Дополнительные парламентские выборы: зарубежный опыт

Дополнительные парламентские выборы: зарубежный опыт

Владимир Лысенко, член Совета Российского фонда свободных выборов, доктор юридических наук.

05 сентября, 2018

В государствах – участниках ОБСЕ применяются различные организационно-правовые модели замещения вакантных депутатских мандатов.

В государствах региона ОБСЕ применяются:

- модель, в рамках которой замещение вакантных мандатов производится лицами из общего списка кандидатов политической партии по порядку их расположения в списке кандидатов без проведения дополнительных выборов (например, Австрия, Албания, Армения, Греция, Грузия, Италия, Кипр, Кыргызстан, Латвия, Люксембург, Молдова, Нидерланды, Польша, Португалия, Португалия, Сан-Марино, Сербия, Словакия, Таджикистан, Украина, Финляндия, Хорватия, Черногория, Швеция, Эстония), либо

- модель, в рамках которой замещение вакантных мандатов производится лицами из резервного списка кандидатов политической партии без проведения дополнительных выборов (например, Андорра, Дания, Исландия, Норвегия, Чехия), либо

- смешанная модель, в рамках которой замещение вакантных мандатов производится лицами из общего списка кандидатов политической партии без проведения дополнительных выборов, при этом допускается формирование одновременно двух список кандидатов – основных кандидатов в составе общего списка кандидатов и резервных кандидатов в составе отдельного резервного списка кандидатов (например, Бельгия, Испания – для двух городов с автономным статусом), либо при определенных обстоятельствах предусматривается проведение дополнительных выборов (например, Болгария), либо

- модель проведения дополнительных выборов (например, Азербайджан, Беларусь, Великобритания, Грузия, Италия, Канада, Литва, Лихтенштейн, Мальта, Польша, Румыния, Словения, США, Таджикистан, Туркменистан, Турция, Узбекистан, Украина, Финляндия, Франция, Чехия), в том числе замещения вакантных мандатов, распределяемых по пропорциональной избирательной системе, лицами из общего списка кандидатов политической партии (например, Литва) или замещения вакантных мандатов независимо от вида избирательной системы, но при условии образования установленного законодательством общего количества вакантных депутатских мандатов (например, Монако), либо

- модель замещения вакантного мандата без проведения голосования (например, Ирландия, Португалия).

В ряде государств региона ОБСЕ с двухпалатными парламентами (См. Примечание *) дополнительные выборы по замещению вакантных депутатских мандатов проводятся в обеих палатах парламента, избираемых на всеобщих и прямых выборах (например, Италия, Румыния, США) либо только в одной из палат (нижней палате парламента), избираемой на указанных выборах (например, Австрия, Беларусь, Великобритания, Ирландия, Нидерланды, Таджикистан, Узбекистан, Франция, Чехия), либо только в отношении части депутатов нижней палаты парламента, избираемых на всеобщих и прямых выборах (например, Казахстан, Узбекистан).

Законодательство ряда государств прямо закрепляет календарный срок (как правило, трехмесячный), в рамках которого должны быть проведены дополнительные выборы (например, Словения, Туркменистан, Франция, Чехия).

В частности, в Словении вакантные мандаты членов Государственного совета, являющегося совещательным органом, представляющим социальные, экономические, деловые, профессиональные и местные интересы, и состоящим из 40 членов (советников), избираемых сроком на три года, замещаются путем проведения дополнительных выборов (голосования) в течение 75 дней со дня появления вакантного мандата.

В Туркменистане в однопалатном парламенте – Меджлисе в рамках мажоритарной избирательной системы вакантные депутатские мандаты замещаются посредством проведения дополнительных выборов в течение трех месяцев со дня образования вакансии, за исключением случая, когда до окончания конституционного срока полномочий парламента остается менее одного года.

Во Франции в указанных в законодательстве случаях вакантный депутатский мандат подлежит замещению посредством дополнительных выборов, которые проводятся в пределах трехмесячного срока со дня образования вакансии.

В Чехии в двухпалатном парламенте в рамках мажоритарной избирательной системы абсолютного большинства вакантные мандаты членов Сената – верхней палаты парламента замещаются посредством проведения дополнительных выборов, которые должны быть проведены в течение 90 дней со дня образования вакансии. В практике некоторых государств региона ОБСЕ имеются, конечно, и некоторые иные модифицированные модели как порядка образования, так и замещения вакантных депутатских мандатов (например, Мальта, Монголия, Португалия, Хорватия).

В частности, на Мальте в соответствии с законодательством в рамках применяемой избирательной системы единственного передаваемого голоса кандидат вправе баллотироваться на парламентских выборах одновременно не более чем по двум избирательным округам и в случае его избрания депутатом в указанных избирательных округах он по своему усмотрению определяет тот избирательный округ, где он будет признан избранным депутатом парламента.

В другом избирательном округе – до дня начала работы парламента нового созыва (начинается не позднее чем через два месяца со дня официального обнародования результатов парламентских выборов) – проводятся дополнительные выборы (первый вид дополнительных выборов) и в указанных дополнительных выборах могут принимать участие только те кандидаты, которые принимали участие в парламентских выборах, но не были избраны (на практике в таких дополнительных выборах принимают участие, как правило, кандидаты, которые принадлежат или поддерживаются той же политической партией, к которой принадлежит избранный депутат); для избрания депутатом кандидат должен получить более 50% голосов избирателей, т.е. дополнительные выборы проводятся по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства.

В случае появления вакантного депутатского мандата после начала работы парламента нового созыва также проводятся дополнительные выборы (второй вид дополнительных выборов) и в указанных дополнительных выборах могут принимать участие любые лица, имеющие пассивное избирательное право.

В Монголии в соответствии с законодательством регистрация избранных депутатов Великого государственного хурала нового созыва, избранных по новой мажоритарной избирательной системе, может быть отменена Центральным избирательным комитетом Монголии до принесения избранными депутатами парламентской присяги.

