Избирательные системы при проведении выборов в государствах-участниках ОБСЕ (октябрь 2018 года)

Избирательные системы при проведении выборов в государствах-участниках ОБСЕ (октябрь 2018 года)

Владимир Лысенко, член Совета Российского фонда свободных выборов, доктор юридических наук

05 октября, 2018

В октябре 2018 года в ряде государств региона ОБСЕ проводятся выборы (например, Латвия (6 октября (суббота), парламентские выборы), Босния и Герцеговина (7 октября (воскресенье), общие выборы), Люксембург (14 октября (воскресенье), парламентские выборы), Ирландия (26 октября (пятница), президентские выборы), Грузия (28 октября (воскресенье), президентские выборы).

При проведении парламентских выборов в указанных государствах применяются пропорциональная избирательная система (Босния и Герцеговина, Латвия, Люксембург), при проведении президентских выборов – мажоритарная избирательная система абсолютного большинства (Грузия), избирательная система одиночного передаваемого голоса (разновидность пропорциональной избирательной системы с преференциальным голосованием избирателей) (Ирландия).

 

1. Парламентские выборы

В Боснии и Герцеговине срок полномочий Палаты представителей – нижней палаты двухпалатного федерального парламента – Парламентской ассамблеи Боснии и Герцеговины составляет четыре года.

Активное и пассивное избирательное право на выборах депутатов Палаты представителей – с 18 лет.

При проведении выборов 42 депутатов Палаты представителей применялась сложная пропорциональная избирательная система.

В соответствии с законодательными поправками 2014 года в списках кандидатов на выборах депутатов Палаты представителей – нижней палаты федерального парламента должно было быть не менее 40% представителей малопредставленного гендера (пола).

Кандидаты выдвигаются политическими партиями, политическими коалициями, а также в порядке самовыдвижения.

Для регистрации списка кандидатов политические партии, политические коалиции должны собрать не менее 10.000 подписей избирателей, независимые кандидаты – не менее 5.000 подписей избирателей.

К распределению депутатских мандатов допускались политические партии и независимые кандидаты, получившие так называемую избирательную квоту (число голосов избирателей).

Депутатские мандаты распределялись на основе метода получения избирательной квоты, а мандаты, нераспределенные на данной основе, подлежали вторичному распределению на основе метода наибольшего остатка.

При этом только те политические партии, которые получили хотя бы один мандат на первом этапе распределения депутатских мандатов (по избирательной квоте), допускались ко второму этапу (факультативному) распределения первоначально нераспределенных мандатов – на основе метода наибольшего остатка.

Посредством механизма распределения так называемых компенсационных мандатов обеспечивается гарантированное минимальное представительство государствообразующих народов в нижней палате федерального парламента.

Вакантные депутатские мандаты замещаются по основаниям и в порядке, предусмотренном законодательством Боснии и Герцеговины, а также законодательством ее субъектов – Федерации Боснии и Герцеговины и Республики Сербской.

В 2016 году в законодательство о выборах депутатов Палаты представителей были внесены изменения, предусматривающие, в частности, введение ответственности в отношении членов избирательных органов, которые неправомерно не осуществляют свои функции, права и обязанности в день проведения голосования, более жесткие требования к обеспечению гендерного баланса в составе избирательных органов, изменение порядка выдвижения и снятия (отзыва) кандидатов, введение обязанности участников выборов открывать банковский счет специального избирательного фонда, расширенных мер ответственности за нарушение правил финансирования избирательной кампании и проведения предвыборной агитации.

При этом неурегулированными, несмотря на прежние рекомендации БДИПЧ ОБСЕ, остались такие вопросы, как этническая и территориальная основы реализации активного и пассивного избирательного права, порядка подачи и рассмотрения жалоб, противодействия использованию государственного (административного) ресурса.

8 мая 2018 года ЦИК Боснии и Герцеговины официально объявила о проведении 7 октября 2018 года очередных (восьмых после военного конфликта) общих выборов различного вида и уровней (шесть видов и уровней выборов):

на федеральном уровне:

1) три выборных мандата членов Президиума Боснии и Герцеговины – федерального коллективного главы государства Босния и Герцеговина; применяется мажоритарная избирательная система относительного большинства; три списка кандидатов в двух государствообразующих субъектах, при этом избиратели Федерации Боснии и Герцеговины избирают либо босняка (в босняцкой части Федерации Боснии и Герцеговины), либо хорвата (в хорватской части Федерации Боснии и Герцеговины), а избиратели Республики Сербска – кандидата-серба; избиратели же автономного округа Брчко принимают участие в президентских выборах, голосуя (с учетом из национальной принадлежности) либо в босняцкой или хорватской части Федерации Боснии и Герцеговине, либо в Республике Сербской; должность Председателя Президиума Боснии и Герцеговины каждые восемь месяцев занимает по очереди представитель соответствующей этнической группы;

