Международный опыт создания кодексов поведения общественных наблюдателей

Международный опыт создания кодексов поведения общественных наблюдателей

Автор - Владимир Лысенко, член Совета Российского фонда свободных выборов, доктор юридических наук.

29 января, 2018

Конституционно-правовое регулирование ряда зарубежных государств исходит из того, что политические партии, политические коалиции, кандидаты и их доверенные лица, общественные объединения, представители средств массовой информации вправе присутствовать при голосовании и подсчете голосов избирателей. В некоторых государствах национальное (общественное) наблюдение за выборами вправе осуществлять наблюдатели только от политических партий, политических коалиций, кандидатов, а также от общественных организаций.

В целом, в законодательстве о выборах ряда государств содержится общее положение о том, что политические партии, политические коалиции, кандидаты, общественные организации вправе направить наблюдателей для осуществления наблюдения за ходом голосования и подсчетом голосов избирателей, либо только за ходом подсчета голосов, либо в нормативных правовых актах указывается, что национальное (общественное) наблюдение за выборами может охватывать более широкие временные рамки, а не только процедуры голосования и подсчета голосов избирателей.

В некоторых государствах, например, Азиатско-Тихоокеанского региона вместо единого статуса национального (общественного) наблюдателя, вводится две категории национальных (общественных) наблюдателей (например, Бутан), либо предусматривается выполнение ими своих обязанностей не на общественных началах, а за оплату за счет средств соответствующего бюджета (например, Япония).

Особый интерес представляют, конечно, государства, которые конституционно и (или) законодательно регулируют статус национальных (общественных) наблюдателей, при этом диапазон такого правового регулирования в таких государствах чрезвычайно широк и своеобразен: от права любого избирателя присутствовать и наблюдать при проведении голосования и подсчете голосов до предоставления такого права только наблюдателям от кандидатов, политических партий, политических коалиций, либо от предоставления такого права как непосредственным участникам выборов, так и общественным организациям, либо отсутствия регулирования данного вопроса в национальном законодательстве.

Так, в государствах – участниках ОБСЕ институт национальных (общественных) наблюдателей от участников выборов, общественных организаций:

- прямо предусмотрен в конституциях и (или) законодательстве о выборах ряда государств – участников ОБСЕ (например, Албания, Азербайджан, Армения, Беларусь, Болгария, Босния и Герцеговина, Великобритания, Венгрия, Исландия, Канада, Кипр, Латвия, Литва, Македония, Мальта, Монголия, Норвегия, Португалия, Российская Федерация, Румыния, Словения, Таджикистан, Туркменистан, Турция, Узбекистан, Франция, ФРГ, Хорватия, Эстония;

- в некоторых государствах региона ОБСЕ конституционно-законодательно институт наблюдателей прямо не предусмотрен, но на практике национальные наблюдатели допускаются к проведению наблюдения за президентскими и парламентскими выборами, в том числе в рамках правового режима открытости и гласности избирательного процесса, в условиях которого присутствовать при подсчете голосов избирателей вправе и сами избиратели (например, Андорра, Греция, Дания, Сан-Марино, Словакия, Черногория, Чехия, Швеция);

- в некоторых государствах регулирование статуса национальных наблюдателей производится не в законодательной форме, а посредством принятия отдельных правительственных нормативных актов (Италия, Лихтенштейн), либо присутствие наблюдателей при проведении подсчета голосов избирателей зависит от усмотрения руководителя выборов (Ирландия), либо на уровне субъектов федерации (конфедерации) (США, Швейцария);

- в некоторых государствах ни конституция, ни законодательство о выборах не предусматривают института национальных (общественных) наблюдателей (например, Австрия, Испания, Люксембург, Чехия).

Ряд международных организаций (приложение 1), ассоциаций неправительственных общественных организаций (приложение 2), а также зарубежных государств, в том числе и центральные избирательные органы в целях упорядочения (на основе действующего законодательства и лучшей практики) организации и деятельности общественных (непартийных) наблюдателей разработали и приняли краткие кодексы поведения (своды правил) общественных наблюдателей на выборах, определяющие принципы проведения общественного наблюдения (мониторинга) на выборах.

Международные документы и законодательство о выборах соответствующих государств предусматривают подписание общественным (непартийным) наблюдателем персонального обязательства соблюдать соответствующие законодательные положения о проведении общественного наблюдения на выборах, а также кодекса поведения, проводить наблюдение и делать рекомендации на основе профессионализма и соблюдения иных принципов объективного и политически беспристрастного наблюдения.

Без такого личного подтверждения аккредитация (допуск к участию в наблюдении на выборах), как правило, не производится.

Положениями данных кодексов поведения должны руководствоваться общественные наблюдатели при проведении непартийного наблюдения на парламентских и президентских выборах.

Так, в Армении для аккредитации ЦИК Армении общественной организации в качестве коллективного общественного наблюдателя она должна принять свой Кодекс поведения общественных наблюдателей, а также провести обучающий тренинг для лиц, которые будут назначены наблюдателями от данной общественной организации.

Так, в части 2 статьи 3 Избирательного кодекса Республики Армения закреплено, что «…До подачи заявления об аккредитации зарегистрированные в Республике Армения общественные организации обязаны принять правила поведения своих наблюдателей, которые должны соответствовать международным принципам наблюдения за выборами и регулированию настоящего Кодекса.

Указанные в настоящей части общественные организации организуют и проводят для своих наблюдателей обучение по законодательству и правилам поведения наблюдателей организации. Заявление об аккредитации должно содержать указание относительно принятия правил поведения и обучения наблюдателей организации…»

Таким образом, каждая общественная организация должна иметь свой Кодекс поведения наблюдателей на выборах.

В Афганистане при проведении 5 апреля 2014 года президентских выборов Независимой избирательной комиссией Афганистана был принят Кодекс поведения общественных наблюдателей (на английском языке).

Кодекс поведения общественных наблюдателей состоит из двух частей:

Часть 1. Общие принципы и цели;

Часть 2. Права и обязанности общественных наблюдательных организаций и их представителей (общественных наблюдателей).

В частности, в Кодексе закреплены положения о том, что:

- общественные наблюдатели вправе сообщать о выявленных ими нарушениях законодательства о выборах только в направившие их общественные организации (пункт 10);

- общественные организации и общественные наблюдатели должны уважать официальные и действительные результаты выборов (пункт 11).

В Великобритании при проведении в 2014 году в Шотландии референдума Избирательная комиссия Великобритании приняла Руководство для наблюдателей, в котором в качестве отдельного компонента был включен краткий свод правил поведения для общественных наблюдателей. Национальными наблюдателями могут быть:

- граждане Великобритании, достигшие возраста 16 лет;

- подавшие соответствующее заявление об аккредитации в Избирательную комиссию Великобритании.

Национальными наблюдателями могут быть как индивидуальные физические лица, так и общественные организации, которые после соответствующей аккредитации также праве назначать своих представителей в качестве национальных наблюдателей.

Кроме того, Избирательная комиссия Великобритании вправе назначать своих представителей в качестве национальных наблюдателей.

Список национальных наблюдателей всех трех указанных групп – индивидуальных наблюдателей, наблюдателей от организаций, наблюдателей, назначенных непосредственно Избирательной комиссией Великобритании в качестве своих представителей размещается на сайте Избирательной комиссии Великобритании в сети Интернет.

Каждый наблюдатель должен подписать обязательство соблюдать положения Руководства для наблюдателей.

При проведении 7 мая 2015 года парламентских выборов всего было аккредитовано 565 индивидуальных наблюдателей, 43 организации, в том числе международных (включая Парламентскую ассамблею ОБСЕ), а также 82 наблюдателя – представителя Избирательной комиссии Великобритании.

