Перенос проведения выборов, референдумов в условиях коронавирусной эпидемии: «электоральная пандемия коронавируса»

Перенос проведения выборов, референдумов в условиях коронавирусной эпидемии: «электоральная пандемия коронавируса»

Владимир Лысенко, член Совета Российского фонда свободных выборов, доктор юридических наук

24 марта, 2020

В 2020 году парламентские, президентские, местные выборы, иные виды голосований, в том числе референдумы, плебисциты, должны проводиться в ряде государств, в частности, в Австралии, Армении, Беларуси, Боливии, Вануату, Великобритании, Гвинеи, Доминиканской Республике, Исландии, Италии, Иране, на Кипре, в Южной Корее, Кыргызстане, Литве, Республике Северной Македонии, Малави, Мали, Монголии, Новой Зеландии, Польше, Сербии, Сирии, США, Таджикистане, Франции, Хорватии, Черногории, Чили, Швейцарии, Шри-Ланка, ЮАР (см. Приложение)1.

В связи с пандемией коронавируса2 в некоторых государствах (в 18 государствах), в которых проводятся либо предстоит проведение различного рода выборов (парламентских, президентских и местных) или референдумов приняты решения о переносе даты проведения выборов (референдумов) в целом либо о переносе проведения, в частности, второго тура голосования, либо о введении ряда ограничительных мер, которые, фактически, не позволяют проводить соответствующие выборы и референдумы в ранее установленные календарные сроки (например, Австралия, Армения, Боливия, Великобритания, Иран, Италия, Канада, Кипр, Кыргызстан, Республика Северная Македония, Сербия, Сирия, США – например, муниципальные выборы в отдельных штатах, Франция, Чили, Швейцария, Шри-Ланка, ЮАР).

В ряде государств такой перенос «коронавирусных выборов, референдумов» производится в связи с введением в стране режима чрезвычайного положения, предусмотренного конституцией и законодательством (например, Армения, Италия, Кипр, Кыргызстан, Сербия, Чили, Швейцария), в других – в рамках обострения эпидемиологической обстановки, введения ряда ограничений, но без введения режима чрезвычайного положения (например, Великобритания, Иран, Сирия, Франция) либо в качестве профилактической противоэпидемиологической меры (например, Сирия).

В отдельных государствах указанные решения были приняты уполномоченными государственными органами и должностными лицами на основании рекомендаций органов здравоохранения и национального (центрального) избирательного органа (например, Великобритания, Сербия), в других – решений судебных органов (например, США – отдельные штаты, ЮАР), либо иных органов (например, Кыргызстан).

В частности, во Франции второй тур голосования на коммунальных выборах должен был состояться 22 марта (воскресенье) 2020 года, в Сирии голосование на очередных парламентских выборах – 13 апреля (понедельник), в Иране второй тур голосования на очередных парламентских выборах – 17 апреля (пятница), в Сербии голосование на очередных парламентских выборах – 26 апреля (воскресенье), в Чили голосование на конституционному референдуме – 26 апреля (воскресенье), на Кипре голосование на очередных парламентских выборах – на шесть месяцев, в Великобритании голосование на очередных местных выборах – 7 мая (четверг) 2020 года.

При этом сроки переноса выборов либо голосования варьируются от одного года (например, Великобритания) до нескольких недель или месяцев (например, Кипр, Сирия, Франция, Чили), либо голосование на выборах, референдумах переносится на неопределенный срок (например, Армения, Боливия, Иран, Италия, Канада, Республика Северная Македония, Сербия, Швейцария, Шри-Ланка).

Необходимо также отметить, что в тех государствах, где в условиях эпидемии коронавируса проводились первые туры голосования на соответствующих выборах, явка избирателей была значительно – примерно на 20% – ниже, чем при проведении прошлых выборов (например, Иран, Франция).

Так, в Иране при проведении первого тура голосования на очередных парламентских выборах в голосовании приняло участие 42,57% избирателей, что почти на 20% ниже, чем при проведении в 2016 году прошлых парламентских выборов (около 42%).

Во Франции при проведении 15 марта 2020 года первого тура голосования на коммунальных выборах в голосовании приняло участие 44,46% избирателей, что почти на 20% ниже, чем при проведении в 2014 году прошлых коммунальных выборов (63,67%).

В некоторых государствах в национальные парламенты вносятся законопроекты о переносе проведения выборов на другой срок (например, Великобритания), в других – такое перенос непосредственно вытекает в связи с введением в стране режима чрезвычайного положения и действует до его отмены (например, Армения, Сербии).

В некоторых государствах в условиях эпидемии коронавируса проведение выборов не откладывается, в ряде случаев их проведение, наоборот, даже совмещается с проведением конституционного референдума (например, Австрия, Гвинея, Кыргызстан, Мали, ФРГ).

При этом в отдельных государствах уполномоченные органы принимают решения о проведении, в частности, второго тура голосования на выборах с использованием иной – дистанционной – избирательной процедуры, предусмотренной законодательством, чем та, которая первоначально являлась основной при проведении первого тура голосования (непосредственное голосование избирателей в помещении для голосования избирательного участка), а именно: в новых эпидемиологических условиях голосования предусматривается проведение голосования избирателей непосредственно не в помещении для голосования избирательного участка, а дистанционно – исключительно только по почте (например, ФРГ – отдельные федеральные земли).

В отдельных государствах оппозиционные политические силы требуют от главы государств и правительства перенести проведение выборов на более безопасный в эпидемиологический отношении срок (например, Сингапур) либо проведение выборов предопределяется необходимостью проведения всех предусмотренных законодательством первоначальных действий по выдвижению кандидатов (например, США).
БДИПЧ ОБСЕ осуществляет международное наблюдение за подготовкой к проведению выборов в некоторых государствах – участниках ОБСЕ.

Так, при подготовке к проведению 12 апреля 2020 года в Республике Северная Македония досрочных парламентских выборов миссия БДИПЧ ОБСЕ находилась в стране и осуществляла международное наблюдение за подготовкой к проведению указанных выборов.

В некоторых государствах миссии международного наблюдения в связи с эпидемией коронавируса досрочно покинули территорию данных государств (например, миссия международного наблюдения Форума Тихоокеанских островов, осуществлявшая наблюдение на очередных парламентских выборах в Вануату, проводимых 19 марта 2020 года).

В целом, на практике встает вопрос о проведении выборов, референдумов (голосований) в чрезвычайных кризисных условиях, в данном случае, в условиях развивающейся пандемии (эпидемии) коронавируса.