2) 42 депутатских мандата в Палате представителей – нижней палаты федерального парламента – Парламентской ассамблеи Боснии и Герцеговины, при этом из 28 мандатов, подлежащих замещению на выборах в Федерации Боснии и Герцеговины, включая автономный округ Брчко, 
21 мандат замещается как основные мандаты в пяти многомандатных избирательных округах по пропорциональной избирательной системе и открытым спискам кандидатов участников выборов, а семь мандатов – как компенсационные мандаты (для обеспечения гарантированного минимального представительства государствообразующих народов), из 14 мандатов, подлежащих замещению на выборах в Республике Сербской, девять мандатов замещаются как основные мандаты в трех многомандатных избирательных округах по открытым спискам кандидатов участников выборов, а пять мандатов – как компенсационные мандаты; при этом компенсационные мандаты (соответственно семь и пять), в отличие от основных мандатов, распределяются в рамках жестких списков кандидатов;

на уровне двух государствообразующих субъектов Боснии и Герцеговины:

1) 98 депутатских мандатов в Парламенте Федерации Боснии и Герцеговины – Палате представителей, при этом 73 мандата замещаются как основные мандаты в 12 многомандатных избирательных округах, включая избирательный округ Брчко, по открытым спискам кандидатов участников выборов (при преференциальном голосовании избирателей), и 25 мандатов – как компенсационные мандаты по «жестким» спискам кандидатов участников выборов;

2) три выборных мандата в Республике Сербской – Президента и двух вице-президентов Республики Сербской, избираемые по мажоритарной избирательной системе относительного большинства; кандидат, получивший наибольшее число голосов избирателей, признается избранным на должность Президента Республики Сербской, два других кандидата становятся вице-президентами;

3) 83 депутатских мандата Народной скупщины Республики Сербской, при этом 63 мандата замещаются как основные мандаты в девяти многомандатных избирательных округах по открытым партийным спискам кандидатов участников выборов, и 20 – как компенсационные мандаты по жестким спискам кандидатов.
Законодательство предусматривает минимальное гарантийное представительство трех государствообразующих народов парламентах Федерации Боснии и Герцеговины и Республики Сербской.

В случае если представители одного из государствообразующих народов не получают при распределении в многомандатных избирательных округах, как минимум, четырех мандатов, указанное минимальное число депутатских мандатов обеспечивается посредством распределения компенсационных мандатов (в этом случае во внимание первоначально принимается заявленная этническая принадлежность кандидата; если участник выборов не имеет в списке кандидатов достаточное для замещения компенсационного (этнического) мандата этнически заявленных кандидатов, такой мандат предается другому списку кандидатов, в котором имеется кандидат указанной этнической принадлежности, получивший наибольшее число голосов избирателей по отношению к другим этнически заявленным кандидатам данного списка кандидатов, и так до полного замещения минимальных четырех этнических мандатов;

на кантональном уровне в Федерации Боснии и Герцеговины:

1) 289 депутатских мандатов в 10 кантональных законодательных ассамблеях Федерации Боснии и Герцеговины: в кантоне 1 замещению подлежит 30 депутатских мандатов, в кантоне 2 – 21, в кантоне 3 – 35, в кантоне 4 – 35, в кантоне 5 – 25, в кантоне 6 – 30, в кантоне 7 – 30, в кантоне 8 – 23, в кантоне 9 – 35 и в кантоне 10 – 25 мандатов.

В целом распределение депутатских мандатов по пропорциональной избирательной системе производится при условии получения участниками выборов не менее 3% голосов избирателей.

Избиратели голосуют за список кандидатов, при этом голосование может также производится с использованием преференций, когда избиратель может выразить свои преференции в отношении неограниченного круга кандидатов, баллотирующихся в соответствующем многомандатном избирательном округе.

При этом в связи с повышением количественного минимального порога преференциальной квоты голосов, необходимой для избрания кандидата депутатом (20% от общего числа голосов избирателей; ранее – 5%) открытые списки кандидатов, по мнению некоторых участников выборов, превращаются в жесткие списки кандидатов.

При проведении указанных выборов по-прежнему наблюдаются существенные различия в образовании избирательных округов, подрывающие равенство голосов избирателей (пересмотр схемы избирательных округов не проводился в течение нескольких избирательных циклов)(См. Примечание *).

Кроме того, в марте 2018 года, в преддверии проведения очередных выборов, Палата представителей приняла законодательные поправки об использовании на предстоящих 7 октября 2018 года очередных выборов технических средств подсчета голосов избирателей – сканеров избирательных бюллетеней, биометрическую идентификацию избирателей, а также видеонаблюдение на избирательных участках, однако верхняя палата федерального парламента – Палата народов данный законопроект в июне 2018 года отклонила(См. Примечание **).

В июне пять политических партий, представленные в Парламентской Ассамблее Федерации Боснии и Герцеговине (за исключением основной политической партии) предложили свой вариант реформирования федерального избирательного процесса, однако, основная парламентская политическая партия – Хорватский демократический союз исходила из того, что реформирование избирательного процесса должно проводиться на национальном уровне, а именно Парламентской Ассамблей Боснии и Герцеговины, а на не уровне государствообразующего субъекта – Парламентской Ассамблеи Федерации Боснии и Герцеговины.

В этих условиях предстоящие октябрьские выборы проводятся по «старой» электоральной матрице.

