Пассивное избирательное право на парламентских выборах: зарубежный опыт

Пассивное избирательное право на парламентских выборах: зарубежный опыт

Владимир Лысенко, член Совета Российского фонда свободных выборов, доктор юридических наук.

30 сентября, 2018

1. ОБСЕ

В ряде государств региона ОБСЕ парламенты состоят из одной палаты, депутаты которой, как правило, избираются путем проведения всеобщих прямых выборов (например, Албания, Андорра, Болгария, Венгрия, Греция, Грузия, Дания, Исландия, Кипр, Кыргызстан, Латвия, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Македония. Мальта, Монголия, Норвегия, Португалия, Сан-Марино, Словакия, Хорватия, Черногория, Швеция, Эстония), в ряде государств парламенты являются двухпалатными, имеющими особенности при формировании состава как нижней, так и верхней палаты (например, Австрия, Беларусь, Бельгия, Босния и Герцеговина, Великобритания, Ирландия, Испания, Италия, Казахстан, Канада, Нидерланды, Польша, Российская Федерация, Румыния, Словения, США, Таджикистан, Узбекистан, Франция, ФРГ, Швейцария, Чехия).

В 56 государствах – участниках ОБСЕ, где предусмотрено проведение всеобщих прямых парламентских выборов, конституции и законодательство о выборах закрепляют различные конституционно-правовые модели статуса кандидатов, в том числе в части возрастных пределов предоставления и осуществления пассивного избирательного права (права быть избранным) при проведении парламентских выборов, а в рамках двухпалатных парламентов – при проведении всеобщих прямых или косвенных выборов депутатов (членов) соответственно нижней и (или) верхней палаты парламента (см. Приложение).

В ряде государств минимальный возраст для осуществления пассивного избирательного права при проведении парламентских выборов закреплен непосредственно в конституциях или приравненных к ним документах, в других – содержит отсылки к законодательству о выборах или иным законодательным актам.

В целом минимальный возраст для осуществления пассивного избирательного права (с учетом статуса выборного мандата соответствующей платы парламента) в государствах региона ОБСЕ составляет 18 лет, максимальный – 40 лет и возрастное «расхождение» составляет, таким образом, 22 года.

 

1. Модели минимального возраста реализации пассивного избирательного права (быть избранным) при проведении выборов в однопалатные парламенты или в нижнюю палату двухпалатного парламента

В 33 государствах – участниках ОБСЕ при проведении всеобщих прямых выборов в однопалатные парламенты или в нижнюю палату двухпалатного парламента конституционно и законодательно закреплены следующие модели минимального возраста (в фиксированной трехвозрастной градации – 18 лет, 21 год и 25 лет) для реализации пассивного избирательного права:

  • 18 лет – в 17 государствах (например, Албания, Андорра, Азербайджан, Венгрия, Дания, Исландия, Лихтенштейн, Люксембург, Мальта, Македония, Норвегия, Сербия, Словения, Финляндия, Хорватия, Черногория, Швеция);
  • 21 год – в семи государствах (например, Болгария, Кыргызстан, Латвия, Российская Федерация, Сан-Марино, Украина, Эстония).

2. Модели минимального возраста реализации пассивного избирательного права (быть избранным) при проведении выборов в верхнюю палату парламента

В 21 государстве региона ОБСЕ с двухпалатным парламентом при проведении всеобщих прямых или косвенных выборов в верхнюю палату парламента конституционно и законодательно закреплены следующие модели минимального возраста (в фиксированной девятивозрастной градации – 18 лет, 21 год, 24 года. 25 лет, 30 лет, 33 года, 35 лет, 40 лет, поли-децентрализованное регулирование минимального возраста) для реализации пассивного избирательного права:

  • 18 лет – в шести государствах (например, Австрия, Бельгия, Босния и Герцеговина, Испания, Нидерланды, ФРГ);
  • 21 год – в двух государствах (например, Великобритания, Ирландия);
  • 24 года – в одном государстве (например, Франция);
  • 25 лет – в двух государствах (например, Казахстан, Узбекистан).
  • 30 лет – в пяти государствах (например, Беларусь, Канада, Польша, Российская Федерация, США);
  • 33 года – в одном государстве (например, Румыния);
  • 35 лет – в одном государстве (например, Таджикистан);
  • 40 лет – в двух государствах (например, Италия, Чехия).