На практике, используемые модели (в частности, в формате переноса сроков голосования либо проведения голосования избирателей (участников голосований) с использованием дистанционных избирательных процедур) являются одним из электоральных ответов при проведении выборов и референдумов в условиях разрастания эпидемии коронавируса (либо предупреждения развития эпидемии).

1. Перенос проведения выборов и референдумов в связи с эпидемией коронавируса3.

В 18 государствах в условиях эпидемии коронавируса (либо в противоэпидемиологических целях) уже приняты соответствующие решения о переносе выборов (референдумов) в целом либо вторых туров голосования, либо введен ряд ограничительных мер, которые фактически не позволяют провести соответствующие выборы, референдумы в ранее установленные календарные сроки (например, Австралия, Армения, Боливия, Великобритания, Иран, Италия, Канада, Кипр, Кыргызстан, Республика Северная Македония, Сербия, Сирия, США – например, муниципальные выборы в отдельных штатах, Франция, Чили, Швейцария, Шри-Ланка, ЮАР).

Так, в Австралии в штате Квинсленд на 28 марта (суббота) 2020 года было назначено проведение муниципальных выборов в 77 представительных органах местного самоуправления, а также дополнительных выборов по замещению вакантных депутатских мандатов в законодательный орган штата.

В списки избирателей было включено около 3,2 млн. избирателей.

В соответствии с законодательством избиратели вправе были принять участие в досрочном голосовании, а также непосредственно в лень голосования в помещении для голосования соответствующего избирательного участка.

При этом избирателям также предоставлялась возможность проголосовать по телефону.

Фактически значительное число избирателей уже приняло участие в досрочном голосовании, либо обратилось в соответствующие электоральные органы с заявлением о предоставлении возможности проголосовать по почте.

Тем не менее, в связи с эпидемией коронавируса в парламент штата был внесен законопроект о предоставлении правительству штата возможности переноса указанных выборов (решение было принято).

В Армении на 5 апреля (воскресенье) было назначено проведение конституционного референдума по вопросу о внесении изменений в статью 213 Конституции Армении, принятую в 2015 году, в части увольнения семи судей Верховного суда Армении (из 9), которые были назначены до революционных событий 2018 года.

В связи с эпидемией коронавируса 16 марта было принято решение об откладывании голосования на конституционном референдуме на неопределенный срок.

С 16 марта в стране был введен 30-дневный режим чрезвычайного положения.

Предположительно в период от 50 до 60 дней со дня окончания режима чрезвычайного положения может быть проведено голосование на отложенном конституционном референдуме.

В Боливии введен карантин продолжительностью 14 календарных дней.

21 марта 2020 года переходным правительством Боливии было принято решение о приостановке подготовки к проведению назначенных на 3 мая (воскресенье) 2020 года повторных парламентских и президентских выборов в связи с коронавирусом (зафиксировано 19 случаев заболевания коронавирусом, в том числе первый случай – 11 марта).

Высший избирательный суд Боливии в качестве исключительной меры приостановил с 22 марта на 14 календарных дней подготовку к проведению указанных выборов.

При этом срок возобновления подготовки к проведению указанных выборов Высшим избирательным судом Боливии не определен, т.е. проведение выборов пока откладывается на неопределенный срок.

В Великобритании 13 марта 2020 года правительство на основании рекомендаций органов здравоохранения и Избирательной комиссии Великобритании приняло решение о переносе на один год (на май 2021 года) проведение очередных местных выборов (депутатов местных советов и мэров) в Англии и Уэльсе, в том числе в Лондоне, которые первоначально были назначено на 7 мая (четверг) 2020 года.

При этом на момент принятия решения правительства Великобритании о переносе проведения местных выборов режим чрезвычайного положения введен не был.

В Палату общин – нижнюю палату парламента будет внесен законопроект о переносе местных выборов на 2021 год.

Необходимо отметить, что в современной электоральной истории Великобритании уже был случай переноса дня голосования на очередных парламентских выборах.

Так, в 2001 году день голосования на очередных парламентских выборах был перенесен с 1 мая на 7 июня в связи эпидемией ящура (т.е. на 38 календарных дней).

В Иране 21 февраля (пятница) 2020 года был проведен первый тур голосования на очередных парламентских выборах.

Однако, в связи с эпидемией коронавируса проведение второго тура голосования на очередных парламентских выборах, который должен был состояться 17 апреля (пятница) 2020 года в 11 избирательных округах, было отложено на неопределенный срок.

При проведении первого тура голосования в условиях эпидемии коронавируса явка избирателей была низкой – 42,57% (в целом, при проведении парламентских выборов наблюдалась тенденция роста уровня участия избирателей в голосовании: в 2004 году – 50,57%, в 2008 году – 49,47%, в 2012 году – 64,2%, в 2016 году – около 62%, т.е. общее увеличение составило более 12%; в 2020 году в условиях эпидемии коронавируса явка избирателей упала почти на 20%).

При этом на момент принятия решения о переносе проведения второго тура голосования на парламентских выборах режим чрезвычайного положения в стране не был введен.

В Италии на 29 марта (четверг) 2020 года было назначено проведение конституционного референдума по вопросу о сокращении численности парламентарием палат национального парламента.

В связи с эпидемией коронавируса и введением в стране режима чрезвычайного положения не позднее 23 марта должно было быть принято решение об откладывании голосования на конституционном референдуме на соответствующий, в том числе неопределенный срок.

Решение об откладывании голосования на конституционном референдуме на неопределенный срок было принято правительством Италии 5 марта 2020 года; в соответствии с принятым решением в парламент должен быть внесен законопроект о переносе проведения конституционного референдума.

В Канаде на 11 мая (понедельник) 2020 года было назначено проведение очередных муниципальных выборов.

В связи с эпидемией коронавируса и введением в провинции режима чрезвычайного положения 17 февраля 2020 года законодательным органом провинции Нью-Брансуик было принято решение о переносе проведения указанных выборов.

На Кипре на 12 апреля (воскресенье) 2020 года было назначено проведение очередных президентских выборов.

В связи с эпидемией коронавируса и введением в стране режима чрезвычайного положения в марте 2020 года было принято решение о переносе проведения очередных президентских выборов на шесть месяцев, которое должно быть юридически оформлено.

