Безальтернативные президентские выборы: зарубежный опыт

Безальтернативные президентские выборы: зарубежный опыт

Владимир Лысенко, член Совета Российского фонда свободных выборов, доктор юридических наук.

19 августа, 2018

В государствах – участниках ОБСЕ, а также ряде иных зарубежных государств индивидуальный или коллективный президент (глава государства) избирается путем проведения всеобщих прямых выборов непосредственно избирателями, либо путем проведения косвенных выборов депутатами парламента или специального органа, либо занимает указанную должность по праву первоначального занятия иной – светской или выборной – должности иного государства.

Из 57 государств – участников ОБСЕ (включая Ватикан), а также двух государств – партнеров ОБСЕ по сотрудничеству (Афганистан, Тунис) проведение всеобщих прямых президентских выборов предусмотрено в конституциях и законодательстве 36 государств, в 11 государствах предусмотрено проведение косвенных президентских выборов, в 11 государствах институт президентства отсутствует (Бельгия, Великобритания, Дания, Испания, Канада, Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Нидерланды, Норвегия, Швеция) и функции главы государства выполняет монарх – король, князь, герцог, либо назначаемый монархом генерал-губернатор (Канада), в одном государстве (Андорра) в состав коллективного главы государства входят по должности два лица (светское и религиозное).

В ряде государств региона ОБСЕ глава государства является сложносоставным конституционным субъектом (Андорра, Босния и Герцеговина, Сан-Марино).

Так, в Андорре глава государства (два Соправителя) является коллегиальным органом, в состав которого по должности входят два лица: религиозный представитель (Римско-католический епископ Урхельский (испанский город Ла-Сеу-Д’Урхель) и светский представитель – Президент Франции, являющийся главой другого государства.

В Боснии и Герцеговине – коллективный глава государства (коллегиальный государственный орган) в составе трех членов Президиума Боснии и Герцеговины избирается путем проведения всеобщих прямых выборов, но по этническому признаку.

В Сан-Марино на косвенных выборах членами парламента избираются два Капитана-регента.

В рамках модели всеобщих и прямых президентских выборов в 36 государствах президент как индивидуальный (или коллективный) глава государства избирается путем проведения всеобщих прямых выборов (Австрия, Азербайджан, Беларусь, Болгария, Босния и Герцеговина, Грузия, Ирландия, Исландия, Казахстан, Кипр, Кыргызстан, Литва, Македония, Молдова, Монголия, Польша, Португалия, Российская Федерация, Румыния, Сербия, Словакия, Словения, США, Таджикистан, Туркменистан, Турция, Узбекистан, Украина, Финляндия, Франция, Хорватия, Черногория, Чехия (до 2013 года Президент Чехии избирался путем проведения косвенных выборов депутатами палат парламента – Палаты депутатов и Сената на совместном заседании парламентариев), Афганистан, Тунис, в 10 государствах (Албания, Венгрия, Греция, Италия, Латвия, Мальта, Сан-Марино, ФРГ, Швейцария, Эстония) президент страны избирается путем проведения косвенных выборов на заседании парламента (например, Греция) либо специального парламентского органа (например, ФРГ) или коллегии выборщиков (например, Эстония).

В Армении – и это является одной из особенностей электоральной модели президентских выборов, в соответствии с законодательством с 2018 года лицо, включенное под первым номером в списке кандидатов политической партии, политической коалиции, которая по результатам голосования избирателей получила больше депутатских мандатов, чем любая другая политическая партия, политическая коалиция, признается избранным на должность главы государства.

Международные избирательные стандарты не предусматривают обязательного проведение всеобщего и прямого голосования избирателей на выборах главы государства, даже в случае если глава государства избирается на всеобщих и прямых выборах.

В целом порядок выборов президента (главы государства) предусматривает избрание лица на указанную должность путем проведения, как правило, всеобщих прямых либо косвенных выборов.

При этом в некоторых государствах безальтернативное проведение всеобщих и прямых президентских выборов (без проведения голосования избирателей) допускается в случае, если выдвинут только один кандидат на должность главы государства.

