Парламентские выборы в Исландии 25 сентября 2021 года

Парламентские выборы в Исландии 25 сентября 2021 года

Владимир Лысенко, член Совета Российского фонда свободных выборов, доктор юридических наук

18 сентября, 2021

В соответствии со статьей 1 Конституции Исландия является республикой с парламентарной формой правления.

Президент Исландии является главой государства и избирается на всеобщих и прямых выборах сроком на четыре года.

В соответствии с Конституцией Исландии Альтинг – однопалатный парламент является законодательным органом.

Депутаты избираются тайным голосованием на всеобщих и прямых выборах по правилам пропорциональной избирательной системы.

Конституционный срок полномочий Альтинга составляет четыре года1.

В соответствии со статьей 45 Конституции Исландии очередные выборы в Альтинг проводятся не позднее чем в конце срока его полномочий: началом и окончанием срока полномочий парламента считается один и тот же день недели месяца, отсчитываемый с начала этого месяца.

Президент Исландии может распустить парламент: новые выборы должны состояться в течение 45 дней с даты объявления о роспуске; Альтинг должен собраться не позднее чем через десять недель после роспуска; при этом члены распущенного Альтинга сохраняют свои мандаты до дня проведения новых выборов (статья 24 Конституции Исландии).

Прошлые досрочные парламентские выборы были проведены 28 октября 2017 года (решение об их проведении было принято Президентом Исландии 18 сентября после того как три политические партии, входившие в состав правящей парламентской коалиции, вышли из ее состава и из состава правительства).

Это были вторые досрочные парламентские выборы за последний год (прошлые досрочные парламентские выборы были проведены 29 октября 2016 года).

В целом с 2003 года все предыдущие парламентские выборы, за исключением 25 апреля 2009 года, 29 октября 2016 года, 28 октября 2017 года, были очередными.

Очередные парламентские выборы были назначены Президентом Исландии на 25 сентября (понедельник) 2021 года2.

Премьер-министр Исландии назначается Президентом Исландии (должность главы правительства впервые учреждена 1 декабря 1918 года).

Премьер-министром Исландии является Катрин Якобсдоуттир (с 30 ноября 2017 года).

В Исландии конституционно предусмотрена многопартийная политическая система.

В соответствии со статьей 74 Конституции Исландии народ имеет право создания общественных объединений в любых законных целях, включая политические объединения и профсоюзные организации, без получения предварительного разрешения.

Ни одно такое объединение не может быть распущено на основании решения органа исполнительной власти.

Деятельность какого-либо общественного объединения может быть временно приостановлена, и в этом случае должен быть без промедления решен в судебном порядке вопрос о роспуске.

Никто не может быть принуждаем к вступлению в какое-либо общественное объединение.

Такое обязательство, однако, может быть в случае необходимости возложено законом для осуществления общественным объединением законной деятельности в общественных интересах или для защиты прав других.

В очередных парламентских выборах принимают участие 9 политических партий, иных политических объединений: Прогрессивная партия (старейшая политическая партия, образована в 1916 году), Партия независимости (образована в 1929 году), Либеральная партия (образована в 1998 году), Лево-зеленое движение (образовано в 1999 году), Социал-демократический союз (образован в 2000 году), Пиратская партия (образована в 2012 году), Реформистская партия (образована в 2016 года), Народная партия (образована в 2016 году), Партия Центра (образована в 2017 году), Исландская социалистическая партия (образована в 2017 году).

К основным особенностям конституционно-правового регулирования организации и проведения настоящих парламентских выборов можно отнести, в частности, следующие:

1. При поведении выборов 63 депутатов Альтинга применяется региональная пропорциональная избирательная система с компенсационными депутатскими мандатами, преференциальным голосованием избирателей по единому (национальному) и многомандатным избирательным округам.

2. В соответствии с Конституцией Исландии и законодательством активное и пассивное избирательное право на выборах депутатов Альтинга является единым – с 18 лет.
Участие в голосовании является правом, а не обязанностью избирателя.

3. Подготовка и проведение парламентских выборов возложены на систему электоральных органов во главе с Национальной избирательной комиссией Исландии НИК Исландии), с одновременным возложением на ряд государственных и муниципальных органов (в частности, Министерством юстиции Исландии, Верховный суд Исландии, МИД Исландии) осуществление некоторых функций по организации избирательного процесса.

4. Списки кандидатов выдвигаются политическими партиями и иными политическими объединениями и должны быть поддержаны определенным количеством избирателей.
Списки кандидатов зарегистрировали 7 политических партий, иных политических объединений.

В целом с 2003 года количество политических партий, иных политических объединений, принимавших участие в парламентских выборах, возросло с 7 до 9, при этом в 2013 году было рекордное участие политических партий, иных политических объединений в парламентских выборах – 15.

Так, при поведении 10 мая 2003 года очередных парламентских выборов в них принимали участие 7 политических партий, 12 мая 2007 года – 6, 25 апреля 2009 года (досрочные выборы) – 7, 27 апреля 2013 года – 
15 политических партий, иных политических объединений, в том числе 11 новых, 29 октября 2016 года (досрочные выборы) – 12, 28 октября 2017 года (досрочные выборы) – 11 политических партий.

5. Законодательство фактически не регулирует проведение предвыборной агитации.

Так, законодательство не закрепляет агитационный период, при этом, на практике, проведение предвыборной агитации начинается, как правило, в марте года проведения очередных парламентских выборов.

Законодательство не предусматривает так называемый «день электоральной тишины» и в этих условиях допускается проведение предвыборной агитации непосредственно в день общего голосования избирателей, за исключением помещений для голосования избирательных участков.

6. При проведении парламентских выборов финансирование предвыборной агитации регулируется Законом о финансировании политических партий и кандидатов и обнародовании финансовой информации, а также инструкциями, издаваемыми Национальным аудиторским бюро Исландии.

Обновленное законодательство не регулирует вопросы участия в финансировании предвыборной агитации так называемых «третьих» организаций, в том числе социальных сетях и в онлайн режиме; при этом агитационные материалы указанных организаций являются, как правило, неидентифицируемыми, т.е. анонимными, поскольку не содержат официальных сведений об их изготовителях и распространителях.

Законодательство допускает открытие политическими партиями двух и более специальных счетов своих избирательных фондов; кроме того, допускается совершение операций с наличными денежными средствами при проведении предвыборной агитации.

7. Исландия является одним из немногих государств региона ОБСЕ с высокой явкой избирателей при проведении парламентских выборов – более 80%.

В целом при проведении 10 мая 2003 года очередных парламентских выборов в голосовании приняло участие 87.84% избирателей, 12 мая 2007 года – 83.62%, 25 апреля 2009 года (досрочные выборы) – 85.14%, 27 апреля 2013 года – 81.44%, 29 октября 2016 года (досрочные выборы) – 79.19%, 28 октября 2017 года (досрочные выборы) – 81.2%.

Таким образом, явка избирателей, являясь достаточно высокой на протяжении последних 20 лет, волнообразно понижается (до 79.19% – 2016 год) и повышается (до 85.14% – 2009 год) при некотором незначительном снижении с 2003 года на 2.42% (2017 год).

8. Законодательство предусматривает проведение голосования избирателей непосредственно в помещении для голосования избирательного участка, а также досрочное голосование, которое является одним из традиционных видов голосования исландских избирателей.