В Кыргызстане 12 апреля (воскресенье) 2020 года проводятся очередные местные выборы в пяти городах (Ош, Токмак, Каракол, Балыкчи и Майллу-Суу) и 25 сельских поселениях.

В местных выборах в городские советы принимают участие 22 политические партии, зарегистрировавшие 50 списков кандидатов, в которые включено более 3.000 кандидатов; в сельских поселениях по состоянию на 22 марта зарегистрировано 980 кандидатов.
19 марта Центральная комиссия по выборам и референдумам Кыргызстана приняла постановление о соблюдении профилактических и противоэпидемиологических мер при проведении голосования в помещении избирательных участков.

При этом Комиссия рекомендовала политическим партиям и кандидатам соблюдать действующие ограничения в отношении проведения массовых публичных агитационных мероприятий, ограничиваться при проведении предвыборной агитации печатными и аудиовизуальными агитационными материалами, Интернет и социальными сетями.

В списки избирателей при проведении местных выборов включено 342.245 избирателей, зарегистрировано, как уже отмечалось, более 4.000 кандидатов.

В условиях эпидемии коронавируса проведение указанных выборов первоначально не откладывалось.

При этом Центральная комиссия по выборам и референдумам Кыргызстана  внесла в Совет национальной безопасности Кыргызстана для обсуждения предложение о переносе проведения местных выборов в связи с эпидемией коронавируса до нормализации эпидемиологической ситуации.

Совет национальной безопасности Кыргызстана поддержал инициативу Центральной комиссия по выборам и референдумам Кыргызстана о переносе указанных местных выборов на неопределенный срок.

В стране зарегистрировано 14 случаев заболевания коронавирусом.

С 22 марта в стране введен режим чрезвычайного положения.

В Республике Северная Македония на 12 апреля (воскресенье) 2020 года было назначено проведение досрочных парламентских выборов, в которых принимали участие 15 политических партий и политических коалиций.

Семью парламентскими политическими партиями в связи с эпидемией коронавируса и введением правительством ряда ограничительных мер, в том числе на проведение публичных мероприятий, 17 марта 2020 года было принято решение о переносе проведения указанных парламентских выборов.

Указанное политическое решение должно получить правовое оформление, в том числе в условиях распущенного в связи с назначением досрочных парламентских выборов национального парламента и функционирования переходного правительства (в состав которого входят представители правящей и оппозиционных политических партий), а также определения возможной даты проведения отложенных парламентских выборов.

Парламентские политические партии предложили правительству ввести в стране режим чрезвычайного положения.

Миссия БДИПЧ ОБСЕ находилась в стране и осуществляла международное наблюдение за подготовкой к проведению указанных досрочных парламентских выборов.

В Сербии на 26 апреля (воскресенье) 2020 года были назначены очередные парламентские выборы (прошлые парламентские выборы были проведены 13 апреля 2016 года: в соответствии с новой Конституцией Сирии в состав Народного совета – однопалатного парламента на четырехлетний срок полномочий избирается 250 депутатов).

В связи с эпидемией коронавируса и введением в стране чрезвычайного положения проведение парламентских выборов было отложено: 16 марта 2020 года Государственная избирательная комиссия Сербии приняла соответствующее решение.

Президент Сербии Александр Вучич, который является также лидером правящей политической партии «Сербская прогрессивная партия», в соответствии с законодательством ввел с 15 марта 2020 года в стране режим чрезвычайного положения.

Сроки возобновления и проведения избирательных процедур будут определены после отмены чрезвычайного положения.

В Сирии 14 марта Президентом Сирии было принято решение о переносе на один месяц проведения очередных парламентских выборов.

Голосование на очередных парламентских выборах должно было состояться 13 апреля (понедельник) 2020 года.

Новый день голосования определен Указом Президента Сирии Башара Асада: голосование на указанных парламентских выборах должно состояться 20 (среда) мая, т.е. голосование переносится на 38 дней.

При этом указанная мера рассматривается в качестве предупредительно-профилактической, поскольку официально на территории страны не зарегистрировано ни одного случае заболевания коронавирусом.

Во Франции после проведения 15 марта 2020 года первого тура коммунальных выборов 16 марта было принято решение о переносе проведения второго тура голосования, первоначально предусмотренного на 22 марта, на новый срок – на 21 (воскресенье) 2020 года, т.е. голосование переносится на 3 месяца.

При этом на момент принятия решения о переносе проведения коммунальных выборов (второго тура голосования) режим чрезвычайного положения в стране введен не был.

16 марта 2020 года Премьер-министром Франции были проведены консультации с представителями органов здравоохранения, экспертами и представителями политических партий по вопросу о переносе даты проведения второго тура голосования, в ходе которых было выработано общее решение; при этом результаты первого тура голосования не аннулируются

16 марта (понедельник) поздно вечером Президентом Франции было принято решение о переносе второго тура голосования на коммунальных выборах на 21 июня (воскресенье) 2020 года.

МВД Франции подготовило законопроект о внесении изменений в Избирательный кодекс Франции в части регулирования порядка проведения второго тура голосования на коммунальных выборах: так, законопроектом предлагается – применительно к данным коммунальным выборах – ввести положение о возможности переноса дня проведения второго тура голосования, как минимум, на несколько недель.

Кроме того, МВД Франции подготовило для внесения в парламент законопроект о продлении полномочий действующих мэров и коммунальных советников, конституционный срок полномочий которых истекает в марте, до проведения отложенного второго тура голосования на коммунальных выборах.

Вместе с тем, кандидаты, избранные в первом туре голосования, в соответствии с законодательством приступят к исполнению своих обязанностей в установленный срок.

Специальный медицинский комитет в середине мая на своем заседании должен будет рассмотреть возможность проведения отложенного второго тура голосования 21 июня 2020 года; в соответствии с его рекомендациями будут приняты дальнейшие электоральные решения.

18 марта 2020 года в стране введен режим чрезвычайного положения.

В Чили 26 апреля 2020 года должен был состояться первый национальный (конституционный) референдум, на который должны были быть вынесены следующие два вопроса: «Выступаете ли вы за принятие новой конституции?» и «Кто должен разработать новую конституцию – Учредительное собрание или Смешанное учредительное собрание?».

В случае если на национальном (конституционном) референдуме будет принято решение о подготовке проекта новой Конституции Чили Смешанными учредительным собранием, то выборы членов указанного Собрания должны быть проведены в октябре 2020 года.

Президент Чили 19 марта 2020 года объявил в стране 90-дневный режим чрезвычайного положения.