В целом, по мнению некоторых участников выборов, законодательство не вполне «готово» к проведению очередных выборов 7 октября 2018 года.

При проведении 7 октября 2018 года депутатов Палаты представителей в списки избирателей было включено 3.352.933 избирателя.

В целом в выборах принимали участие допущенные ЦИК Боснии и Герцеговины 56 политических партий, 36 политических коалиций, 34 независимых кандидата.

При этом среди 15 зарегистрированных кандидатов в трехчленный этнический состав Президиума Боснии и Герцеговины шесть кандидатов являются босняками, пять кандидатов – хорватами, четыре кандидата – сербами.

В целом на проведение общих выборов из бюджетов выделено около 4,2 млн. евро.

В Латвии при проведении парламентских выборов 100 депутатов однопалатного парламента – Сайэма на четырехлетний срок использовалась региональная пропорциональная избирательная система с открытыми списками кандидатов в пяти многомандатных избирательных округах.

Активное избирательное право на выборах депутатов Жогорку Кенеша – с 18 лет, пассивное – с 21 года (с соблюдением законодательных условий для реализации активного и пассивного избирательного права).

Для проведения выборов образуется пять многомандатных избирательных округов (Видземе, Земгале, Курземе, Латгалие, Рига (с прикреплением зарубежных латвийских избирателей) с распределением в каждом из них от 13 до 32 депутатских мандатов.

Количество депутатских мандатов, замещаемых в каждом многомандатном избирательном округе, определяется ЦИК Латвии в зависимости от количества проживающих (зарегистрированных) в избирательном округе избирателей.

Голоса избирателей, находящихся за рубежом, считаются отданными в Рижском многомандатном избирательном округе.

Избирательная система с открытыми списками кандидатов предполагает, что избиратели могут проголосовать не только за список кандидатов соответствующей политической партии, политической коалиции, но и отдать свое предпочтение (преференцию) кандидату в выбранном списке кандидатов, поставив плюс напротив его фамилии, или отказать в поддержке кандидату, вычеркнув его фамилию.

Выразить предпочтение или отказать в поддержке можно неограниченному количеству кандидатов в списке кандидатов.

Чем большую разность плюсов и вычеркиваний получает кандидат, тем выше его положение в списке кандидатов.

Кандидаты с наибольшими значениями указанной разности получают места в Сейме, полученных данным списком кандидатов по результатам голосования избирателей.

Таким образом, избиратели голосуют за один из списков кандидатов политических партий посредством проставления в избирательном бюллетене одного из возможных знаков «+» или «х» напротив фамилии одного, нескольких или всех их преференциальных кандидатов списка кандидатов политической партии.

Выдвижение списков кандидатов производится только зарегистрированными политическими партиями и политическими коалициями; выдвижение кандидатов в порядке самовыдвижения законодательством не допускается.

Списки кандидатов политических партий, политических коалиций должны быть поданы в ЦИК Латвии с 18 июля до 7 августа 2018 года, т.е. в течение 21 календарных дня.

Предвыборная агитация начинается за 120 дней до дня выборов.

При этом за 30 дней до дня голосования вступает в силу законодательный запрет на использование участниками парламентских выборов телевидения для проведения предвыборной агитации.

За день до дня голосования и в день голосования запрещено проведение предвыборной агитации с использованием любых средств.

Голосование проводится 6 октября (суббота) 2018 года с 07:00 до 20:00 по местному времени.

Избиратели могут принять участие в досрочном голосовании.

В этом случае за три дня до дня проведения общих выборов отдельные избирательные участки будут открыты по несколько часов в день: 3 октября 2018 года – с 17:00 до 20:00, 4 октября – с 09:00 до 12:00 часов и 5 октября – с 10:00 до 16:00 (по местному времени).

Избиратели могут отдать свой голос на любом избирательном участке на территории Латвии и за рубежом независимо от места их проживания.

Для получения избирательного бюллетеня избиратели должны предъявить паспорт гражданина, в который ставится отметка об участии в выборах, что предотвращает возможность повторного голосования.

Распределение депутатских мандатом производится в следующем порядке.

Количество голосов, полученных каждым из кандидатов списка кандидатов политической партии, равняется количеству проставленных в избирательном бюллетене плюсов (отметка «+») в отношении соответствующего кандидата за вычетом отрицательного преференциального голосования избирателей (отметка «х»), в совокупности прибавляемых к общему количеству голосов избирателей, полученных в целом списком кандидатов политической партии в соответствующем многомандатном избирательном округе.

Кандидаты с наибольшими преференциальными положительными отметками избирателей в избирательном бюллетене признаются избранными в соответствующем многомандатном избирательном округе.

Если два и более кандидата списка кандидатов политической партии получили равное количество положительных преференциальных отметок, они получают мандаты в порядке их расположения в избирательном бюллетене.

Для участия в распределении депутатских мандатов политические партии должны были получить не менее 5% голосов избирателей в национальном масштабе.

Распределение депутатских мандатов производится на основе метода Сант-Лагё.