Так, при проведении 10 мая 2003 года очередных парламентских выборов в досрочном голосовании приняло участие 18.068 избирателей (или 8,6% от общего числа избирателей, включенных в списки избирателей), 
12 мая 2007 года – 23.713 избирателей (или 10,7%), 25 апреля 2009 года – 24.309 избирателей (или 10,7%), 27 апреля 2013 года – 30.189 избирателей (или около 13%), 28 октября 2017 года при проведении последних парламентских выборов в досрочном голосовании приняло участие 37.577 избирателей (или 18.6% от общего числа избирателей, принявших участие в голосовании).

При этом в соответствии с законодательством избиратели, принимающие участие в досрочном голосовании, могут голосовать только за допущенные к участию в парламентских выборах политические партии в целом, без использования преференциального голосования в отношении кандидатов списков кандидатов, поскольку списки кандидатов политических партий, иных политических объединений официально регистрируются фактически спустя месяц после начала процедуры досрочного голосования.

9. При проведении парламентских выборов подсчет голосов избирателей является централизованным и проводится на уровне избирательного округа под контролем со стороны головной (окружной) избирательной комиссии.

10. В соответствии с Конституцией и законодательством судебные органы исключены из механизма обжалования результатов парламентских выборов.

В соответствии со статьей 46 Конституции Альтингу принадлежит исключительное право проверки законности избрания депутатов, а также решение вопросов о лишении депутатского мандата.

Основаниями для признания недействительными результатов выборов депутатов Альтинга являются обстоятельства, указанные в Конституции Исландии и законодательстве; в частности, одним из таких оснований является незаконный характер избрания лица депутатом Альтинга.

11. Законодательство не содержит положений о национальных (общественных) и международных наблюдателях.
При этом законодательство предусматривает возможность назначения наблюдателей только политическими партиями, иными политическими объединениями.

Правовая основа парламентских выборов. Проведение парламентских выборов основывается на положениях Конституции 1944 года (с изменениями, в частности, 1999 года и 2013 года), Закона о парламентских выборах в Альтинг от 16 мая 2000 года (с изменениями 2017 года и 2020 года), ряда других законодательных актов, в частности, Закона о финансировании и финансовой отчетности политических организаций и кандидатов 2006 года, Закона о средствах массовой информации 2011 года, Закона о национальном информационном вещании 2013 года.

В рамках общественного обсуждения продолжает дискутироваться вопрос о разработке проекта избирательного кодекса, в котором были бы урегулированы все виды выборов и избирательные процедуры в стране.

Кроме того, как показывают результаты опроса общественного мнения, проведенного в период с 18 по 28 июня 2021 года Galllup среди 1.626 респондентов, подавляющее большинство исландцев выступают за принятие новой Конституции, разработанной Конституционным совещанием еще 10 лет назад (53%), либо внесения в действующий конституционный текст тех или иных изменений (18%), при этом 13% респондентом выступили против внесения в Конституцию Исландии каких-либо изменений.

Как известно, мировой экономический кризис 2008 года привел к формированию Конституционного совета, разработавшего проект новой Конституции Исландии на основе предложений граждан Исландии, который, затем, в 2012 году был вынесен на референдум и получил народное одобрение.

Однако, впоследствии ни одна из парламентских политических партий так и не внесла на рассмотрение парламента указанный проект Конституции Исландии для его принятия и вступления в силу.

Парламентская избирательная система. При поведении выборов 63 депутатов Альтинга применяется региональная пропорциональная избирательная система с компенсационными депутатскими мандатами, преференциальным голосованием избирателей по единому (национальному) и многомандатным избирательным округам.

Для проведения выборов образуется шесть многомандатных избирательных округов (от 10 до 11 депутатских мандатов), в рамках которых 54 депутатских мандата (из 63) замещаются при отсутствии какого бы то ни было заградительного порога с использованием метода Д’Ондта, при этом многомандатные избирательные округа по численности избирателей, зарегистрированных на их территории, являются неравнозначными (на практике расхождения достигает 82%).

Еще девять депутатских мандатов распределяется в рамках единого (национального) избирательного округа между политическими партиями и иными политическими объединениями, которые получили не менее 
5% действительных голосов избирателей в национальном масштабе3.

Указанные мандаты рассматриваются как компенсационные (выравнивающие) с целью выравнивания пропорционального представительства политических партий и иных политических объединений в масштабе страны, но применительно к конкретным многомандатным избирательным округам.

Компенсационные мандаты распределяются с использованием метода Д’Ондта с тем, чтобы политические партии, иные политические объединения получили такое количество депутатских мандатов, которое корреспондировало бы количеству действительных голосов избирателей, полученных политической партией, иным политическим образованием в национальном масштабе.

Списки кандидатов политических партий и иных политических объединений являются открытыми (политические партии и иные политические объединения первоначально самостоятельно определяют порядок расположения кандидатов в списке кандидатов).

При голосовании избиратели вправе выразить свои преференции в отношении кандидатов, включенных в списки кандидатов политических партий и иных политических объединений: избиратель вправе как изменить очередность расположения кандидатов в списке кандидатов, так и вычеркнуть того или иного кандидата из списка кандидатов.

Таких избирателей должно быть определенное количество (на практике преференциальное голосование используется мало).

Вакантные депутатские мандаты замещаются резервными кандидатами, избираемыми одновременно с основными депутатами в соответствии с порядком их расположения в списке кандидатов.

Для проведения парламентских выборов образуются 6 многомандатных избирательных округов.

Границы многомандатных избирательных округов определены законодательством, при этом границы между двумя многомандатными избирательными округами, образуемыми на территории города Рейкьявик – столицы Исландии определяет Национальная избирательная комиссия Исландии.

Наибольшее количество депутатских мандатов, подлежащих замещению, размещено в Юго-западном многомандатном избирательном округе – 13, наименьшее – в Северо-западном – 8.

Распределение компенсационных депутатских мандатов производится в рамках единого (национального) избирательного округа, территорией которого является территория Исландии.

Для проведения голосования избирателей образуются избирательные участки.

При этом на территории одного избирательного участка может быть образовано две и более участковые избирательные комиссии4.

В соответствии с законодательством могут быть образованы специальные избирательные комиссии, на которые возлагаются координационные полномочия в отношении участковых избирательных комиссий в случаях, когда на территории муниципалитета образовано более двух избирательных участков или в пределах одного избирательного участка образовано несколько участковых избирательных комиссий, организующих и проводящих голосование избирателей.

Для организации и проведения досрочного голосования избирателей образуется девять специальных избирательных округов.

Проведение досрочного голосования избирателей возложено на окружных комиссаров, назначаемых МВД Исландии.

Система электоральных органов. Подготовка и проведение парламентских выборов возложены на систему электоральных органов во главе с Национальной избирательной комиссией Исландии НИК Исландии), с одновременным возложением на ряд государственных и муниципальных органов (в частности, Министерством юстиции Исландии, Верховный суд Исландии, МИД Исландии) осуществление некоторых функций по организации избирательного процесса.

Так, на Министерство внутренних дел Исландии (МВД Исландии) возложены обязанности во взаимодействии с муниципалитетами по оказанию технического и организационного содействия избирательным комиссиям; при этом МВД Исландии не осуществляет контроль за деятельностью избирательных комиссий.

Ранее указанные функции были возложены на Министерство юстиции Исландии; в 2011 году Министерство юстиции и Министерство транспорта были упразднены и их функции переданы МВД Исландии.

В структуре МВД Исландии имеется подразделение в составе семи сотрудников, на которое возложены вышеуказанные полномочия.
МВД Исландии осуществляет, в частности:

  • регистрацию политических объединений, которые после прохождения указанной процедуры вправе представлять в Национальную избирательную комиссию Исландии списки своих кандидатов для участия в парламентских выборах;
  • изготовление и передачу избирательной документации, в том числе избирательных бюллетеней, трафаретов Брайля, списков кандидатов в НИК Исландии, которая, в свою очередь, направляет указанные материалы по почте в соответствующие избирательные комиссии.