Кроме того, в Швейцарии в условиях децентрализованной избирательной системы минимальный возраст для осуществления пассивного избирательного права при проведении выборов в верхнюю палату швейцарского парламента – Совет кантонов устанавливается не федеральным законодательством, а законодательством 26 кантонов и в этих условиях данный минимальный возраст является дифференцированным и варьируется от кантона к кантону.

3. Модели минимального возраста реализации пассивного избирательного права (быть избранным) при проведении выборов в двухпалатных парламентах

В 21 государстве региона ОБСЕ при проведении всеобщих прямых или косвенных выборов в палаты парламента (в условиях двухпалатного парламента) конституционно и законодательно закреплены следующие модели соотношения минимального возраста реализации пассивного избирательного права при проведении выборов в нижнюю и верхнюю палаты парламента:

3.1. Модель совпадения минимального возраста реализации пассивного избирательного права при проведении выборов как в нижнюю, так и верхнюю палаты парламента в девяти государствах региона ОБСЕ:

  • 18 лет – в шести государствах (например, Австрия, Бельгия, Босния и Герцеговина, Испания, Нидерланды, ФРГ);
  • 21 год – в одном государстве (например, Ирландия);
  • 25 лет – в двух государствах (например, Казахстан, Узбекистан).

3.2. Модель расхождения (соответственно от 18 до 40 лет) минимального возраста реализации пассивного избирательного права при проведении выборов в нижнюю и верхнюю палаты парламента в 11 государствах региона ОБСЕ:

  • 18 лет и 21 год (расхождение составляет три года) – в одном государстве (например, Великобритания);
  • 18 лет и 24 год (расхождение составляет шесть лет) – в одном государстве (например, Франция);
  • 18 лет и 30 лет (расхождение составляет 12 лет) – в одном государстве (например, Канада);
  • 21 год и 30 лет (расхождение составляет девять лет) – в трех государствах (например, Беларусь, Польша, Российская Федерация);
  • 21 год и 40 лет (расхождение составляет 19 лет и является наибольшим среди государств региона ОБСЕ) – в одном государстве (например, Чехия);
  • 23 года и 33 года (расхождение составляет 10 лет) – в одном государстве (например, Румыния);
  • 25 лет и 30 лет (расхождение составляет пять лет) – в одном государстве (например, США);
  • 25 лет и 35 лет (расхождение составляет 10 лет) – в одном государстве (например, Таджикистан);
  • 25 год и 40 лет (расхождение составляет 15 лет) – в одном государстве (например, Италия).

3.3. Модель дифференцированного расхождения минимального возраста реализации пассивного избирательного права при проведении выборов в нижнюю и верхнюю палаты парламента

Как отмечалось, в Швейцарии в условиях децентрализованной избирательной системы минимальный возраст (18 лет) для осуществления пассивного избирательного права при проведении выборов в нижнюю палату - Национальный совет, установленный федеральным законодательством, и в верхнюю палату швейцарского парламента – Совет кантонов, установленный законодательством 26 кантонов, является дифференцированным и варьируется от кантона к кантону.

2. АМЕРИКАНСКИЙ КОНТИНЕНТ

В государствах Американского континента, входящих в Организацию Американских государств, пассивное избирательное право также имеет вариативный характер и в ряде случаев различается в соотношении как с минимальным возрастом для осуществления активного избирательного права, так и статусом палаты, в состав которой избирается кандидат, либо парламента в целом (в случае однопалатного национального парламента).

Так, пассивное избирательное право может быть реализовано лицом по достижении возраста 18 лет (например, Гватемала), либо 21 года (например, Венесуэла, Бразилия, Мексика, Чили), либо 25 лет (например, Боливия, Гаити, Колумбия, Парагвай, Перу, Уругвай), либо 30 лет (например, Эквадор).

В конституциях и законодательстве о выборах ряда государств данного континента закреплена модель совпадающей либо различающей «возрастной» реализации активного и пассивного избирательного права.

Так, в одних государствах возраст для реализации активного и пассивного избирательного права – на выборах депутатов национального парламента (в случае однопалатного парламента) либо депутатов нижней палаты парламента (в случае двухпалатного парламента) – является идентичным, в других – возраст для реализации активного и пассивного избирательного права различается и разница в возрасте доходит до 12 лет.

