участия национальных и частных средств массовой информации в обеспечении равных условий для участников парламентских выборов в проведении предвыборной агитации: так, если для национальных средств массовой информации календарные рамки агитационного периода охватывают шесть месяцев до дня голосования на парламентских выборах, то для частных средств массовой информации – только три месяца, при этом независимые кандидаты подлежат регистрации только за 30 дней до дня голосования на парламентских выборах.

Кроме того, проведение платной предвыборной агитации допускается в любое время, тогда как в течение 40 дней до дня голосования на парламентских выборах – в жестко лимитированных законодательством параметрах.

В соответствии с законодательством национальные и частные средства массовой информации вправе предоставлять участникам парламентских выборов эфирное время за плату в любое время для проведения предвыборной агитации, при этом за 40 календарных дней до дня голосования на парламентских выборах законодательство вводит специальный режим регулирования реализации указанного дозволения, т.е. устанавливает предельный и дифференцированный объем проведения платной агитационной электоральной деятельности в электронных средствах массовой информации и осуществляется мониторинг указанной деятельности.

Так, в рамках указанного 40-дневного периода политическая партия, политическая коалиция имеет право на приобретение не более 100 минут эфирного времени совокупно на всех телеканалах и не более 60 минут эфирного времени совокупно на всех радиостанциях, каждый независимый кандидат – соответственно 30 минут и 12 минут.

В соответствии с законодательством все платные агитационные материалы должны быть маркированы «за плату» и расценки на приобретение платного эфирного времени должны быть равными для всех участников парламентских выборов25.
Негативная агитационная кампания и агитационные материалы законодательно запрещены.

В целом в условиях пандемии коронавируса проведение предвыборной агитации сместилось участниками парламентских выборов в электронные и печатные средства массовой информации, их Интернет-издания, в социальные сети, сеть Интернет26.

При этом агитационная избирательная кампании является в условиях пандемии коронавируса, фактически, пассивной и неприметной.

Результаты опросов общественного мнения, связанные с парламентскими выборами, не могут быть обнародованы менее чем за семь дней до дня голосования.

Нарушение указанного законодательного положения является правонарушением, за которое на виновное лицо может быть наложен штраф в размере 850 евро либо оно лишено свободы на срок до шести месяцев.

Как показывают результаты последних опросов общественного мнения, 8–9 политических партий могут преодолеть заградительный порог для допуска к участию в распределении депутатских мандатов (кандидат должен получить не менее 1,7% действительных голосов избирателей).

При этом в проводимых опросах общественного мнения лидеров является правящая политическая партия «Демократическое собрание» (DISY), политическая партия «Прогрессивная партия трудового народа» (АKEL) – на втором месте, политическая партия «DIKO» – на третьем, на четвертом и пятом – «Национальный народный фронт» (ELAM) и Движение в защиту экологии и окружающей среды («Зеленые») (в действующем составе парламента, как отмечалось, восемь политических партий).

Предполагается, что в голосовании примут участие от 60% до 70% из 557.589 зарегистрированных избирателей.

Национальный медиарегулятор – Совет по электронным средствам массовой информации27 осуществляет контроль за соблюдением частными средствами массовой информации положений законодательства об информационном обеспечении парламентских выборов, обеспечении равных условий для информационного освещения участия политических партий, политических коалиций, кандидатов в парламентских выборах.

Средства массовой информации должны представить Совету свой кодекс освещения парламентских выборов, а также график выхода политических программ и освещения агитационных мероприятий участников парламентских выборов.

Совет осуществляет контроль за соблюдением национальными и частными средствами массовой информации положений законодательства о платной агитационной деятельности.

Совет разработал Кодекс информационного освещения парламентских выборов и направил его участникам парламентских выборов для использования в ходе парламентской избирательной кампании и проведении предвыборной агитации.

Совет с использованием мониторинговой и архивирующей программы осуществляет круглосуточный мониторинг деятельности электронных средств массовой информации в период проведения парламентских выборов28.

Совет осуществляет рассмотрение информационных жалоб, а также рассматривает по собственной инициативе вопросы соблюдения средствами массовой информации соответствующих положений законодательства, права налагать санкции в идее, в частности, штрафа либо приостановки ли отзыва лицензии.

При этом законодательство не устанавливает календарные сроки рассмотрения информационных жалоб, к тому же соответствующие санкции на информационных нарушителей могут быть наложены только после дня голосования на парламентских выборах.

Законодательство регулирует вопросы финансового обеспечения проведения участниками парламентских выборов предвыборной агитации.