При этом, однако, законодательство отдельных государств предусматривает возможность проведения голосования избирателей и при выдвижении одного кандидата на должность главы государства, а также двух кандидатов, при этом предусматривает обязательность проведения новых президентских выборов в случае если ни один из двух кандидатов не получил при голосовании предусмотренное законодательством число голосов избирателей.

Так, в ряде государств – участников ОБСЕ конституции и законодательство предусматривают, что в случае если выдвинут только один кандидат на должность главы государства, президентские выборы (голосование избирателей) не проводится и выдвинутый кандидат признается избранным главой государства (например, Ирландия, Исландия, Кипр, Финляндия), либо предусматривается, что голосование избирателей проводится и в случае выдвижения только одной кандидата на должность главы государства (например, Словакия), либо проводится однотуровое голосование избирателей при выдвижении двух кандидатов на должность главы государства (например, Литва, Черногория).

Так, в Ирландии безальтернативное избрание кандидата на должность Президента Исландии было 11 раз: в 1945, 1949, 1959, 1960, 1964, 1972, 1976, 1984, 1992, 2000 и в 2008 годах.

В целом международные избирательные стандарты не расценивают проведение безальтернативных всеобщих и прямых президентских выборов как проведение не свободных, не подлинных, не демократических выборов, нарушающих избирательные права граждан.

При этом в некоторых Итоговых отчетах БДИПЧ ОБСЕ по результатам наблюдения за проведением президентских выборов в отдельных государствах – участниках ОБСЕ (например, Казахстан, Туркменистан) содержатся, тем не менее, критические оценки о том, что некоторым лицам, в том числе представителям политической оппозиции, было отказано в регистрации в качестве кандидатов на должность главы государства, либо зарегистрировано не так много кандидатов на президентских выборах, либо зарегистрированные кандидаты прямо или косвенно поддерживают так называемого основного кандидата на должность главы государства, что якобы не дает избирателям реального выбора между кандидатами.

Так, в Казахстане при проведении 26 апреля 2015 года президентских выборов в Итоговом отчете БДИПЧ ОБСЕ содержится положение о том, что «…Несмотря на то, что наличие трех кандидатов создавало видимость политического разнообразия, это обстоятельство не предоставило избирателям настоящего выбора между политическими альтернативами. Несколько собеседников МНВ БДИПЧ ОБСЕ заявили, что они не знакомы с именами или избирательными платформами кандидатов, за исключением действующего президента...

…Избирателям не было предложено реального выбора между политическими альтернативами. Два оппонента действующего Президента Казахстана открыто превозносили достижения Президента Казахстана…».

В Туркменистане при проведении 12 февраля 2017 года президентских выборов в Итоговом отчете БДИПЧ ОБСЕ содержится положение о том, что «…Хотя наличие девяти кандидатов создавало видимость политическое разнообразия, оно не предоставило избирателям реального выбора между политическими альтернативами, поскольку платформы кандидатов не различались между собой…»

Кроме того «…Миссия БДИПЧ ОБСЕ по оценке парламентских выборов 2013 года пришла к выводу, что выборы «не предоставили избирателям реального выбора между политическими альтернативами…»

В отношении государств, конституции и законодательство которых предусматривают возможность избрания лица на должность главы государства без проведения голосования избирателей, такая безальтернативность выборов, а, фактически, отсутствие выборов, не вызывают со стороны БДИПЧ ОБСЕ какой-либо критики, как и проведение в некоторых государствах голосования избирателей в отношении только одного выдвинутого кандидата (либо двух кандидатов) на должность главы государства.

В целом, такая критика является – с учетом имеющейся электоральной безальтернативной практики проведения президентских выборов в некоторых государствах – участниках ОБСЕ – политически односторонней и не основывающейся на действующих международных избирательных стандартах.