Так, в рамках первой модели совпадающей «возрастной» реализации активного и пассивного избирательного права (с учетом достижения избирателем минимального электорального возраста для реализации активного избирательного права в 18 лет) пассивное избирательное право также может быть реализовано избирателем по достижении возраста 18 лет, и такая модель закреплена в конституциях и законодательстве о выборах пяти государств – участников Организации американских государств (ОАГ) (например, Белиз, Гайана, Гватемала, Гренада, Тринидад и Тобаго).

В рамках второй модели разница между возрастом для реализации активного и пассивного избирательного права может составлять:

  • до двух лет (соответственно 16 лет – при реализации активного избирательного права и 18 лет – при реализации пассивного избирательного права) – такая модель закреплена в Конституции Кубы и национальном законодательстве о выборах, либо
  • до трех лет (соответственно 18 лет и 21 год) – такая модель закреплена в конституциях и законодательстве о выборах 16 государств – участников ОАГ (Антигуа и Барбуда, Багамские Острова, Барбадос, Бразилия, Венесуэла, Гондурас, Доминика, Коста-Рика, Мексика, Панама, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Люсия, Сент-Китс и Невис, Суринам, Чили, Ямайка), либо
  • до семи лет (соответственно 18 и 25 лет) – такая модель закреплена в конституциях и национальном законодательстве о выборах девяти государств – участников ОАГ (Аргентина, Боливия, Гаити, Доминиканская Республика, Колумбия, Парагвай, Перу, Сальвадор, Уругвай), либо
  • до 12 лет (соответственно 16 и 30 лет) – такая конституционно-правовая модель закреплена, например, в Эквадоре.
В целом, минимальный возраст для осуществления пассивного избирательного права (с учетом статуса выборного мандата соответствующей платы парламента) в государствах Американского континента составляет 18 лет, максимальный – 30 лет и возрастное «расхождение» составляет, таким образом, 12 лет.

 

3. АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ РЕГИОН

В государствах Азиатско-Тихоокеанского региона при проведении парламентских выборов пассивное избирательное право также имеет вариативный характер и в ряде случаев различается в соотношении как с минимальным возрастом для осуществления пассивного избирательного права, так и статусом палаты парламента, в состав которой избирается (назначается) кандидат, либо структурой парламента (в случае однопалатного парламента).

В некоторых государствах указанного региона закреплено положение не только о минимальном, но и о максимальном возрасте для осуществления пассивного избирательного права.

Так, согласно статье 23 Конституции Бутана кандидат на выборную должность, установленную Конституцией Бутана, должен, в частности, быть в возрасте не менее 25 лет и не более 65 лет на дату избрания (регистрации в качестве кандидата).

 

В целом, пассивное избирательное право может быть реализовано лицом по достижении возраста:

  • 17 лет (например, Восточный Тимор, КНДР), либо
  • 18 лет (например, Китай, Мальдивская Республика, Новая Зеландия, Шри-Ланка), либо 20 лет (например, Науру), либо
  • 21 года (например, Бруней, Вьетнам, Индия – нижняя палата парламента, Индонезия – нижняя палата, Кирибати, Лаос, Маршалловы Острова, Мьянма – нижняя палата, Пакистан – нижняя палата, Самоа, Сингапур, Соломоновы Острова, Тонга, Тувалу, Фиджи – нижняя палата), либо
  • 25 лет (например, Бангладеш, Бутан, Вануату, Индия – верхняя палата, Камбоджа – нижняя палата, Республика Корея, Монголия, Непал, Пакистан – верхняя палата, Палау, Папуа – Новая Гвинея, Таиланд – нижняя палата, Филиппины – нижняя палата, Япония – нижняя палата), либо
  • 30 лет (например, Малайзия, Микронезия, Мьянма – верхняя палата, Япония – верхняя палата), либо
  • 35 лет (Филиппины – верхняя палата), либо
  • 40 лет (например, Камбоджа – верхняя палата, Таиланд – верхняя палата парламента).

