Финансирование предвыборной агитации при проведении парламентских выборов в государствах региона ОБСЕ. Часть II

Финансирование предвыборной агитации при проведении парламентских выборов в государствах региона ОБСЕ. Часть II

Владимир Лысенко, член Совета Российского фонда свободных выборов, доктор юридических наук

18 октября, 2019

2. Модель финансирования предвыборной агитации участников парламентских выборов на основе добровольных пожертвований физических и юридических лиц, иных негосударственных пожертвований

В восьми государствах региона ОБСЕ финансирование предвыборной агитации при проведении парламентских выборов производится за счет добровольных пожертвований физических и юридических лиц с обязательным предоставлением (в ряде государств) всем участникам выборов в равном объеме бесплатного эфирного времени и печатной площади для проведения предвыборной агитации (например, Азербайджан, Армения, Беларусь, Италия, Казахстан, Кыргызстан, Мальта, США).

Так, в Азербайджане при проведении 1 ноября 2015 года очередных парламентских выборов агитационный период составлял 22 календарных дня, заканчивающийся за 24 часа до дня голосования (так называемый «день электоральной тишины»).

В соответствии с законодательством финансирование предвыборной агитации политическими партиями, избирательными блоками (политическими коалициями), кандидатами производится за счет добровольных пожертвований физических и юридических лиц, а также собственных средств.

Иностранные, государственные, благотворительные и анонимные пожертвования законодательно запрещены.

Политические партии, избирательные блоки, кандидаты должны открыть в банке, определенном ЦИК Азербайджана, специальный счет избирательного фонда для финансирования своего участия в парламентских выборах, в том числе для финансирования проведения предвыборной агитации.

Политические партии, избирательные блоки, кандидаты должны открыть специальный счет избирательного фонда.

При этом политические партии и избирательные блоки, которые зарегистрировали более 60 кандидатов, могут открыть единый специальный счет единого избирательного фонда для всех зарегистрированных кандидатов.

Предельный размер добровольных пожертвований физического лица не может превышать 3.000 азербайджанских манат (2.586 евро) (1,16 манат – один евро, ноябрь 2015 года), юридического лица – 50.000 манат.

Предельный размер расходования средств избирательного фонда в отношении каждого зарегистрированного кандидата не может превышать 500.000 манат.

В ходе избирательной кампании политические партии, избирательные блоки, кандидаты должны представить в ЦИК Азербайджана три финансовых отчета: первый – при регистрации в качестве кандидата, второй – промежуточный отчет (между 20 и 10 днями до дня голосования на парламентских выборах) и третий – итоговый финансовый отчет не позднее 10 дней со дня официального опубликования результатов парламентских выборов.

До 2014 года финансовые отчеты должны были представляться в Министерство финансов Азербайджана, затем (в соответствии с законодательными поправками) – в ЦИК Азербайджана.

При проверке представленных финансовых отчетов ЦИК Азербайджана может затребовать представление дополнительных материалов и документов, которые представляются в течение 10 дней либо незамедлительно, если такое требование предъявляется в период за пять дней до дня голосования.

В соответствии с законодательством ЦИК Азербайджана должна размещать указанные финансовые отчеты на своем сайте в сети Интернет в течение пяти дней со дня их получения, при этом Комиссия не обязана размещать результаты проверки представленных финансовых отчетов.

После окончания парламентских выборов все финансовые операции с использованием специального счета избирательного фонда должен быть прекращены в течение трех календарных дней после дня голосования.

Срок полномочий однопалатного парламента Азербайджана – Национального собрания составляет пять лет.

Очередные парламентские выборы – ноябрь 2020 года.

В Армении при проведении 9 декабря 2018 года досрочных парламентских выборов в соответствии с законодательными поправками, внесенными в Избирательный кодекс Армении в мае 2018 года, участниками парламентских выборов проводилась работа по финансированию предвыборной агитации.

При этом, как отмечалось в Предварительном заявлении БДИПЧ ОБСЕ, при регулировании вопросов финансирования предвыборной агитации целостность регулирования была нарушена отсутствием надлежащего правого регулирования, прозрачности и финансовой отчетности.

В соответствии с законодательством избирательные фонды участников парламентских выборов могут включать пожертвования в денежной форме, а также в натуральном виде, вносимые избирателями, кандидатами, а также политическими партиями.

Предельные размеры пожертвований от избирателей (физических лиц) не могут быть больше 500.000 армянских драм, от кандидатов – 5 млн. драм, от политических партий – 100 млн. драм.

Пожертвования в натуральном виде зачисляются в избирательный фонд в соответствии с их денежной оценки по рыночной стоимости.

Пожертвования от юридических лиц, из иностранных источников, а также анонимные пожертвования законодательно запрещены.

Предельный размер расходования средств избирательного фонда не может превышать 500 млн. драм (около 910.000 евро) на одного участника парламентских выборов.

Расходы на проведение предвыборной агитации в средствах массовой информации, проведение публичных агитационных мероприятий, изготовление печатных агитационных материалов должны оплачиваться из избирательного фонда.

Законодательство четко не регулирует вопросы финансирования проведения электоральной агитации до официального опубликования решения о проведении парламентских выборов; кроме того, организационные расходы участников парламентских выборов (аренда помещений, транспортные расходы, связь, найм персонала и др.) непосредственно не включаются в расходы на проведение предвыборной агитации, что, по мнению БДИПЧ ОБСЕ, в целом снижает уровень доверия к системе финансирования предвыборной агитации, прозрачности механизмов финансирования.

При проведении указанных парламентских выборов все участники выборов должны были не позднее 23 ноября 2018 года открыть в банковском учреждении специальный счет избирательного фонда.

Каждые три рабочих дня Центральный Банк Армении представлял в ЦИК Армении – Службу по финансовому контролю и аудиту, подразделение аппарата Комиссии, осуществляющее финансовый мониторинг избирательной кампании, информацию о всех произведенных банковских операциях с избирательными фондами всех участников парламентских выборов.

Служба по финансовому контролю и аудиту ЦИК Армении разработала рекомендации и руководства для участников парламентских выборов по вопросам финансирования предвыборной агитации.

Все участники парламентских выборов представили промежуточные финансовые отчеты (по состоянию на 5 декабря 2018 года), которые 

6 декабря были размещены Службой по финансовому контролю и аудиту ЦИК Армении в сети Интернет.

Указанная Служба на регулярной основе обнародовала сведения о поступлениях и расходовании средств избирательных фондов участников парламентских выборов (всего такие сведения были обнародованы пять раз).

Так, по сообщению Службы избирательный блок «Мой шаг» имел наибольший избирательный фонд – около 273 млн. драм, Республиканская партия Армении – 128 млн. драм, политическая партия «Процветающая Армения» – 104 млн. дран, которые израсходовали (по состоянию на 8 декабря 2018 года) соответственно 268, 127 и 104 млн. армянских драм; другие же участники парламентских выборов совокупно израсходовали всего 173 млн. драм.

При этом при проведении указанных выборов некоторые кандидаты непосредственно финансировали проведение предвыборной агитации, минуя (в нарушение требований законодательства) избирательные фонды выдвинувших их политических партий.

Итоговые финансовые отчеты участников парламентских выборов должны были быть представлены в Службу по финансовому контролю и аудиту ЦИК Армении не позднее 13 декабря, которые ЦИК Армении должны были быть не позднее трех дней со дня их получения размещены на своем сайте в сети Интернет.

Служба по финансовому контролю и аудиту ЦИК Армении осуществляла проверку представленных итоговых финансовых отчетов на соответствие требованиям о предельных размерах пожертвований, а также расходования средств избирательных фондов, правильности производства оценки в денежной форме по рыночной стоимости пожертвований в натуральном виде.

Указанная служба вправе была затребовать от участников парламентских выборов представления дополнительной информации (в случае поступления сигналов о имевших место финансовых нарушениях).

Законодательство не предусматривает государственного финансирования политических партий, избирательных блоков с учетом результатов последних парламентских выборов.

Срок полномочий однопалатного парламента – Национального собрания Армении составляет пять лет.

Очередные парламентские выборы – декабрь 2023 года.