1. Модель признания единственного выдвинутого кандидата избранным на должность главы государства без проведения голосования

В некоторых государствах – участников ОБСЕ конституции и законодательство предусматривают, что в случае если зарегистрирован только один кандидат на должность главы государства, президентские выборы (голосование избирателей) не проводится и зарегистрированный кандидат признается избранным главой государства (например, Ирландия, Исландия, Кипр, Финляндия).

Так, в Ирландии проведение президентских выборов регулируется Конституцией Ирландии 1937 года (с изменениями, в частности, 2015 года), Законом о выборах 1992 года (с изменениями, в частности, 2015 года), Законом о президентских выборах 1993 года (с изменениями, в частности, 2014 года), Законом о выборах 1997 года (с изменениями, в частности, 2017 года), иными законодательными актами.

Президентские выборы проводятся в рамках пропорциональной избирательной системы на основе единственного передаваемого голоса, в условиях которой преференциальные голоса избирателей в отношении всех кандидатов на должность Президента Ирландии, включенных в избирательный бюллетень, перераспределяются от одного кандидата к другому (путем последовательного исключения из подсчета кандидатов с наименьшим количеством голосов избирателей и передаче указанных голосов кандидату с наибольшим числом первых преференций избирателей) таким образом, чтобы один из кандидатов (если он не набрал абсолютное большинство голосов избирателей) получил указанное большинство голосов избирателей и был признан избранным Президентом Ирландии.

В соответствии с законодательством при участии в президентских выборах только одного зарегистрированного кандидата на должность Президента Ирландии голосование избирателей не проводится и кандидат автоматически считается избранным на должность Президента Ирландии.

На практике безальтернативное избрание кандидата на должность Президента Ирландии было 5 раз: в 1952, 1974, 1976,1983 и в 2004 годах.

В Исландии проведение президентских выборов регулируется Конституцией Исландии 1944 года (с изменениями, в частности, 1999 года), Законом о кандидатах и выборах Президента Исландии 1945 года (с изменениями, в частности, 2011 года), Законом о парламентских выборах 2000 года (с изменениями, в частности, 2012 года), иными законодательными актами (в частности, Законом о финансировании политических организаций и кандидатов и информационной финансовой транспарентности 2006 года, Законом о средствах массовой информации 2011 года, Законом о национальной телерадиовещательной корпорации 2013 года).

Закон о кандидатах и выборах Президента Исландии 1945 года (с изменениями, в частности, 2011 года) содержит всего 14 общих статей и в этих условиях применяются непосредственно также положения и Закона о парламентских выборах 2000 года (с изменениями, в частности, 2012 года).

В Отчете Миссии БДИПЧ ОБСЕ по оценке потребностей отмечается, что такой законодательный симбиоз представляет прочную правовую основу для проведения демократических выборов Президента Исландии и при этом подчеркивается, что такая оценка содержалась и в предыдущих отчетах БДИПЧ ОБСЕ.

В соответствии с Конституцией и законодательством о выборах Президентом Исландии может быть избрано любое лицо, достигшее возраста 35 лет и отвечающее требованиям, установленным для участия в выборах в Альтинг – парламент, за исключением требования о месте жительства.

Кандидатура лица, выдвигаемого на должность Президента Исландии, должна быть официально предложена не менее чем 1500 и не более чем 3000 избирателей.

Если кандидатов на должность Президента Исландии несколько, в соответствии со статьей 5 Конституции законно избранным Президентом Исландии является кандидат, получивший большинство голосов избирателей, т.е. применяется мажоритарная избирательная система относительного большинства); если же имеется только один кандидат на должность Президента Исландии, он считается законно избранным Президентом Исландии без проведения голосования.

Таким образом, президентские выборы могут проводиться при отсутствии альтернативных кандидатов, что БДИПЧ ОБСЕ не отмечает как недостаток президентской избирательной системы.

На практике безальтернативное избрание кандидата на должность Президента Исландии было 11 раз: в 1945, 1949, 1959, 1960, 1964, 1972, 1976, 1984, 1992, 2000 и в 2008 годах.

При этом единственным кандидатом на должность Президента Исландии был действующий президент Исландии, баллотировавшийся на новый срок.