Законодательство прямо не запрещает производить фото- и видеосъемку в помещении для голосования или счетном центре, однако Избирательная комиссия Великобритании – с целью обеспечения тайны голосования избирателей и обнародования того, как избиратель голосует, не рекомендовала этого делать.

При проведении в 2014 году выборов депутатов Европейского парламента от Великобритании был законодательно установлен штраф в размере 5000 фунтов или тюремное заключение на срок до шести месяцев, если кто-либо, в том числе наблюдатель, нечаянно или преднамеренно обнародует то, как проголосовал избиратель.

В Зимбабве сетью общественных организаций был принят Кодекс поведения общественных наблюдателей на выборах (на английском языке).

В Палестине Центральная избирательная комиссия Палестины в соответствии со своими полномочиями разрабатывает и утверждает Кодекс поведения национальных наблюдателей (на арабском языке).

Закон о выборах 2005 года предусматривает следующие положения о статусе, правах и обязанностях национальных наблюдателей:

- предоставление Центральной избирательной комиссии Палестины права разрабатывать и принимать Кодекс поведения национальных наблюдателей и уполномоченных представителей участников выборов (статья 23);

ЦИК Палестины утвердила Кодекс поведения национальных наблюдателей и издала его в виде отдельной брошюры (на английском языке)

В частности, в Кодексе закреплено положение о том, что общественные наблюдатели вправе сообщать о выявленных ими нарушениях законодательства о выборах только в направившие их общественные организации, которые ставят об этом в известность ЦИК Палестины.

 

Приложение 1

Декларация

глобальных принципов непартийного наблюдения и мониторинга выборов общественными организациями и Кодекс поведения непартийных общественных наблюдателей за выборами

(торжественно провозглашены 3 апреля 2012 года в Организации Объединенных Наций, Нью-Йорк)*

(Извлечения)

Преамбула

Подлинно демократические выборы являются коллективным выражением суверенитета народов и неотъемлемым правом граждан. Эти принципы признаны в конституциях стран всего мира и в международных документах по правам человека, принятых ООН, региональными общественными организациями и другими органами.

Статья 21 Всеобщей декларации прав человека гласит: «Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования». Статья 25 Международного пакта о гражданских и политических правах (МПГПП), к которому на сегодняшний день присоединились 165 стран, предусматривает: «Каждый гражданин должен иметь без какой бы то ни было дискриминации, упоминаемой в статье 2 [то есть расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства], и без необоснованных ограничений право и возможность: ...голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей». Избирательные права и возможности, предоставляемые и декларируемые этими двумя статьями, основаны на формальном признании того, что каждый гражданин имеет право принимать участие в управлении государством и общественной жизни как непосредственно, так и через свободно избранных представителей.

Непартийное наблюдение и мониторинг выборов общественными организациями стали одним из самых зримых и значимых проявлений демократического развития во всём мире. а последние 20 с лишним лет более чем в 90 странах на пяти континентах миллионы граждан приняли участие в непартийном наблюдении и мониторинге выборов, чтобы обеспечить их честность и укрепить ответственность власти и участников политического процесса. Это помогло обеспечить подлинные выборы, снизить конфликтный потенциал, содействовать росту ответственности и демократическому развитию.

Непартийное наблюдение и мониторинг выборов общественными организациями являются способом участия в общественных делах, которое связано «с реализацией законодательных, исполнительных и административных полномочий» и «охватывает все аспекты государственного управления, а также разработку и осуществление политики» (Замечание общего порядка 25 Комитета ООН по правам человека, пункт б). Непартийное наблюдение и мониторинг выборов общественными организациями реализуют право на объединение, ключевое для функционирования общественных организаций, а также право собирать, получать и передавать информацию, жизненно важное для обеспечения гласности и входящее в понятие свободы слова, защищенной статьями 19 Всеобщей декларации прав человека и МПГПП. Организация избирательного процесса, открытого для общественного наблюдения, принципиально важна, поскольку граждане не только имеют право на подлинные выборы, но и право знать, обеспечивает ли избирательный процесс свободное волеизъявление избирателей и точно ли он фиксирует и исполняет их волю.

Непартийные общественные наблюдатели за выборами могут рассматриваться в качестве правозащитников, специализирующихся на защите гражданских и политических прав, без которых невозможны подлинные выборы. Для подлинных выборов требуются уважение и соблюдение прав и основных свобод человека, включая свободы объединения, мирного собрания, слова, печати, передвижения, безопасности личности, право потенциальных избирателей и кандидатов на равную защиту со стороны закона, а также на принятие эффективных мер, если избирательные права нарушаются.

В течение длительного периода времени, составляющего избирательный цикл, эти избирательные права и свободы, как и вопросы применения избирательного права, находятся под воздействием целого ряда институтов и процессов и неотъемлемо связаны в каждой стране с политическим процессом и историческим прошлым. При этом выборы позволяют гражданам коллективно отстаивать свои интересы, требуя от соискателей выборных должностей ставить вопросы по поводу экономического, социального и культурного благополучия, а также мира и безопасности. Таким образом, подлинные выборы – не только условие установления демократического правления, но они неразрывно связаны с общим демократическим развитием.

Пользование правами неотделимо от исполнения обязанностей, и непартийные национальные наблюдатели за выборами несут моральное обязательство исполнять свою работу ответственным образом. Многочисленные международные публикации, хартии национальных организаций по непартийному наблюдению и мониторингу выборов и их международных сетей подчёркивают, что непартийность подразумевает объективность, точность и профессионализм.

Непартийное наблюдение и мониторинг выборов общественными организациями требуют высочайших этических стандартов объективности и точности, которые основаны на надёжных методиках, включающих лучшие способы практической работы, подходящие к условиям данной страны. Непартийное наблюдение и мониторинг выборов призваны повысить честность выборов, предотвращая и разоблачая нарушения и фальсификации, предотвращая и снижая возможность насилия на выборах, и предлагая рекомендации по совершенствованию избирательного и политического процессов. Они призваны укреплять общественное доверие к избирательному процессу и расширять участие граждан в управлении государством и общественной жизни – через избирательные процессы, свободные от недопустимой дискриминации и необоснованных ограничений.

Непартийное наблюдение и мониторинг выборов общественными организациями предполагают сотрудничество с инстанциями, организующими выборы, и другими органами власти, связанными с избирательными процессами. Полученные по их итогам наблюдения, оценки и выводы основаны на национальном законодательстве, нормах демократических выборов, изложенных в международных актах о правах человека, а также стандартах, принципах и обязательствах, содержащихся в международных и региональных хартиях, конвенциях, декларациях и других подобных документах.

Качество избирательного процесса, как правило, отражает демократический характер правления, основанного на выборах, и может быть важной характеристикой власти, формируемой по итогам выборов. Профессионализм и контакты, наработанные в ходе непартийного наблюдения и мониторинга выборов, позволили гражданам во всём мире не только продолжать работу по обеспечению честных выборов, но и усилить и расширить усилия по мониторингу, защите общественных интересов и повышению ответственности, с целью содействовать представительному, гласному и ответственному правлению.

