К вопросу о противодействии незаконной Интернет-агитации: зарубежный опыт

К вопросу о противодействии незаконной Интернет-агитации: зарубежный опыт

Владимир Лысенко, член Совета Российского фонда свободных выборов, доктор юридических наук

19 февраля, 2021

1.

В современных условиях при проведении выборов и предвыборной агитации все более широко участниками выборов, в том числе средствами массовой информации, наблюдателями, наряду с традиционными агитационными формами и методами, используются современные информационные технологии, прежде всего сеть Интернет, социальные сети, а также различные Интернет-ресурсы1.

В ряде государств проведение предвыборной агитации в сети Интернет (так называемой цифровой предвыборной агитации) подлежит в той или иной форме правовому регулированию, в других – наоборот, пока остается вне сферы такого регулирования, либо регулируется сегментарно, в том числе в упрощенном (мягком) режиме (например, Бельгия, Болгария, Греция, Грузия, Исландия, Италия, Норвегия, США, Черногория, Швейцария)2.

Так, в Бельгии законодательный запрет на проведение предвыборной агитации в сети Интернет был отменен в 2015 году.

При этом в ряде государств законодательно или иным организационно-правовым способом переходят от принципа анонимности к принципу идентификации субъекта агитационного материала, в том числе цифрового агитационного материала, что позволят применять к виновным соответствующие меры воздействия, в том числе в части признания недействительности выборного мандата.

Государства, в которых законодательно регулируется проведение предвыборной агитации с использованием современных информационных технологий, используют совокупно определенный набор правовых, организационно-правовых и санкционных инструментов в отношении информационных нарушителей законодательства.

Так, в ряде государств:

  • приняты специальные законодательные акты об интернете и проведении цифровой предвыборной агитации, ответственности за нарушение информационного законодательства (например, Канада, Латвия, Новая Зеландия, Турция, Франция, ФРГ), либо
  • осуществляется приравнивание сети Интернет к традиционным средствам массовой информации в части правового режима их участия в проведении предвыборной агитации, в том числе в вопросах ответственности за нарушение избирательного законодательствам (например, Молдова, Польша, Португалия, Швеция), либо
  • предусматривается специальная процедура аккредитации Интернет-провайдеров (например, Дания, Кыргызстан), либо
  • законодательно закрепляется перечень требований к агитационному материалу, размещаемому в сети Интернет либо к определенным видам таких материалов в социальных сетях на основе отказа от принципа анонимности субъекта их изготовления и размещения (например, Австралия, Великобритания, Япония), либо
  • вводится законодательный запрет на проведение участниками выборов предвыборной агитации за плату в сети Интернет (например, Бельгия, Чехия), либо, наоборот, дозволения ее проведения (например, Республика Северная Македония), либо
  • предусматривается обязанность удалить соответствующую информации агитационного характера (например, Бразилия, Испания, ФРГ), либо
  • исполнительным органам государственной власти или иным специализированным государственным органам предоставляется право блокировать без обращения в суд новостные сайты средств массовой информации в сети Интернет в связи с их правонарушающим содержанием, в том числе при проведении предвыборной агитации (например, Азербайджан, Казахстан), либо
  • осуществляется приостановка работы Интернет-ресурсов на территории страны на определенный период в ходе избирательной кампании (например, Черногория), либо
  • предусматривается уголовная или административная ответственность за электоральную клевету в сети Интернет, иные нарушения порядка проведения предвыборной агитации, в том числе в социальных сетях (например, Грузия, Монголия), либо
  • инициативные модели представителей «BigTech» (Facebook, Twitter, Google) по предупреждению противоправной агитационной деятельности (например, региональное представительство Facebook в Великобритании, Ирландии, Кыргызстане, США).

1. Так, в рамках модели принятия общих либо специальных законов об интернете и проведении цифровой предвыборной агитации, ответственности за нарушение информационного законодательства (например, Канада, Латвия, Новая Зеландия, Турция, Франция, ФРГ) в Латвии принят специальный Закон о предвыборной агитации, который также регулирует вопросы цифровой предвыборной агитации.

При этом в соответствии с законодательством день электоральной тишины не предусмотрен, вместе с тем, результаты опросов общественного мнения могут быть обнародованы, в том числе в сети Интернет и в социальных сетях не позднее чем за два календарных дня до дня голосования на парламентских выборах.

В Канаде в декабре 2018 года был принят Акт о модернизации избирательного процесса в Канаде, внесший в Акт о выборах Палаты Общин существенные изменения.