При этом дерегистрация (отмена регистрации) избранного депутата связана, в частности, с вынесением в отношении него судебного решения за совершенное в ходе проведения предвыборной агитации правонарушение, в частности, за использование громкоговорителей после 23:00 по местному времени. В случае образования в однопалатном парламенте – Великом государственном хурале вакантного депутатского мандата, в том числе в связи с дерегистрацией избранного депутата, проводятся дополнительные выборы.

В Португалии предусмотрено как заполнение депутатских вакансий путем проведения дополнительных выборов, так и временное замещение депутатов. Так, в соответствии со статьей 153 Конституции заполнение вакансий, открывающихся в однопалатном парламенте – Ассамблее Республики, а также временное замещение депутатов по уважительной причине регулируются избирательным законом.

В США при замещении вакантного мандата в Сенате – верхней палате Конгресса США применятся (при определенных условиях) аналогичный организационно-правовой механизм.

В Хорватии в однопалатном парламенте – Саборе в рамках пропорциональной части смешанной избирательной системы вакантные депутатские мандаты по многомандатным избирательным округам № 1–11 замещаются кандидатами из списка кандидатов политической партии, политической коалиции по соответствующему многомандатному избирательному округу, тогда как в рамках мажоритарной части смешанной избирательной системы вакантные депутатские мандаты по многомандатному избирательному округу № 12 замещаются только кандидатами данного избирательного округа.

1. Модель замещения вакантных мандатов лицами из списка кандидатов политической партии

В некоторых государствах региона ОБСЕ применяется модель, в рамках которой замещение вакантных мандатов, распределяемых по пропорциональной избирательной системе, производится лицами из общего списка кандидатов политической партии по порядку их расположения в списке кандидатов либо в ином порядке без проведения дополнительных выборов (например, Австрия, Албания, Армения, Венгрия, Греция, Грузия, Италия, Казахстан (см. Примечание **), Кипр, Кыргызстан, Латвия, Литва, Люксембург, Македония, Молдова, Нидерланды, Польша, Сан-Марино, Словакия Украина, Финляндия, Хорватия, Черногория, Швейцария, Швеция, Эстония).

В некоторых государствах порядок замещения вакантного депутатского мандата принимает во внимание гендерную принадлежность выбывшего депутата (например, Албания, Армения, Черногория), либо структуру списков кандидатов (например, Армения), либо оставшийся до истечения конституционный срок полномочий парламента (например, Греция), либо право политической партии самостоятельно определить кандидатуру лица для замещения вакантного депутатского мандата (например, Казахстан), либо соотношение вакантных и действительных депутатских мандатов как основание для проведения дополнительных или новых общих выборов (например, Греция, Сан-Марино).

В частности, в соответствии со статьей 53 Конституции Греции депутатское место, освободившееся в течение последнего года срока полномочий Парламента, не замещается путем дополнительных выборов, когда таковые требуются по закону, если только число вакантных мест не превышает одну пятую от общего числа депутатов Парламента.

В Сан-Марино в случае появления более половины вакантных депутатских мандатов (не менее 31 мандата) назначаются и проводятся не дополнительные выборы, а новые парламентские выборы.

В Австрии в рамках пропорциональной избирательной системы в Национальном совете – нижней палате парламента вакантные депутатские мандаты замещаются кандидатом, следующим по порядку расположения в списке кандидатов той же самой политической партии (политической коалиции).

В Албании в рамках пропорциональной избирательной системы в однопалатном парламенте – Собрании (Кувенде) вакантные депутатские мандаты замещаются кандидатом, следующим по порядку расположения в списке кандидатов той же самой политической партии (политической коалиции) и того же самого пола (гендера), что и выбывший депутат.

Таким образом, порядок замещения вакантного депутатского мандата принимает во внимание не столько очередность размещения кандидатов в списке кандидатов, сколько гендерную принадлежность кандидата (в отношении выбывшего депутата).

На этой основе процесс замещения вакантных депутатских мандатов списка кандидатов политической партии (политической коалиции) продолжается до полного исчерпания в списке кандидатов лиц соответствующей гендерной (половой) принадлежности.

В случае отсутствия в списке кандидатов лица соответствующей гендерной принадлежности вакантный депутатский мандат остается незамещенным до проведения очередных общих парламентских выборов.

В Армении в рамках пропорциональной избирательной системы в однопалатном парламенте – Национальном собрании политические партии, политические коалиции выдвигают списки кандидатов по единому (национальному) избирательному округу (национальные списки кандидатов), а в каждом районе (многомандатном избирательном округе) – районные списки кандидатов.

Национальный список кандидатов может состоять из двух частей: первой (общей) части, в которую включаются все кандидаты, и второй части, в которую включаются квотные кандидаты, представляющие наибольшие в стране национальные меньшинства (езидов, русских, ассирийцев и курдов; в соответствии с законодательством четыре депутатских мандата зарезервированы для представителей указанных национальных меньшинств).

Вторая часть национального списка кандидатов может быть, в свою очередь, подразделяться на четыре секции (для каждого из указанных национальных меньшинства), при этом в каждой секции может быть не более четырех кандидатов соответствующего национального меньшинства. Указанные депутатские мандаты распределяются на основе метода Д’Ондта (наибольшего остатка).

Если в национальный список кандидатов политической партии не включены кандидаты, представляющие национальные меньшинства, депутатский мандат передается политической партии, в национальный список кандидатов которой включен кандидат, представляющий национальное меньшинство, и которая получила наибольшее число голосов избирателей.

Вакантные депутатские мандаты замещаются в следующем порядке:

- первоначально кандидатами из районных списков кандидатов, получившими наибольшее число голосов избирателей после депутатов, сложивших свои полномочия;

- при отсутствии таких кандидатов в районных списках кандидатов к замещению вакантных депутатских мандатов привлекаются кандидаты из национального списка кандидатов той же самой политической партии, получившие наибольшее число голосов избирателей после депутатов, сложивших свои полномочия; при этом кандидаты, представляющие национальные меньшинства, замещают вакантные депутатские мандаты в первоочередном порядке, а затем – остальные кандидаты;

- при замещении вакантных депутатских мандатов должно соблюдаться законодательное требование об обеспечении 25% гендерного представительства одного из полов в депутатском корпусе; при этом в случае необходимости вакантный депутатский мандат может быть передан представителю национального меньшинства, включенного в первую часть национального списка кандидатов.

