Комитет Госдумы одобрил законопроект о требованиях к электронному голосованию

Комитет Госдумы одобрил законопроект о требованиях к электронному голосованию

На заседании Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству рекомендовали принять во втором чтении законопроект, устанавливающий в законодательстве единые принципы проведения онлайн-выборов любого уровня.

09 марта, 2022

Инициативу внесли депутаты Дмитрий Вяткин и Дмитрий Ламейкин («Единая Россия»). Поводом для разработки проекта стал опыт применения дистанционного электронного голосования на выборах в 2019-2021 годах. По мнению депутатов, результаты показали, что нужно установить основные принципы проведения такого голосования, единые для всех выборов и референдумов на территории страны.

Инициативой в том числе предлагается закрепить, что дистанционное электронное голосование (ДЭГ) может проводиться только с использованием государственной автоматизированной системы (ГАС) «Выборы» или других систем, в том числе и региональных, прошедших сертификацию и отвечающих требованиям Центризбиркома.

Ко второму чтению был внесен ряд важных поправок, которые напрямую вытекают из концепции, предложенной к первому чтению, рассказал Вяткин. Так, по его словам, по просьбам общественников и тех, кто участвовал в наблюдении за выборами в 2021 году, был уточнен порядок проведения наблюдения за ходом электронного дистанционного голосования. «Также предусмотрена возможность использования электронного списка избирателей при наличии технической возможности, в том числе при голосовании непосредственно на участках», — сказал Вяткин.

Также уточняются вопросы назначения наблюдателями членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса. «Предложено назначать членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса (наблюдателями. — Прим. ред.) в избирательных комиссиях субъектов и центральной избирательной комиссии. С этой нормой корреспондируется норма, которая предполагает, что можно увеличить количество наблюдателей и от кандидатов, и от партий на окружных, территориальных и участковых избирательных комиссиях до трех человек», — сказал политик. Очевидно, что члены комиссий с правом совещательного голоса в местных комиссиях, по его словам, по большому счету выполняли функции наблюдения, и их статус, по сути, можно легализовать через возможность назначения третьего наблюдателя от всех участников избирательного процесса.

Для оптимизации структуры избирательных комиссий и расходов, которые связаны с проведением единого дня голосования на территории нашей страны, предложено упразднить избирательные комиссии муниципальных образований и укрупнить избирательные участки, также сообщил Вяткин. «Мы неоднократно видели, когда в школе или в ином социальном учреждении открыты по два, по три участка и, по сути, сотрудники этих учреждений, которые являются членами участковых комиссий, сидят в соседних кабинетах. И избиратели приходят к ним буквально из соседних домов», — сказал политик. Очевидно, что такие ситуации можно разрешить путем объединения таких участковых комиссий и создания на их базе единой комиссии с численностью избирателей более трех тысяч человек, уверен он.

Также поправками предлагается ввести понятие «утраты статуса» кандидата на выборах. «Если человек, который выдвинулся, не представил никаких документов для регистрации, он должен утрачивать статус кандидата», — сказал Вяткин. Согласно действующему законодательству, в таких ситуациях нужно принимать решение об отмене регистрации такого кандидата, обратил внимание он. Также поправками ко второму чтению, по его словам, уточняется порядок ;информационного обмена между ведомствами, что упрощает подачу тех или иных сведений кандидатами и выдвинувшими их избирательными объединениями.

Поправки, рекомендованные к отклонению, по его словам, в том числе касаются раскрытия информации о системах электронного голосования и доступа к итогам голосования «как в разрезе по округам, территориям, так и по конкретному гражданину». Это недопустимо, потому что подобная информация, выданная одному человеку, заинтересованному в подтверждении того, как он проголосовал, может попасть в публичный доступ, уверен Вяткин. «Это недопустимо, потому в этом случае будет нарушен конституционный принцип соблюдения тайны голосования», — заключил депутат.

Источник: https://www.pnp.ru/news/komitet-gosdumy-odobril-zakonoproekt-o-trebovaniyakh-k-elektronnomu-golosovaniyu.html