На Кипре проведение президентских выборов регулируется положениями Конституции Кипра от 16 августа 1960 года, Закона о выборах Президента и Вице-президента Кипра 1959 года (с изменениями и дополнениями, в частности, 2002 года), Закона о выборах депутатов Палаты представителей 1979 года, Закона о политических партиях от 17 декабря 2012 года (заменившего аналогичный Закон от февраля 2011 года), других законодательных актов, в частности, Закон о Регистре населения, Закон о теле- и радиовещании, Закон о телерадиовещательной корпорации Кипра.

Генеральный прокурор Кипра по обращению правительства Кипра вправе принимать акты, разъясняющие те или иные законодательные положения, а также издавать инструкции по вопросам применения электоральных законодательных положений.

Кроме того, законодательно предусмотрено, что при проведении президентских выборов может применяться ряд положений Закона о выборах депутатов Палаты представителей, т.е. в случае если Закон о выборах Президента и Вице-президента Кипра не регулирует какие-либо вопросы организации президентского избирательного процесса, непосредственно применяются положения Закона о выборах депутатов Палаты представителей.

Таким образом, наблюдается определенное покрытие (поглощение) президентского избирательного процесса положениями парламентского избирательного процесса.

Миссия БДИПЧ ОБСЕ не указывает на отсутствие самостоятельного правового регулирования президентского избирательного процесса как на недостаток правовой базы или ее существенный изъян.

При проведении выборов Президента и Вице-президента Кипра применяется мажоритарная избирательная система абсолютного большинства. В соответствии со статьей 39 Конституции Кипра Президент и Вице-президент Кипра избираются путем прямого, всеобщего и тайного голосования, проводимого в один и тот же день, но отдельно, за исключением того случая, когда проводятся дополнительные выборы на вакантный пост.

Кандидат, получивший более 50% действительных голосов из числа поданных, считается избранным.

Если никто из кандидатов не получил необходимого для избрания числа голосов, выборы повторяются в соответствующий день ровно через одну неделю между двумя кандидатами, получившими наибольшее количество действительных голосов, после чего тот кандидат, кто получит в результате этих повторных выборов наибольшее число поданных действительных голосов, считается избранным.

Если проведение выборов невозможно в связи с чрезвычайными и неожиданно возникшими обстоятельствами, как, например, в связи с землетрясением, наводнением, всеобщей эпидемией и прочими подобными причинами, в назначенный согласно Конституции Кипра день, то выборы проводятся в соответствующий день на следующей неделе.

Если выдвинут лишь один кандидат на должность Президента Кипра, он провозглашается избранным на должность Президента Кипра. В современной электоральной истории Кипра (с 1993 года) не было случаев выдвижения только одного кандидата на должность главы государства и признания его избранным на должность Президента Кипра без проведения голосования избирателей.

В Финляндии проведение президентских выборов регулируется положениями Конституции Финляндии 1999 года (с изменениями, внесенными в 2012 году), Законом о выборах 1998 года (с изменениями, внесенными в 2016 году), Законом о финансировании предвыборной агитации кандидатов 2009 года (с изменениями, внесенными в 2010 году и в 2015 году), Законом о политических партиях 2009 года, а также рядом других законодательных актов (в частности, Административно-процессуальный кодекс Финляндии, Уголовный кодекс Финляндии, Закон о равенстве мужчин и женщин).

Кроме того, Министерство юстиции Финляндии как государственный орган, организующий проведение выборов, издает соответствующие нормативные правовые акты и иные акты по организации президентского избирательного процесса.

Президент Финляндии избирается на шесть лет.

Выборы проводятся в четвертое воскресенье января года истечения полномочий Президента Финляндии.

До 1982 года выборы Президента Финляндии были косвенными: глава государства избирался коллегией выборщиков в составе 300 человек, избираемых гражданми Финляндии на всеобщих и прямых выборах.

В 1981 году внесенные в Конституцию Финляндии изменения предусматривали увеличение количественного состав коллегии президентских выборщиков до 301 выборщика.