В Венгрии в рамках пропорциональной части смешанной избирательной системе в однопалатном парламенте – Государственном собрании Венгрии вакантные депутатские мандаты замещаются кандидатом, следующим по порядку расположения в списке кандидатов той же самой политической партии (политической коалиции). В Греции в рамках пропорциональной избирательной системы в однопалатном парламенте – Палате депутатов вакантные депутатские мандаты замещаются кандидатом, следующим по порядку расположения в списке кандидатов той же самой политической партии (политической коалиции).

В соответствии со статьей 53 Конституции Греции депутатское место, освободившееся в течение последнего года срока полномочий Парламента, не замещается путем дополнительных выборов, когда таковые требуются по закону, если только число вакантных мест не превышает одну пятую от общего числа депутатов Парламента.

В Грузии в однопалатном парламенте в рамках пропорциональной части смешанной (мажоритарно-пропорциональной) избирательной системы вакантные депутатские мандаты замещаются кандидатом, следующим по порядку расположения в списке кандидатов той же самой политической партии.

В Италии в Палате депутатов – нижней палате парламента в рамках пропорциональной части смешанной (мажоритарно-пропорциональной) избирательной системы вакантные депутатские мандаты замещаются кандидатом, следующим по порядку расположения в списке кандидатов той же самой политической партии.

В Сенате – верхней палате парламента в рамках пропорциональной избирательной системы вакантные сенаторские мандаты замещаются кандидатом, следующим по порядку расположения в списке кандидатов той же самой политической партии.

На Кипре в рамках пропорциональной избирательной системы в однопалатном парламенте – Палате представителей вакантные депутатские мандаты замещаются кандидатом, получившим наибольшее число преференциальных голосов избирателей, следующим по порядку расположения в списке кандидатов той же самой политической партии (политической коалиции) в соответствующем избирательном округе после избранного депутата, сложившего свои полномочия.

В Казахстане в рамках пропорциональной избирательной системы в Меджлисе – нижней палате парламента список кандидатов содержит кандидатов, расположенных в алфавитном порядке, и после допуска политической партии к участию в распределении депутатских мандатов политическая партия самостоятельно определяет, кто из кандидатов получит депутатский мандат; аналогичный механизм применяется при замещении вакантного депутатского мандата.

В Кыргызстане в рамках пропорциональной избирательной системы в однопалатном парламенте – Жогорку Кенеше вакантные депутатские мандаты замещаются кандидатом, следующим по порядку расположения в списке кандидатов той же самой политической партии (политической коалиции).

В Латвии в рамках пропорциональной избирательной системы в однопалатном парламенте – Сайэме вакантные депутатские мандаты замещаются кандидатом, следующим по порядку расположения в списке кандидатов той же самой политической партии (политической коалиции).

В Литве в рамках пропорциональной избирательной системы в однопалатном парламенте – Сейме вакантные депутатские мандаты замещаются кандидатом, следующим по порядку расположения в списке кандидатов той же самой политической партии (политической коалиции).

В Люксембурге в рамках пропорциональной избирательной системы в однопалатном парламенте – Палате депутатов вакантные депутатские мандаты замещаются кандидатом, получившим наибольшее число голосов избирателей в списке кандидатов той же самой политической партии (политической коалиции).

В Македонии в однопалатном парламенте в рамках пропорциональной избирательной системы вакантные депутатские мандаты замещаются кандидатом, следующим по порядку расположения в списке кандидатов той же самой политической партии, политической коалиции.

В Молдове в рамках пропорциональной избирательной системы вакантные депутатские мандаты замещаются кандидатом, следующим по порядку расположения в списке кандидатов той же самой политической партии (избирательного блока).

В Нидерландах в рамках пропорциональной избирательной системы в Палате представителей – нижней палате парламента вакантные депутатские мандаты замещаются кандидатом, следующим по порядку расположения в списке кандидатов той же самой политической партии.

В Польше в рамках пропорциональной избирательной системы в случае образования вакантного депутатского мандата в Сейме – нижней палате парламента дополнительные выборы не проводятся, депутатский мандат передается следующему кандидату в списке кандидатов той же политической партии.

В Португалии в соответствии со статьей 153 Конституции Португалии заполнение вакансий, открывающихся в однопалатном парламенте – Ассамблее Республики, а также временное замещение депутатов по уважительной причине регулируются избирательным законом.

В соответствии с законодательством в рамках пропорциональной избирательной системы в рамках пропорциональной избирательной системы в случае образования вакантного депутатского мандата дополнительные выборы не проводятся, депутатский мандат передается следующему кандидату в списке кандидатов той же политической партии.

В Сан-Марино в рамках пропорциональной избирательной системы в однопалатном парламенте – Большом Генеральном совете вакантные депутатские мандаты замещаются кандидатами в порядке очередности их расположения в списке кандидатов, получивших наибольшее количество голосов избирателей.

При этом в случае появления более половины вакантных депутатских мандатов (не менее 31 мандата) назначаются и проводятся новые парламентские выборы. В Сербии в рамках пропорциональной избирательной системы в однопалатном парламенте – Скупщине вакантные депутатские мандаты замещаются кандидатами в порядке очередности их расположения в списке кандидатов, получившими наибольшее количество голосов избирателей.

В Словакии в рамках пропорциональной избирательной системы в однопалатном парламенте – Национальном совете вакантные депутатские мандаты замещаются следующим кандидатом в списке кандидатов политической партии, политической коалиции в порядке очередности.

В Таджикистане в Маджлиси намояндагон – нижней палате парламента в рамках пропорциональной части смешанной (мажоритарно-пропорциональной) избирательной системы вакантные депутатские мандаты замещаются кандидатом, следующим по порядку расположения в списке кандидатов той же самой политической партии. На Украине в однопалатном парламенте – Верховной Раде в рамках пропорциональной части смешанной (мажоритарно-пропорциональной) избирательной системы вакантные депутатские мандаты замещаются кандидатом, следующим по порядку расположения в списке кандидатов той же самой политической партии.