Ввиду вышеизложенного:

Признавая, что непартийное наблюдение и мониторинг выборов набирают силу во всём мире, осуществляются более чем в 90 странах на пяти континентах и мобилизуют миллионы граждан на участие в общественной жизни,

Сознавая, что непартийное наблюдение и мониторинг выборов общественными организациями могут рассматриваться как специализированная форма защиты прав человека, сосредоточенная на гражданских и политических правах, без которых невозможны подлинные выборы, верховенство закона и демократическое правление,

Отмечая, что непартийное наблюдение и мониторинг выборов общественными организациями могут сыграть важную роль в предотвращении и снижении возможности насилия на выборах и что организации, осуществляющие непартийное наблюдение и мониторинг выборов, могут сыграть важную роль в демократизации правовой основы выборов, проведении избирательных процессов и общем демократическом развитии,

Принимая во внимание, что инстанции, организующие выборы, и другие органы власти несут решающую ответственность за организацию подлинно демократических выборов, что политические партии и кандидаты имеют право добиваться избрания, что граждане имеют право голосовать и полноценно участвовать в выборах и политических процессах и что непартийное наблюдение и мониторинг выборов общественными организациями играют особую роль в независимом контроле за избирательными процессами,

Подтверждая, что осуществление непартийного наблюдения и мониторинга порождает ответственность перед другими гражданами, в том числе потенциальными избирателями, соискателями выборных должностей и всеми ответственными за управление избирательными процессами и урегулирование конфликтов, связанных с выборами,

Подчёркивая, что подлинно демократические выборы являются средством мирной конкуренции за политическую власть и обеспечивают гражданам основу для изъявления их воли по поводу того, кому будет принадлежать власть, как предусмотрено в статье 21 Всеобщей декларации прав человека и статье 25 МПГПП,

Принимая во внимание, что Комитет по правам человека (КПЧ) ООН в Замечании общего порядка 25, пункты 5, 8 и 20 заявил 165 государствам – участникам МПГПП, что право участвовать в общественной жизни –широкое понятие, означающее право граждан в рамках общенародных дискуссий, диалога или осуществления своего права на организацию, и что Комитет подтвердил: «Требуется организовать независимую проверку правильности голосования и подсчёта голосов... чтобы у избирателей не возникало сомнений», что выборы являются подлинными»,

Подтверждая, что независимый контроль за организацией выборов и другими процессами, связанными с выборами, включает непартийное наблюдение и мониторинг выборов общественными организациями, которые отличаются от судебного рассмотрения и контроля со стороны политических партий, кандидатов или их представителей,

Сознавая, что хартии, конвенции, декларации и другие акты региональных межправительственных организаций, как и документы общественных организаций, также признают право на подлинно демократически выборы и что ряд актов формально одобряет непартийное наблюдение и мониторинг выборов общественными организациями – например, пункт 8 Копенгагенского документа ОБСЕ (1990) и пункт 22 Африканской хартии по вопросам демократии, выборов и правления (2007), и

Признавая, что многие принципы непартийного наблюдения и мониторинга выборов общественными организациями совпадают с принципами международного наблюдения за выборами, изложенными в Декларации принципов международного наблюдения за выборами (2005), которая на настоящий момент одобрена 35 общественными и международными общественными организациями и которую приветствовала Генеральная Ассамблея ООН (A/Res/64/155 от 8 марта 2010 года), и ввиду этого принимая пункты с 1 по 3 указанной Декларации в качестве пунктов 1–3 данной Декларации и в целом отмечая гармонию между этими двумя декларациями,

Организации, поддерживающие данную Декларацию глобальных принципов непартийного наблюдения и мониторинга выборов общественными организациями и сопутствующий Кодекс поведения непартийных гражданских наблюдателей за выборами, настоящим совместно заявляют:

Подлинно демократические выборы

1) Подлинно демократические выборы – это выражение суверенных прав, принадлежащих населению страны, свободное волеизъявление которого лежит в основе полномочий и легитимности правительства. Права граждан избирать и быть избранным в ходе периодических подлинно демократических выборов – это международно признанные права человека. Подлинно демократические выборы играют центральную роль в поддержании мира и стабильности и предоставляют мандат на демократическое правление.

2) В соответствии со Всеобщей декларацией прав человека, Международным пактом о гражданских и политических правах и другими международными соглашениями, каждый человек имеет право и должен быть обеспечен возможностью принимать участие в ведении государственных и общественных дел его или ее страны при недопущении какой-либо дискриминации, подпадающей под запрет в соответствии с международными принципами прав человека, и без каких-либо необоснованных ограничений. Это право может осуществляться непосредственно – путем участия в референдумах, баллотирования на выборные должности и другими путями – или через посредство свободно выбранных представителей.

3) Воля населения страны лежит в основе полномочий правительства, и эта воля должна определяться на основе подлинных периодических выборов, гарантирующих право и возможность свободно голосовать и быть избранным на справедливой основе путем всеобщего и равноправного волеизъявления с использованием процедур тайного голосования или аналогичных процедур свободного голосования, при обеспечении точного подсчета, объявления и уважения результатов голосования. В соответствии с этим, обеспечение подлинно демократических выборов задействует целый ряд прав и свобод, процессов, законов и институтов.

Непартийный независимый контроль за избирательным процессом

4) Непартийное наблюдение и мониторинг выборов общественными организациями – это мобилизация граждан, в политически нейтральной, объективной и недискриминационной форме, с целью осуществить их право на участие в общественной жизни путём наблюдения и информирования о ходе выборов, включая: независимую, систематическую и всестороннюю оценку правовой основы, институтов, процессов и политической обстановки вокруг выборов; объективный, точный и своевременный анализ; выводы, основанные на высочайших этических стандартах объективности и точности; внесение соответствующих рекомендаций для обеспечения подлинно демократических выборов; предложения по совершенствованию правовой основы выборов, их реализация при организации выборов и снятие препятствий для полного участия граждан в избирательном и политическом процессах.

5) Непартийное наблюдение и мониторинг выборов общественными организациями объективны по отношению ко всем политическим партиям, кандидатам, сторонникам или противникам вопроса или инициативы, вынесенных на референдум. Они политически нейтральны, исход выборов важен для них только с той точки зрения, насколько он явился результатом подлинно демократического процесса, о чём сообщается открыто, точно и своевременно.

6) Непартийное наблюдение и мониторинг выборов общественными организациями проводятся совместно с инстанциями, организующими выборы, другими органами власти и заинтересованными сторонами. Они не допускают вмешательства в избирательные процессы или действия должностных лиц, участников выборов или избирателей. Организации, осуществляющие непартийное общественное наблюдение и мониторинг выборов, должны контактировать с избирательными органами и другими органами власти, другими участниками избирательного процесса с целью собирать, получать или передавать информацию и вносить рекомендации по совершенствованию избирательного и политического процессов.

7) Непартийное наблюдение и мониторинг выборов общественными организациями независимы от правительства, включая избирательные органы, и осуществляются на благо населения страны с целью содействовать и отстаивать право граждан участвовать в государственном управлении и общественной жизни, непосредственно или через представителей, свободно избранных на подлинно демократических выборах.

8) Организации, осуществляющие непартийное наблюдение и мониторинг выборов, должны предавать гласности сведения о своём финансировании и не должны получать финансирование из какого-либо источника или на каких-либо условиях, создающих конфликт интересов, который может воспрепятствовать им осуществлять мониторинг на недискриминационной, объективной, точной и своевременной основе. Никто не должен становиться непартийным общественным наблюдателем за выборами, если она(он) имеет какие-либо политические, экономические или другие конфликты интересов, могущие воспрепятствовать этому лицу осуществлять наблюдение и мониторинг выборов на недискриминационной, объективной, точной и своевременной основе.