С 1987 года члены коллегии президентских выборщиков и Президент Финляндии избирались на всеобщих и прямых выборах.

С 1991 года избиратели на всеобщих и прямых выборах избирают только Президента Финляндии (коллегия президентских выборщиков была упразднена).

Первые всеобщие и прямые президентские выборы были проведены в 1994 году.

Для избрания на должность Президента Финляндии кандидат должен в первом туре голосования получить более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Если ни один из кандидатов не наберет более 50 процентов голосов в первом туре, через 14 дней (воскресенье) после дня голосования проводится второй тур выборов, в котором участвуют два кандидата, получившие наибольшее количество голосов в первом туре.

Во втором туре кандидат, который получит больше голосов избирателей, чем другой кандидат, считается избранным.

В соответствии с законодательством при участии в президентских выборах только одного зарегистрированного кандидата на должность Президента Финляндии голосование избирателей не проводится и зарегистрированный кандидат считается избранным на должность Президента Финляндии.

Президент Финляндии вступает в должность в первый день месяца, следующего за днем проведения президентских выборов.

В современной электоральной истории Финляндии (с 1994 года) не было случаев выдвижения только одного кандидата на должность главы государства и признания его избранным на должность Президента Финляндии без проведения голосования избирателей.

В частности, в Отчете миссии БДИПЧ ОБСЕ по оценке потребностей (24–27 октября 2017 года), находившейся в Финляндии в преддверии проведения 28 января 2018 года президентских выборов, отмечалось, что все собеседники выразили доверие к правовой основе президентских выборов и правоприменительной практике.

Кроме того, в некоторых государствах Американского континента, Азиатско-Тихоокеанского региона и Африканского континента конституции и законодательство также предусматривают, что в случае если зарегистрирован только один кандидат на должность главы государства, президентские выборы (голосование избирателей) не проводится и зарегистрирован кандидат признается избранным главой государства (например, Алжир, Гайана, Сингапур).

Так, в Алжире при проведении в 1999 году президентских выборов Абдель Азиз Бутефлика был единственным кандидатом на должность Президента Алжира, поскольку все его политические соперники отказались от участия в президентских выборах.

В Гайане в соответствии с законодательством в случае если в выборах принимают участие два и более кандидата на должность Президента Гайаны и за список, в котором баллотируется кандидат на должность Президента Гайаны, было подано большее число голосов избирателей, нежели за другие списки (т.е. применяется мажоритарная избирательная система относительного большинства), кандидат считается избранным на должность Президента Гайаны.

Если ни одно лицо не было избрано на должность Президента Гайаны и каждый из списков кандидатов на должность Президента Гайаны получил равное число голосов, или два и более списка кандидатов на должность Президента Гайаны получили равное число голосов, но большее чем любые другие списки, Председатель Избирательной комиссии Гайаны в присутствии Канцлера и общественности путем жеребьевки выбирает один из списков, получивших равное число голосов в одном из случаев, указанных выше, и объявляет кандидата из победившего списка законно избранным Президентом Гайаны.

При этом кандидат на должность Президента Гайаны считается избранным и объявляется таковым Председателем Избирательной комиссии Гайаны, если он являлся единственным кандидатом на должность Президента Гайаны на этих выборах.

В Сингапуре в целом все семь президентских выборов в современной политической истории Сингапура (за исключением выборов Президента Сингапура 27 августа 2011 года) проводились на безальтернативной основе, когда в качестве кандидата на должность Президента Сингапура выдвигался единственный кандидат.

Новые президентские выборы были назначены на 23 сентября 2017 года (Президент Сингапура Тони Тан сложил полномочия 31 августа 2017 года).

Новые выборы Президента Сингапура стали первыми президентскими выборами после вступления в силу поправок, внесенных 9 ноября 2016 года в Конституцию Сингапура, в соответствии с которыми должность Президента Сингапура как главы государства была зарезервирована за определенной национальной группой населения Сингапура (национальным меньшинством) и на этой основе выборы должны были проводиться по новой конституционной модели, а именно: представители национального меньшинства занимают должность главы государства, если их представители не избирались на указанную выборную должность в течение пяти последних конституционных сроков полномочий главы государства (за указанные конституционные поправки проголосовало 77 представителей правящей политической партии, тогда как шесть депутатов – представители оппозиционной Рабочей партии Сингапура проголосовали против).