Так, указанный Акт, в частности, установил фиксированные сроки так называемого предагитационного периода, условия участия так называемых «третьих» организаций в финансировании предвыборной агитации, обнародования в онлайн режиме в социальных сетях агитационных материалов участников парламентских выборов.

В соответствии с законодательством так называемые «третьи организации» вправе проводить предвыборную агитацию и за плату размещать в средствах массовой информации, в том числе в социальных сетях, цифровые агитационные материалы.

В этих условиях вышеуказанный Акт установил, что средства массовой информации, имеющие свои электронные версии в сети Интернет, в социальных сетях, а также социальные сети должны в режиме реального времени вести онлайн реестр платных цифровых агитационных материалов в случае, если их в Канаде посещает определенное число пользователей соответствующей социальной сети.

В частности, данное законодательное положение распространяется на социальные сети, число пользователей которых в течение 12 месяцев, предшествующих дате проведения соответствующих парламентских выборов, составляло не менее 3 млн. пользователей в месяц англоязычной ее версии, 1 млн. пользователей – франкоязычной версии, 100.000 пользователей – платформ на других языках.

В Новой Зеландии 14 апреля 2011 года был принят Закон о противодействии Интернет-пиратству (вступил в силу 1 сентября 2011 года, однако – по условиям вступления его в силу – не применялся по отношению к мобильным сетям доступа к Интернету до октября 2013 года), в соответствии с которым файлообмен, прежде всего продукцией интеллектуальной собственности, в сети Интернет признан преступлением.

При первом нарушении нарушитель подвергается штрафу в размере до 15.000 новозеландских долларов, выплачиваемых в пользу правообладателя; в случае повторного нарушения нарушителя могут по решению суда лишить доступа к сети Интернет на срок до шести месяцев.

В Турции принят Закон об Интернете, который применялся при проведении 7 июня 2015 года парламентских выборов.

В преддверии проведения указанных выборов в Закон об Интернете были внесены изменения, которые, в частности, блокировать Интернет-сайты в течение четырех часов и без последующего судебного рассмотрения, на основании, в частности (среди других оснований) представления правительства Турции.

Во Франции законодательное определение понятия «сеть Интернет» включает социальные сети и онлайн-версии традиционных средств массовой информации (электронных и печатных, а также радио), которые составляют значительный объем Интернет-вещания.

При проведении 23 апреля 2017 года очередных президентских выборов Национальный совет по вопросам прав человека и информационным технологиям Франции образовал специальный мониторинговый орган для осуществления наблюдения за соблюдением участниками президентских выборов законодательства о персональных данных избирателей при проведении предвыборной агитации в сети Интернет и социальных сетях (при проведении указанных выборов каких-либо нарушений выявлено не было).

В ФРГ в ходе подготовки к проведению 24 сентября 2017 года очередных выборов депутатов Бундестага – нижней палаты федерального парламента 30 июня 2017 года был принят специальный законодательный акт (так называемый Facebook Аct), который требует, чтобы Интернет-провайдеры социальных сетей (Facebook, Tweeter и др.) удаляли негодную информацию, в том числе электоральную (например, расистские электоральные выступления) в течение 24 часов с момента их размещения (в случае уведомления о таком удалении).

За неисполнение указанных законодательных предписаний предусматривается штраф в размере 50 млн. евро.

Данный Закон вступил в силу 1 октября 2017 года, т.е. после проведения вышеуказанных парламентских выборов; в этих условиях при проведении 26 сентября 2021 года очередных парламентских выборов данный Закон будет применяться впервые.

2. В рамках модели приравнивания сети Интернет к традиционным средствам массовой информации в части правового режима их участия в проведении предвыборной агитации, в том числе в вопросах ответственности за нарушение избирательного законодательствам (например, Беларусь, Казахстан, Литва, Молдова, Польша, Португалия, Швеция) в Литве при проведении 11 октября 2020 года очередных парламентских выборов как традиционные средства массовой информации, так и социальные сети должны были, в частности, маркировать агитационные материалы, прежде всего платные.

При проведении указанных выборов Главная избирательная комиссия Литвы обновила свои рекомендации о порядке распространения агитационных материалов, принятые еще в 2018 году, в части введения еще одного квалифицирующего критерия, позволяющего идентифицировать заказчика, изготовителя и распространителя указанных агитационных материалов, в том числе цифровых агитационных материалов в социальных сетях.

В Молдове в соответствии с Кодексом о выборах предвыборная агитация через сеть Интернет и мобильную телефонную сеть приравнивается к предвыборной агитации в печати.

В Казахстане согласно Закону о средствах массовой информации, вещательные компании, печатные средства массовой информации и все Интернет-ресурсы считаются средствами массовой информации и находятся под контролем Министерства информации и общественного развития Казахстана.