В условиях эпидемии коронавируса парламентскими политическими партиями было принято решение о переносе проведения указанного конституционного референдума с 26 апреля на 25 октября (решение о переносе дня голосования должно было быть законодательно оформлено решением парламента, принятого двумя третями голосов парламентариев: 

19 марта Конгресс Чили двумя третями голосов парламентариев перенес проведение конституционного референдума на 25 октября 2020 года).

В Швейцарии в условиях эпидемии коронавируса Федеральным Советом – правительством Швейцарии с 17 марта по 19 апреля 2020 года был введен режим чрезвычайного положения, который фактически не позволяет проводить соответствующие выборы и референдумы в ранее установленные календарные сроки.

В частности, Федеральным советом 18 марта было принято решение об отмене проведения назначенного на 17 мая национального референдума (все политические партии, ассоциации работодателей, а также профессиональные союзы поддержали данное решение).

Решение об установлении другой календарной даты проведения национального референдума будет принято Федеральным советов в конце мая 2020 года.

Отмена референдума является первым случаем за последние 70 лет, при этом, однако, необходимо отметить, что в современной электоральной истории Швейцарии уже был случай переноса дня голосования на национальном референдуме.

Так, в 1951 году день голосования на национальном референдуме был перенесен в связи эпидемией ящура в ряде кантонов конфедерации.

В Шри-Ланке в связи с эпидемией коронавируса принято решение перенести на неопределенный срок назначенные на 26 апреля (воскресенье) 2020 года очередные парламентские выборы5.

В стране введен комендантский час в отношении 850.000 человек.

В ЮАР поведение дополнительных выборов для замещения вакантных депутатских мандатов должно было состояться в марте, апреле и мае 2020 года.

Одной из особенностей избирательного процесса является достаточно близкий и массовый личный (тактильный) контакт членов участковых избирательных органов и избирателей в процессе голосования, в том числе при выдаче избирательных бюллетеней, маркировке специальными чернилами пальцев рук проголосовавших избирателей, а также при подсчете членами участковых избирательных органов избирательных бюллетеней после окончания официального времени голосования.

В стране 15 марта 2020 года был введен режим чрезвычайного положения в связи с эпидемией коронавируса.

Верховный суд страны 19 марта 2020 года принял решение о возможности Избирательной комиссией ЮАР принять решение о переносе проведения дополнительных выборов в ряде избирательных округов в связи с эпидемией коронавируса.

Верховный суд ЮАР в своем решении указал, что отложенные дополнительные выборы должны быть проведены за пределами 90-дневного периода для замещения вакантных депутатских мандатов, но не позднее 120 дней со дня вынесения Судом указанного решения.

Избирательная комиссия ЮАР осуществляет мониторинг эпидемиологической обстановки в стране в части возможного проведения отложенных дополнительных выборов после истечения установленного Верховным судом ЮРА «санитарно-эпидемиологического периода».

Избирательная комиссия ЮАР призвала избирателей для получения достоверной электоральной информации посещать сайт Комиссии в сети Интернет, а также знакомиться с информацией, размещаемой в официальных средствах массовой информации.

Кроме того, в Гибралтаре 12 марта 2020 года в условиях эпидемии коронавируса и с согласия представителей политических партий – участников национального референдума также было принято решение о переносе национального референдума, первоначально назначенного 19 марта (четверг) 2020 года.

Новая дата голосования на национальном референдуме будет определена законодателем после того, как будет устранена эпидемиологическая угроза здоровью и жизни людей.

На Острове Чук (Микронезия), одном из четырех основных островов, входящих в качестве субъектов федерации в состав Федеративных Штатов Микронезии, 5 марта (четверг) 2020 года планировалось проведение референдума по вопросу о независимости от Микронезии, т.е. о выходе из состава Федерации.

В феврале 2020 года в связи с эпидемией коронавируса было принято решение о переносе проведения референдума на 2022 год.

В целом это уже третий по счету перенос проведения референдума за последние годы (первоначально проведение референдума планировало совместить с проведением 3 марта 2015 года федеральных выборов, затем было принято решение о проведении референдума 5 марта 2019 года и, наконец, 5 марта 2020 года).

2. Проведение выборов и референдумов в условиях эпидемии коронавируса.

2.1. В некоторых государствах в условиях эпидемии коронавируса проведение выборов не откладывается, в ряде случаев их проведение даже совмещается с проведением конституционного референдума (например, Австрия, Вануату, Гвинея, Мали, Польша, Фолклендские острова, ФРГ).

При этом в отдельных государствах уполномоченные органы принимают решения о проведении, в частности, второго тура голосования на выборах с использованием иной – дистанционной – избирательной процедуры, предусмотренной законодательством, чем та, которая первоначально являлась основной при проведении первого тура голосования (непосредственное голосование избирателей в помещении для голосования избирательного участка), а именно: в новых эпидемиологических условиях голосования предусматривается проведение голосования избирателей непосредственно не в помещении для голосования избирательного участка, а дистанционно – исключительно только по почте (например, ФРГ).

Так, в Австрии в соответствии с законодательством 15 и 22 марта, а также 15 апреля 2020 года и в условиях принимаемых мер по борьбе с эпидемией коронавируса, в том числе ограничению проведения массовых публичных мероприятий, в ряде федеральных земель проводятся муниципальные выборы.

В Вануату 19 марта (четверг) 2020 года были проведены очередные парламентские выборы.

Выборы проводились в 18 многомандатных избирательных округах для замещения 52 депутатских мандатов.

Парламент из своего состава назначает Премьер-министра Вануату, который, в свою очередь, из числа парламентариев формирует состав Кабинета министров.

Для проведения выборов и голосования избирателей было образовано 18 многомандатных избирательных округов, а также 352 избирательных участка.

Для регистрации в качестве кандидата необходимо было внести избирательный залог в размере 833,13 долларов США: был зарегистрирован 231 кандидат, в том числе 11 женщин.

В списки избирателей было включено около 278.000 избирателей (по сравнению с прошлыми парламентскими выборами, состоявшимися в 2016 году, в списки избираталей включено 39% новых избирателей).

Для проведения голосования избирателей был образован 351 избирательный участок.

Голосование избирателей проводилось в условиях зафиксированных случаев заболевания коронавирусом.

При этом на некоторые избирательные участки в отдаленных и труднодоступных островных местностях (в связи с плохими погодными условиями) не были своевременно доставлены ящики для голосования, и начало голосование избирателей было отложено на несколько часов.