9) Непартийное наблюдение и мониторинг выборов общественными организациями включают по возможности систематический сбор и всегда объективную оценку информации обо всех аспектах избирательного процесса, включая факторы, могущие повлиять на общую обстановку вокруг выборов. Это может быть сделано путём всестороннего непартийного наблюдения и мониторинга силами одной общественной организации, коалиции организаций или скоординированными усилиями ряда организаций, а также усилиями нескольких организаций, действующих более или менее независимо друг от друга, включая те, которые предпочитают контролировать какой-либо отдельный процесс или аспект избирательного цикла с помощью специализированных методик непартийного мониторинга. Чтобы избежать путаницы в выводах наблюдения и мониторинга, а также ненужного дублирования усилий, общественные организации при непартийном наблюдении и мониторинге выборов должны стремиться к сотрудничеству и координации, в максимальной степени достижимых в конкретной ситуации в стране.

10) Решение общественной организации предпринять наблюдение и(или) мониторинг выборов или отдельного их аспекта не означает, что организация доверяет или не доверяет чистоте избирательного процесса; непартийное наблюдение и мониторинг выборов общественными организациями призваны оценить процесс и всего аспекты точно, объективно и по возможности систематически, с целью корректно охарактеризовать их в соответствии с требованиями национального законодательства и применимыми международными нормами и обязательствами. Организации, осуществляющие непартийное общественное наблюдение и мониторинг выборов, должны сделать всё возможное, чтобы их деятельность не была истолкована как легитимизация явно недемократического избирательного процесса; это включает публичные заявления, не допускающие такого неверного толкования, а в случае необходимости – прекращение наблюдения и мониторинга, с публичным обоснованием такого шага.

11) Организации, поддерживающие эту Декларацию, признают, что на международном уровне, включая региональные организации, международные общественные организации и научные исследования, был достигнут существенный прогресс в выработке стандартов, принципов, норм, обязательств и практических методов, касающихся подлинно демократических выборов; организации, поддерживающие эту Декларацию, обязуются изучить и использовать эти критерии для применения при анализе, выводах, характеристиках и рекомендациях, и обязуются публично сообщать о критериях, которые они используют при наблюдении и мониторинге.

12) Непартийное наблюдение и мониторинг выборов общественными организациями включают обязательство периодически обнародовать доклады, заявления и пресс-релизы – точные, объективные, своевременные и содержащие комментарии, анализ, выводы и рекомендации по совершенствованию избирательных процессов. Если наблюдение и мониторинг направлены только на один или несколько аспектов избирательного процесса, это должно быть чётко указано в публичных заявлениях. Наряду с объективным анализом сообщений, поступивших непосредственно от непартийных общественных наблюдателей, непартийное наблюдение и мониторинг выборов общественными организациями могут опираться на заслуживающие доверия оценки избирательных процессов, полученные от других непартийных общественных организаций, учёных, международных организаций и других подобных источников; если такие оценки являются основой для выводов или подведения итогов, их источник должен быть назван.

13) При непартийном наблюдении и мониторинге выборов общественными организациями используется целый ряд методик и технологий, в зависимости от того, какой аспект избирательного процесса и(или) обстановки вокруг выборов подлежит оценке; предпочтение отдаётся лучшим, наиболее системным методикам и технологиям, соответствующим общепризнанным принципам и ситуации в стране и позволяющим получить точные, объективные и по возможности своевременные комментарии, выводы, анализ и итоговые оценки.

14) При непартийном наблюдении и мониторинге выборов общественными организациями могут использоваться статистические методики для оценки честности всех этапов выборов, включая проверку точности подсчёта голосов с помощью методик, обычно именуемых параллельным подсчётом голосов (ППГ), «быстрым подсчётом» или другим подобными терминами. Решения о времени публикации докладов, заявлений и пресс-релизов, содержащих выводы и итоговые оценки, полученные с использованием таких методик, принимаются с учётом надёжности сообщений наблюдателей, достаточности полученной информации и точности анализа статистических данных, а также правовых норм, касающихся времени публикаций. Такие доклады должны включать информацию о статистических выборках и допустимой погрешности в выводах.

15) Непартийное наблюдение и мониторинг выборов общественными организациями могут внести значительный вклад в предотвращение и снижение возможности насилия на выборах, совершенствование правовой основы выборов, осуществление избирательного и политического процессов, общее демократическое развитие. Поэтому организации, осуществляющие непартийное наблюдение и мониторинг выборов, обязаны, если возможно, выступать за мирные избирательный и политический процессы, совершенствование правовой основы выборов и их организации, ответственность в избирательном и политическом процессах, снятие барьеров на участие в выборах женщин, молодёжи, коренных народов и других маргинализированных групп населения, а также содействовать участию граждан в общественной жизни.

Предмет наблюдения или мониторинга и необходимые условия

16) Лучший вариант непартийного наблюдения и мониторинга выборов общественными организациями – долгосрочные наблюдение и анализ всех элементов избирательного цикла, а также более широкого политического контекста, влияющего на характер и качество выборов. Если организации, осуществляющие непартийное общественное наблюдение и мониторинг выборов, не могут контролировать все элементы данного избирательного процесса, они должны учесть значение факторов, действующих до и после выборов, и рассматривать события в день выборов в правильном контексте всего избирательного цикла и общей политической ситуации. Это необходимо, чтобы не преувеличить важность событий в день выборов и тем самым не дать неверную оценку всему избирательному процессу.

17) Ниже следует перечень элементов избирательного процесса, которые необходимо оценивать, хотя охватить их все наблюдением (мониторингом) на каждых выборах может оказаться невозможным:

i) содержание и реализация правовой основы, формируемой конституцией, законами, договорными и другими международными обязательствами, правилами и регламентами о выборах;

ii) объективность, гласность и эффективность организации выборов и сопутствующей деятельности органов власти;

iii) порядок назначения и работы органов, управляющих выборами;

iv) определение границ избирательных округов;

v) регистрация политических партий, кандидатов и вопросов референдумов, и их право на участие в голосовании;

vi) соблюдение политическими партиями правовых норм и других требований, касающихся выдвижения кандидатов, ведения кампании и соблюдения кодексов поведения;

vii) порядок финансирования политических партий и кандидатов, расходования средств на ведение кампании и надзора за тем и другим;

viii) масштабы международного вмешательства в избирательный процесс, будь то запрещённое финансирование участников выборов, необъективное освещение в иностранных средствах массовой информации, иные действия;

ix) использование на выборах государственных ресурсов, включая их политически нейтральное распределение и их неправомерное использование в пользу конкретных политических партий, кандидатов, сторонников или противников инициатив, вынесенных на референдум;

x) применение в связи с выборами антикоррупционных законов и других мер безопасности, включая защиту граждан, разоблачающих коррупцию на выборах;

xi) решение административных вопросов силами безопасности и гражданскими чиновниками, в том числе выдача пропусков и разрешений на использование мест для проведения митингов и мирных собраний, предвыборных шествий и демонстраций, размещения агитационных материалов;

xii) правовые основания и практика доступа политических партий, кандидатов, сторонников или противников инициатив, вынесенных на референдум, к средствам массовой информации;

xiii) правовые основания и практика освещения государственными, общественными и частными средствами массовой информации деятельности политических партий, кандидатов, сторонников или противников инициатив, вынесенных на референдум, включая мониторинг объёмов и качества освещения деятельности участников выборов и вопросов, имеющих значение для определении позиции избирателей на выборах или референдумах;

xiv) возможность политических партий, кандидатов, сторонников или противников инициатив, вынесенных на референдум, свободно вести кампанию за завоевание поддержки потенциальных избирателей;

xv) возможность потенциальных избирателей, включая коренные народы и другие традиционно маргинализированные группы населения, собирать и получать (в том числе на языках национальных меньшинств) точную и полную информацию для принятия решения о том, как голосовать;

