Парламентские выборы в Литве 11 октября 2020 года

Парламентские выборы в Литве 11 октября 2020 года

Владимир Лысенко, член Совета Российского фонда свободных выборов, доктор юридических наук

03 октября, 2020

Общие положения. В соответствии с Конституцией Литвы законодательным органом государственной власти является Сейм Литвы – однопалатный парламент в составе 141 депутата.

Конституционный срок полномочий Сейма – четыре года.

Парламентские выборы проводятся по смешанной (мажоритарно-пропорциональной) избирательной системе.

Парламентские выборы назначаются Президентом Литвы не позднее чем за шесть месяцев до истечения конституционного четырехлетнего срока полномочий парламента.

В соответствии с Конституцией и законодательством парламентские выборы проводятся во второе воскресенье октября года истечения конституционного четырехлетнего срока полномочий Сейма.

Прошлые парламентские выборы были проведены 9 октября (воскресенье) 2016 года1.

Декрет Президента Литвы о проведении очередных парламентских выборов был принят 9 апреля 2020 года (в условиях эпидемии коронавируса и действия ряда ограничительных мер, в частности, на проведение массовых публичных мероприятий), в соответствии с которым очередные парламентские выборы проводятся 11 октября (воскресенье) 2020 года (первый тур голосования; при необходимости через две недели (14 дней), 25 октября (воскресенье) – второй тур голосования)2.

К особенностям организации избирательного процесса при проведении 11 октября 2020 года выборов 141 депутата Сейма можно отнести, в частности, следующее:

1. В соответствии с Конституцией Литвы и законодательством лицо, лишенное статуса выборного должностного лица, либо статуса депутата, либо отстраненное от занимаемой выборной должности в результате применения процедуры импичмента, пожизненно лишается пассивного избирательного права, что противоречит соответствующему решению Европейского суда по правам человека, а также рекомендациям БДИПЧ ОБСЕ.

2. Парламентская избирательная система является смешанной – мажоритарно-пропорциональной, и комбинированной в части жесткой взаимоувязки итогов голосования и результатов выборов с явкой избирателей для признания выборов состоявшимися, а кандидата, списков кандидатов политической партии, политической коалиции избранным (допущенными к участию в распределении депутатских мандатов).

3. В соответствии с обновленным законодательством введен новый вид избирательных округов – одномандатный избирательный округ для обеспечения квотного представительства зарубежных литовских избирателей.

4. Формирование составов избирательных комиссий проводится на смешанной основе: сочетании принципов отраслевого, профессионального и партийного представительства, а также наличия кадрового резерва.

5. Обновленное законодательство с целью недопущения множественного голосования избирателей предусматривает обязательное применение на избирательных участках системы контроля подсчета избирателей, принимающих участие в голосовании, сопряженной со списком избирателей.

6. Включение избирателей в списки избирателей непосредственно в день голосования законодательно не запрещено, при этом избиратель может быть включен в список избирателей соответствующей участковой избирательной комиссией на основании не только документа, подтверждающего его регистрацию (место жительства) на территории соответствующего избирательного участка, но и письменных показаний двух избирателей данного избирательного участка, что (т.е. последнее) не соответствует международным избирательным стандартам и рекомендациям БДИПЧ ОБСЕ.

7. Для осуществления государственного противодействия киберугрозам, в том числе при проведении парламентских выборов, в системе государственных органов образован специальный Национальный центр по вопросам кибербезопасности Литвы.

8. В соответствии с законодательством кандидаты могут быть выдвинуты политическими партиями, в том числе национальных меньшинств, а также в порядке самовыдвижения; политические партии национальных меньшинств вправе проводить свою предвыборную агитацию на языке соответствующего национального меньшинства, при этом, однако, проведение предвыборной агитации в рамках бесплатного эфирного времени допускается только на государственном литовском языке либо на языке национального меньшинства с обязательным синхронным переводом на литовский язык.

9. В соответствии с рекомендациями Главной избирательной комиссии Литвы для участия в теледебатах приглашаются представители тех политических партий, политических коалиций, которые получают наибольшие рейтинги при проведении опросов общественного мнения, т.е. теледебаты организуются и проводятся с участием представителей не всех политических партий, политических коалиций.

10. Законодательство предусматривает голосование избирателей в помещении для голосования избирательного участка, досрочное голосование избирателей в помещении муниципалитетов, голосование по почте, голосование зарубежных литовских избирателей.

11. В условиях пандемии коронавируса в соответствии с законодательными поправками, принятыми 30 июня 2020 года, предусмотрена возможность организации и проведения дистанционного голосования с использованием сети Интернет для зарубежных литовских избирателей и избирателей, находящихся на территории Литвы в режиме самоизоляции в условиях эпидемии коронавируса (однако при проведении указанных парламентских выборов Интернет-голосование не проводится).

12. Законодательство регулирует порядок рассмотрения жалоб и обращений избирателей только по вопросам списков избирателей, при этом обжалование избирателями иных электоральных нарушений законодательством прямо и ясно не регулируется.

Только в сентябре 2019 года законодательство впервые предоставило избирателям, наряду с кандидатами и политическими партиями, политическими коалициями право обращения в Конституционный суд Литвы о признании недействительными результатов парламентских выборов.

13. В условиях пандемии коронавируса Государственная избирательная комиссия Литвы утвердила порядок (процедуру) голосования избирателей на указанных выборах, который определяет, в частности, основные рекомендации и указания по использованию средств защиты, дезинфекции рук и поверхностей в помещениях для голосования избирательных участков, другие меры обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности избирателей, организаторов выборов, наблюдателей, электоральным волонтерам, представителей средств массовой информации, непосредственных участников парламентских выборов3.

14. Впервые законодательно закреплен институт общественного (национального) наблюдения на выборах.

Конституционно-правовая основа парламентских выборов. Проведение парламентских выборов регулируется Конституцией Литвы от 25 октября 1992 года (с изменениями 2006 года), Законом о выборах депутатов Сейма Литвы от 25 октября 1992 года (с изменениями, внесенными, в частности, в январе 2020 года), Законом о Главной избирательной комиссии Литвы 2002 года (с изменениями, внесенными, в частности, в декабре 2019 года), Законом о политических партиях 1990 года (с изменениями, внесенными, в частности, в 2019 году), Законом о финансировании и контроле за финансированием политических кампаний Литвы 2004 года (с изменениями, , внесенными, в частности, в 2019 году), Уголовным кодексом Литвы 2000 года (с изменениями, внесенными, в частности, в 2019 году), другими законодательными актами, а также нормативными актами Главной избирательной комиссии Литвы, обеспечивающих единообразное применение законодательства при проведении парламентских выборов.

Так, в соответствии с законодательными поправками, внесенными в 2018–2020 годах, был введен новый вид избирательных округов – одномандатный избирательный округ для обеспечения представительства зарубежных литовских избирателей; предусмотрены дополнительные требования к форме и тексту избирательных бюллетеней и иных избирательных документов и электоральных материалов для участия в голосовании лиц с ограниченными физическими возможностями; создан кадровый резерв членов избирательных комиссий и повышен уровень оплаты их электорального труда.

Внесены также законодательные изменения в части порядка составления, ведения и уточнения списков избирателей, организации голосования избирателей по почте и голосования зарубежных литовских избирателей, в том числе на судах, находящихся в день голосования в плавании, отменена рассылка персональных приглашений избирателям для участия в голосовании, уточнен порядок освещения средствами массовой информации агитационной деятельности участников парламентских выборов.

Кроме того, законодательные поправки модифицировали порядок и условия финансирования предвыборной агитации участников парламентских выборов на основе введения, в частности, уголовной и административной ответственности за незаконное финансирование деятельности политических партий и предвыборной агитации, использование средств из незаконных финансовых источников, а также обязательности представления участниками парламентских выборов промежуточных финансовых отчетов.

Обновленное законодательство запрещает все виды подарков избирателям со стороны кандидатов; кроме того, в Уголовном кодексе Литвы смещен вектор доказывания подкупа избирателей на факт его совершения (ранее такое деяние считалось преступлением в случае, если имелась прямая причинно-следственная связь между намерением и результатом, т.е. избиратель проголосовал за соответствующего кандидата, купившего его голос).

В соответствии с прошлыми рекомендациями БДИПЧ ОБСЕ и законодательными поправками впервые законодательно закреплен институт общественного (национального) наблюдения на выборах4.

В соответствии с законодательными поправками, принятыми 30 июня 2020 года, предусмотрена возможность организации и проведения дистанционного голосования для зарубежных литовских избирателей и избирателей, находящихся в режиме самоизоляции в условиях пандемии коронавируса (однако, как уже отмечалось, при проведении указанных парламентских выборов Интернет-голосование не проводится).

Парламентская избирательная система. В соответствии с законодательством при проведении 11 октября 2020 года очередных выборов 141 депутата Сейма по-прежнему применяется смешанная избирательная система, в рамках которой 71 депутат избираются в одномандатных избирательных округах по мажоритарной избирательной системе и 70 депутатов – по пропорциональной избирательной системе по единому (национальному) избирательному округу с преференциальным голосованием избирателей5.

При этом в декабре 2019 года Сейм принял законодательную поправку о понижении заградительного барьера для политических партий с 5% до 3%, для политических коалиций – с 7% до 5%, однако Президент Литвы вотировал его, полагая, что это приведет к фрагментации парламента и затруднению формирования парламентского большинства; в январе 2020 года Сейм предпринял попытку преодоления вето главы государства, однако для его преодоления не хватило одного депутатского голоса.

В целом в рамках мажоритарной части избирательной системы в случае, если явка избирателей составляет более 40%, кандидат для своего избрания должен получить абсолютное большинство голосов избирателей (более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании).

