Александр Буров о работе  Центра общественного наблюдения за выборами в Свердловской области

Александр Буров о работе  Центра общественного наблюдения за выборами в Свердловской области

Сегодня тема наблюдения на выборах приобрела наиболее серьезный характер, чем когда-либо. Эта тенденция обязана своему появлению очень простой и объективной идее – сделать процедуру выборов максимально открытыми и прозрачными.

28 марта, 2018

Для чего? Безусловно для того, чтобы все российское общество могло убедиться в том, что эпоха «каруселей», «вбросов» и «подвозов» безвозвратно ушла и осталась в прошлом. Это очевидно для всех, кто работает в отрасли подготовки и проведения выборов, но большинство рядовых избирателей или же граждан, которые игнорируют выборы, в той или иной степени подвержены этим информационным мифам. Такие фантомы, к сожалению, породили грязные штампы и еще какое-то время будут сохранять свое влияние в коллективном бессознательном российского населения. Долгое время гражданское общество и избирательный процесс существовали параллельно друг другу, что само по себе странно т.к. эти два публичных института просто не имеют ни одного шанса действовать порознь. Каждый гражданин имеет право принимать участие в общественной и политической жизни своего государства, брать на себя ответственность, занять место на «своей части фронта». И такое стремление вызывает только уважение.

Очень важно было достичь настоящего, а не притворного отношения к проблеме участия в выборах общественных активистов. Чтобы сотрудничество не превратилось в короткое перемирие различных сил по принципу: «враг моего врага – мой друг». Нельзя не отметить, что определенная часть известных всем общественных организаций декларировали свою деятельность ни больше, ни меньше, как надзор и шельмование государства и организаторов выборов. Думаю, нет никакой необходимости перечислять мотивацию и лейтмотив деятельности таких «общественников». Ясно одно, в их работе отсутствует созидание и стремление к укреплению российского общества. Тем более великодушно и мудро выглядит позиция ЦИК РФ о сотрудничестве со всеми, кто изъявит такое желание, протянуть руку любому, кто будет согласен на равный диалог, даже несмотря на то, что такое сотрудничество не исключит появление бездоказательных обвинений избирательных комиссий в нарушениях и нечестной игре.

Нас же больше интересуют примеры созидательной работы, а вернее сказать, служения неравнодушных представителей общества в целях оздоровления и укрепления России через институт свободных и открытых выборов. И такая тенденция появилась, в ответ на современные вызовы и готовность общества поддержать государство в стремлении продемонстрировать пример прозрачной системы, которая не терпит нарушения закона и защищает права всех участников избирательного процесса.

В Свердловской области более чем за полгода до выборов Президента Российской Федерации был создан и апробирован на выборах Губернатора Свердловской области уникальный проект «Центр общественного наблюдения за выборами». Основной целью проекта было повышение доверия к институту выборов среди всех категорий населения. Так как отсутствие доверия к институту выборов стала одной из самых острых проблем, стоящих перед системой избирательных комиссий. Результат низкого уровня доверия к выборам порождает низкий уровень электоральной активности, который ставит под сомнение легитимность избираемых органов власти. Низкий уровень доверия населения к выборам, приводит к низкому авторитету государства в обществе и, как следствие, к резкому снижению их реального социального статуса. Указанные обстоятельства обуславливают актуальность Центра. Инициатива появления такого центра принадлежала Уполномоченному по правам человека в Свердловской области Т.Г. Мерзляковой.

На выборах Президента сотрудники Центра уже второй раз осуществляли наблюдение за ходом голосования и подсчетом результатов на избирательных участках с помощью видеокамер, расположенных на участках. Важно отметить, что наблюдателями Центра выступали молодые активисты и студенты, которые прошли обучение в образовательном проекте Избирательной комиссии «Академия избирательных технологий» по курсу «Наблюдатель». Основными тезисами, которыми руководствовались организаторы Центра общественного наблюдения были: «Открытость и прозрачность процедуры выборов», а также «приоритет превентивного пресечения нарушения». В Центре регулярно работали представители СМИ, которые имели реальную возможность получать актуальную информацию о ходе голосования и числе нарушений. Избирательные участки, в которых производится видеонаблюдение, распределяются между Наблюдателями. Для удобства каждый Наблюдатель осуществляет свою деятельность за избирательными участками на территории отдельно взятого района и с помощью специальной программы последовательно наблюдает трансляцию на каждом из закрепленных за ним участков.

Центр наблюдал за избирательными участками в Екатеринбурге, Нижним Тагиле, Каменск-Уральске, Первоуральске, Березовском и Верхней Пышме. Отслеживалась обстановка на более чем полутора тысячи избирательных участков. Также, на мониторы транслировалась интерактивная "Карта нарушений на выборах", созданная движением в защиту прав избирателей "Голос", и "Национальный общественный мониторинг".

Было зафиксировано несколько провокаций, которые были пресечены благодарю Центру. На одном из участков молодой человек хотел вынести бюллетень с избирательного участка и заблокировал один из ящиков для голосования. Сотрудники Центра отслеживали ситуацию по камерам, связались с сотрудником внутренних дел, которые быстро среагировали. Через какое-то время молодой человек вернул бюллетень, и он смог покинуть участок.

Результаты выборов как в России, так и в Свердловской области признаны успешными и такой результат закономерен, поскольку существовал реально высокий уровень участия и интереса граждан в проведении прозрачной и достойной кампании. Государство же не осталось в стороне и проявило максимальное внимание к вопросу сотрудничества общества и власти. Примеры и результаты такой сплочённой работы дают нам право сделать положительный прогноз не только о будущем избирательной системы, но и о перспективах успешного развития России в целом. Одним из таких примеров является «Центр общественного наблюдения» Свердловской области, опыт которого в скором времени будет перенят другими субъектами Российской Федерации.

Александр Буров, заместитель председателя молодежной избирательной комиссии Свердловской области, член Избирательной комиссии Свердловской области с правом совещательного голоса