При этом, хотя «сетевые публикации», такие как учетные записи в социальных сетях, подпадают под те же правила, в период выборов они не обязаны обеспечивать равное освещение и не включаются в количественный мониторинг, проводимый Министерством.

В Польше при проведении 25 октября 2015 года парламентских выборов при судебном разбирательстве информационных Интернет-споров суды применяли по аналогии положения законодательства о средствах массовой информации, которое, естественно, не было адаптировано к таким онлайн-спорам.

При этом отсутствовала также правовая определенность в части какие веб-сайты подпадают под действие указанного законодательства, а какие – нет.

Некоторые участники выборов выступали за внесение в законодательство о средствах массовой информации соответствующих Интернет-изменений.

В Португалии при проведении 24 января 2021 года очередных президентских выборов законодательство о выборах, а также специальное законодательство, принятое в 2015 году, запрещало, в частности, проведение в день электоральной тишины предвыборной агитации как в традиционных средствах массовой информации, так и в сети Интернет.

Законодательство о парламентских выборах также содержит аналогичное положение, за нарушение которого виновные привлекаются к установленной законодательством ответственности.

Кроме того, так называемая государственная агитационная деятельность, за исключением особых (чрезвычайных) случаев и обстоятельств, в традиционных средствах массовой информации, а также в социальных сетях законодательно запрещена со дня официального обнародования решения о назначении соответствующих выборов.

В Швеции сеть Интернет приравнена к иным средствам массовой информации; это означает, что свободно может быть создан любой сайт; при этом, однако, не имеется каких-либо ограничений в отношении содержания сайтов.

3. В рамках модели прохождения специальной процедура аккредитации Интернет-провайдеров (например, Беларусь, Дания, Кыргызстан, Монголия) в Дании Интернет-издания вправе на добровольной основе получить регистрацию (аккредитацию) Совета по вопросам средств массовой информации в качестве субъекта информационного поля, на которого распространяются положения Закона об ответственности средств массовой информации 1998 года.

В частности, при проведении 15 сентября 2011 года парламентских выборов все Интернет-издания средств массовой информации прошли данную регистрационную процедуры.

В Кыргызстане при проведении 4 октября 2015 года парламентских выборов, как отмечалось в Итоговом отчете БДИПЧ ОБСЕ, «…ЦИК Кыргызстана, выйдя за пределы своих полномочий, установила требования по аккредитации СМИ и интернет-сайтов, оставив за собой право отзыва аккредитации, что фактически оказалось запретом на размещение платной рекламы в некоторых СМИ.

Кроме того, хотя законодательная база, в целом, не регулирует работу Интернета, ЦИК Кыргызстана установила подобные требования и для веб-сайтов, предусмотрев 10-дневный срок для их аккредитации.

Так, популярный веб-портал namba.kg не получил аккредитацию из-за поздней подачи документов; веб-портал Namba.kg оспорил решение ЦИК Кыргызстана в суде, который 3 сентября подтвердил решение Комиссии.

На этих выборах ЦИК Кыргызстана аккредитовала 23 официальных сайта.

В Отчете также отмечалось также, что «…имели место случаи размещения направленного против национальных меньшинств контента в Интернете, в том числе в социальных сетях…».

При проведении 10 января 2021 года досрочных президентских выборов законодательство не регулирует вопросы проведения предвыборной агитации в социальных сетях, в сети Интернет.

При этом в соответствии с решением Совета Безопасности Кыргызстана от 1 сентября 2020 года органы прокуратуры осуществляют мониторинг социальных сетей в части недопущения нарушения законодательства при проведении предвыборной агитации.

В Предварительном заявлении БДИПЧ ОБСЕ отмечалось, что «…Вещательные, печатные и онлайн СМИ должны пройти аккредитацию в ЦИК Кыргызстана и направить действующие прейскуранты на политическую рекламу для того, чтобы получить разрешение на освещение связанной с выборами деятельности и предвыборной агитации, а также чтобы продавать место для политической рекламы. Такая аккредитация может быть отозвана в случае нарушения избирательного законодательства…».

В соответствии с законодательством онлайн-СМИ определяются как регулярно обновляющиеся, свободно доступные веб-сайты, администрирование и владение которых проходит в Кыргызстане, которые привлекают, либо, как минимум, 500 уникальных пользователей в день, либо, как минимум, 1.000 уникальных пользователей в месяц.

При этом Интернет-блоги и личные странички в социальных СМИ в качестве онлайн-СМИ законодательством не рассматриваются…».