Закон о политических партиях, принятый в 2011 году (с изменениями, внесенными, в частности, в 2012 году (новая редакция) и затем – в декабре 2015 года, а также в 2017 году) является основным нормативным правовым актом, регулирующим вопросы деятельности политических партий, а также финансирования предвыборной агитации.

При этом законодательные поправки, принятые в 2017 году, хотя и не учитывающие многие из прежних рекомендаций БДИПЧ ОБСЕ и ГРЕКО, тем не менее, в определенной степени усилили финансовую прозрачность финансирования участия политических партий в парламентских выборах, проведении предвыборной агитации.

В соответствии с законодательством парламентские политические партии имеют право на государственное финансирование: при этом законодательные поправки 2015 года предусматривают, что 15% выделяемых средств государственного финансирования должно распределяться на равной основе между всеми парламентскими политическими партиями, 85% – на основе числа действительных голосов, полученных каждой парламентской политической партией по результатам последних парламентских выборов29.

Непарламентские политические партии вправе получать государственное финансирование в случае, если они получили не менее 3% действительных голосов избирателей в национальном масштабе при проведении последних парламентских выборов и выдвинули своих кандидатов не менее чем в половине избирательных округов (т.е. в 28 из 56).

Независимые кандидаты не получают какое-либо государственное (бюджетное) финансирование.

Политические партии, политические коалиции, независимые кандидаты вправе получать добровольные пожертвования от физических и юридических лиц в денежной форме и в натуральном виде.

В соответствии с законодательными поправками 2015 года каждая политическая партия должна иметь реестр поступлений добровольных пожертвований, содержащий, среди прочих, сведения о жертвователях, а также обнародовать сведения обо всех поступлениях и расходах на проведение предвыборной агитации, при этом представление политическими партиями промежуточных финансовых отчетов законодательством прямо не предусмотрено.

Пожертвования политической партии не должны превышать 50.000 евро.

Политические партии должны обнародовать список жертвователей, внесших пожертвования только свыше 500 евро в течение календарного года (в случае необнародования указанных сведений на политическую партию может быть наложено взыскание в виде обязательного внесения в государственный бюджет суммы, превышающей в три раза размер необнародованного добровольного пожертвования); информация о добровольных пожертвованиях в меньшем, чем 500 евро, размере не подлежит обязательному обнародованию.

В соответствии с законодательством не менее 90% расходов средств избирательного фонда политической партии должно быть оформлено посредством проведения банковских операций.

Политические партии должны вести учет поступлений и расходования партийных финансовых средств в соответствии с положениями международных стандартов финансовой отчетности и включать сведения о всех поступлениях: членских взносах, средствах государственного финансирования, пожертвованиях в денежной форме и натуральном виде, в том числе на проведение предвыборной агитации, административных расходах.

Законодательные поправки 2017 года ввели новый предельный размер расходования средств избирательного фонда – 1 млн. евро, а также определили, что подразумевается под термином «электоральные расходы»30.

При этом предельный размер расходования средств избирательного фонда не может превышать 30.000 евро на каждого кандидата.

Законодательство предусматривает, что любые расходы, произведенные кандидатами или их уполномоченными представителями по финансовым вопросам в течение трехмесячного календарного срока агитационного периода рассматриваются как электоральные (агитационные) расходы.

При этом, однако, законодательство прямо не указывает на возможность финансирования политической партией предвыборной агитации кандидатов за счет средств государственного финансирования, ежегодно получаемых соответствующей политической партий31.

Кандидаты должны сообщать обо всех поступлениях в их избирательные фонды, при этом, в соответствии с законодательством, только электоральные расходы подлежат последующему аудиту (в целом законодательство не предусматривает представление кандидатами промежуточных финансовых отчетов о пожертвованиях и расходах).

Законодательство не предусматривает мониторинг финансирования так называемыми «третьими» организациями предвыборной агитации участников парламентских выборов.

Уполномоченный представитель кандидата по финансовым вопросам должен представить окружному руководителю выборов итоговый финансовый отчет в течение двух месяцев (ранее – трех недель) со дня официального опубликования результатов парламентских выборов.

В соответствии с законодательными поправками 2015 года и 2017 года, указанные итоговые финансовые отчеты подлежат опубликованию в двух ежедневных национальных печатных средствах массовой информации, а также на сайте политической партии или кандидата в сети Интернет перед тем, как они будут представлены Генеральному руководителю выборов Кипра.

Окружной руководитель выборов представляет итоговые финансовые отчеты Генеральному аудитору Кипра для проведения аудиторской проверки; при этом, однако, Генеральный аудитор Кипра проводит проверку итоговых финансовых отчетов в отношении только расходов, произведенных кандидатами на оплату агитационных материалов, размещенных на радио, телевидении, в печатных средствах массовой информации, на билбордах.