В 13 государствах Азиатско-Тихоокеанского региона с двухпалатными парламентами (например, Австралия, Бутан, Индия, Индонезия, Камбоджа, Малайзия, Мьянма, Пакистан, Палау, Таиланд, Фиджи, Филиппины, Япония) реализация пассивного избирательного права основывается на модели единого возрастного критерия (например. Австралия, Бутан, Ниуэ, Палау) либо на различающихся возрастных требованиях к кандидатам в нижнюю и верхнюю палаты парламента (например, Индия, Камбоджа, Малайзия, Мьянма, Пакистан, Таиланд, Фиджи, Филиппины, Япония).

Так, в рамках реализации пассивного избирательного права на основе модели единого возрастного критерия для избрания в состав нижней палаты и вхождения в состав верхней палаты парламента кандидат должен достигнуть возраста 18 лет (например, Австралия, Ниуэ), либо 21 года (например, Фиджи), либо 25 лет (например, Палау), либо находиться, как уже отмечалось, в возрастных пределах от 25 до 65 лет (например, Бутан).

В рамках реализация пассивного избирательного права на основе модели различающихся возрастных требований к кандидатам в нижнюю и верхнюю палаты парламента кандидат должен достичь соответственно возраста 21 года и 25 лет (например, Индия, Пакистан), 21 года и 35 лет (например, Малайзия), 25 и 30 лет (например, Мьянма, Япония), 25 и 35 лет (например, Филиппины), 25 и 40 лет (например, Камбоджа, Таиланд).

В конституциях и законодательстве о выборах ряда государств Азиатско-Тихоокеанского региона закреплены модели совпадающего и различающегося «возрастного порога» реализации активного и пассивного избирательного права при проведении парламентских выборов.

Так, в одних государствах возраст для реализации активного и пассивного избирательного права – на выборах депутатов парламента (в случае однопалатного парламента) либо депутатов нижней палаты парламента (в случае двухпалатного парламента) – является идентичным, в других различается, и разница в возрасте доходит до 22 лет (например, Филиппины).

В рамках модели совпадающего «возрастного порога» реализации активного и пассивного избирательного права (с учетом достижения избирателем минимального электорального возраста для реализации активного избирательного права) пассивное избирательное право также может быть реализовано избирателем по достижении возраста 18 лет либо иного возраста, и такая модель закреплена в конституциях и законодательстве о выборах 19 государств Азиатско-Тихоокеанского региона (Австралия, Восточный Тимор, Кирибати, Китай, КНДР, Мальдивская Республика, Маршалловы Острова, Науру, Ниуэ, Новая Зеландия, Острова Кука, Самоа, Сингапур, Соломоновы Острова, Тувалу, Тонга, Фиджи, Филиппины, Шри-Ланка).

Так, в Восточном Тиморе, КНДР применяется конституционно-правовая модель равного активного и пассивного избирательного права в части возрастных критериев – по достижении возраста 17 лет, в Австралии, Китае, Мальдивской Республике, Ниуэ, Новой Зеландии, на Островах Кука, Шри-Ланке – 18 лет, в Науру – 20 лет, в Кирибати, на Маршалловых Островах, в Самоа, Сингапуре, на Соломоновых Островах, в Тонге, Тувалу, на Фиджи – 21 года, на Филиппинах – 25 лет.

В рамках модели различающегося «возрастного порога» (нижняя палата парламента) разница между возрастом для реализации активного и пассивного избирательного права может составлять:

  • до трех лет (18 лет – при реализации активного избирательного права и 21 год – при реализации пассивного избирательного права) – такая модель закреплена в конституциях и законодательстве о выборах шести государств (например, Бруней, Вьетнам, Индия, Лаос, Мьянма, Пакистан), либо
  • до четырех лет (17 лет и 21 год) – такая модель закреплена в Конституции и законодательстве о выборах Индонезии, либо
  • до пяти лет (20 и 25 лет) – такая модель закреплена в конституциях и законодательстве о выборах двух государств (например, Республика Корея, Япония), либо
  • до восьми лет (18 и 25 лет) – такая модель закреплена в конституциях и законодательстве о выборах семи государств (например, Бангладеш, Бутан, Вануату, Камбоджа, Монголия, Непал, Палау, Папуа – Новая Гвинея), либо
  • до девяти лет (21 год и 30 лет) – такая модель закреплена в Конституции и законодательстве о выборах Малайзии, либо до 12 лет (18 и 30 лет) – такая конституционно-правовая модель закреплена в Микронезии.