xvi) возможность граждан, имеющих избирательное право, зарегистрироваться для участия в выборах, с внесением точной информации о них в списки избирателей;

xvii) недопущение насилия, запугивания, подкупа и репрессий за сделанный выбор в отношении потенциальных избирателей, кандидатов и их сторонников, включая способность полиции, других сил безопасности, прокуроров и судов обеспечить эффективную и равную защиту;

xviii) достаточное информирование избирателей, прежде всего органами власти, в частности о том, где, когда, как и для чего регистрироваться и голосовать, а также о гарантиях тайны голосования;

xix) удобное расположение и достаточное обустройство мест голосования;

xx) изготовление, доставка на избирательные участки, сбор и хранение избирательных бюллетеней и других конфиденциальных избирательных документов;

xxi) принятие и все этапы исполнения решений о применении компьютерных технологий для составления и использования списков избирателей, подведения итогов и других конфиденциальных избирательных процедур;

xxii) стабильность, правомерность и экономичность избирательных технологий;

xxiii) проведение голосования, в том числе для национальных меньшинств, подсчёта голосов, подведения и оглашения итогов, в том числе гласность процедур и достаточность мер предосторожности против неточностей и правонарушений;

xxiv) порядок и ход рассмотрения жалоб и протестов граждан, перспективных избирателей, кандидатов, сторонников или противников инициатив, вынесенных на референдум, включая принятие эффективных мер в случае нарушения избирательных прав;

xxv) принятие административных, гражданских и уголовных мер в связи с возможным нарушением законов и регламентов, касающихся избирательных прав и обязанностей, включая применение правомерных наказаний; и

xxvi) разработка поправок в избирательное законодательство, правила, регламенты и административные процедуры до и после выборов.

18) Чтобы непартийное наблюдение и мониторинг выборов общественными организациями были успешными, необходимы несколько условий, в том числе:

i) условия безопасности позволяют непартийным общественным наблюдателям работать на выборах без значительного риска для своей безопасности, безопасности их семей или их благосостояния;

ii) инстанции, организующие выборы, и другие органы власти, связанные с избирательными процессами, обеспечивают участие в государственном управлении и общественной жизни, для чего открывают организациям, осуществляющим непартийное общественное наблюдение и мониторинг выборов, доступ (если требуется, включая аккредитацию) на избирательные участки и другие связанные с выборами объекты, доступ к избирательным процедурам до выборов, в день голосования и после выборов – своевременно, без недопустимой дискриминации или необоснованных ограничений, например, по сравнению с международными наблюдателями, средствами массовой информации, наблюдателями от политических партий и кандидатов;

iii) инстанции, организующие выборы, и другие органы власти обеспечивают гласность выборов, предоставляя своевременный доступ к информации, в том числе результатам выборов на избирательных участках и суммированным результатам в вышестоящих избирательных инстанциях, а также разрешая контроль за всей деятельностью, связанной с выборами;

iv) политические партии, кандидаты и группы сторонников или противников инициатив, вынесенных на референдум, своевременно сообщают о поданных ими жалобах на нарушения своих избирательных прав и протестах;

v) организации, осуществляющие непартийное общественное наблюдение и мониторинг выборов, могут свободно формировать союзы с другими национальными и международными организациями, сотрудничать с ними и(или) получать от них помощь и поддержку, включая финансовую, при проведении своего непартийного наблюдения (мониторинга) выборов;

vi) организации, осуществляющие непартийное общественное наблюдение и мониторинг выборов, свободно собирают, получают и передают информацию как в стране, так и за рубежом, через устное общение, печатные или электронные средства массовой коммуникации, включая Интернет;

vii) национальные и международные организации, органы, фонды и другие стороны, обязующиеся оказать финансовую и(или) иную помощь непартийному наблюдению и мониторингу выборов общественными организациями, делают это своевременно и эффективно, что позволяет, применительно к конкретной обстановке, использовать самые совершенные доступные методики наблюдения и мониторинга выборов, усиливая тем самым потенциал общественных организаций;

viii) инстанции, руководящие выборами, и другие органы власти, финансовые доноры и другие стороны исходят из предпосылки, что собранная информация, результаты произведённого анализа и итоговые оценки, полученные организациями при непартийном общественном наблюдении и мониторинге выборов, принадлежат организациям, осуществляющим непартийное наблюдение и мониторинг, и эти организации с учётом требований закона сами принимают решения о времени и формах публикации своих выводов и рекомендаций.

От того, в какой мере выполняются эти условия, зависит успех непартийного наблюдения и мониторинга выборов общественными организациями. Недостаточная безопасность наблюдателей, неполучение аккредитации и доступа на объекты, задействованные на выборах, или другие факторы могут помешать систематическому контролю за избирательными процессами. Организации, осуществляющие непартийное наблюдение и мониторинг, могут тем не менее принять решение направить ограниченное число наблюдателей, собирать информацию вне избирательных участков и(или) других объектов, или другим способом компенсировать возникшие ограничения, при этом заявив об этих ограничениях, их причинах и возможном воздействии на свою деятельность.

Публичные обещания и обязательства

19) Чтобы более эффективно отстаивать подлинно демократические выборы, основанные на всеобщем и равном избирательном праве, и уважать право на участие в общественной жизни, организации, присоединившиеся к этой Декларации, публично обещают стимулировать участие в организациях всех слоев населения, включая коренные народы, национальные меньшинства и молодёжь, и равноправное участие женщин, в качестве наблюдателей и лидеров.

20) Непартийное наблюдение и мониторинг выборов общественными организациями должно показать, свободны ли избирательные процессы от дискриминации, запрещённой национальным законодательством и международными обязательствами страны в области прав человека, в том числе показать, обеспечены ли на выборах равенство перед законом и право на равную защиту закона – так, чтобы было защищено всеобщее и равное избирательное право избирателей и кандидатов. Организации, присоединившиеся к этой Декларации, публично обещают включать в свои доклады выводы и рекомендации относительно участия в избирательных процессах женщин, молодёжи, коренных народов, национальных меньшинств и других традиционно слабо представленных групп населения, таких как инвалиды и внутренне перемещённые лица (ВПЛ), а также относительно действий властей, участников выборов и других сторон по обеспечению полного участия таких групп и(или) снятия препятствий для их участия, в том числе при регистрации избирателей, выдвижении и регистрации кандидатов, голосовании и получении точной и достаточной информации на языках национальных меньшинств, необходимой для принятия решения о том, как голосовать.

