Сформирован Совет профессионалов избирательного права и процесса

Сформирован Совет профессионалов избирательного права и процесса

В развитие решений, принятых на Всероссийском совещании руководителей Центров избирательного права и процесса (Пятигорск, 21 мая 2019 года) сформирован Федеральный Координационный совет Центров избирательного права и процесса

22 июля, 2019

Координационный совет объединил в себе наиболее авторитетных экспертов законодательства о выборах и референдумах, а также правоприменителей, - тех, кто непосредственно организует выборы в России.

Напомним, Центры избирательного права и процесса (ЦИПП) созданы благодаря объединению усилий организаторов выборов и правоведов при ВУЗах юридического профиля и в настоящее время успешно работают  в 19 регионах нашей страны.

Общая потребность в координации, стандартизации и совершенствовании процесса обучения нормам избирательного права объединила представителей ЦИПП, практиков и правоведов  в Федеральный координационный совет (ФКС) под председательством секретаря ЦИК России Майи Гришиной и под руководством координатора - директора Северо-Кавказского ЦИПП, профессора Пятигорского Госуниверситета Людмилы Тхабисимовой. 

В него вошли 43 авторитетных электоральных эксперта. Главным образом, это светила науки из федеральных и региональных ВУЗов, председатели региональных избирательных комиссий, члены Ассоциации юристов России, а также непосредственные руководители Центров избирательного права и процесса. Все участники ФКС будут работать в нем на общественных началах.

Обучение избирательному праву станет системным и выйдет на новый уровень в большинстве регионов России. Об этом заявили создатели общефедеральной общественной сети Центров избирательного права и процесса. 

В частности, ФКС ЦИПП ставит перед собой следующие основные цели и задачи:

  • содействие образованию и развитию региональных Центров избирательного права и процесса;
  • определение общих подходов и основных направлений работы по обучению и повышению правовой культуры и участников избирательного процесса;
  • выработка рекомендаций и предложений по вопросам совершенствования избирательного права и процесса;
  • осуществление эффективного взаимодействия с научным и экспертным сообществом в целях наиболее полного учета общественного мнения и позиций экспертов и специалистов в сфере избирательного права и избирательного процесса;
  • оказание научно-практического содействия ЦИК России по наиболее важным вопросам организации и проведения выборов в целях обеспечения реализации избирательных прав и свобод граждан Российской Федерации;
  • взаимодействие со средствами массовой информации, другими заинтересованными структурами в целях содействия укреплению авторитета российской избирательной системы; 
  • повышение электоральной активности и правовой культуры  молодежи путем поддержки работы системы молодежных избирательных комиссий. 

Решение вопросов организационно-финансового обеспечения деятельности ФКС ЦИПП осуществляется при поддержке Российского фонда свободных выборов, исполнительний директор которого Максим Лесков, стал одним из инициаторов создания нового общественно-научного объединения.

МНЕНИЯ:

Людмила Тхабисимова, Координатор Федерального Координационного совета Центров избирательного права и процесса, директор Северо-Кавказского центра избирательного права и процесса, заместитель директора по научной работе Юридического института Пятигорского государственного университета, профессор, доктор юридических наук:

— Идея создания Федерального Координационного Совета Центров избирательного права и процесса хороша, хотя бы потому, что появление единого органа, концентрирующего информацию о деятельности и проблемах всех центров избирательного права и процесса в разных субъектах Российской Федерации даст нам возможность конструктивно взаимодействовать друг с другом и делиться своим опытом, проводить совместные мероприятия и научные изыскания в области избирательного права и процесса Российской Федерации. 
Очень важно и то, что создание Координационного Совета позволит разработать единую программу и методику обучения всех участников избирательного процесса в Российской Федерации. 

Координационный Совет никоим образом не будет посягать на самостоятельность Центров избирательного права и процесса. Как следует из его названия, он будет координировать их деятельность. Координационный Совет создан как мост между органами государственной власти, избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, политическими партиями, общественными организациями и объединениями, иными организациями и должностными лицами, средствами массовой информации. 

Координационный Совет Центров избирательного права и процесса – это общественный орган, призванный повысить интерес, а самое главное доверие граждан к выборам 2021 и 2024 годов, даст возможность раз¬вития и совершенствования демократической избирательной системы. Это очень важно, так как на сегодняшний день в правовой науке и государственной практике отсутствуют единые подходы к пониманию сущности избирательного права.