Рекламные агентства, предоставляющие агитационные услуги кандидатам, должны информировать Генерального аудитора Кипра о предоставленных кандидатам агитационных услугах.

Генеральный аудитор Кипра проводит в течение не более 12 месяцев указанную аудиторскую проверку, подготавливает по результатам ее проведения соответствующий доклад, который подлежит обнародованию на сайте Генерального аудитора Кипра в сети Интернет, а также в официальном печатном органе.

Законодательство предусматривает санкции в отношении лиц, виновных в нарушении законодательства о финансировании предвыборной агитации: на виновное лицо может быть наложен штраф в размере до 20.000 евро.

Итоговые (ежегодные) финансовые отчеты политических партий также подлежат независимой аудиторской проверке и контролю со стороны Генерального аудитора Кипра, результаты которого также должны обнародоваться; кроме того, указанные итоговые финансовые отчеты политических партий должны размещаться на их сайтах в сети Интернет.

Порядок голосования и подсчета голосов избирателей, определения результатов парламентских выборов. При проведении указанных выборов в списки избирателей включено 557.589 избирателей.

Для проведения голосования избирателей образовано 1.160 избирательных участков, в том числе 10 зарубежных избирательных участков: в Греции – шесть, в Великобритании – четыре (в 2016 году соответственно 1.200 и 5).

На избирательных участках в списки избирателей включается не более 500-600 избирателей (в том числе с учетом противоэпидемиологических требований в условиях пандемии коронавируса)32.

Кроме того, для голосования представителей трех религиозных групп (армянской и католической общины) образовано 16 отдельных избирательных участков.

В соответствии с законодательством голосование избирателей проводится в один календарный день – воскресенье.

Голосование избирателей проводится только в день общего голосования в помещении избирательного участка: законодательство не предусматривает голосование избирателей с помощью переносного ящика для голосования, в том числе на дому, голосование по открепительному удостоверению, досрочное голосование, а также иные способы голосования избирателей.

Голосование избирателей проводится с 07:00 до 18:00 по местному времени, при этом с 12:00 до 13:00 в соответствии с законодательством объявляется официальный перерыв в проведении голосования (в целом продолжительность голосования избирателей составляет 10 часов), при этом в соответствии с законодательством избиратели, находящиеся во второй половине дня в очереди за получением избирательного бюллетеня в помещении для голосования избирательного участка, могут проголосовать и после окончания официального времени голосования, т.е. в случае необходимости председатель участковой избирательной комиссии может по своему усмотрению продлить время голосования на своем избирательном участке до полуночи (24:00) при условии, что за пределами помещения для голосования находятся избиратели, ожидающие голосования (таким образом, фактически продолжительность голосования избирателей может составлять 15 часов).

При проведении голосования киприотских избирателей за пределами территории страны голосование также проводится с 07:00 до 18:00 по местному времени, при этом с 12:00 до 13:00 также объявляется официальный перерыв в проведении голосования (в целом продолжительность голосования избирателей также составляет 10 часов) (например, Греция); в Великобритании – с 08:00 до 18:00 по местному времени, при этом с 12:00 до 12:30

Участие в голосовании является добровольным и правом избирателя (до 31 мая 2017 года участие в голосовании являлось для избирателя обязательным).

Законодательство не предусматривает явку избирателей для признания парламентских выборов состоявшимися, при этом с 2001 года наблюдается тенденция неуклонного снижения участия избирателей в голосовании при проведении парламентских выборов: 91.80% – в 2001 году, 89.00% – 
в 2006 году, 78.70% – в 2011 году, 66.74% – в 2016 году, т.е. явка избирателей с 2001 года снизилась на 25,06%.

В условиях пандемии коронавируса среди противоэпидемиологических мер, разработанных МВД Кипра совестно с Министерством здравоохранения Кипра, предусмотрены, в частности, такие, как обязательное социальное дистанцирование (не менее 1,5 метра) между избирателями в помещении избирательного участка для голосования избирателей, ношение медицинских защитных масок и перчаток, использование санитайзеров и периодическая дезинфекция помещений для голосования избирателей.

Все члены участковых избирательных комиссий должны быть вакцинированы от COVID-19.

Кроме того, на основе проведения консультаций с политическими партиями предусмотрено создание особых условий для участия в голосовании лиц, заболевших коронавирусом, членов их семей, а также лиц, находящихся в самоизоляции.

Так, в соответствии с со статьей 65В Закона о выборах депутатов Палаты представителей для организации голосования избирателей, больных коронавирусом, образованы так называемые специальные мобильные участковые избирательные комиссии.