В случае если явка избирателей составляет менее 40%, то кандидат для своего избрания должен получить не менее одной пятой (т.е. не менее 20%) голосов от зарегистрированных избирателей соответствующего одномандатного избирательного округа.

Если в избирательный бюллетень по одномандатному избирательному округу включено более двух кандидатов и ни один из них не был избран в первом туре голосования, через две недели (14 дней) проводится второй тур голосования (повторное голосование) между двумя кандидатами, получившими наибольшее количество голосов избирателей в первом туре голосования.

Избранным признается кандидат, получивший больше действительных голосов избирателей, чем другой кандидат (т.е. применяется мажоритарная избирательная система относительного большинства).

В случае получения обеими кандидатами равного числа голосов избирателей, избранным признается кандидат, получивший в первом туре голосования больше голосов избирателей, чем другой кандидат.

В случае получения обеими кандидатами равного числа голосов избирателей как во втором¸ так и в первом туре голосования, проводится жеребьевка и избранным признается кандидат, избранный по жребию.

При распределении депутатских мандатов по пропорциональной части избирательной системы распределение мандатов возможно только в случае преодоления двойного заградительного барьера: если в голосовании приняло участие более 25% избирателей и политические партии преодолели 
5% заградительный барьер, а политические коалиции – 7% заградительный барьер6.

В целом парламентская избирательная система является смешанной – мажоритарно-пропорциональной, и комбинированной в части жесткой взаимоувязки итогов голосования и результатов парламентских выборов с явкой избирателей для признания выборов состоявшимися, а кандидата, списков кандидатов политической партии, политической коалиции избранным (допущенными к участию в распределении депутатских мандатов).

Система избирательных комиссий. Подготовка и проведение парламентских выборов возложена на трехуровневую систему избирательных комиссий: Главную избирательную комиссию Литвы, 71 окружную избирательную комиссию, 1.938 участковых избирательных комиссий7.

В соответствии со статьей 67 Конституции Литвы Сейм образует Главную избирательную комиссию Литвы и вносит изменения в ее состав.

В 2002 году был принят Закон «О Главной избирательной комиссии Литвы».

Главная избирательная комиссия Литвы (ГИК Литвы) является постоянно действующим коллегиальным государственным органом, организующим проведение президентских и парламентских выборов, а также референдумов.

ГИК Литвы вправе, в частности, принимать инструкции по вопросам финансирования предвыборной агитации, регулирования участия средств массовой информации в освещении парламентских выборов.

Комиссия наделена правом вносить предложения по законодательному регулированию избирательного процесса (т.е. наделена правом законодательной инициативы).

Срок полномочий ГИК Литвы составляет четыре года.

Состав ГИК Литвы – 13 членов (ранее – 16): Председатель, два заместителя Председателя, один из которых является также секретарем Комиссии, 10 членов Комиссии; формирование состава Комиссии производится на смешанной основе: сочетании принципов отраслевого, профессионального и партийного представительства.

Кандидаты для назначения в состав ГИК Литвы выдвигаются Президентом Литвы (две кандидатуры), при этом Министерство юстиции Литвы, Литовский союз адвокатов также имеют право на назначение в состав Комиссии соответственно по два члена Комиссии (всего четыре человека, которые должны иметь высшее юридическое образование и определяются посредством проведения жеребьевки), остальные члены Комиссии – по одному члену – назначаются на основе представительства политических партий в Сейме по результатам прошлых парламентских выборов (по правилам пропорциональной части смешанной избирательной системы).

При этом число назначаемых политическими партиями кандидатов напрямую зависит от числа парламентских политических партий, но в любом случае не должно быть превышено общее число членов ГИК Литвы, назначаемых непартийными институциями.

В соответствии с законодательством, в случае возможного превышения указанного числа «партийных» членов Комиссии непартийные институты вправе назначить в состав Комиссии дополнительных балансировочных членов Комиссии.

Все члены ГИК Литвы должны иметь высшее образование или ученую степень; кроме того, «партийные» члены Комиссии должны иметь опыт работы в системе избирательных органов.

Законодательство не предусматривает каких-либо квот представительства женщин при формировании персонального состава ГИК Литвы (семь членов действующего состава ГИК Литвы – женщины, включая Председателя ГИК Литвы).

Председатель ГИК Литвы назначается решением Председателя Сейма.

Председателем ГИК Литвы является Лаура Матийошайтите.

ГИК Литвы осуществляет свою деятельность на началах, как правило, открытости и гласности, включая трансляцию заседаний на сайте Комиссии в сети Интернет8.

При этом в соответствии с законодательными поправками, принятыми в 2019 году, не позднее чем за 24 часа до начала заседания Комиссии должна быть публично обнародована информация о его проведении.

ГИК Литвы имеет аппарат, одним из структурных подразделений которого является департамент компьютерных технологий.

При проведении парламентских выборов образуется 71 окружная избирательная комиссия, при этом впервые образуется отдельная самостоятельная окружная избирательная комиссия для организации голосования зарубежных литовских избирателей.

Окружные избирательные комиссии осуществляют, в частности, подготовку и проведение парламентских выборов на своей территории, проверку подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения списков кандидатов, кандидатов, осуществляют контроль за соблюдением порядка проведения предвыборной агитации, регистрацию общественных (национальных) наблюдателей, проведение досрочного голосования и голосования избирателей по почте, подведение итогов голосования и результатов парламентских выборов на своей территории и их передачу в ГИК Литвы, рассматривают жалобы на решения, действия и бездействие участковых избирательных комиссий.

Персональные составы окружных избирательных комиссий назначаются ГИК Литвы и являются «плавающими».

Формирование состава окружных избирательных комиссий производится на смешанной основе: сочетании принципов отраслевого, профессионального и партийного представительства.

В состав окружной избирательной комиссии входит по одному представителю Министерства юстиции Литвы, Литовского союза адвокатов, уездной (муниципальной) администрации, а также политических партий, которые были допущены к распределению депутатских мандатов на прошлых парламентских выборах в данном муниципалитете (уезде).

Председатель ОИК назначается решением Председателя ГИК Литвы.

В соответствии с законодательными поправками, внесенными в 2018–2020 годах, предусмотрено формирование кадрового резерва членов окружных избирательных комиссий и повышен уровень оплаты их электорального труда (кадровый резерв формируется ГИК Литвы).

Лица, входящие в состав резерва соответствующей окружной избирательной комиссии, назначаются в состав комиссии в случае, если соответствующие политические партии не представители кандидатуры своих представителей для назначения в состав соответствующей окружной избирательной комиссии.

Окружные избирательные комиссии: являются временными электоральными органами и образуются только на период проведения парламентских выборов (при проведении 11 октября 2020 года в соответствии с обновленным законодательством ОИК должны были быть образованы не позднее 90 дней (ранее – 85 дней) до дня голосования на данных выборах).

Всего была образована 71 окружная избирательная комиссия.

При проведении указанных парламентских выборов образовано 1.950 участковых избирательных комиссий; при этом в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Литвы в соответствующих иностранных государствах, а также на судах под государственным флагом Литвы, образовано 60 участковых избирательных комиссий.

При этом в связи с законодательными требованиями об обеспечении доступности всех помещений для голосования избирательных участков для лиц с ограниченными физическими возможностями наблюдается рост количества адаптированных избирательных участков и участковых избирательных комиссий.

Участковые избирательные комиссии осуществляют ознакомление со списками избирателей и внесение в них соответствующих уточнений на основе заявлений (жалоб) избирателей, контроль за проведением голосования избирателей по почте, проводят голосование, в том числе на дому, и непосредственный подсчет голосов избирателей, рассматривают жалобы, поступившие в участковые избирательные комиссии в день голосования, а также передачу протоколов об итогах голосования в соответствующую вышестоящую окружную избирательную комиссию.

В состав участковых избирательных комиссий входят представители политических партий, представленные в Сейме либо в соответствующем представительном органе муниципалитета по результатам проведения прошлых парламентских и местных выборов по правилам пропорциональной части смешанной избирательной системы.

Персональные составы участковых избирательных комиссий (на территории Литвы) и их председатели утверждаются соответствующей вышестоящей окружной избирательной комиссией.

Вакансии (незамещенные по предложениям политических партий) членов участковых избирательных комиссий замещаются из числа избирателей по решению главы (мэра) местной администрации.
В соответствии с законодательными поправками, внесенными в 2018–2020 годах, предусмотрено формирование кадрового резерва членов участковых избирательных комиссий и повышен уровень оплаты их электорального труда (кадровый резерв формируется ГИК Литвы).

Лица, входящие в состав резерва соответствующей участковой избирательной комиссии, назначаются в состав комиссии в случае, если соответствующие политические партии не представители кандидатуры своих представителей для назначения в состав соответствующей участковой избирательной комиссии.

Участковые избирательные комиссии образуются только на период проведения парламентских выборов.

Электоральная кибербезопасность. Для осуществления государственного противодействия киберугрозам, в том числе при проведении парламентских выборов, в системе государственных органов Литвы образован специальный Национальный центр по вопросам кибербезопасности Литвы (НЦВК).
НЦВК осуществляет непосредственное взаимодействие с ГИК Литвы, другими государственными органами и участниками парламентских выборов, в том числе политическими партиями9, на регулярной основе проводит проверку их информационных систем и ресурсов, осуществляет их обновление и тестирование.

Так, при подготовке к проведению 11 октября 2020 года парламентских выборов НЦВК провел проверку трех информационных ресурсов ГИК Литвы, а именно: портал Комиссии в сети Интернет, систему регистрации избирателей в онлайн режиме, а также веб-портал Комиссии в сети Интернет.