В Финляндии в однопалатном парламенте – Эдускунта в рамках смешанной избирательной системы (пропорциональной части смешанной избирательной системы) вакантные депутатские мандаты замещаются кандидатом, следующим по порядку расположения в списке кандидатов той же самой политической партии (политической коалиции).

В Хорватии в однопалатном парламенте – Саборе в рамках пропорциональной части смешанной избирательной системы вакантные депутатские мандаты по многомандатным избирательным округам № 1–11 замещаются кандидатами из списка кандидатов политической партии, политической коалиции по соответствующему многомандатному избирательному округу. В рамках мажоритарной части смешанной избирательной системы вакантные депутатские мандаты по многомандатному избирательному округу № 12 замещаются кандидатами данного избирательного округа.

В Черногории в однопалатном парламенте – Саборе в рамках пропорциональной избирательной системе вакантные депутатские мандаты замещаются кандидатами в порядке их расположения в списке кандидатов соответствующей политической партии, политической коалиции, группы избирателей.

При этом если вакантным стал депутатский мандат наименее представленного в парламенте гендера, замещение указанного депутатского мандата производится представителем данного гендера.

В Швейцарии в Национальном совете – нижней палате парламента вакантный депутатский мандат в многомандатном избирательном округе замещается кандидатом, следующим по порядку расположения в списке кандидатов той же самой политической партии, политической коалиции, принимавшей участие в распределении депутатских мандатов по пропорциональной части смешанной избирательной системы.

В Швеции в рамках пропорциональной избирательной системы в однопалатном парламенте – Ригсдаге при выдвижении кандидатов наряду с основными кандидатами в списке кандидатов должным быть резервные кандидаты (заместители основных кандидатов).

В случае образования вакантного депутатского мандата дополнительные выборы не проводятся, депутатский мандат передается заместителю основного (выбывшего) кандидата, а если список кандидатов исчерпан, то вакантный депутатский мандат остается незамещенным до проведения новых всеобщих парламентских выборов.

В Эстонии в рамках пропорциональной избирательной системы в однопалатном парламенте – Рийгикогу в случае образования вакансии дополнительные выборы депутатов не проводятся, вакантный депутатский мандат передается следующему в списке кандидатов кандидату (определяемому как заместителю депутата).

2. Модель замещения вакантных мандатов лицами из резервного списка кандидатов политической партии

В некоторых государствах региона ОБСЕ применяется модель, в рамках которой замещение вакантных мандатов, распределяемых по пропорциональной избирательной системе, производится лицами из резервного списка кандидатов политической партии без проведения дополнительных выборов (например, Андорра, Дания, Исландия, Норвегия, Румыния, Хорватия, Чехия).

При этом статус резервных кандидатов, а также резервного списка кандидатов политической партии, политической коалиции, из которого производится замещение вакантного депутатского мандата, различается.

В одних случаях список резервных кандидатов составляется одновременно с составлением списка основных кандидатов (например, Андорра, Исландия, Норвегия, Румыния, Хорватия, Чехия), в других – исполнительным органом государственной власти после проведения выборов из числа неизбранных кандидатов (например, Дания).

При этом в Норвегии законодательно закреплено положение о количественном ограничении числа резервных кандидатов.

В частности, что в список кандидатов политической партии, группы избирателей может быть включено такое число кандидатов, которое соответствует числу депутатских мандатов, подлежащих замещению в соответствующем многомандатном избирательном округе, а также до шести резервных кандидатов.

В Хорватии вакантные депутатские мандаты по двум многомандатным избирательным округам № 11 (трехмандатному) и № 12 (восьмимандатному), предназначенным для обеспечения гарантированного парламентского представительства национальных меньшинств, замещаются кандидатами из числа неизбранных кандидатов соответствующего моно- или полиэтнического многомандатного избирательного округа.

Так, в Андорре в рамках пропорциональной избирательной системы в однопалатном парламенте – Генеральном совете вакантные депутатские мандаты замещаются резервными кандидатами, избираемыми одновременно с основными депутатами.

В Дании в рамках пропорциональной избирательной системы в однопалатном парламенте – Фолькетинге кандидаты, включенные в список кандидатов соответствующей политической партии, но не получившие депутатские мандаты, после проведения выборов включаются Министерством внутренних дел Дании в специальный (резервный) список для последующего замещения образовавшихся вакантных мандатов (список резервных кандидатов соответствующей политической партии).

В Исландии в рамках пропорциональной избирательной системы в однопалатном парламенте – Альтинге вакантные депутатские мандаты замещаются резервными кандидатами, избираемыми одновременно с основными депутатами в соответствии с порядком их расположения в списке кандидатов.

В Норвегии в рамках пропорциональной избирательной системы однопалатном парламенте – Стортинге в список кандидатов политической партии, группы избирателей включается такое число кандидатов, которое соответствует числу депутатских мандатов, подлежащих замещению в соответствующем многомандатном избирательном округе, а также до шести резервных кандидатов.

В случае образования вакантного депутатского мандата дополнительные выборы не проводятся, депутатский мандат передается следующему кандидату (резервному кандидату) в списке кандидатов той же политической партии.

В Румынии в рамках пропорциональной избирательной системы в Сенате – верхней палате парламента вакантные сенаторские мандаты замещаются кандидатами, включенными в список кандидатов политической партии, политической коалиции в качестве заместителей кандидатов.

В исключительных случаях, предусмотренных законодательством, могут проводиться дополнительные выборы.

В Хорватии в однопалатном парламенте – Саборе в рамках пропорциональной части смешанной избирательной системы вакантные депутатские мандаты по 10 четырнадцатимандатным избирательным округам (№№ 1–10) замещаются заместителями кандидатов, избираемыми одновременно с основными кандидатами списка кандидатов политической партии, политической коалиции, независимых кандидатов по соответствующему многомандатному избирательному округу.