В Беларуси при проведении 11 сентября 2016 года очередных парламентских выборов, как отмечалось в Итоговом отчете БДИПЧ ОБСЕ, «…Что это были первые парламентские выборы без предоставления кандидатам прямого государственного финансирования, и некоторые собеседники БДИПЧ ОБСЕ называли отсутствие достаточного финансирования серьезным препятствием к их возможности проведения предвыборной кампании (несколько кандидатов заявили, что отмена прямого государственного финансирования агитации в 2013 году ограничила их возможности работы с избирателями; в совокупности, эти условия сузили доступный избирателям выбор и ограничили их возможность сделать осознанный выбор).

Однако законодательство предусматривает косвенное государственное финансирование кандидатов на равной основе в виде предоставления свободного доступа к помещениям для проведения агитационных мероприятий, агитационных материалов и доступа к СМИ.

Кандидаты могли использовать для финансирования предвыборной кампании свои собственные средства, а также добровольные частные пожертвования: физическое лицо имело право пожертвовать до 105 белорусских рублей (48 евро), а юридическое лицо – до 210 рублей (96 евро).


Общие расходы кандидата не должны были превысить 21.000 рублей (9.633 евро).

Все финансовые операции должны были проводиться через специально предусмотренные избирательные фонды.

Потенциальные кандидаты не имели права заранее открывать избирательные фонды для финансирования сбора подписей и осуществлять сбор средств для проведения предвыборной кампании, что ограничило их возможности работы с избирателями.

Прямое или косвенное финансирование предвыборной кампании иностранными, анонимными, государственными источниками и организациями, спонсируемыми иностранными фондами, запрещено.

Окружные избирательные комиссии (ОИК) могли лишить кандидата регистрации за превышение разрешенного лимита расходов более чем на 20%, за использование средств вне избирательных фондов, за использование средств или материальной поддержки иностранных фондов.

В то время как благотворительные, религиозные организации и организации, финансируемые государством, не имеют права вносить пожертвования, некоторые общественные объединения, субсидируемые государством, приняли участие в предвыборной агитации за определенных кандидатов (в городах Гомеле, Могилеве, Минске, Пинске, Полоцке и Слуцке)…».

Отмечалось также, что «…Правовые нормы, регулирующие регистрацию кандидатов, в особенности касающиеся финансовой отчетности и сбора подписей в поддержку кандидатов, допускали их избирательное применение и произвольные решения…

…В регистрации было отказано в общей сложности 93 кандидатам, в том числе 38 кандидатов получили отказ по причине неточностей в финансовой отчетности…

…В соответствии со статьей 68.1 Избирательного кодекса, основаниями для обязательного отказа в регистрации являются: наличие непогашенной судимости, отсутствие необходимых документов, финансирование из-за рубежа и недостаточное количество действительных подписей…».

Среди рекомендаций БДИПЧ ОБСЕ – «…Стоит рассмотреть возможность возобновления прямого государственного финансирования предвыборных кампаний как средства выравнивания условий агитации для кандидатов. Потенциальные кандидаты должны иметь возможность открывать предвыборные фонды до начала регистрации, чтобы финансировать деятельность по сбору подписей и средств для своих предвыборных кампаний…».

«…Территориальные избирательные комиссии (ТИК), ОИК и финансовые органы отвечали за контроль соблюдения требований к финансированию избирательной кампании.

Банки были обязаны передавать еженедельные отчеты о транзакциях на счетах избирательных фондов в ОИК, однако эта информация не всегда публиковалась, как того требует законодательство.

Большинство кандидатов представили свою первую финансовую отчетность в ОИК за 10 дней до дня голосования, и повторная отчетность была предоставлена через пять дней после завершения выборов в соответствии с законодательством.

Вместе с тем законодательство не предусматривает публикацию либо проверку такой отчетности, что ограничивает общую прозрачность и подотчетность средств, использованных для проведения предвыборной кампании, и не соответствует международным обязательствам и надлежащей практике…».

Среди рекомендаций БДИПЧ ОБСЕ – «…Для повышения прозрачности необходимо своевременно публиковать все отчеты о финансировании предвыборной кампании, включая все доходы и расходы. Независимым и профессиональным органом должен проводиться аудит отчетов о финансировании предвыборных кампаний на основе честных и объективных критериев…».

Срок полномочий Палаты представителей – нижней палаты парламента Республики Беларусь составляет четыре года.

Досрочные парламентские выборы – 17 ноября (воскресенье) 2019 года.

При проведении указанных выборов финансирование предвыборной агитации регулируется, в частности, положениями Избирательного кодекса Беларуси.

В соответствии с законодательством до регистрации кандидата не может производиться сбор каких-либо денежных средств и их расходование, в том числе для проведения сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата.

Для финансирования предвыборной агитации в банковском учреждении должен быть открыт специальный счет избирательного фонда.

Кандидаты могут использовать для финансирования предвыборной кампании свои собственные средства, а также добровольные частные пожертвования: физическое лицо имеет право пожертвовать до 5 минимальных месячных размеров заработной платы или около 127,5 белорусских рублей (около 57 евро), а юридическое лицо – до 10 минимальных месячных размеров заработной платы или около 255 белорусских рублей (около 100 евро).

Анонимные пожертвования, пожертвования от государственных органов, религиозных организаций, от организаций, финансируемых за счет средств государственного бюджета, благотворительных организаций, иностранных физических и юридических лиц законодательно запрещены.

Некоторые участники парламентских выборов указывали на возможность оказания давления на физических и юридических лиц не вносить добровольные пожертвования в избирательные фонды тех или иных кандидатов.

Предельный размер расходования средств избирательного фонда в расчете на одного кандидата не может превышать 1.000 минимальных месячных размеров заработной платы (около 25.500 белорусских рублей).

Банковские учреждения на еженедельной основе представляют окружным избирательным комиссиям информацию о состоянии специальных счетов избирательных фондов кандидатов, при этом в соответствии с законодательством указанная информация подлежит обнародованию и опубликованию).

Окружные избирательные комиссии осуществляют контроль за финансированием предвыборной агитации; кандидаты должны представлять в указанные избирательные комиссии промежуточный финансовый отчет не позднее чем за 10 дней до дня голосования на указанных выборах, а также итоговый финансовый отчет не позднее пяти дней со дня голосования на указанных выборах.

Законодательство не предусматривает обязательное обнародование указанных финансовых отчетов либо их независимую аудиторскую проверку.

Как и при проведении прошлых парламентских выборов в случае превышения предельного размера расходования средств избирательного фонда более чем на 20%, либо получения средств из незаконных источников, либо расходования средств помимо избирательного фонда регистрация кандидата может быть аннулирована.

В Италии при проведении 4 марта 2018 года парламентских выборов, проводимых по новой избирательной системе, применялось законодательство, обновленное после проведения последних парламентских выборов, на основе постепенного исключения в период с 2014 года по 2017 год государственного финансирования политических партий.

Кроме того, обновленное законодательство предусматривает введение запрета на анонимные пожертвования участникам парламентских выборов, понижение предельного размера добровольных пожертвований, подлежащих обязательному обнародованию, расходов на проведение предвыборной агитации, представление участниками выборов (политическими партиями и кандидатами) итоговых финансовых отчетов, усиление мер ответственности (санкций) за финансовые нарушения.

При этом законодательство, однако, не предусматривает представление участниками парламентских выборов промежуточных финансовых отчетов, не регулирует вопросы финансирования предвыборной агитации со стороны так называемых «третьих» организаций.

При проведении указанных парламентских выборов политические партии впервые осуществляли финансирование предвыборной агитации на основе только частных пожертвований (при этом некоторые политические партии отмечали недостаточное финансирование предвыборной агитации).

Участники парламентских выборов должны назначить уполномоченных представителей по финансовым вопросам, которые осуществляют финансирование предвыборной агитации кандидатов.

Пожертвования от физических и юридических лиц могут быть внесены в денежной форме и в натуральном виде (товары, услуги и др.) с последующей их оценкой в денежной форме по рыночной стоимости.

Физическое лицо может внести в течение календарного года одной политической партии пожертвование в размере до 100.000 евро, юридическое лицо – в совокупности до 100.000 евро любому числу политических партий и указанные пожертвования должны быть указаны в финансовых документах соответствующего юридического лица.