Избирательные округа и избирательные участки. В соответствии с законодательством перед каждым проведением парламентских выборов ГИК Литвы должна уточнять границы одномандатных избирательных округов: отклонение избирательных округов по числу зарегистрированных на их территории избирателей не должно превышать 10% от средней нормы представительства избирателей в масштабе всех 71 одномандатных избирательных округов.

В соответствии с обновленным законодательством введен новый вид избирательных округов – одномандатный избирательный округ для обеспечения представительства зарубежных литовских избирателей.

Так, в августе 2019 года Сейм принял законодательную поправку, предусматривающую образование в рамках 71 одномандатного избирательного округа отдельного самостоятельного одномандатного избирательного органу для обеспечения представительства зарубежных литовских избирателей при условии, если на предыдущих парламентских выборах явка избирателей в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Литвы в соответствующих иностранных государствах достигнет 90% от среднего размера избирательного округа (ранее зарубежные литовские избиратели приписывались к одному из избирательных округов, образованных на территории города Вильнюса – столицы Литвы (т.е. к одномандатному избирательному округу «Науямистис» («Naujamiestis»).

Уточнение границ одномандатных избирательных округов было произведено ГИК Литвы в декабре 2019 года, при этом для зарубежных литовских избирателей был образован отдельный (специальный) избирательный округ, а также были образованы два дополнительных избирательных округа в городе Вильнюсе.

В целом отклонение избирательных округов по числу зарегистрированных на их территории избирателей не превышает 8% от средней нормы представительства избирателей в масштабе всех одномандатных избирательных округов.

Таким образом, при проведении 11 октября 2020 года очередных парламентских выборов при образовании 71 одномандатного избирательного округа 70 одномандатных избирательных округов образовано непосредственно на территории Литвы и один одномандатный избирательный округ – экстерриториальный – образован для голосования зарубежных литовских избирателей.

ГИК Литвы утвердила количество и границы избирательных участков, образованных на территории всех 60 муниципалитетов страны.

При проведении парламентских выборов на территории 60 муниципалитетов Литвы образовано 1.938 избирательных участков, на 34 избирательных участка меньше, чем при проведении в 2019 году президентских выборов (1.972): границы избирательных участков были изменены на территории 44 муниципалитетов, при этом на территории 23 муниципалитетов были образованы новые либо упразднены прежние избирательные участки, в 37 муниципалитетах были изменены места расположения участковых избирательных комиссий (в целом изменены места расположения 96 участковых избирательных комиссий)10.

Регистрация избирателей. Регистрация избирателей является пассивной, за исключением регистрации зарубежных литовских избирателей, которая является активной (в связи с образованием отдельного зарубежного одномандатного избирательного округа); при этом при подготовке к проведению 11 октября 2020 года очередных парламентских выборов зарубежные литовские избиратели практически не были своевременно информированы о новых условиях участия в парламентских выборах и необходимости регистрации в качестве избирателей для участия в них.

Лица в возрасте 18 лет и старше, за исключением лиц, признанных по решению суда недееспособными на основании умственной или психосоциальной отсталости, имеют право принимать участие в голосовании на парламентских выборах.

Зарубежные литовские избиратели – в рамках модели активной регистрации – могли зарегистрироваться для участия в голосовании на парламентских выборах в рамках системы электронной регистрации избирателей11.

В целом было зарегистрировано около 40.000 зарубежных литовских избирателей, при этом 90% из них зарегистрировались для голосования по почте, остальные – для голосования в помещениях 60 зарубежных участковых избирательных комиссий, образованных в дипломатических представительств и консульских учреждений Литвы в 31 иностранном государстве (как отмечалось, при проведении в 2016 году прошлых парламентских выборов для участия в голосовании зарегистрировалось немногим более 19.000 зарубежных литовских избирателей).

При проведении указанных выборов ГИК Литвы осуществляет ведение национального электронного регистра избирателей, основанного на сведениях о гражданах Литвы, полученных из национального реестра населения Литвы, а также от дипломатических представительств и консульских учреждений

Литвы в соответствующих иностранных государствах, воинских частей, медицинских учреждений.

Обновленное в 2019 году законодательство предусматривает детальный порядок составления, ведения и внесения изменений в списки избирателей, представления списков избирателей для сведения избирателей, меры ответственности при нарушении законодательства о регистрации (учете) избирателей.

Кроме того, законодательно отменена ранее применявшаяся рассылка персональных приглашений избирателям для участия в голосовании.

ГИК Литвы передает сведения о зарегистрированных избирателях в соответствующие окружные избирательные комиссии (ОИК) в электронном виде.

ОИК включают дополнительно в списки избирателей лиц, которые не имеют определенного места жительства на территории муниципалитета.

Предварительные списки избирателей передаются ОИК в участковые избирательные комиссии (УИК) не позднее 26 дней до дня голосования на парламентских выборах.

Списки избирателей на избирательных участках имеются как на бумажном носителе, так и в электронном виде.

При этом списки избирателей не предоставляются для всеобщего сведения, а только по требованию избирателя с целью проверки персональных сведений о себе.

Так, избиратель по своему желанию может ознакомиться по телефону или сети Интернет (в разделе «Личный кабинет») со сведениями о себе, содержащимися в списке избирателей, и, в частности, подтвердить их правильность.

Окончательные списки избирателей подлежат утверждению не позднее 7 дней до дня голосования на парламентских выборах.

После наступления указанного срока и до 18:00 дня проведения голосования избиратель может быть включен в список избирателей только соответствующей УИК на основании документа (документов), подтверждающих его регистрацию (место жительства) на территории соответствующего избирательного участка либо письменных показаний двух избирателей данного избирательного участка12 (т.е. в соответствии с законодательством избиратель может быть включен в список избирателей непосредственно и в день голосования).

Компьютерная база данных об избирателях, включенных в список избирателей на соответствующем избирательном участке, включена в единую национальную электронную базу данных об избирателях и соединена по сети Интернет с автоматизированной информационной системой (национальным электронным регистром избирателей) ГИК Литвы и через соответствующий сервер – с территориальным электронным списком избирателей (базой данных об избирателях) соответствующего муниципалитета.

Обновленное законодательство с целью недопущения множественного голосования избирателей предусматривает обязательное применение системы контроля подсчета избирателей, принимающих участие в голосовании, сопряженную со списком избирателей.

Так, при голосовании избирателя, в том числе при проведении досрочного голосования, голосования на дому, в национальном и ином электронном регистре избирателей (списке избирателей) в режиме реального времени членом участковой избирательной комиссии при выдаче избирателю избирательного бюллетеня проставляется отметка о его участии в голосовании.

При этом в соответствии с законодательством как избиратель, так и соответствующий член УИК, должны поставить свою подпись в получении (выдаче) избирательного бюллетеня в бумажном экземпляре списка избирателей (электронный список избирателей является вспомогательным (дополнительным) инструментом противодействия возможному множественному голосованию избирателей).

В соответствии с обновленным законодательством национальные (общественные) наблюдатели вправе знакомиться со списками избирателей при условии подписания ими обязательства не распространять ставшие им известными персональные сведения об избирателях, содержащиеся в списке избирателей.

При проведении 11 октября 2020 года парламентских выборов в списки избирателей включено около 2,45 млн. избирателей13.

Выдвижение и регистрация список кандидатов (кандидатов). Лица, достигшие возраста 25 лет и старше, официально зарегистрированные (проживающие) на территории Литвы, могут быть выдвинуты кандидатами на парламентских выборах.

26 августа 2020 года правительство Литвы поддержало законодательную инициативу депутата, лидера оппозиционного Движения либералов и депутата Виктории Чмилите-Нильсен, о внесении изменений в статью 56 Конституцию Литвы в части снижения с 25 лет до 21 одного года минимального возраста гражданина Литвы для осуществления пассивного избирательного права (в случае принятия соответствующего конституционного законопроекта он вступит в силу с 1 января 2021 года)14.

Не могут быть выдвинуты в качестве кандидатов лица, являющиеся судьями, военнослужащими, отбывающие лишение свободы по приговору суда, имеющие двойное гражданство15, а также занимающие определенные должности государственных (публичных) служащих.

Кроме того, в соответствии с законодательством лицо, лишенное статуса выборного должностного лица, либо статуса депутата, либо отстраненное от занимаемой выборной должности в результате применения процедуры импичмента, пожизненно лишается пассивного избирательного права16.

Лица, намеренные участвовать в парламентских выборах в качестве кандидатов, должны представить декларацию о возможном сотрудничестве со специальными службами других государств, либо о судимости за совершенные преступления.

Сведения о судимости подлежат включению в официальные информационные материалы о кандидате, которые являются публично доступными для избирателей.

При этом обновленное законодательство о конфликте интересов позволяет кандидатам не указывать некоторые из таких интересов, в частности, финансовые интересы, что не позволяет, по мнению некоторых участников парламентских выборов, в достаточной мере обеспечивать прозрачность и открытость основных сведений о кандидате.

Кандидаты выдвигаются политическими партиями, а также в порядке самовыдвижения в качестве независимых кандидатов.

В Литве зарегистрировано 25 политических партий, в составе которых 110.116 членов (о желании принять участие в очередных парламентских выборах заявили все зарегистрированные политические партии)17.

При этом некоторые политические партии в преддверии парламентских выборов внесли изменения в свои наименования.

Так, в январе 2020 года Партия солидарности поколений (3.012 членов) изменила свое наименование на «Союз солидарности поколений – Сплочение ради Литвы» (ранее Партия солидарности поколений имела наименование «Партия пенсионеров» (политическая партия была основана в 2007 году)18.

Законодательство не предусматривает гендерных квот в списках кандидатов политических партий, политических коалиций.

При этом только одна политическая партия – Социал-демократическая партия Литвы в рамках внутрипартийного механизма выдвижения кандидатов предусмотрела включение в список кандидатов не более 60% представителей одного пола.