В помещениях для голосования избирательных участков размещается несколько кабин для тайного голосования избирателей, на зарубежных избирательных участках – от одной до двух кабин для тайного голосования.

Избирательные ящики для голосования избирателей изготавливаются, как правило, из полупрозрачного или прозрачного материала.

При проведении голосования избирателей используются бумажные избирательные бюллетени различного цвета для каждого многомандатного избирательного округа.

Так, в избирательном округе «Никосия» изготавливаются избирательные бюллетени белого цвета, в избирательном округе «Лимасол» – желтого, в избирательном округе «Фамагуста» – синего, в избирательном округе «Ларнака» – розового, в избирательном округе «Пафос» – зеленого, в избирательном округе «Кирения» – оранжевого цвета.

На избирательном бюллетене должна быть проставлена печать участковой избирательной комиссии соответствующего многомандатного округа, без наличия которой он признается недействительным.

В соответствии с законодательством списки кандидатов политических партий, политических коалиций являются «открытыми» и избиратель наделен правом преференциального голосования.

В избирательном бюллетене политические партии, политические коалиции размещаются в алфавитном порядке, затем в таком же порядке размещаются независимые кандидаты.

Кроме того, кандидаты, включенные в список кандидатов политической партии, политической коалиции, также размещаются в алфавитном порядке, при этом лидер политической партии, политической коалиции размещается во главе списка кандидатов.

Избиратель голосует в кабине для голосования, проставляя синей или черной ручкой отметку33 напротив сведений о политической партии, политической коалиции, а также в рамках преференциального голосования – за соответствующее число кандидатов в списке кандидатов.

Так, избиратели вправе проголосовать за список кандидатов политической партии, политической коалиции, либо за независимого кандидата и каждый избиратель имеет от одной до пяти персональных преференций (при проведении 22 мая 2016 года прошлых парламентских выборов – четыре преференции) в зависимости от количества депутатских мандатов, подлежащих замещению в соответствующем многомандатном избирательном округе.

В случае если в избирательном округе замещению подлежит менее трех депутатских мандатов (в частности, два депутатских мандата), избиратель может преференциально проголосовать в отношении только одного кандидата.

При этом в отношении партийных лидеров политических партий или лидеров списков кандидатов политических коалиций положения о преференциальном голосовании избирателей не применяются, указанные лидеры получают мандаты при допуске политической партии, политической коалиции к распределению депутатских мандатов.

Взамен испорченного избирательного бюллетеня избиратель может получить только один раз новый избирательный бюллетень.

После заполнения избирательного бюллетеня избиратель складывает его, как правило, пополам и, затем, опускает в стационарный ящик для голосования.

Законодательство прямо не запрещает при проведении парламентских выборов производство избирателями электоральных селфи в помещении для голосования избирательного участка, в том числе в кабине для тайного голосования.

Подсчет голосов избирателей проводится участковыми избирательными комиссиями.

Как правило, результаты экзит-полов обнародуются в 18:00 по местному времени.

После окончания голосования избирателей предварительные результаты парламентских выборов обнародуются, как правило, в 19:00 по местному времени, окончательные – в 20:30 (при условии, если рассмотрены все поступившие электоральные жалобы).

В соответствии с законодательством окончательные результаты парламентских выборов обнародуются после рассмотрения всех поступивших жалоб, в том числе в суды.

В этих условиях предельный срок для официального определения результатов парламентских выборов варьируется, иногда довольно значительно, от одних выборов к выборам.

МВД Кипра определяет и обнародует результаты парламентских выборов, в том числе в разрезе избирательных участков.

При проведении прошлых парламентских выборов в Палату представителей были избраны представители ряда политических партий, политических коалиций: так, в 2001 году – 8 политических партий (из 8), в 2006 году – 6 политических партий (из 11), в том числе одна новая политическая партия, в 2011 году – 6 политических партий (из 10), в 2016 году – 9 политических партий (из 18), в том числе двух новых политических партий.

При этом депутатами парламента в 2001 году было избрано 6 женщин (10.74%), в 2006 году – 8 (14.29%), в 2011 году – 6 (10.74%), в 2016 году – 12 женщин (21%) от общего числа депутатов (56), избираемых киприотами-греками.

Таким образом, наблюдаются колебания, довольно значительные, в представительстве депутатов-женщин в составе парламента.

В соответствии с законодательством на указанных парламентских выборах три конституционно признанные религиозные группы (маронитская, армянская и католическая общины) имели по одному своему представителю в парламенте, избираемым по единому (национальному) избирательному округу, однако эти представители имели, как уже отмечалось, право не решающего голоса, а только совещательного голоса.

С 2001 года при проведении указанных парламентских выборов ни один независимый кандидат не был избран депутатом.