Анонимные пожертвования, пожертвования в форме наличных денежных средств, пожертвования от государственных компаний, а также компаний с 20% государственным участием законодательно запрещены.

Законодательство предусматривает налоговые льготы для лиц, вносящих добровольные пожертвования в избирательные фонды участников парламентских выборов.

Так, налогоплательщики могут внести пожертвования политической партии с возможностью налогового вычета в размере 0,2% от суммы подоходного налога.

При внесении в течение календарного года пожертвований в размере от 30 до 30.000 евро налогоплательщик получает 26% вычет от суммы подоходного налога.

Кроме того, участники парламентских выборов, собирающие пожертвования в избирательные фонды посредством использования текстовых и иных форм телефонных сообщений (обращений), отправленных с мобильного или стационарного телефонов, освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость.

Пожертвования должны вноситься через банковские учреждения, почтовые отделения связи, иными способами, предусмотренными законодательством, а также способами, обеспечивающими персональную и финансовую идентификацию жертвователя и логистическую цепочку трансакции (в соответствии с законодательными поправками 2014 года на Министерство экономики Италии возложена задача по разработке порядка (механизма) совершения указанных операций с пожертвованиями, однако при проведении 4 марта 2018 года парламентских выборов такой порядок (механизм) не был разработан).

Политическая партия вправе при проведении предвыборной агитации израсходовать плавающую сумму – не более 1 евро на избирателя в избирательном округе, тогда как кандидат вправе израсходовать смешанную (фиксированную и плавающую) сумму – не более 52.000 евро в соответствующем избирательном округе и не более 0,01 евро на каждого жителя данного избирательного округа.

Расходы участников парламентских выборов на проведение предвыборной агитации должны совершаться через учреждение банка.

Политические партии с годовым доходом, превышающем 150.000 евро, должны пользоваться услугами зарегистрированного (лицензионного) аудитора.

В соответствии с законодательством Комитет по транспарентности и контролю за финансовыми отчетами политических партий, политических движений Палаты депутатов – нижней палаты парламента осуществляет контроль и проверку представляемых политическими партиями и политическими движениями ежегодных итоговых финансовых отчетов, а также размещает их на сайте парламента в сети Интернет.

Указанный Комитет вправе налагать штрафы на электоральных финансовых нарушителей.

Аудиторский Суд Италии осуществляет контроль за финансированием политическими партиями и политическими движениями проведения предвыборной агитации.

В состав Суда должно входить девять человек, в том числе трое судей по вопросам политического финансирования (финансирования политических партий), однако, на практике, в состав Суда входит трое аудиторов (после представления участниками парламентских выборов итоговых финансовых отчетов на срок от шести до девяти месяцев назначаются трое судей).

В соответствии с законодательством политические партии, политические коалиции должны представлять итоговые финансовые отчеты не позднее 45 дней со дня первого заседания парламента нового созыва.

Утверждена типовая форма итогового финансового отчета, в которой содержатся, в частности, виды поступлений и расходов участников парламентских выборов.

Аудиторский Суд Италии проводит аудиторскую проверку представленных финансовых отчетов и по результатам проведенного аудита обнародует заключения по ним не позднее девяти месяцев со дня их представления.

Аудиторский суд Италии может налагать санкции за совершенные финансовые нарушения либо передавать соответствующие материалы в органы прокуратуры для проведения дальнейшего расследования и принятия к виновным лицам мер воздействия, предусмотренных законодательством.

К санкциям за электоральные финансовые нарушение относятся, в частности, такие, как дерегистрация политической партии на срок до одного налогооблагаемого года, делицензирование (лишение лицензии) казначея политической партии на срок до одного года, наложение штрафа в виде конфискации двух третей пожертвований, внесенных налогоплательщиками за счет вычетов от налогооблагаемых сумм.

При проведении в 2011 году парламентских выборов Суд рассматривал четыре дела, однако ни по одному из них не было принято какого-либо санкционного решения.

Требования по представлению финансовых отчетов не распространяются на так называемые «третьи» организации, что, по мнению БДИПЧ ОБСЕ, может компрометировать институт финансирования предвыборной агитации.

Областные советы по вопросам избирательных гарантий, образованные при апелляционных судах в каждом судебном округе страны, также осуществляют территориальный контроль за финансированием участниками парламентских выборов проведения предвыборной агитации.

Областные советы по вопросам избирательных гарантий опубликовывают итоговые финансовые отчеты кандидатов не позднее 
120 дней со дня их получения.

Областные советы по вопросам избирательных гарантий могут налагать санкции на электоральных финансовых нарушителей, в частности, штраф в размере до 25.000 евро за непредставление итогового финансового отчета либо представление недостоверного итогового финансового отчета.

На практике указанные Советы не имеют достаточных административно-кадровых ресурсов для проведения полноценной проверки представленных кандидатами итоговых финансовых отчетов и их перекрестной проверки с итоговыми финансовыми отчетами, представленными политическими партиями.

Законодательство не предусматривает обнародование кандидатами и политическими партиями промежуточных сведений о поступлениях и расходовании средств на проведение предвыборной агитации (т.е. представление промежуточных финансовых отчетов) до дня голосования на выборах, что ограничивает возможность избирателей сделать более осознанный политический выбор.

Кроме того, законодательство дозволяет не обнародовать сведения о жертвователях (если они не дают согласия на обнародование соответствующей персональной информации), что делает соответствующую информацию о пожертвованиях и жертвователях менее доступной и полноценной для избирателей.

Среди рекомендаций БДИПЧ ОБСЕ – необходимо законодательно предусмотреть обязательность представления участниками парламентских выборов промежуточных финансовых отчетов, а также обнародование полной информации о пожертвованиях и жертвователях, в том числе так называемых «третьих» организациях.

Срок полномочий Палаты депутатов – нижней палаты, Сената – верхней палаты составляет пять лет.

Очередные выборы депутатов Палаты депутатов и членов Сената – март 2023 года.

В Казахстане при проведении 20 марта 2016 года внеочередных парламентских выборов в Итоговом отчете БДИПЧ ОБСЕ отмечалось, что «…Закон предоставляет возможность проводить оплачиваемую предвыборную агитацию (т.е. за плату) без каких-либо ограничений, помимо собственных финансовых ограничений политических партий на предвыборную кампанию. В то время как политическим партиям, участвующим в выборах, не предоставляется бесплатное эфирное время или печатное место, Закон обязывает ЦИК Казахстана организовать дебаты для политических партий, подавших избирательные списки, на безвозмездной основе…

…Политические партии могут использовать собственные средства и частные пожертвования для финансирования агитационных мероприятий.

Граждане и организации Казахстана могут внести добровольное пожертвование в избирательный фонд политической партии за исключением государственных органов и организаций, органов местного самоуправления, благотворительных организаций, религиозных объединений, казахстанских юридических лиц, имеющих иностранное участие в их уставном капитале.

Анонимные и иностранные пожертвования также запрещены.

Общая сумма, которая может быть потрачена на финансирование предвыборной кампании политической партии, составляет 342.885.000 тенге (примерно 888.000 евро).

…Все политические партии использовали социальные сети, и, в силу ограниченных финансовых возможностей, социальные сети были превалирующим для ряда политических партий инструментом для обращения к избирателям…

Политические партии должны открыть специальный банковский счет избирательного фонда для учета поступления средств и их расходования.

При этом Закон о выборах предусматривает аннулирование регистрации партийного списка в случае нарушения правил финансирования предвыборных кампаний…

…Банк еженедельно представляет ЦИК Казахстана отчеты о движении средств по счету избирательного фонда.

Положительным сдвигом стало то, что в соответствии с поправками к Положению о ЦИК Казахстана, внесенными в августе 2015 года, дважды в месяц в течение агитационного периода ЦИК Казахстана публикует сведения о полученных и потраченных средствах политических партий.