21) Общественные организации, осуществляющие непартийное наблюдение и мониторинг выборов и присоединившиеся к данной Декларации, обязуются:

i) обеспечить, чтобы все их лидеры и члены, включая непартийных общественных наблюдателей, полностью понимали и дали обещание выполнять требования объективности, точности и своевременности всех своих действий по мониторингу выборов;

ii) организовать эффективное обучение в части (i) непартийности (в том числе сути данной Декларации), (И) применимых национального законодательства, обязательств (включая международные и региональные, касающиеся подлинных выборов), правил, регламентов и процедур, а также (iii) протоколов и процедур информирования о наблюдении (мониторинге), и (iv) основах применимых методик и технологи наблюдения и мониторинга, необходимых для эффективного непартийного наблюдения и мониторинга выборов;

iii) требовать от всех членов своих руководящих органов, других лидеров, штатных сотрудников и добровольцев, включая непартийных общественных наблюдателей, инструкторов, организаторов и других членов, ознакомиться, подписать и обещать соблюдать Кодекс поведения непартийных общественных наблюдателей за выборами, сопутствующий этой Декларации, или аналогичный Кодекс поведения этой конкретной организации, осуществляющей непартийное общественное наблюдение и мониторинг выборов;

iv) сотрудничать с инстанциями, организующим выборы, другим органами власти и участниками избирательного процесса, соблюдать применимые законы, правила и указания, защищающие подлинно демократические выборы, не вмешиваться в избирательные процессы или действия должностных лиц, участников выборов или избирателей, не участвовать в какой-либо партийной деятельности с целью воздействовать на решение, которое может принять избиратель на выборах или референдуме;

v) оставаться независимыми от государства, включая избирательные органы, быть нейтральными в отношении политических партий, кандидатов, сторонников или противников инициатив, вынесенных на референдум, соблюдать гласность и не принимать финансирования из любого источника или на каких-либо условиях, которые вызывают конфликт интересов, могущий затруднить деятельность по наблюдению и мониторингу в объективной, точной своевременной форме и на благо всего народа;

vi) с учётом принципов непартийности, ситуации в стране и подлежащих наблюдению аспектов избирательного процесса, по возможности применять оптимальные и наиболее системные методики и технологии наблюдения и мониторинга выборов;

vii) проводить объективный, основанный на фактах анализ и разрабатывать выводы и рекомендации с учётом требований национального законодательства, применимых международных и региональных обязательств, принципов и оптимальных практических методов, и публично сообщать о критериях, которые они используют при наблюдении и мониторинге;

viii) регулярно публиковать (в том числе для сведения участников избирательного процесса) точные, объективные и своевременные доклады, заявления и пресс-релизы, содержащие результаты анализа фактов, комментарии, выводы и рекомендации по совершенствованию избирательных процессов, включая отмену необоснованных норм закона, необоснованных ограничений и других препятствий на пути к подлинно демократическим выборам;

ix) насколько позволяет обстановка в стране, в максимальной степени сотрудничать и координировать работу с другими организациями, осуществляющими непартийное общественное наблюдение и мониторинг выборов, присоединившимися к этой Декларации и выполняющими её в духе доброй воли и надлежащим образом;

x) сотрудничать с международными, включая региональные, миссиями по наблюдению за выборами и другими сторонами, заинтересованными в подлинно демократических выборах;

xi) там, где возможно, добиваться внесения и выполнения поправок, улучшающих правовую базу выборов; свободных от насилия, ответственных, открытых для перемен избирательных и политических процессов; отмены необоснованных ограничений и других препятствий для полного участия граждан в избирательных и политических процессах; и увеличивать свой вклад в развитие демократического правления; и xii) пропагандировать данную Декларацию и сопутствующий Кодекс поведения среди других участников избирательного процесса и граждан. 22) Общественные организации, осуществляющие непартийное наблюдение и мониторинг выборов и присоединившиеся к данной Декларации, обязуются делать всё возможное для соблюдения условий и духа данной Декларации и сопутствующего Кодекса поведения непартийных общественных наблюдателей за выборами. В любое время, когда присоединившаяся организация посчитает нужным отступить от какого-либо условия этой Декларации или сопутствующего Кодекса поведения, чтобы осуществить непартийное наблюдение (мониторинг) за выборами в духе этой Декларации и с учётом обстановки в стране, эта организация должна объяснить мотивы своего решения в публичных заявлениях и быть готовой ответить на вопросы по этому поводу со стороны других организаций, осуществляющими непартийное общественное наблюдение и мониторинг выборов и одобрившими эту Декларацию

Присоединение

23) Данная Декларация и сопутствующий Кодекс поведения непартийных общественных наблюдателей за выборами остаются открытыми для присоединения как отдельных организаций, занимающиеся непартийным общественным наблюдением и мониторингом выборов, так и региональных сетей таких организаций. Все подобные организации и сети именуются «присоединившимися организациями».

24) К данной Декларации и сопутствующему Кодексу поведения могут также присоединиться другие организации, заинтересованные или поддерживающие непартийный мониторинг выборов, включая общественные организации, международные общественные организации и другие ассоциации. Такие организации именуются «сторонниками Декларации».

25) Присоединение должно быть зарегистрировано Глобальной сетью национальных наблюдателей на выборах (ГСННВ) или любой региональной сетью организаций, осуществляющих непартийное общественное наблюдение и мониторинг выборов и присоединившихся к этой Декларации и Кодексу поведения. Присоединение может быть также зарегистрировано Национальным демократическим институтом (ИДИ), который способствовал достижению консенсуса при подготовке этой Декларации и Кодекса поведения. После регистрации присоединения одной из перечисленных сторон она должна своевременно уведомить об этом всех остальных.

КОДЕКС ПОВЕДЕНИЯ

НЕПАРТИЙНЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАБЛЮДАТЕЛЕЙ

ЗА ВЫБОРАМИ

Введение

Непартийное наблюдение и мониторинг выборов общественными организациями всё больше воспринимаются во всём мире как стандартная практика по обеспечению и защите честности выборов, укрепления общественного доверия к демократическим выборам и снижения возможностей для насилия на выборах. Государства, включая их избирательные органы, соискатели выборных должностей и другие участники избирательного процесса, признали, что непартийное наблюдение и мониторинг выборов общественными организациями – это составная часть реализации права граждан на участие в управлении государством и общественной жизни, которое является международно признанным правом человека. Непартийное наблюдение и мониторинг выборов общественными организациями признаются общественными организациями, различными межправительственными хартиями, декларациями и другими документами как важный аспект подлинно демократических выборов.

Цель непартийного наблюдения и мониторинга выборов – обеспечение честности избирательного процесса путём точного и объективного свидетельствования и информирования обо всех аспектах процесса; оценки, проводится ли он открытым и гласным образом и в соответствии с конституцией государства, законами, избирательными регламентами, договорными и другими международными обязательствами, касающимися демократических выборов. Непартийное наблюдение и мониторинг выборов общественными организациями также должны обеспечивать честность избирательного процесса, призывая всех его участников (кандидатов, политические партии, сторонников или противников, инициатив, вынесенных на референдум, должностных лиц избирательных органов и других органов власти, средств массовой информации и избирателей) соблюдать законы и избирательные права всех граждан и требовать ответственности для тех, кто нарушает закон и избирательные права любого участника. Кроме того, непартийное наблюдение и мониторинг выборов общественными организациями призваны мобилизовать граждан на осуществление их права на участие в общественной жизни в качестве непартийных наблюдателей за выборами и на расширение участия граждан в избирательном и политическом процессах.

Наряду с признанием результатов непартийного наблюдения и мониторинга выборов общественными организациями существует ответственность. Эта ответственность может быть отражена в Кодексе поведения, принятом одновременно с публичным обещанием непартийности любой организацией, осуществляющей наблюдение и мониторинг. Права и обязанности наблюдателей могут также быть определены как принципы деятельности организации в ином формате, чем кодексы поведения.

Организации и сети, присоединившиеся к Декларации глобальных принципов непартийного наблюдения и мониторинга выборов общественными организациями, поддерживают и исполняют этот Кодекс поведения наряду с подобными кодексами поведения и принципами деятельности этих организаций или сетей. Каждый участник обязуется требовать от своих членов, лидеров, штатных сотрудников, инструкторов, консультантов и всех наблюдателей соблюдать этот Кодекс поведения, или практически идентичный кодекс своей организации или сети, и подписать присягу непартийного наблюдения и мониторинга выборов, практически идентичную нижеследующей.

