Илья Пащенко: Школьные выборы – первый шаг эффективной молодежной политики

Илья Пащенко: Школьные выборы – первый шаг эффективной молодежной политики

Содержательное наполнение принципов реализации молодежной политики в стране остается темой для многочисленных дискуссий. Особую роль в концептуальном переосмыслении ее последовательных направлений развития могут сыграть избирательные комиссии.

08 ноября, 2018

Вопрос работы с молодежью находится на повестке дня в российской избирательной системе. Особый акцент на важности взаимодействия с молодыми гражданами был сделан на встрече в Кремле в честь 25-летия отечественной избирательной системы.

Президент России Владимир Владимирович Путин и председатель ЦИК России Элла Александровна Памфилова вполне очевидно наметили ориентир для государственных органов – необходимо детально продумать механизмы вовлечения молодежи в политическую жизнь страны. Сигнал для избирательных комиссий очевиден – работа с молодыми и будущими избирателями должна быть результативной.

Вовлечение в работу комиссий, проведение совместных мероприятий, учет законодательных предложений по вопросам кодификации и развития законодательства – все это весьма важно и ценно. Однако для любой деятельности важна ее системность и последовательность. Реализуя любые инициативы, необходимо понимать, с чего же все-таки стоит начинать работу.

Первый день на Общероссийском молодежном форуме «ПолеМИКа» в городе Челябинске вполне ясно дал понять – вопрос участия в политической жизни для молодежи совершенно не праздный, а, скорее, насущный. Молодежь хочет и стремится не только изучать, но и познавать на практике, получать определенный опыт работы в политике и управлении. Отсутствие определенных знаний и практик зачастую компенсируется равнодушием и безразличием. Запрос молодежи на вовлечение в политическую систему существует, и его ключевой аспект – реальная практика.

Можно долго размышлять о недостатке примеров успешных молодых людей, об особенностях законодательства, о складывающемся отношении старшего поколения. Однако важно менять ситуацию на основе молодежных инициатив. В связи с этим, особую значимость приобретает тезис о необходимости школьных выборов.

Мы часто слышим о том, что с молодежью необходимо работать. Одни говорят, что молодежь – это наше будущее, другие вспоминают, как сами были молоды. В это время молодежь здесь и сейчас готова развиваться, менять мир вокруг себя понятными и законными методами. Но с молодежью важно работать еще потому, что эта категория наших граждан охватывает около 64 миллионов человек (более половины из которых обладают активным избирательным правом). Данная цифра должна определенно внушать уверенность не просто о важности работы с молодежью, а о серьезной потребности в подобной деятельности.

Вместе с тем, школьные выборы в органы ученического самоуправления являются, пожалуй, той сознательной стадией, с которой можно начинать работу с молодыми людьми в политической плоскости. Безусловно, это должен быть понятный, доступный и отчасти игровой вариант, который максимально точно отражает цели и задачи реальных выборных процедур. 

Сегодня во многих российских школах действуют органы ученического самоуправления. Как правило, органы самостоятельного управления в школьной среде формируются в учительской за закрытыми дверями. Фактически, ребята не участвуют в процессе выборов капитана класса, лидера школы, ученического совета. В таких условиях, безусловно, говорить о легитимности органов школьного самоуправления говорить не приходится вовсе. Взрослые просто своими руками формируют атмосферу недоверия и понимания невозможности влиять на внешние организационные процессы. 

Примечательно, что школьные выборы могут на практике уже в самом раннем возрасте сформировать отношение ребят к организационным правилам и процедурам, порядку и нормам. Как результат, мы получаем ответственное отношение подростков к самому процессу за счет повышения в определенной степени их политической и правовой культуры.

Повышение правовой и политической культуры зависит от внешних условий и той среды, в которой находится молодой человек. В школьном возрасте вряд ли можно говорить о попытках переосмыслить свое отношение к непростым политическим процессам. Однако и для самого школьника есть польза от участия в выборах. Во-первых, формируется его образ активного и целеустремленного лидера среди ровесников. Во-вторых, начинает расти социальный авторитет, который мотивирует к активности и стимулирует определенную конкуренцию. Безусловно, нет потребности в политической борьбе за пост школьного лидера, но участники голосования вполне определенно смогут сделать выводы о работе других ребят или о своей работе, если они пробовали себя в качестве кандидатов. Формируется ответственное отношение к управленческой деятельности, появляется почва для генерации новых интересных идей и их воплощения в образовательном процессе.

В свое время я сам в старших классах участвовал в выборах и боролся за пост президента школы. В нашей школе выборы проходили ежегодно, и это было яркое событие, с которого начинался год. Интересно вспоминать даже спустя десять лет. В каких-то выборах я побеждал, а в каких-то проигрывал. В один год выборы совпали с сезоном школьных олимпиад. Насколько приятно было осознавать, что даже в период твоего отсутствия в школе и отсутствия какой-либо агитационной работы, твое отставание от лидера составляло всего лишь несколько голосов. Атмосфера соревнований стимулировала не только стремление к саморазвитию, но и к здоровой конкуренции, определенным выводам, смене отношения к тем или иным событиям. Мой тогдашний конкурент на школьных выборах спустя много лет является моим лучшим другом сегодня. Аналогичная ситуация сложилась и в период обучения в университете. Видимо, во многом это заслуга тех людей, которые правильно организовывали выборный процедуры.

Соприкосновение с электоральными механизмами на практике не просто вовлекает в процесс, оно формирует реальное представление о функционировании политической сферы. Личный опыт всегда стимулирует доверие. Участники школьных выборов вряд ли будут робеть при получении настоящего избирательного бюллетеня и участии в первом в своей жизни голосовании на участке. Как когда-то отмечал Цезарь, «опыт всему учитель», и с тех пор ничего не изменилось.