Конституционный отсчет количества сроков президентских полномочий начинался с календарной даты избрания на первых всеобщих и прямых президентских выборах бывшего Президента Сингапура Ви Ким Ви (четвертый Президент Сингапура; находился в должности Президента Сингапура со 2 сентября 1985 года по 1 сентября 1993 года).

В соответствии с конституционными поправками 2016 года и электоральной историей президентских выборов должность Президента Сингапура была зарезервированы для замещения представителями «малайской расы» (т.е. сингапурского национального меньшинства), представители которой с 1970 года не избирались на должность главы государства.

Выдвижение кандидатов на должность Президента Сингапура, производимое в соответствии со строгими отборочными критериями, установленными в Конституции Сингапура, началось 1 июня и завершалось 13 сентября; в соответствии с законодательством голосование избирателей должно было состояться 23 сентября.

Однако, 11 сентября Избирательная комиссия Сингапура объявила, что на должность Президента Сингапура из восьми выдвинутых кандидатов, представителей малайской расы, зарегистрирован только один – Халима Якоб, бывшая Спикер парламента, баллотировавшаяся в качестве независимого кандидата. На этой основе Избирательная комиссия Сингапура 13 сентября 2017 года объявила Халиму Якоб избранной на должность Президента Сингапура (без проведения голосования избирателей) и на следующий день (14 сентября) она была приведена к присяге в качестве Президента Сингапура, став восьмым главой государства и первой женщиной – Президентом Сингапура в современной политической истории Сингапура.

Предполагается, что следующие президентские выборы, которые должны состояться в 2023 году, будут альтернативными.

2. Модель признания единственного выдвинутого кандидата избранным на должность главы государства с проведением голосования

В некоторых государствах региона ОБСЕ голосование избирателей проводится и в случае регистрации только одного кандидата на должность главы государства (например, Словакия, Туркменистан).

Так, в Словакии при проведении выборов Президента страны применяется мажоритарная избирательная система абсолютного большинства; в случае если ни один из кандидатов на должность Президента Словакии не набирает больше половины голосов избирателей, назначается второй тур голосования (спустя две недели).

Так, в соответствии со статьей 101 Конституции Словакии Президентом Словакии становится кандидат, получивший более половины действительных голосов избирателей.

Если ни один из кандидатов не получит необходимого большинства голосов избирателей, то в срок до 14 дней проводится второй тур выборов. На второй тур выборов допускаются два кандидата, получивших наибольшее количество действительных голосов.

Во втором туре выборов считается избранным кандидат, получивший наибольшее число действительных голосов участвующих в выборах избирателей. Если один из двух кандидатов, получивших в первом туре выборов большинство действительных голосов, утратит право избираться Президентом Словакии перед вторым туром выборов либо если он откажется выставлять свою кандидатуру, то на второй тур выборов допускается кандидат, который на первом туре выборов получил следующее наибольшее количество действительных голосов.

Если на второй тур выборов останется один кандидат, второй тур выборов не проводится, и Председатель Национального совета назначает в срок до семи дней новые выборы, с тем чтобы они были проведены в срок до 60 дней с момента их назначения.

При этом если на должность Президента Словакии претендует только один кандидат, голосование проводится только по его кандидатуре; Президент Словакии считается избранным, если кандидат получит более половины действительных голосов избирателей, участвующих в выборах.

В современной электоральной истории Словакии (с 1999 года) не было случаев выдвижения только одного кандидата на должность главы государства и признания его избранным на должность Президента Словакии с проведением голосования избирателей.

В Туркменистане должность Президента Туркменистана была введена в октябре 1990 года.

Первые всеобщие и прямые президентские выборы состоялись 27 октября 1990 года; в июне 1992 года состоялись внеочередные выборы (выборы были безальтернативными).