Таким образом, количество депутатских мандатов, полученное политической партией, политической коалицией в каком-либо многомандатном избирательном округе, определяется на основе числа голосов избирателей, полученных в этом избирательном округе, с использованием метода Сант-Лагё.

При проведении прошлых парламентских выборов (5 октября 2014 года) в них принимало участие 13 политических партий.

К распределению депутатских мандатов было допущено шесть политических партий и политических коалиций: Социал-демократическая партия «Согласие» получила 208.522 голоса избирателя (23,26%) и 24 депутатских мандата, политическая партия «Единство» – 21,62% голосов избирателей и 23 мандата, политическая партия «Союз крестьян и зеленых» –19,74% и 21 мандат, политическая коалиция «Все для Латвии! – Отчизне и свободе/Движение за национальную независимость Латвии» – 16,5% голосов избирателей и 17 мандатов, Латвийское региональное объединение – 6,91% голосов избирателей и восемь мандатов, политическая партия «От сердца – Латвии» – 6,47% голосов избирателей и семь мандатов.

Политические партии «Единая Латвия» и «Русский союз Латвии» не преодолели 5% заградительный барьер.

Таким образом, уровень представительства участников парламентских выборов, допущенных к распределению мандатов, составлял 46,15% (шесть политических партий, политических коалиций) от числа зарегистрированных участников выборов (13 политических партий, политических коалиций).

Депутатами было избрано 16 женщин (16%) от общего состава депутатского корпуса парламента (100 депутатов).

Таким образом, по сравнению с выборами 2011 года наблюдается некоторое увеличение числа политических партий, допущенных к распределению депутатских мандатов (с пяти до шести), при одновременном понижении уровня представительства женщин (с 21 до 16) в общем составе депутатского корпуса парламента.

Вакантные депутатские мандаты замещаются кандидатом, следующим по порядку расположения в списке кандидатов той же самой политической партии (политической коалиции).

После проведения в 2014 году прошлых парламентских выборов в законодательство о выборах были внесены изменения.

Так, в Закон о политических партиях внесены поправки, повысившие до 500 человек минимальную численность членов политических партий, намеревающихся принять участие в выборах в Сейм или Европейский парламент; кроме того, законодательно закреплено, что для участия в выборах в Сейм политические партии должны быть созданы и зарегистрированы в установленном законодательством порядке не позднее чем за 12 месяцев до даты проведения выборов.

В Закон о предвыборной агитации было введено положение о равной стоимости политической и коммерческой рекламы и о запрете использования политических рекламных материалов на ряде общественных зданий.

При проведении 6 октября 2018 года парламентских выборов были зарегистрированы списки кандидатов 16 избирательных объединений: 11 политических партий и 5 политических коалиций.

Все зарегистрированные участники выборов выдвинули списки кандидатов в каждом из пяти многомандатных избирательных округов.

В целом в списки кандидатов политических партий, политических коалиций включено 1470 кандидатов.

При регистрации списков кандидатов политических партий, политических коалиций ЦИК Латвии 17 августа и 21 августа 2018 года отказала в совокупности восьми лицам в регистрации в качестве кандидатов (на основании представления МВД Латвии о том, что соответствующие лица не обладают пассивным избирательным правом (имеют неснятую и непогашенную судимость), в том числе на основании принадлежности после 13 января 1991 года к бывшей Коммунистической партии Латвии; кроме того, ЦИК Латвии получила соответствующие заключения от Полиции безопасности Латвии и Национального бюро по защите Конституции(См. Примечание ***)).

Среди лиц, которым было отказано в регистрации в качестве кандидатов, в частности, два кандидаты первоначально были в списке кандидатов политической партии «Партий действия», два кандидата – «За альтернативу», по одному кандидату – от политических партий «ЛОР», «Центристская партия Латвии», «Прогрессивные», «Русский союз в Видземском округе»).

В списках кандидатов политических партий, политических коалиций указал кандидат, который является одновременно кандидатом на должность Премьер-министра Латвии в случае получения политической партией, политической коалицией парламентского большинства.

В целом по сравнению с прошлыми парламентскими выборами (2014 года) произошло некоторое увеличение (с 13 до 16) числа политических партий, политических коалиций, принимающих участие в парламентских выборах.

В Люксембурге при проведении выборов 60 депутатов однопалатного парламента – Палаты депутатов на пятилетний срок применялась региональная пропорциональная избирательная система в рамках четырех многомандатных избирательных округов (Север, Центр, Юг и Восток страны) с использованием открытых список кандидатов и преференциальным голосованием избирателей.

Активное и пассивное избирательное право граждан Люксембурга на выборах Палаты депутатов – с 18 лет.

При этом участие в голосовании избирателей, зарегистрированных и находящихся на территории Люксембурга, является обязательным для избирателей в возрасте от 18 до 75 лет.

Для зарубежных люксембургских избирателей участие в голосовании является правом, а не обязанностью.