3 и 16 марта ЦИК Казахстана дважды опубликовала соответствующую информацию по данным выборам (при этом в первом и втором обзоре, опубликованным ЦИК Казахстана, была указана только общая сумма, полученная каждой политической партией; при этом в статье 12.5 Конвенции СНГ 2002 года говорится, что политические партии должны представлять информацию о своих вкладчиках и об использовании средств из избирательных фондов, а избирательные органы обеспечивают опубликование указанных сведений). Однако здесь указывались только общие полученные и израсходованные суммы каждой политической партией. Отсутствие информации о спонсорах и о том, как использовались средства избирательных фондов, негативно повлияло на возможность избирателей сделать осознанный выбор.

Помимо банковских отчетов в ЦИК Казахстана в течение пяти дней с момента объявления результатов политические партии должны представить полный отчет о финансировании предвыборной кампании.

На основе данных отчетов ЦИК Казахстана публикует свой отчет с указанием общей суммы, полученной каждой политической партией, и источники данных средств (итоговый финансовый отчет ЦИК Казахстана был опубликован 4 апреля).

Закон не затрагивает содержание или формат отчетов о финансировании предвыборных кампаний, соответственно ЦИК Казахстана не обязана полностью раскрывать информацию о спонсорах средств на проведение предвыборной кампании и расходовании средств фонда. Это ограничивает прозрачность финансирования предвыборных кампаний.

Среди рекомендаций БДИПЧ ОБСЕ – «…В целях повышения прозрачности необходимо обеспечить представление детальных и стандартизированных отчетов о финансировании предвыборных кампаний, в том числе со всеми данными об источниках финансирования и расходовании средств. Данные отчеты должны быть доступны общественности и публиковаться на сайте ЦИК Казахстана…».

В Итоговом отчете БДИПЧ ОБСЕ также отмечалось, что «…В нескольких случаях местные наблюдатели не имели возможности присутствовать в течение всего процесса регистрации кандидатов, включая проверку подписей и финансовой отчетности,…».

Среди рекомендаций БДИПЧ ОБСЕ – «…Стоит рассмотреть возможность уменьшения числа подписей в поддержку, необходимого для регистрации в качестве кандидата, и одновременно ввести четкие и разумные критерии для проверки подписей, а также равные условия для их сбора. Возможно, стоит рассмотреть введение альтернативного требования, такого как разумная сумма финансового залога, который возвращается, если кандидат наберет определенное количество голосов…».

Срок полномочий Меджлиса – нижней палаты парламента Казахстана составляет пять лет.

Очередные выборы депутатов Меджлиса – март 2021 года.

В Кыргызстане при проведении 4 октября 2015 года парламентских выборов в Итоговом отчете БДИПЧ ОБСЕ отмечалось, что «…В апреле 2015 года в Закон о выборах были внесены изменения после всестороннего обсуждения политическими партиями, государственными институтами и гражданским сообществом.

Последние изменения были в целом поддержаны парламентскими политическими партиями, в них предусматривается, в частности,…избирательный залог для политических партий,…а также увеличены пределы финансирования и расходов на предвыборную агитацию…

…Закон о выборах регулирует вопросы финансирования избирательных кампаний и устанавливает ограничения на суммы взносов, пожертвований и расходов соперников на проведение предвыборной агитации.

Эти лимиты были значительно повышены по сравнению с прошлыми выборами…

…Политические партии могут осуществлять финансирование предвыборной агитации за счет собственных средств и за счет средств кандидатов, а также добровольных пожертвований граждан и юридических лиц (при этом Закон о выборах запрещает пожертвования из иностранных, государственных и анонимных источников, а также от религиозных и благотворительных организаций; кроме того, кандидаты не могут создавать собственные избирательные фонды).

Закон устанавливает ограничения на суммы взносов и расходов политических партий на проведение предвыборной агитации, которые значительно увеличились по сравнению с предыдущими выборами (в то время, как физические и юридические лица могут пожертвовать в избирательный фонд политической партии соответственно до 200.000 сом и 3 млн. сом, отдельный кандидат может внести до 1,5 млн. сом, а отдельная политическая партия — до 100 млн. сом).

Сумма расходов была увеличена в пять раз и достигла 500 млн. сом. 

Наличные пожертвования запрещены; финансирование предвыборной агитации должно осуществляться через специальные банковские счета избирательного фонда, открытые политическими партиями для проведения выборов.

Политические партии не получают прямого государственного финансирования.

Закон о выборах запрещает участникам выборов проводить благотворительные мероприятия с момента объявления предвыборной агитации. Однако, в ходе предвыборной агитации, проводимой отдельными политическими партиями, заметное внимание уделялось благотворительным проектам и мероприятиям, проведенным в прошлом (например, политическими партиями «Бутун Кыргызстан-Эмгек», «Онугуу-Прогресс», «Республика-Ата Журт», СДПК и «Замандаш»).

Для проведения мероприятий в ходе предвыборной агитации и наблюдения за процедурами дня голосования многими политическими партиями были задействованы партийные активисты.

Широкое использование оплачиваемых активистов увеличило уровень наличных транзакций в период проведения выборов, несмотря на то, что правила финансирования избирательной кампании были созданы для предотвращения проведения политическими партиями финансовых операций наличными.

На встречах с БДИПЧ ОБСЕ политические партии отмечали «продажу мест» или верхних позиций в партийных списках как потенциальный механизм для сбора денег (одна из основных политических партий сообщила, что она так поступала на прошлых выборах, в то время как другие политические партии обвиняли своих соперников в подобной практике).

Финансовые отчеты показывают, что некоторые политические партии получали значительную долю финансирования своей избирательной кампании от кандидатов (в соответствии с финансовым отчетом от 24 сентября, 46% всего избирательного фонда политической партии «Республики-Ата Журт» поступило от ее кандидатов, так же как 41% – в политической партии «Бир Бол», 38% – в политической партии «Онугуу-Прогресс», 33% – в СДПК и 20% – в политической партии «Ата Мекен»).

Хотя эта практика не нарушает законодательство, возникают сомнения по поводу чрезмерной зависимости политических партий от частных жертвователей и господства интересов бизнеса в парламенте.

ЦИК Кыргызстана сформировала контрольно-ревизионную группу под председательством одного из членов Комиссии в целях контроля соблюдения правил финансирования предвыборной деятельности, которая публиковала отчеты о суммах поступлений и расходов политических партий на проведение агитации до дня голосования (однако финансированию агитации не помешало бы обеспечение более высокого уровня прозрачности, в том числе за счет раскрытия информации о поступлениях до дня голосования и быстрого опубликования итоговой финансовой отчетности политических партий после дня голосования).

От банков требовалось предоставлять ЦИК Кыргызстана финансовую информацию политических партий, а Комиссия до дня голосования регулярно публиковала итоговую сумму поступлений и расходов каждой политической партии.

Согласно закону, все политические партии сдали ЦИК Кыргызстана промежуточные отчеты с разбивкой взносов и расходов по категориям, которые были опубликованы Комиссией 24 сентября.

Однако политические партии не обязаны до дня голосования раскрывать информацию об источниках средств и индивидуальные суммы взносов.

На основании данных контрольно-ревизионной группы, ЦИК Кыргызстана вынесла формальные официальные предупреждения политическим партиям «Аалам», «Бир Бол» и Конгрессу Народов Кыргызстана за проведение финансовых транзакций предвыборной кампании наличными.

Политические партии также обязаны представить окончательный финансовый отчет в течение 10 дней после дня голосования.

Однако в случае непредставления политической партией этого отчета не существует никаких санкций.

На момент публикации этого отчета БДИПЧ ОБСЕ ЦИК Кыргызстана не было опубликовано окончательных финансовых отчетов политических партий, а закон, не обязывая ЦИК Кыргызстана это делать, ограничивает прозрачность финансирования агитации…».

Среди рекомендаций БДИПЧ ОБСЕ – «…Для увеличения прозрачности финансирования избирательной кампании можно было бы потребовать, чтобы промежуточные отчеты, представляемые до дня голосования, включали информацию об источниках и суммах взносов, а публикация окончательных отчетов после выборов должна быть обязательной. Можно было бы изменить закон в части введения эффективных, пропорциональных и превентивных санкций за его невыполнение и потенциальное нарушение…».

Срок полномочий Жогорку Кенеша – однопалатного парламента Кыргызстана – пять лет.