11 февраля 2007 года были проведены первые альтернативные президентские выборы (баллотировалось шесть кандидатов).

3. Модель однотурового голосования избирателей при выдвижении одного или двух кандидатов на должность главы государства.

В отдельных государствах – участниках ОБСЕ конституции и законодательство предусматривают, что в случае если зарегистрировано только два кандидата на должность главы государства, проводится не двухтуровое, а однотуровое голосование (например, Грузия, Черногория), при этом, если ни один из двух кандидатов на должность главы государства не набрал предусмотренное законодательством число голосов избирателей проводятся новые президентские выборы (например, Литва).

Так, в Грузии в соответствии с законодательством избранным считается кандидат на должность Президента Грузии, за которого проголосовало более половины (50%) участников выборов, т.е. применяется мажоритарная избирательная система абсолютного большинства.

Если в первом туре выборов ни один из кандидатов на должность Президента Грузии не набрал необходимого количества голосов, через две недели после официального объявления результатов первого тура голосования проводится второй тур голосования.

Во втором туре голосования голосование проводится по двум кандидатам на должность Президента Грузии, имеющим наилучшие результаты в первом туре голосования.

Избранным считается кандидат на должность Президента Грузии, получивший наибольшее количество голосов избирателей.

Если в первом туре голосования участвовал только один кандидат на должность Президента Грузии и тот не набрал необходимого количества голосов избирателей, или если во втором туре голосования Президент Грузии не был избран, в течение двух месяцев со дня выборов проводятся повторные президентские выборы.

При проведении 27 октября 2013 года президентских выборов законодательство прямо не урегулировало ситуацию, когда во втором туре голосовании может остаться только один кандидат на должность Президента Грузии.

По мнению ЦИК Грузии в этом случае голосование проводится по одному кандидату на должность Президента Грузии и он признается избранным на должность Президента Грузии при получении любого количества действительных голосов избирателей.

В современной электоральной истории Грузии не было случаев выдвижения и участия в голосовании одного или двух кандидатов на должность Президента Грузии.

В Черногории при проведении 15 апреля 2018 года президентских выборов правовая основа включала Конституцию Черногории от 20 октября 2007 года, Закон о выборах Президента Черногории от 27 декабря 2007 года, Закон о выборах депутатов Скупщины от 18 февраля 1998 года (с изменениями, в частности от 2011 года, от 16 сентября 2012 года), Закон о политических партиях, Закон о финансировании политических партий и предвыборной агитации, Закон о регистре избирателей, а также другие законодательные акты.

Выборы Президента Черногории проводятся по правилам мажоритарной избирательной системы абсолютного большинства.

Если в первом туре голосования ни один из кандидатов на должность Президента Черногории не получил более 50% голосов избирателей, через 14 дней проводится второй тур голосования, в котором принимают участие два кандидата, получившие в первом туре голосования наибольшее число голосов избирателей.

Во втором туре кандидат, который получит больше голосов избирателей, чем другой кандидат, считается избранным.

Регистрация в качестве кандидатов на президентских выборах только двух кандидатов на должность Президента Черногории законодательно означает, что президентские выборы проводятся в один тур голосования по мажоритарной избирательной системе относительного большинства.

В современной электоральной истории Черногории (с 2008 года; после выхода в 2006 году из государственного союза с Сербией) только при проведении в 2013 году президентских выборов было зарегистрировано два кандидата на должность Президента Черногории (Филип Вуянович, представитель Демократической партии социалистов Черногории, и Миодраг Лекич, независимый кандидат) и президентские выборы были проведены в один тур голосования по мажоритарной избирательной системе относительного большинства.

Президентом Черногории был избран Филип Вуянович, который получил 51,21% голосов избирателей.

В Литве Президент избирается на основе мажоритарной избирательной системы абсолютного большинства.

При этом в соответствии со статьей 81 Конституции Литвы избранным считается кандидат на должность Президента Литвы, набравший при первом голосовании (в первом туре голосования) и при участии в голосовании не менее половины всех избирателей свыше половины голосов всех принявших в выборах участие избирателей.