Образ поведения

С целью достижения целей и задач непартийного наблюдения и мониторинга выборов, каждая организация и сеть соглашается:

1) Поддерживать строгую непартийность, оставаясь политически нейтральной при всей деятельности, касающейся избирательного процесса (включая наблюдение, мониторинг, информирование избирателей, опросы на выходе с участков и всю остальную подобную деятельность), воздерживаясь от публичного выражения симпатий или антипатий в адрес какого-либо кандидата, политической партии, группы, движения, другого объединения, добивающегося избрания, сторонников или противников любой инициативы, выносимой на референдум (в том числе при сообщении о нарушениях законов, регламентов и избирательных прав партий, кандидатов или групп, участвующих в референдуме), и игнорируя все предлагаемые блага или угрозы со стороны каких-либо участников политического процесса или их представителей.

2) Работать независимо от правительства на пользу подлинно демократического избирательного процесса, вне зависимости от того, кто побеждает или проигрывает, и применять, с учётом принципов непартийности и обстановки в стране, лучшие имеющиеся практики, методики и технологии, чтобы наблюдать и отслеживать различные аспекты избирательного процесса в течение всего избирательного цикла, а также политическую обстановку вокруг выборов, или применять лучшие имеющиеся практики, методики и технологии для контроля за отдельными аспектами избирательного процесса.

3) Строго следовать принципам неприменения насилия, призывать все стороны, связанные с избирательным процессом, делать то же самое, и делать всё практически возможное для снижения возможности насилия на выборах.

4) Уважать конституцию страны, законы, регламенты и международные обязательства, касающиеся демократических выборов, содействовать соблюдению избирательных прав, и призывать все стороны, связанные с выборами, делать то же самое.

5) Уважать политический нейтралитет избирательных органов всех уровней и ни в коем случае не вмешиваться незаконным или ненадлежащим образом в организацию выборов, активно налаживать сотрудничество с политически нейтральными должностными лицами избирательных органов, выполнять данные ими или другими надлежащими органами власти законные инструкции по защите честности выборов.

6) Помогать отстаивать право избирателей и потенциальных избирателей на свободное осуществление выбора, без неправомерной дискриминации, недопустимых ограничений, вмешательства или запугивания, включая обеспечение тайны голосования; право всех избирателей, включая женщин, молодёжь, коренные народы, национальные меньшинства, инвалидов и другие традиционно маргинализированные группы населения, регистрироваться на выборах, получать на понятных им языках достаточную и точную информацию, позволяющую сделать информированный выбор; участвовать в других фазах избирательного процесса.

7) Придерживаясь строгой объективности, помогать отстаивать право участников политического процесса на избрание, без неправомерной дискриминации или других недопустимых ограничений их возможности получить законную регистрацию или выполнить другие требования для участия в выборах, свободно вести избирательную кампанию среди электората, донести своё политическое послание до общественности или реализовать их право на объединение, мирное собрание и передвижение, отслеживать все аспекты избирательного процесса, предлагать эффективные средства решения проблем, а также реализовать право на личную безопасность.

8) Тесно сотрудничать с другими наблюдателями от организаций, осуществляющих непартийное общественное наблюдение и присоединившимися к Декларации глобальных принципов непартийного наблюдения и мониторинга выборов общественными организациями, сотрудничать с международными миссиями по наблюдению за выборами.

9) Объективно, точно и своевременно публиковать всю положительную и отрицательную информацию, с документальным подтверждением всех серьёзных проблем, достаточным для проверки сообщаемой информации, и с документальным подтверждением всех положительных аспектов процесса, достаточным для получения объективной и точной картины происходившего.

10) Обеспечить достаточно высокий уровень подготовки всех наблюдателей, позволяющий им с полным пониманием выполнять этот Кодекс поведения, подписать прилагающуюся к нему присягу, а также предоставлять информацию, соответствующую стандартам Кодекса.

Эти десять пунктов, регулирующих поведение, могут быть изменены или дополнены, чтобы соответствовать ситуации в стране. Отдельные наблюдатели за выборами должны изучить и обсудить Кодекс и подписать присягу непартийности, охватывающую принципы этого Кодекса поведения.

Если возникает опасение, что этот Кодекс поведения нарушается, присоединившаяся организация должна провести служебное расследование. Если выясняется, что имело место серьёзное нарушение, совершивший его наблюдатель может быть лишён аккредитации на выборах или исключён из присоединившейся организации. Полномочия для принятия того или иного решения принадлежат исключительно руководству присоединившейся организации.

Образец обещания непартийного наблюдателя за выборами

Альтернативные формулировки приводятся в скобках; наиболее приемлемая формулировка может выбираться в зависимости от конкретной страны.

Обещание (присяга) наблюдателя на выборами

Я, нижеподписавшийся, настоящим даю обещание (обещаю или клянусь), что:

1) Я буду действовать как непартийный наблюдатель за выборами в течение предстоящего избирательного периода или участвовать в мониторинге в любой другой приемлемой для меня роли, наблюдая и(или) отслеживая регистрацию избирателей и кандидатов, выдвижение кандидатов политическими партиями, ведение кампании, её освещение средствами массовой информации, голосование или подсчёт голосов и подведение итогов; я не буду участвовать в какой-либо партийной деятельности с целью воздействовать на решение избирателей на данных выборах и(или) референдуме, я буду уважать политический нейтралитет избирательных органов всех уровней и ни в коем случае не вмешиваться незаконным или ненадлежащим образом в организацию выборов и(или) референдума.

2) Я не являюсь ни кандидатом, ни представителем какого-либо кандидата, политической партии, группы, движения или другого объединения, добивающегося избрания на предстоящих выборах, ни представителем сторонников или противников какого-либо предстоящего референдума; я не намерен ни становиться кандидатом на этих выборах, ни использовать какую-либо организацию, осуществляющую непартийное наблюдение или мониторинг выборов, для поддержки моей кандидатуры на каких-либо будущих выборах.

3) Я буду строго придерживаться непартийности, оставаясь объективным при всей работе, касающейся избирательного процесса, воздерживаясь от публичного выражения симпатий или антипатий в отношении какого-либо кандидата, политической партии, группы, движения или другого объединения, добивающегося избрания, или сторонников или противников инициативы, вынесенной на референдум, и игнорируя все предлагаемые блага или угрозы со стороны каких-либо участников политического процесса или их представителей.

4) Я буду работать на благо подлинно демократического избирательного процесса вне зависимости оттого, кто побеждает или проигрывает, отбрасывая в сторону мое мнение о соискателях выборных должностей или вопросах, вынесенных на референдум, кроме тех случаев, когда я реализую свою право голосовать, с соблюдением тайны голосования, в закрытой кабине на избирательном участке.

5) Я не имею и постараюсь не допустить никаких конфликтов интересов, будь они личного, политического, экономического или другого характера, которые помешают мне объективно, точно и своевременно выполнить обязанности по непартийному общественному наблюдению или мониторингу.

6) Я буду уважать и защищать честность организации, осуществляющей непартийное общественное наблюдение (мониторинг), включая следование этому Кодексу поведения, всем письменным инструкциям (таким как протоколы наблюдения (мониторинга), директивы и руководящие указания) и всем устным инструкциям руководства организации.

7) Я, если руководство организации по наблюдению (мониторингу) специально не уполномочит меня, воздержусь от каких-либо личных комментариев по поводу моего наблюдения для средств массовой информации или общественности, прежде чем организация опубликует своё заявление.

8) Я буду посещать все учебные курсы, необходимые для национального наблюдения и мониторинга выборов; я сделаю всё возможное, чтобы ознакомиться с избирательным законодательством, регламентами и другими нормативными актами; я буду полностью следовать методикам, используемым организацией, и буду по мере способностей выполнять все действия по национальному наблюдению и мониторингу выборов. 9) Я буду объективно, точно (включая положительные и отрицательные аспекты) и по возможности своевременно сообщать обо всех событиях, свидетелем которых я стану в качестве непартийного наблюдателя за выборами.