Очередные выборы Жогорку Кенеша – октябрь 2020 года.

На Мальте после проведения в 2013 году парламентских выборов в законодательство дважды вносились изменения, связанные, в частности, с совершенствованием механизма финансирования участниками парламентских выборов проведения предвыборной агитации.

Так, Закон о финансировании политических партий 2015 года (с последующими изменениями) регулирует вопросы финансирования парламентских выборов, в частности, вопросы внесения добровольных пожертвований, представления участниками выборов финансовых отчетов, наделение независимого органа полномочиями по осуществлению контроля за финансированием участниками парламентских выборов предвыборной агитации, правомочного привлекать к ответственности виновных лиц за совершение электоральных финансовых нарушений.

Участники парламентских выборов должны открыть в банковском учреждении специальный счет избирательного фонда.

Политические партии и кандидаты вправе финансировать проведение предвыборной агитации за счет собственных средств, а также добровольных пожертвований от физических и юридических лиц в денежной форме, натуральном виде или в виде оказания услуг.

Пожертвования в натуральном виде или в виде оказания услуг подлежат стоимостной оценке и учету в денежном выражении.

Законодательство не предусматривает прямого государственного финансирования политических партий и кандидатов; при этом предусматривается косвенное государственное финансирование в виде налоговых льгот на доходы политических партий, в том числе финансирование клубов и ассоциаций, аффилированных с соответствующими политическим партиями.

Предельный размер добровольного пожертвования политической партии в течение календарного года от физического или юридического лица составляет 25.000 евро.

Анонимные пожертвования свыше 50 евро, а также пожертвования, вносимые на условиях конфиденциальности свыше 500 евро законодательно запрещены, т.е. внесение указанных пожертвований допускается при условии не превышения указанных предельных размеров.

Предельный размер расходования средств избирательного фонда на одного кандидата в списке кандидатов политической партии не должен превышать 20.000 евро, при этом законодательство не устанавливает общий предельный размер расходования средств избирательного фонда политической партии.

Участники парламентских выборов должны представлять финансовый отчет о финансировании предвыборной агитации.

Участник парламентских выборов должны представить детальные итоговые финансовые отчеты, прошедшие аудиторскую проверку, в Избирательную комиссию Мальты не позднее 10 и 31 дня со дня официального обнародования результатов парламентских выборов соответственно неизбранными и избранными кандидатами.

Избирательная комиссия Мальты проводит проверку представленных финансовых отчетов, в том числе с привлечением (на основе контракта) независимых аудиторских организаций.

Избирательная комиссия Мальты должна рассмотреть представленные участниками парламентских выборов финансовые отчеты в течение 30 календарных дней со дня их представления.

За допущенные финансовые нарушения на виновных лиц могут быть наложены санкции в виде штрафа, лишения (ограничения) избирательных прав на срок до четырех лет, а также возможного лишения депутатского мандата.

При проведении 3 июня 2017 года очередных парламентских выборов законодательные новации, введенные в 2015 году в виде обновленной модели финансирования предвыборной агитации, транспарентности и ответственности за финансовые правонарушения, применялись впервые; при этом до проведения указанных выборов они получили поддержку практически всех участников парламентских выборов.

Срок полномочий однопалатного парламента Мальты – пять лет.

Очередные парламентские выборы – июнь 2022 года.

В США правовое регулирование выборов в Конгресс США осуществляется федеральными актами (общие положения), а также законодательными актами 50 штатов и пяти территорий.

В целом законодательное регулирование выборов является децентрализованным, поскольку Конституция США предоставляет каждому из 50 штатов и другим пяти территориям (Американское Самоа, Гуам, Северные Марианские Острова, Виргинские Острова, Пуэрто-Рико) широкие полномочия при проведении федеральных выборов.

Федеральный контроль при проведении федеральных выборов ограничен в первую очередь определением минимальных федеральных избирательных стандартов, а порядок и методы их применения отнесены к исключительной компетенции штатов.

Таким образом, основной объем регулирования парламентского избирательного процесса осуществляется законодательством 50 штатов о выборах в Конгресс США (при этом в некоторых штатах действуют избирательные кодексы).

При проведении 6 ноября 2018 года парламентских выборов БДИПЧ ОБСЕ отмечалось, что правовая основа выборов является в высшей степени децентрализованной и сложной, с существенными различиями между штатами.

Федеральное законодательство, прежде всего Закон о двухпартийном реформировании порядка проведения предвыборной агитации 2002 года, не предусматривает государственного финансирования политических партий и кандидатов при проведении выборов в Конгресс США.

Федеральное законодательство устанавливает предельные размеры отдельных видов пожертвований и не устанавливает каких-либо предельных размеров расходования средств избирательных фондов участников выборов в Конгресс США.

При проведении указанных выборов регулирование вопросов финансирования предвыборной агитации и контроль за ее финансированием осуществляет Федеральная избирательная комиссия, которая формируется в составе шести человек на паритетной основе из числа представителей двух основных политических партий США – Демократической и Республиканской партий.

Такая модель формирования состава Комиссии приводит к тому, что по политическим (партийным) соображениям многие вопросы не могут быть надлежащим образом и своевременно разрешены.

Комиссия была учреждена в 1975 году; члены Комиссии назначаются Президентом США с согласия Конгресса США.

В соответствии с законодательством не более трех членов Комиссии могут быть представителями одной политической партии.

Решение Федеральной избирательной комиссии считается принятым, если за него проголосовало не менее четырех членов Комиссии.

При подготовке к проведению 6 ноября 2018 года выборов в Конгресс США и в связи со сложением в феврале 2018 года полномочий еще одним членом Комиссии в состав Федеральной избирательной комиссии входило четыре человека (два республиканца, один – демократ и один – независимый), имелось два вакантных места в составе Комиссии, что сказывалось на принятии Комиссией соответствующих решений1; Председателем и заместителем Председателя Комиссии являются женщины, представляющие соответственно Республиканскую и Демократическую партии.

В соответствии с законодательством финансирование предвыборной агитации может производиться за счет пожертвований от физических и юридических лиц, в том числе профессиональных союзов, политических партий, а также комитетов политического действия.

Анонимные пожертвования, а также пожертвования из иностранных источников законодательно запрещены.

Юридические лица (корпорации), а также профессиональные союзы не могут непосредственно вносить пожертвования политическим партиям и кандидатам, а только опосредованно (косвенно) – в избирательные фонды комитетов политического действия в предельных размерах, установленных законодательством.

В соответствии с решением Верховного Суда США 2014 года физические лица могут вносить пожертвования в избирательные фонды неограниченного числа участников выборов (решение McCutcheon v FFC) (Маккатчен против Федеральной избирательной комиссии).

При этом физические лица могут вносить в адрес кандидата в ходе избирательной кампании пожертвование в размере, не превышающем 2.700 долларов, политической партии (на уровне штата) в течение календарного года – в размере, не превышающем 10.000 долларов, политической партии (на уровне США) в течение календарного года – в размере, не превышающем 33.900 долларов, комитета политического действия в течение календарного года – в размере, не превышающем 5.000 долларов.

Предельный размер расходования средств избирательного фонда политической партии, кандидата, юридических лиц на выборах в Конгресс США законодательством не установлен.

В указанном отношении Верховный Суд США в одном из своих решений указал, что иное будет означать ограничение первой конституционной поправки о свободе слова (решение Buckley v FFC) (Бакли против Федеральной избирательной комиссии).

При этом еще в 2010 году Верховный Суд США в решении по делу Citizens United v FFC (Граждане США против Федеральной избирательной комиссии) расширил в рамках формулы «независимая свобода слова» возможность вносить корпорациям, а также профессиональным союзам (как независимым субъектам избирательного процесса) пожертвования в избирательные фонды комитетов политического действия, а также некоммерческим организациям без каких-либо предустановленных предельных ограничений по размерам пожертвований.

Для реализации указанной судебной формулы корпорации и профессиональные союзы, а также некоммерческие организации должны, однако, публично заявить, что они не координируют финансирование предвыборной агитации с какими-либо политическими партиями, кандидатами.

Кандидаты, политические партии, комитеты политического действия на регулярной основе представляют в Федеральную избирательную комиссию промежуточные финансовые отчеты.