Сурен Авакьян, Заведующий кафедрой конституционного и муниципального права юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, профессор, доктор юридических наук:

— Я с грустью вспоминаю те времена, когда на общественных началах велась просветительская работа, особенно с молодежью, по изучению избирательного законодательства и той скромной практики, которая тогда существовала. В наши дни это можно воплотить минимум в таких вариантах:

  • на период масштабной избирательной кампании создать на телеканале   просветительский цикл сюжетов. Это не такая уж абстрактная идея – в 90-е годы был такой канал;
  • с просветительскими целями на уровне ведущих университетов можно было бы организовать межфакультетские лекционные курсы (МФК). В частности, в МГУ практика МФК распространена, преподавателям их даже включают в педагогическую нагрузку. Можно было бы на этой основе организовать к общефедеральным выборам специальный курс, включающий в себя не монотонные лекции одного лектора, а живое общение с несколькими электоральными экспертами, включая представителей аппаратов избирательных комиссий, без саморекламы, интересно и живо.

Михаил Лебединский, председатель Избирательной комиссии Ленинградской области:

— В Федеральный Координационный совет Центров избирательного права и процесса вошли более 40 человек – это специалисты высочайшего уровня, признанные эксперты, представители ведущих российских образовательных учреждений, ученые, специалисты, имеющие огромный опыт практической работы в области избирательного процесса, руководители ряда избирательных комиссий субъектов Российской Федерации. Уникальность Совета обусловлена, в первую очередь, именно таким авторитетнейшим составом. Кроме того, его уникальность определяется теми глобальными очень важными задачами, которые он призван решать.

Совершенствование избирательного законодательства, уровень развития гражданского общества, современное состояние общественно-политического процесса, внедрение в избирательный процесс технических новшеств, механизмов дистанционного голосования, цифровизация выборов – все эти реалии сегодняшнего дня предъявляет к организаторам выборов высочайшие требования.  Выборы невозможно организовать и провести на высоком уровне без глубоких знаний избирательного законодательства, без высокого профессионализма, без большого жизненного опыта и мудрости, без принципиальности и твердости духа, без умения выстраивать доброжелательные отношения с окружающими, без качественного взаимодействия со всеми участниками избирательного процесса. Поэтому одним из главных направлений работы Совета ЦИППов должно быть формирование программ правового обучения, повышения профессиональной подготовки организаторов выборов, программ по повышению правовой и политической культуры избирателей, обучающих программ для наблюдателей, представителей средств массовой информации.

Одной из непростых задач, которую, по моему мнению, должен попытаться разрешить Федеральный Координационный совет – это поиск и формирование новых подходов для обеспечения доверия граждан к избирательному процессу, к избирательным комиссиям и результатам выборов, формирование критериев прозрачности выборов, а также механизмов реализации этого принципа в избирательном процессе.  

23 мая 2019 года  между Леноблизбиркомом и Санкт-Петербургским государственным университетом заключено соглашение о сотрудничестве, рамках которого принято решение о формировании на базе Университета Центра избирательного права и избирательного процесса (ЦИПП).  Возможности Университета позволят нам создать высокопрофессиональную площадку, которая объединит ученых и практиков, и поможет нам проводить постоянное обучение участников избирательного процесса, подготовку профессиональных кадров избирательных комиссий. Первых обученных наблюдателей ЦИПП Ленинградской области подготовит к сентябрю 2019 года.

В рамках сотрудничества Леноблизбиркома и Университета будут разрабатываться и внедряться новые технологические решения в избирательный процесс, будет найдено практическое применение программных продуктов, разработанных Центром технологий распределенных реестров СПбГУ на выборах в Ленинградской области.  В дальнейшем разработанные технологические решения будут проходить опытную апробацию на выборах в Ленинградской области, в дальнейшем они могут использоваться для внедрения дистанционного голосования, и, конечно, будут способствовать открытости выборов. Так, уже на выборах Губернатора Ленинградской области в 2020 году мы планируем применить некоторые наработки.

В перспективе мы намерены взаимодействовать в этом направлении и с другими ведущими учебными заведениями Санкт-Петербурга и Ленинградской области, в целях объединения их потенциала для совершенствования избирательного процесса в  Российской Федерации, обеспечения конституционных прав граждан.

Демчук Артур Леонович, кандидат наук, доцент, заместитель декана факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова:

— Уникальность созданного Федерального Координационнного Совета Центров избирательного права и процесса - в том, что он позволит наладить взаимодействие  между региональными ЦИПП, позволит координировать работу в целях оптимального использования имеющихся кадровых, информационных и материальных ресурсов.