4. В рамках модели законодательного закрепления перечня требований к агитационному материалу, размещаемому в сети Интернет либо к определенным видам таких материалов в социальных сетях (например, Австралия, Великобритания, Литва, Хорватия, Япония) в ряде государств законодательно или иным организационно-правовым способом переходят от принципа анонимности к принципу идентификации субъекта агитационного материала, в том числе цифрового агитационного материала, что позволят применять к виновным соответствующие меры воздействия, в том числе в части признания недействительности выборного мандата.

Так, в Австралии законодательно закреплено, что любое сообщение в сети Интернет агитационного характера должно содержать информацию о лице, уполномоченном на проведение предвыборной агитации.

В Великобритании при проведении 12 декабря 2019 года досрочных парламентских выборов проведение предвыборной агитации в сети Интернет, в социальных сетях законодательно не регулировалась.

Вместе с тем, некоторые участники выборов полагали необходимым законодательное урегулировать проведение предвыборной агитации в сети Интернет, а также в социальных сетях.

Это связано, в частности, с тем, что за последние годы значительно возрос объем финансирования предвыборной агитации в сети Интернет, а также в социальных сетях с 0.3% в 2011 году до 42.8% в 2017 году.

Избирательная комиссия Великобритании, осознавая риски проведения нерегулируемой цифровой предвыборной агитации в части оказания влияния на результаты парламентских выборов, разработала в адрес законодателя и правительства, политических партий, IT-компаний рекомендации по усилению прозрачности финансирования и проведения цифровой предвыборной агитации, повышению доверия к новым информационным и агитационным технологиям со стороны избирателей.

Среди рекомендаций – необходимость размещать на цифровом агитационном материале соответствующие выходные данные, видимые для пользователя, повысить размеры штрафов за соответствующие цифровые правонарушения, предоставление Избирательной комиссии Великобритании полномочий по осуществлению контроля за агитационной деятельностью так называемых «третьих организаций», имеющих в соответствии с законодательством право принимать участие в проведении предвыборной агитации, но не подпадающих под контроль, в том числе финансовый, со стороны Избирательной комиссии Великобритании.

При этом некоторые IT-компании в добровольном порядке – в целях обеспечения прозрачности финансирования цифровых агитационных материалов и повышения степени информированности избирателей, в том числе объеме финансирования указанных материалов, размещаемых на соответствующей технологической платформе (социальной сети) – стали размещать на платных цифровых агитационных материалах сведения об источнике их оплаты.

Так, Facebook ввел поисковик «Ad Library», в котором концентрируются все используемые при проведении данных парламентских выборов цифровые агитационные материалы, Twitter, наоборот, объявил, что в целом и глобально он не будет размещать какие-либо цифровые агитационные материалы при проведении данных выборов, Google объявил, что в целях повышения информированности избирателей и противодействия целевому воздействию участников выборов на целевую аудиторию избирателей, IT-компания будет на данных выборах размещать цифровые агитационные материалы только общего характера, включая общий возраст избирателей, половую принадлежность и регион проживания избирателей.

В Хорватии в соответствии с законодательством на парламентских выборах дебаты (с соответствующей их идентификацией) между кандидатами проводятся также в социальных сетях.

В Японии в 2013 году рассматривался вопрос о возможности снятия запрета в законодательстве о выборах в части проведения предвыборной агитации в сети Интернет (статья 142 Закона о выборах).

12 апреля 2013 года в Палате представителей – нижней палаты парламента такое решение было практически единогласно принято, затем было принято верхней палатой парламента – Палатой советников и впервые Интернет как одно из средств проведения предвыборной агитации – средства общения кандидатов, политических партий с избирателями – применялся на выборах в верхнюю палату парламента летом 2013 года.

Это позволяло участникам парламентских выборов агитационно обновлять свои сайты или блоги и использовать социальные сети – Фейсбук (Facebook), Твиттер (Twitter) и др. – для целей своего избрания в верхнюю палату парламента.

При этом, однако, законодательство предусматривало возможность посылки избирателю только электронных сообщений (до проведения выборов в нижнюю палату парламента), любые иные виды Интернет-агитации не допускались под страхом серьезного финансового наказания.

5. В рамках модели введения законодательного запрета на проведение участниками выборов предвыборной агитации за плату в сети Интернет (например, Бельгия, Чехия) либо, наоборот, дозволения ее проведения (например, Республика Северная Македония) в Бельгии при проведении 25 мая 2014 года очередных парламентских выборов законодательство не допускало проведение предвыборной агитации за плату в электронных средствах массовой информации, а также в сети Интернет.