В финансовых отчетах указываются, в частности, сведения о жертвователях, в том числе адрес места жительства, место работы и занимаемая должность, чьи пожертвования превышают 200 долларов.

Комитеты политического действия (при проведении вышеуказанных выборов было образовано 527 таких комитетов) должны представлять промежуточные финансовые отчеты в случае поступления им пожертвований и производстве расходов на проведение предвыборной агитации в размере не менее 1.000 долларов.

Федеральная избирательная комиссия опубликовывает, в частности, на своем сайте в сети Интернет, промежуточные финансовые отчеты участников выборов в Конгресс США в течение 48 часов после их получения.

При этом некоммерческие организации каких-либо финансовых отчетов в части финансирования предвыборной агитации не представляют (в соответствии со статьей 50(1) Налогового кодекса США 29 видов таких организаций освобождены от обязанности представлять электоральные финансовые отчеты в Федеральную избирательную комиссию или в Налоговую службу США, поскольку финансирование предвыборной агитации не является основным видом их уставной деятельности).

Законодательство не запрещает внесение онлайн пожертвований (Интернет-пожертвований), однако не устанавливает исчерпывающим образом порядок учета указанных средств и представления участниками выборов финансовой отчетности (на практике, данные вопросы регулируются Федеральной избирательной комиссией).

Федеральная избирательная комиссия инициировала проведение 27 июня 2018 года публичного обсуждения вопроса о возможном изменении действующего (утвержденного ранее Комиссией) порядка внесения онлайн пожертвований, осуществления контроля за их внесением и представления финансовой отчетности жертвополучателями.

В целом многие участники выборов высказывали озабоченность недостаточным уровнем прозрачности при финансировании участниками выборов проведения предвыборной агитации.

Федеральная избирательная комиссия вправе наложить на виновных лиц, совершивших финансовые нарушения, административный штраф в размере, пропорциональном совершенному нарушению, либо передать соответствующие материалы в окружной суд.

Срок полномочий Конгресса США составляет четыре года.

Очередные парламентские выборы – 3 ноября (вторник) 2020 года.

3. Модель смешанного (государственного и частного) финансирования предвыборной агитации участников парламентских выборов

В двух государствах региона ОБСЕ финансирование предвыборной агитации при проведении парламентских выборов производится только или преимущественно за счет средств государственного бюджета, а также с предусмотренной в законодательстве возможностью получения участниками парламентских выборов частных пожертвований, перераспределяемых центральным избирательным органом в равном объеме между всеми кандидатами через их политические партии (например, Туркменистан, Узбекистан).

Так, в Туркменистане при проведении 25 марта 2018 года очередных парламентских выборов в Итоговом отчете БДИПЧ ОБСЕ отмечалось, что «…Законом о политических партиях предусмотрено финансирование политических партий из частных и государственных источников

…Существующие правила финансирования избирательной кампании немногочисленны и не соответствуют реалиям организации предвыборной агитации…

…Политические партии могут получать финансирование за счет членских взносов, пожертвований и экономической деятельности.

Запрещены пожертвования от органов государственной власти, благотворительных и религиозных организаций, а также анонимные пожертвования и пожертвования из-за рубежа.

Закон предусматривает максимальную ежегодную сумму пожертвований политическим партиям от частных лиц (один человек может ежегодно пожертвовать до десяти средних месячных заработных плат: согласно Комитету государственной статистики Туркменистана, в 2016 году среднемесячная заработная плата составляла 1.386 туркменских манат (примерно 330 евро, официальный курс 1 евро был приблизительно 4,2 манат).

Государственная поддержка политическим партиям включает доступ к государственным средствам массовой информации и предоставление помещений, находящихся в собственности государства (согласно Министерству юстиции Туркменистана, политические партии никогда не получали никаких пожертвований и финансируются исключительно за счет членских взносов (для пожертвования политической партии потребуется заключение контракта с жертвователем, вносящего пожертвование, и согласование его заключения с межведомственной комиссией при Министерстве финансов Туркменистана).

Избирательный кодекс Туркменистана гарантирует равные условия и государственные средства кандидатам и выдвигающим их органам на покрытие расходов на проведение агитации.

Законодательство не предусматривает ограничений на пожертвования на избирательную кампанию и на расходы, а также никаких механизмов отчетности, открытости, контроля или надзора.

Законом о политических партиях предусмотрено, что расходы, понесенные партиями в связи с их участием в выборах, должны быть возмещены.

На указанных выборах политические партии и кандидаты не понесли никаких расходов на проведение предвыборной агитации, так как они не организовывали и не финансировали какие-либо агитационные события.

Все агитационные мероприятия и расходы прямо организовывались и финансировались ЦИК Туркменистана…

…Закон требует от политических партий отчитываться о своей финансовой деятельности и предусматривает санкции в случае непредставления отчетов о расходах на предвыборную агитацию.

Однако, поскольку, как уже указывалось, все мероприятия предвыборной агитации были организованы и финансировались ЦИК Туркменистана, политические партии и кандидаты не несли никаких расходов на избирательную кампанию.

Политические партии не представляли отчетности о каких-либо пожертвованиях…».

Среди рекомендаций БДИПЧ ОБСЕ – «…Следует рассмотреть возможность прямого предоставления государственных средств кандидатам для покрытия агитационных расходов и разрешения политическим партиям напрямую финансировать их кампании. В соответствии с международной надлежащей практикой можно было бы разработать правила, касающиеся пожертвований на избирательную кампанию, расходов, открытости, отчетности и финансовой проверки…».

Кроме того, «…Для выполнения предыдущих рекомендаций БДИПЧ ОБСЕ в таких ключевых областях как … финансирование избирательной кампании, …необходимы дальнейшие реформы законодательства…».

Срок полномочий Меджлиса – однопалатного парламента Туркменистана – пять лет.

Очередные парламентские выборы – март 2023 год.

В Узбекистане при проведении 21 декабря 2014 года очередных парламентских выборов в Итоговом отчете БДИПЧ ОБСЕ отмечалось, что «…Законодательная база для проведения парламентских выборов состоит из Конституции Узбекистана, последний раз измененной в апреле 2014 года, Закона «О выборах в Олий Мажлис» (Закон о выборах), последний раз измененного в августе 2014 года, Закона «О Центральной избирательной комиссии», последний раз измененного в сентябре 2014 года, Закона «О гарантиях избирательных прав граждан», Закона «О политических партиях», Закона «О финансировании политических партий», Уголовного кодекса, Кодекса об административной ответственности, последний раз измененного в августе 2014 года, а также нормативных актов ЦИК Узбекистана…

…В 2014 году в Кодекс об Административной ответственности Узбекистана добавлена глава о правонарушениях в области выборов (статьи 511 – 519 касаются таких правонарушений в области выборов, как … нарушение условий и процедур проведения избирательной кампании, включая ее финансирования, …

…В соответствии с законодательством, расходы кандидатов в депутаты, связанные с выборами, покрываются государством.

Объем государственного финансирования, выделяемого политической партии, зависит от числа зарегистрированных кандидатов и значительно вырос на этих выборах (данная сумма выросла с 1.000.060 сум (эквивалент 330 евро) на одного кандидата на предыдущих выборах до 4.833.000 сум (эквивалент 1,600 евро).

Предусмотрена также возможность направления частных взносов в ЦИК Узбекистана для их равного распределения между всеми кандидатами через политические партии (по информации, полученной БДИПЧ ОБСЕ, в ходе прошедших выборов частных взносов не совершалось).

В ходе избирательной кампании в адрес избирателей запрещается осуществление платежей или предоставление подарков (к примеру, в форме услуг или товаров).

Политические партии и кандидаты не выражали озабоченность вопросами финансирования кампании.

Согласно законодательству политические партии представляют годовые финансовые отчеты в соответствующие органы: налоговую инспекцию, Счетную палату Узбекистана, Министерство юстиции Узбекистана.

Кроме того, политические партии обязаны предоставить сведения о расходах на осуществление предвыборной кампании в ЦИК Узбекистана в течение 20 дней после оглашения результатов парламентских выборов.