10) Я клянусь, что я внимательно прочитал и полностью понимаю Кодекс поведения непартийных наблюдателей за выборами; я соглашаюсь выполнять его цели и принципы и следовать его требованиям. Я также клянусь отказаться от роли наблюдателя за выборами, если у меня возникнет конфликт интересов, который помешает мне объективно, точно и своевременно выполнять мою работу по непартийному наблюдению или мониторингу, или если я нарушу требования этого Кодекса поведения.

Подпись

Дата

Имя (прописными печатными буквами)

<…>

Руководство

для внутренних наблюдателей за выборами

(ОБСЕ/БДИПЧ, Варшава, 2004 год)

(Извлечения)

Е. БЕСПРИСТРАСТНОСТЬ

Группа внутренних наблюдателей должна предпринять все возможное, чтобы обеспечить беспристрастное осуществление своей деятельности. Вся группа в целом и каждый отдельный наблюдатель должны осознавать, что восприятие так же важно, как и реальная действительность, поэтому они должны действовать беспристрастно и объективно при любых обстоятельствах. Если возникнут хоть какие-нибудь сомнения в независимости и беспристрастности внутренних наблюдателей, это не прибавит доверия к сделанным ими выводам и заключениям.

В регионе ОБСЕ международные наблюдатели от ОБСЕ/БДИПЧ должны соблюдать Кодекс поведения. Группы внутренних наблюдателей не обязаны следовать этому документу, но могут взять его положения за основу при разработке собственного кодекса. В некоторых странах закон обязывает организаторов выборов разрабатывать Кодекс поведения или права и обязанности наблюдателей, однако это не должно лишать их возможности реализовать свои основные права по осуществлению наблюдения, проведение которого способно улучшить избирательный процесс.

КОДЕКС ПОВЕДЕНИЯ

МЕЖДУНАРОДНЫХ НАБЛЮДАТЕЛЕЙ ОТ БДИПЧ

• Наблюдатели должны сохранять строгую непредвзятость в исполнении своих обязанностей и ни в коем случае не должны выражать предубеждения или предпочтения по отношению к властям, партиям, кандидатам или по отношению к каким-либо вопросам, возникающим в процессе выборов.

• Наблюдатели должны избегать всяких личных или преждевременных комментариев о своих наблюдениях представителям прессы или другим заинтересованным лицам.

• Наблюдатели должны основывать все свои заключения на хорошо документированных, действительных и поддающихся проверке фактах; должны заполнить форму статистического обзора по избирательному пункту, в котором они присутствовали.

• При необходимости наблюдатели должны участвовать в послевыборных дебрифингах по телефону или факсу.

• Наблюдатели должны иметь при себе удостоверение, выданное правительством или избирательной комиссией и, по требованию, должны представлять себя всем заинтересованным властям.

• Наблюдатели не должны иметь на/при себе символику, цвета или наклейки, принадлежащих каким-либо партиям.

• Наблюдатели должны исполнять свои обязанности в ненавязчивой манере и не должны вмешиваться в избирательный процесс, в процедуры в день выборов или в подсчет голосов.

• Наблюдатели могут обратить внимание местных властей на несоблюдение правил, но они никогда не должны давать инструкции или предпринимать действия, расходящиеся с решениями избирательных властей.

• Наблюдатели должны соблюдать все государственные законы и правила.

<…>

***

Приложение 2

СЕТЬ НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ ОБЩСТВЕННЫХ НАБЛЮДАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Глобальная сеть национальных наблюдателей за выборами (ГСННВ) исходит в своей деятельности из следующих постулатов.

- Власть дана правительству волей народа, выраженной в ходе подлинно демократических выборов.

- Каждый гражданин имеет право на участие в управлении государством и общественными делами, в том числе право избирать и быть избранным в ходе подлинно демократических выборов.

- Следовательно, выборы принадлежат народу, и народ имеет полное право знать, насколько объективно и точно они отражают его волю. В контексте избирательного процесса непартийный – политически независимый и беспристрастный – общественный мониторинг является продолжением прав граждан на справедливые выборы, участие в управлении государством, объединение в общественные организации, а также поиск, получение и передачу информации.

Непартийный общественный мониторинг выборов является одновременно реализацией основных прав человека и формой их защиты, поскольку имеет своей целью обеспечение честных выборов, что включает в себя право граждан на участие в избирательном и политическом процессах. Он неотделим от обеспечения возможности осуществления широкого диапазона гражданских и политических прав; на него влияют действия целого ряда властных структур, а также противоборствующих сторон политического процесса.

ГСННВ и все входящие в нее организации признают, что права неотделимы от обязанностей, и непартийный общественный мониторинг выборов предполагает моральные обязательства перед согражданами – включая потенциальный электорат, баллотирующихся кандидатов, руководство избирательных комиссий и всех тех, кто причастен к организации и проведению подлинно демократических выборов.

Эти моральные обязательства включают:

- соблюдение самых высоких критериев объективности и точности, в том числе применение заслуживающих доверия методик, основанных на передовом международном опыте с учетом особенностей данной страны,

- сотрудничество со всеми сторонами избирательного процесса, включая правительственные структуры, ответственные за проведение выборов, и,

- в то же время – невмешательство в ход выборов, отказ от любых попыток помешать им или повлиять на волеизъявление избирателей на избирательном участке.

Декларация глобальных принципов непартийного наблюдения за выборами и мониторинга общественными организациями и Кодекс поведения непартийных общественных наблюдателей за выборами воплощает подход ГСННВ к правам, обязанностям и моральным обязательствам общественных наблюдателей за выборами, и ГСННВ призывает своих членов поддерживать и выполнять на практике положения этих двух документов.

Более 245 членов ГСННВ, включая региональные сети и отдельные организации непартийных наблюдателей за выборами из более чем 88 стран пяти континентов, объединились в глобальную сеть с тем, чтобы сообща решать проблемы, стоящие на пути к обеспечению подлинно демократических выборов, и приблизить достижение общей цели – представительного, отвечающего интересам общества, прозрачного и демократического государственного управления.

ГСННВ ставит своей задачей усовершенствование методики проведения системного, основанного на фактах мониторинга выборов и расширение возможностей региональных сетей и отдельных организаций непартийных наблюдателей за выборами путем обмена опытом и интерактивного общения своих членов.

Подход ГСННВ направлен на укрепление роли региональных сетей там, где они существуют, и содействие их созданию в других странах; он поощряет сотрудничество отдельных организаций и использование богатого международного опыта и наработанных методик.

Достижению целей ГСННВ способствует ее электронный Ресурсный центр. База центра содержит более 1000 ресурсных материалов, документирующих примеры передового опыта, накопленного наблюдателями из разных стран мира.

Материалы скомпонованы по тематике и в порядке приоритетности самими членами сети в ходе обмена мнениями с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и межрегиональных рабочих сессий.

***

Международная организация «IDEA» (Швеция) в 1997 году приняла Кодекс поведения общественных наблюдателей на выборах (на английском языке).

Кодекс состоит из трех частей:

1. Функционирование миссии общественных наблюдателей;

2. Этические принципы (перечень включает пять принципов);

3. Перечень принципов хорошей профессиональной практики.

***

Гражданское объединение «MOST» («МОСТ») в июне 2009 года на конференции в Македонии приняло Стандарты общественного наблюдения на выборах (на английском языке).