В Чехии проведение участниками выборов предвыборной агитации за плату законодательно разрешено в сети Интернет и в печатных средствах массовой информации, в электронных же средствах массовой информации – нет.

Специальный государственный орган осуществляет информационный мониторинг, но опубликовывает (обнародует) его результаты только спустя несколько месяцев после проведения соответствующих выборов.

В Республике Северная Македония при проведении 25 апреля 2019 года президентских выборов законодательство предусматривало предоставлении кандидатам в государственных средствах массовой информации только бесплатного эфирного времени для размещения политической рекламы (агитационных материалов), тогда как в сети Интернет такие материалы могли также размещаться, но за плату, с последующим возмещением понесенных расходов за счет средств государственного бюджета.

При этом Интернет-порталы должны были не позднее трех дней со дня официального обнародования решения о назначении президентских выборов пройти процедуру регистрации в Государственной избирательной комиссии Республики Северная Македония с тем, чтобы получить право на последующее возмещение за счет средств государственного бюджета понесенных ими расходов по размещению политической рекламы (агитационных материалов) участников президентских выборов.

В целом за нарушение законодательных положений, в том числе в части содержания политической рекламы (агитационных материалов) кандидаты, политические партии несли предусмотренную законодательством ответственность.

6. В рамках модели возложения обязанности по удалению (недопущению размещения) соответствующей информации агитационного характера (например, Бразилия, Испания, Монголия, ФРГ) в Бразилии в начале октября 2017 года (в преддверии проведения в 2018 году парламентских выборов) Конгресс Бразилии принял закон, ограничивающий свободу циркуляции Интернет-информации, поскольку предоставлял кандидатам и политическим партиям право требовать незамедлительного удаления из сети Интернет, в том числе из социальных сетей, веб-сайтов и мобильных приложений размещенных там материалов, которые, по их мнению, являются порочащими их или оскорбительными и размещены без указания сведений об авторе.

В соответствии с новым законодательством социальные сети должны были предоставлять сведения об авторе, включая полные его фамилию и имя, национальный идентификационный (персональный) номер и номер документа о социальном страховании с тем, чтобы авторская информация была размещена в сети.

Закон, по мнению его инициаторов, усиливал прозрачность информационного освещения выборов и деятельности всех участников парламентских и иных выборов, т.е. сохранял свободу выражения мнения, но не на условиях анонимности ее осуществления.

Законодательство, однако, не содержало какого-либо указания на то, куда данная персональная информация об авторе материала должна направляться.

В целом законодательство предусматривало упрощенный – внесудебный порядок удаления из сети Интернет и социальных сетей не понравившейся кандидату или политической партии информации (ранее – удаление таких материалов возможно было только на основании судебного решения).

По мнению представителей средств массовой информации и Интернет-сообщества данный Закон представлял собой одну из форм цензуры.

В Испании при проведении 20 декабря 2015 года парламентских выборов на основании поступившей жалобы Центральная избирательная комиссия Испании приняла решение, обязывающее Правительство Испании удалить со своего сайта в сети Интернет информацию, в которой позитивно оценивались правительственные достижения.

В Монголии при проведении 29 июня 2016 года парламентских выборов законодательство не предусматривало каких-либо ограничений на доступ к сети Интернет и проведению цифровой предвыборной агитации.

При этом, однако, Интернет-провайдеры новостных каналов и информационных веб-сайтов должны были пройти регистрацию (аккредитацию) в специальной государственной службе – Комиссии по вопросам регулирования массовых телекоммуникаций, а также иметь специальное программное обеспечение с фильтрующим компонентом в части блокирования информации, в том числе агитационной, клеветнического характера.

7. В рамках модели предоставления исполнительным органам государственной власти или иным специализированным государственным органам права блокировать без обращения в суд новостные сайты средств массовой информации в сети Интернет в связи с их правонарушающим содержанием, в том числе при проведении предвыборной агитации (например, Азербайджан, Беларусь, Казахстан, США, Таджикистан) в Азербайджане при проведении 1 ноября 2015 года парламентских выборов участники выборов использовали при проведении предвыборной агитации сеть Интернет и социальные сети, а также сетевые форматы (издания) электронных средств массовой информации.

При этом в марте 2017 года в Закон об информации, информационном обеспечении и о защите информации были внесены изменения, предоставляющие Министру транспорта, коммуникаций и высоких технологий Азербайджана право блокировать без обращения в суд новостные сайты средств массовой информации в сети Интернет в связи с их правонарушающим содержанием, в том числе при проведении предвыборной агитации.