В соответствии с результатами последней национальной переписи населения и динамикой численности населения представители различных национальных меньшинств составляют почти 17% населения страны (наибольшими по своей численности национальными меньшинствами являются польское (6%), русское (5%), белорусское (1,5%).

Представители национальных меньшинств принимают участие в парламентских выборах, в том числе при выдвижении кандидатов, на равных основаниях.

Кандидаты могут быть выдвинуты политическими партиями национальных меньшинств: в Литве зарегистрировано три политических партии, представляющие интересы национальных меньшинств (партия «Избирательная акция Поляков Литвы – Союз христианских семей», партия «Союз русских Литвы», партия «Русский Альянс»).

Указанные политические партии вправе проводить свою предвыборную агитацию на языке соответствующего национального меньшинства.

В соответствии с законодательством все кандидаты должны внести избирательный залог, который возвращается в случае получения кандидатом не менее 3% действительных голосов избирателей соответствующего избирательного округа.

Избирательный залог по своему размеру равен среднемесячной заработной плате или 900 евро для отдельного кандидата, 10 среднемесячным размерам заработной платы для списка кандидатов (около 9.000 евро).

Кроме того, независимые кандидаты, а также кандидаты, выдвигаемые зарегистрированными политическими партиями, не принимающими участие в выборах по пропорциональной части избирательной системы, должны получить поддержку не менее 1.000 избирателей соответствующего одномандатного избирательного округа и представить в соответствующие окружные избирательные комиссии не позднее 27 августа подписные листы, содержащие подписи избирателей в поддержку их выдвижения.

ГИК Литвы осуществляет проверку документов о выдвижении списков кандидатов политических партий, политических коалиций, окружные избирательные комиссии – кандидатов, выдвинутых в соответствующем одномандатном избирательном округе, подписи избирателей в поддержку их выдвижения, и регистрируют списки кандидатов, кандидатов.

В соответствии с законодательством и Календарным планом подготовки и проведения парламентских выборов срок представления в ГИК Литвы документов о выдвижении кандидатов в депутаты Сейма – не позднее 8 августа.

Документы о выдвижении списков кандидатов в ГИК Литвы представили 20 политических партий (из 22 политических партий, зарегистрированных Министерством юстиции Литвы); кандидаты по одномандатным избирательным округам представили документы о выдвижении в соответствующие окружные избирательные комиссии.

Так, Партия труда Литвы (лидер – Виктор Успаских) выдвинула список в составе 160 кандидатов, первый номер которого заявлен в качестве кандидата на должность Премьер-министра Литвы.

Политическая партия «Путь мужества» представила в ГИК Литвы список кандидатов, который возглавляла бывшая судья и бывший депутат Сейма Неринга Венцкене, лишенная в 2015 году депутатского мандата в результате процедура импичмента (отстранения от выборной должности)19.

В соответствии с законодательством, представленные документы о выдвижении списков кандидатов, кандидатов подлежат проверке; при этом до 6 сентября кандидаты, политические партии, политические коалиции могли отозвать представленные документы.

Списки зарегистрированных кандидатов должны были быть обнародованы не позднее чем за 30 дней до дня голосования, т.е. до 11 сентября 2020 года.

ГИК Литвы зарегистрировала списки кандидатов 20 политических партий, 17 из которых принимают участие в выборах по единому (национальному) избирательному округу; всего в составе списков кандидатов и в качестве кандидатов по одномандатным избирательным округам соответствующими избирательными комиссиями зарегистрировано 1.755 кандидатов (на 339 кандидатов больше, чем при проведении 9 октября 2016 года прошлых парламентских выборов).

В целом большинство кандидатов – мужчины (66,7%), женщины составляю 33,3%; при этом мужчины лидируют в подавляющем большинстве списков кандидатов политических партий; единственная политическая партия, где среди кандидатов больше женщин, чем мужчин, это «Избирательная акция поляков Литвы – Союз христианских семей», в списки кандидатов которой включено 63% женщин, меньше всего кандидатов – женщин в списке кандидатов политической партии «Национальное объединение» – 15%.

Среди зарегистрированных кандидатов – 132 депутата (из 140) действующего созыва Сейма (или 92,4%); в 2016 году на новый срок баллотировалось 127 (из 139) депутатов (91,4%).

При этом 33 кандидата (или каждый четвертый депутат Сейма) выдвинуты другой политической партией, чем та, от которой они были выдвинуты в составе списков кандидатов при проведении в 2016 году прошлых парламентских выборов.

Кроме того, мэры трех городов, а также 9 (из15) членов Правительства Литвы также зарегистрированы в качестве кандидатов на указанных парламентских выборах.

Среди зарегистрированных кандидатов 22 миллионера (из 1.755 зарегистрированных кандидатов); 33 кандидата не имеют имущества, при этом часть кандидатов имеет долговые обязательства; 98% зарегистрированных кандидатов не имеют судимости.
27 августа ГИК Литвы провела жеребьевку порядка расположения политических партий в избирательном бюллетене по единому (национальному) избирательному округу20.

В соответствии с законодательством до 6 сентября политические партии были вправе объединять свои списки кандидатов в рамках формирования политических коалиций, при этом политическая коалиция была вправе определить тот номер, под которым она будет размещена в избирательном бюллетеней (из числа номеров политических партий, вошедших в состав политической коалиции).

Информационное обеспечение парламентских выборов. При проведении парламентских выборов ГИК Литвы осуществляет информационно-разъяснительную работу среди избирателей, в том числе на языках национальных меньшинств, по разъяснению новых положений обновленного законодательства о голосовании по почте, досрочном голосовании.

Кроме того, обновленное законодательство возлагает на ГИК Литвы обязанность осуществлять электоральное информирование, в том числе в удобном пользовательском формате, избирателей с ограниченными физическими возможностями.

ГИК Литвы разработала модули дистанционного обучения организаторов выборов и информирования участников парламентских выборов, различных категорий избирателей.

В соответствии с законодательством разрешено проведение опросов общественного мнения, связанных с парламентскими выборами, в том числе экзит-поллов21.

Обнародование результатов экзит-поллов в день голосования избирателей на парламентских выборах до окончания официального времени голосования избирателей законодательно запрещено.

По результатам последних опросов общественного мнения в Сейм могут быть избраны представители пяти политических партий22.

Предвыборная агитация. В Литве зарегистрировано более 30 телевизионных каналов и более 40 радиостанций, около 200 печатных средств массовой информации.

В соответствии с законодательством агитационный период начинается со дня официального обнародования решения о назначении парламентских выборов23 и заканчивается за 30 часов до начала официального времени голосования в день выборов и, затем, продлевается до окончания официального времени голосования избирателей (время голосования избирателей 11 октября 2020 года – с 07:00 до 20:00 по местному времени, и, таким образом, период электоральной тишины составляет 43 часа; при этом агитационные материалы, ранее размещенные до начала периода электоральной тишины, не подлежат обязательному удалению).

Законодательство предусматривает предоставление кандидатам бесплатного эфирного времени на равных основаниях, в том числе для изложения основных положений своих предвыборных программ, при этом указанное время предоставляется, как правило, для проведения дебатов, которые организуются ГИК Литвы и соответствующим национальным средством массовой информации24.

В соответствии с рекомендациями ГИК Литвы для участия в теледебатах приглашаются представители тех политических партий, политических коалиций, которые получают наибольшие рейтинги при проведении опросов общественного мнения, т.е. теледебаты организуются и проводятся с участием представителей не всех политических партий, политических коалиций.

В связи с принятием в январе 2020 года законодательных поправок, национальная телерадиовещательная организация «Литовское радио и телевидение» освобождено от обязанности предоставлять всем зарегистрированным кандидатам бесплатное телевизионное эфирное время с сохранением такой обязанности в отношении предоставления бесплатного эфирного времени на радио и на своей информационной платформе в сети Интернет.

Кроме того, указанная национальная телерадиовещательная организация не предоставляет зарегистрированным кандидатам эфирное время за плату, в том числе для политической рекламы.

В соответствии с обновленным законодательством расценки средств массовой информации на оплату политической рекламы должны быть равными для всех участников парламентских выборов (в случае предоставления услуг по размещению политической рекламы).

Законодательство предусматривает, что частные средства массовой информации обязаны предоставлять эфирное время и печатные площади кандидатам для проведения предвыборной агитации за плату на равных основаниях.

Кандидаты, выдвинутые политическими партиями национальных меньшинств, вправе проводить свою предвыборную агитацию на языке соответствующего национального меньшинства.

При этом, однако, в соответствии с законодательством проведение предвыборной агитации в рамках бесплатного эфирного времени допускается только на государственном литовском языке либо на языке национального меньшинства с обязательным синхронным переводом на литовский язык.

Политические партии интенсивно используют социальные сети и сеть Интернет для проведения предвыборной агитации25, а также печатные агитационные материалы, особенно в общественных местах26 .

Законодательство, несмотря на прежние рекомендации БДИПЧ ОБСЕ, предусматривает уголовную ответственность за клевету при проведении выборов27.

В соответствии с законодательством ГИК Литвы осуществляет контроль за деятельностью средств массовой информации при проведении парламентских выборов, принимает инструкции и иные нормативные акты по вопросам участия средств массовой информации в информационном обеспечении указанных выборов.

На Комиссию по вопросам радио- и телевещания Литвы возложены полномочия по рассмотрению информационных споров в случаях использования, в том числе при проведении парламентских выборов, недопустимых способов информационного освещения и обеспечения указанных выборов.

Комиссия по вопросам радио- и телевещания Литвы осуществляет на постоянной основе мониторинг 11 телевизионных каналов.

По запросам ГИК Литвы Комиссия вправе давать экспертную оценку участию средств массовой информации в информационном обеспечении парламентских выборов, политической рекламе, а также по другим электоральным информационным вопросам.