В целом избранным считается кандидат, набравший наибольшее число голосов, но не менее одной трети голосов всех избирателей.

Если в первом туре голосования ни одним из кандидатов не набрано необходимое большинство голосов, через две недели проводится повторное голосование по двум кандидатам, набравшим наибольшее число голосов.

Избранным считается кандидат, набравший большее число голосов (при этом требования к признанию голосования состоявшимся в аспекте явки избирателей не применяются, т.е. голосование считается состоявшимся при любой явке избирателей).

Если в первом туре голосования приняло участие не более двух кандидатов на должность Президента Литвы и ни один из них не набрал необходимого числа голосов для избрания на должность Президента Литвы, проводятся повторные президентские выборы.

В современной электоральной истории Литвы (с 1997 года) не было случаев выдвижения и участия в первом туре голосования не более двух кандидатов на должность Президента Литвы.

4. Число зарегистрированных кандидатов на президентских выборах: электоральная статистика

При проведении в 2008 – 2018 годах в государствах региона ОБСЕ последних президентских выборов (в рамках первого тура голосования) был зарегистрирован большой количественный «разлет» кандидатов на должность главы государства: от одного кандидата (например, Исландия) до двух кандидатов (например, Черногория) и до 23 кандидатов (например, Грузия).

Так, на должность главы государства было зарегистрировано:

- один кандидат – в одном государстве (Исландия, 24 мая 2008 года);

- два кандидата – в одном государстве (Азербайджан, 11 апреля 2018 года);

- три кандидата – в двух государствах (Казахстан, 26 апреля 2015 года; Монголия, 26 июня 2017 года);

- четыре кандидата – в четырех государствах (Беларусь, 11 октября 2015 года; Македония, 13 апреля 2014 года; Узбекистан, 4 декабря 2016 года; Хорватия, 28 декабря 2014 года);

- шесть кандидатов – в двух государствах (Австрия, 24 апреля 2016 года; Таджикистан, 12 декабря 2017 года);

- семь кандидатов – в трех государствах (Ирландия, 28 октября 2011 года; Литва, 11 мая 2014 года; Черногория, 15 апреля 2018 года);

- восемь кандидатов – в трех государствах (Финляндия, 28 января 2018 года; Российская Федерация, 18 марта 2018 года, Афганистан, 5 апреля 2014 года);

- девять кандидатов – в шести государствах (Исландия, 25 июня 2016 года; Кипр, 28 января 2018 года; Молдова, 30 октября 2016 года; Словения, 22 октября 2017 года; Туркменистан, 12 декабря 2017 года; Чехия, 28 января 2018 года);

- 10 кандидатов – в одном государстве (Португалия, 24 января 2016 года);

- 11 кандидатов – в четырех государствах (Кыргызстан, 15 октября 2017 гогда; Польша, 10 мая 2015 года; Сербия, 2 апреля 2017 года; Франция, 23 апреля 2017 года);

- 14 кандидатов – в одном государстве (Румыния, 2 ноября 2014 года; Словакия, 15 марта 2014 года);

- 17 кандидатов – в одном государстве (Босния и Герцеговина, 12 октября 2014 года);

- 21 кандидат – в одном государстве (Украина, 25 апреля 2014 года);

- 23 кандидата – в одном государстве (Грузия, 27 октября 2013 года).

В двух государствах, в которых конституционно закреплены должности президента и вице-президента государства (Болгария и США) было зарегистрировано соответственно 23 пары кандидатов (Болгария, 6 ноября 2016 года) и 12 пар кандидатов (США, 8 ноября 2016 года).

В октябре 2018 года президентские выборы должны быть проведены в трех государствах (Босния и Герцеговина (7 октября), Грузия (октябрь), Ирландия (октябрь), при этом в двух последних государствах конституции и законодательство допускают избрание главы государства без проведения голосования избирателей (например, Ирландия) либо проведение голосования по одной кандидатуре (например, Грузия).