При подготовке к проведению настоящих парламентских выборов МВД Исландии провело ряд координационных совещаний с представителями НИК Исландии и окружных избирательных комиссий с целью обеспечения единообразного применения ряда законодательных положений о выборах, в частности, по вопросу о признании избирательного бюллетеня недействительным.

В 2017 году некоторые электоральные функции вновь были возложены на восстановленное Министерство юстиции Исландии.

Так, на Министерство юстиции Исландии возложены обязанности во взаимодействии с муниципалитетами по оказанию технического и организационного содействия избирательным комиссиям; при этом Министерство юстиции Исландии не осуществляет контроль за деятельностью избирательных комиссий.

Соответствующие электоральные материалы размещаются на сайте Министерства юстиции Исландии, в том числе с учетом особенностей отдельных групп избирателей (в частности, лиц с ограниченными физическими возможностями и др.) и участников парламентских выборов.

МИД Исландии осуществляет организацию досрочного голосования исландских избирателей, находящихся за пределами территории Исландии.

На Национальное бюро регистрации населения Исландии возложена обязанность по ведению базы данных избирателей и составлению Национального реестра избирателей.

Верховный суд Исландии получает все протоколы об итогах голосования и результатах выборов, решения избирательных комиссий, принятые в отношении признания избирательных бюллетеней недействительными, рассматривает электоральные жалобы по вопросам организации и проведения выборов и на основе указанных документов и решений принимает решение об официальном обнародовании результатов выборов.

В целом распределение электоральной компетенции между электоральными органами законодательством проведено не вполне четко и ясно.

В соответствии с законодательством Национальная избирательная комиссия Исландии является постоянно действующим и коллегиальным избирательным органом, осуществляющим подготовку и проведение парламентских выборов.

В соответствии с законодательством Национальная избирательная комиссия Исландии, в частности:

  • рассматривает жалобы на решения окружных избирательных комиссий, а также по вопросам регистрации списков кандидатов;
  • распределяет депутатские мандаты между участниками парламентских выборов;
  • после проведения парламентских выборов вправе принимать решения об изменении границ многомандатных избирательных округов и о количестве депутатских мандатов, подлежащих замещению в указанных избирательных округах.

Срок полномочий Национальной избирательной комиссии Исландии – четыре года, однако члены комиссии осуществляют свои полномочия не на постоянной (штатной) основе.

Состав Национальной избирательной комиссии Исландии – пять членов и пять их заместителей.

Законодательство не предусматривает наличие гендерных квот при формировании Национальной избирательной комиссии Исландии.

Состав Национальной избирательной комиссии Исландии назначается Альтингом – парламентом Исландии на пропорциональной основе из числа представителей парламентских политических партий.

Члены Национальной избирательной комиссии Исландии избирают из своего состава Председателя Комиссии.

Заседания Национальной избирательной комиссии Исландии являются открытыми.

Головные (окружные) избирательные комиссии образуются в каждом из шести многомандатных избирательных округов.

В соответствии с законодательством головные (окружные) избирательные комиссии, в частности:

  • осуществляет контроль за подготовкой и проведением парламентских выборов на территории избирательного округа;
  • осуществляет прием и проверку списков кандидатов;
  • организует обучение членов местных (муниципальных) избирательных комиссий;
  • организует подсчет избирательных бюллетеней в помещении окружной избирательной комиссии (специальных местах);
  • передает протоколы о результатах выборов и иные избирательные документы в Верховный суд Исландии.

Срок полномочий головных (окружных) избирательных комиссий – четыре года, однако члены комиссии осуществляют свои полномочия не на постоянной (штатной) основе.

Головные (окружные) избирательные комиссии формируются после проведения парламентских выборов.

Состав головных (окружных) избирательных комиссий – пять членов.

Члены головных (окружных) избирательных комиссий с правом решающего голоса назначаются Министерством юстиции Исландии (ранее – парламентом) на пропорциональной основе из числа представителей парламентских политических партий.

Политические партии, не представленные в составе головных (окружных) избирательных комиссий с правом решающего голоса, могут назначать в их состав членов с правами наблюдателя и правом совещательного голоса.

Члены головной (окружной) избирательной комиссии избирают из своего состава председателя Комиссии.

Местные (муниципальные) избирательные комиссии (72) образуются муниципалитетами.

Местные (муниципальные) избирательные комиссии осуществляет, в частности, координацию работы участковых избирательных комиссий, образованных на ее территории, организуют голосование избирателей в помещениях для голосования избирательных участков, транспортировку ящиков для голосования в соответствующую головную (окружную) избирательную комиссию (специальные места), где производится подсчет и установление итогов голосования и результатов выборов.

Состав местной (муниципальной) избирательной комиссии – от трех до четырех человек.

На участковые избирательные комиссии возложены обязанности по организации голосования избирателей на территории избирательных участков (в соответствии с законодательством подсчет голосов избирателей производится в соответствующих головных (окружных) избирательных комиссий.

Состав участковой избирательной комиссии – три члена, которые назначаются муниципалитетом.

В соответствии с законодательством могут быть образованы специальные избирательные комиссии, на которые возлагаются координационные полномочия в отношении участковой избирательной комиссии в случаях, когда на территории муниципалитета образовано более двух избирательных участков или в пределах одного избирательного участка образовано несколько участковых избирательных комиссий, организующих и проводящих голосование избирателей.

Для организации и проведения досрочного голосования избирателей образуется девять специальных избирательных округов.

Проведение досрочного голосования избирателей возложено на окружных комиссаров, назначаемых МВД Исландии (голосование зарубежных исландских избирателей проводится в помещениях дипломатических представительств и консульских учреждений Исландии в соответствующих иностранных государствах; досрочное голосование зарубежных исландских избирателей началось 13 августа 2021 года).

В целом законодательство не предусматривает гендерных квот при формировании избирательных органов.

При этом законодательство четко и ясно не закрепляет критерии назначения лиц в состав избирательных органов.

Избирательные органы осуществляют свою деятельность на основе принципа гласности и открытости.

В ноябре 2012 года в законодательство о выборах были внесены изменения, в соответствии с которыми, в частности, политическим партиям, не имеющим своих представителей в избирательных комиссиях, было предоставлено право назначать в состав НИК Исландии и головных (окружных) избирательных комиссий своих представителей в качестве их членов с правом совещательного голоса.

В целом все члены избирательных комиссий всех уровней имеют резервных заместителей.

Регистрация (учет) избирателей, списки избирателей. В соответствии с законодательством регистрация избирателей, достигших возраста 18 лет и старше, имеющих постоянное место жительства на территории страны, является пассивной.

Национальное бюро регистрации населения Исландии, находящееся под юрисдикцией Министерства транспорта и местного управления Исландии, ведет централизованную (автоматизированную) базу сведений об избирателях на основе общегражданского регистра населения, в том числе и тех граждан Исландии, которые находятся за пределами территории страны в течение не более восьми лет.

Национальная избирательная комиссия Исландии после официального обнародования решения о назначении парламентских выборов, но не позднее чем за пять недель до дня голосования, составляет реестр (список) избирателей по каждому муниципалитету и направляет его в каждый муниципалитет для последующего составления списков избирателей для каждой участковой избирательной комиссии.