Финансирование парламентских выборов и предвыборной агитации. Проведение парламентских выборов финансируется за счет средств государственного бюджета.

В условиях пандемии коронавируса по решению Кабинета министров Литвы ГИК Литвы выделены дополнительные бюджетные средства.

Так, Кабинет министров Литвы выделил ГИК Литвы 3,91 млн. евро на организацию парламентского избирательного процесса и голосование избирателей в условиях пандемии коронавируса.

Кроме того, дополнительно 3,9 млн. евро было выделено на оплату работы членов избирательных органов и организацию голосования зарубежных литовских избирателей в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Литвы в соответствующих иностранных государствах.

Законодательство предусматривает государственное финансирование политических партий.

В соответствии с законодательством политические партии обязаны ежегодно до 1 марта, а затем до 1 октября каждого календарного года предоставлять списки членов политической партии, в которых должно быть не менее 2.000 человек – членов политической партии; в противном случае политические партии не могут претендовать на государственное бюджетное финансирование.

Если политическая партия два раза подряд не представляет списки своих членов, начинается судебный процесс ее ликвидации.

В соответствии с законодательством политические партии получают государственное бюджетное финансирование с учетом результатов последних парламентских выборов, выборов в муниципальные советы, а также в Европейский парламент (с учетом числа полученных действительных голосов избирателей или депутатских мандатов) при условии, что полномочия избранных депутатов не были прекращены или вакантный депутатский мандат бы замещен без проведения выборов; кроме того, государственное бюджетное финансирование производится также в виде частичного возмещения понесенных ими расходов на проведение предвыборной агитации.

При этом обновленное в январе 2019 года законодательство понизило с 3% до 2% действительных голосов избирателей, полученных на прошлых парламентских выборах, порог для получения политической партией государственного бюджетного финансирования; кроме того, парламентские политические партии имеют право и на некоторые иные виды государственного бюджетного финансирования.

Закон о политических партиях 1990 года (с изменениями, внесенными, в частности, в 2019 году) и Закон о финансировании и контроле за финансированием политических кампаний Литвы 2004 года (с изменениями, внесенными, в частности, в 2019 году) являются одними из основных законодательных актов, регулирующих вопросы финансирования предвыборной агитации политических партий.

Обновление в 2019 году законодательства (шести законов) в части финансирования выборов и предвыборной агитации, усиления ответственности за электоральные финансовые нарушения было нацелено, прежде всего, на повышение электоральной финансовой прозрачности и усиление финансового контроля.

В соответствии с законодательством еще в декабре 2017 года ГИК Литвы установила фиксированный размер денежных средств для проведения предвыборной агитации: максимальная сумма составляла 730.000 евро при условии, если территория одного избирательного округа охватывает всю территорию Литвы.

В целом данная сумма была предназначена для одного самостоятельного участника избирательной кампании (кандидата или политической партии) при проведении парламентских и президентских выборов, выборов депутатов Европейского парламента, а также для зарегистрированных участников референдумов, выступающих за или против его проведения.

При проведении парламентских выборов в соответствии с указанным решением ГИК Литвы кандидаты в одномандатных избирательных округах могли израсходовать на проведение предвыборной агитации денежные средства в зависимости от размера избирательного округа: при этом конкретный размер денежных средств рассчитывался исходя из численности избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, умноженной на 0,29 евро, если избирательный округ охватывает территорию всей страны, или же на 0,58 евро, если территория избирательного округа охватывает только какую-то часть территории страны.

Расходы на проведение предвыборной агитации не могут превышать фиксированной суммы независимо от того, когда денежные средства были израсходованы – до начала проведения предвыборной агитации или во время ее проведения.

Решение о зачете (включении) израсходованных зарегистрированным участником парламентских выборов средств на проведение предвыборной агитации до начала официального агитационного периода в предельный объем расходования средств избирательного фонда соответствующего участника парламентских выборов принимается ГИК Литвы, которая должна установить непосредственную причинно-следственную связь произведенных расходов с агитационной целью.

В соответствии с обновленным законодательством ГИК Литвы осуществляет мониторинг политической рекламы, в том числе в сети Интернет, используя, в частности, соответствующую электронную библиотеку Фейсбук (Facebook Ad Library) с учетом того, что с 1 января 2020 года политические партии должны указывать в своей политической рекламе ее (т.е. рекламы), партийную принадлежность.

При проведении 11 октября 2020 года парламентских выборов вышеуказанный предельный размер расходования средств избирательного фонда соответствующего участника парламентских выборов скоррелирован, но по-прежнему взаимоувязан, с числом зарегистрированных на соответствующей электоральной территории избирателей, и составляет 0,65 евро (а не 0,29 евро) на одного избирателя по единому избирательному округу, охватывающему территорию страны, и 1,30 евро (а не 0,58 евро) – по одномандатному избирательному округу.

При этом предусмотрено, в частности, что не более 50% средств избирательного фонда может быть израсходовано на проведение предвыборной агитации в электронных средствах массовой информации (на телевидении).

В соответствии с обновленным законодательством расценки на оплату агитационных материалов (политической рекламы) должны быть равными для всех участников парламентских выборов.

Средства массовой информации должны были представить в ГИК Литвы сведения о своих расценках не позднее чем за 30 дней до дня голосования на указанных выборах.

Все агитационные материалы должны иметь, в частности, визуально видимую информацию о своем целевом агитационном назначении (характере), а также содержать сведения о жертвователе, оплатившем ее изготовление и обнародование.

Указанные требования применяются также к агитационным материалам, размещаемым в социальных сетях и интернет-изданиях средств массовой информации.

Проведение предвыборной агитации может финансироваться за счет собственных средств политической партии, политической коалиции, кандидата, а также пожертвований физических лиц, являющихся гражданами Литвы, банковских займов; при этом законодательство не предусматривает возможность внесения добровольных пожертвований участникам парламентских выборов со стороны юридических лиц.

Кроме того, физические лица, не являющиеся гражданами Литвы, а также иностранные юридические лица не вправе вносить пожертвования участникам парламентских выборов, а также предоставлять им какие-либо услуги бесплатно.

Каждый участник парламентских выборов должен назначить уполномоченного представителя по финансовых вопросам.

Уполномоченный представитель кандидата, политической партии, политической коалиции при внесении пожертвований в избирательный фонд соответствующего участника парламентских выборов должен проверить правомочность внесения добровольного пожертвования по единой (централизованной) электронной базе данных ГИК Литвы.

При внесении пожертвований в натуральном виде (в стоимостной оценке в размере свыше 12 евро) жертвователь должен задекларировать имущество и доход от пожертвования, при этом общая сумма пожертвований (в денежной форме и натуральном виде (стоимостной оценке) от одного физического лица не может превышать 10 среднемесячных размеров заработной платы (13.590 евро); также она не должна составлять более 10% декларированного годового дохода жертвователя за последний календарный год.

При принятии пожертвования в натуральном виде должен быть заполнен электронный лист пожертвования.

Контроль за соблюдением участниками парламентских выборов порядка финансирования предвыборной агитации осуществляет ГИК Литвы.

ГИК Литвы, в частности, осуществляет проверку и обнародование финансовых отчетов участников парламентских выборов, применяет меры ответственности к электоральным финансовых правонарушителям.

В соответствии с законодательством участники парламентских выборов должны в течение 10 рабочих дней обнародовать финансовые пожертвования (после их внесения) в избирательные фонды, а соответствующие органы – обнародовать результаты аудиторской проверки финансовой деятельности и финансовых отчетов участников парламентских выборов28.

Итоговый финансовый отчет должен быть представлен соответствующим участником парламентских выборов не позднее 25 дней со дня официального опубликования результатов парламентских выборов.

ГИК Литвы направляет указанные отчеты для аудиторской проверки в Государственную налоговую инспекцию Литвы.

В случае нарушения законодательства на виновное лицо может быть наложен штраф, при этом анонимные или иные незаконные финансовые пожертвования подлежат зачислению в доход государственного бюджета.

При этом в случае нарушения законодательства соответствующий участник парламентских выборов (политическая партия) может быть лишен государственного бюджетного финансирования на период до двух лет и на него может быть наложен штраф в размере от 30 евро до 25.000 евро.

Кроме того, обновленное законодательство предоставило ГИК Литвы право применять к соответствующему участнику парламентских выборов иные меры воздействия29.

Порядок голосования (досрочного голосования) избирателей. Законодательство предусматривает голосование избирателей в помещении для голосования избирательного участка, досрочное голосование избирателей в помещении муниципалитетов, голосование по почте, голосование зарубежных литовских избирателей.

При этом возможность голосования по почте предоставляется только отдельным категориям избирателей, а именно: избирателям, находящимся в социальных и медицинских учреждениях, местах содержания под стражей и лишения свободы, военнослужащим, зарубежным литовским избирателям, находящихся в некоторых иностранных государствах, в которых введен особый противоэпидемиологический режим и ограничения.

В связи с ухудшением санитарно-эпидемиологической обстановки в некоторых иностранных государствах (например, Бразилия, Израиль, США) зарубежные литовские избиратели принимают участие в голосовании не в помещениях дипломатических представительств и консульских учреждений Литвы в данных государствах, а только по почте.

В целом из зарегистрировавшихся около 40.000 зарубежных литовских избирателей 90% из них зарегистрировались для голосования по почте, остальные – для голосования в помещениях 60 зарубежных участковых избирательных комиссий, образованных в дипломатических представительств и консульских учреждений Литвы в 31 иностранном государстве (как отмечалось, при проведении в 2016 году прошлых парламентских выборов для участия в голосовании зарегистрировалось немногим более 19.000 зарубежных литовских избирателей).