Порядок рассмотрения электоральных жалоб и обжалования результатов парламентских выборов. Избирательные споры разрешаются в порядке, предусмотренном Конституцией Кипра и законодательством о выборах.

В соответствии с законодательством электоральные жалобы по вопросам организации и проведения парламентских выборов, в том числе регистрации избирателей и кандидатов, должны подаваться соответствующему окружному руководителю выборов.

Так, невключение либо исключение лица из списка избирателей может быть обжаловано в течение 10 дней со дня представления списка избирателей для всеобщего ознакомления.

В случае если окружной руководитель выборов отклоняет жалобу, лицо может подать жалобу в рамках административного судопроизводства в рамках процессуальных сроков (75 дней), предусмотренных законодательством; при этом законодательство не устанавливает процессуальные сроки для рассмотрения указанных жалоб.

В случае отказа в регистрации в качестве кандидата лицо имеет право подать жалобу, однако указанные жалобы рассматриваются законодательством как жалобы на результаты парламентских выборов и в этих условиях подлежат рассмотрению после дня голосования на парламентских выборах.

При этом подача жалоб на нарушения законодательства при проведении предвыборной агитации, за исключением информационных электоральных жалоб, законодательством не предусмотрено.

В день голосования избирателей на парламентских выборах жалобы по вопросам проведения голосования избирателей должны подаваться и рассматриваться председателями участковых избирательных комиссий.

Обжалование решений, принятых по вышеуказанным жалобам, производится в порядке иерархической подчиненности избирательных органов, а именно: непосредственно в адрес Генерального руководителя выборов Кипра34, решения которого могут быть обжалованы в Верховный суд Кипра, в состав которого входит 13 судей.

В соответствии с законодательством при проведении парламентских выборов Верховный суд Кипра является Верховным судом Кипра по избирательным делам.

Суд является основной судебной инстанцией для рассмотрения и разрешения всех категорий избирательных споров, в том числе связанных с регистрацией избирателей и кандидатов (списков кандидатов).

Верховный суд Кипра является единственной инстанцией по рассмотрению жалоб о признании результатов парламентских выборов недействительными.

Жалобы (заявления) о признании результатов парламентских выборов недействительными могут быть поданы Генеральным прокурором Кипра, избирателем, кандидатом, а также любым другим лицом, избирательные права которого (по его мнению) нарушены при проведении парламентских выборов.

В 2015 году в рамках совершенствования порядка рассмотрения избирательных споров с одного до двух месяцев со дня официального обнародования результатов парламентских выборов была увеличена продолжительность периода для подачи электоральных жалоб, в том числе о признании результатов парламентских выборов недействительными.

Национальные (общественные) и международные наблюдатели. Законодательство предусматривает, что в день голосования избирателей в помещении для голосования избирательного участка могут находиться уполномоченные представители непосредственных участников парламентских выборов – политических партий, политических коалиций, а также независимых кандидатов, которые имеют право получить протокол об итогах голосования.

Партийные наблюдатели не имеют права каким-либо образом вмешиваться в процесс голосования избирателей.

При этом законодательство не содержит положений о национальных (общественных) – непартийных, а также международных наблюдателях35.

При этом, на практике, при проведении парламентских выборов общественные организации могут осуществлять наблюдение; организаторы выборов приглашают международных наблюдателей от ОБСЕ и других международных организаций.

При проведении настоящих парламентских выборов некоторые общественные организации не намереваются осуществлять наблюдение за ходом голосования и подсчета голосов избирателей в связи, в частности, с высоким уровнем доверия к организаторам выборов, в том числе участковым избирательным комиссиям.

В целом БДИПЧ ОБСЕ организовало работу трех миссий международного наблюдения на парламентских выборах, проводимыми 27 мая 2001 года, 22 мая 2011 года, 22 мая 2016 года36.

В Обзоре БДИПЧ ОБСЕ избирательного законодательства и практики государств – участников ОБСЕ (2013 год) отмечается, что на Кипре правовая основа для наблюдения за выборами полностью отсутствовала; тем не менее, во многих случаях отсутствие правовых положений, касающихся международного наблюдения, было компенсировано актами соответствующих органов, зачастую органов управления избирательным процессом, по крайней мере, в отношении доступа международных наблюдателей.

При проведении настоящих парламентских выборов миссия по оценке потребности БДИПЧ ОБСЕ, находившаяся на Кипре с 15 по 15 февраля 2021 года, рекомендовала направить миссию международных экспертов БДИПЧ ОБСЕ для оценки процедур регистрации избирателей, финансирования проведения предвыборной агитации, информационного обеспечения парламентских выборов.