В рамках мажоритарной части смешанной избирательной системы вакантные депутатские мандаты по многомандатным избирательным округам № 11 (трехмандатному) и № 12 (восьмимандатному), предназначенным для обеспечения гарантированного парламентского представительства национальных меньшинств, замещаются кандидатами из числа неизбранных кандидатов соответствующего моно- или полиэтнического многомандатного избирательного округа.

В Чехии в рамках пропорциональной избирательной системы в Палате депутатов – нижней палате парламента вакантные депутатские мандаты замещаются резервными кандидатами, избираемыми одновременно с основными кандидатами.

3. Смешанная модель замещения вакантных мандатов списка кандидатов политических партий

В некоторых государствах региона ОБСЕ применяется смешанная модель, в рамках которой замещение вакантных мандатов, распределяемых по пропорциональной избирательной системе, производится лицами из общего списка кандидатов политической партии без проведения дополнительных выборов, при этом допускается формирование одновременно двух список кандидатов – основных кандидатов в составе общего списка кандидатов и резервных кандидатов в составе отдельного резервного списка кандидатов (например, Бельгия, Испания – для двух городов с автономным статусом), либо при определенных обстоятельствах предусматривается проведение дополнительных выборов (например, Болгария, ФРГ).

В некоторых государствах порядок замещения вакантного депутатского мандата принимает во внимание гендерную принадлежность выбывшего депутата (например, Бельгия), а также основания сложения депутатом своих полномочий (например, Болгария), либо конституционно-правовой (автономный) статус административно-территориальной единицы государства (например, Испания).

Так, в Бельгии в рамках пропорциональной избирательной системы в Палате представителей – нижней палате парламента список кандидатов политической партии (политической коалиции) должно быть включено не менее 50% представителей одного из гендеров (пола), и, кроме того, общая численность списка кандидатов не может превышать общего числа депутатских мандатов, подлежащих замещению в соответствующем избирательном округе.

Вместе с тем, законодательно допускается выдвижение отдельного списка так называемых резервных кандидатов.

На этой основе дополнительные выборы не проводятся, а вакантный депутатский мандат подлежит замещению соответствующим резервным кандидатом (из числа кандидатов, включенных в вышеуказанный список резервных кандидатов).

В Болгарии в однопалатном собрании – Народном собрании в рамках смешанной (мажоритарно-пропорциональной) избирательной системы вакантные депутатские мандаты депутатов, избранных по пропорциональной избирательной системе, замещаются кандидатом, следующим по порядку расположения в списке кандидатов той же самой политической партии (политической коалиции) (см. Примечание ***).

Вакантные депутатские мандаты депутатов, избранных по одномандатным избирательным округам, замещаются посредством проведения дополнительных выборов в соответствующем избирательном округе либо в случае, если такой депутат слагает свои полномочия в связи с назначением на должность министра, дополнительные выборы по соответствующему одномандатному избирательному округу не проводятся, а вакантный депутатский мандат передается представителю списка кандидатов той политической партии, членом которой является выбывший депутат.

В Испании в рамках пропорциональной избирательной системы в Генеральных кортесах – нижней палате парламента вакантные депутатские мандаты замещаются кандидатом, следующим по порядку расположения в списке кандидатов той же самой политической партии (политической коалиции).

При этом в городах Сеута (небольшой испанский полуанклав на северном побережье Африки (прямо напротив Гибралтара), который от Марокко отделяет пограничная Сеутская стена) и Мелилья (испанский город на средиземноморском побережье, имеющий статус автономного города) вакантные депутатские мандаты замещаются резервными кандидатами списка кандидатов той же самой политической партии (политической коалиции).

В ФРГ в рамках смешанной избирательной системы в Бундестаге – нижней палате парламента вакантные депутатские мандаты замещаются кандидатом, следующим по порядку расположения в списке кандидатов той же самой политической партии, принимавшей участие в распределении депутатских мандатов по пропорциональной части смешанной избирательной системы, при этом из этого же пропорционального списка кандидатов замещаются вакантные депутатские мандаты, образовавшиеся в мажоритарных избирательных округах, а также «подвешенные» и «компенсационные» депутатские мандаты.

При этом вакантные мандаты независимых депутатов замещаются посредством проведения специальных (дополнительных) выборов в соответствующем избирательном округе.

4. Модель замещения вакантных мандатов путем проведения дополнительных выборов

В ряде государств – участников ОБСЕ (например, Азербайджан, Беларусь, Великобритания, Венгрия, Грузия, Италия, Канада, Литва, Лихтенштейн, Мальта, Монако, Монголия, Польша, Румыния, Словения, США, Таджикистан, Туркменистан, Турция, Узбекистан (см. Примечание ****), Украина, Финляндия, Франция, Чехия, Швейцария) замещение вакантных мандатов, распределяемых по пропорциональной или иной, в том числе мажоритарной, избирательной системе, производится путем проведения дополнительных выборов.

Дополнительные выборы проводятся как в рамках пропорциональной, так и мажоритарной избирательной системы, при этом в некоторых государствах законодательство предусматривает несколько видов дополнительных выборов и применяемых при их проведении избирательных систем (в отличие от основных выборов).

В некоторых государствах в рамках пропорциональной избирательной системы дополнительные выборы по замещению вакантного депутатского мандата проводятся только в том случае, когда список кандидатов политической партии полностью исчерпан (например, Лихтенштейн), либо в исключительных случаях, указанных в законодательстве о выборах (например, Румыния) или при определенных условиях (например, Турция).

В ряде государств региона ОБСЕ в рамках мажоритарной избирательной системы дополнительные выборы должны быть проведены в рамках определенного календарного срока после образования вакансии (например, Франция) при одновременном соблюдении условия, что выборы не проводятся, если до истечения конституционного срока полномочий парламента остается менее одного года (например, Азербайджан, Туркменистан, Чехия) или шесть месяцев (например, Польша, Словения).