Зарубежные люксембургские избиратели могут принимать участие в голосовании по почте на избирательном участке той коммуны, на территории которой они были в последнее время зарегистрированы в качестве ее жителей; зарубежные люксембургские избиратели, которые родились на территории Люксембурга, но никогда не жили на его территории, могли принимать участие в голосовании по почте на избирательном участке той коммуны, на территории которой они родились; зарубежные люксембургские избиратели, которые не родились на территории Люксембурга и никогда не жили на его территории, могли принимать участие в голосовании по почте на избирательном участке города Люксембурга – столицы Люксембурга.

7 июня 2015 года был проведен референдум по вопросу о предоставлении активного избирательного права иностранным гражданам, которые до проведения парламентских выборов проживали в Люксембурге по-меньшей мере 7 лет и принимали участие в голосовании на выборах депутатов Европейского парламента от Люксембурга или в местных (муниципальных) выборах; в списки участников референдума было включено 214.835 избирателя, в голосовании приняло участие 
246.974 участника референдума (86,99%): предложение было отклонено.

В 2017 году в рамках совершенствования законодательства с 7 до 5 лет был понижен минимальный период проживания не гражданина Люксембурга на территории Люксембурга для получения гражданства Люксембурга.

Границы избирательных округов корреспондируют административным границам районов и указанных территориальных зон страны.

В Южной зоне избиралось 23 депутата, в Центральной зоне – 21, в Северной зоне – девять, в Восточной зоне – семь.

Кандидаты выдвигаются в составе списка кандидатом, при этом каждый независимый кандидат (в соответствии с законодательством) составляет самостоятельный (отдельный) список кандидатов.

Для выдвижения каждый кандидат должен получить поддержку не менее 25 избирателей соответствующего избирательного округа.

Преференциальное голосование избирателей в рамках пропорциональной избирательной системы приводит к тому, что в ходе проведения предвыборной агитации участники выборов агитируют преимущественно за кандидатов, а не за политические партии, политические коалиции, в списках кандидатов которых они включены, поскольку от объема полученных в ходе голосования преференциальных голосов избирателей зависит получение кандидатом депутатского мандата, а политической партией, политической коалиций – общего числа депутатских мандатов.

Печатные агитационные материалы участников выборов размещаются на специальных стендах, установленных в выделенных муниципалитетами местах.
Законодательство предусматривает возможность досрочного голосования избирателей, в том числе находящихся в день общего голосования за пределами Люксембурга.

Для участия в досрочном голосовании избиратель должен письменно подать заявление в коммуну (муниципалитет), где он постоянно проживает, либо где он ранее проживал, либо где он родился, либо, в исключительных случаях, в муниципалитет города Люксембурга.

Заявление должно быть подано не ранее чем за 12 недель и не позднее 40 дней до дня голосования (при проведении парламентских выборов 
14 октября 2018 года – соответственно с 28 июля по 4 сентября; заявление должно быть получено не позднее 4 сентября).

Заявление может быть подано в письменном виде по почте или по электронной почте; в соответствующей коммуне имеется также типовая форма такого заявления (как в печатном, так и в электронном (машиночитаемом) виде).

Зарубежные люксембургские избиратели должны приложить к заявлению копию своего паспорта или иного документа, удостоверяющего личность избирателя.

Не позднее чем за 30 дней до дня голосования соответствующая коммуна (муниципалитет) высылает избирателю пакет избирательных документов для участия в досрочном голосовании.

При голосовании в помещении для голосования избирательного участка используются зашторенные кабины для тайного голосования избирателей.

Избиратели вправе заполнить избирательный бюллетень в рамках трех возможных способов с использованием персональных преференций в отношении любого числа кандидатов (в том числе и в отношении всех кандидатов) в соответствующем многомандатном избирательном округе, т.е. избиратель имеет много голосов (но не по числу включенных в избирательный бюллетень кандидатов, а по количеству подлежащих замещению в многомандатном избирательном округе мандатов).

В рамках первого способа голосования избиратель вправе проголосовать за список кандидатов в целом и в этом случае все его голоса, равные числу мандатов, замещаемых в данном многомандатном избирательном округе, зачисляются в пользу (в электоральную копилку голосов) соответствующей политической партии (это так называемое кумулятивное партийное голосование).

В рамках второго способа голосования избиратель может преференциально проголосовать за кандидатов соответствующего списка кандидатов политической партии и при этом отдать за одного кандидата не более двух своих голосов (это так называемое кумулятивное голосование).

В рамках третьего способа голосования избиратель может отдать свои голоса за кандидатов из различных списков кандидатов различных политических партий (это так называемое панаширование), при этом число голосов избирателей не может превышать числа мандатов, подлежащих замещению в соответствующем многомандатном избирательном округе.

Распределение депутатских мандатов производится с использованием метода Хагенбаха – Бишофа.

Каждая политическая партия получает такое количество мандатов, которое соответствует числу голосов избирателей, поданных за ее кандидатов в соответствующем многомандатном избирательном округе.

Внутри списка кандидатов мандаты распределяются в соответствии с количеством полученных кандидатами персональных преференций избирателей.

Вакантные депутатские мандаты замещаются кандидатом, получившим наибольшее число голосов избирателей в списке кандидатов той же самой политической партии.