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] В соответствии со статьей 2 Конституции Кипра греческую Общину составляют граждане Кипра, греки по происхождению, родным языком которых является греческий язык, лица, соблюдающие греческие культурные традиции или принадлежащие к Греческой Православной Церкви.

Турецкую Общину составляют граждане Кипра турецкого происхождения, родным языком которых является турецкий, лица, соблюдающие турецкие культурные традиции или являющиеся мусульманами.

[2] Президент Кипра – Никос Анастадиадес, в 2019 году избран на второй срок.

[3] Если новые и дополнительные выборы не могут быть проведены в день, определенный Конституцией Кипра или назначенный в соответствии с ней, в связи с исключительными и неожиданными обстоятельствами, например, землетрясением, наводнением, крупной эпидемией или подобными условиями, выборы проводятся в соответствующий день следующей недели.

[4] При этом в середине апреля по предложению Спикер парламента Адамуса Адама с участием представителей политических партий обсуждался вопрос о возможном переносе даты проведения парламентских выборов на сентябрь с тем, чтобы к этому времени все граждане Кипра были вакцинированы от COVID-19 и проведению парламентских выборов не препятствовала пандемия коронавируса.

В случае принятия такого решения полномочия действующего состава парламента прекращались бы не 22 апреля, а 15 июля 2021 года.

[5] При проведении указанных выборов в них принимало участие 18 политических партий, политических коалиций, которые зарегистрировали 493 кандидата, в том числе 108 женщин (16,2%).

К распределению 56 депутатских мандатов были допущены девять участников парламентских выборов.

Так, политическая партия «Демократическое собрание» (DISY) получила 18 депутатских мандатов, Прогрессивная партия трудового народа (AKEL) – 16, Демократическая партия (LICO) – 9, Движение за социальную демократию (EDEK) – 3, Движение «Солидарность» – 3, Движение в защиту экологии и окружающей среды («Зеленые») – 3, Движение «Солидарность» (КА) – 3, Национальный народный фронт (ELAM) – 2, Гражданский альянс (SYPOL) – один депутатский мандат.

Таким образом, уровень представительства участников парламентских выборов, допущенных к распределению депутатских мандатов, составлял 50% (девять политических партий) от числа зарегистрированных участников парламентских выборов (18 политических партий, политических коалиций).

Депутатами было избрано 12 женщин (21%) от избираемого греками-киприотами общего состава депутатского корпуса парламента (56 депутатов).

Таким образом, по сравнению с парламентскими выборами 2011 года наблюдалось некоторое увеличение числа политических партий, политических коалиций, допущенных к распределению депутатских мандатов (с шести до девяти), при одновременном росте в два раза уровня представительства женщин (с шести до 12) в общем составе депутатского корпуса парламента.

[6] Только в 2016 году семь парламентских политических партий совокупно получили из государственного бюджета около 2.5 млн. евро.

Непарламентские политические партии резко выступали против данной – обновленной в 2015 году – модели распределения государственного финансирования; ранее, в рамках прежней и более справедливой, по их мнению, модели государственного финансирования 22% выделяемых из государственного бюджета средств распределялось между парламентскими политическими партиями, остальные (78%) – между всеми политическими партиями пропорционально числу полученных каждой политической партией действительных голосов избирателей; кроме того, до законодательных поправок 2015 года, непарламентские политические партии также имели право на получение государственного финансирования при получении не менее 1,5% действительных голосов избирателей.

[7] В Обзоре БДИПЧ ОБСЕ избирательного законодательства и практики государств – участников ОБСЕ (2013 год) отмечается, что на Кипре правовая основа для наблюдения за выборами полностью отсутствовала, за исключением местных наблюдателей от политических партий. Тем не менее, во многих случаях отсутствие правовых положений, касающихся гражданского наблюдения было компенсировано актами соответствующих органов, зачастую органов управления избирательным процессом.

[8] Так, 11 декабря 2017 года и 11 января 2018 года Генеральный прокурор Кипра по запросу Генерального аудитора Кипра в своих консультативных заключениях указал, что политические партии не вправе самостоятельно распоряжаться добровольными пожертвованиями на проведение предвыборной агитации, т.е. расходовать их по своему усмотрению, а должны их перенаправлять в избирательный фонд соответствующего кандидата, включенного в список кандидатов политической партии по соответствующему многомандатному избирательному округу.

[9] Некоторые участники парламентских выборов подвергли критике повышение с 1.8% до 3.6% (в два раза) заградительного порога как препятствующего «попаданию» в парламент так называемых малых, а также новых политических партий.