В некоторых государствах в рамках мажоритарной избирательной системы дополнительные выборы не проводятся до тех пор, пока в составе парламента не остается менее установленного законодательством количества замещенных депутатских мандатов (например, Туркменистан), либо появляется определенное число вакантных депутатских мандатов (например, Азербайджан, Монако).

В частности, в Монако дополнительные выборы проводятся в течение трех месяцев со дня появления последнего из четырех вакантных депутатских мандатов; при этом дополнительные выборы не проводятся в течение последних шести месяцев конституционного срока полномочий Национального совета, за исключением случая, когда имеется более 12 вакантных депутатских мандатов.

В некоторых государствах региона ОБСЕ в рамках мажоритарной избирательной системы дополнительные выборы не проводятся в случаях, прямо предусмотренных законодательством, и замещение вакантных депутатских мандатов производится резервными кандидатами, избираемыми одновременно с основными кандидатами на общих выборах; при этом во всех иных случаях проводятся дополнительные выборы по соответствующему избирательному округу (за исключением последнего года конституционного срока полномочий парламента) (например, Франция).

Так, в Азербайджане в рамках мажоритарной избирательной системы в однопалатном парламенте – Национальном собрании вакантные депутатские мандаты замещаются посредством проведения дополнительных выборов в случае, если в составе парламента остается не замещенными 16 депутатских мандатов (т.е. если в составе парламента менее 120 замещенных мандатов).

В Беларуси в рамках мажоритарной избирательной системы в Палате представителей – нижней палате парламента вакантные депутатские мандаты замещаются посредством проведения дополнительных выборов.

В Великобритании в рамках мажоритарной избирательной системы в Палате Общин – нижней палате парламента вакантные депутатские мандаты замещаются посредством проведения дополнительных выборов.

В Венгрии в рамках мажоритарной части смешанной избирательной системы в однопалатном парламенте – Государственном собрании Венгрии вакантные депутатские мандаты по одномандатным избирательным округам замещаются посредством проведения дополнительных выборов в соответствующем избирательном округе.

В Грузии в однопалатном парламенте в рамках мажоритарной части смешанной (мажоритарно-пропорциональной) избирательной системы вакантные депутатские мандаты замещаются посредством проведения дополнительных выборов в соответствующем одномандатном избирательном округе.

В Италии в Палате депутатов – нижней палате парламента в рамках мажоритарной части смешанной (мажоритарно-пропорциональной) избирательной системы вакантные депутатские мандаты замещаются посредством проведения дополнительных выборов в соответствующем одномандатном избирательном округе. В Сенате – верхней палате парламента в рамках мажоритарной избирательной системы вакантные депутатские мандаты замещаются посредством проведения дополнительных выборов в соответствующем одномандатном избирательном округе.

В Канаде в рамках мажоритарной избирательной системы вакантные в Палате Общин – нижней палате парламента депутатские мандаты замещаются посредством проведения дополнительных выборов.

В Литве в однопалатном парламенте – Сейме в рамках мажоритарной части смешанной избирательной системы вакантные депутатские мандаты по одномандатным избирательным округам замещаются посредством проведения дополнительных выборов по соответствующему одномандатному избирательному округу.

В Лихтенштейне в рамках пропорциональной избирательной системы в однопалатном парламенте – Ландтаге в соответствии с законодательством каждое политическое объединение, политическая партия, группа избирателей вправе иметь одного заместителя на трех избранных депутатов; заместителями являются кандидаты из списка кандидатов, которые не были избраны при первоначальном распределении депутатских мандатов и которые получили наибольшее после избранных депутатов количество голосов избирателей.

В рамках пропорциональной избирательной системы вакантные депутатские мандаты замещаются кандидатом, следующим по порядку расположения в списке кандидатов той же самой политической партии (объединения).

В случае если список кандидатов политической партии полностью исчерпан, проводятся дополнительные выборы в соответствующем многомандатном избирательном округе.

На Мальте при проведении выборов депутатов однопалатного парламента применяется избирательная система одиночного передаваемого голоса в рамках многомандатных избирательных округов, модифицированная с тем, чтобы политические партии получали депутатские мандата в точном соответствии (пропорции) с первыми преференциями избирателей, поданных за кандидатов их списка.

В соответствии с законодательством в рамках применяемой избирательной системы единственного передаваемого голоса кандидат вправе баллотироваться на парламентских выборах одновременно не более чем по двум избирательным округам и в случае его избрания депутатом одновременно в указанных избирательных округах он по своему усмотрению определяет тот избирательный округ, где он будет признан избранным депутатом парламента.

В другом избирательном округе – до дня начала работы парламента нового созыва (начинается не позднее чем через два месяца со дня официального обнародования результатов парламентских выборов) – проводятся дополнительные выборы (первый вид дополнительных выборов).

В указанных дополнительных выборах могут принимать участие только те кандидаты, которые принимали участие в парламентских выборах, но не были избраны. На практике в таких дополнительных выборах принимают участие, как правило, кандидаты, которые принадлежат или поддерживаются той же политической партией, к которой принадлежит избранный депутат.

Для избрания депутатом кандидат должен получить более 50% голосов избирателей, т.е. дополнительные выборы проводятся по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства.

В случае появления вакантного депутатского мандата после начала работы парламента нового созыва также проводятся дополнительные выборы (второй вид дополнительных выборов).

В указанных дополнительных выборах могут принимать участие любые лица, имеющие пассивное избирательное право.

В Монако при проведении выборов 24 депутатов однопалатного парламента – Национального совета применяется смешанная (мажоритарно-пропорциональная) избирательная система.

Дополнительные выборы проводятся в течение трех месяцев со дня появления последнего из четырех вакантных депутатских мандатов.

При этом дополнительные выборы не проводятся в течение последних шести месяцев конституционного срока полномочий Национального совета, за исключением случая, когда имеется более 12 вакантных депутатских мандатов.

В Монголии в соответствии с законодательством регистрация избранных депутатов может быть отменена Центральным избирательным комитетом Монголии до принесения парламентской присяги избранными депутатами Великого государственного хурала нового созыва (при проведении 29 июня 2016 года парламентских выборов – до 5 июля, дня принесения избранными депутатами парламентской присяги).