При подготовке к проведению 14 октября 2018 года парламентских выборов имелась определенная коллизия между положениями Конституции Люксембурга и Законом о выборах в части определения даты назначения очередных парламентских выборов.

Так, в соответствии со статьей 56 Конституции Люксембурга депутаты парламента избираются на пятилетний срок, что означает проведение парламентских выборов в октябре 2018 года, спустя пять лет после проведения 20 октября 2013 года досрочных парламентских выборов.

При этом статья 123 Закона о выборах 2003 года, однако, закрепляет, что в случае роспуска парламента и назначения досрочных парламентских выборов окончание пятилетнего конституционного срока полномочий парламента и проведение новых выборов должно приходиться на год, следующий за началом пятой (очередной или регулярной) сессии парламента.

В связи с тем, что начало работы пятой очередной сессии парламента, избранного 20 октября 2013 года, приходится на конец 2018 года, очередные парламентские выборы должны были состояться в 2019 году и, вероятнее всего, должны были бы быть совмещены с подлежащими проведению в июне 
2019 года очередными выборами депутатов Европейского парламента, что повлекло бы, фактически, продление пятилетнего срока полномочий парламента Люксембурга.

Таким образом, имелось определенное противоречие между конституционными и законодательными положениями в части определения даты проведения очередных парламентских выборов.

С целью устранения указанного правового противоречия и обеспечения возможности проведения очередных парламентских выборов в октябре 2018 года парламентом Люксембурга 15 декабря 2017 года из законодательства о выборах было исключено положение об июне как календарном месяце для проведения очередных парламентских выборов и установлено положение о проведении очередных выборов после истечения конституционного пятилетнего срока полномочий парламента, т.е. спустя пять после проведения прошлых выборов.

На этой основе очередные парламентские выборы были назначены на 28 октября 2018 года.

При проведении указанных выборов 60 депутатских мандатов подлежали замещению в четырех многомандатных избирательных округах в следующей пропорции: Север – 9 депутатских мандатов, Центр – 21, Юг – 23, Восток – 7.

Для участия в выборах были зарегистрированы списки кандидатов 10 политических партий, политических коалиций.

При этом в многомандатном избирательном округе «Юг» все 10 политических партий, политических коалиций зарегистрировали списки кандидатов, в одном многомандатном избирательном округе – «Центр» – одна политическая партия, в двух многомандатных избирательных округах – «Север», «Восток» и «Центр» – восемь политических партий, политических коалиций.

17 августа 2018 года каждой политической партии, политической коалиции по результатам жеребьевки присвоен электоральный номер для размещения в избирательных бюллетенях в соответствующих многомандатных избирательных округах.


2. Президентские выборы

В Грузии при проведении 28 октября 2018 года очередных (седьмых по счету с момента получения Грузией в 1991 году государственной независимости) всеобщих и прямых президентских выборов применяется мажоритарная избирательная система абсолютного большинства: избранным считается кандидат на должность Президента Грузии, за которого проголосовало более половины (50%) участников выборов.

Если в первом туре выборов ни один из кандидатов на должность Президента Грузии не набрал необходимого количества действительных голосов избирателей, через две недели после официального объявления ЦИК Грузии результатов первого тура голосования проводится второй тур выборов (повторное голосование).

Во втором туре выборов голосование проводится по двум кандидатам, имеющим наилучшие результаты в первом туре голосования.

Избранным на должность Президента Грузии считается кандидат, получивший наибольшее количество голосов.

Если в первом туре выборов участвовал только один кандидат и тот не набрал необходимого количества голосов избирателей, или если во втором туре Президент Грузии не был избран, в течение двух месяцев со дня выборов проводятся повторные выборы.

При проведении 27 октября 2013 года прошлых президентских выборов законодательство прямо не урегулировало ситуацию, когда во втором туре голосовании может остаться только один кандидат.

В этом случае, по мнению ЦИК Грузии голосование должно было проводиться по одному кандидату на должность Президента Грузии и он должен был быть признан избранным на должность Президента Грузии при получении любого количества действительных голосов избирателей.

После проведения указанных всеобщих и прямых президентских выборов в Грузии в соответствии с конституционными поправками 2017 года с 2024 года, после истечения шестилетнего конституционного срока полномочий избранного Президента Грузии, вводятся косвенные президентские выборы, в рамках которых глава государства будет избираться коллегией выборщиков в составе 300 человек, из которых 150 человек будут являться депутатами парламента, а еще 150 человек – депутатами местных органов власти.

При проведении 28 октября 2018 года президентских выборов в ЦИК Грузии было подано 46 пакетов документов о регистрации кандидатов на должность Президента Грузии: 20 – от политических партий и 26 – от инициативных групп граждан.

23 сентября ЦИК Грузии было зарегистрировано 25 кандидатов на должность Президента Грузии: 19 кандидатов от политических партий и шесть кандидатов – от инициативных групп избирателей.

При этом 21 кандидат не имели необходимых правовых и иных оснований для реализации пассивного избирательного права (одна инициативная группа граждан не внесла необходимые изменения в документы о выдвижении кандидата на должность президента Грузии, одна политическая партия, выдвинувшая кандидата на должность главы государства, не была зарегистрирована в установленном законом порядке Министерством юстиции Грузии, 19 инициативных групп граждан не представили в ЦИК Грузии в установленный законодательством срок документы с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидатов).