С учетом двухпалатной структуры парламента в рамках модели различающегося «возрастного порога» разница между возрастом для реализации активного и пассивного избирательного права (для вхождения в состав верхней палаты парламента) в семи государствах Азиатско-Тихоокеанского региона может составлять до семи лет (18 лет – при реализации активного избирательного права и 25 лет – при реализации пассивного избирательного права) – такая модель закреплена в конституциях и законодательстве о выборах Индии и Пакистана, либо до 10 лет (20 и 30 лет – Япония, 25 и 35 лет – Филиппины), либо 12 лет (18 и 30 лет – Мьянма), либо 22 года (18 и 40 лет – Камбоджа, Таиланд).

В некоторых государствах Азиатско-Тихоокеанского региона конституционно закреплено положение о своеобразном поражении лица в правах в случае неудачного осуществления им пассивного избирательного права, а именно: в случае неизбрания на выборную должность кандидат не имеет права в течение определенного календарного срока занимать определенные виды государственных должностей или должности государственной гражданской службы.

Так, в соответствии с разделом 6 части «Комиссия гражданской службы» статьи IX Конституции Филиппин никакой кандидат, потерпевший поражение на выборах, в течение года после проведения таких выборов не может быть назначен на какую-либо должность в правительстве или в принадлежащих или контролируемых правительством компаниях или их филиалах.

 

В целом минимальный возраст для осуществления пассивного избирательного права (с учетом статуса выборного мандата соответствующей платы парламента) в государствах Азиатско-Тихоокеанского региона составляет 18 лет, максимальный – 40 лет и возрастное «расхождение» составляет, таким образом, 22 года.

 

4. БЛИЖНЕВОСТОЧНЫЙ РЕГИОН

В государствах Ближневосточного региона при проведении парламентских выборов пассивное избирательное право также имеет вариативный характер и в ряде случаев различается в соотношении как с минимальным возрастом для осуществления пассивного избирательного права, так и статусом палаты парламента, в состав которой избирается (назначается) кандидат, либо структурой парламента (в случае однопалатного парламента).

В целом пассивное избирательное право может быть реализовано лицом по достижении возраста 21 года – Израиль, 25 лет – Йемен (нижняя палата), Ливан, Объединенные Арабские Эмираты (См. Примечание *), Сирия, 28 лет – Палестина, 30 лет – Бахрейн (нижняя палата), Иран (нижняя палата), Катар, Кувейт, Иордания (нижняя палата), Оман (нижняя палата), Саудовская Аравия, 35 лет – Бахрейн (верхняя палата), 40 лет – Оман (верхняя палата), Иордания (верхняя палата), Йемен (верхняя палата).

В некоторых государствах указанного региона закреплено положение не только о минимальном, но и о максимальном возрасте для осуществления пассивного избирательного права.
Так, в Иране закреплена возрастная вилка реализации пассивного избирательного права при проведении парламентских выборов: не моложе 30 – не старше 75 лет.

Таким образом, минимальный возрастной предел реализации пассивного избирательного права в рамках однопалатного парламента или нижней палаты парламента – 21 год (например, Израиль), максимальный с учетом возрастной вилки – 75 лет (например, Иран), в рамках верхней палаты парламента – 35 лет (например, Бахрейн) и 40 лет (например, Йемен).

В конституциях и законодательстве о выборах государств Ближневосточного региона закреплена модель различающегося возрастного порога реализации активного и пассивного избирательного права при проведении парламентских выборов: возраст для реализации активного и пассивного избирательного права на выборах депутатов парламента (в случае однопалатного парламента) либо депутатов нижней палаты парламента (в случае двухпалатного парламента) различается.

В государствах с двухпалатным парламентом и различающимися возрастными требованиями к кандидатам в нижнюю и верхнюю палаты парламента разница в указанных возрастах доходит до 57 лет.

Так, в Иране активное избирательное право предоставляется лицу по достижении возраста 18 лет, а пассивное (в рамках возрастной вилки) – в возрасте не моложе 30 лет и не старше 75 лет, т.е. возрастная разница составляет 57 лет.

В других государствах такой возрастной «разлет» значительно меньше: в Бахрейне – 15 лет (соответственно 20 и 35 лет), в Омане – 19 лет (соответственно 18 и 40 лет), в Иордании и Йемене – 22 года (соответственно 18 и 40 лет).