При этом дерегистрация (отмена регистрации) избранного депутата связана, в частности, с вынесением в отношении него судебного решения за совершенное в ходе проведения предвыборной агитации правонарушение, в частности, за использование громкоговорителей после 23:00 по местному времени.

В рамках мажоритарной избирательной системы относительного большинства в случае образования в однопалатном парламенте – Великом государственном хурале вакантного депутатского мандата, в том числе в связи с дерегистрацией избранного депутата, проводятся дополнительные выборы.

В Польше в рамках мажоритарной избирательной системы относительного большинства в случае образования вакантного мандата члена Сената – верхней палаты парламента проводятся дополнительные выборы.

Дополнительные выборы не проводятся в последние шесть месяцев конституционного срока полномочий Сената.

В Румынии в Палате депутатов – нижней палате парламента в рамках пропорциональной части смешанной избирательной системы вакантные депутатские мандаты замещаются следующим кандидатом в списке кандидатов в порядке очередности.

Дополнительные выборы могут проводиться в исключительных случаях, указанных в законодательстве о выборах в Палату депутатов.

В Словении в однопалатном парламенте – Государственном собрании в рамках пропорциональной части смешанной избирательной системы вакантные депутатские мандаты замещаются кандидатами в порядке их расположения в списке кандидатов соответствующей политической партии, политической коалиции.

В случае отсутствия в списке кандидатов политической партии, политической коалиции кандидата (кандидатов) для замещения вакантного депутатского мандата, либо если депутатский мандат становится вакантным в пределах шести месяцев со дня начала полномочий избранных депутатов, проводятся дополнительные выборы.

Дополнительные выборы не проводятся, если до окончания конституционного срока полномочий депутатов Государственного собрания остается менее шести месяцев.

В соответствии с Законом «О Государственном совете» 1992 года 22 его советника избираются муниципалитетами для представительства местных интересов, остальные 18 советников избираются общественными организациями для представительства (в соответствии со статьей 96 Конституции Словении) интересов работодателей (четыре советника), наемных рабочих (четыре советника), крестьян, ремесленников и лиц свободных профессий (четыре советника), работников непроизводственной сферы (шесть советников).

При проведении 20-21 ноября 2012 года выборов 40 советников было избрано три женщины (7,5%) от общего состава корпуса советников данного совещательного органа.

Вакантные мандаты членов Государственного совета, являющегося совещательным органом, представляющим социальные, экономические, деловые, профессиональные и местные интересы, и состоящим из 40 членов (советников), избираемых сроком на три года, замещаются путем проведения дополнительных выборов (голосования) в течение 75 дней со дня появления вакантного мандата.

В США в рамках мажоритарной избирательной системы вакантные депутатские мандаты в Палате представителей – нижней палате Конгресса США замещаются посредством проведения дополнительных выборов.

В Таджикистане в Маджлиси намояндагон – нижней палате парламента в рамках мажоритарной части смешанной (мажоритарно-пропорциональной) избирательной системы вакантные депутатские мандаты замещаются посредством проведения дополнительных выборов в соответствующем одномандатном избирательном округе.

В Туркменистане в однопалатном парламенте – Меджлисе в рамках мажоритарной избирательной системы вакантные депутатские мандаты замещаются посредством проведения дополнительных выборов в течение трех месяцев со дня образования вакансии, за исключением случая, когда до окончания конституционного срока полномочий парламента остается менее одного года.

В Турции в однопалатном парламенте – Великом национальном собрании в рамках пропорциональной избирательной системы в соответствии с законодательством при наступлении определенных условий проводятся дополнительные выборы для замещения вакантного депутатского мандата.

В Узбекистане в Законодательной палате – нижней палате парламента в рамках мажоритарной избирательной системы вакантные депутатские мандаты замещаются посредством проведения дополнительных выборов.

На Украине в однопалатном парламенте – Верховной Раде Украины в рамках мажоритарной части смешанной (мажоритарно-пропорциональной) избирательной системы вакантные депутатские мандаты замещаются посредством проведения дополнительных выборов в соответствующем одномандатном избирательном округе. В Финляндии в однопалатном парламенте – Эдускунта в рамках смешанной избирательной системы (пропорциональной части смешанной избирательной системы) вакантные депутатские мандаты замещаются кандидатом, следующим по порядку расположения в списке кандидатов той же самой политической партии (политической коалиции).

Вакантный депутатский мандат по одномандатному избирательному округу, образованному на территории Аландских островов, замещается посредством проведения дополнительных выборов в соответствующем избирательном округе.

Во Франции в рамках мажоритарной избирательной системы кандидаты в депутаты Национального собрания – нижней палаты парламента выдвигаются не позднее чем за четыре недели до дня голосования (в соответствии с законодательством – не позднее чем за четыре пятницы до дня голосования).

При этом одновременно с основными кандидатами выдвигаются и избираются так называемые альтернативные (резервные) кандидаты.

В соответствии с законодательством вакантный депутатский мандат, образовавшийся в результате сложения депутатом полномочий по болезни, назначения на государственную должность (в состав правительства или Конституционного Совета Франции), направления в составе правительственной миссии за пределы территории страны на срок, превышающий шесть месяцев, замещается альтернативным (резервным) кандидатом, избираемым одновременно с основным кандидатом, признанным избранным депутатом парламента.

Во всех иных случаях вакантный депутатский мандат подлежит замещению посредством дополнительных выборов, которые проводятся в пределах трехмесячного срока со дня образования вакансии.

Дополнительные выборы не проводятся в последний год конституционного срока полномочий Национального собрания.

В Чехии в двухпалатном парламенте в рамках мажоритарной избирательной системы абсолютного большинства вакантные мандаты членов Сената – верхней палаты парламента замещаются посредством проведения дополнительных выборов, которые должны быть проведены в течение 90 дней со дня образования вакансии. Дополнительные выборы не проводятся в течение последнего года конституционного срока полномочий соответствующего сенатора.