Две группы граждан Исландии дополнительно включаются участковой избирательной комиссией в списки избирателей соответствующего избирательного участка, в том числе в день голосования: первая – граждане Исландии, которые находились за пределами территории страны в течение менее восьми лет и по их письменному заявлению каждые четыре года были перерегистрированы Национальной избирательной комиссией Исландией в качестве избирателей5; вторая – небольшая группа граждан Дании, которые обладают активным избирательным правом для участия в парламентских выборах на основании факта их проживания на территории Исландии до 6 марта 1946 года (так, при проведении 27 апреля 2013 года парламентских выборов в списки избирателей было включено 865 избирателей первой группы и семь избирателей второй группы).

При этом избиратели, проживающие за пределами территории Исландии, зарегистрированные в качестве избирателей на территории города Рейкьявика – столицы Исландии, разбиваются на две группы для последующего включения в списки избирателей соответствующих многомандатных избирательных округов: зарубежные исландские избиратели, родившиеся в первой половине любого месяца года, включены в списки избирателей избирательного округа южного Рейкьявика, те же, кто родился во второй половине любого месяца года, – в списки избирателей избирательного округа северного Рейкьявика.

При проведении парламентских выборов списки избирателей предоставляются не позднее чем за 10 дней до дня голосования на указанных выборах.

Избиратели могут ознакомиться также с электронной версией списков избирателей, размещенных на сайте Министерства юстиции Исландии в сети Интернет, введя свой персональный идентификационный номер.

Избиратели могут в онлайн режиме либо непосредственно в соответствующем муниципалитете также найти местонахождение помещения для голосования соответствующего избирательного участка.

Изменения в списке избирателей, за исключением адреса места жительства, могут быть внесены до дня голосования, а также непосредственно в день общего голосования избирателей.

При проведении 25 сентября 2021 года очередных парламентских выборов в списки избирателей включено более 250.000 избирателей.

В целом при проведении 10 мая 2003 года очередных парламентских выборов в списки избирателей было включено 211.304 избирателей, 12 мая 2007 года – 221.330, 25 апреля 2009 года (досрочные выборы) – 227.843, 27 апреля 2013 года – 237.9576, 29 октября 2016 года (досрочные выборы) – 246.511, 28 октября 2017 года (досрочные выборы) – 248.502 избирателей.

Таким образом, за последние 20 лет численность избирателей увеличилась более чем на 40.000 избирателей (на 16%).

Порядок выдвижения и регистрации списков кандидатов. Законодательство о выборах предельно схематично регулирует порядок выдвижения списков кандидатов политических партий, иных политических объединений, устанавливает непродолжительный календарный период для выдвижения списков кандидатов.

В соответствии со статьей 34 Конституции Исландии и законодательством активное и пассивное избирательное право на выборах депутатов Альтинга является единым – с 18 лет7.

На этой основе всякий гражданин, достигший возраста 18 лет и обладающий правом голоса на выборах в Альтинг и незапятнанной репутацией, может быть избран в Альтинг (при этом не может быть избрано депутатом Альтинга лицо, которое за совершенное правонарушение решением суда было ограничено в политических и гражданских правах).

В 1976 году был принят Закон о равенстве женщин и мужчин, при этом законодательство о выборах не предусматривает каких-либо депутатских квот для женщин и молодежи8.

В целом кандидаты выдвигаются политическими партиями и иными политическими объединениями и должны быть поддержаны определенным количеством избирателей.

Для участия в парламентских выборах политические объединения (за исключением политических партий, представленных в Альтинге – парламенте) должны пройти процедуру регистрации в Министерстве внутренних дел Исландии и получить свидетельство о регистрации.

В октябре 2012 года был проведен конституционный референдум, на который было вынесено шесть вопросов, два из них имели непосредственное отношение к организации парламентского избирательного процесса; все они были поддержаны избирателями – участниками референдума.

Так, участниками конституционного референдума была принята поправка, касавшаяся возможности участвовать в парламентских выборах независимым кандидатам самостоятельно.

Однако она не была принята Альтингом, как того требовал действовавший порядок внесения изменений в Конституцию Исландии.

Вместе с тем для участия в парламентских выборах вне рамок политических партий, иных политических объединений независимые кандидаты могут объединиться в список независимых кандидатов.

При проведении парламентских выборов политические объединения должны представить в МВД Исландии не менее 300 подписей избирателей в поддержку их участия в парламентских выборах.
МВД Исландии проверяет указанные подписи с привлечением Национального бюро регистрации населения Исландии.

Для регистрации списка кандидатов необходимо представить подписи избирателей в его поддержку, при этом количество подписей избирателей должно в 30–40 раз превышать число депутатских мандатов, подлежащих распределению в соответствующем многомандатном избирательном округе.

Форма подписного листа законодательством не определена: в статье 32 Закона о выборах в Альтинг только закреплено, что в подписном листе должны быть указаны фамилия и имя избирателя, его персональный идентификационный номер, адрес места жительства.

Избиратель может поддержать выдвижение только одного списка кандидатов; в случае если избиратель поставил свою подпись в поддержку выдвижения двух и более списков кандидатов, все подписи избирателя признаются недействительными.

Списки кандидатов должны были быть представлены для регистрации в соответствующие головные (окружные) избирательные комиссии, при этом в списки кандидатов должно было быть включено в два раза больше кандидатов, чем число депутатских мандатов, подлежащих распределению в соответствующем многомандатном избирательном округе.

Проверка подписей избирателей должна быть проведена в течение 24 часов; в соответствии со статьей 41 Закона о выборах в Альтинг политические партии, иные политические объединения вправе заменить недействительную подпись избирателя другой подписью.

Головные (окружные) избирательные комиссии предоставляют от шести до 24 часов политическим партиям, иным политическим объединениям для замены недействительной подписи избирателя действительной подписью.

Регистрация всех списков кандидатов производится в один – единый – календарный день.

Списки кандидатов регистрируются без проведения проверки обладания каждым кандидатом пассивным избирательным правом, такая проверка проводится только при рассмотрении Альтингом результатов парламентских выборов и вопроса о законности избрания депутатом (получения кандидатом депутатского мандата), т.е. после дня голосования.

Отказ в регистрации списка кандидатов мог быть в течение 24 часов обжалован в Национальную избирательную комиссию Исландии.

При проведении настоящих парламентских выборов в них принимает участие 9 политических партий, иных политических объединений (Независимая партия, Партия центра, Прогрессивная партия, Пиратская партия, Партия реформ, Народная партия, Исландская социалистическая партия, Движение «Левые Зеленые», Социал-демократический союз).

При этом 17 депутатов действующего состава парламента (13 мужчин и четыре женщины) приняли решение не баллотироваться на новый срок, тогда как 46 депутатов (25 мужчин и 21 женщина) или 73% от общего состава парламента (63 депутатов) – баллотироваться на новый срок.

Кандидатов-женщин зарегистрировано больше, чем при проведении в 2017 году последних парламентских выборов.

При этом лидерами списков кандидатов в шести многомандатных избирательных округах являются 18 мужчин и 18 женщин9.

Регистрация списков кандидатов было завершена в календарных рамках уже начавшейся процедуры досрочного голосования избирателей (регистрация списков кандидатов была завершена в марте 2021 года).

Таким образом, при проведении досрочного голосования избирателей не все политические партии, иные политические объединения и списки их кандидатов были в равных условиях.

В целом при поведении 10 мая 2003 года очередных парламентских выборов в них принимали участие 7 политических партий, 12 мая 2007 года – 6, 25 апреля 2009 года (досрочные выборы) – 7, 27 апреля 2013 года – 15 политических партий, иных политических объединений, в том числе 11 новых, 29 октября 2016 года (досрочные выборы) – 12, 28 октября 2017 года (досрочные выборы) – 11 политических партий.