В Беларуси при проведении 11 сентября 2016 года парламентских выборов в Итоговом отчете БДИПЧ ОБСЕ содержались следующие положения:«…В соответствии с положениями Избирательного кодекса Беларуси кандидаты имели право на бесплатную публикацию своих предвыборных программ в национальных и региональных государственных газетах, а также на приобретение эфирного времени и печатных площадей в традиционных и интернет-СМИ…
…В отношении средств массовой информации, в том числе Интернет-СМИ, могут быть предусмотрены санкции за публикацию или трансляцию призывов к бойкоту выборов, включая предвыборные программы и выступления кандидатов с таким содержанием.

Начиная с 2014 года Интернет-СМИ имеют аналогичные обязательства и имеют те же ограничениям, что и традиционные СМИ, за исключением требования к регистрации.

Более того, Министерство информации Беларуси обладает широкими полномочиями действовать по своему усмотрению, которые позволяют ограничивать доступ к определенным сайтам без решения суда.

Представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ подвергла критике новые предписания за то, что они подрывают свободу слова в сети Интернет…

…Следует провести реформирование законодательной базы для СМИ, которое позволит полностью реализовать принцип свободы слова и прессы, как печатной, так и в Интернете…

…Существование уголовной ответственности за дискредитацию, клевету и оскорбление, а также запрет на призывы к бойкоту выборов, распространяющиеся, в том числе, и на Интернет-ресурсы, противоречат международным стандартам и подрывают основы свободы слова…».

В Казахстане в 2009 году в Закон о средствах массовой информации были внесены изменения, связанные с классификацией сайтов, включая блоги, чаты, веб-форумы, в сети Интернет и придания им статуса периодических выпусков средств массовой информации.

На этой основе – приравнивания к классическим средствам массовой информации, на Интернет-компоненты распространен правовой режим средства массовой информации, в том числе в части мер ответственности.

В 2014 году на основе внесения изменений в Закон о средствах коммуникаций прокурорам было предоставлено право временной приостановки веб-сайтов в случае, если они распространяют «вредную» для лица, общества и государства информацию, или содержат призывы к экстремистской деятельности.

К тому же, Закон о выборах обязывает средства массовой информации воздерживаться от публикации информации, «порочащей честь, достоинство и деловую репутацию кандидата», что осложняет озвучивание другими партиями или средствами массовой информации критики в адрес кандидатов.

При проведении 10 января 2021 года очередных парламентских выборов, как отмечалось в Предварительном заявлении БДИПЧ ОБСЕ, «…В отличие от официальных соперников на выборах, различные оппозиционные движения оказались гораздо более активными в Интернете. Они открыто критиковали политический истеблишмент. Различные группы предлагали различные тактики протеста, включая бойкот выборов, порчу бюллетеней и демонстрации в разных местах. Не менее 20 граждан были оштрафованы или задержаны за агитацию за «Ак жол» после призыва Демократического выбора Казахстана голосовать за партию…».

В Предварительном заявлении также отмечалось, что «…Попытка в декабре 2020 года обязать граждан установить выданный правительством «корневой сертификат» на все устройства, обеспечивающие доступ в Интернет, была нивелирована международными провайдерами, включая Apple, Google, Microsoft и Mozilla, путем блокировки сертификата в их браузерах…»

В США в преддверии проведения 6 ноября 2018 года промежуточных выборов Федеральная избирательная комиссия в декабре 2017 года отменила принятую в 2015 году Директиву об открытом Интернете, которая предусматривала запрет для Интернет-провайдеров блокировать либо замедлять доступ пользователей к определенным категория материалов, в том числе цифровым агитационным материалам, а также налагать санкции за размещение определенного цифрового контента, в том числе цифрового агитационного контента, т.е. доступ и размещение материалов может быть блокирован.

В ответ на указанное решение Комиссии ряд штатов приняли законодательные акты, сохраняющие в силе для Интернет-провайдеров указанный запрет о блокировке.

В Таджикистане, как отмечалось в Итоговом отчете БДИПЧ ОБСЕ, при проведении 1 марта 2020 года очередных парламентских выборов «власти» периодически блокировали доступ избирателей к тем или иным сайтам.

8. В рамках модели приостановки работы Интернет-ресурсов на территории страны на определенный период в ходе избирательной кампании (например, Узбекистан, Черногория) в Узбекистане при проведении 22 декабря 2019 года очередных парламентских выборов после почти десятилетней приостановки Интернет-ресурсов – онлайн-версий средств массовой информации на территории страны был восстановлен доступ к сети Интернет и онлайн-версиям данных средств массовой информации.

В Черногория при проведении 16 марта 2016 года парламентских выборов была приостановлена деятельность таких Интернет-ресурсов как Viber и WhatsApp.