Выстраивать работу по проведению школьных выборов избирательным комиссиям целесообразно с органами образования. Именно им подведомствены образовательные учреждения. Эта работа должна иметь под собой вполне определенную правовую базу, например, заключенное соглашение на федеральном или региональном уровне. Поскольку образовательные учреждения – это особые места, где соблюдается строгий порядок и организация обучения, то проводить выборы должны именно представители системы образования. 

У нас в стране складывает уникальная ситуация, когда работники образования зачастую сами являются непосредственными организаторами выборов. Многие учителя и преподаватели являются действующими членами участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса и прекрасно осведомлены о порядке проведения избирательных кампаний.

В вопросах взаимодействия избирательных комиссий и органов образования должны быть решены, на наш взгляд, несколько ключевых моментов. 

Во-первых, во всех образовательных организациях целесообразно проводить выборы в один день по аналогии с Единым днем голосования. Очень удачно звучит вариант проведения «единого дня школьного голосования», который бы не захватывал периоды проведения осенних каникул и сезона традиционных олимпиадных соревнований. 

Во-вторых, школьные выборы должны быть отчасти похожи на реальные кампании. Оптимально выбирать школьного лидера по аналогии с Президентом, а также школьную думу по аналогии с нижней палатой парламента. 

В-третьих, важно передать суть и смысл реальных избирательных кампаний. Безусловно, нет необходимости в детальном следовании всем избирательным процедурам, но содержание основных стадий избирательного процесса следует отразить. Для создания ответственной атмосферы важно использовать самый простой набор технологического оборудования на выборах – ящики для голосования и кабинки. Все это на практике позволит отразить принципы тайности и свободы голосования, а правильная организация процесса обеспечит равные условия для всех школьных избирателей.

Таким образом в каждой школе могли бы быть сформированы полноценные органы ученического самоуправления. В результате, получится реальная возможность сформировать по всей стране единую и развитую систему школьного самоуправления. 

Школьное самоуправление – это лишь начало. Начиная со школьной скамьи, эту практику можно и будет даже полезно перенести на более высокий уровень – уровень среднего профессионального и высшего образования. Никто не отменял студенческое самоуправление, которое сегодня также нуждается в совершенствовании организационных основ. Вопросы легитимности и легальности занятия тех или иных должностей в молодежной среде никто не отменял. Именно в этот период формируется реальное отношение сверстников, начинается формирование будущей команды.

Возможно, эта последовательная работа в будущем даст стране целую плеяду молодых и талантливых политиков, которые начинали свой путь с юных лет и заслужили авторитет в обществе.

Как отмечалось ранее, определенный опыт у регионов в вопросе проведения школьных выборов есть. Особо примечателен опыт Краснодарского края в вопросах формирования ученических органов самоуправления. С 2018 года на Кубани выборы лидеров школ и ученических советов будут проходить ежегодно в третий понедельник октября. Соответствующее Соглашение было подписано избирательной комиссией Краснодарского края и региональным министерством образования, науки и молодежной политики. Выборы в органы ученического самоуправления уже прошли в 1 093 общеобразовательных учреждениях. Количество избирателей в кубанских школах – более 285 тысяч человек. По результатам голосования избранными кандидатами стали примерно 13,5 тысяч ребят. Конкуренция развернулась нешуточная – порядка 4 кандидатов на один вакантный мандат. Школьные выборы активно освещались в средствах массовой информации и обсуждались ребятами в сети. 

Позитивное отношение к выборным институтам важно формировать со школьной скамьи, разъясняя особенности действующего избирательного законодательства.

С молодежью должна работать молодежь. Неспроста на встрече в Кремле в честь 25-летия российской избирательной системы говорилось о необходимости реального вовлечения молодежи в работу государственных структур. Такая работа ведется уже сегодня в избирательной системе, но ей необходим определено новый импульс.

В настоящий период мы имеем весьма слаженную и разветвленную систему молодежных консультативных органов при избирательных комиссиях практически всех уровней в зависимости от региона. Не создан молодежный орган при ЦИК России, в то время как более чем в половине российских субъектов соответствующие молодежные комиссии работают при региональных и территориальных избиркомах.

Полагаем, в нашей стране необходимо основательно подойти к проработке вопроса о формировании Центральной молодежной избирательной комиссии России, которая смогла бы определить и выстроить четкую структуру и иерархию молодежных избиркомов. Кроме того, молодежный центризбирком смог бы эффективно собирать молодежные инициативы, курировать проекты и анализировать эффективность отдельных программ. Уже сформированный Союз Молодежных избирательных комиссий Российской Федерации смог бы консолидировать успешные региональные практики и заниматься организационными вопросами совместных мероприятий. 

Молодежные избиркомы созданы во многих регионах, однако эту тенденцию необходимо и дальше развивать, чтобы охватить молодежь на всех уровнях избирательных комиссий. В субъектах Российской Федерации активно формируются участковые избирательные комиссии, в составе которых количество молодежи превалирует, и такие комиссии неофициально называются молодежными. Все это способствует не только масштабному обновлению кадров, но и по повышению профессионального уровня организаторов выборов в условиях стремительной цифровизации общественного уклада. 

Анализируя современную практику, можно отметить, что проведение школьных выборов способствует подготовке молодежи к осознанному участию в голосовании, формированию активной гражданской позиции. Выборы в органы ученического самоуправления положительно отражаются на повышении правовой культуры и проведении в стране цельной молодежной политики, которую важно реализовывать со «школьной скамьи» и последовательно продолжать в ходе всего образовательного процесса.

Скачать презентацию "Выборы в школах: несколько причин «За»"

Илья Пащенко, лауреат первой премии в номинации «Учебно-методическое пособие» Всероссийского конкурса ЦИК России (Кубанский государственный университет)