В целом минимальный возраст для осуществления пассивного избирательного права (с учетом статуса выборного мандата соответствующей платы парламента) в государствах Ближневосточного региона составляет 21 год, максимальный – 40 лет и возрастное «расхождение» составляет, таким образом, 19 лет.

 

5. АФРИКАНСКИЙ КОНТИНЕНТ

В государствах Африканского континента при проведении парламентских выборов минимальный возраст для осуществления пассивного избирательного права также имеет вариативный, а в ряде случаев, ограничительный характер, связанный, в частности, с установлением предельного возраста осуществления пассивного избирательного права или запрета на участие в новых (очередных) парламентских выборах в случае неудачного выступления в прошедших парламентских выборах.

В однопалатных и двухпалатных парламентах минимальный возраст для осуществления пассивного избирательного права также различается.

В рамках однопалатного парламента пассивное избирательное право предоставляется при достижении возраста в диапазоне от 18 до 40 лет, двухпалатного парламента – также от 18 лет до 40 лет и возрастное «расхождение» составляет, таким образом, 22 года.

Так, в рамках однопалатного парламента в Гвинее, Кабо Верде, на Маврикии, в Мозамбике, Свазиленде пассивное избирательное право предоставляется при достижении лицом возраста 18 лет, в Ботсване, Гамбии, Гане, Гвинее-Бисау, Замбии, на Мадагаскаре, в Малави, Мали, Нигере, Сьерра-Леоне, Тонга – 21 года, в Джибути, Тунисе – 23 года, в Гвинее, Египте, Ливии, Мавритании, Сенегале, Чаде, Центральноафриканской Республике – 25 лет, Нигерии – 30 лет, Анголе – 35 лет, в рамках двухпалатного парламента в Буркина Фасо, Кении пассивное избирательное право предоставляется при достижении лицом возраста 18 лет (нижняя палата парламента), Зимбабве, Лесото, Руанде, Эфиопии – 21 года (нижняя палата), Камерун, Марокко– 23 лет (нижняя палата), Алжире, Бурунди, Конго, Демократической Республике Конго, Кот-д’Ивуаре, Либерии (нижняя палата, а его осуществление связано с некоторыми обременениями) – 25 лет, Габоне – 28 лет (нижняя палата).

Так, в Либерии законодательно закреплено, что депутатом Палаты представителей – нижней палаты парламента может быть лицо, которое, в частности, достигло возраста 25 лет; при этом лицо, бывшее независимым кандидатом на выборах в Палату представителей и получившее менее 2% голосов избирателей, поданных за кандидатов, баллотировавшихся на прошлых выборах в соответствующем избирательном округе, в соответствии с законодательством не имеют права принимать участия в очередных парламентских выборах.

 

Членом Сената – верхней палаты парламента Либерии может быть лицо, которое является гражданином Либерии по рождению и достигшее возраста 30 лет и старше.

В целом, в Либерии при проведении выборов депутатов Палаты представителей – нижней палаты парламента минимальный возраст для осуществления гражданином Либерии пассивного избирательного права на выборах депутатов Палаты представителей – 25 года, членов Сената (верхней палаты парламента) – 30 лет и возрастное «расхождение» составляет, таким образом, пять лет.

В некоторых государствах Африканского континента минимальный возраст для осуществления пассивного избирательного права в двухпалатном парламенте является идентичным как при проведении выборов в нижнюю палату, так и верхнюю палату парламента, и составляет, например, 18 лет (например, Кения, Мозамбик, Уганда, Южно-Африканская Республика), либо 21 год (например, Лесото, Намибия, Северный Судан, Эфиопия).

В других государствах минимальный возраст для осуществления пассивного избирательного права в двухпалатном парламенте различается.