Таким образом, с 2003 года количество политических партий, иных политических объединений, принимавших участие в парламентских выборах, в среднем возросло с 7 до 9, при этом в 2013 году было рекордное участие политических партий, иных политических объединений в парламентских выборах – 15.

Предвыборная агитация и порядок ее финансирования. В целом, законодательство фактически не регулирует проведение предвыборной агитации.

Так, законодательство не закрепляет агитационный период.

При этом, на практике, проведение предвыборной агитации начинается, как правило, в марте года проведения очередных парламентских выборов.

Законодательство не предусматривает так называемый «день электоральной тишины» и в этих условиях допускается проведение предвыборной агитации непосредственно в день общего голосования избирателей, за исключением помещений для голосования избирательных участков.

Непосредственные участники парламентских выборов проводят предвыборную агитацию не только в традиционных средствах массовой информации, но во все возрастающем объеме с использованием новых информационных технологий, прежде всего сети Интернет и социальных сетей.

При проведении парламентских выборов финансирование предвыборной агитации регулируется Законом о финансировании политических партий и кандидатов и обнародовании финансовой информации 2006 года (с изменениями, в частности, 2011 года), а также инструкциями, издаваемыми Национальным аудиторским бюро Исландии.

В соответствии с законодательством политические партии законодательно обязаны представлять ежегодные (итоговые) финансовые отчеты в соответствующий государственный орган (Национальное аудиторское бюро Исландии), законодательство не предусматривает возложения на них обязанности по раскрытию в указанных отчетах сведений о пожертвованиях и расходах на проведение предвыборной агитации, об иных доходах и расходах, связанных с участием в парламентских выборах.

Вместе с тем, обновленное в 2011 году законодательство повысило степень прозрачности финансирования политических партий и кандидатов10, обнародования финансовой информации при проведении парламентских выборов.

Законодательство закрепляет разветвленную (государственно-муниципальную) и смешанную (государственные средства и добровольные частные пожертвования) систему финансирования участников парламентских выборов: так, политические партии, иные политические объединения, кандидаты финансируются за счет средств государственного бюджета, а также вправе привлекать различные финансовые средства для проведения предвыборной агитации, в том числе в виде добровольных пожертвований.

Политические партии, иные политические объединения, получившие по результатам последних парламентских выборов один депутатский мандат или не менее 2,5% действительных голосов избирателей в национальном масштабе вправе получать субсидии из общественных (государственных) фондов (бюджета) в соответствующем пропорциональном размере от числа полученных действительных голосов избирателей, т.е. средства из государственного бюджета11.

Политические партии, имеющие парламентские партийные фракции, получают ежегодные субвенции из государственного (общественного) фонда на каждого члена парламента – члена политической партии и также отдельно на парламентскую партийную фракцию.

Кроме того, политические партии, представленные в муниципальных представительных органах, могут также получать финансирование из муниципальных бюджетов.

В целом государственное финансирование является доминирующим и составляет 2/3 и более от общего объема средств партийного бюджета, т.е. деятельность политических партий в разрезе их финансирования является зависимой от государства, от объема средств, выделяемых политическим партиям из государственного бюджета; при этом, однако, общий объем указанных государственных средств, как уже отмечалось, постепенно и по разным причинам сокращается.

Средства государственного финансирования, выделяемые политическим партиям, могут быть использованы политическими партиями на финансирование как уставной деятельности, так и проведение предвыборной агитации (при этом в законодательстве не определены начало и окончание, а также официальная продолжительность агитационного периода).

В соответствии с законодательством при проведении парламентских выборов политические партии, которые выдвинули кандидатов во всех шести многомандатных избирательных округах12, вправе получать в виде возмещения расходов на проведение предвыборной агитации средства из государственного бюджета в размере до 3 млн. крон (после проведения парламентских выборов указанные политические партии вправе обратиться в Национальное аудиторское бюро Исландии за возмещением понесенных ими расходов на проведение предвыборной агитации; возмещение производится только в случае представления политическими партиями итоговых финансовых отчетов).

Политические партии вправе получать средства не только из определенных общественных (государственных) фондов (при определенных условиях); в соответствии с законодательством политические партии, а также кандидаты (в списке кандидатов) вправе использовать собственные денежные средства, а также получать частные пожертвования от физических и юридических лиц в течение календарного года в размере, не превышающем 400.000 крон (3.150 евро).

Национальное аудиторское бюро Исландии, осуществляющее контроль за финансированием участниками парламентских выборов предвыборной агитации, обнародует сведения о жертвователях, сумма пожертвований которых превышает 200.000 крон.

Пожертвования в натуральном виде должны быть оценены в денежной форме по рыночной стоимости.

Законодательство устанавливает, что на объединенные финансовые ресурсы взаимодействующих политических партий, т.е. имеющих, в частности, совместные юридические лица либо акции (голоса партийных акционеров), распространяются положения о предельных размерах добровольных пожертвований физических и юридических лиц в избирательные фонды политических партий.

Анонимные пожертвования, а также пожертвования от государственных и иностранных юридических лиц запрещены.

Размеры партийных взносов, если предусмотрены уставами политических партий, также подпадают под ограничения предельных размеров добровольных пожертвований.

В целом законодательство предусматривает предельный размер расходования денежных средств кандидатов (в списке кандидатов политических партий), при этом не предусматривает предельный размер расходования денежных средств политических партий, за исключением проведения ими (по собственной инициативе) праймериз – процедуры выдвижения кандидатов для включения в список кандидатов политической партии для участия в парламентских выборах; при этом законодательно установлен предельный размер расходования средств избирательного фонда в отношении кандидатов – участников праймериз.

Данный предельный размер расходования средств избирательного фонда политической партии в отношении кандидатов при проведении праймериз состоит из двух основных компонентов: исходного в размере 1 млн. крон и дополнительного, устанавливаемого с учетом численности населения соответствующего многомандатного избирательного округа.

Кандидат, принимающий участие в праймериз, временные рамки которого политическими партиями и законодательством практически не обозначены, и затем – в качестве выдвинутого и зарегистрированного кандидата на парламентских выборах, должен представить свой итоговый финансовый отчет в Национальное аудиторское бюро Исландии не позднее трех месяцев со дня голосования на парламентских выборах.

Ранее какие-либо санкции за непредставление кандидатом итогового финансового отчета не были предусмотрены; при проведении 28 октября 2017 года досрочных парламентских выборов законодательство предусматривало наложение штрафов на виновных лиц (кандидатов) за непредставление или неполное представление итоговых финансовых отчетов.

При этом Национальное аудиторское бюро Исландии вправе провести дополнительную независимую проверку финансовых документов участников парламентских выборов.

При проведении в 2009 году очередных парламентских выборов политические партии на добровольной основе в форме межпартийного соглашения определяли предельные расходы на проведение предвыборной агитации в средствах массовой информации (в 2013 году и в 2017 году политические партии такое соглашение не заключали).

Обновленное законодательство не регулирует вопросы участия в финансировании предвыборной агитации так называемых «третьих» организаций, в том числе социальных сетях и в онлайн режиме; при этом агитационные материалы указанных организаций являются, как правило, неидентифицируемыми, т.е. анонимными, поскольку не содержат официальных сведений об их изготовителях и распространителях.

Законодательство допускает открытие политическими партиями двух и более специальных счетов своих избирательных фондов; кроме того, допускается совершение операций с наличными денежными средствами при проведении предвыборной агитации.

Национальное аудиторское бюро Исландии осуществляет контроль за финансированием участниками парламентских выборов предвыборной агитации, проводит обучение представителей политических партий и кандидатов, утверждает типовые формы финансовой отчетности (итоговых финансовых отчетов).