Как известно, в последние годы 12 африканских государств закрывали доступ к сети Интернет.

Это происходило, как правило, при проведении выборов либо несанкционированных массовых общественных выступлений.

В частности, в Камеруне 93-дневное отключение англофонских провинций страны от сети Интернет стоило 38 млн. долларов США.

В Кении отключение от сети Интернет стоило стране 6,3 млн. долларов США ежедневно.

В Конго при проведении 20 марта 2016 года выборов Президента Конго в целях обеспечения общественной безопасности и спокойствия на территории всей страны в течение 48 часов (с 20 по 21 марта) были отключены мобильные телефоны и сеть Интернет, а также запрещено использование автотранспорта.

Это было предпринято с целью предотвращения возможного обнародования от имени политической оппозицией итогов голосования и результатов президентских выборов.

В Того в сентябре 2017 года доступ к сети Интернет был, в частности, закрыт в связи с массовыми общественными выступлениями под руководством политической оппозиции.

По подсчетам одной из влиятельных африканских независимых организаций с 2015 года это уже стоило этим странам 2337 млн. долларов США.

При этом только в Эфиопии 35-дневное отключение страны от сети Интернет стоило 123 млн. долларов США.

Отключение от сети Интернет имели место в Чаде, Габоне, Уганде, в ходе массовых общественных протестов – в Демократической Республике Конго, Бурунди.

В целом только в 2015 году в 12 странах сеть Интернет отключалась на совокупные 236 дней.

9. В рамках модели введения уголовной или административной ответственности за электоральную клевету в сети Интернет, иные нарушения порядка проведения предвыборной агитации, в том числе в социальных сетях (например, Грузия, Монголия) в Грузии при проведении 21 октября 2017 года местных выборов ЦИК Грузии 15 сентября «наложила» административный штраф на одного из государственных служащих Министерства финансов и экономики Аджарской Республики за размещение на официальном сайте Министерства в Facebook фотографий с одного из агитационных мероприятий правящей политической партии «Грузинская мечта».

В Монголии клевета декриминализована и с 1 июля 2017 года предусмотрена гражданско-правовая ответственность за указанное правонарушение.

Законодательство предусматривает повышенные административные штрафы за электоральную клевету в сети Интернет, которые налагаются на индивидуального пользователя сети Интернет.

10. В рамках модели так называемых инициатив представителей «BigTech» по предупреждению противоправной агитационной деятельности (например, Великобритания, Грузия, Испания, Ирландия, Кыргызстан, США) в Великобритании, как уже отмечалось, при проведении 12 декабря 2019 года досрочных парламентских выборов некоторые IT-компании в добровольном порядке – в целях обеспечения прозрачности финансирования цифровых агитационных материалов и повышения степени информированности избирателей, в том числе объеме финансирования указанных материалов, размещаемых на соответствующей технологической платформе (социальной сети) – стали размещать на платных цифровых агитационных материалах сведения об источнике их оплаты, введя, таким образом, правило о недопущении анонимного размещения цифровых агитационных материалов.

Кроме того, Facebook ввел поисковик «Ad Library», в котором концентрируются все используемые при проведении данных парламентских выборов цифровые агитационные материалы, Twitter, наоборот, объявил, что в целом и глобально он не будет размещать какие-либо цифровые агитационные материалы при проведении данных выборов, Google объявил, что в целях повышения информированности избирателей и противодействия целевому воздействию участников выборов на целевую аудиторию избирателей, IT-компания будет на данных выборах размещать цифровые агитационные материалы только общего характера, включая общий возраст избирателей, половую принадлежность и регион проживания избирателей.

В Испании при проведении 28 апреля 2019 года парламентских выборов IT-компании в целях обеспечения целостности избирательного процесса в инициативном порядке также ввели маркировку платных цифровых агитационных материалов, специальную процедуры для размещения указанных агитационных материалов в соответствующей социальной сети, а также проверки достоверности контента соответствующего цифрового агитационного материала.

При проведении указанных выборов было подано 55 информационных жалоб, в том числе 18 – по вопросам размещения цифровых агитационных материалов в соответствующих социальных сетях, из которых половина была удовлетворена ЦИК Испании.

Среди «отказных» жалоб были такие, по которым предполагаемые ответчики в инициативном порядке удалили соответствующий агитационный материал ко времени рассмотрения жалобы в ЦИК Испании.

В Кыргызстане при подготовке к проведению 10 января 2021 года досрочных президентских выборов на онлайн встрече Председателя ЦИК Кыргызстана с представителями регионального представительства Facebook в Кыргызстане, состоявшейся 7 сентября 2020 года, рассматривался вопрос о возможности недопущения размещения в кыргызстанском сегменте Facebook политической рекламы в день электоральной тишины.