Как уже отмечалось, в условиях пандемии коронавируса в соответствии с законодательными поправками, принятыми 30 июня 2020 года Сеймом, была законодательно предусмотрена разовая возможность организации и проведения на парламентских выборах 11 октября 2020 года дистанционного голосования с использованием сети Интернет для зарубежных литовских избирателей и избирателей, находящихся на территории

Литвы в режиме самоизоляции (однако такой вид дистанционного голосования избирателей не данных выборах, в конечном счете, не применяется)30.

В соответствии с законодательными поправками, дистанционное электронное голосование могло проводиться в течение трех календарных дней с 09:00 до 22.00 по местному времени, т.е. в рамках календарного периода проведения досрочного голосования.

Избиратель вправе электронно проголосовать неограниченное количество раз, однако, юридически значимым считалось бы его последнее по времени голосование с использованием сети Интернет.

При этом избиратель, проголосовавший по сети Интернет, может отменить результаты своего дистанционного электронного голосования, придя в день общего голосования до окончания официального времени голосования в помещение для голосования своего избирательного участка и проголосовать с использованием традиционного бумажного избирательного бюллетеня.

Однако при условии невозможности разработки и тестирования системы дистанционного электронного голосования в кратчайшие до указанных очередных парламентских выборов сроки Интернет-голосование, как уже указывалось, не применяется.

В условиях пандемии коронавируса увеличена календарную продолжительность периода досрочного голосования избирателей.

Так, проведение досрочного голосования избирателей будет возможно в течение четырех календарных дней – с 5 (понедельник) по 8 (четверг) октября 2020 года (обычно, в стандартных условиях, досрочное голосование избирателей проводится в течение двух календарных дней, а именно в среду и четверг).

Кроме того, в отличие от прошлых парламентских выборов и в условиях пандемии коронавируса, досрочное голосование избирателей может проводиться – и это еще одно электоральное нововведение – не только в муниципальных помещениях (помещениях муниципалитетов), но также и в иных дополнительно выделенных помещениях для проведения досрочного голосования избирателей, что позволит избирателям выбирать более удобные для них места досрочного голосования (для участия в досрочном голосовании избирателю необходимо иметь документ, удостоверяющий его личность, защитную маску и собственную ручку для заполнения избирательных бюллетеней).

Как отмечалось, обновленное законодательство с целью недопущения множественного голосования избирателей предусматривает обязательное применение на избирательных участках системы контроля подсчета избирателей, принимающих участие в голосовании, сопряженной со списком избирателей.

В условиях пандемии коронавируса ГИК Литвы утвердила порядок (процедуру) голосования избирателей на указанных выборах, в том числе и тех избирателей, которые находятся на режиме самоизоляции, который определяет, в частности, основные рекомендации и указания для электорального персонала по использованию средств индивидуальной защиты, дезинфекции рук и поверхностей в помещениях для голосования избирательных участков, другие меры санитарно-эпидемиологической безопасности31.

Так, члены избирательных комиссий должны носить индивидуальные защитные маски с момента их прибытия в помещения для голосования избирательных участков и до окончания подсчета голосов избирателей.

Указанное требование применяется также к наблюдателям и электоральным волонтерами, которые оказывают помощь членам участковых избирательных комиссий и избирателям в регулировании потока лиц, принимающих участие в голосовании.

Кроме того, ГИК Литвы предусматривает, что избиратели также должны носить индивидуальные защитные средства, закрывающие нос и рот (медицинскую маску), на протяжении всего времени их пребывания в помещении для голосования избирательного участка32.

Избиратели должны для участия в голосовании принести свою ручку33, спланировать время прихода в помещение для голосования избирательного участка утром, когда поток избирателей будет меньше, воспользоваться возможностью проголосовать досрочно, сохранять социальную дистанцию с другими избирателями.

Так, в соответствии с рекомендациями ГИК Литвы избирателям в возрасте старше 65 лет, входящим в группу риска, рекомендовано проголосовать с 07:00 до 09:00 по местному времени.

Кроме того, избирателям, принимающим участие в голосовании на дому, рекомендовано голосовать непосредственно перед входом в свое жилое помещение.

В каждом избирательном округе планируется иметь дополнительное количество защитных масок, которые члены участковых избирательных комиссий могли бы предоставить избирателям в случае, если кто-то из избирателей придет голосовать без защитной маски.

При голосовании в помещении избирательного участка избиратели должны соблюдать социальную дистанцию – не менее 1 метра.

При этом избиратели для голосования должны входить в помещение для голосования избирательного участка через отдельный вход, а выходить – через отдельный выход.

В соответствии с законодательством голосование избирателей 11 октября 2020 года проводится на 1.938 избирательных участках с 07:00 до 20:00 по местному времени, т.е. продолжительность голосования составляет 13 часов (продолжительность времени голосования избирателей может быть увеличена в условиях пандемии коронавируса)34.

Электоральные жалобы и обращения. Избирательные споры разрешаются в порядке, предусмотренном Конституцией Литвы и законодательством о выборах.

В соответствии с законодательством рассмотрение электоральных споров производится в системе избирательных комиссий и судах.

Рассмотрение электоральных споров производится публично.

В соответствии с законодательством жалобы на решения избирательных комиссий могут быть поданы участниками парламентских выборов, их уполномоченными представителями, наблюдателями в соответствующие вышестоящие избирательные комиссии.

Законодательство устанавливает предельные календарные сроки для рассмотрения и принятия решениям по электоральным жалобам.

Так, решения ГИК Литвы, за исключением решения об установлении итогов голосования и определении результатов парламентских выборов, могут быть в течение пяти календарных дней обжалованы непосредственно в Высший административный суд Литвы, который должен в течение двух дней (48 часов) рассмотреть и принять решение по жалобе и решение которого является окончательным.

Законодательство регулирует порядок рассмотрения жалоб по вопросам списков избирателей, при этом обжалование избирателями иных электоральных нарушений законодательством прямо и ясно не регулируется.

Так, избиратели вправе ознакомиться со списком избирателей в соответствующей участковой избирательной комиссии по специальной телефонной линии или в онлайн режиме и потребовать внесения исправлений в персональные сведения о себе (в случае необходимости).

Жалобы, связанные с ошибками в сведениях об избирателе либо двойной или многократной регистрацией одного и того же избирателя, могут быть поданы непосредственно в соответствующую участковую избирательную комиссию, решение которой могут быть обжалованы в течение трех дней в соответствующий районный суд, решения которого, в свою очередь, являются окончательными.

Представители политических партий вправе знакомиться со списками избирателей и подавать жалобы по указанным вопросам.

При этом, однако, ГИК Литвы, при подготовке к проведению 11 октября 2020 года парламентских выборов внесла соответствующие изменения в свой Регламент и предоставила право подачи жалоб и обращений в Комиссию любому участнику парламентского избирательного процесса.

Как отмечалось, обновленное законодательство запрещает все виды подарков избирателям со стороны кандидатов; кроме того, в Уголовном кодексе Литвы смещен вектор доказывания подкупа избирателей на факт его совершения (ранее такое деяние считалось преступлением в случае, если имелась прямая причинно-следственная связь между намерением и результатом, т.е. избиратель проголосовал за соответствующего, купившего его голос, кандидата)35.

Обжалование результатов парламентских выборов. В соответствии с Конституцией Литвы и законодательством Сейм считается избранным, если избрано не менее 3/5 его членов (депутатов).

В соответствии со статьей 105 Конституции Конституционный суд Литвы представляет заключения относительно того, в частности, имелись ли нарушения законов о выборах в ходе выборов депутатов Сейма.

В соответствии с законодательством обращение в Конституционный суд Литвы о признании недействительными результатов парламентских выборов вправе подавать кандидаты и выдвинувшие их политические партии, политические коалиции (избирателям такое право было предоставлено только в сентябре 2019 года).

Данное обращение должно быть подано через Сейм либо Президента Литвы в течение 24 часов с момента официального обнародования результатов парламентских выборов.

Конституционный суд Литвы в течение 120 часов (пяти суток) должен рассмотреть поступившее обращение и принять решение по существу заявленного требования.

Решение Конституционного суда Литвы представляется Сейму действующего (не нового) созыва и является исходной основной для последующего принятия парламентом решения о признании парламентских выборов состоявшимися и действительными.

Решение Сейма принимается простым большинством голосов депутатов (71 голос).

В соответствии со статьей 63 Конституции Литвы полномочия депутата Сейма прекращаются, в частности, в случае признания выборов недействительными.

При этом законодательство, предусматривая, что признание результатов парламентских выборов (на основании заключения Конституционного суда Литвы) отнесено к полномочиям Сейма, не предусматривает возможность обжалования данного решения Сейма в судебном порядке (среди прежних рекомендаций БДИПЧ ОБСЕ – необходимость законодательного закрепления возможности обжалования в судебном порядке решения Сейма об утверждении результатов парламентских выборов).

Национальное (общественное) и международное наблюдение на парламентских выборах. Законодательство предусматривает назначение непосредственными участниками парламентских выборов (политическими партиями, политическими коалициями, кандидатами) наблюдателей для присутствия на заседаниях избирательных комиссий, а также для осуществления наблюдения за ходом голосования и подсчетом голосов избирателей.

В соответствии с прошлыми рекомендациями БДИПЧ ОБСЕ и законодательными поправками, внесенными в 2018 году, впервые законодательно закреплен институт общественного (национального) наблюдения на выборах.

В этих условиях ряд общественных организаций планировал принять участие в осуществлении общественного наблюдения на парламентских выборах.

Законодательство предусматривает также институт международного наблюдения на парламентских выборах.