Таким образом, в целом было отказано в регистрации было 21 кандидату: одному кандидату от политической партии и 20 кандидатам от инициативных групп граждан.

Ни одним из субъектов выдвижения кандидатов на должность главы государствах не была подана в установленные законодательством сроки жалоба на решение ЦИК Грузии об отказе в регистрации в качестве кандидата на должность Президента Грузии.

В соответствии с законодательством не позднее чем за 12 календарных дней до дня голосования (т.е. до 16 октября) зарегистрированные кандидаты могут, подав в ЦИК Грузии письменное заявление, снять свою кандидатуру.

После истечения указанного календарного срока все кандидаты, зарегистрированные на должность Президента Грузии, включаются в избирательный бюллетень.

В Ирландии выборы Президента Ирландии проводятся на основе одной из разновидностей пропорциональной избирательной системы с преференциальным голосованием избирателей.

Так, президентские выборы проводятся в рамках пропорциональной избирательной системы на основе единственного передаваемого голоса, в условиях которой преференциальные голоса избирателей в отношении всех кандидатов на должность Президента Ирландии, включенных в избирательный бюллетень, перераспределяются от одного кандидата к другому (путем последовательного исключения из подсчета кандидатов с наименьшим количеством голосов избирателей и передаче указанных голосов кандидату с наибольшим числом первых преференций избирателей) таким образом, чтобы один из кандидатов (если он не набрал абсолютное большинство голосов избирателей) получил указанное большинство голосов избирателей и был признан избранным Президентом Ирландии.

В соответствии со статьей 12 Конституции каждый гражданин, имеющий право голосовать на выборах членов Палаты представителей, должен иметь право голосовать на выборах Президента Ирландии.

Голосование должно быть тайным и проходить по системе пропорционального представительства с использованием единственного передаваемого голоса, т.е. избиратель отдает свой голос кандидату, проставляя в избирательном бюллетене последовательность предпочтений, в которой он хотел бы видеть избранными кандидатов на должность Президента Ирландии.

В соответствии с законодательством при участии в президентских выборах только одного зарегистрированного кандидата на должность Президента Ирландии голосование избирателей не проводится, и кандидат считается избранным на должность Президента Ирландии.

В соответствии со статьей 12 Конституции и Законом о выборах Президента Ирландии 1993 года (с изменениями) глава государства избирается на семилетний срок полномочий на всеобщих прямых выборах.

Президентом Ирландии может быть избрано лицо, достигшее возраста 35 лет.

Одно и то же лицо может быть избрано на должность Президента Ирландии не более двух сроков подряд.

Так, статья 12 Конституции Ирландии предусматривает, что при проведении президентских выборов:

«4.1°. Каждый гражданин, который достиг тридцатипятилетнего возраста, имеет право быть избранным на должность Президента.

2°. Каждый кандидат для избрания, за исключением бывшего или оставившего должность Президента, должен быть выдвинут или

i) не менее чем двадцатью лицами, каждое из которых в данное время является членом одной из палат Парламента,

ii) советами не менее чем четырех административных графств (включая графские округа), установленных законом.

3°. Ни одно лицо и ни один совет не может подписываться под выдвижением более чем одного кандидата на одних и тех же выборах.

4°. Бывший или оставляющий должность Президент может стать кандидатом путем самовыдвижения.

5°. Если на должность Президента выдвинут только один кандидат, нет необходимости проводить голосование для его избрания (См. Примечание ****).

6. Выборы на должность Президента должны регулироваться законом в соответствии с положением этой статьи.»

В Парламент Ирландии избирается 226 депутатов.

В Ирландии 34 графства (районов) и графских округов (крупных городов).

28 августа 2018 года в соответствии с законодательством Министр по вопросам жилищного строительства, планирования и местного управления Ирландии принял решение о назначении на 26 октября (пятница) 2018 года проведение президентских выборов, в котором было указано, в частности, что период выдвижения кандидатов начинается с 10:00 30 августа и заканчивается в 12:00 26 сентября, т.е. составляет фактически 28 дней.

Продолжительность голосования на выборах составляет 15 часов – с 07:00 до 22:00 по местному времени.

Одновременно с президентскими выборами проводится национальный референдум.

12 кандидатов выдвинули свои кандидатуры на должность Президента Ирландии, при этом один из кандидатов в дальнейшем снял свою кандидатуру в пользу другого выдвинутого кандидата (в конечном счете, было выдвинуто 12 кандидатов).

Один из независимых кандидатов предпринял попытку собрать подписи 20 парламентариев (независимых членов нижней и верхней палат парламента) в поддержку своего выдвижения, но фактически смог получить подписи только 19 человек.

Четыре кандидата получили поддерживающие по четыре резолюции соответствующих четырех советов административных графств, один кандидат – пяти советов, при этом девять советов не поддержали выдвижение ни одного из кандидатов.