В связи с эпидемией коронавируса некоторые международные организации, осуществлявшие наблюдение на указанных парламентских выборах (в частности, Форум Тихоокеанских островов), досрочно отозвали своих наблюдателей.

В Гвинеи Указом Президента Гвинеи Альфа Конде на 22 марта (воскресенье) 2020 года было назначено проведение конституционного референдума (фактически конституционный референдум должен был быть проведен 1 марта 2020 года, однако указанная дата его проведения была перенесена

Президентом Гвинеи в связи с раздававшейся национальной и международной критикой в части обеспечения честного характера его проведения).

Проведение референдума по вопросу о принятии новой Конституции Гвинеи, идея о проведении которого была обнародовано Президентом Гвинеи еще в сентябре 2019 года6, совмещено с проведением голосования на очередных парламентских выборах.

В парламентских выборах по замещению 114 депутатских мандатов по смешанной (мажоритарно-пропорциональной) избирательной системе принимают участие кандидаты от 43 политических партий.

В рамках указанной избирательной системы 38 депутатских мандатов (из 114) замещаются в 38 одномандатных избирательных округах, образованных в административно-территориальных границах 38 префектур и пяти коммун столицы Гвинеи – города Конакри по мажоритарной избирательной системе относительного большинства; остальные 46 депутатских мандатов замещаются по единому (национальному) избирательному округу по пропорциональной избирательной системе.

Часть политической оппозиции бойкотирует выборы в Национальную ассамблею – однопалатный парламент Гвинеи в составе 114 депутатов.

При проведении в 2013 году прошлых парламентских выборов большинство депутатских мандатов получила политическая партия «Объединение гвинейского народа», председателем которой является действующий Президент Гвинеи Альфа Конде.

Выборы и референдум проводятся в условиях двух случаев заболевания коронавирусом (один из заболевших уже выздоровел), а также введения соответствующих ограничений в части передвижения и проведения публичных мероприятий на территории соседних государств7.

Президент Гвинеи и Правительство Гвинеи призывали избирателей (участников референдума) принять участие в голосовании при соблюдении основных гигиенических правил.

При этом за два дня до дня голосования и до 15:00 дня голосования был отключен доступ к сети Интернет и социальным сетям.

В списки избирателей (участников конституционного референдума) включено более 5 млн. человек.

Координатор Национального агентства по безопасности здоровья Сакоба Кейта дал рекомендацию избирателям в помещениях для голосования избирательных участков держаться друг от друга на расстоянии не менее одного метра.

Члены участковых избирательных комиссий были снабжены медицинскими марлевыми масками.

Избиратели входили по одному в помещение для голосования; некоторые избиратели имели медицинские марлевые маски.

Голосование проводилось с 08:00 до 18:00 по местному времени, т.е. продолжительность голосования составляла 10 часов.

Результаты парламентских выборов и конституционного референдума должны быть обнародованы через несколько дней со дня проведения голосования.

В Мали, несмотря на распространение коронавируса на Африканском континенте, было принято решение о проведении 29 марта (воскресенье) 2020 года первого тура голосования на многократно откладываемых с 2018 года (в связи с экстремистскими проявлениями) парламентских выборах и 19 апреля (воскресенье) – второго тура голосования.

В Польше 10 мая (воскресенье) 2020 года должен состояться первый тур голосования на очередных выборах Президента Польши и 24 мая (воскресенье) – в случае если ни один из кандидатов не получит более 50% действительных голосов избирателей – второй тур голосования.

В президентских выборах принимает участие действующий Президент Польши Анджей Дуда, который баллотируется на второй срок.

По состоянию на 22 марта 2020 года в Польше зафиксировано 536 случаев заболевания коронавирусом.

Несмотря на призывы политической оппозиции перенести проведение президентских выборов решение об их возможном переносе пока не принято (наоборот, Ярославом Качиньским, лидером правящей политической партии «Право и справедливость», официально заявлено, что поскольку

Польша нуждается в политической стабильности, президентские выборы должны быть проведены в предусмотренный Конституцией и законодательством срок).

На Фолклендских островах (заморская территория Великобритании)8 на 26 марта (четверг) 2020 года было назначено проведение голосования на конституционном референдуме по вопросу о создании (образовании) на Фолклендских островах вместо двух избирательных округов (Стэнли и Кэмп), предусмотренных статьей 27 Конституции Фолклендских островов, единого избирательного округа, включающего территорию всех Фолклендских островов.

Первоначально конституционный референдум был назначен на 7 ноября 2019 года, но затем был перенесен на 26 марта 2020 года с тем, чтобы предоставить больше времени правительству для подготовки и проведения конституционного референдума.

Проведение конституционного референдума не было отменено в связи пандемией коронавируса.

Участники конституционного референдума принимают участие в голосовании в помещении для голосования участка референдума, либо по почте.

Для принятия решения, в каждом из действующих избирательных округов не менее двух третей участников конституционного референдума должны проголосовать положительно («за») за переход к единому избирательному округу.

В ФРГ 15 марта (воскресенье) 2020 года состоялся первый тур голосования на земельных выборах в Баварии.

В соответствии с законодательством второй тур голосования должен состояться через две недели – 29 марта.

В условиях эпидемии коронавируса было принято решение не о переносе дня голосования на втором туре, а о дистанционном проведении второго тура голосования избирателей исключительно только по почте.

2.2. В некоторых государствах проведение национальных выборов основывается на первоначальном проведении праймериз по выдвижению кандидатов (например, США).

При этом непроведение партийных праймериз, в том числе незавершение процедуры проведения партийных праймериз на всей территории страны может поставить под сомнение возможность проведения национальных выборов.

Так, в США в соответствии с Конституцией и принятым федеральным законом 3 ноября (вторник) должны быть проведены очередные выборы Президента и Вице-президента США.

При этом Конституция США гласит, что новый Конгресс США должен быть приведен к присяге 3 января года, следующего за годом проведения парламентских выборов, а срок полномочий нового Президента США должен начаться 20 января года, следующего за годом проведения выборов.

Указанные конституционные даты не могут быть изменены путем принятия федерального закона.

Вместе с тем, установление конкретной календарной даты проведения парламентских и президентских выборов (в рамках конституционных положений о проведении выборов в первый вторник после первого понедельник ноября) производится путем принятия Конгрессом США соответствующего федерального закона, и такая практика применяется с 1845 года.