Годовые финансовые отчеты политических партий наряду с заключениями ЦИК Узбекистана, Счетной палаты Узбекистана и Министерства юстиции Узбекистана о доходах и расходах политической партии во время проведения парламентских выборов представляются в нижнюю палату Олий Мажлис (Законодательную палату) – нижнюю палату парламента Узбекистана в присутствии средств массовой информации.

Несмотря на то, что политическим партиям необходимо публиковать данные отчеты, в законодательстве отсутствует ясность по форме и срокам их обнародования.

Согласно Кодексу об административной ответственности Узбекистана, нарушения норм, касающихся финансирования избирательной кампании, караются штрафом…».

Среди рекомендаций БДИПЧ ОБСЕ – «…Следует рассмотреть возможность изменения законодательства в целях обеспечения четкого разграничения сведений о расходах политических партий и отдельно взятых кандидатов, содержащихся в финансовых отчетах политических партий. В качестве шага по увеличению прозрачности следует рассмотреть возможность своевременного обнародования данных отчетов (в том числе и в сети Интернет) с отражением в них достаточной и понятной широкой публике информации…».

Срок полномочий Олий Мажлис (Законодательной палаты) – нижней палаты парламента Узбекистана составляет пять лет.

Очередные парламентские выборы – 22 декабря (воскресенье) 2019 года.

При проведении указанных выборов в соответствии с Избирательным кодексом Узбекистана, вступившим в силу 26 июня 2019 года, практически все электоральные расходы финансируются за счет средств государственного бюджета.

При этом размер средств государственного бюджета, выделяемых соответствующей политической партии на проведение предвыборной агитации, находится в зависимости от числа зарегистрированных кандидатов, выдвинутых соответствующей политической партией.

При проведении указанных выборов на одного зарегистрированного кандидата из государственного бюджета выделяется 10 млн. узбекских сомов (около 1.000 евро).

Законодательством запрещены какие-либо пожертвования от физических и юридических лиц политическим партиям и кандидатам.

При этом указанные пожертвования могут быть внесены в соответствующий фонд, образуемый при ЦИК Узбекистана, который вправе расходовать средства указанного фонда на организацию и проведение указанных выборов либо распределять их на равной основе между всеми участниками парламентских выборов.

Пожертвования из иностранных источников, в том числе иностранных физических и юридических лиц, также законодательно запрещены.

Законодательно также запрещается какие-либо выплаты, в том числе подарки, избирателям.

В соответствии с законодательством о политических партиях политические партии должны представлять ежегодные финансовые отчеты в Счетную палату Узбекистана.

Кроме того, в случае участия в парламентских выборах, политические партии должны не позднее чем через 20 дней со дня голосования на выборах представить в ЦИК Узбекистана итоговый финансовый отчет о своих расходах по участию в указанных выборах.

В соответствии с законодательством политические партии должны официально обнародовать свои годовые бюджеты и представить их в Законодательную палату.

К указанным отчетам должны быть приложены соответствующие заключения ЦИК Узбекистана, Счетной палаты Узбекистана, Министерства юстиции Узбекистана о поступлении и расходовании средств партийных бюджетов в ходе проведения парламентской избирательной кампании.

Приложение 1

МОДЕЛИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРЕДВЫБОРНОЙ АГИТАЦИИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПАРЛАМЕНТСКИХ ВЫБОРОВ В ГОСУДАРСТВАХ РЕГИОНА ОБСЕ

№ п/п

Государство

Модель финансирования предвыборной агитации участников парламентских выборов со стороны государственного бюджета и добровольных пожертвований физических и юридических лиц

Модель финансирования предвыборной агитации участников парламентских выборов на основе добровольных пожертвований физических и юридических лиц, иных негосударственных пожертвований

Модель смешанного (государственного и частного, в том числе перераспределяемого) финансирования предвыборной агитации участников парламентских выборов

1

Австрия

Да

 

 

2

Азербайджан

 

Да

 

3

Албания

Да

 

 

4

Андорра

Да

 

 

5

Армения

 

Да

 

6

Беларусь

 

Да

 

7

Бельгия

Да

 

 

8

Болгария

Да

 

 

9

Босния и Герцеговина

Да

 

 

10

Великобритания

Да

 

 

11

Венгрия

Да

 

 

12

Греция

Да

 

 

13

Грузия

Да

 

 

14

Дания

Да

 

 

15

Ирландия

Да

 

 

16

Исландия

Да

 

 

17

Испания

Да

 

 

18

Италия

 

Да

 

19

Казахстан

 

Да

 

20

Канада

Да

 

 

21

Кипр

Да

 

 

22

Кыргызстан

 

Да

 

23

Латвия

Да

 

 

24

Литва

Да

 

 

25

Лихтенштейн

Да

 

 

26

Люксембург

Да

 

 

27

Македония

Да

 

 

28

Мальта

 

Да

 

29

Молдова

Да

 

 

30

Монако

Да

 

 

31

Монголия

Да

 

 

32

Нидерланды

Да

 

 

33

Норвегия

Да

 

 

34

Польша

Да

 

 

35

Португалия

Да

 

 

36

Российская Федерация

Да

 

 

37

Румыния

Да

 

 

38

Сан-Марино

Да

 

 

39

Сербия

Да

 

 

40

Словакия

Да

 

 

41

Словения

Да

 

 

42

США

 

Да

 

43

Таджикистан

Да

 

 

44

Туркменистан

 

 

Да

45

Турция

Да

 

 

46

Узбекистан

 

 

Да

47

Украина

Да

 

 

48

Финляндия

Да

 

 

49

Франция

Да

 

 

50

ФРГ

Да

 

 

51

Хорватия

Да

 

 

52

Черногория

Да

 

 

53

Чехия

Да

 

 

54

Швейцария

Да

 

 

55

Швеция

Да

 

 

56

Эстония

Да

 

 

 

ИТОГО:

46

8

2

Приложение № 2

КАЛЕНДАРЬ ПРОВЕДЕНИЯ ПАРЛАМЕНТСКИХ ВЫБОРОВ В ГОСУДАРСТВАХ – УЧАСТНИКАХ ОБСЕ (2013 – 2020 ГОДЫ)

 

№ п/п

 

Государство

 

Календарные сроки проведения парламентских выборов

 

 

2013 год

1

Лихтенштейн

1 февраля 2013 года (очередные парламентские выборы)

2

Монако

10 февраля 2013 года (очередные парламентские выборы)

3

Италия

24-25 февраля 2013 года (очередные парламентские выборы)

4

Мальта

9 марта 2013 года (очередные парламентские выборы)

5

Болгария

12 мая 2013 года (досрочные парламентские выборы)

6

Албания

23 июня 2013 года (очередные парламентские выборы)

7

Норвегия

9 сентября 2013 года (очередные парламентские выборы)

8

ФРГ

22 сентября 2013 года (очередные парламентские выборы)

9

Австрия

29 сентября 2013 года (очередные парламентские выборы)

10

Люксембург

20 октября 2013 года (досрочные парламентские выборы)

11

Чехия

24-25 октября 2013 года (досрочные парламентские выборы)

12

Туркменистан

15 декабря 2013 года (очередные парламентские выборы)

 

 

 

 

 

2014 год

1

Сербия

16 марта 2014 года (досрочные парламентские выборы)

2

Венгрия

6 апреля 2014 года (очередные парламентские выборы)

3

Македония

13 апреля 2014 года (досрочные парламентские выборы)

4

Бельгия

25 мая 2014 года (очередные парламентские выборы)

5

Словения

13 июля 2014 года (очередные парламентские выборы)

6

Швеция

14 сентября 2014 года (очередные парламентские выборы)

7

Латвия

4 октября 2014 года (очередные парламентские выборы)

8

Болгария

5 октября 2014 года (досрочные парламентские выборы)

9

Босния и Герцеговина

12 октября 2014 года (очередные парламентские выборы)

10

Украина

26 октября 2014 года (досрочные парламентские выборы)

11

США

4 ноября 2014 года (промежуточные парламентские выборы)

12

Молдова

30 ноября 2014 года (очередные парламентские выборы)

13

Узбекистан

21 декабря 2014 года (очередные парламентские выборы)

 

 

 

 

 