При проведении указанных выборов в них принимало участие шесть кандидатов, в том числе две женщины (все кандидаты, за исключением одного, выдвинутого политической партией «Шинн Фейн» («Мы сами»), выдвинули свои кандидатуры в порядке самовыдвижения, в том числе действующий Президент Ирландии, избранный в 2011 году).

Впервые с 1966 года действующий Президент Ирландии принял решение баллотироваться на второй срок, в том числе статусе независимого кандидата.

Кроме того, в указанных выборах также принимает участие один из кандидатов, который баллотировался на президентских выборах в 2011 году.

Инаугурация избранного Президента Ирландии должна состояться 11 ноября 2018 года.

ПРИМЕЧАНИЯ:

* В соответствии с законодательством пересмотр границ избирательных округов должен производиться каждые четыре года с тем, чтобы обеспечить примерное равенство избирательных округов по числу зарегистрированных на их территории избирателей и соблюдение принципа равного избирательного права. В целом, за исключением Республики Сербской, в Боснии и Герцеговине такой пересмотр границ избирательных округов не производится на регулярной основе.

** Палата народов – верхняя палата Парламентской ассамблеи Боснии и Герцеговины формируется на началах назначения 15 членов верхней палаты федерального парламента парламентами Федерации Боснии и Герцеговины и Республики Сербской сроком на пять лет. Активное и пассивное избирательное право на выборах членов Палаты народов – с 18 лет. Прошлое состава Палаты народов состоялось 29 января 2015 года. Очередное формирование состава Палаты народов – январь 2020 года. В 2016 году, в том числе в связи с решением Конституционного Суда Боснии и Герцеговины о признании некоторых положений Закона о выборах неконституционными, в законодательство о выборах были внесены некоторые изменения, предусматривающие, в частности, введение ответственности в отношении членов избирательных органов, которые неправомерно не осуществляют свои функции, права и обязанности в день проведения голосования, более жесткие требования к обеспечению гендерного баланса в составе избирательных органов, изменение порядка выдвижения и снятия (отзыва) кандидатов, введение обязанности участников выборов открывать банковский счет специального избирательного фонда, расширенных мер ответственности за нарушение правил финансирования избирательной кампании и проведения предвыборной агитации. В целом, однако, не все положения решения Конституционного Суда Боснии и Герцеговины были реализованы в законодательстве о выборах в установленные сроки, что привело к принятию в июле 2017 года Конституционным Судом Боснии и Герцеговины еще одного решения, приведшего к исключению из закона о выборах положений, которые ставят под угрозу формирование Парламентской ассамблеей Федерации Боснии и Герцеговины соответствующей части Палаты народов – верхней палаты Парламентской ассамблеи Боснии и Герцеговины* в январе 2020 года, перспективы устойчивого функционирования политической системы Боснии и Герцеговины в целом и федерального двухпалатного парламента в частности, а также поставило в положение правой неопределенности функционирование некоторых элементов избирательного процесса при проведении 7 октября 2018 года очередных выборов. Несмотря на международное посредничество (май 2018 года) также пока не удалось достичь необходимого консенсуса в разрешении политического кризиса. При этом неурегулированными, несмотря на прежние рекомендации БДИПЧ ОБСЕ, остались такие вопросы, как этническая и территориальная основы реализации активного и пассивного избирательного права, порядка подачи и рассмотрения жалоб, противодействия использованию государственного (административного) ресурса.

*** Согласно законодательству Латвии лица, состоявшие в Коммунистической партии Латвии после 13 января 1991 года, не имеют права быть избранными в Сейм, если они представляют угрозу независимости и демократическому устройству страны, определение чего входит в полномочия Центральной избирательной комиссии. После получения заключения от Полиции безопасности Латвии и Национального бюро по защите Конституции ЦИК Латвии приняла решение, что деятельность Татьяны Жданок («Русский союз в Видземском округе») ставит под угрозу демократию и правовые принципы государства (на этой основе лидером списка кандидатов «Русский союз в Видземском округе» стал бывший в списке кандидатов вторым номером Андрей Толмачев).

**** В октябре 2004 года очередные всеобщие прямые президентские выборы не проводились, и восьмым главой государства стала Мэри Макалис, которая в октябре 2004 года была переизбрана на второй срок без проведения всеобщих выборов, так как ее соперники не смогли заручиться необходимой в соответствии с вышеуказанной статьей 12 Конституции Ирландии поддержкой муниципальных советов, и по истечении срока подачи указанных заявок Мэри Макалис осталась единственным кандидатом на должность Президента Ирландии. При проведении 27 октября 2011 года президентских выборов было зарегистрировано семь кандидатов на должность Президента Ирландии; четыре независимых кандидата были выдвинуты советами не менее чем четырех административных графств (включая графские округа), установленных законом. Три из независимых кандидатов на должность Президента Ирландии получили поддержку четырех административных графств, четвертый – 13 графств. Остальные три кандидата (из семи) были выдвинуты парламентским политическими партиями (партия «Шинн Фейн», партия «Фианна Файл» и Лейбористская партия), которые располагали в парламенте более 20 депутатскими мандатами каждая.