Дата проведения президентских выборов может быть изменена на основании законодательного решения (нового закона), принятого Конгрессом США и подписанного Президентом США, который в рамках стандартной процедуры может быть обжалован в судебном порядке; в этих условиях до вынесения соответствующим судом решения, вступившего в законную силу, не подлежит применения и, следовательно, до тех пор будет оставаться открытым вопрос о новой дате проведения голосования избирателей на президентских выборах.

В целом, в рамках раздвоенной электоральной компетенции, если дата проведения федеральных выборов Конгресса США и Президента США устанавливается федеральным законодателем, то процедуры проведения указанных выборов регулируются законодательством штатов.

В соответствии с законодательством выдвижение кандидатов на должность Президента США проводится на партийных праймериз, проводимых политическими партиями, прежде всего Республиканской партией США и Демократической партией США, во всех 50 штатах страны.

Штаты имеют широкую автономию в определении сроков и процедур проведения первичных выборов (партийных праймериз и собраний избирателей).

При этом порядок определения календарных сроков проведения первичных выборов, в том числе первичных выборов, варьируется от штата к штату.

В этих условиях ряд штатов изменили календарные даты проведения своих первичных выборов (партийных праймериз и собраний избирателей) после проведения в 2016 президентских выборов9.

В частности, с начала февраля 2020 года партийные праймериз уже проведены в ряде штатов страны; при этом в середине марте в двух штатах – Джорджия и Луизиана в связи с эпидемией коронавируса были приняты решения о переносе проведения партийных праймериз.

Данный перенос праймериз является крайне редким явлением в американской политической и электоральной истории.

В штате Джорджия Государственный секретарь штата Брэд Раффенспергер 14 марта принял решение о переносе проведения партийных праймериз с 24 марта на 19 мая 2020 года (решение было одобрено Демократической партией США).

В штате Луизиана в соответствии с законодательством в условиях чрезвычайной ситуации Губернатор штата по предложению Государственного секретаря штата вправе принять решение о переносе дня голосования на выборах, в том числе при проведении первичных выборов (партийных праймериз и собраний).

Так, по предложению Государственного секретаря штата Луизиана Кайла Ардуэна, представителя Республиканской партии США, Губернатор штата Луизиана Джон Бэл Андерс, представитель Демократической партии США, 14 марта своим решением перенес первоначально назначенное на 
4 апреля
проведение первичных выборов на два месяца, т.е. на 20 июня.

При этом в соответствии с партийными правила, принятыми Демократической партией США, партийные праймериз должны быть проведены до 9 июня; кроме того, все делегаты на партийный съезд, который должен быть проведен в г. Милуоки (штат Висконсин), должны быть избраны не позднее 20 июня.

В случае нарушения данного правила, Национальным комитетом Демократической партии США может быть наложено «взыскание» в виде сокращения числа делегатов от партийной организации штата на национальный партийный съезд.

В штате Мэриленд дата проведения первичных выборов Губернатором штата была перенесена с 28 апреля на 2 июня, в том числе в связи с невозможностью организовать в условиях эпидемии коронавируса голосование участников партийных праймериз по почте.

В штате Кентукки дата проведения первичных выборов Губернатором штата по представлению Государственного секретаря штата была перенесена с 19 мая на 23 июня (что выходит, как в штате Луизиана, за календарные рамки вышеуказанного внутрипартийного регулирования календарных сроков проведения праймериз в Демократической партии США (в частности, не позднее чем до 9 июня).

В штате Огайо было объявлено о чрезвычайном санитарном положении за несколько часов до начала проведения первичных выборов (первичные выборы были перенесены).

Дата проведения первичных выборов перенесена с 17 марта на 2 июня.

Верховный суд штата признал законным указанное решение.

Кроме того, в штате Алабама праймериз, проводимые Республиканской партией США на дополнительных выборах в Сенат США, были перенесены с 31 марта на неопределенный срок.

В штате Нью-Йорк рассматривают возможность переноса даты проведения первичных выборов.

В Пуэрто-Рико (одна и пяти территорий США) первичные выборы с 29 марта были перенесены на 26 апреля.

При этом с просьбой перенести календарный срок проведения партийных праймериз к законодательному органу Пуэрто-Рико обратился лидер местного отделения Демократической партии США.

Соответствующие изменения были внесены в Акт Пуэрто-Рико о порядке проведения президентских первичных выборах.

В штате Коннектикут первичные выборы с 28 апреля были перенесены на 2 июня.

В целом, уже шесть штатов, а также федеральная территория Пуэрто-Рико уже перенесли на другие календарные даты ранее установленные календарные даты проведения первичных выборов (партийных праймериз и собраний) (например, штаты Джорджия, Кентукки, Коннектикут, Луизиана, Мэриленд, Огайо, федеральная территория Пуэрто-Рико).

При этом в ряде штатов организаторы первичных выборов переходят на дистанционное участие избираталей в голосовании на основании, в частности, введения процедуры голосования по почте.

В современной электоральной истории США были случаи законодательного переноса даты голосования на выборах.

Так, в 1918 году в связи с эпидемией испанской лихорадки было практически невозможным проведение предвыборной агитации при проведении федеральных выборов.

После известного террористического акта 11 сентября 2001 года при проведении муниципальных выборов и выборов законодательного органа штата было принято чрезвычайное законодательство о переносе даты проведения голосования на указанных выборах на две недели.

В штате Флорида в 2017 году в связи с ураганом ИРМА в некоторых муниципалитетах была перенесена дата голосования на муниципальных выборах.

Кроме того, в отдельных штатах по решению губернаторов штатов были на более поздний срок перенесены муниципальные выборы (например, Массачусетс, Миссури, Техас), а также повторное голосование на выборах в законодательный орган штата (например, Алабама).

Так, в штате Техас Губернатор штата Грэг Эббот 17 марта 2020 года также принял решение о переносе очередных муниципальных выборов, первоначально назначенных на 2 май 2020 года, на более поздний срок, а именно: на 3 ноября 2020 года с совмещением их проведения с федеральными (парламентскими и президентскими) выборами.

В штате Миссури Губернатор штата Майк Парсон в связи с эпидемией коронавируса 18 марта 2020 года принял решение о переносе с 7 апреля на 2 июня 2020 года проведение очередных муниципальных выборов.