БДИПЧ ОБСЕ с 1996 года осуществлял международное наблюдение на шести парламентских и президентских выборах, а именно: на трех парламентских выборах, проводимых 26 октября (первый тур голосования) и 10 ноября (второй тур голосования) 1996 года, 14 октября 2012 года, 

9 октября 2016 года , и на трех президентских выборах, проводимых 17 мая 2009 года, 11 мая 2014 года, 12 мая (первый тур голосования) и 26 мая (второй тур голосования) 2019 года.

При проведении 30 августа 2020 года очередных парламентских выборов миссия БДИПЧ ОБСЕ по оценке потребностей, находившаяся в стране со 2 по 6 марта 2020 года, рекомендовала направление в Литву не полномасштабной миссии международного наблюдения, а лишь миссии БДИПЧ ОБСЕ в составе только нескольких электоральных экспертов.

ПРИЛОЖЕНИЯ

[1] В указанных парламентских выборах имели право принимать участие 23 политические партии, в выборах принимали участие 14 политических партий, а также независимые кандидаты; в парламент были избраны представители 10 политических партий, которые получили 137 депутатских мандатов, а также четыре независимых кандидата.

В списки избирателей было включено 2.514.667 избирателей, в голосовании приняло участие 1.273.427 избирателей (50,64%).

[2] 12 мая 2019 года одновременно с очередными выборами Президента Литвы проводился референдум по вопросам о двойном гражданстве (статья 12 Конституции Литвы) и о сокращении численности депутатского корпуса Сейма (статья 55 Конституции), при этом последний вопрос оказывал непосредственно влияние на возможную дальнейшую модификацию парламентской избирательной системы.

[3] Так, члены избирательных комиссий должны носить защитные маски с момента их прибытия в помещения для голосования избирательных участков и до окончания подсчета голосов избирателей.

Указанное требование применяется также к наблюдателям и электоральным волонтерами, которые оказывают помощь членам участковых избирательных комиссий в регулировании потока избирателей, принимающих участие в голосовании.

Кроме того, Главная избирательная комиссия Литвы предусматривает, что избиратели также должны носить защитные средства, закрывающие нос и рот, на протяжении всего времени их пребывания в помещении для голосования избирательного участка.

Избиратели должны принимать участие в голосовании в своих масках, принести свою ручку, спланировать время прихода в помещение для голосования избирательного участка утром, когда поток избирателей будет меньше, воспользоваться возможностью проголосовать досрочно, сохранять социальную дистанцию с другими избирателями.

В каждом избирательном округе планировалось иметь дополнительное количество защитных масок, которые члены участковых избирательных комиссий могли бы предоставить избирателям в случае, если кто-то из них придет голосовать без маски.

[4] При этом некоторые прошлые рекомендации БДИПЧ ОБСЕ не были учтены литовским законодателем: в частности, не отменены некоторые ограничения в отношении кандидатов и осуществления избирателями своих избирательных прав, не уточнены условия и порядок участия в выборах так называемых «третьих» организаций, не декриминализована электоральная клевета..

[5] В Литве в политическом плане обсуждается вопрос о возможности перехода к полностью пропорциональной парламентской избирательной системе как одном из условий повышения эффективности работы парламента.

[6] В декабре 2019 года Сейм принял закон о понижении заградительного барьера для политических партий с 5% до 3%, для политических коалиций – с 7% до 5%, однако Президент Литвы его вотировал, полагая, что это приведет к фрагментации парламента и затруднению формирования парламентского правительственного большинства.

[7] При этом в связи с законодательными требованиями об обеспечении доступности всех помещений для голосования избирательных участков для лиц с ограниченными физическими возможностями наблюдается рост количества участковых избирательных комиссий (по сравнению с прошлыми парламентскими выборами).

[8] В июне 2017 года проверка, проведенная ГИК Литвы в отношении демонстрации одного из телевизионных сериалов, финансируемого руководителем политической партии «Союз крестьян и зеленых Литвы», показала, что при проведении в 2016 году прошлых парламентских выборов в указанном сериале содержалась скрытая предвыборная агитация; однако, результаты проверки (вплоть до 2018 года) не были обнародованы и не доведены до сведения членов ГИК Литвы; с тех пор данное дело было передано в суд.

В этих условиях в марте 2018 года 29 оппозиционных депутатов Сейма инициировали постановку вопроса о вынесении вотума недоверию Председателю ГИК Литвы (результаты голосования показали, что 58 депутатов высказались за вынесение вотума недоверия, 65 – против, 3 депутата воздержались от голосования; для вынесения вотума недоверия необходимо было наличие голосов 71 депутата).

В связи с этим в декабре 2019 года в законодательство о ГИК Литвы и Регламент ее работы были внесены поправки в части уточнения статуса Председателя Комиссии и оснований досрочного прекращения полномочий членов ГИК Литвы.

[9] При проведении 12 мая 2019 года президентских выборов НЦВК выявил ряд проблем с порталами политических партий и кандидатов на должность Президента Литвы в сети Интернет (т.е. доступностью данных порталов для пользователей сети Интернет), которые имели технический характер и не влияли на целостность президентского избирательного процесса.

[10] Так, в Утенском районе и в городе Вильнюсе – столице Литвы количество избирательных участков было увеличено на два избирательных участка; в Кретингском, Мариямпольском, Рокишкском, Шакяйском, Швенченском, Таурагском и Тракайском районах, наоборот, сокращено на один избирательный участок в каждом районе; в Акменском районе и городе Паланге – сокращено на два избирательных участка; в Кайшядорском, Мажейкяйском и Пакруойском районах, в городе Каунасе, – на три избирательных участка; в Алитусском районе – на четыре, в Лаздияйском районе – на пять, в Игналинском районе – на шесть избирательных участков.

[11] Для подключения к системе электронной регистрации избирателей достаточно ввести данные, подтверждающие личность: имя, фамилию, личный код и номер документа, подтверждающего личность и гражданство Литвы.

В заявлении избиратель должен указать иностранное государство, в котором он проживает или временно пребывает, и ввести адрес места жительства.

При заполнении данных в заявлении избиратель также должен выбрать способ голосования: по почте, по прибытии в дипломатическое представительство или консульское учреждение Литвы в соответствующем иностранном государстве, либо избирательный участок.

Если избиратель намерен проголосовать по почте, ему необходимо указать адрес постоянного или временного проживания в соответствующем иностранном государстве, а также контактные данные.

При этом, учитывая, что из-за ситуации с пандемией коронавируса голосование в помещениях для голосования дипломатических представительств или консульских учреждений Литвы в соответствующем иностранном государстве может быть ограничено, ГИК Литвы рекомендует зарубежным литовским избирателям зарегистрироваться для голосования по почте.

Предельный срок для регистрации в качестве зарубежного литовского избирателя истек в 23:59 по литовскому времени 28 сентября 2020 года.

[12] Данное положение о письменных показаниях двух других избирателей данного избирательного участка признается БДИПЧ ОБСЕ не соответствующим международным избирательным стандартам и предыдущим его рекомендациям.

[13] При проведении 9 октября 2016 года прошлых парламентских выборов в списки избирателей было включено 2.514.667 избирателей.

При проведении 12 мая 2019 года президентских выборов в списки избирателей было включено 2.472.405 избирателей.

[14] В настоящее время помимо Литвы только в еще трех государствах региона ОБСЕ минимальный возраст для осуществления гражданином пассивного избирательного права является самым высоким и составляет 25 лет (Греция, Италия, Кипр).

[15] Так, в преддверии парламентских выборов Антанас Гуоги, включенный под третьим номером в список кандидатов Партии труда, имел также второе – австралийское гражданство (при этом 31 июля
2020 года он подал в соответствующие государственные органы Австралии заявление об отказе от австралийского гражданства, однако официального подтверждения об утрате им второго гражданства с
3 августа 2020 года в Главной избирательной комиссии Литвы на тот момент времени не имелось).

[16] Данное положение противоречит, как отмечается БДИПЧ ОБСЕ, соответствующему решению Европейского суда по правам человека, а также прежним рекомендациям БДИПЧ ОБСЕ, однако, до сих пор Сеймом в течение длительного времени в Конституцию и законодательство Литвы не внесены соответствующие изменения.

При этом, однако, в настоящее время в парламенте зарегистрирован очередной законопроект о внесении изменений в Конституцию Литвы в части отмены указанного пожизненного электорального запрета.

[17] Так, о своем намерении принять участие в парламентских выборах заявили такие политические партии, как Союз крестьян и зеленых Литвы, Союз Отечества – Христианские демократы Литвы, Социал-демократическая партия Литвы, Социал-демократическая рабочая партия Литвы, Движение либералов, Избирательная акция поляков Литвы – Союз христианских семей, Благополучная Литва, Партия труда Литвы, Путь мужества, Союз солидарности поколений – Сплочение ради Литвы, Союз борцов за Литву, Союз христиан, Партия свободы, Союз литовских националистов и республиканцев, Народная партия Литвы, Партия зеленых Литвы, Национальный союз, Партия молодой Литвы, Литовский список, Русский Альянс, Партия свободы и справедливости (прежнее наименование «Литовский союз свободы»).

Как известно, 8 февраля 2020 года на учредительном съезде была образована новая политическая партия «Христианский союз» (лидер – Римантас Дагис), политическая деятельность которой основывается на принципах христианской демократии и христианской социальной политики.

Кроме того, в марте 2020 года образована такая новая политическая партия, как «Национальный союз» (лидер – Витаутас Раджвилас), которая выступает за радикальное изменение избирательной системы, в том числе за сокращение количества подписей граждан Литвы для инициирования национального референдума, введение процедуры прямых выборов старост, а также в советы старост, сокращение объема полномочий Конституционного суда Литвы.

В соответствии с законодательством для создания политической партии необходимо собрать подписи не менее 2.000 граждан Литвы – учредителей политической партии.