Совет имеет возможность аккумулировать и анализировать информацию о работе Центров, выявлять и широко распространять опыт и «лучшие практики» в области обучения избирательному праву, организации выборов, обеспечения избирательных прав граждан и деятельности наблюдателей, применения новых технологий избирательного процесса (в том числе цифровых).

Направления работы Совета определяются миссией, целями и задачами координируемых им центров избирательного права и процесса – региональных площадок взаимодействия различных участников избирательного процесса – членов избирательных комиссий и наблюдателей, представителей политических партий и общественных организаций, научного сообщества и образовательных учреждений, юристов и политтехнологов, а также всех, кто интересуется российской избирательной системой и тематикой выборов, избирательным правом и электоральными технологиями.

Среди направлений работы Совета (и ЦИПП, конечно), я бы выделил укрепление связей и взаимодействия юристов-теоретиков и практиков (организаторов выборов и наблюдателей), проведение экспертной оценки избирательного законодательства и выдвижение предложений по его совершенствованию, подготовку кадрового резерва для избирательных комиссий и корпуса наблюдателей.

В преддверии выборов 2021 и 2024 годов Центры избирательного права и процесса могут предоставить возможность встреч, дискуссий, обсуждения напрямую всеми заинтересованными сторонами различных аспектов избирательного права и процесса, что послужит как просветительским (образовательным) целям в широком плане (что особенно важно для молодых избирателей), так и обеспечению возможности для каждого гражданина лучше понять позиции всех участников выборов в отношении нормативно-правовой основы и технологий электорального процесса. Участие в работе центров может способствовать расширению знаний и обучению навыкам участия в выборах в качестве наблюдателя или члена избирательной комиссии, а также, возможно, и кандидата.

Успешная работа центров будет способствовать укреплению связи гражданского общества и органов власти, поддержанию политической и социальной стабильности, активизации участия гражданского общества в избирательном процессе России.

 

СОСТАВ
Федерального Координационного совета Центров избирательного права и процесса