Законодательный орган штата Массачусетс планировал принять 23 марта 2020 года специальный закон, предоставляющий местным юрисдикциям так называемое «гибкое» право самостоятельно принимать решения о приостановке либо о переносе голосования на муниципальных выборах в связи с эпидемией коронавируса.

В штате Алабама с 31 марта на 14 июля перенесен второй тур голосования на выборах в Сенат - верхнюю палату законодательного органа штата.

2.3. В некоторых государствах в условиях эпидемии коронавируса проведение выборов не откладывается, несмотря на общественно-политические призывы к их переносу (например, Сингапур).

Так, в Сингапуре очередные парламентские выборы должны были быть проведены до апреля 2021 года.

В марте 2020 года парламент утвердил новую схему образования избирательных округов, а также увеличение численности депутатского корпуса национального парламента с 89 до 93 парламентариев, что является одной из организационно-правовых основ для принятия решения о назначении и проведении парламентских выборов.

Политическая оппозиция, в частности, Демократическая партия Сингапура, Партия трудящихся, выступила с требованием в условиях эпидемии коронавируса не назначать проведение очередных парламентских выборов, которые в соответствии с законодательством должны быть проведены до апреля 2021 года.

В противном случае назначение и проведение указанных выборов, по мнению представителей Демократической партии Сингапура, будет «безответственным актом».

Приложение

КАЛЕНДАРЬ ПРОВЕДЕНИЯ ПАРЛАМЕНТСКИХ, ПРЕЗИДЕНТСКИХ, МЕСТНЫХ ВЫБОРОВ, РЕФЕРЕНДУМОВ И ИНЫХ ГОЛОСОВАНИЙ В ГОСУДАРСТВАХ – УЧАСТНИКАХ ОБСЕ В 2020 ГОДУ*

№ п/п Государство Календарные сроки проведения парламентских, президентских, местных выборов, иных голосований
1 Хорватия 5 января (воскресенье) 2020 года (второй тур голосования на очередных президентских выборах)
2 Австрия

26 января (воскресенье) 2020 года (очередные земельные выборы)

4

Ирландия

8 февраля (суббота) 2020 года (досрочные парламентские выборы)

5

Азербайджан

9 февраля (воскресенье) 2020 года (досрочные парламентские выборы)

6

Швейцария

9 февраля (воскресенье) 2020 года (национальный референдум)**

7

Португалия

12 февраля (среда) 2020 года (муниципальные выборы)

8

ФРГ

23 февраля (воскресенье) 2020 года (отдельные земельные выборы)

9

Словакия

29 февраля (суббота) 2020 года (очередные парламентские выборы)

10

Таджикистан

1 марта (воскресенье) 2020 года (очередные парламентские выборы)

11

Франция

15 марта (воскресенье) (первый тур голосования на коммунальных выборах) и 22 марта (воскресенье) 2020 года (второй тур) - из-за эпидемии коронавируса второй тур голосования перенесен на 21 июня (воскресенье) 2020 года

12

Австрия

15 марта (воскресенье) 2020 года (муниципальные выборы в отдельных федеральных землях)

13

ФРГ

15 марта (воскресенье, первый тур голосования) и 29 марта (воскресенье, второй тур) 2020 года (земельные выборы в Баварии) - принято решение, что при проведении второго тура голосования избиратели принимают участие в голосовании дистанционно - только по почте

14

Швейцария

22 марта (воскресенье) 2020 года (кантональные выборы)

15

Австрия

22 марта (воскресенье) 2020 года (муниципальные выборы в отдельных федеральных землях) - указанные выборы проводятся

16

Италия

29 марта (воскресенье) 2020 года (конституционный референдум) - в связи с эпидемией коронавируса проведение конституционного референдума перенесено на неопределенный срок

17

Армения

5 апреля (воскресенье) 2020 года (конституционный референдум) - из-за эпидемии коронавируса проведение конституционного референдума отложено на неопределенный срок

18

Швейцария

5 апреля (воскресенье) 2020 года (отдельные муниципальные выборы)

19

Республика Северная Македония

12 апреля (воскресенье) 2020 года (досрочные парламентские выборы) - из-за эпидемии коронавируса отменено проведение досрочных парламентских выборов

20

Кыргызстан

12 апреля (воскресенье) 2020 года (муниципальные выборы) - в связи с эпидемией коронавируса проведение конституционного референдума перенесено на неопределенный срок

21

Австрия

15 апреля (среда) 2020 года (муниципальные выборы в отдельных федеральных землях) - указанные выборы проводятся

22

Швейцария

17 апреля (воскресенье) 2020 года (отдельные муниципальные выборы)

23

Российская Федерация

22 апреля (среда) 2020 года (общероссийское голосование по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации)

24

Сербия

26 апреля (воскресенье) 2020 года (очередные парламентские выборы) - из-за эпидемии коронавируса проведение парламентских выборов отложено на неопределенный срок

25

Швейцария

26 апреля (воскресенье) 2020 года (отдельные муниципальные выборы)

26

Северный Кипр

26 апреля (воскресенье) 2020 года (очередные президентские выборы) - из-за эпидемии коронавируса проведение президентских выборов отложено на неопределенный срок

27

Великобритания

7 мая (четверг) 2020 года (очередные местные выборы в Англии и Уэльсе - из-за эпидемии коронавируса проведение местных выборов перенесено на начало мая 2021 года

28

Польша

10 мая (воскресенье) 2020 года (очередные президентские выборы) – выборы проводятся в указанный срок

29

Канада

11 мая (понедельник) 2020 года (муниципальные выборы в отдельных провинциях) - из-за эпидемии коронавируса проведение муниципальных выборов отложено

30

Швейцария

17 мая (воскресенье) 2020 года (национальный референдум) - из-за эпидемии коронавируса проведение национального референдума отложено на неопределенный срок

31

Италия

31 мая (воскресенье) 2020 года (региональные выборы)

32

Швейцария

21 июня (воскресенье) 2020 года (муниципальные выборы)

33

Монголия

24 июня (среда) 2020 (очередные парламентские выборы)***

34

Исландия

27 июня (суббота) 2020 года (очередные президентские выборы)****

35

Беларусь

август 2020 года (очередные президентские выборы) - конкретная дата пока не определена

36

ФРГ

13 сентября (воскресенье) 2020 года (муниципальные выборы)

37

Кыргызстан

4 октября (воскресенье) 2020 года (очередные парламентские выборы)

38

Литва

11 октября (воскресенье, первый тур голосования) и 25 октября (воскресенье, второй тур голосования) 2020 года (очередные парламентские выборы)