[10] Прежде законодательство предусматривало, что вакантные депутатские мандаты замещаются кандидатом, получившим наибольшее число преференциальных голосов избирателей, следующим по порядку расположения в списке кандидатов той же самой политической партии, политической коалиции в соответствующем многомандатном избирательном округе после избранного депутата, сложившего свои полномочия.

Вакантное место депутата замещается путем проведения дополнительных выборов, проводимых в течение срока не более 45 дней со дня освобождения данного места, в день, определяемый Палатой представителей.

[11] Так, среди указанных законодательных предложений были предложения об увеличении до 90 человек численности парламентского депутатского корпуса, о переходе к простой пропорциональной избирательной системе с 1,8% заградительным порогом, о введении так называемого «расщепленного» голосования, о допуске независимых кандидатов к участию во втором этапе распределения депутатских мандатов.

При этом кипрские законодатели также не учли и некоторые ранее высказанные БДИПЧ ОБСЕ рекомендации по совершенствованию правого регулирования парламентского избирательного процесса.

[12] В целом в рамках различных модификаций пропорциональной избирательной системы «открытые» списки кандидатов и преференциальное голосование избирателей предусмотрены при проведении парламентских выборов в 26 государствах региона ОБСЕ – например, в Австрии, Албании, Армении, Бельгии, Болгарии, Боснии и Герцеговине, Дании, Ирландии, Исландии, Италии, Кипре, Латвии, Литве, Лихтенштейне, Люксембурге, Мальте, Монако, Нидерландах, Норвегии, Сан-Марино, Словакии, Словении, Украине, Чехии, Швейцарии, Швеции.

[13] При проведении в 2016 году парламентских выборов избиратели могли выразить свои предпочтением также не более чем в отношении четырех кандидатов соответствующего списка кандидатов политической партии, политической коалиции в зависимости от количества депутатских мандатов, подлежащих замещению в соответствующем многомандатном избирательном округе.

[14] При проведении в 2016 году парламентских выборов было подано около 9.000 таких заявлений и было образовано пять зарубежных избирательных участков (три – в Греции и два – в Великобритании).

[15] На веб-сайте Министерства внутренних дел Кипра в сети Интернет aps.elections.moi.gov.cy государственные служащие и иные лица, указанные в законодательстве, могли до 24:00 21 апреля 2021 года подать заявления о своей заинтересованности в назначении в состав участковых избирательных комиссий.

[16] Законодательство определяет несколько основных категорий избирателей, регистрация которых осуществляется в рамках соответствующих заявительных регистрационных процедур: национальные избиратели, национальные избиратели, избиратели, находящиеся на анклавных территориях, зарубежные киприотские избиратели, избиратели, отбывающие наказание по вступившему в силу приговору суда в местах лишения свободы, религиозные избиратели, принадлежащие к маронитской, армянской или католической общине.

[17] При проведении 21 мая 2006 года очередных парламентских выборов впервые с 1963 года киприотам-туркам, проживающим в греческой части острова, законодательно было предоставлено активное и пассивное избирательное право (фактически в списки избирателей было включено 270 киприотов-турок).

[18] На практике такие наказания не применяются; при этом проводятся общественные обсуждения по поводу отмены вышеуказанных обязанностей избирателей.

[19] В парламентских выборах вправе принимать участие более 190.000 киприотов-турок.

[20] Жалобы по вопросам списков избирателей подаются окружному руководителю выборов, а в день голосования – председателю участковой избирательной комиссии.

Жалобы на принятые решения подаются Национальному руководителю выборов и затем – в Верховный суд Кипра.

[21] Избиратели вправе проголосовать за список кандидатов политической партии, политической коалиции, либо за независимого кандидата и каждый избиратель имеет от одной до пяти персональных преференций (при проведении 22 мая 2016 года прошлых парламентских выборов – четыре преференции) в зависимости от количества депутатских мандатов, подлежащих замещению в соответствующем многомандатном избирательном округе.

В случае если в избирательном округе замещению подлежит менее трех депутатских мандатов (в частности, два депутатских мандата), избиратель может преференциально проголосовать в отношении только одного кандидата.

При этом в отношении партийных лидеров политических партий или лидеров списков кандидатов политических коалиций положения о преференциальном голосовании избирателей не применяются, указанные лидеры получают мандаты при допуске политической партии, политической коалиции к распределению депутатских мандатов.

[22] Среди зарегистрированных политических партий, принимающих участие в парламентских выборах, такие новые политические партии, как, в частности, «Фамагуста для Кипра», Партия животных, Партия охотников, Движение за смену поколений.

[23] В соответствии с законодательством в случае регистрации только одного кандидата голосование избирателей не проводится, и кандидат автоматически признается избранным.