1 ГРИШИНА
Майя Владимировна 
Председатель Федерального Координационного совета Центров избирательного права и процесса, секретарь ЦИК России
2 ТХАБИСИМОВА
Людмила Аслановна 
Координатор Федерального Координационного совета Центров избирательного права и процесса, директор Северо-Кавказского центра избирательного права и процесса, заместитель директора по научной работе Юридического института Пятигорского государственного университета, профессор, доктор юридических наук
3 АВАКЬЯН
Сурен Адибекович
Заведующий кафедрой конституционного и муниципального права юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, профессор, доктор юридических наук
4 АРСЛАНАЛИЕВ
Вали Аминович  
Руководитель Центра избирательного права и процесса ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет»
5 АКИМОВА
Ирина Леонидовна 
Председатель избирательной комиссии Алтайского края
6 АРТЫКАЕВА
Наталья Петровна
 Руководитель РЦОИТ при ЦИК России
7 БУЛГАКОВА
Алена Валерьевна 
Член Совета Российского фонда свободных выборов, руководитель исполнительного комитета ООД «Корпус «За чистые выборы», федеральный координатор Ассоциации наблюдателей «Национальный общественный мониторинг»
8 БЕЛЯВСКИЙ
Дмитрий Сергеевич  
Руководитель Центра избирательного права и процесса, доцент кафедры конституционного и международного права Юридического института Северо-Кавказского федерального университета, кандидат юридических наук
9 ВИНЯРСКАЯ
Инесса Петровна  
Председатель избирательной комиссии Калининградской области
10 ГЛАДКИХ
Татьяна Валерьевна  
Председатель избирательной комиссии Приморского края
11 ГРИЦЕНКО
Елена Владимировна
Профессор кафедры государственного и административного права юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, профессор, доктор юридических наук
12 ДАНИЛЕНКО
Сергей Андреевич 
Председатель Севастопольской избирательной комиссии
13 ДЕМЬЯНОВ
Евгений Викторович  
Председатель избирательной комиссии Ставропольского края
14 ДРОНОВА
Валентина Евгеньевна 
Председатель избирательной комиссии Тверской области
15 ЗАСЛАВСКИЙ
Сергей Евгеньевич 
 Главный редактор журнала «Избирательное законодательство и практика», профессор, доктор юридических наук
16 ИРИНИНА
Инга Витальевна
Председатель избирательной комиссии Камчатского края
17 КАКОХО
Тимур Геннадиевич
Руководитель Центра избирательного права и процесса в Республике Татарстан
18 КАЛМАНОВА
Альбина Сослановна 
 Руководитель Центра избирательного права и процесса, доцент кафедры государственного права Юридического факультета ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет», доцент, кандидат юридических наук
19 КОМАРОВА
Валентина Викторовна 
Член Совета Российского фонда свободных выборов, заведующий кафедрой конституционного и муниципального права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина, профессор, доктор юридических наук
20 ЛЕБЕДИНСКИЙ
Михаил Евгеньевич  
 Председатель Ленинградской областной избирательной комиссии
21 ЛЕСКОВ
Максим Александрович 
Исполнительный директор Российского фонда свободных выборов, кандидат философских наук
22 ЛИВЕРОВСКИЙ
Алексей Алексеевич
Профессор кафедры конституционного и административного права Юридического факультета Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» в г. Санкт-Петербурге, профессор, доктор юридических наук
23 ЛИПЧАНСКАЯ
Мария Александровна  
Заведующая кафедрой конституционного права, директор Института юстиции ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия», доктор юридических наук, профессор
24 ЛУКАШ
Антон Иванович
Руководитель Центра избирательного права и процесса, кандидат социологических наук, руководитель Управления Ассоциации юристов России по СКФО и ЮФО
25 ЛУКИН
Кирилл Владимирович 
Руководитель Центра избирательного права и процесса в Чувашской Республике
26 МАРКИНА
Людмила Леонидовна  
Председатель избирательной комиссии Орловской области
27 НАРУТТО
Светлана Васильевна 
Профессор кафедры конституционного и муниципального права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), профессор, доктор юридических наук
28 НАРБИКОВА
Наталья Геннадьевна    
Руководитель Оренбургского Центра избирательного права и процесса
29 НЕСМЕЯНОВА
Светлана Эдуардовна
Руководитель Центра избирательного права и процесса Уральского государственного юридического университета, директор института дополнительного образования, профессор, доктор юридических наук
30 НУДНЕНКО
Лидия Алексеевна
Профессор кафедры правового обеспечения государственной и муниципальной службы Институт государственной службы и управления РАНХиГС при Президенте РФ, профессор, доктор юридических наук
31 ПАРАМОНОВА
Ольга Владимировна 
Первый заместитель исполнительного директора — руководителя Аппарата Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России»
32 РОСЕНКО
Мария Ивановна 
 Руководитель Центра избирательного права и процесса в городе Севастополе, профессор кафедры конституционного и административного права Юридического института ФГБОУ ВО «Севастопольский государственный университет», доктор политических наук
33 СОЛОВЬЕВА
Анжелика Алексеевна 
Председатель избирательной комиссии Ивановской области
34 СУДАКОВА
Светлана Викторовна  
 Председатель избирательной комиссии Забайкальского края
35 ТОЧЕНОВ
Александр Сергеевич  
 Заместитель Секретаря Общественной палаты Российской Федерации, президент автономной некоммерческой организации «Центр прикладных исследований и программ»
36 ХОЛОДОВА
Елена Ивановна  
Руководитель Центра избирательного права и процесса, доцент кафедры теории и истории государства и права Белгородского университета кооперации, экономики и права, кандидат юридических наук
37 ЧЕРЯЧУКИН
Виктор Владимирович 
Председатель избирательной комиссии Волгоградской области
38 ШАРКОВ
Андрей Викторович
Руководитель Центра избирательного права и процесса, первый заместитель председателя Совета Мурманского регионального отделения Ассоциации Юристов России
39 ШУТОВ
Андрей Юрьевич
Декан факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова, заведующий кафедрой истории и теории политики, сопредседатель Общероссийской общественной организации «Российское общество политологов», председатель экспертного совета ВАК при Минобрнауки России по политологии, доктор исторических наук, профессор
40 ШУГРИНА
Екатерина Сергеевна 
Профессор кафедры конституционного и муниципального права России Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина, доктор юридических наук
41 ЮСУБОВ
Эльман Сулейманович
 Председатель избирательной комиссии Томской области
42 ЮСОВ
Сергей Владимирович
Профессор кафедры конституционного и муниципального права Южно-Российского института управления РАНХиГС при Президенте РФ, доцент, кандидат юридических наук
43  ЭКШТАЙН
Карл 
Почетный консул Российской Федерации в Швейцарии, профессор, доктор юридических наук