39

Канада

17 октября (суббота) 2020 год (муниципальные выборы в отдельных провинциях)

40

Швейцария

27 октября (вторник) 2020 года (национальный референдум)

41

Грузия

октябрь 2020 года (очередные парламентские выборы) - конкретная дата пока не определена

42

Черногория

октябрь 2020 года (очередные парламентские выборы) - конкретная дата пока не определена

43

Молдова

октябрь 2020 год (очередные президентские выборы) - конкретная дата пока не определена

44

Украина

октябрь 2020 год (очередные местные выборы) - конкретная дата пока не определена

45

Босния и Герцеговина

октябрь 2020 год (очередные местные выборы) - конкретная дата пока не определена

46

Канада

2 ноября (понедельник) 2020 год (муниципальные выборы в отдельных провинциях)

47

США*****

3 ноября (вторник) 2020 года (очередные выборы Президента США и Конгресса США) - из-за эпидемии коронавируса перенос проведения муниципальных выборов, а также повторного голосования в законодательные органы в отдельных штатах на соответствующий срок

48

Канада

9 ноября (понедельник) 2020 год (местные выборы в отдельных провинциях)

49

Таджикистан

ноябрь 2020 года (очередные президентские выборы) - конкретная дата пока не определена

50

Монголия

ноябрь 2020 года (местные выборы) - конкретная дата пока не определена

51

Швейцария

29 ноября (воскресенье) 2020 года (национальный референдум)

52

Хорватия

23 декабря (среда) 2020 года (очередные парламентские выборы)

53

Румыния

декабрь 2020 года (очередные парламентские выборы) - конкретная дата пока не определена

54

Ирландия

2020 год (конституционный референдум) - конкретная дата пока не определена

55

Казахстан

2020 год (местные выборы) - конкретная дата пока не определена


[*]  В целом в 2020 году в более 100 государствах должно быть проведено около 140 парламентских, президентских, местных выборов, референдумов и иных голосований.

В частности, должно быть проведено 24 референдума (голосования) (например, Армения, Буркина Фасо, Гана, Гвинея, Гибралтар, Голубой Нил, Абуй и Иуба (о присоединении к Южному Судану), Ирландия, Италия, Киркук (Иран), Ливия, Мали, Новая Зеландия, Новая Каледония, остров Палаван (Филиппины), Российская Федерация, Республика Сербска, Того, Острова Трука, Фарерские острова, Центральноафриканская Республика, Чили, Швейцария, Япония).

В связи с эпидемией коронавируса в 12 государствах приняты решения о переносе даты проведения выборов (референдумов) в целом либо о переносе проведения, в частности, второго тура голосования (например, Армения, Великобритания, Иран, Италия, Канада, Кипр, Республика Северная Македония. Сербия, Сирия, Франция, Чили, Швейцария).

[**]  В Швейцарии в связи с эпидемией коронавируса с 16 марта по 19 апреля 2020 года введен режим чрезвычайного положения, который не позволяет проводить в марте–апреле соответствующие выборы и референдумы в ранее установленные календарные сроки; кроме того, Федеральным советом – правительством было принято решение об отмене проведения назначенного на 19 мая национального референдума.

[***]  В Монголии при проведении 24 июня 2020 года очередных парламентских выборов агитационный период должен начаться 2 июня (в день регистрации кандидатов на указанных выборах).

Великий государственный хурал – однопалатный парламент Монголии состоит из 76 депутатов, избираемых на четыре года.

[****]  В Исландии при проведении 27 июня 2020 года очередных президентских выборах действующий глава государства в своем обращении 1 января 2020 года обнародовал решение баллотироваться на второй срок.

Президентские выборы проводятся по мажоритарной избирательной системе относительного большинства.

[*****] В ряде штатов (например, Миссури, Техас) в связи с эпидемией коронавируса были приняты решения о переносе муниципальных выборов, назначенных, например, на май 2020 года, на более поздний календарный срок, вплоть до совмещения с днем голосования на выборах Президента США и Конгресса США (3 ноября 2020 года).

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] В целом в 2020 году более чем в 100 государствах должно быть проведено около 140 парламентских, президентских, местных выборов, референдумов и иных голосований.

В частности, должно быть проведено 24 референдума (голосования) (например, Армения, Буркина Фасо, Гана, Гвинея, Гибралтар, Голубой Нил, Абуй и Иуба (о присоединении к Южному Судану), Ирландия, Италия, Киркук (Иран), Ливия, Мали, Новая Зеландия, Новая Каледония, остров Палаван (Филиппины), Российская Федерация, Республика Сербска, Того, Острова Трука, Фарерские острова, Фолклендские острова, Центральноафриканская Республика, Чили, Швейцария, Япония).

[2] Всемирная организация здравоохранения 11 мая 2020 года объявила о пандемии коронавируса: в 143 государствах было выявлено около 153.000 инфицированных лиц, из которых 5.700 умерло; по состоянию на 20 марта зарегистрировано более 258.000 заболевших, а также 11,243 умерших от коронавируса.

[3] Как известно, в Демократической Республике Конго проведение в 2018 году президентских выборов было перенесено в связи с эпидемией ЭБОЛА.

[4] В свою очередь, в Комиссию с аналогичным предложением обратились представители ряда политических партий.

При этом ряд парламентариев и экспертов также выразили озабоченность высокой степень риска для здоровья и жизни избирателей при проведении указанных выборов.

[5] В стране зарегистрировано 53 случая заболевания коронавирусом.

[6] Действующая Конституция Гвинеи ограничивает двумя пятилетними сроками право замещения одним и тем же лицом должности главы государства; в проекте Конституции указанное положение сохранено: одно и то же лицо может быть избрано на должность Президента Гвинеи не более двух шестилетних сроков подряд.

Вместе с тем, оппозиционные политические лидеры полагают, что в случае принятия новой Конституции предыдущие два конституционных срока не будут учитываться и действующий глава государства вновь примет участие в следующих президентских выборах.

[7] В 2014–2016 годах во время эпидемии ЭБОЛА в Гвинее умерло около 2.500 человек.

[8] Население Фолклендских островов составляет 3.354 человек.

[9] В этих условиях Республиканская партия США в нескольких штатах отменила проведение партийных праймериз с тем, чтобы минимизировать внутрипартийную конкуренцию при выдвижении основного партийного кандидата на президентских выборах – действующего Президента США Дональда Трампа.