[24] В целом, по мнению некоторых участников парламентских выборов, средства массовой информации являются политизированными и разделены по партийным (политическим) предпочтениям, зависимы от рекламодателей и корпоративных интересов, что сказывается на их независимости и обеспечении плюрализма мнений.

[25] На практике, как отмечают некоторые участники парламентских выборов, платная агитационная деятельность началась до официального 40-дневного периода, подпадающего под мониторинг, при этом доминирующими игроками на поле платной агитационной деятельности являются крупные политические партии, в том числе в связи с довольно большими расценками на размещение платных агитационных материалов.

[26] При этом малые политические партии, по мнению их лидеров, ограничены в проведении предвыборной агитации в связи с запретом в условиях пандемии коронавируса а проведение массовых публичных мероприятий, а также незначительными финансовыми средствами на проведение предвыборной агитации, имеющимися в их распоряжении.

[27] Семь членов Совета назначаются правительством Кипра на шестилетний срок (были назначены в 2016 году); в составе Совета четыре женщины, в том числе Председатель и заместитель Председателя Совета.

[28] В течение трех месяцев в архиве находятся прямые аудиовизуальные программы и материалы средств массовой информации, в отношении которых осуществляется мониторинг из информационной деятельности.

В 2016 году Совет осуществлял информационный мониторинг 64 электронных средств массовой информации (32 телевизионных каналов и 32 радиостанций).

При этом Совет не обнародует материалы о результатах информационного мониторинга электронных средств массовой информации до дня голосования на парламентских выборах, однако предоставляет их по соответствующему запросу.

[29] Только в 2016 году семь парламентских политических партий совокупно получили из государственного бюджета около 2.5 млн. евро, при этом в 2021 году из государственного бюджета политическим партиям предусмотрено выделение уже 11 млн. евро.

Непарламентские политические партии резко выступали против данной – обновленной в 2015 году – модели распределения государственного финансирования; ранее, в рамках прежней и более справедливой, по их мнению, модели государственного финансирования 22% выделяемых из государственного бюджета средств распределялось между парламентскими политическими партиями, остальные (78%) – между всеми политическими партиями пропорционально числу полученных каждой политической партией действительных голосов избирателей; кроме того, до законодательных поправок 2015 года, непарламентские политические партии также имели право на получение государственного финансирования при получении не менее 1,5% действительных голосов избирателей.

[30] До 2017 года предельный размер расходования средств избирательного фонда политической партии не мог превышать 300.000 евро на каждого кандидата; при этом в соответствии с законодательством любые расходы кандидата или его уполномоченного лица рассматривались в качестве расходов на проведение предвыборной агитации и должны были сопровождаться первичными финансовыми документами.

[31] Некоторые политические партии выступают против использования средств государственного финансирования на проведение предвыборной агитации как создающие неравные финансовые условия для участия в парламентских выборах тех политических партий, которые такое финансирование не получают.

[32] На сайте в сети Интернет https://wtv.elections.moi.gov.cy предоставляется цифровая услуга «Где я голосую» для определения избирателем избирательного участка, на котором он включен в список избирателей для голосования.

Для получения информации избиратель должен ввести свой персональный идентификационный номер и дату рождения.

Активирован также кипрский телефонный номер 77772212, по которому избиратель может позвонить и, указав свой идентификационный номер, быть проинформированным об избирательном участке (эта услуга открыта по будням с о8:00 до 18:00 и в субботу с о8:00. до 13:00 по местному времени, а также в день голосования на парламентских выборах в течение всего периода голосования).

Избиратели также могут быть проинформированы, отправив сообщение с мобильного телефона на номер 1199, введя следующую информацию: wtv пустой идентификационный номер пустая дата рождения, например, wtv 900500 06.01.1990.

[33] В соответствии с законодательством избиратель может проставить в избирательном бюллетене только следующие три отметки «Х», «Я», «V»; законодательно запрещено проставление каких-либо иные формы отметок, позволяющих идентифицировать избирателя.

[34] Как отмечалось, Постоянный Секретарь МВД Кипра по должности является Генеральным руководителем выборов (назначается после официального обнародования решения о назначении парламентских выборов).

[35] В Обзоре БДИПЧ ОБСЕ избирательного законодательства и практики государств – участников ОБСЕ (2013 год) отмечается, что на Кипре правовая основа для наблюдения за выборами полностью отсутствовала, за исключением местных наблюдателей от политических партий. Тем не менее, во многих случаях отсутствие правовых положений, касающихся гражданского наблюдения было компенсировано актами соответствующих органов, зачастую органов управления избирательным процессом.

[36] При проведении 22 мая 2016 года парламентских выборов в состав миссии БДИПЧ ОБСЕ входило три наблюдателя.