Политические партии представляют в Национальное аудиторское бюро Исландии до 1 октября каждого года ежегодные (общие) финансовые отчеты, прошедшие внутренний партийный аудит, при этом представление отдельных итоговых финансовых отчетов об их участии в парламентских выборах законодательство не предусматривает.

Политические партии, получившие в течение календарного года менее 400.000 крон, ежегодный общий финансовый отчет не представляют.

После получения представленных финансовых отчетов Национальное аудиторское бюро Исландии проводит обзорное ознакомление с указанными отчетами, полагаясь на проведенный внутрипартийный аудит, опубликовывает в формате извлечений сведения указанных отчетов в суммарном исчислении обо всех поступлениях и расходах за отчетный календарный год, а также о жертвователях (физических и юридических лицах), пожертвовавших средства в размере, превышающем 200.000 крон13.

При этом Национальное аудиторское бюро Исландии вправе провести независимую аудиторскую проверку представленных финансовых отчетов.

В случае выявленных финансовых нарушений Бюро передает материалы в правоохранительные органы для привлечения виновных к ответственности, предусмотренной законодательством.

В соответствии с законодательством на виновных лиц (в том числе за принятие незаконных пожертвований) могут быть наложены административное или уголовное наказание в виде штрафа, либо лишения свободы на срок до двух лет.

Кроме того, за представление финансового отчета с нарушением установленных законодательством срока его представления, либо за представление недостоверного финансового отчета на виновных лиц также может быть наложен штраф.

Помимо этого, Национальное аудиторское бюро Исландии может выступить с рекомендацией о лишении политической партии государственного финансирования.

Порядок голосования и подсчета голосов избирателей, определения результатов парламентских выборов. В соответствии с законодательством голосование избирателей проводится в один день, который, как правило, является суббота.

Законодательство предусматривает проведение голосования избирателей непосредственно в помещении для голосования избирательного участка, а также досрочное голосование, в том числе в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Исландии в соответствующих иностранных государствах (в этих условиях открепительные удостоверения законодательством не предусмотрены)14.

Автоматизированные системы голосования, электронное голосование законодательством не предусмотрены.

Досрочное голосование избирателей началось в 08:20 по местному времени 13 августа 2021 года (12 августа официально были прекращены полномочия Альтинга).

Досрочное голосование проводилось в помещении законодательного органа каждого из избирательных округов (избиратель мог принять участие в досрочном голосовании на территории любого из 23 традиционных графств (county).

При этом избиратели, которые болеют коронавирусом или находятся на карантине, могли проголосовать с использованием специальных электронных приложений.

Голосование избирателей проводится с 09:00 до 22:00 по местному времени, т.е. продолжительность голосования избирателей составляет 13 часов.

При этом законодательство предусматривает, что продолжительность голосования избирателей не должна быть меньше восьми часов, если не проголосовали все избиратели, включенные в список избирателей соответствующего избирательного участка.

При проведении настоящих парламентских выборов в списки избирателей включено более 250.000 избирателей.

В условиях пандемии коронавируса среди противоэпидемиологических мер предусмотрены такие, как обязательное социальное дистанцирование (не менее 1,5 метра) между избирателями перед входом в помещение и в самом помещении избирательного участка для голосования избирателей, ношение медицинских защитных масок и перчаток, использование санитайзеров и периодическая дезинфекция помещений избирательного участка и технологического оборудования для голосования избирателей.

Исландия является одной из немногих государств региона ОБСЕ с предельно высокой явкой избирателей при проведении парламентских выборов – более 80%.

Так, при проведении 10 мая 2003 года очередных парламентских выборов в голосовании приняло участие 87.84% избирателей, 12 мая 2007 года – 83.62%, 25 апреля 2009 года (досрочные выборы) – 85.14%, 27 апреля 2013 года – 81.44%, 29 октября 2016 года (досрочные выборы) – 79.19%, 28 октября 2017 года (досрочные выборы) – 81.2%.

Таким образом, явка избирателей, являясь достаточно высокой на протяжении последних 20 лет, волнообразно понижается (до 79.19% – 2016 год) и повышается (до 85.14% – 2009 год) при некотором незначительном снижении с 2003 года на 2.42% (2017 год).

При проведении голосования используется стандартный бумажный избирательный бюллетень.

Избирательные бюллетени изготавливаются соответствующими избирательными органами на государственном (исландском) языке.

Избирательный бюллетень для досрочного голосования избирателей отличается от стандартного избирательного бюллетеня: в нем отсутствуют полные списки кандидатов политических партий, иных политических объединений; при этом имеется только бланкетное пространство для вписывания избирателем наименования политической партии, иного политического объединения, за которую избиратель отдает свой голос.

Для получения избирательного бюллетеня избиратель должен предъявить документ, удостоверяющий личность, либо иным способом удостоверить члену участковой избирательной комиссии свою личность15.

Избиратели заполняют избирательные бюллетени в кабинах для голосования, которые, как правило, установлены посекционно и пронумерованы.

Кабины для голосования избирателей на выборах в Исландии

Избиратели вправе выразить свои преференции в отношении кандидатов, включенных в списки кандидатов политических партий и иных политических объединений: так, избиратель вправе изменить как очередность расположения кандидатов в списке кандидатов, так и вычеркнуть того или иного кандидата из списка кандидатов.

Таких избирателей должно быть определенное количество для последующего изменения очередности допуска кандидатов из списка кандидатов политической партии, иного политического объединения к распределению депутатских мандатов.

В ноябре 2012 года в законодательство о выборах были внесены изменения, в соответствии с которыми, в частности, лицам с ограниченными возможностями при голосовании вправе были оказывать помощь не только члены участковой избирательной комиссии, но и иные лица по их выбору.

При проведении парламентских выборов используются, как правило, непрозрачные ящики для голосования.

Стационарные ящики для голосования избирателей на выборах в Исландии

В соответствии с законодательством избиратели могут многократно проголосовать как при проведении досрочного голосования, так и непосредственно в день общего голосования, т.е. допускается множественность голосования одного и того же избирателя, при этом, однако, действительным считается только последнее (по времени голосования) голосование избирателя.

Подсчет голосов избирателей является централизованным и проводится на уровне избирательного округа под контролем со стороны головной (окружной) избирательной комиссии.

Участковые избирательные комиссии опечатывают ящики для голосования и доставляют их в соответствующую головную (окружную) избирательную комиссию для подсчета избирательных бюллетеней начиная с 18:00 (т.е. до окончания времени голосования).

Такая технология подсчета голосов избирателей – по мере доставки заполненных избирательными бюллетенями ящиков для голосования – дает возможность незамедлительно после окончания времени голосования (22:00) производить подсчет голосов избирателей и объявлять предварительные результаты парламентских выборов.

Подсчет избирательных бюллетеней проводится в присутствии представителей политических партий.

Полный подсчет всех избирательных бюллетеней проводится после 22:00, при проведении которого вправе присутствовать и избиратели.

В соответствии с Конституцией и законодательством судебные органы исключены из механизма обжалования результатов парламентских выборов.

В соответствии со статьей 46 Конституции Альтингу принадлежит исключительное право проверки законности избрания депутатов, а также решение вопросов о лишении депутатского мандата.

Основаниями для признания недействительными результатов выборов депутатов Альтинга являются обстоятельства, указанные в Конституции Исландии и законодательстве; в частности, одним из таких оснований является незаконный характер избрания лица депутатом Альтинга.