При проведении в 2004 году парламентских выборов в них принимало участие 20 политических партий, политических коалиций, в 2008 году – 20, в 2012 году – 27 политических партий, в 2016 году –
14 политических партий, политических коалиций (в том числе две политические коалиции).

Как отмечалось, при проведении 9 октября 2016 года прошлых парламентских выборах в них имели право участвовать 23 политические партии, в выборах принимали участие 14 политических партий, а также независимые кандидаты; в парламент были избраны представители 10 политических партий, которые получили 137 депутатских мандатов, а также четыре независимых кандидата.

[18] «Союз солидарности поколений – Сплочение ради Литвы» предлагает, в частности, сократить со 141 до 101 человек численность депутатского корпуса Сейма, перейти от однопалатной к двухпалатной структуре парламента, учредив Сенат в качестве верхней палаты в составе 40 сенаторов; кроме того, сократить со 100.000 до 50.000 количество подписей граждан Литвы, необходимых для инициирования национального референдума, ограничить количество сроков полномочий выборных лиц двумя сроками, ввести процедуру отстранения выборных лиц от занимаемой должности.

[19] В связи с жалобой Неринги Венцкене, обжаловавшей в Высший административный суд Литвы решение ГИК Литвы об отказе в регистрации в качестве кандидата в составе списка кандидатов указанной политической партии, Суд обратился в Европейский суд по правам человека за консультацией по делу о законности решения ГИК Литвы об отказе в регистрации ее в качестве кандидата.

Суд подчеркнул, что обращение подобного характера происходит впервые в истории литовских судов, и просит – в связи с возникшей при рассмотрении жалобы правовой неопределенностью – разъяснить, не нарушает ли Литва европейскую Конвенцию о защите прав человека и основных свобод, лишая Нерингу Венцкене возможности пользоваться пассивным избирательным правом в течение шести лет после лишения ее парламентского депутатского мандата путем импичмента.

Рассмотрение жалобы было приостановлено Судом до завершения консультаций с Европейским судом по правам человека.

[20] Так, по результатам жеребьевки политическая партия «Путь мужества» включена в избирательный бюллетень по единому (национальному) избирательному округу под № 1, Свобода и справедливость – № 2, Партия свободы – № 3, Литовская народная партия – № 4, Союз Отечества – Христианские демократы Литвы – № 5, Центристская партия – националисты – № 6, Национальное объединение – № 7, Избирательная акция поляков Литвы – Союз христианских семей – № 8, Социал-демократическая рабочая партия Литвы – № 9, Союз солидарности поколений – Сплочение ради Литвы – № 10, Литва – для всех – № 11, Движение либералов –№ 12, Союз крестьян и зеленых Литвы – № 13, Партия зеленых Литвы – № 14, Христианский союз –№ 15, Партия труда – № 16, Социал-демократическая партия Литвы – № 17.

[21] В соответствии с результатами последних социологических опросов ожидается, что победу на парламентских выборах может одержать не правящая политическая партия «Союз крестьян и зеленых Литвы», неожиданно победившая на прошлых парламентских выборах 2016 года, а основная оппозиционная политическая партия «Союз Отечества – Христианские демократы Литвы», которая в последнее время пользуется наибольшей поддержкой избирателей.

В целом, ожидается, что 5% заградительный барьер могут преодолеть не более пяти политических партии, при этом в определенных одномандатных избирательных округах будет проведен второй тур голосования.

[22] Так, по результатам проведенного в середине августа социологического исследования, при проведении парламентских выборов в августе победу одержала бы оппозиционная политическая партия «Союз Отечества – Христианские демократы Литвы» – за которую проголосовали бы 16,4% участников опроса, правящая политическая партия «Союз крестьян и «Зеленых» Литвы» получила бы 12,9%, Социал-демократическая партия Литвы – 8,8%, Партия труда – 5,2%, политическая партия «Движение либералов» – 5%; при этом не стали бы участвовать в голосовании 16,7% опрошенных. 18,1% респондентов не определились со своими электоральными предпочтениями (социологический опрос проводился 18–26 июня по среднестатистической выборке, в котором приняли участие более 1.000 человек).

[23] Как отмечалось, решение о назначении очередных парламентских выборов было принято Президентом Литвы 9 апреля 2020 года, т.е. фактически более чем за шесть месяцев до дня голосования на указанных выборах.

[24] При этом Партия мужества, лидером списка кандидатов которой являлась Неринги Венцкене и которой было отказано в регистрации в качестве кандидата, отказалась (т.е. политическая партия) от участия в теледебатах, организованных ГИК Литвы и национальным телевещателем LRT, в связи с тем, что измененный ГИК Литвы порядок участия политических партий в теледебатах предполагает, что кандидатуры для участия в теледебатах определяет не политическая партия, а непосредственно ГИК Литвы.

При проведении 15 сентября в одномандатном Жирмунайском избирательном округе записи теледебатов один из кандидатов с ограниченными физическими возможностями (женщина-кандидат Моника Ошмянскене) из-за отсутствия безбарьерной среды в помещении, где проводились теледебаты, не смог самостоятельно принять в них участие.

Главная избирательная комиссия Литвы принесла извинения данному кандидату; в связи с указанным инцидентом по предложению Главной избирательной комиссии Литвы была проведена повторная запись теледебатов.

[25] Так, одна из новых политических партий «Литва – всех» (бывшая Партия эмигрантов), членами которой являются около 4.500 человек, включила в свою предвыборную программу, среди прочих, положения, о законодательном закреплении двойного гражданства, о предоставлении гражданам Литвы права досрочно распускать Сейм посредством проведения национального референдума (как это закреплено, например, в Латвии), об отмене положения о депутатской неприкосновенности.

Предвыборная программа политической партии «Литва – всех» была размещена в социальной сети Facebook.

[26] Так, в Тракайском районе (г. Рудишкес) на остановке общественного транспорта из пневматического оружия были повреждены агитационные плакаты одного из участников парламентских выборов, по данному факту полицией было возбуждено дело об административном правонарушении.

[27] Так, 10 февраля 2014 года представитель ОБСЕ по вопросам свободы средств массовой информации приветствовал внесение в Сейм законопроекта о декриминализации оскорбления в части отмены лишения свободы лица за совершенное преступление, при этом отметил, что сохранение специальных положений об охране репутации государственных (политических) деятелей также должно быть исключено с тем, чтобы не оказывать на средства массовой информации неоправданного сдерживающего эффекта.

В конечном счете, в 2015 году оскорбление было декриминализировано, при этом за клевету по-прежнему предусматривалось привлечение к уголовной ответственности.

В Итоговом отчете БДИПЧ ОБСЕ при проведении 9 октября 2016 года парламентских выборов содержалась рекомендация, в частности, о декриминализации институт ответственности за клевету при проведении выборов.

[28] Ранее финансовые отчеты участников парламентских выборов обнародовались только после официального обнародования результатов парламентских выборов.

[29] Некоторые участники парламентских выборов поставили под сомнение способность ГИК Литвы профессионально исполнять новые финансово-контрольные полномочия, возложенные на Комиссию обновленным законодательством

[30] Министерство юстиции Литвы предлагало законодателю распространить применение указанной процедуры голосования избирателей при проведении муниципальных, президентских и общеевропейских выборов, а также референдума.

[31] В целом ГИК Литвы расширила перечень лиц, имеющих право проголосовать на дому.

Так, избиратели, которые оказывают помощь избирателям-инвалидам, а также избиратели, находящиеся на режиме самоизоляции, могут проголосовать на дому.

Вместе с тем избиратели, находящиеся на режиме самоизоляции, должны заблаговременно заполнить специальную анкету для предоставления возможности проголосовать на дому.

В соответствии с законодательством избиратели старше 70 лет, также избиратели, которые по состоянию здоровья не могут проголосовать непосредственно в помещении избирательного участка и лица с ограниченными физическими возможностями, как и раньше, также могут проголосовать на дому.

При этом избиратели вышеуказанных категорий могут проверить, включены ли они в списки избирателей, а также подать заявление о возможности предоставления возможности проголосовать на дому, позвонив по короткому информационному номеру 1855 на «горячую линию», которая работает ежедневно с 19:00 до 20:00 со всех сетей мобильных операторов Литвы.

Однако, и это является одной из уникальных особенностей организации голосования избирателей на дому при проведении данных парламентских выборов, – телефонный звонок на указанную «горячую линию» является не бесплатным, а будет стоить для избирателя столько же, сколько стоит телефонный звонок по сети соответствующего оператора мобильной связи, т.е. реализация избирателем своего активного избирательного права является своего рода платной.

[32] Снять защитные маски на короткое время в помещении для голосования  избирательного участка можно будет только по требованию членов участковой избирательной комиссии для идентификации личности избирателя.

[33] При этом ручки, находящиеся в кабинах для тайного голосования, должны дезинфицироваться после каждого использования избирателем.

[34] При проведении 12 мая 2019 года президентских выборов голосование избирателей также проводилось с 07:00 до 20:00 по местному времени, т.е. продолжительность голосования составляла
13 часов.

[35] В этих условиях ГИК Литвы, общественная организация «Белые перчатки» (Baltosios pirštinės) и МВД Литвы заключили соглашение об организации работы по противодействию подкупу избирателей.

Так, МВД Литвы отслеживает и анализирует информацию об электоральных правонарушениях, составляет карту нарушений, определяет возможные способы реагирования на них и перечень превентивных мер.

При этом ГИК Литвы и МВД Литвы призывают граждан, располагающих информацией о возможном подкупе избирателей или других нарушениях законодательства о выборах, сообщать об имеющихся фактах через портал электронных служб полиции, либо по номеру службы экстренной помощи 112, либо по короткому информационному номеру ЦИК Литвы 1855 (соответствующая рубрика также размещена на сайте ГИК Литвы в сети Интернет).