Как известно, Facebook проводил на территории США в преддверии проведения 3 ноября 2020 года очередных выборов Президента США и Конгресса США специальную электоральную политику, а именно: в целях противодействия распространению недостоверной информации, а также фейковых агитационных материалов, в том числе об избранных кандидатах до официального обнародования итогов голосования и результатов выборов, могущих оказать влияние на явку избирателей и доверие к результатам выборов, Facebook в сентябре 2020 года принял решение, что в течение недели, предшествующей дню голосования на выборах в США (3 ноября), в социальной сети не будут размещаться какие-либо платные агитационные материалы, а также информационно-разъяснительные материалы избирательных органов, в том числе разъясняющие порядок голосования избирателей в условиях пандемии коронавируса.

Таким образом, Facebook осуществлял, в частности, проведение мер по верификации аккаунтов, из которых исходила политическая реклама (данная мера являлась вкладом в обеспечение чистоты выборов).

Как известно, вся политическая реклама добавлялась в «Библиотеку рекламы», которая была доступна по адресу www.facebook.com/ads/library/report, в которой необходимо было кликнуть на плашку «Кыргызстан»: на начало сентября 2020 года в указанном сегменте содержалось 879 рекламных политических материалов объявлений из Кыргызстана на общую сумму 3.737 долларов США; в указанном сегменте также были размещены сведения о физических лицах и политических партиях, оплативших размещение политической рекламы.

В целом указанная технология предоставляла избирательным органам и политическим партиям, кандидатам возможность отслеживать прозрачность финансирования политической рекламы, при этом политические партии, кандидаты, в свою очередь, проходя процедуру верификации, могли более успешно противостоять созданию против них фейковых аккаунтов.

В Ирландии при проведении 8 февраля 2020 года досрочных парламентских выборов указанная информационная технология – специальной платформы, препятствующей распространению недостоверной электоральной информации, в том числе в новостном формате, а также анонимного источника ее изготовления, предоставления и распространения, – также использовалась Facebook.

В рамках подготовки к проведению указанных выборов Facebook провел серию вебинаров с представителями политических партий и кандидатов, принимающих участие в выборах, по вопросам стандартов и порядка функционирования вышеуказанной информационной платформы, а также подготовки на ее основе индивидуальных агитационных материалов.

При этом участники парламентских выборов выступали за необходимость разработки и принятия специального информационного законодательства, регулирующего вопросы политической рекламы и агитационной деятельности в сети Интернет, а также создание специального мониторингового органа и применение к информационным нарушителям действенных мер воздействия.

2.

Необходимо отметить, что проведение участниками выборов цифровой предвыборной агитации в сети Интернет, в социальных сетях становится объектом мониторинга со стороны миссий международного наблюдения БДИПЧ ОБСЕ на соответствующих выборах.

При этом национальные (общественные) наблюдатели также начинают осуществлять мониторинг проведения участниками выборов цифровой предвыборной агитации.

Так, в Польше при проведении 13 октября 2019 года очередных парламентских выборов Ограниченная миссия БДИПЧ ОБСЕ осуществляла мониторинг проведения участниками парламентских выборов предвыборной агитации не только в традиционных средствах массовой информации, но также и в социальных сетях, в сети Интернет, результаты и оценки которого были отражены в Итоговом отчете о результатах наблюдения на указанных парламентских выборах.

При проведении указанных выборов некоторые национальные (общественные) наблюдатели также осуществляли мониторинг проведения участниками выборов цифровой предвыборной агитации.

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Так, в Венгрии при проведении 8 апреля 2018 года очередных парламентских выборов 17 политических партий, выдвинувших списки кандидатов в национальном масштабе, имели свои веб-сайты в сети Интернет, 20 политических партий – в Facebook, 9 – аккаунты в Twitter, 14 – каналы на YouTube.

[2] В частности, в Болгарии проведение Интернет-агитации законодательством не регулируется, в том числе при проведении 4 апреля 2021 года очередных парламентских выборов.

В Исландии при проведении парламентских выборов законодательство регулирует агитационную деятельность так называемых «третьих организаций» в традиционных средствах массовой информации, тогда как в сети Интернет и в социальных сетях такое регулирование отсутствует, и их агитационные материалы являются анонимными.

В Швейцарии при проведении 20 октября 2019 года очередных парламентских выборов политическая реклама (предвыборная агитация) была законодательно запрещена в электронных средствах массовой информации, однако, разрешена в печатных средствах массовой информации, а также в социальных сетях.