Так, в соответствии со статьей 34 Конституции Исландии всякий гражданин, обладающий правом голоса на выборах в Альтинг и незапятнанной репутацией, может быть избран в Альтинг (при этом судьи Верховного суда Исландии не могут быть избраны в Альтинг)16.

Таким образом, избрание лица с запятнанной репутацией может являться одним из оснований для признания избрания его депутатом Альтинга недействительным.

Среди рекомендаций БДИПЧ ОБСЕ при проведении 27 апреля 2013 года и 28 октября 2017 года парламентских выборов – необходимость законодательного закрепления права подачи участниками парламентских выборов жалоб о признании результатов парламентских выборов в судебном порядке.

Механизм обжалования нарушений законодательства о выборах. В целом рассмотрение избирательных споров возложено на Альтинг - парламент, Национальную избирательную комиссию Исландии и главные (окружные) избирательные комиссии.

При этом обжалование решений избирательных комиссий в судебном порядке законодательством прямо не предусмотрено.

В соответствии с законодательством к компетенции судов не относится рассмотрение избирательных споров и электоральных правонарушений, если их совершение не влечет применение мер уголовного наказания.

Так, Национальная избирательная комиссия Исландии является вышестоящим органом при рассмотрении решений главных (окружных) избирательных комиссий по вопросам регистрации кандидатов, а также распределения депутатских мандатов по соответствующим многомандатным избирательным округам в соответствии с решениями главных (окружных) избирательных комиссий.

Решения муниципалитетов по вопросам включения избирателей в списки избирателей могут быть первоначально обжалованы непосредственно в муниципалитет.

Решение окружной избирательной комиссии в части регистрации кандидатов может в течение 24 часов с момента его принятия быть обжаловано в Национальную избирательную комиссию17.

В вышеуказанных случаях законодательство не определяет сроки для рассмотрения и принятия решения по жалобам и возможность дальнейшего судебного обжалования принятого по жалобе решения.

В соответствии с законодательством к компетенции судов не относится рассмотрение избирательных споров и электоральных правонарушений, если их совершение не влечет применение мер уголовного наказания.

При этом обжалование решений избирательных комиссий в судебном порядке законодательством прямо не предусмотрено.

Национальное (общественное) и международное наблюдение на парламентских выборах. Законодательство предусматривает возможность назначения наблюдателей только политическими партиями, иными политическими объединениями.

В целом законодательство не содержит положений о национальных (общественных) и международных наблюдателях, хотя соответствующий законопроект был подготовлен еще в преддверии проведения в 2017 году парламентских выборов и должен был рассматриваться парламентом после проведения парламентских выборов 28 октября 2017 года.

Вместе с тем, законодательно закреплено положение о публичной открытости процедуры подсчета голосов избирателей.

Институт иностранных (международных) наблюдателей законодательством прямо не предусмотрен.

В соответствии с законодательством руководители избирательных округов вправе по своему усмотрению принять решение о допуске лиц в помещения избирательных участков и счетных центров.

На практике приглашаются иностранные (международные) наблюдатели.

В целом БДИПЧ ОБСЕ организовало работу пяти миссий международных наблюдателей, в том числе по оценке потребностей, за президентскими и парламентскими выборами: одними президентским выборами, проводимыми 25 июня 2016 год и 20 июня 2020 года, а также тремя парламентскими выборами, проводимыми 25 апреля 2009 года, 27 апреля 2013 года, 28 октября 2017 года (досрочные парламентские выборы).

В Отчете миссии по оценке потребностей БДИПЧ ОБСЕ при проведении 28 мая 2017 года досрочных парламентских выборов содержалась, в частности, положение о необходимости четкого законодательного закрепления положений о международных наблюдателях на выборах в соответствии с положениями параграфа 8 Документа Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению от 29 июня 1990 года.

Хотя законодательство не содержало положений о международных наблюдателях, после проведения парламентских выборов 2013 года и в преддверии проведения в 2017 выборов рабочей группой был подготовлен соответствующий законопроект, предусматривающий введение института международного наблюдения за выборами, который, однако, должен был рассматриваться парламентом уже после проведения указанных выборов.

Миссия по оценке потребностей БДИПЧ ОБСЕ рекомендовала направить экспертную миссию наблюдения БДИПЧ ОБСЕ на предстоящие в 2017 году парламентские выборы.

Миссия по оценке потребностей БДИПЧ ОБСЕ, находившаяся в Исландии с 17 по 20 мая 2021 года в преддверии проведения 25 сентября 2021 года очередных парламентских выборов, рекомендовала не направлять миссию международных наблюдателей БДИПЧ ОБСЕ на указанные выборы.

На этой основе при проведении указанных очередных парламентских выборов миссия международных наблюдателей БДИПЧ ОБСЕ не направлялась.

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] В соответствии со статьей 20 главы V Закона № 24 от 16 мая 2000 года о парламентских выборах в Альтинг (с изменениями, внесенными, в частности, в 2017 году, очередные парламентские выборы должны проводиться не позднее того же дня недели месяца через четыре года после предыдущих парламентских выборов, считая с начала месяца; в связи с тем, что в 2017 году последние парламентские выборы состоялись в четвертую субботу октября, самой поздней возможной датой следующих очередных парламентских выборов должно было быть 23 октября 2021 года.

Оппозиционные парламентские политические партий призвали назначить очередные парламентские выборы на весну 2021 года, аргументируя это тем, что парламентские выборы традиционно проводятся весной (за исключением досрочных парламентских выборов, которые состоялись в октябре 2016 года и в октябре 2017 года; к тому же «осенние» парламентские выборы дают слишком мало времени для подготовки проекта государственного бюджета на следующий год.

В конечном счете, 24 июля 2020 года Премьер-министр Исландии Катрин Якобсдоттир объявила, что очередные парламентские выборы должны состояться 25 сентября 2021 года, на месяц раньше, чем конституционно требуется, назвав это решение «компромиссным».

[2] С 26 июня 2021 правительством Исландии сняты все ранее действовавшие ограничения в связи с пандемией коронавируса в связи, в частности, с тем, что 60% исландцев привились от COVID-19.

[3] При поведении 27 апреля 2013 года очередных парламентских выборов в них принимало участие 15 политических партий, иных политических объединений и 1.512 кандидатов, в том числе 632 женщины; 29 октября 2016 года досрочных парламентских выборов – 12 политических партий, иных политических объединений, 28 октября 2017 года досрочных парламентских выборов – 11 политических партий, иных политических объединений и 1244 кандидатов, в том числе 555 женщин (в целом же с 2013 года количество политических партий, иных политических объединений, принимавших участие в парламентских выборах, сократилось, хотя и незначительно, с15 до 11).

В 2013 году к распределению депутатских мандатов было допущено шесть политических партий, иных политических объединений и депутатами было избрано 25 женщин (39,68%) от общего состава депутатского корпуса парламента – 63 депутатов; в 2016 году – семь политических партий объединений и депутатами было избрано 30 женщин (47,61%), в 2017 году – восемь политических партий, иных политических объединений, при этом произошла смена правящей политической партии, депутатами было избрано 24 женщины (38,10%).

Таким образом, по сравнению с выборами 2013 года наблюдался некоторый рост числа политических партий, допущенных к распределению депутатских мандатов (с шести (2013 год) до семи (2016 года) и до восьми (2017 год), при одновременном некотором снижении представительства женщин (с 25 до 24, при промежуточном росте в 2016 году до 30) в общем составе депутатского корпуса парламента.

[4] Так, при проведении 27 апреля 2013 года очередных парламентских выборов был образован 131 избирательный участок и сформировано 267 участковых избирательных комиссий (т.е. на территории одного избирательного участка было возможно формирование двух и более участковых избирательных комиссий).

При этом наибольший по числу зарегистрированных избирателей избирательный участок насчитывал около 3.000 избирателей (с припиской к нему части зарубежных исландских избирателей).

[5] В целом в соответствии с законодательством зарубежные исландские избиратели, находящиеся за пределами территории Исландии в течение менее 8 лет (по состоянию на 1 декабря года, предшествующего году проведения парламентских выборов) и имеющие место постоянного жительства на территории соответствующего иностранного государства, могут принять участие в досрочном голосовании без какого-либо дополнительного обновления регистрации по месту своего прежнего жительства на территории Исландии, тогда как зарубежные исландские избиратели, находящиеся за пределами территории Исландии более 8 лет, могут принять участие в голосовании только после прохождения соответствующей процедуры предварительной регистрации в качестве исландского избирателя.

[6] При проведении 27 апреля 2013 года парламентских выборов в Итоговом отчете БДИПЧ ОБСЕ отмечалось, что в соответствии с законодательством избиратели могли многократно проголосовать как при проведении досрочного голосования, так и непосредственно в день общего голосования, т.е. допускается множественность голосования одного и того же избирателя, при этом, однако, действительным считается только последнее (по времени голосования) голосование избирателя.

[7] При проведении муниципальных выборов в 2019 году был подготовлен законопроект, в соответствии с которым предлагалось понизить минимальный возраст активного избирательного права с 18 до 16 лет (ранее – в 1984 году – возрастное понижение было с 20 лет до 18 лет).

При этом вопрос о понижении минимального возраста активного избирательного права до 16 лет обсуждается в парламенте уже более 13 лет.

[8] При проведении 27 апреля 2013 года досрочных парламентских выборов в них принимало участие 15 политических партий, иных политических объединений, в том числе 11 новых, и 1.512 кандидатов –
880 мужчин и 632 женщины (41,8%).

При этом ряд политических партий, иных политических объединений при выдвижении кандидатов в форме праймериз использовали гендерную модель соотношения представительства полов в своих списках кандидатов «60 : 40», тогда как две политические партии использовали модель «50 : 50».

Депутатами было избрано 25 женщин, что составляло 39,68% от общего состава однопалатного парламента (63 депутата).

В целом, на практике, сохраняется достаточно высокое и устойчивое представительство депутатов-женщин в составе депутатского корпуса Альтинга (63 депутата): в 2003 году – 19 (30,16%), в 2007 году – 20 (31,75%), в 2009 году – 27 (42,86%), в 2013 году – 25 (39,68%), в 2016 году – 30 (47.62%), в 2017 году – 24 (38.10%).

[9] Так, при проведении в 1999 году парламентских выборов было зарегистрировано 40.2% кандидатов–женщин, в 2003 году – 42.4%, в 2007 году – 47.2%, в 2009 году – 41.4%, в 2013 году – 41.9%, в 2016 году – 45.7%, в 2017 году – 44.6%, т.е. наблюдался на 4.4% рост кандидатов женщин.

[10] Законодательство не предусматривает выдвижение независимых кандидатов, а только выдвижение кандидатов в составе списков кандидатов политических партий; при этом финансирование предвыборной агитации проводится, в том числе и в разрезе каждого из кандидата в списке кандидатов.

[11] В преддверии проведения 28 октября 2017 года досрочных парламентских выборов парламентские партии в рамках неформального форума, проведенного в 2016 году, обсуждали вопрос о возможном реформировании системы государственного финансирования политических партий и законодательства о финансировании политических партий, в том числе повышении размера государственного финансирования политических партий, изменении (повышении) размеров добровольных пожертвований от физических и юридических лиц, изменении механизмов представления участниками выборов электоральной финансовой отчетности.

В декабре 2017 года была сформирована рабочая группа по совершенствованию законодательства о финансировании политических партий.

[12] Некоторые участники парламентских выборов выступали с предложением распространить указанное законодательное положение на политические партии, выдвинувшие своих кандидатов не во всех шести многомандатных избирательных округах (в частности, в пяти или даже трех).

[13] В 2016 году физические лица суммарно пожертвовали политическим партиям около 100 млн. крон, юридические лица - 65 млн. крон.

[14] Досрочное голосование является традиционным видом голосования исландских избирателей.

Так, при проведении 10 мая 2003 года очередных парламентских выборов в досрочном голосовании приняло участие 18.068 избирателей (или 8,6% от общего числа избирателей, включенных в списки избирателей), 12 мая 2007 года – 23.713 избирателей (или 10,7%), 25 апреля 2009 года – 24.309 избирателей (или 10,7%), 27 апреля 2013 года – 30.189 избирателей (или около 13%), 28 октября 2017 года при проведении последних парламентских выборов в досрочном голосовании, которое началось 20 сентября, приняло участие 37.577 избирателей (или 18.6% от общего числа избирателей, принявших участие в голосовании).

При этом в соответствии с законодательством избиратели, принимающие участие в досрочном голосовании, могут голосовать только за допущенные к участию в парламентских выборах политические партии в целом, без использования преференциального голосования в отношении кандидатов списков кандидатов, поскольку списки кандидатов политических партий, иных политических объединений официально регистрируются фактически спустя месяц после начала процедуры досрочного голосования.

При проведении настоящих парламентских выборов досрочное голосование зарубежных исландских избирателей началось 13 августа 2021 года.

Так, в США досрочное голосование зарубежных исландских избирателей проводится в помещении дипломатического представительства Исландии с 09:30 до 15:30 по местному времени с понедельника по пятницу каждой недели.

Для участия в досрочном голосовании (для посещения зарубежного избирательного участка) зарубежные исландские избиратели должны заблаговременно зарегистрироваться по электронной почте.

[15] При проведении прошлых парламентских выборах на некоторых избирательных участках таковыми удостоверяющими средствами были, в частности, личная страничка избирателя в социальной сети Facebook, свидетельские показания 5–6 избирателей.

[16] Среди рекомендаций БДИПЧ ОБСЕ при проведении 27 апреля 2013 года и 28 октября 2017 года парламентских выборов – необходимость законодательного закрепления права подачи участниками парламентских выборов жалоб о признании результатов парламентских выборов в судебном порядке.

[17] При проведении 27 апреля 2013 года досрочных парламентских выборов в Национальную избирательную комиссию Исландии и Альтинг – парламент было подано всего девять жалоб, в том числе по вопросам неравенства многомандатных избирательных округов по числу зарегистрированных на их территориях избирателей, а также отказа ряда окружных избирательных комиссий в регистрации независимых кандидатов, которые не оформили свое выдвижение в виде списка независимых кандидатов.

При проведении 28 октября 2017 года очередных парламентских выборов в Национальную избирательную комиссию Исландии и шесть окружных (главных) избирательных комиссий не было подано ни одной жалобы по вопросам регистрации кандидатов.

В определенной мере это было связано с тем, что процесс сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов (наряду с возможностью использования традиционного «бумажного» порядка) был автоматизирован, т.е. на сайте Правительства Исландии «my.pages», поддерживаемого Национальным регистром населения Исландии и в рамках которого каждый исландский избиратель имел персонифицированный доступ к персональным сведениям о себе, избиратели могли в электронном, юридически значимом виде, поддержать выдвижение того или иного кандидата.

После окончания периода регистрации кандидатов Национальный регистр населения Исландии размещал на персональной страничке каждого такого избирателя сведения о том, какие его подписи были использованы в поддержку выдвижения (регистрации) соответствующего кандидата (кандидатов).

При этом, однако, в случае ошибочного использования (засчитывания) подписи избирателя какие-либо изменения не могут быть произведены.