В Швейцарии в Национальном совете – нижней палате парламента вакантные мандаты независимых депутатов в одномандатных избирательных округах, избранных по мажоритарной избирательной системе, замещаются посредством проведения дополнительных выборов в соответствующем избирательном округе.

В Совете кантонов – верхней палате парламента вакантные сенаторские мандаты замещаются посредством проведения дополнительных выборов в соответствующем избирательном округе.

5. Особые модели замещения депутатских мандатов без проведения голосования

В некоторых государствах – участниках ОБСЕ замещение мандатов парламентариев (на всеобщих выборах) производится без проведения голосования избирателей, в том числе в связи с занятием лицом выборной должности в парламенте прошлого созыва (например, Ирландия) либо конституционно и законодательно закрепляются особые модели замещения вакантных выборных мандатов, в том числе временного замещения исполнения депутатских полномочий (например, Португалия, США).

Так, в Ирландии в соответствии со статьей 16 Конституции выборы депутатов, а также замещение вакантных депутатских мандатов Палаты представителей (Дойл) – нижней палате парламента должно проходить в соответствии с законом и при соблюдении соответствующих законодательных положений.

При этом законом может быть установлено положение о том, что член Палаты представителей, который был ее председателем непосредственно перед роспуском Палаты представителей, рассматривается как избранный член Палаты представителей на последующих всеобщих выборах без голосования.

Таким образом, замещение депутатского мандата без голосования на новых парламентских выборах является следствием занятия лицом выборной парламентской должности в составе депутатского корпуса парламента прошлого созыва.

При этом в соответствии с законодательством замещение вакантных депутатских мандатов производится путем проведения дополнительных выборов, за исключением случаев, когда до истечения конституционного срока полномочий Палаты представителей и проведения новых общих выборов остается незначительный календарный срок.

В случае образования вакансии Палата представителей принимает резолюцию, обязывающую соответствующего окружного руководителя выборов обеспечить подготовку и проведение дополнительных выборов.

До 2011 года законодательство не предусматривало календарного срока для принятия решения о назначении дополнительных выборов (с 2011 года – в соответствии с законодательной поправкой и с учетом политической традиции, что проект резолюции о назначении дополнительных выборов вноситься членом политической партии, к которой принадлежал умерший депутат, вноситься для принятия палатой не ранее чем через месяц со дня смерти депутата – предусмотрено, что если нижняя палата в течение шести месяцев со дня появления вакантного депутатского мандата не приняла вышеуказанное решение, то соответствующее должностное лицо уполномочивает клерка палаты принять решение о назначении дополнительных выборов).

В целом с 1923 года в Ирландии были проведены 131 дополнительные выборы для замещения 133 вакантных депутатских мандатов.

В Португалии в соответствии со статьей 153 Конституции заполнение вакансий, открывающихся в однопалатном парламенте – Ассамблее Республики, а также временное замещение депутатов по уважительной причине регулируются избирательным законом.

В США в случаях, когда в представительстве какого-либо штата в Сенате – верхней палате Конгресса США появляется вакансии, исполнительная власть такого штата издает приказ о проведении выборов для заполнения этих вакансий при условии, что легислатура штата может уполномочить исполнительную власть произвести временные назначения до проведения выборов и избрания на вакантные места в том порядке, который может быть установлен легислатурой.

Эта поправка не должна толковаться таким образом, что ее действие распространится на избрание или на срок полномочий сенатора, избранного до того, как поправка вступит в силу как часть Конституции США.

В целом вакантные сенаторские мандаты замещаются в 49 штатах (из 50) посредством временного замещения сенаторского мандата кандидатом, назначенным губернатором штата для балансировки срока полномочий либо до очередных выборов в Сенат (в зависимости от законодательных положений штата).

В штате Орегон предусмотрено, что замещение вакантного сенаторского мандата должно быть произведено в ходе специальных (дополнительных) выборов.

Примечание:

* В ряде государств региона ОБСЕ парламенты состоят из одной палаты, депутаты которой, как правило, избираются путем проведения всеобщих прямых выборов (например, Албания, Андорра, Болгария, Венгрия, Греция, Грузия, Дания, Исландия, Кипр, Кыргызстан, Латвия, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Македония. Мальта, Монголия, Норвегия, Португалия, Сан-Марино, Словакия, Хорватия, Черногория, Швеция, Эстония), в ряде государств парламенты являются двухпалатными, имеющими особенности при формировании состава как нижней, так и верхней палаты (например, Австрия, Беларусь, Бельгия, Босния и Герцеговина, Великобритания, Ирландия, Испания, Италия, Казахстан, Канада, Нидерланды, Польша, Российская Федерация, Румыния, Словения, США, Таджикистан, Узбекистан, Франция, ФРГ, Швейцария, Чехия).

** В Казахстане действует двухпалатный парламент: Меджлис (нижняя палата) состоит из 107 депутатов, избираемых (замещаемых) по смешанной системе: 98 депутатов – на всеобщих и прямых выборах по пропорциональной избирательной системе и девяти членов (депутатов) – на косвенных выборах посредством назначения Ассамблеей народов Казахстана, консультативным органом, формируемым Президентом Казахстана (Ассамблея народов Казахстана призвана представлять все этнические и культурные группы (общности) населения Казахстана (при проведении 20 марта 2016 года досрочных выборов в Меджлис в состав Ассамблеи входило 446 человек). Сенат – верхняя палата состоит из 47 сенаторов, избираемых посредством проведения косвенных выборов.

*** В Болгарии в ноябре 2016 года был проведен референдум по вопросу о переходе к проведению парламентских выборов по правилам мажоритарной избирательной системы: «за» высказалось 72% участников референдума, однако в связи с недостаточной явкой решение вопроса о таком переходе не было принято.

**** В Узбекистане учрежден двухпалатный парламент: Законодательная палата – нижняя палата (150 членов) и Сенат – верхняя палата.

135 депутатов (из 150) Законодательной палаты избираются на всеобщих и прямых выборах по одномандатным избирательным округам, 15 членов – на косвенных выборах Экологическим движением Узбекистана (учреждено в 2008 году).