2015 год

1

Греция

25 января 2015 года (досрочные парламентские выборы)

2

Андорра

1 марта 2015 года (очередные парламентские выборы)

3

Эстония

1 марта 2015 года (очередные парламентские выборы)

4

Таджикистан

1 марта 2015 года (очередные парламентские выборы)

5

Финляндия

19 апреля 2015 года (очередные парламентские выборы)

6

Великобритания

7 мая 2015 года (очередные парламентские выборы)

7

Турция

7 июня 2015 года (очередные парламентские выборы)

8

Дания

18 июня 2015 года (досрочные парламентские выборы)

9

Греция

20 сентября 2015 года (досрочные парламентские выборы)

10

Кыргызстан

4 октября 2015 года (очередные парламентские выборы)

11

Португалия

4 октября 2015 года (очередные парламентские выборы)

12

Швейцария

18 октября 2015 года (очередные парламентские выборы)

13

Канада

19 октября 2015 года (очередные парламентские выборы)

14

Польша

25 октября 2015 года (очередные парламентские выборы)

15

Турция

1 ноября 2015 года (досрочные парламентские выборы)

16

Азербайджан

1 ноября 2015 года (очередные парламентские выборы)

17

Хорватия

8 ноября 2015 года (очередные парламентские выборы)

18

Испания

20 декабря 2015 года (очередные парламентские выборы)

 

 

 

 

 

2016 год

1

Ирландия

26 февраля 2016 года (очередные парламентские выборы)

2

Словакия

5 марта 2016 года (очередные парламентские выборы)

3

Казахстане

20 марта 2016 года (досрочные парламентские выборы)

4

Сербия

24 апреля 2016 года (досрочные парламентские выборы)

5

Кипр

22 мая 2016 года (очередные парламентские выборы)

6

Испания

26 июня 2016 года (очередные парламентские выборы)

7

Монголия

29 июня 2016 года (очередные парламентские выборы)

8

Хорватия

11 сентября 2016 года (досрочные парламентские выборы)

9

Беларусь

11 сентября 2016 года (очередные парламентские выборы)

10

Российская Федерация

18 сентября 2016 года (очередные парламентские выборы)

11

Чехия

7-8 октября 2016 года (очередные выборы Сената)

12

Грузия

8 октября 2016 года (очередные парламентские выборы)

13

Литва

9 октября 2016 года (очередные парламентские выборы)

14

Черногория

16 октября 2016 года (очередные парламентские выборы)

15

США

8 ноября 2016 года (очередные парламентские выборы)

16

Сан-Марино

20 ноября 2016 года (досрочные парламентские выборы)

17

Румыния

11 декабря 2016 года (очередные парламентские выборы)

18

Македония

11 декабря 2016 года (досрочные парламентские выборы)

 

 

 

 

 

2017 год

1

Лихтенштейн

5 февраля 2017 года (очередные парламентские выборы)

2

Нидерланды

15 марта 2017 года (очередные парламентские выборы)

3

Болгария

26 марта 2017 года (досрочные парламентские выборы)

4

Армения

2 апреля 2017 года (очередные парламентские выборы)

5

Мальта

3 июня 2017 года (очередные парламентские выборы)

6

Великобритания

8 июня 2017 года (досрочные парламентские выборы)

7

Франция

11 июня 2017 года (очередные парламентские выборы)

8

Албания

25 июня 2017 года (очередные парламентские выборы)

9

Норвегия

11 сентября 2017 года (очередные парламентские выборы)

10

ФРГ

24 сентября 2017 года (очередные парламентские выборы)

11

Австрия

15 октября 2017 года (досрочные парламентские выборы)

12

Чехия

21-22 октября 2017 года (очередные парламентские выборы)

13

Исландия

28 октября 2017 года (досрочные парламентские выборы)

 

 

 

 

 

2018 год

1

Монако

11 февраля 2018 года (очередные парламентские выборы)

2

Италия

4 марта 2018 года (очередные парламентские выборы)

3

Туркменистан

25 марта 2018 года (очередные парламентские выборы)

4

Венгрия

8 апреля 2018 года (очередные парламентские выборы)

5

Азербайджан

11 апреля 2018 года (досрочные парламентские выборы)

6

Словения

3 июня 2018 года (досрочные парламентские выборы)

7

Турция

24 июня 2018 года (досрочные парламентские и президентские выборы)

8

Швеция

9 сентября 2018 года (очередные парламентские выборы)

9

Латвия

6 октября 2018 года (очередные парламентские выборы)

10

Босния и Герцеговина

7 октября 2018 года (очередные парламентские выборы)

11

Люксембург

14 октября 2018 года (очередные парламентские выборы)

12

США

6 ноября 2018 года (очередные и промежуточные парламентские выборы)

13

Армения

9 декабря 2018 года (досрочные парламентские выборы)

 

 

 

 

 

2019 год

1

Молдова

24 февраля (воскресенье)2019 года (очередные парламентские выборы)

2

Эстония

3 марта (воскресенье) 2019 года (очередные парламентские выборы)

3

Андорра

7 апреля (воскресенье) 2019 года (очередные парламентские выборы)

4

Финляндия

14 апреля (воскресенье)2019 года (очередные парламентские выборы)

5

Испания

28 апреля (воскресенье) 2019 года (досрочные парламентские выборы)

6

Бельгия

26 мая (воскресенье) 2019 года (очередные парламентские выборы)

7

Дания

5 июня 2019 (очередные парламентские выборы)

8

Греция

7 июля (воскресенье) 2019 года (досрочные парламентские выборы)

9

Украина

21 июля (воскресенье) 2019 года (досрочные парламентские выборы)

10

Австрия

29 сентября (воскресенье) 2019 года (досрочные парламентские выборы)

11

Португалия

6 октября (воскресенье) 2019 года (очередные парламентские выборы)

12

Польша

13 октября (воскресенье) 2019 года (очередные парламентские выборы)

13

Швейцария

20 октября (воскресенье) 2019 года (очередные парламентские выборы)

14

Канада

21 октября (понедельник) 2019 года (очередные парламентские выборы)

15

Испания

10 ноября (воскресенье) 2019 года (досрочные парламентские выборы)

16

Беларусь

17 ноября (воскресенье) 2019 года (очередные парламентские выборы)

17

Узбекистан

22 декабря  (воскресенье) 2019 года (очередные парламентские выборы) -

в соответствии со статьей 117 Конституции Узбекистана выборы проводятся в год истечения конституционного срока полномочий палаты в первое воскресенье третьей декады декабря.

В соответствии со статьей 36 Избирательного кодекса Узбекистана решение о назначении календарной даты проведения парламентских выборов должно быть принято ЦИК Узбекистана не позднее чем за три месяца до истечения конституционного срока полномочий Законодательной палаты - нижней палаты парламента.

Решение о назначении очередных парламентских выборов на 22 декабря 2019 года было принято ЦИК Узбекистана 20 сентября 2019 года.

 

 

 

 

 

2020 год

1

Словакия

март 2020 года ((очередные парламентские выборы)

2

Сербия

апрель 2020 года (очередные парламентские выборы)

3

Монголия

июнь 2020 (очередные парламентские выборы)

4

Черногория

октябрь 2020 года (очередные парламентские выборы)

5

Кыргызстан

октябрь 2020 года (очередные парламентские выборы)

6

Литва

октябрь 2020 года (очередные парламентские выборы)

7

США

3 ноября (вторник) 2020 года (очередные парламентские выборы)

8

Грузия

ноябрь 2020 года (очередные парламентские выборы)

9

Азербайджан

ноябрь 2020 года (очередные парламентские выборы)

10

Румыния

декабрь 2020 года (очередные парламентские выборы)

11

Хорватия

декабрь 2020 года (очередные парламентские выборы)

12

Республика Северная Македония

декабрь 2020 года (очередные парламентские выборы)

13

Таджикистан

2020 год (очередные парламентские выборы)

 

ПРИМЕЧАНИЕ

[1] Так, по состоянию на 30 сентября 2017 года Комиссией не было рассмотрено около 20 жалоб, которые были поданы еще при проведении выборов в США в 2016 году, т.е не они рассматривались в течение почти двух лет.