Так, в Буркина Фасо минимальный возраст осуществления права быть избранным при проведении выборов нижней палаты парламента составляет 18 лет, верхней палаты – 21 год и возрастное «расхождение» составляет, таким образом, 3 года, в Демократической Республике Конго, Либерии – 25 лет и 30 лет (+5 лет), в Нигерии – 30 лет и 35 лет (также +5 лет), в Марокко – 23 года и 30 лет (+7 лет), в Бурунди, Кот-д’Ивуаре – 25 лет и 35 лет (+10 лет), в Габоне – 28 лет и 40 лет (+12 лет), в Алжире – 25 лет и 40 лет (+15 лет), в Камеруне – 23 года и 40 лет (+17 лет), в Зимбабве, Руанде соответственно 21 год и 40 лет (+19 лет), в Конго – 25 лет и 45 лет (+20 лет).

Таким образом, наиболее расхождение минимального возраста осуществления пассивного избирательного права в двухпалатных парламентах наблюдается в Конго и составляет 20 лет (соответственно 25 лет (нижняя палата) и 45 лет (верхняя палата).

Кроме того, в некоторых государствах с двухпалатным парламентом законодательно закреплена возрастная «вилка» осуществления пассивного избирательного права.
Так, в Сомали при проведении выборов в нижнюю палату парламента пассивное избирательное право может быть осуществлено в рамках возрастной границы с 25 до 75 лет.

В целом в мировой электоральной практике минимальный возраст для осуществления пассивного избирательного права (права быть избранным) при проведении парламентских выборов составляет 18 лет, максимальный возраст законодательством, как правило, не устанавливается, за исключением некоторых государств, в которых законодательно закреплено, что право быть избранным может быть осуществлено лицом до 65 лет (например, Бутан) или до 75 лет (например, Ирак, Сомали).


ПРИМЕЧАНИЕ

* При этом достижение лицом указанного возраста связывается с определенным видом календаря. Для избрания в состав Коллегии выборщиков и последующего избрания Коллегией из своего состава 20 депутатов Федерального национального совета на косвенных выборах член Коллегии выборщиков должен быть в возрасте не менее 25 лет по григорианскому календарю к моменту его избрания на этот пост (при этом установление конкретного минимального возраста кандидата может варьироваться в эмиратах и зависит от усмотрения правителя эмирата). 

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПАССИВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО НА ПАРЛАМЕНТСКИХ ВЫБОРАХ В ГОСУДАРСТВАХ - УЧАСТНИКАХ ОБСЕ

№ п/п Государство

НИЖНЯЯ ПАЛАТА (минимальный возраст пассивного избирательного права)

ВЕРХНЯЯ ПАЛАТА (минимальный возраст пассивного избирательного права)

1 Австрия 18 18
2 Албания 18 -
3 Андорра 18 -
4 Азербайджан 18 -
5 Армения 25 -
6 Беларусь 21 30
7 Бельгия 18 18
8 Болгария 21 -
9 Босния и Герцеговина 18 18
10 Великобритания 18 21
11 Венгрия 18 -
12 Греция 25 -
13 Грузия 25 -
14 Дания 18 -
15 Ирландия 21 21
16 Исландия 18 -
17 Испания 18 18
18 Италия 25 40
19 Казахстан 25 25
20 Канада 18 30
21 Кипр 25 -
22 Кыргызстан 21 -
23 Латвия 21 -
24 Литва 25 -
25 Лихтенштейн 18 -
26 Люксембург 18 -
27 Мальта 18 -
28 Македония 18 -
29 Молдова право быть избранными имеют граждане Молдовы, обладающие избирательным правом (18 лет) и соответствующие предусмотренным Кодексом о выборах Молдовы условиям избрания -
30 Монако 25 -
31 Монголия 25 -
32 Нидерланды 18 18
33 Норвегия 18 -
34 Польша 21 30
35 Португалия 18 -
36 Российская Федерация 21 30
37 Румыния 23 33
38 Сан-Марино 21 -
39 Сербия 18 -
40 Словакия 21 -
41 Словения 18 18
42 США 25 30
43 Таджикистан 25 35
44 Туркменистан 25 -
45 Турция 25 -
46 Узбекистан 25 25
47 Украина 21 -
48 Финляндия 18 -
49 Франция 18 24
50 ФРГ 18 18
51 Хорватия 18 -
52 Черногория 18 -
53 Чехия 21 40
54 Швейцария 18 нижний возрастной предел для осуществления пассивного избирательного права различен в связи с тем, что устанавливается законодательством кантонов
55 Швеция 18 -
56 Эстония 21 -
  ИТОГО ГОСУДАРСТВ 56 22


Поделиться: